Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты разработки концепции эмоциональной креативности педагога 14
1.1. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность как предмет психологических исследований 14
1.2. Эмоциональная креативность и совладающее поведение применительно к педагогической деятельности 35
1.3. Эмоциональная креативность и духовно-нравственные аспекты личности педагога 53
1.4. Итоги теоретического анализа и гипотезы исследования 59
ГЛАВА 2. Диагностическое исследование эмоциональной креативности студентов 65
2.1. Обоснование и описание методики исследования 65
2.2. Результаты диагностического исследования и их анализ 89
2.3. Выводы по второй главе 102
ГЛАВА 3. Формирование эмоциональной креативности студентов в авторской программе психологической подготовки 105
3.1. Обоснование экспериментальной программы 105
3.2. Краткое описание основного содержания экспериментальной программы и ее реализации в работе со студентами ЭГ 111
3.3. Результаты контрольной диагностики 145
3.4. Выводы по третьей главе 150
Заключение 152
Библиографический список
- Эмоциональная креативность и совладающее поведение применительно к педагогической деятельности
- Эмоциональная креативность и духовно-нравственные аспекты личности педагога
- Результаты диагностического исследования и их анализ
- Краткое описание основного содержания экспериментальной программы и ее реализации в работе со студентами ЭГ
Введение к работе
Актуальность исследования. Высокие требования к индивидуальному, психологическому, интеллектуальному, духовно-нравственному и эмоциональному развитию каждой личности и социально-экономические, культурологические преобразования условий жизни ставят перед учебно-воспитательным процессом в подготовке педагога новые задачи, одной из которых является развитие личности будущего специалиста как субъекта творчества. Речь должна идти о развитии и творческом использовании в профессиональной деятельности педагога всех ресурсов и возможностей личности.
Одной из важнейших сторон профессиональной деятельности и личности педагога является эмоциональная сторона деятельности, в целом эмоциональная сфера и эмоциональная жизнь педагога. Богатство эмоциональной жизни педагога является залогом профессионализма. Однако чтобы стать условием достижения высокого уровня успехов, эмоциональные ресурсы личности должны быть творчески использованы.
Современные условия предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке педагогов. Помимо профессиональной компетентности особую значимость приобретает способность решать нестандартные, творческие задачи. Это требует усиления творческой составляющей образовательного процесса в профессиональной подготовке специалиста, в развитии его эмоциональной и коммуникативной сферы. Научные исследования, связанные с данной проблематикой, существенно отстают от практических запросов системы образования.
Как известно, педагогическая деятельность – одна из самых сложных и ответственных. Особая роль в ней принадлежит эмоциональным потенциалам личности. Система личностных характеристик и способностей, определяющих возможности творческого использования эмоциональных ресурсов, мы в нашей авторской концепции обозначаем как эмоциональную креативность педагога. В субъектной характеристике педагога всегда соединяются интеллектуальная, эмоциональная, волевая, ценностная, нравственная, духовная и рефлексивная плоскости (И.А.Зимняя, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, В.В. Рыжов и др.). При этом существенным и специфическим является влияние на личность педагога эмоционального фактора, который может проявиться в разного рода стрессах, эмоциональных напряжениях, нарушениях и сбоях профессионального поведения педагога, может вылиться в возникновение синдрома психоэмоционального выгорания.
При значительном влиянии на эти процессы психофизиологических особенностей, эмоциональной устойчивости, типа темперамента и других индивидуально-психологических особенностей личности педагога (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина) ведущая роль и в возникновении, и в профилактике, и в преодолении подобного рода нарушений принадлежит ценностно-смысловым и нравственно-духовным характеристикам личности. Мы полагаем, что определенное сочетание наиболее важных эмоциональных, интеллектуальных, волевых, ценностных и духовно-нравственных качеств личности педагога создает предпосылки для успешного творческого разрешения профессиональных ситуаций. Мы обозначаем эту совокупность понятием эмоциональная креативность и полагаем, что в этом определении понятие эмоционального интеллекта, широко используемое в психологических исследованиях (Д. Голмен, М.Дэвис, Л. Станков и Р. Робертс, Д. Карузо, Д. Мейер, Р. Стернберг, П. Селавей и др.), получает свою конкретизацию применительно к творческой личности педагога.
