Содержание к диссертации
Введение 4
Глава I. Теоретические подходы к пониманию сущности творческого 18
мышления и его структуры
Системночяруктурньш подход в изучении творческого мышления 18
Когнитивные конструкты творческого мышления 38
Личностные конструкты творческого мышления 61
Глава П. Психологические условия развития и формирования творческого 83
мышления младшего школьника .» ~~*.^ -
П. 1. Проблема развития творческого мышления в младшем школьном воз- 83
расте г
П.2. Формирование операциональных механизмов творческого мышления в 104
процессе выполнения продуктивных познавательных действий
П.З. Формирование познавательного интереса в форме постановки вопро- 122
сов как средства мотивационно-волевой регуляции творческого мышления
П.4. Исходные положения концепции и гипотезы исследования 137
Глава Ш. Экспериментальное изучение когнитивных конструктов творче- 142
ского мышления младшего школьника
Ш.1. Задачи и методы исследования 142
Ш.2. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного вое- 148
приятия младшего школьника
Ш.З. Связь творческого мышления с памятью и воображением младшего 164
школьника
Глава IV. Экспериментальное изучение личностных конструктов творче- 180
ского мышлении младшего школьника
IV.1. Задачи и методы исследования 180
IV.2. Особенности структуры личности младших школьников в зависимо- 189
ста от уровня творческого мышления
IV.3. Взаимосвязь творческого мышления и мотивационно-волевых качеств 205
младшего школьника
IV.4. Изучение характера взаимодействия структурных компонентов твор- 229
ческого мышления младшего школьника
IV.5. Типологические и индивидуальные варианты развития творческого 238
мышления в младшем школьном возрасте
Глава V. Развитие творческого мышления младшего школьника на основе 248
системно-структурного подхода
V. 1. Теоретическое обоснование развивающей программы 248
V.2. Задачи и методы развития творческого мышления младшего школьни- 252
ка
V.3. Изменение показателей когнитивного и личностного развития младше- 272
го школьника
V.4. Развитие образной и вербальной креативности младшего школьника.... 281
Заключение 296
Библиография 304
Приложение 330
Введение к работе
В настоящее время в условиях быстро меняющегося мира, требующего от человека умения ориентироваться в новых и часто неопределенных, нестандартных ситуациях, важной задачей школы является максимальное развитие творческих способностей учащихся, формирование у них творческого мышления. Однако в системе современного образования и психологической науке сложились такие противоречия, которые выступают в качестве факторов, сдерживающих развитие и формирование творческого мышления школьников. Первое - это противоречие между необходимостью творческого подхода в обучении и его опорой преимущественно на репродуктивную деятельность учащихся. Учебный процесс широко опирается на познавательные возможности детей: усвоение знаний, формирование умений и навыков строится на основе перцепции, памяти, мышления, воображения. Однако познавательные способности ребенка недостаточно используются как средство развития его творческого мышления.
Второе противоречие - это противоречие между ориентацией школы на индивидуально-личностное развитие учащихся и коллективной природой процесса обучения. С одной стороны, центральной фигурой обучения является личность ребенка, и целью образования является создание уело-вий для проявления и развития внутреннего потенциала каждой личности. С другой стороны, обучение детей носит по своей природе массовый, коллективный характер, при котором возможности развития личностных механизмов регуляции и саморегуляции творческого мышления ограничены.
Следовательно, для психологической науки остается насущной проблема разработки исходных, главных положений научной концепции раз-вития и формирования творческого мышления младших школьников с опорой на их познавательный и личностный потенциал. Решение данной
проблемы возможно на основе системно-структурного подхода к творчеству, согласно которому творческое мышление представляет собой многокомпонентную целостную деятельность, функционирование и развитие которой обусловливается характером взаимодействия когнитивных и личностных конструктов. В связи с этим встают следующие вопросы: каковы компоненты (составляющие) творческого мышления, каков характер взаи-' мосвязей между компонентами и целым, каковы механизмы развития творческого мышления как многокомпонентной целостной деятельности.
