Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования этнической толерантности подростков 14
1.1. Изучение этнической толерантности в современных научных исследованиях 14
1.2. Представленность феномена этнической толерантности личности в исследованиях отечественных ученых 34
1.3. Психологические особенности формирования этнической толерантности в подростковом возрасте 52
Выводы 72
Глава 2. Планирование и организация исследования психологических особенностей формирования этнической толерантности подростков в условиях образовательного процесса школы 77
2.1. Организация и методы исследования 77
2.2. Программа формирования этнической толерантности подростков 86
Глава 3. Формирование этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы 99
3.1. Психолого-педагогические условия формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы 99
3.2. Анализ экспериментальных данных по изучению этнической толерантности в подростковом возрасте 110
3.3. Динамика показателей этнической толерантности подростков в ходе опытно экспериментальной работы 138
Выводы 153
Заключение 155
Литература 160
Приложение 176
- Изучение этнической толерантности в современных научных исследованиях
- Организация и методы исследования
- Психолого-педагогические условия формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы
Введение к работе
Актуальность и постановка проблемы исследования. Ситуация социальной нестабильности в период формирования новых жизненно важных ценностей, происходящие макросоциальные изменения в экономике, политике и других сферах жизни повлекли за собой ломку устоявшихся традиционных стереотипов и норм поведения, обусловили чрезвычайно низкий уровень культуры межэтнического общения, послужили тем психотравмирующим фактором, который привел к деформации миропонимания и миропринятия. Следует отметить, что усложнение межэтнической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых групп населения создают напряженность в межэтнических отношениях и способствуют возникновению этноконфликтов, усложняющих обстановку в межэтническом мире. -
Стремительное пробуждение этнического самосознания связано со вступлением России на путь демократических преобразований в социально-экономической, политической, идеологической сферах. Данные тенденции не всегда носят позитивно преобразовательный характер: в некоторых случаях наблюдается и культивирование чувства национальной исключительности, проявляющееся в актуализации межэтнического неприятия и напряженностью в межэтническом взаимодействии. В соответствии с этим решение этнических проблем стало одним из главных факторов стабилизации российского общества. Востребованы задачи формирования основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу, осознание ценности каждого этноса, осмысление его личностноразвивающего потенциала, необходимости формирования культуры межнационального общения. Эти идеи находят свое воплощение в работах В.А. Авксентьева, А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, Г.М. Гогоберидзе, Б.И. Исмаилова, В.А. Кан-Калика, В.Г. Крысько, Э.А. Саракуева, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и др.
Следует отметить, что особенно подвержено негативному влиянию нестабильных межэтнических отношений подрастающее поколение, которое
представляется наиболее сензитивным с точки зрения формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Новые типы взросления подростков и более выраженное стремление к самоутверждению не всегда гармонируют с проявляющейся потребностью в приобщении к изменившемуся этническому пространству. В связи с этим формирование этнической толерантности в подростковом возрасте является основой мирного сосуществования этносов в будущем.
Особенности личностного развития подростков достаточно полно
изучены в отечественной (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург,
И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн,
Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежной психологии (Ш. Бюлер, М. Кле, Э. Эриксон и др.). Особое внимание данному возрасту уделялось потому, что именно в подростковый период происходят существенные-личностные преобразования, характеризующиеся в первую очередь становлением Я-концепции, формированием эталона личности и переструктурированием системы личных отношений.
Анализ социологической, философской, психологической, педагогической литературы позволил прийти к выводу о том, что проблема? формирования этнической толерантности является по сути междисциплинарной. Однако долгое время в отечественной научной мысли она рассматривалась преимущественно этнографами, философами и социологами, предметом исследования которых стали культурные и социальные особенности формирования этнической толерантности как фактора формирования этнического самосознания (Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, В.А. Тишков, К.В. Чистов и др.).