Понятие эмоциональной креативности является новым, и используется нами для обозначения интегральной характеристики эмоциональной сферы и целостной личности педагога, обеспечивающей продуктивно-творческий характер его профессиональной деятельности, с одной стороны, и предотвращение профессиональных деструкций личности педагога, с другой стороны. Исключительность педагогической деятельности проявляется не только в большом комплексе высоких требований к личностно и профессионально важным качествам и уровню культуры и профессиональной подготовки педагога. Она также – в многообразии возможностей возникновения стрессов, различных профессионально-личностных деструкций и синдрома "выгорания". Не случайно многие авторы указывают, что среди всех профессий социономического типа педагоги наиболее подвержены "психическому выгоранию" (Н.А. Аминов, В.В. Бойко, М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, Г.Г. Горелова, А.К. Маркова, В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, Э.Э. Сыманюк и др.). Оказавшись в ситуации неразрешимого противоречия и внутренней напряженности, педагог осознанно или неосознанно приходит к осмыслению своих жизненных стереотипов и изменению своего профессионально-жизненного пути. Как справедливо отмечает Г.Г.Горелова "происходит переориентация деятельности, пересмотр ее личностных смыслов и ценностей, что невозможно без четкого осознания ее структуры и целей".
Проблему исследования составляет главный вопрос: как сохранить позитивный уровень эмоциональной сферы, наилучшим образом использовать эмоциональный поведенческий репертуар личности, творчески применить в профессиональной деятельности эмоциональные ресурсы и средства? Это вопрос о психологических условиях развития и усиления эмоциональной креативности педагога. В педагогической деятельности, которая, как говорят, сродни деятельности актера, художника и других творческих профессий, эмоции и чувства, а также экспрессивные средства их выражения имеют не меньшее значение, чем профессиональные знания, умения и навыки, профессиональная речь и многое другое.
Эмоциональная креативность педагога представляет собой способность оригинально, нестандартно проявлять эмоциональный интеллект, творчески использовать репертуар эмоций и чувств и их поведенческих проявлений во всех аспектах профессиональной деятельности педагога.
Цель исследования – определить сущность, выявить условия и разработать программу формирования эмоциональной креативности личности будущего педагога. Представляется важным в этой программе предусмотреть работу по оптимизации таких эмоционально-коммуникативных способностей студентов, как эмпатия, коммуникативная толерантность, система коммуникативных установок личности, эмоционально-личностных состояний, определяющих эмоциональный фон общения личности с другими людьми.
Объект исследования – профессиональная подготовка будущих педагогов в системе высшего профессионального образования.
Предмет исследования – система свойств и способностей студентов, определяющих творческое использование эмоциональных личностных ресурсов в профессиональной деятельности и программа сопровождения их развития.
Гипотеза исследования заключается в ряде предположений:
– мы предполагаем, что эмоциональная креативность, будучи сложным, интегральным личностным образованием, объединяет совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных, волевых, коммуникативных характеристик личности, системно интегрированных духовно-нравственными качествами и ориентациями личности; понятие эмоциональной креативности является новым, и используется нами для обозначения интегральной характеристики эмоционально-личностной сферы педагога, обеспечивающей продуктивно-творческий характер профессиональной деятельности;
– мы предполагаем, что эмоциональная креативность педагога является фактором профилактики эмоционального стресса, напряжения, истощения, выгорания и других деструкций в профессиональной педагогической деятельности;
– мы исходим также из того, что в процессе формирования эмоциональной креативности студентов педагогических специальностей важным направлением является развитие эмоционально-коммуникативных способностей; принципиально коммуникативная природа профессиональной педагогической деятельности определяет основные проявления эмоциональной креативности именно в системе педагогического общения и взаимодействия педагога с другими людьми;
– главное предположение состоит в том, что генеральным фактором (условием) формирования эмоционально творческой личности педагога и его эмоциональной креативности является духовно-нравственная ориентация личности педагога в целом, и, прежде всего, ориентация подготовки и будущей профессиональной деятельности на модус профессионального служения.
Задачи исследования состоят в следующем:
– теоретический анализ и построение концепции и модели эмоциональной креативности педагога; выявление сущности и структуры этого нового понятия;
– на основе теоретического исследования выявление совокупности психологических условий и факторов формирования и развития эмоциональной креативности педагога;
– разработка и реализация программы диагностического исследования уровня и состояния эмоциональной креативности студентов и ее составляющих личностных характеристик;
– разработка и реализация в эксперименте программы формирования эмоциональной креативности, психологического сопровождения этого процесса и проверка исходных гипотез о позитивной роли эмоциональной креативности в профилактике и преодолении профессиональных деструкций деятельности педагога.
Методологическую и теоретическую базу исследования составляют принципиальные положения современной психологии о социальной обусловленности развития личности в деятельности, общении, обучении и в воспитании (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); положения отечественных и зарубежных концепций о структуре и условиях развития способностей и творчества (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, Я.А.Пономарев, Б.М. Теплов, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, Э.П. Торренс); подходы и теории, объясняющие закономерности и механизмы эмоциональной жизни личности, ее развития и нарушений (Б.Г. Ананьев, В.В. Бойко, Н.Д. Левитов). Идеи о механизме и условиях развития педагогических способностей и творческих характеристик в профессиональном становлении педагога (Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.И. Щербаков, Е.Е. Щербакова и др.). Были использованы положения концепций отечественных и зарубежных ученых о ценностно-смысловых характеристиках личности, детерминирующих ее общение и деятельность (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, И.А. Ильин, К. Роджерс, В. Франкл, Г.Г. Шпет).
