Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии Подоровская Ирина Анатольевна

Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии
<
Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Подоровская Ирина Анатольевна. Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Самара, 2002 152 c. РГБ ОД, 61:02-19/461-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Проблемы преподавания курса психологии в духовных школах.

1.1 Психология как предмет преподавания 10

1.2 Проблема преподавания психологии на непсихологических факультетах вузов 26

1.3 Духовные школы как особый тип учебных заведений 30

1.4 Преподавание психологии в духовных школах до1917г 37

1.5 Проблемы преподавания психологии в духовных школах в настоящее время 43

Глава 2. Психологические представления, формируемые у студентов духовных школ богословскими дисциплинами.

2.1. Святоотеческая психология как основа антропологических воззрений студентов духовных школ 48

2.2.Гносеологическая основа святоотеческой психологии 55

2.3.Христианская антропология и ее основные положения 59

2.4.Сопряжение светской и святоотеческой психологии в образовательном процессе 92

Глава 3. Экспериментальное исследование значения преподавания курса психологии в образовательном процессе духовных школ.

3.1 Оценка священнослужителями значимости психологической подготовки семинаристов 101

3.2. Отношение студентов к профессиональной (в том числе психологической) подготовке в духовной школе 106

3.2.1. Содержание и структура взглядов студентов на основные (главные) компоненты в системе духовного образования 107

3.2.2.Структура профессионально значимых качеств, выделенных семинаристами 111

3.2.3. Структура представлений студентов о месте психологии в системе семинарского образования 116

Заключение 131

Приложения 132

Введение к работе

Актуальность исследования. За последние 10-15 лет в Российском государстве в связи с кризисом переходного этапа, обострились социальные болезни общества: алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, преступность, безнравственность и многие другие. В связи с этим государство принимает ряд программ, практических и законодательных мер. В решении этих проблем задействованы практически все общественные институты, в том числе и Русская Православная Церковь. Свыше 20 тысяч священнослужителей помогают духовно-нравственному возрождению нашего общества. В Социальной концепции РПЦ прописаны областями соработничества Церкви и государства: забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных заведений, их духовно-нравственное воспитание; труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы; наука, включая гуманитарные исследования; здравоохранение; культура и творческая деятельность; работа церковных и светских средств массовой информации; поддержка института семьи, материнства и детства; противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

Для более эффективного осуществления социально-педагогической деятельности священнослужителей в учебный план духовных школ, готовящих кадры РПЦ, включены предметы психолого-педагогического цикла.

Однако введение курса психологии в духовные школы встречает ряд объективных трудностей, замедляющих процесс ведения психологической подготовки будущих пастырей: неопределенность содержания курса, отсутствие учебных программ, различие мировоззренческих позиций преподавателя психологии и студентов, преподавание психологии без учета содержания других предметов духовных школ, отсутствие данных о потребностях священнослужителей в психологических знаниях.

В данной работе рассматриваются причины трудностей включения и преподавания предмета психологии в системе духовного образования, описываются возможные пути решения этой проблемы, даются практические рекомендации по построению курса психологии в духовных школах,а также примерная программа курса, апробированная в течение 4 лет в Самарской Православной Духовной Семинарии.

Проблему преподавания психологии в духовных школах можно рассмотреть в нескольких частных аспектах:

1.Выявить условия преподавания психологии в духовных школах до 1917 г.. Концепцию построения курса, учебные программы, учебники и другие методические пособия.

  1. Исследовать реальную потребность священнослужителей в психологическом образовании.

  2. Рассмотреть существующие концепции преподавания курса психологии в духовных школах.

  3. Выявить необходимые условия гармоничного вхождения курса психологии в систему духовного образования.

А также проблему преподавания психологии на непсихологических факультетах вузов.

Для решения первого вопроса нужны были архивные поиски, которые затруднялись практически полным уничтожением библиотеки и архива Духовных школ в годы гонений.