Представленность феномена толерантности в общественной жизни находит отражение в работах Г.А. Бакиевой, P.P. Валитовой, В.А. Лекторского, А.А. Леонтьева, Л.В. Скворцова, В.А. Тишкова и др. Многогранность этнической толерантности просматривается сквозь призму снисходительности к другим людям (Г.А. Бакиева), принятия и уважения
культурных различий (Г.Д. Дмитриева), позитивного образа иной культуры (Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова), настроенности на диалог с другими (P.P. Валитова), сочувствия и сострадания к другим (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова).
В отечественных научных исследованиях психолого-педагогические аспекты формирования толерантности находят отражение в работах В.В. Глебкина, П.В. Степанова. Основными направлениями в исследовании межэтнических отношений в полиэтническом обществе являются: 1) исследование теоретических основ интернационального воспитания в советской школе, раскрывающих педагогический компонент формирования ценностного отношения к другим этносам (Е.В. Бондаревская, А.Ф. Даждамиров и др.); 2) исследование отдельных аспектов формирования интернационального сознания учащихся общеобразовательной ? школы с учетом их возрастных особенностей (А.Х. Акбашев); 3) определение психолого-педагогических задач, содержания, форм и методов межнационального общения молодежи в различных сферах ее жизнедеятельности (Ю.А. Гаюрова, В.В. Глебкин и др.). Несмотря на достаточно широкую представленность обозначенной проблематики, вопросы этнической толерантности и выявление психолого-педагогических условий ее формирования в подростковой среде остаются недостаточно решенными. До настоящего времени остаются нерешенными вопросы соотнесения межэтнических отношений в полиэтническом обществе и психологических особенностей формирования толерантности подростков. Анализ педагогической практики позволяет судить о том, что попытки отдельных образовательных учреждений направить усилия на формирование этнической толерантности учащихся не всегда носят системный характер.
Теоретический анализ исследуемой проблемы, а также анализ педагогического опыта по формированию этнической толерантности учащихся обнаруживают ряд существенных противоречий между:
объективной потребностью обретения нового уровня межэтнического взаимодействия, основанного на универсальных общечеловеческих ценностях, и недостаточной разработанностью психологических основ формирования личности подростка как носителя этнической толерантности;
необходимостью обновления подходов и технологий формирования этнической толерантности учащихся в общеобразовательных учреждениях и недостаточной подготовленностью педагогов и школьных психологов к такой работе.
Обозначенные противоречия обусловили необходимость решения в современной психологической науке и образовательной практике проблемы исследования, которая определена следующим образом: каковы психологические особенности формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы? Решение этой проблемы и составляет цель исследования - выявить психологические особенности формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы.
Объектом исследования является формирование этнической толерантности подростков, а его предметом - механизм и условия формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы.
Достижение цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме этнической толерантности личности в русле современных психологических исследований.
Определить содержание этнической толерантности личности.
Теоретически обосновать процесс принятия подростками этнического многообразия в межэтнической среде.
Разработать и апробировать программу формирования этнической толерантности личности в подростковом возрасте.
5. Обосновать психолого-педагогические условия формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы.
В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:
этническая толерантность подростков представляет собой интегративное личностное образование, проявляющееся как субъектно-ценностное отношение личности к этническому многообразию и обусловливающее степень принятия этнодифференцирующих признаков других;
психологическими особенностями формирования этнической толерантности у подростков в образовательном процессе школы выступают механизм принятия этнического многообразия и воспроизводства межэтнических отношений, а также совокупность условий его реализации:
увеличение объема знаний учащихся о феномене этнической толерантности;
расширение представлений учащихся о себе как субъекте межэтнического взаимодействия;
развитие позитивно-преобразовательной позиции подростков в межэтнических отношениях на основе принятия этнодифференцирующих признаков других;
обучение способам поведения, способствующим установлению и поддержанию позитивных межэтнических отношений;
- внедрение комплексных мер профилактики интолерантности
подростков.
Названные психолого-педагогические условия могут быть созданы в рамках специальной программы психологического сопровождения при формировании этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы, включающей в себя серию теоретических и практических занятий.
Общую методологическую основу исследования составили аксиологический подход, разработанный в трудах Е.Н. Шиянова, основанный на рассмотрении человека как высшей ценности и самоцели общественного развития; личностно-деятельностный, предполагающий рассмотрение подростка, сквозь призму субъект-субъектных отношений (А.Г. Асмолов); принципы системности и психологии развития (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский).