Методы исследования:
– теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме;
– эмпирические методы: контролируемое наблюдение, опросные методы, психологическое тестирование;
– теоретико-экспериментальное моделирование программы обучения и развития коммуникативной креативности, эксперимент с использованием комплексной методики;
– методы математической обработки данных и их качественный анализ.
Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проведено на базе подготовки педагогов и педагогов-психологов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования: ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова" и НОУ ВПО "Университет Российской академии образования (Нижегородский филиал)", студенты и выпускники которых явились испытуемыми в наших экспериментальных исследованиях. В исследовании участвовали 130 студентов психолого-педагогических специальностей и выпускников названных учреждений.
На I этапе решались задачи теоретического анализа проблемы и разработки авторских позиций. На II этапе разработана и реализована программа психологической диагностики эмоциональной креативности и связанных с ней личностных характеристик студентов. На III этапе разработана и реализована комплексная экспериментальная программа формирования и сопровождения развития эмоциональной креативности студентов с учетом выявленных в исследовании условий и результатов диагностики. На IV этапе проведено контрольное диагностическое исследование, качественный и количественный анализ данных, подведены итоги и сделаны выводы всего исследования.
Научная новизна исследования:
– водится в аппарат научного исследования и содержательно раскрывается новое понятие эмоциональной креативности как системной характеристики личности, определяющей способность педагога творчески, нестандартно и эффективно использовать собственные эмоциональные ресурсы;
– получены новые данные, раскрывающие роль эмоциональной креативности как фактора профилактики и преодоления профессиональных деструкций в деятельности педагога (психоэмоционального выгорания);
– выработано новое представление о специфике эмоционально-коммуникативного творчества педагога; показаны проявления эмоциональной креативности в процессах эмпатии, коммуникативной толерантности, в преодолении негативных коммуникативных установок;
– выявлены новые аспекты взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных характеристик личности педагога; показано, что интеллектуальные способности и креативность мышления позитивно влияют на творческое использование эмоциональных ресурсов в профессиональной деятельности педагога;
– выработаны новые подходы к разработке программ профессионально-творческой подготовки, направленных на развитие эмоционально творческой личности и ее коммуникативной креативности; эти инновации связаны с интегративным подходом к формированию эмоционально творческой личности и доминирующей ролью духовно-нравственных факторов в этом процессе.
Таким образом, научная новизна исследования определяется разработкой и внедрением в научный обиход новых представлений об эмоциональной креативности педагога, а также доказательством того, что данная системная личностная характеристика формируется под влиянием духовно-нравственных факторов подготовки и последующей профессиональной деятельности педагога. Сформированная в системе психологического сопровождения подготовки студентов эмоциональная креативность обеспечивает творческое использование эмоциональных ресурсов и выступает фактором профилактики и преодоления профессиональных деструкций в деятельности педагога.
Теоретическая значимость исследования:
– выявлена в теоретическом анализе и проверена в эксперименте совокупность психологических условий, определяющих эффективность программы подготовки и формирования эмоционально-творческой личности будущего педагога;
– предложена теоретическая модель эмоционально-творческой личности педагога и ее эмоциональной креативности как системы свойств и способностей, определяющей творческое использование эмоциональных личностных ресурсов;
– получили теоретическое обоснование и проверку на эффективность программы комплексной диагностики и психологической подготовки студентов в целях изучения и формирования эмоционально-творческой личности;
– теоретически обоснована и экспериментально подтверждена ведущая роль ценностно-смысловых и нравственно-духовных факторов в формировании эмоционально-творческой личности педагога и его эмоциональной креативности; показана определяющая роль ориентаций личности на модус служения в профессиональной педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования:
– результаты исследования позволяют оптимизировать учебно-воспитательный процесс в подготовке специалистов педагогов за счет активизации эмоционально-творческих и коммуникативных потенциалов студентов;
– практическое значение имеет апробированная и показавшая свою эффективность экспериментальная программа диагностики и формирования эмоционально-творческой личности педагога, способствующая развитию эмоциональной креативности студентов, которая может быть рекомендована к применению в процессе профессиональной подготовки в педагогических вузах;
– результаты и выводы исследования могут быть использованы и используются в практике работы психологической службы высшего учебного заведения, в оптимизации процесса профессиональной подготовки специалистов педагогов;
– результаты и выводы исследования используются в лекционных курсах и семинарах по педагогической психологии для студентов педагогического университета, в научной работе аспирантов и соискателей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональная креативность, будучи сложным, интегральным личностным образованием, объединяет совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных, волевых, коммуникативных характеристик личности, системно интегрированных духовно-нравственными качествами и ориентациями личности. Эмоциональная креативность педагога представляет собой способность оригинально, нестандартно проявлять эмоциональный интеллект, творчески использовать репертуар эмоций и чувств и их поведенческих проявлений во всех аспектах профессиональной деятельности.