Для решения второго вопроса об исследовании реальной потребности священнослужителей в психологическом образовании нами были составлена специальная анкета и проведено первое в России анкетирование священнослужителей; а также проведено исследование представлений семинаристов до и после изучения предмета психологии с использованием анкеты "Студенты о профессиональной подготовке" (Акопов Г.В., 2000, С 240-241)

Решение третьей проблемы потребовало рассмотрения концепций преподавания психологии, выработанных в других духовных школах. В частности: Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского Богословского института, Тобольской и Курской духовных семинарий и др.

Для решения четвертой проблемы нами были рассмотрены вопросы: -святоотеческая психология как основа богословия;

-соотнесение антропологических и методологических платформ святоотеческой и светской психологии;

-выявление глубинных методологических и антропологических расхождений святоотеческой и светской психологии как основная причина сложившейся ситуации с преподаванием психологии в духовных школах;

- следствием различия методологических платформ является и расхождение
целей духовного образования вообще и частными целями преподавания пси
хологии как светской науки;

- рассмотреть проблему преподавания психологии не психологам: врачам,
педагогам, инженерам, социальным работникам и т.д.; здесь мы обнаружива
ем сходные проблемы, в частности проблему адаптации психологических
знаний к профессиональным нуждам.

Против данной проблематики может быть выдвинуто следующее возражение: проблема преподавания курса психологии в духовных школах есть проблема духовных школ.

Духовные школы действительно осознают эту проблему и делают в организационном плане все для ее решения: проводятся ежегодные конферен-

ции, семинары-совещания, круглые столы и т.д., но содержательная часть, все -таки, ложится на профессиональных психологов - преподавателей психологии в духовных школах.

Объектом исследования является профессиональное образование священнослужителей. Предмет исследования - построение и обоснование системы психологической подготовки, необходимой для пастырской деятельности.

Цель исследования - изучить особенности психологии как предмета преподавания в духовных школах.

Гипотезы исследования: 1.Введение курса психологии в духовных школах существенно осложняется различием построения содержания антропологических и методологических платформ основных богословских курсов и курса современной психологии. 2.Негативное отношение священнослужителей к антропоцентрической мировоззренческой позиции и методологической платформе светской психологии является основной причиной неприятия психологических знаний как таковых у большинства священнослужителей.

3.Преодоление негативизма в отношении научной психологии в духовной школе возможно при условии достаточно глубокого знания преподавателем святоотеческой психологии как основополагающего воззрения священнослужителей на природу человека.

4.Эффективность курса научной психологии в духовных школах может обеспечиваться постоянным сопоставительным соотнесением знаний святоотеческой психологии и научной психологии.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть психологию как предмет преподавания.

  2. Исследовать особенности преподавания психологии на непсихологических факультетах высших учебных заведений.

  3. Изучить особенности преподавания курса психологии в духовных школах досоветского периода отечественной истории.

  1. Выявить систему знаний о человеке, сформированную у студентов духовных школ в ходе преподавания богословских дисциплин, знаний о святоотеческой психологии, ведущихся одновременно с преподаванием научной психологии.

  2. Исследовать значение преподавания научной психологии в системе образования будущих священнослужителей (студентов духовных школ).

  3. Изучить потребности опытных священнослужителей в современных психологических знаниях.

  4. Разработать и апробировать программу курса психологии для духовных школ.

Теоретико-методологической основой настоящего исследования послужили работы: В.Я.Ляудис, Б.Ц. Бадмаева, Е.А.Климова, В.П. Зинченко, В.В. Рубцова, В.В.Знакова, В.И.Панова, В.И.Слободчикова, Б.С.Братуся, Е.И.Исаева, Т.А.Флоренской, Г.В.Акопова, Б.В.Ничипорова, Е.В.Шестуна, Л.Ф.Шеховцовой, М.Я.Дворецкой, А.Д.Червякова и др.