Теоретической основой исследования являются концепции личности как автора собственной стратегии жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.А. Татенко); теория толерантного сознания (А.Г. Асмолов); положения педагогики и психологии ненасилия (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров); теория гуманизации образования и воспитания (А.Г. Асмолов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, " Л.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов и др.), положения социальной, в частности этнической психологии, раскрывающие проблематику этнической
идентичности (Г.М. Андреева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко). Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по
проблеме исследования;
- эмпирические: включенное наблюдение, эксперимент, беседа,
анкетирование, тестирование, методы математико-статистического анализа
данных (вычисление t-критерия Стьюдента, критерий Фишера, формула
Спирмена, компьютерная программа «Келли 98»).
Использовались следующие методики исследования: методика «Кто Я?» (М. Кун), методика диагностики личностных конструктов (Дж. Келли), модифицированный вариант этнопсихологического опросника (Л.М. Дробижева, Г.В. Старовойтова, В.В. Пименова), ДТО (Г.У. Солдатова), методика экспресс-диагностики эмпатии (И.М. Юсупов), модифицированный вариант методики незаконченных предложений (Пейн).
Надежность и достоверность результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом факторов, полученных при использовании диагностических процедур, объемом экспериментальной выборки, достаточной для применения методов математической статистики; количественной и качественной обработкой материала; согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований. Результаты проведенного исследования выверялись методами математической статистики.
Экспериментальная база исследования: учащиеся 7-8 классов МОУ СОШ №7 г. Черкесска. Генеральную совокупность составили 165 подростков. На формирующем этапе эксперимента приняли участие 68 подростков, 68 -составили контрольную группу, педагоги-предметники - 10 человек, школьные психологи - 3 человека, включая личное участие автора.
Организация и этапы исследования. Логика исследования сложилась из пяти этапов, охватывающих период с 2001 по 2007 гг.:
подготовительный этап (2001г.) - определение концептуального замысла исследования, цели, задач и гипотезы; этап сбора материала - поиск и изучение теорий, концепций научных школ, работающих по проблеме этнической толерантности личности; проведение пилотажного исследования по изучению степени представленности проблематики этнической толерантности в подростковой среде;
теоретический этап (2001 - 2002 гг.) - сопоставительный анализ подходов к изучению феномена этнической толерантности личности, используемых в отечественной и зарубежной психологической теории и практике;
констатирующий этап - (2001-2002 гг.) - выполнение «срезовых» исследований по изучению сформированности этнической
толерантности у подростков посредством анкетирования, интервьюирования, наблюдений, тестовых методик;
формирующий этап (2002 - 2004 гг.) - разработка и внедрение программы психологического сопровождения формирования этнической толерантности у подростков в условиях общеобразовательной школы;
заключительный этап (2004 - 2007 гг.) - обобщение полученных результатов, апробация и внедрение результатов исследования, оформление рукописи диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем уточнено понятие «этническая толерантность»; определена психологическая структура этнической толерантности личности, которая представлена как единство когнитивного, эмоционально-волевого и конативного (поведенческого) компонентов; выявлены психологические особенности формирования этнической толерантности у подростков в образовательном процессе школы, к числу которых могут быть отнесены механизм принятия этнического многообразия и воспроизводства межэтнических отношений, а также психолого-педагогические условия формирования этнической толерантности.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней расширены представления об особенностях этнической толерантности подростков; определены содержательные (когнитивный и эмоционально-волевой компоненты) и поведенческие (конативный компонент) характеристики этнической толерантности; установлены критерии, показатели и уровни сформированности этнической толерантности подростков и в связи с этим определена оптимальная совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих продуктивность формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана программа психологического сопровождения при формировании этнической толерантности подростков. Материалы диссертации могут быть использованы в работе практических психологов при консультировании
родителей, педагогов в целях содействия формированию этнической толерантности подростков. В работе показана специфика психологической работы по формированию этнической толерантности подростков с учетом выявленных психологических особенностей изучаемого явления в данном возрастном периоде. Полученные результаты могут представлять интерес для психологов, руководителей организаций, преподавателей вузов при разработке курсов по психологии личности, возрастной и социальной психологии и психологии развития.