2. Эмоционально креативная личность способна эффективно противостоять эмоциональным стрессам, напряжениям, психологически неблагоприятным условиям профессиональной деятельности. Защищается положение о том, что эмоциональная креативность является фактором профилактики профессиональных деструкций в деятельности педагога (эмоционального истощения и выгорания).
3. Важным направлением формирования эмоциональной креативности студентов педагогических специальностей является развитие эмоционально-коммуникативных способностей (эмпатии, коммуникативной толерантности, эмоционально-коммуникативных установок). Основные проявления эмоциональной креативности имеют место именно в системе педагогического общения и взаимодействия педагога с другими людьми.
4. Генеральным фактором, определяющим механизм формирования эмоционально творческой личности педагога и его эмоциональной креативности, является духовно-нравственная ориентация личности педагога в целом, и, прежде всего, ориентация профессиональной подготовки и будущей деятельности на модус профессионального служения. Модус служения выступает ведущей формой проявления духовности личности в профессиональной педагогической деятельности в отличие от других модусов: модуса обладания и модуса достижений.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 248 наименований. Работа иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами.
Эмоциональная креативность и совладающее поведение применительно к педагогической деятельности
Теоретическая значимость исследования: - выявлена в теоретическом анализе и проверена в эксперименте совокупность психологических условий, определяющих эффективность программы подготовки и формирования эмоционально-творческой личности будущего педагога; - разработана теоретическая модель эмоционально-творческой личности педагога и ее эмоциональной креативности как системы свойств и способностей, определяющей творческое использование эмоциональных личностных ресурсов; - получили теоретическое обоснование и проверку на эффективность программы комплексной диагностики и психологической подготовки студентов в целях изучения и формирования эмоционально-творческой личности; - теоретически обоснована и экспериментально подтверждена ведущая роль ценностно-смысловых и нравственно-духовных факторов в формировании эмоционально-творческой личности педагога и его эмоциональной креативности; показана определяющая роль ориентации личности на модус служения в профессиональной педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования: - результаты исследования позволяют оптимизировать учебно воспитательный процесс в подготовке специалистов педагогов за счет акти визации эмоционально-творческих и коммуникативных потенциалов студен тов; - практическое значение имеет апробированная и показавшая свою эф фективность экспериментальная программа диагностики и формирования эмоционально-творческой личности педагога, способствующая развитию эмоциональной креативности студентов, которая может быть рекомендована к применению в процессе профессиональной подготовки в педагогических вузах; - результаты и выводы исследования используются в лекционных курсах и семинарах по педагогической психологии для студентов педагогического университета, в научной работе аспирантов и соискателей, в практике работы психологической службы вуза, в оптимизации процесса профессиональной подготовки специалистов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональная креативность как сложное, интегральное личностное образование объединяет совокупность интеллектуальных, мотивацион-ных, эмоциональных, волевых, коммуникативных характеристик личности, системно интегрированных духовно-нравственными качествами и ориента-циями личности. Эмоциональная креативность педагога представляет собой способность оригинально, нестандартно проявлять эмоциональный интеллект, творчески использовать репертуар эмоций и чувств и их поведенческих проявлений во всех аспектах профессиональной деятельности.
2. Эмоционально креативная личность способна эффективно противостоять эмоциональным стрессам, напряжениям, психологически неблагоприятным условиям профессиональной деятельности. Защищается положение о том, что эмоциональная креативность является фактором профилактики профессиональных деструкции в деятельности педагога (эмоционального истощения и выгорания).
3. Важным направлением формирования эмоциональной креативности студентов педагогических специальностей является развитие эмоционально-коммуникативных способностей (эмпатии, коммуникативной толерантности, эмоционально-коммуникативных установок). Основные проявления эмоциональной креативности имеют место именно в системе педагогического общения и взаимодействия педагога с другими людьми.
4. Генеральным фактором, определяющим механизм формирования эмоционально творческой личности педагога и его эмоциональной креативности, является духовно-нравственная ориентация личности педагога в целом и, прежде всего, ориентация профессиональной подготовки и будущей деятельности на модус профессионального служения. Модус служения выступает ведущей формой проявления духовности личности в профессиональной педагогической деятельности в отличие от других модусов: модуса обладания и модуса достижений.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 248 наименований. Работа иллюстрирована таблицами, схемами, диаграммами.
В первой главе "Теоретические аспекты разработки концепции эмоциональной креативности педагога" разработку названного феномена мы осуществляем на основе теоретического анализа существующих подходов и концепций, а также на базе экспериментального исследования, проведенного на большом массиве педагогов - участников нашего комплексного исследования.