Методы исследования: теоретический анализ (анализ психологической и богословской литературы по теме исследования), наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, анкетирование (разработана авторская анкета на выявление потребностей священнослужителей в психологическом знании и др.

В работе использовался комплексный подход к изучаемой проблеме с привлечением знаний смежных богословских дисциплин, таких как догматическое, пастырское и нравственное богословие, катехизис и других, раскрывающих представления студентов духовных школ о человеке.

Этапы и база исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2001 гг. и осуществлялось в несколько этапов.

Целью первого этапа была разработка основ обучающей программы по психологии для духовных школ и начало ее апробации.

Целью второго этапа было исследование потребностей священнослужителей в базовых психологических знаниях и коррекция программы с учетом результатов исследования и апробации.

Целью третьего этапа было исследование эффективности (результативности) преподавания психологии студентам Самарской православной духовной семинарии.

Всего в исследовании приняли участие 55 священнослужителей Самарской епархии Русской Православной Церкви и 88 студентов Самарской православной духовной семинарии. Из них 50, не изучавших психологию, и 38, прослушавших годичный курс основ современной психологии, по разработанной нами программе.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Современная психология включает разнообразные знания, необходимые в многообразной профессиональной деятельности священнослужителя.

  1. Студенты православной духовной семинарии, приступая к изучению курса научной психологии, уже имеют религиозные представления о природе человека, сформированные системой богословских дисциплин. Это представление связанно со святоотеческой психологией.

  2. Специально организованная поддержка курса психологии позволяет избежать отторжения преподаваемого знания как светского, а также диссо-нансных явлений у семинаристов.

  3. Преподаватель научной психологии должен владеть способами сопряжения светской и святоотеческой психологии с целью формирования целостной позиции будущих священнослужителей.

Апробация результатов исследования, выполненных по теме диссертации. Результаты докладывались на заседаниях межвузовской кафедры православной педагогики и психологии Самарской православной духовной семинарии; на V и VII Иоанновских чтениях (Самара, 1999 и 2001); На X Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского института (секция "Христианская антропология и современная психология") (Москва, 2000); на семинаре-совещании преподавателей психологии духовных школ (Сергиев Посад, 2000); на всероссийской научно-практической

конференции "Христианство-2000" (секции педагогики и психологии) (Самара, 2000); на Круглом столе "Содержание курса психологии в духовных школах РПЦ" в рамках Богословской конференции "Учение Церкви о человеке" (Москва, 2001).

Разработанная в ходе диссертационного исследования учебная программа по психологии для духовных школ с 1998 г. является основой для преподавания психологии в Самарской православной духовной семинарии и наряду с санкт-петербургской программой легла в основу единой программы по психологии для всех духовных школ России.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

  1. В диссертационном исследовании решается новая для отечественной педагогической психологии тема - психология как предмет преподавания в духовных школах.

  2. Впервые исследованы профессиональные и познавательные потребности священнослужителей в психологических знаниях.

  3. Обоснована необходимость и определены принципы сопряжения светского (научного психологического) и духовного (религиозного святоотеческого) знаний как условие эффективного преподавания современной психологии в образовательных системах с иными мировоззренческими принципами и установками.

Практическая значимость результатов исследования. Использование разработанной программы в учебном процессе высших и средних духовных школ. Повышение эффективности социально-педагогической деятельности студентов семинарии - будущих священнослужителей.

Психология как предмет преподавания

Проблемам преподавания психологии посвящен целый ряд работ [З.М.Панибратцева, 1971; В.К.Боярчук, 1982; В.Я.Ляудис, 1984;. В. И Сло-бодчиков, Е.И. Исаев, 1995; Б.Ц. Бадмаев, 1997, 1999; Е.А.Климов, 1996,1997; В.И.Гинецинский, 1994, 2000; Н.Е.Веракса, 2002, Попова М.В.,2000 и др.]