Положения, выносимые на защиту:
Этническая толерантность подростков - интегративное личностное образование, проявляющееся как субъектно-ценностное отношение личности к этническому многообразию и обусловливающее степень принятия (от индифферентной до ценностной) этнодифференцирующих признаков.
Психологическими особенностями формирования этнической толерантности подростков являются:
- наличие у подростков позитивного образа собственной этнической
группы и позитивных ценностных отношений к представителям других
этнических групп;
обусловленность уровней сформированное этнической толерантности личности сочетанием ее содержательных компонентов, обеспечивающих перевод личности на деятельностно-преобразовательный или пассивно-принимающий, индифферентный уровень;
- обеспечение формирования этнической толерантности подростков в
образовательном процессе школы механизмом принятия этнического
многообразия и воспроизводства межэтнических отношений, а также
комплексом психолого-педагогических условий.
Механизм принятия этнического многообразия и воспроизводства
межэтнических отношений включает в себя следующие составляющие:
- отождествление подростком себя как члена общества;
обособление от других, принятие подростком константности этнических признаков;
сформированное^ позитивного образа собственной этнической группы;
включение в свою Я-концепцию общей характеристики своей группы, усвоение характерных норм и стереотипов поведения;
актуализацию когнитивного оценивания сверстников - представителей других этнических групп;
принятие подростком усвоенных норм и стереотипов собственной этнической группы в качестве внутренних регуляторов поведения;
интеграцию позитивного образа собственной этнической группы и позитивного образа чужой этнической группы;
активное воспроизводство системы межэтнических отношений.
Психолого-педагогическими условиями являются: увеличение объема знаний учащихся о феномене этнической толерантности, расширение представлений учащихся о себе как субъекте межэтнического взаимодействия, развитие позитивно-преобразовательной позиции подростков в межэтнических отношениях на основе принятия этнодифференцирующих признаков других; обучение способам поведения, устанавливающим и поддерживающим позитивные межэтнические отношения; внедрение комплексных мер профилактики интолерантности подростков.
Критериями сформированности этнической толерантности в подростковом возрасте в условиях образовательного процесса являются:
- сочетаемость компонентов этнической толерантности;
- активность подростка, обусловленная потребностью в обогащении
полиэтнической картины мира;
степень удовлетворенности подростка собой в процессе межэтнического взаимодействия;
- характер способов установления позитивных межэтнических
отношений.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на заседаниях кафедры прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института, аспирантских семинарах, на научно-практических конференциях (г. Черкесск, 2001, 2002, 2003), материалы исследования были опубликованы в электронном научно-педагогическом журнале «Письма в Emissia Offline» (г. Санкт-Петербург, 2006 г.), в межвузовском сборнике научных трудов (г. г. Пятигорск, Минеральные Воды), в «Известиях Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради» (г. Санкт-Петербург, 2007), а также в рецензируемом научно-практическом журнале «Гуманизация образования» (г. Сочи, 2007).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений общим объемом 178 страниц. В текст диссертации включены 23 таблицы, 2 рисунка и 1 диаграмма.
Изучение этнической толерантности в современных научных исследованиях
В условиях радикальных социальных преобразований, социальной нестабильности усиливаются процессы, характеризующиеся всплеском осознания гражданами России своей этнической принадлежности. Создавшаяся ситуация усугубляется и тем, что современное подрастающее поколение не обременено потребностью в объединении совместных усилий, обеспечивающих общественную безопасность. Возникшее рассогласование между этническим разнообразием тех или иных областей и. регионов, процессов культурных заимствований и формированием межнациональных общекультурных норм и одновременным углублением потребности подростков в этническом разграничении и самоопределении, преувеличении позитивного отличия своей этнической группы от других активизирует проблему формирования этнической толерантности личности, воспитания веротерпимости, миропонимания, нетерпимости к экстремизму.