Во второй главе "Диагностическое исследование эмоциональной креативности и ее роли как фактора профилактики эмоционального выгорания педагога" изучаются уровни и особенности развития эмоциональной креативности студентов - будущих педагогов, дается оценка состояния творческого использования студентами своих эмоциональных ресурсов и способностей, формулируются задачи их целенаправленного развития. В главе изучается взаимосвязь эмоциональной креативности, духовно-нравственных ориентации и проявлений психоэмоционального выгорания педагогов.
В третьей главе "Формирование эмоциональной креативности будущих педагогов в авторской программе психологической подготовки и сопровождения" представлена разработка, обоснование авторской программы психологической подготовки и сопровождения студентов с целью развития свойств и способностей, составляющих эмоциональную креативность как системную личностную характеристику. Описана реализация программы в учебно-воспитательной работе. В главе приведены и проанализированы результаты контрольной диагностики и сделаны выводы об эффективности формирующей программы. Обсуждение результатов эксперимента и проведенного корреляционного анализа данных нацелены на проверку научных гипотез исследования. В заключении подведены итоги исследования и сделаны основные выводы по его результатам.
Эмоциональная креативность и духовно-нравственные аспекты личности педагога
К испытуемым с высоким уровнем проявления названных новых установок отнесены студенты, показатели которых были более 50 баллов; к испытуемым с низким уровнем этих установок отнесены испытуемые, показатели которых были менее 35 баллов; остальные испытуемые вошли в группу со средним уровнем проявления изучаемых показателей.
Результаты по этой методике во многом служили для уточнения и контроля данных по предыдущей, но использовались и в качестве самостоятельных результатов. Инструкция. "Просим Вас выбрать в каждом из предложенных суждений то, которое лучше всего описывает Ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке бланка для ответов".
Шкала "Спокойствие - тревожность ". 10. Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе. 9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь. 8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.
Методикой измеряются следующие показатели: 1. Самооценки по шкалам "тревожности-спокойствия", "энергичности, бодрости-усталости", "приподнятости-подавленности", "уверенности в себе-чувства беспомощности" (индивидуальная самооценка равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из каждой шкалы). 2. Интегральная оценка эмоционального тонуса -суммарная самооценка оценка по всем шкалам, деленная на 4.
Эта методика представляет собой вопросник из 48 предложений. Первоначально она предназначалась и для выявления склонности к проявлению эмоций той или иной модальности, но затем эта идея была отброшена, так как получавшиеся результаты не совпадали с другими методиками. За этим тестом осталась задача выявлять предпочитаемые средства (каналы) выражения тех или иных эмоциональных состояний, а также интегральные характеристики: интенсивность экспрессии, двигательная активность при эмоциональных переживаниях и нарушения речи и поведения при эмоциональных переживаниях. Методикой выявляются 8 экспрессивных каналов выражения эмоциональных состояний: громкость голоса, темп речи, образность речи, речевые ошибки ("сбой" речи), интонационная выразительность речи, двигательная активность, лишние движения, мимика. Кроме того, путем комбинации вопросов выделяются три фактора экспрессивности: внешняя выразительность эмоциональных состояний, активность поведения под их влиянием и нарушения речи и поведения под влиянием эмоциональных состояний.
Недостатком методики является неодинаковое количество вопросов, относящихся к названным трем факторам, что существенно затрудняет их сравнение. Ряд вопросов в методике характеризует экспрессивность, не дифференцированную по каналам. В связи с этим не ясна роль этих вопросов как самостоятельного критерия оценки эмоциональной экспрессивности, в какой связи эта экспрессивность находится с каналами экспрессии. Для целей нашего исследования мы используем общую интегральную оценку эмоциональной выразительности личности как проявления ее эмоциональной креативности, рассчитывая общий интегральный показатель экспрессивности по всем шкалам методики.
Инструкция. "Напишите на выданном Вам бланке свою фамилию, имя, возраст и дату проведения эксперимента. Начинайте отвечать на вопросы. Отвечайте на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предложенных вариантов ответа: "а", "б" или "в", отражающий Ваше мнение. Левая клеточка ("а") соответствует ответу "безусловно, да", средняя ("б") - ответу "иногда", а клеточка "в" - ответу "нет". Отвечая на вопрос, каждый раз проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким же номером в листке для ответов. Ответы должны быть даны на все вопросы без исключения. Старайтесь, чтобы промежуточный вариант ответа "б" встречался не чаще 1 раза на 6-7 ответов. Отвечайте на вопросы исходя из того, что для вас характерно в настоящий период времени. Помните, что к своим ответам нужно отнестись ответственно и серьезно. Отвечать нужно только искренне! Если Вам непонятна инструкция, прочтите ее еще раз".