Приступая к изучению данной проблемы нами априорно были сформулированы некоторые идеи: 1) психология как наука отличается от психологии как предмета преподавания; 2) отличие это заключается в том, что последняя имеет возможность охватывать совершено разные области первой в зависимости от потребностей учебного заведения, а также сжимать или расширять объем знаний по этим же причинам, хотя психология как предмет преподавания, в общем, отражает состояние дел в науке; 3) кроме того, наука идет несколько впереди, психология как предмет преподавания «запаздывает»; 4) психология как наука и психология как предмет преподавания, имея внутреннюю логику развития, зависят так же от конкретных исторических, политических и идеологических условий.

Перейдем к анализу вклада ученых работавших в направлении исследования преподавания психологии. В нашем диссертационном исследовании не затрагивается проблема методов преподавания, поэтому в работах Пани-братцевой З.М., Ляудис В.Я., Бадмаева Б.Ц., Поповой М.В. мы рассматривали только то, что относится к существу проблемы преподавания психологии.

Панибратцева З.М. [74] в своей работе поднимает следующие проблемы: преподавание и принципы построения курса психологии, конкретные методические рекомендации преподавателю психологии. В частности автор пишет о том, что преподавателю психологии необходимо хорошо владеть методикой преподавания психологии, чтобы осуществить поставленные перед ним задачи. Методика преподавания психологии не только анализирует отдельные приемы и способы научения, но и помогает преподавателю выделить в содержании учебного предмета самое существенное, педагогически значимое из всего многообразия психологических фактов выбрать самые убедительные.

Методические рекомендации должны помочь преподавателю психологии уяснить, в какой последовательности целесообразно излагать весь материал [74, с. 6]. Так автор подчеркивает, что нацеленность курса психологии на изучение личности вызывает у учащихся интерес к внутреннему миру человека, желание проникнуть в его сущность, понять психические особенности других людей и свои собственные. И далее: "Проблема личности занимает центральное место в курсе психологии. Все психические явления рассматриваются как проявления целостной личности в процессе ее формирования" , с. 4]. Мы полностью разделяем это положение и учитывали его при составлении курса психологии в духовных школах.

Кроме того, автор считает, что преподавание психологии должно начинаться с темы "Предмет психологии"- основной в курсе психологии. В ней раскрываются, как пишет автор, философские основы материалистической психологии, разъясняются положения, на которые опираются все знания о закономерностях психической деятельности. Знания, полученные учащимися при изучении этой темы, имеют существенное значение для формирования марксистко-ленинского материалистического мировоззрения [74, с. 31].

З.М.Панибратцева также формулирует цели преподавания психологии в работе "Методика преподавания психологии"(1971). Перед преподавателем психологии, по мнению автора, стоят следующие важные задачи: формировать у учащихся - будущих учителей - марксистско-ленинское мировоззрение и высокие моральные качества личности.

Усвоенные учащимися педагогического училища основные положения материалистической психологии о сущности психики как отражения действительности, о причинной обусловленности психических явлений, об их рефлексивной основе становятся фундаментом формирующегося у них материалистического мировоззрения. Рассматривая психические явления в их развитии и взаимосвязи, учащиеся привыкают мыслить диалектически. Добиваясь правильного научного понимания природы психических явлений, преподаватель психологии помогает учащимся преодолевать суеверия, предрассудки, обывательские взгляды на психику [74, с. 3]. Таким образом, работа Панибратцевой ясно показывает нам идеологические моменты в преподавании психологии.

Святоотеческая психология как основа антропологических воззрений студентов духовных школ

Преподавателю психологии, приступая к своей деятельности в духовной школе нужно учитывать то, что студенты семинарий уже имеют о природе человека представления, формируемые другими, прежде всего богословскими дисциплинами. Эти представления принято называть святоотеческой психологией. Епископ Варнава (Беляев) в начале XX века первым ввел термин святоотеческая психология для обозначения суммы знаний по христианской антропологии и аскетике [22, с. 239].