В соответствии с этим решение этнических проблем стало одним из главных факторов стабилизации российского общества. На сегодняшний день продолжают оставаться востребованными задачи формирования основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу, осознание ценности каждого этноса, осмысление его личностноразвивающего потенциала, необходимости культуры межнационального общения. Эти идеи находят свое воплощение в работах А.В. Авксентьева, В.А. Авксентьева, А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, Г.М. Гогоберидзе, В.А. Кан-Калика, В.Г. Крысько, Э.А. Саракуева, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко [3, 15, 16,30, 50,74,89,137,149,154].
Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 гг.». Реализация данной программы предполагает: разработку механизмов формирования толерантного сознания и поведения; противодействие экстремизму и снижение социально-психологической напряженности в обществе; разработку методов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-психологической ситуации в стране; разработку комплекса учебных программ по воспитанию толерантного сознания путем межэтнического и межкультурного диалога и т.д. Вышеуказанный факт, а также материальные возможности различных фондов способствовали активизации исследований толерантности и в рамках психологической науки.
Проблемы формирования этнической толерантности и культуры межнационального общения рассматриваются в различных аспектах зарубежными учеными: социологический анализ взаимоотношений учащихся с учетом их национальной принадлежности (E.S. Bogardus [189]); этнопсихология общения и межличностные отношения обучаемых (J.W. Berry [188]); влияние культурного фактора на нацию, ее иерархию ценностей, формы общения ее представителей (Э. Сепир [138].); представления о сущности и механизмах формирования этнической толерантности (М. Уолцер, L.Noel [164, 190]).
Однако следует отметить, что единого понимания природы толерантности и причин толерантного/интолерантного поведения пока нет. Данная ситуация определяется многогранностью контекстов рассмотрения -от личности, межличностного восприятия и взаимодействия к социальной ситуации и установкам массового сознания.
Феномен толерантности систематизированно начал разрабатываться в отечественной науке с середины 90-х годов. Исследователи отмечают, что содержательное наполнение данного понятия определяется историческим, социокультурным, философским контекстом исследований [20, 37, 64, 73, 83, 98, 168 и др.]. Многообразие подходов находит отражение в рассмотрении данного явления в качестве особой политической или практической проблемы, проявляющейся как ценность сознания, как личностная характеристика, как стратегия поведения в межличностных, межгрупповых отношениях, как норма человеческих отношений и как способ выживания.
Определение толерантности достаточно многогранно. Так, в социологическом контексте данный феномен, по мнению В.И. Мукомеля, представляет собой готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии таких отрицательных явлений, как агрессивность, насилие [111]. Так, в энциклопедическом социологическом словаре толерантность трактуется и как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, и как выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам [185].
Философский аспект толерантности, нашедший отражение в работах Ю.А. Ищенко, свидетельствует о внутреннем активном отношении, проявляемом то ли в сострадании, то ли в действии [73]. В краткой философской энциклопедии толерантность - «...терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам» [87]. В кратком словаре современных понятий и терминов толерантность трактуется как необходимость по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции [88].
По мнению А.П. Садохина, толерантность понимается как чувство терпимости и уважительного отношения к мнениям других людей, не совпадающим с собственным [136]. Автор отмечает, что толерантность допускает право каждого на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни, проявляющееся в том, что человек, не отказываясь от своих убеждений, одновременно относится благожелательно к мнениям других людей. Соответственно, философский аспект толерантности раскрывает ее субъектную составляющую, которая проявляется в активной позиции индивида в условиях этнокультурного взаимодействия.
Организация и методы исследования
Изучение психологических особенностей формирования этнической толерантности подростков предполагает решение следующих задач:
1. Выявить показатели этнической толерантности подростков в полиэтнической среде.
2. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения подростков.
3. Обосновать психолого-педагогические условия формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы.
В контексте поставленных задач была разработана программа исследования, направленного на поиск психолого-педагогических условий формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы.