Результаты диагностического исследования и их анализ
Пример. Рассмотрим решения одной задачи: Художнику И. С. Телятникову в 1942 году была поручена разработка эскиза ордена Александра Невского. На ордене должно было быть изображение полководца, причем легко узнаваемое. Но не сохранилось ни портретов, ни описаний внешности русского князя. Что было делать художнику? 1. Сформулируем необходимые требования к решению проблемы: идеальный результат - все должны узнавать на изображении Александра Невского. 2. Определим основные противоречия: - как создать портрет человека, которого никто из ныне живущих не видел? - как сделать этот портрет узнаваемым? 3. Компромиссы исключаются - например, тот аргумент, что наличие древнерусского шлема решит задачу. Окончательное формулирование требований к решению выглядит так: - на портрете должно быть изображено узнаваемое многими лицо; - это лицо должно ассоциироваться с Александром Невским. Ответ: И. С. Телятников использовал в работе над эскизом ордена облик артиста Н.К. Черкасова, сыгравшего роль Александра Невского в одноименном, очень популярном в те годы фильме. Образ князя прочно связался в сознании людей с внешностью именно этого человека. Контрольный вопрос Как используется механизм ассоциирования в технологиях поиска творческих решений? Задание Попробуйте самостоятельно сформулировать принцип "сделай заранее", выполнив данное задание.
В продаже имеются бутылки с вином, внутри которых находится внушительных размеров целый (!) плод - яблоко, груша и др. Как он там оказывается, если его диаметр значительно больше диаметра горлышка бутылки?
Метод аналогии дает возможность "приручить" непривычное и сделать его знакомым. В процессе творческого решения проблем этот прием может помочь нам справиться с неопределенностью, расширить свое представление о предмете, найти опору в собственном опыте, нащупать непрямой путь решения. Метод аналогии построен на ассоциативном мышлении.
Американец шотландского происхождения Александр Г. Белл но аналогии с устройством человеческого слухового аппарата создал первый телефон. Воспринимающая и передающая акустические колебания мембрана была в нем из кожи.
Тема занятия "Мозговой штурм " Этот метод коллективного поиска творческого решения предложен американским исследователем А. Ф. Осборном в 1936 году. Автором было замечено, что люди, традиционно не привлекавшиеся к решению проблем, зачастую обладают гигантским творческим потенциалом. Однако эти скрытые способности проявляются в моменты большого увлечения и отсутствия страха оценки.
Цель метода - побудить членов творческой группы к изобретению как можно большего количества разнообразных идей. Разработка идей происходит во время специальных сессий. Сессии выглядят как коллективное "набрасывание" идей решения стоящей проблемы.
На первом этапе формулируется задача в виде вопроса, на который предстоит найти ответ. Затем формируется группа. Обычно в состав группы входят 6-12 человек, активных, независимых, позитивно настроенных к происходящему. Они все вместе смогут найти решение! Обязательное условие - выбор лидера группы. Его задача заключается в обеспечении включенности участников в рабо 123 ту, поддержке высокого темпа и контроле за соблюдением правил мозгового штурма - в частности, запрета на критику. Последним моментом подготовки к сессии является выбор секретаря (человека, который будет фиксировать все идеи, высказанные участниками).
Участники обычно садятся в круг, чтобы лучше видеть и слышать друг друга, настраиваются на совместный поиск. Часто после сессии мозгового штурма участники не могут вспомнить, кто автор тех или иных идей! Снижение страха оценки достигается за счет очень высокого темпа работы - ведь важно количество идей. В результате рождается довольно много и забавных, невероятных вариантов. Участники начинают чувствовать себя немного детьми, которые веселятся на славу. Сессию всегда сопровождают азарт, кураж, смех.
Сочетание этих факторов стимулирует интуитивный подсознательный поиск в атмосфере психологической безопасности. Вероятность вытеснения оригинальных идей как "неправильных" или "безумных" падает. Эффективности этого метода немало способствует приятная игровая атмосфера. Для того чтобы "мозговой штурм" "сработал", его проведение строится по определенным правилам:
Мы уже знаем, что творческие способности человека проявляются очень разнообразно, в том числе и в его поведении. Гибкость и нестандартность поведения - еще одно из проявлений креативности. Гибкость на уровне мышления - это способность к вариативности идей, гибкость на уровне поведения - способность к разнообразию поведенческих проявлений.
Мы просили наших коллег-психологов назвать людей (или персонажей), которые, по их мнению, являются образцами гибкого поведения, а затем предлагали обосновать критерии своего выбора. Несомненным лидером выборов является Остап Бендер, за ним следуют Фигаро, Штирлиц, Жириновский, Ходжа Насреддин, Овод, Том Сойер, Джеймс Бонд. Список оказался длинным. Указывались критерии гибкого поведения (по мере снижения частоты упоминания): - целеустремленность (точно знают, чего хотят, и могут взять ответственность на себя); - психологическая чувствительность: способность понимать чувства и потребности других;
Краткое описание основного содержания экспериментальной программы и ее реализации в работе со студентами ЭГ
Затем участникам предлагают нарисовать то, чего они боятся. После чего дают ножницы и просят участников разрезать их "страх" на мелкие кусочки, а мелкие - на еще более мелкие. Когда "страх" рассыплется на крошечные кусочки, следует сделать вывод, что теперь его собрать невозможно. Мелкие кусочки заворачивают в бумагу и выбрасывают в мусорное ведро. Затем можно пойти и выбросить мусор: он никому не нужен. Его увезут и сожгут, а вместе с мусором сгорит и "страх", и больше его никогда не будет.