Сейчас в духовных школах, за редким исключением, не читаются отдельные курсы, которые бы носили название "христианская антропология" и "аскетика", но положения христианской антропологии и аскетики входят в состав многих богословских курсов: догматического богословия, основного и нравственного богословия, патристики и т.д.. Таким образом, можно сказать, что святоотеческую психологию студенты духовных школ изучают в продолжение всего времени обучения. Содержанием второй главы диссертационной работы является изложение основных положений святоотеческой психологии, которые нужно учитывать преподавателю психологии.

Догматическое богословие раскрывает такие темы христианской антропологии как:

-Творение человека, природа человека (образ и подобие Божие в человеке, душа и дух, трихотомия).

-Происхождение душ (смысл человеческой жизни, свойства души).

-Состояние первозданного мира и человека. Назначение человека.

-Попечение Божие о человеке до грехопадения. Понятие о рае.

-Грехопадение прародителей.

-Следствие грехопадения. Смерть. Понятие о первородном грехе, и другие Нравственное богословие раскрывает понятия личности, стадии развития личности; рассматривает эмоции, влечения и потребности, формирование потребностей; подробно освещает темы стыда, совести, ответственности; свободы, понятия греха, последствий греха; рассматривает ценностные ориентации и нравственное достоинство личности и другие.

Пастырское богословие раскрывает такие глубокие проблемы, как значение исповеди, поведение духовника во время исповеди, типология грешников, о грехе вообще, о грехе как моменте распада духовной жизни, о сущности зла, о развитии греха в человеке, о начале внутреннего покаяния, его степенях, о пастырской психиатрии и другие.

Православная педагогика рассматривает православную традицию и ее роль в духовном становлении человека, роль русских святых в духовной жизни общества, соединение с Богом как главную задачу человека и главную цель воспитания, христианский идеал воспитания и др.

Антропология (греч. "антропос -человек, "логос -слово, учение) - учение о человеке, "человековедение".

Аристотель и его последователи относили это название к сумме опытных знаний и умозрений, относящихся по преимуществу к духовной сфере человеческого бытия. Аристотелю приписывают и самое, название данной науки. В ходе своего развития антропология постепенно выходила за рамки философско-умозрительного ведения и в конце концов выросла в необъятную область доступных человеку знаний о самом себе и своем месте во Вселенной. Так как человеческая природа всегда представлялась познающему разуму состоящей из двух взаимовлияющих сфер: духовной и телесной, - то и труды антропологов относились или к психологии, или к физиологии [69,с. 193].

Слово аскетизм происходит от греческого глагола "аскео" - упражняюсь, стараюсь, занимаюсь.

Есть несколько уточняющих друг друга определений аскетизма. Одно из них дал архимандрит Тихон (Тихомиров) в работе Аскетизм как основа рус ской культуры. Он выделяет два значения этого слова. 1) Аскетизм в широком смысле означает основной закон жизни христианина, определяющий его отношение к себе самому и помогающий ему путем постоянной борьбы с искушениями происходящими от мира и плоти, побеждать с помощью Божией господствующие в нем страсти и наклонности, приобретать и развивать в себе силы для достижения нравственного христианского совершенства, для уподобления Христу.

Оценка священнослужителями значимости психологической подготовки семинаристов

Анализ результатов показывает, что 69,0% священнослужителей считают, что знания святоотеческой психологии и их применение на практике помогут студентам найти подход ко всем категориям прихожан: «побольше читать творения святых отцов», «Священное Писание и знание святых отцов», «любовь к Богу и людям», «любовь к ближнему», «доброжелательное отношение ко всем», «всегда со вниманием и любовью относиться к людям», «сочувствие проблемам семейной жизни прихожан, не осуждение их», «знание основных грехов данной категории населения», «любовь» (встречается очень часто).