Экспериментальная база исследования и контингент испытуемых: учащиеся 7-8 классов МОУ СОШ №7 г. Черкесска Карачаево-Черкесской республики. В экспериментальном исследовании приняли участие 165 человек, из которых 136 человек были отобраны с использованием стратегии рандомизации в экспериментальную выборку, которая в свою очередь была разделена на экспериментальную и контрольную группы по 68 человек в каждой, а также педагоги-предметники - 10 человек, школьные психологи - 3 человека, включая личное участие автора.
Анализ межэтнических отношений подростков предполагал учет их этнической принадлежности. Этнический состав контрольной группы: русских - 28, карачаевцев - 20, черкесов - 11, абазин - 5 и ногайцев - 4. Этнический состав экспериментальной группы: русских - 30, карачаевцев -19, черкесов - 10, абазин - 4, ногайцев - 5. Этнический состав педагогов, принявших участие в исследовании, - русских - 4, карачаевцев - 3, черкесов -2, абазин - 1, ногайцев - 0.
Как известно, рандомизация является наиболее валидным способом отбора испытуемых в экспериментальную выборку и, соответственно, в экспериментальную и контрольную группы.
В ходе теоретического анализа психологической литературы нами были определены показатели этнической толерантности, нашедшие отражение в таблице 3.
Система методов, применяемых в исследовании, была определена исходными методологическими предпосылками, а также целью и задачами как всего исследования, так и отдельных его этапов. В соответствии с выделенными задачами были определены следующие методы исследования: эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование), методы математико-статистического анализа данных (формула Спирмена, компьютерная программа «Келли 98»),
При выборе методик учитывались: надежность по данным ряда отечественных и зарубежных исследований, доступность для обследования детей подросткового возраста, возможность математической обработки результатов.
Использовались следующие конкретные методики исследования: методика «Кто Я?» (М. Кун) [72], методика диагностики личностных конструктов (Дж. Келли) [8], модифицированный вариант этнопсихологического опросника (Л.М. Дробижева, Г.В. Старовойтова,
В.В. Пименова) [187], ДТО (Г.У. Солдатова) [148], методика э.кспресс диагностики эмпатии (И.М. Юсупов) [72], модифицированный вариант методики незаконченных предложений (А. Пейн и Тендлер) [8].
Анкетирование. Для изучения сформированности когнитивного и эмоционально-волевого компонентов этнической толерантности детей подросткового возраста нами была разработана и использована анкета (Приложение 1), результирующим показателем которой являлось определение характера этнической осведомленности.
Ранг когнитивного компонента этнической толерантности определялся по результатам теста М. Куна «Кто Я?» По форме тест представляет собой личностный опросник, вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности. Обследуемым предлагалось ответить на вопрос, обращенный к самим себе: «Кто я такой?» Полученные данные были подвергнуты контент-анализу.
Наша задача состояла в том, чтобы определить представленность категории «толерантность» в идентификационных матрицах. Используя методику «Кто Я?», мы пытались выяснить, как именно актуализация этнической принадлежности может повлиять на толерантность (интолерантность) в межэтническом взаимодействии. При анализе полученных данных нами, вслед за Г.У. Солдатовой, было выделено 14 категорий, разделенных на две группы: базовые и этнополитические. К базовым категориям мы отнесли: 1) общечеловеческую категорию; 2) человека; 3) имя; 4) пол; 5) возраст; 6) семейную категорию; 7) статусно-ролевую; 8) личностные качества; 9) увлечения, интересы; 10) представления о будущем; 11) взаимоотношения с другими людьми. К этнополитическим категориям - 1) гражданскую категорию; 2) этническую; 3) религиозную.
Психолого-педагогические условия формирования этнической толерантности подростков в образовательном процессе школы
Возрастание роли этносов в экономической, политической, социальной и культурной сферах российского общества приводит к созданию в субъектах Российской Федерации новой образовательной среды, важной характеристикой которой является межэтническое многообразие. На данном этапе возникла необходимость в переосмыслении главной цели российского образования, направленной на формирование человека культуры, обладающего личным человеческим достоинством, мировоззренческой установкой на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнических и других культурных ценностей, навыками толерантного поведения в полиэтническом обществе, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях культурной интеграции. В этих условиях особую стержневую значимость и актуальность приобретает проблема формирования этнической толерантности подростков. Именно в данный возрастной период личные взаимоотношения со сверстниками являются значимыми и в наибольшей мере влияют как на развитие личности подростка, так и на формирование его социальных и жизненных позиций, мировоззрения.
Формирование этнической толерантности возможно в любом возрасте, однако подростковый возраст многими исследователями выделяется как сензитивный для выстраивания ценностных ориентации, становления этнической идентичности (А.Г. Асмолов [17], Г.У. Солдатова [149]). Что касается формирования этнической толерантности, то большинство исследователей [6, 11, 12, 38, 45, 52, 55,159, 162 и др.] рассматривают его как целостный процесс формирования системы психологических, социальных, теоретических знаний и практических умений, на основе которых нами выделены следующие компоненты этнической толерантности подростков: когнитивный, эмоционально-волевой и конативный (поведенческий).
В зарубежной психологии осуществлялись попытки обоснования фундаментальных принципов толерантности. Так, Бетти Э. Риэрдон выделяет среди таковых принцип этнического многообразия, принцип конструктивного конфликта, а также принцип ответственности и способности каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений. Автор отмечает, что важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности человеческой личности [25, С. 17.].
Исследователь, предлагая методические рекомендации педагогам по . организации толерантно развивающей работы, затрагивает такие области обучения толерантности, как гражданскую ответственность, этнообразованность, уважение различий, понимание индивидуальной неповторимости, взаимодополняемость как основную черту различий, взаимозависимость как основу совместных действий, культуру мира.
Формирование этнической толерантности подростков предполагает трансляцию духовных ценностей родной культуры и культуры соседствующих народов в образовательный процесс, обеспечивающий качественный переход от изучения этнокультурных и духовных ценностей к межэтническому взаимопониманию и гармонизации межэтнических отношений.
Необходимо отметить, что сформированности позитивных взаимоотношений подростков в полиэтнической образовательной среде предшествует сформированность этнической толерантности. Готовность подростка к установлению позитивных взаимоотношений рассматривается нами как совокупность отношений личности к процессу, к результату этой деятельности, к себе как субъекту этой деятельности.
Таким образом, в теоретическом плане формирование этнической толерантности подростков базируется на идее субъектности личности, развиваемой в последние годы А.Г. Асмоловым [15], В.А. Петровским [124] и другими авторами, а также на идее свободы личности в образовательном процессе, получившей развитие в работах А.Г. Асмолова [15], М.Р. Гинзбурга [47], Е.Н. Шиянова [178] и др.
В связи с этим одной из приоритетных задач общеобразовательной школы является развитие личности, владеющей способностями установления позитивных личностноразвивающих отношений, построенных на основе толерантности, проявляющейся в ценностном отношении подростков к этническому многообразию.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что решение проблемы формирования этнической толерантности личности зависит от внедрения ценностей мировой культуры в образовательный процесс. В соответствии с аксиологическим подходом, предложенным Е.Н. Шияновым, этническая толерантность только тогда станет целостным личностным образованием, когда будет переведена из общественной в личностно значимую ценность.
По мнению А.А. Егизарьянц, задача школы заключается в усилении воздействия положительных сторон этнической культуры на поведение и развитие личности, на формирование уважительного отношения к обычаям и традициям своего народа, к представителям других этносов [65]. Автор отмечает, что правильно организованная педагогическая культурно-досуговая деятельность, выполняя роль посредника между социальной средой и микромиром личности, способствует социализации детей и подростков в полиэтнической среде, преодолению внутренних конфликтов, дефицита доверия в межэтнической среде.
Избранный нами в качестве методологической основы исследования аксиологический подход был положен в основу формирования этнической толерантности у подростков в образовательном процессе школы, ведущие идеи которого были следующими: базовым вектором формирования этнической толерантности личности является субъектно-ценностное отношение к этническому многообразию; этническая толерантность личности определяется тремя взаимосвязанными компонентами: когнитивным, эмоционально-волевым и конативным;