Замечание. Повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица в ответ на просьбу: "Нарисуй свой страх". Упражнение "Мысленная тренировка" Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживаниях; тщательно, детально продумывается собственное поведение.
Упражнение "Репетиция"
Педагог проигрывает ситуации, вызывающие у испытуемых тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, а ведущий исполняет роль строгого учителя или насмешливого одноклассника, детально отрабатывая способы действия учащегося. При этом ведущему рекомендуется, не предупреждая об этом заранее школьника, менять тон разговора с ним: например, стать нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.
Упражнение "Довести до абсурда " В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других априорно "спокойных" ситуациях школьнику предлагается в гротескной форме изобразить очень сильную тревогу или страх. Упражнение "Переформулировказадачи"
Известно, что результативной деятельности тревожных людей мешает, в частности, то, что они сосредоточены не только на самой деятельности, но и в большей степени на том, какое впечатление они производят на окружающих. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от оценивания себя. Например, ставить цель при ответе у доски: "Я должен рассказать о законе всемирного тяготения" вместо "Я должен ответить во что бы то ни стало" или "Я должен получить пятерку". Необходимо также обучать школьника умению снижать значимость ситуации и понимать достаточно относительное значение "победы" или "поражения". В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как тренировочные, в которых школьник может научиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний. Упражнение "Рассмешить партнера"
Выбирают первую пару игроков. Один из них должен во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить партнера. Если ему удастся это сделать, то его партнер становится смешащим и выбирает себе нового партнера из остальных игроков. Если рассмешить не удается никакими силами, то приходится выбирать нового партнера. В конце игры определяют самого способного смешить и самого смешливого игрока.
Упражнение "Нахал" "Ну бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто-то влезает! Ситуация очень знакомая, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение. Да и не всяким словом можно отбить охоту на будущее такому нахалу. Так как же быть? Не мириться же с этим как с неизбежным? Попробуем разобраться в такой ситуации. Разбейтесь на пары. "Нахал" будет справа. Те, кто слева, отвечайте ему, да так, чтобы неповадно было. Сейчас "нахал" будет слева, а правые игроки каждой пары должны на него отреагировать. Начали! Спасибо. Ну а теперь определим лучший ответ "нахалу", который дал самый находчивый игрок. Спасибо. Игра закончена".
Упражнение "Запрещенные движения"
Ведущему предлагается встать перед участниками игры. Участникам дается следующая инструкция: "Следите за руками ведущего и повторяйте все его движения. Условимся об одном запрещенном для вас движении - вниз. Как только руки ведущего пойдут вниз - ваши должны взлететь вверх. Все другие движения рук ведущего повторяйте. Как только кто-нибудь ошибется, он будет выполнять обязанности ведущего. Итак, копируйте движения ведущего, кроме одного движения вниз. Начали!" Упражнение "Неожиданная встреча "
Ведущий объясняет, что порой мы многое теряем из-за того, что бываем не подготовлены к неожиданностям. Часто порядочный человек приходит в смятение при проявлении явной непорядочности, грубости или насилия над личностью. Дать сдачи? Но ведь грубость никогда не была показателем силы. А вовремя сказанная острая фраза может поставить в замешательство и грубияна! Надо быть готовым к самому худшему, поскольку именно такие случаи и вызывают наибольшее замешательство.
Затем ведущий предлагает разыграть такую ситуацию: "Представьте себе: на вас нападает грабитель. Прямо средь бела дня. Возможно, он вооружен, но единственное оружие для вас - это слово. Что вы можете сказать с ходу, что противопоставить ему? Ведь в такой экстремальной ситуации, наверное, и слово тоже не всякое поможет. К разрешению создавшейся ситуации требуется неординарный подход. Грабитель, как правило, действует неожиданно. Наверное, лучше так же и ответить. А чем его удивить? Поможет только выдумка, фантазия и находчивость. Итак, давайте по парам разыграем такую ситуацию. В каждой паре сидящий слева - "грабитель", а справа - его "жертва". Времени мало - всего несколько секунд. Начали! А теперь поменяйтесь ролями: "грабитель" будет справа в каждой паре игроков. Начали! Спасибо, спасибо... Опасность миновала".
В заключение ведущий организует конкурс на лучшее решение в создавшемся положении и предоставляет слово всем желающим. Затем все вместе определяют победителя в этом конкурсе.