32,7 % священнослужителей отмечают практические пастырские знания и опыт, которые помогут семинаристу: некоторые так и пишут, что это «дело практики». Другие ответы, отнесенные нами к этой же категории: «практическое общение», «навыки свободного общения с людьми», «опыт и знания священников с многолетней практикой на приходе», «до принятия сана длительная работа в катехизаторско-миссионерских группах на приходе», «жизненный опыт».

20 % священнослужителей отмечают необходимость знаний по психологии. 12,7 % - знания по другим светским дисциплинам (медицине, этике, педагогике и др.)

Выводы:

1. Священнослужители считают, что знания в области святоотеческой психологии и их практическое применение помогут семинаристам в будущем врачевать душевные и духовные недуги прихожан (70,9%) и найти подход ко всем категория прихожан (69,0%).

2. Знания светской психологии также нужны семинаристам. 30,9% священнослужителей отметили их необходимость в первом случае и 20,0% - во втором.

3.2. Отношение студентов к профессиональной (в том числе психологической) подготовке в духовной школе.

В диссертационной работе была использована модификация анкеты (см. Приложение № 2) "Студенты о профессиональной подготовке" (Акопов Г.В., 2000). В нашем исследовании приняло участие 88 человек. Они условно были разбиты на две группы: 1 группа (50 человек)- первокурсники 2000 и 2001 годов поступления, не изучавшие психологию и 2 группа (38 человек) студенты 2 и 4 курсов, прослушавших годичный курс психологии. Исследование проводилось с мая по ноябрь 2001 года в Самарской православной духовной семинарии.

Содержание и структура взглядов студентов на основные (главные) компоненты в системе духовного образования.

Первым пунктом анкеты был вопрос о том, что на взгляд семинаристов является главным в подготовке пастыря (священнослужителя). Ответы студентов можно было условно разделить на три категории: главное - профессиональное образование, главное - воспитание благочестия или главное - во-церковленность будущего пастыря Анализ ответов позволяет сделать вывод о том, что в большинстве своем студенты первого курса считают главным в подготовке будущего пастыря профессиональное образование (56 %). Воспитание благочестия и воцерковленность отходят на второе и третье места (по 38%).

На старших курсах акцент смещается на воцерковленность. 81,6 % студентов отмечают ее как главное в подготовке пастыря. Например, указывают на важность "духовного опыта людей учащих нас", "трезвение мыслей и мо-литвенность", "посещение своего храма", "участие в богослужении", "святость жизни, глубокая вера", "любовь к людям", "бескорыстие" и т.д.

На втором месте остается профессиональное образование, 38% семинаристов отмечают его как главное в пастырской подготовке, а именно "обучающие беседы с преподавателями", "получение необходимых знаний", "интеллектуальная подготовка", "мудрость".

Воспитание благочестия уходит на третье место - 14 %. При этом студенты подчеркивают важность "воспитания в будущем пастыре благочестия и послушания", "научиться семинаристу, прежде всего, держать себя в рамках во всех отношениях", "повышение нравственной жизни", "послушание".

Здесь нужно отметить, что система подготовки будущего священнослужителя отличается наличием в ней хорошо продуманного воспитательного компонента, а также системы воцерковления. Воспитательный компонент осуществляется через содержание образования (как и в других вузах), через простроенные общережимные моменты, за осуществлением которых следит инспекторская служба в лице проректора по воспитательной работе (инспектора) и дежурных помощников инспектора. Все студенты семинарии первые годы проживают в семинарии вне зависимости от имеющегося жилья в городе.

Духовное становление будущего священнослужителя осуществляется через обязательное посещение общих утренних и вечерних молитв, посещение богослужений и участие в них в качестве алтарников, певчих, иподьяконов и т.д.. Участие в Церковных таинствах: исповеди, причастии и других, соблюдение постов, чтение духовной литературы, паломничества по святым местам и через содержание образования.

Похожие диссертации на Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии