Введение к работе
Актуальность исследования
Начиная с последней трети XX века духовность становится предметом серьезного теоретического осмысления в психологии и последние десять лет находится в фокусе внимания многих исследователей (В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, Н.А. Коваль, И.М. Ильичева, Д.А. Леонтьев и др.). Объяснение этого видится в общей логике развития психологической науки, обусловленной спецификой изменения российского общества и психологии человека в связи с этим. В современных условиях необходимости согласования технократизма и гуманизма как ориентиров жизни личности одним из центральных направлений в исследовании внутреннего мира человека и закономерностей целостного его развития становится изучение духовности, охватывающей человека во всем многообразном единстве его жизни.
На сегодняшний день отмечается широкий диапазон теоретических и методологических подходов к изучению духовности. Ряд авторов определяют духовность или как культурологическую, или как экзистенциальную, или как гуманистическую, или как теологическую категорию. Некоторые исследователи сходятся в том, что духовность необходимо рассматривать как интегральную систему, проявляющуюся через совокупность критериев и показателей, систематизация которых позволяет выделить отдельные взаимодействующие компоненты.
Особый интерес для педагогической психологии представляет изучение развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза, которые в последующей реализации своей профессиональной деятельности выступают объектами идентификации в различных общественных системах: образовательных учреждениях, социальных службах, административно-государственных и политико-правовых структурах, масс-медиа и т.д. Такие исследования важны и в силу той роли, которую играет духовность в личностно-профессиональном развитии рассматриваемой категории будущих специалистов.
Будущий специалист с высокой степенью развития духовности в большей степени стремится к саморазвитию и самопознанию, готов работать с человеком на персонологическом уровне, уделять внимание его творческому потенциалу и отходить от стереотипности в профессиональной деятельности. Деятельность таких специалистов способствует созданию «духовного пространства», которое позволяет его участникам переживать субъектность и осознавать смысл своей жизни. Помимо этого, духовность определяет формы адаптивных процессов человека в стрессовых ситуациях, что очень важно в связи с тем, что представители коммуникативных специальностей в большей мере подвержены эмоциональному истощению и мотивационно-установочному выгоранию по сравнению с представителями других специальностей.
По вопросам профессионального становления человека накоплен достаточно основательный материал. Исследуются различные аспекты развития и саморазвития личности специалиста (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников и др.). Однако знания об особенностях развития духовности студентов, обучающихся по коммуникативным специальностям, в образовательном процессе вуза крайне ограничены. Основной причиной малой изученности данной проблемы является отсутствие общепринятой концепции духовности и адекватных методов ее исследования и развития. Вместе с тем, изучение развития духовности студентов коммуникативных специальностей в контексте образовательной среды вуза позволяет решить одну из первостепенных задач педагогической психологии – обеспечить качественную профессиональную подготовку представителей коммуникативных специальностей.
Цели исследования – изучение развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза, разработка и апробация программы активизации этого процесса в ходе профессионального обучения.
Объект исследования – духовность студентов коммуникативных специальностей.
Предмет исследования – особенности проявления, динамика и психолого-педагогические условия развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза.
Гипотезы исследования
1. Развитие духовности будущих представителей коммуникативных специальностей происходит в ходе обучения в вузе. При этом процесс духовного развития оказывается более эффективным, если в рамках профессиональной подготовки реализуется программа активизации развития духовности студентов коммуникативных специальностей.
2. Существует связь между спецификой содержания духовности и индивидуально-личностными особенностями студентов, обучающихся по коммуникативным специальностям.
3. Развитие духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза обеспечивается не только соотношением образовательных дисциплин и уровнем выраженности индивидуально-личностных особенностей, но и специальной психолого-педагогической программой активизации развития духовности.
Задачи исследования
1. На основе системного анализа литературы по проблеме дать обобщенное определение духовности, выделить основные параметры анализа ее содержания: структурные компоненты, сущностные показатели, функции, возможные этапы и условия развития.
2. Обосновать понятие «коммуникативные специальности», определить особенности профессиональной подготовки и деятельности их представителей.
3. Описать содержание духовности студентов коммуникативных специальностей.
4. Выявить связь духовности студентов коммуникативных специальностей с их индивидуально-личностными особенностями и направленностью обучения в вузе (объем и содержание учебной нагрузки по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам).
5. Установить особенности развития духовности студентов коммуникативных специальностей в процессе профессионального обучения (с 1-го по 5-й курс).
6. Разработать и апробировать программу активизации процесса развития духовности студентов, обучающихся по коммуникативным специальностям, в образовательном процессе вуза.
Теоретико-методологическая основа исследования: концептуальные положения о феномене духовности как средстве, позволяющем выйти за рамки индивидуального бытия (А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.); концепции о духовности как результате активного деятельностного процесса целеполагания и целедостижения (В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); теории о духовном творчестве человека, функционировании его субъективного внутреннего мира (В.Л. Братусь, В.И. Слободчиков и др.); теории о духовности как принципе саморазвития и самореализации (А. Адлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй и др.); концепции о духовности как культурологической и мировоззренческой категории (Л.И. Божович, В.Л. Братусь, С.Л. Рубинштейн и др.); научные представления о духовности как структурном образовании (И.М. Ильичева, Н.А. Коваль, В.Г. Федотова и др.); основные идеи об условиях и механизмах духовного, нравственного развития личности (Б.С. Братусь, Н.А. Коваль, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.); положения о сущности профессионального становления и формирования личности специалиста (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.).
Учитывая многоаспектность духовности как психологического явления, в работе анализируются и сопоставляются источники как научно-психологического, так и философско-религиозного характера. Важными явились взгляды Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова, Б.В. Ничипорова, Е.П. Рязанова, М.В. Розина, которые попытались соединить религиозный и психологический подходы к изучению духовности.
Методы исследования
В соответствии с поставленными задачами использовался теоретико-методологический, логико-исторический и сравнительный анализ литературных источников.
Экспериментальное исследование представлено пакетом инструментария: анкетирование, беседа, тестирование, метод экспертных оценок, контент-анализ и интент-анализ. В соответствии с программой исследования была применена группа психодиагностических методик: тест самоактуализации личности (адаптированный, Н.Ф. Калина), тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушин). Анкетирование с последующей беседой при необходимости проводилось на основе дополненной анкеты по духовности И.М. Ильичевой.
Для обработки полученных результатов исследования использовались качественный анализ и математико-статистические методы. Была разработана математическая модель анализа эмпирических данных, на основе которой создана специализированная программа «Подсчет мнений экспертов». Обработка полученных данных велась с использованием корреляционного анализа (Спирмен, Пирсон), однофакторного дисперсионного анализа, критериев Колмогорова-Смирнова для одной выборки, Стьюдента, Вилкоксона, Фридмана, Манна-Уитни.
Экспериментальная база исследования
Экспериментальное исследование проводилось в 2003–2008 гг. На различных этапах исследования приняли участие 257 человек, из которых 18 экспертов и 239 студентов Астраханского государственного университета.
Надежность и достоверность результатов обеспечены теоретико-методологическим обоснованием исследования, репрезентативностью экспериментальной базы исследования, использованием компьютерных версий методик для проверки данных, применением методов математической статистики, апробацией результатов на различных научно-практических конференциях, официальной регистрацией авторских разработок и методики обработки данных в Федеральном институте промышленной собственности (Роспатент).
Научная новизна исследования
1. Прослежено развитие проблемы духовности в философско-историческом осмыслении, отечественной и зарубежной психологической науке. Определено инвариантное ядро духовности в работах исследователей.
2. Уточнена и выявлена сущность понятия «коммуникативные специальности».
3. Определены сущность духовности и способы ее проявления, оценка студентами себя как носителей духовности, значение образовательного учреждения и отдельных учебных дисциплин в контексте духовного развития студентов.
4. Выделены содержание и динамика развития духовности студентов коммуникативных специальностей в процессе обучения в вузе (объем и содержание учебной нагрузки).
5. Раскрыты психолого-педагогические условия образовательной среды вуза, способствующие развитию духовности студентов коммуникативных специальностей, разработана и апробирована программа активизации развития духовности в образовательном процессе вуза.
Теоретическая значимость исследования
Проведенное исследование расширяет теоретические представления в области педагогической психологии о профессиональном становлении студентов коммуникативных специальностей. Понятийный аппарат педагогической психологии обогащен понятием «духовность студентов коммуникативных специальностей». Комплексное и многостороннее рассмотрение развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза имеет важное значение для осмысления системы профессиональной подготовки будущего специалиста.
Практическая значимость исследования
1. Выделение компонентов в структурной организации духовности студентов коммуникативных специальностей и определение психолого-педагогических условий ее развития создают предпосылки для качественной оценки и прогнозирования направлений развития духовности субъектов образовательного процесса.
2. Результаты исследования открывают возможность для совершенствования процесса профессионального обучения студентов коммуникативных специальностей. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов по проблемам профессиональной подготовки специалиста или могут быть включены в один из модулей вариативной части профессионального цикла учебной программы.
3. Успешно реализована на практике программа активизации развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза посредством Информационно-диагностического программного комплекса «Духовность представителей коммуникативных специальностей»; разработана структура базы данных для пользовательских ответов с возможностью дальнейшей обработки. Данная программа обогащает субъектно-ориентированные технологии профессиональной подготовки специалиста.
4. Разработана математическая модель для обработки результатов анкеты для неравных сравниваемых групп испытуемых, которая позволяет учитывать также комментарии к отдельным ответам анкеты.
5. Разработана и апробирована специализированная программа «Подсчет мнений экспертов», которая позволяет исключить ошибки влияния субъективного фактора при использовании метода экспертных оценок. Кроме того, благодаря дружественности интерфейса и легкости настраивания соответствующих конфигурационных параметров, данная программа легко адаптируется для обработки других задач, использующих схожий математический аппарат.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Понятие «Духовность» не имеет однозначного определения в силу широкого спектра проявлений духовности в жизни человека, их интерпретаций в работах представителей отечественной и зарубежной психологии. Подобная многогранность исследуемой категории и высокий уровень субъективности в ее толковании обуславливают закономерное отсутствие конкретного инструмента измерения духовности, что, в свою очередь, определяет трудности в определении объективно-аргументированной базы ее изучения. Духовность человека – это многокомпонентное индивидуально-личностное образование, определяющее содержание и направленность жизни человека в пространственно-временной плоскости.
2. Коммуникативные специальности предполагают такие виды трудовой деятельности, в которых требуются знания, умения и навыки, обеспечивающие постановку и решение профессиональных задач относительно стратегии использования комплекса коммуникативных средств и специфики их воздействия на получателя информации. Процесс и результат профессиональной деятельности будущих представителей коммуникативных специальностей зависит от психолого-педагогических условий профессиональной подготовки. В основе методологии подготовки специалиста должен быть человек, его духовное развитие.
3. Содержание духовности студентов коммуникативных специальностей определяется следующими структурными компонентами:
когнитивный компонент (реализация человеком потребности в познании окружающей действительности и самого себя);
рефлексивно-управляющий компонент (саморазвитие в связи с реальными возможностями, потребность в самореализации, эмоциональная оценка человеком себя, своих действий, достижений);
экзистенциальный компонент (здесь выделяются мировоззренческий, аксиологический и смыслообразующий подкомпоненты);
коммуникативный (открытость диалоговому взаимодействию, реализация потребности «Быть человеком», динамичность и гибкость при адаптации к условиям среды; здесь выделяются нравственный, социальный и интерактивный подкомпоненты);
креативность (творческая активность).
4. В структуре духовности у студентов коммуникативных специальностей преобладают нравственный, когнитивный, экзистенциальный, интерактивный и рефлексивно-управляющий аспекты. Наблюдаются идеализированно-возвышенные представления о сущности духовности. Студенты считают себя духовными людьми, но в некоторых ситуациях в силу социально-экономических причин духовность исключается из сферы взаимодействия с другими людьми. Студенты коммуникативных специальностей указывают на важность обучения в развитии духовности, но определяют зависимость данного процесса от самого человека, его саморазвития и от условий организации профессиональной подготовки.
5. Степень согласованности и развития компонентов духовности фиксирует индивидуально-качественную специфику проявлений духовности каждого отдельного студента. Направленность обучения в вузе на 1-2 курсах не является существенным фактором в плане представленности структурных компонентов духовности. В процессе обучения студентов коммуникативных специальностей прослеживается стойкое возрастание значений коммуникативного компонента духовности (нравственный, социальный и интерактивный подкомпоненты). Уровень развития духовности определяет особенности смысложизненных и профессиональных характеристик студентов коммуникативных специальностей.
6. Развитие духовности студентов коммуникативных специальностей обусловлено психолого-педагогическими условиями их профессионального становления. Образовательный процесс в вузе способствует развитию духовности будущих представителей коммуникативных специальностей, если он акцентирован на активизации потребности в самопознании, саморазвитии, самореализации, если основой построения системы взаимодействия субъектов образовательного пространства выступает поисковая активность, рефлексия, диалоговое взаимодействие.
7. Программа активизации развития духовности студентов коммуникативных специальностей в образовательном процессе вуза посредством Информационно-диагностического программного комплекса «Духовность представителей коммуникативных специальностей» эффективна, так как способствует развитию рефлексивно-управляющего, экзистенциального и когнитивного компонентов духовности.
Апробация результатов исследования
Теоретические идеи и положения экспериментального исследования нашли свое отражение в докладах и выступлениях на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях: «Личностно-ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2004), «Развивающийся человек в пространстве культуры: психология гуманитарного знания» (Тула, 2004), «Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона» (Астрахань, 2005), «Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире» (Магнитогорск, 2005), «Человек в поиске духовности: ориентиры и установки. Общечеловеческие ценности в проблемном поле межэтнических отношений» (Астрахань, 2005), «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» (Кисловодск, 2006), «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2006), «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях» (Астрахань, 2006), «Психологические проблемы развития личности в изменяющейся России» (Астрахань, 2006), «Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур» (Астрахань, 2007), «Работа переживания и психологическая помощь детям» (Москва, 2007), «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (Москва, 2007), «Современная Российская элита» (Астрахань, 2007), «Проблемы управления психоэмоциональным состоянием человека» (Астрахань, 2008), «Психологическая помощь в кризисных ситуациях» (Астрахань, 2008), «Психологическая безопасность образовательной среды: состояние, проблемы, перспективы, пути решения» (Астрахань, 2008), «Телефон доверия – служба понимания в обществе» (Астрахань, 2008).
Представленные в работе авторские разработки защищены тремя свидетельствами на объекты интеллектуальной собственности в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС, Роспатент).
Концептуальные положения работы и программа активизации развития духовности студентов коммуникативных специальностей были представлены в «Творческом конкурсе научных разработок, инновационных решений и программ в области высшего профессионального образования», проводимого в рамках Всероссийского форума «Образовательная среда – 2008». Работа получила Золотой диплом.
Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр общей психологии, психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета, научно-методических семинарах аспирантов и преподавателей.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка используемой литературы из 152 источников и 30 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 146 страниц. Текст иллюстрирован 30 рисунками и 11 таблицами.