Упражнение "Горячий стул "
Ведущий предлагает участникам пройти процедуру под названием "горячий стул". В центре комнаты стоит стул. Все участники по очереди занимают место на нем. А в это время все остальные члены группы обращаются к нему по следующей форме: "Когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то или ведешь себя так-то и так-то, у меня возникают такие-то чувства и мне кажется, что это означает то-то и то-то". Высказывания должны быть по возможности конкретными. Используется только та информация, которая была получена во время непосредственного общения. Следует избегать определений "нравится", "хорошо", "плохо". После того как все выскажутся, участник, в адрес которого производились высказывания, рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял и что отвергает. В заключение подводятся итоги упражнения.
Упражнение "Учимсяуверенному поведению"
Учащимся раздают материал, знакомящий их с основными признаками уверенности и беспокойства. Далее ведущий сообщает участникам, что для того, чтобы завоевать расположение собеседника или аудитории, неплохо бы знать толкование некоторых жестов, которые отражают в общении степень уверенности (самоуверенности) человека в себе и своей правоте, и жестов, отражающих внутреннее напряжение, неуверенность человека в себе и своих возможностях, беспокойство, тревогу. И предлагает разыграть два этюда.
Этюд первый - "Интервью", этюд второй - "Следствие". Сюжет этюда "Интервью" такой: начинающий журналист или журналистка берет свое первое интервью у самого влиятельного и вероятного претендента на пост президента страны. Последнее телевизионное интервью в последний день предвыборной кампании. Если журналист удачно задаст вопросы, то прославится; если удачно ответит на острые вопросы претендент - он станет президентом великой страны. Это звездный час для обоих участников. Журналисту важно, преодолев свое волнение, сбить налет самоуверенности с великого политического деятеля, претенденту - не поддаться на провокации и показать силу воли и характер.
Сюжет этюда "Следствие" таков: опытный следователь ведет очень запутанное дело и вызывает на беседу свидетеля, который может стать и обвиняемым, если скажет то, что может быть использовано против него. Уж следователь своего не упустит. Задача свидетеля - показать абсурдность подозрений следователя и поставить его на место. Не те, мол, нынче времена.
Желающим участвовать в этих этюдах дается около 10 мин, чтобы обсудить между собой план сценки и ее подробности. Остальным участникам игры предлагается быть наблюдателями. Им нужно, вооружившись ручкой и бумагой, описывать жесты и телодвижения, которые, по их мнению, отражают эмоциональное состояние участников этюдов. Пока исполнители готовятся, наблюдатели берут листок раздаточного материала (с признаками уверенности и беспокойства) и знакомятся с его содержанием.
Когда разыгрываются этюды, наблюдатели внимательно фиксируют даже самые на первый взгляд незначительные жесты исполнителей. Затем, сверяясь с записями, наблюдатели по очереди должны высказать свои суждения о том, какие жесты исполнителей были наиболее информативны для определения их уверенности в себе, а какие выдавали их беспокойство.
Упражнение "Радость трудного открытия "
Группа разбивается на большой и малый круги. Членам малого круга ведущий предлагает сложить рисунок из отдельных частей. (Рисунок выполнен на плотной бумаге и беспорядочно разрезан; одной части не хватает, но зато много лишних.) По условиям работы через каждые 2 мин перемешиваются все части. Участники по сигналу начинают складывать сначала. Через 10-15 попыток ведущий незаметно подкладывает недостающую часть и дает участникам возможность выполнить задание.
Члены большого круга, наблюдающие работу, обсуждают общие законы возникновения положительных аффектов и сравнивают с полученными данными: возникающее эмоциональное напряжение обычно сдерживается, положительные аффекты могут возникать по незначительному поводу и быть неадекватными ситуации.
Упражнение "Научись смеяться"
Манера смеяться - это своеобразный тест на воспитанность. Будьте веселы в меру. Помните мудрое изречение: "Тот, кто смеется все время, - глупец, а тот, кто никогда не смеется, - притворщик". Давайте понаблюдаем за тем, как мы смеемся. Для этого приглашаем в центр желающих рассказать смешную историю или анекдот. Пожалуйста, кто хочет повеселить публику, просим вас!
Задание к слушателям. Проследите за собой, за своими соседями во время смеха и отмечайте все, что с вами происходит. Например, кто-то хохочет и при этом стучит ногами и держится за живот. Кто-то дергается, вытирая слезы, тихо постанывая. А иной может так громко гоготать, раскрыв широко рот, что становится не слышно рассказчика. Итак, если задание понятно, то можем слушать веселых рассказчиков.
Теперь пришла пора серьезного обсуждения, хотя переключиться многим будет трудно. Пожалуйста, желающие, выступайте со своими наблюдениями во время смеха: что вы заметили особенного, что вас покоробило, что раздражило, и при этом не указывайте имен.