Вопросы, касающиеся структуры творческого мышления, были предметом размышления многих исследователей. В теоретических и эмпирических исследованиях рассматривались следующие составляющие творческого мышления: интуитивные и логические (Я.А. Пономарев), осознаваемые и неосознаваемые, вербализованные и невербализованные (Л.Л. Гурова, Д.Н. Завалишина, O.K. Тихомиров и др.), наглядно-образные и вербально-логические (Р. Мейли, Л.Л. Гурова), диалектическое мышление (Н.Е. Веракса), высоко развитые познавательные процессы (A.M. Матюш-кин), мотивационные и эмоциональные регуляционные механизмы (И.А. Васильев, Э.Д. Телегина, О.К Тихомиров, Е.Л. Яковлева и др.).
Несмотря на большое количество работ, в которых рассматриваются различные аспекты организации творческого процесса, следует признать, что понятие структуры творческого мышления младшего школьника является неполным, т.к. находится в стадии формирования.
В работах Л.С. Выготского, А.Г. Азарян, О.М. Дьяченко, А.Я. Ду-децкого, В.П. Зинченко, В.В. Знакова, A.M. Матюшкина, А.В. Петровско-го, СВ. Фатеева, В.Д. Шадрикова, К. Дункера, О. Зельца, Н. Майера, Т. Рибо и др. было показано, что познавательные способности вносят важный вклад в творческий процесс и выступают в качестве элементов творческого мышления. Однако анализ факторов, влияющих на проявление творческого мышления в младшем школьном возрасте, показал, что восприятие, па-
б мять и воображение не рассматриваются как когнитивные конструкты творческого мышления младшего школьника. Это свидетельствует о том, что до сих пор в большинстве случаев познавательные и творческие спо-
» собности младших школьников исследуются в отдельности друг от друга. Вследствие этого открытыми остаются вопросы: 1) функций познавательных способностей на различных этапах творческого процесса; 2)особенностей взаимосвязи творческого мышления младших школьников с восприятием* памятью и воображением; 3) роли организации когнитивного опыта в развитии творческого мышления младшего школьника.
Личностные конструкты творческого мышления младших школьников в исследованиях Е.П. Торренса, Е.Л. Барышниковой, Н.В. Кочелаевой, М.И. Фидельман, B.C. Юркевич, Е.Л. Яковлевой и др. представлены от-
»дельными психическими образованиями, включающими в себя мотивацию, эмоции, нравственные качества, особенности поведения и общения. В работах Э.Д. Телегиной показано, что мотивационная регуляция выступает как основной механизм управления творческой мыслительной деятельностью человека. Однако до сих пор познавательные интересы и эмоционально-волевые процессы не исследовались в единстве как мотивационные механизмы личностной регуляции творческого мышления в младшем школьном возрасте. В психологической литературе не нашла отражение проблема влияния эмоциональной устойчивости как эмоционального ме-
1 ханизма регуляции деятельности на продуктивность и индивидуальное своеобразие творческого мышления в младшем школьном возрасте. Осталась не раскрытой и роль волевой регуляции в творческом мышлении младшего школьника.
Таким образом, необходимо изучение взаимосвязи творческого мышления с познавательными интересами, эмоциональной устойчивостью и волевыми качествами в младшем школьном возрасте.
Когнитивные и личностные факторы зачастую исследуются как самостоятельные детерминанты творческого мышления. Данная ситуация является следствием ограниченности существующих теоретических концепций творчества, которые разрабатываются либо в рамках когнитивного подхода (Г.Ю. Айзенк, Л. Термен, Н.С. Лейтес, М.А. Холодная и др.), либо
с позиций личностного подхода (А. Маслоу, К. Роджерс, Л.Б. Ермолаева
Томина, В.Н. Козленко, В.А. Петровский др.). Возможности и некоторые пути преодоления существующих ограничений были обоснованы в исследованиях творческого мышления с позиций синтетического подхода ( Д.Б. Богоявленская, Л.Л. Гурова, A.M. Матюшкин, И.Н. Семенов и др.).
В отечественной психологии имеются исследования, посвященные разработке конкретных путей развития творческого мышления младших школьников. В качестве развивающих технологий предлагается развитие специфических умственных приемов (А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.И. Раев и др.), формирование способов действий, всеобщих для ориентации в соответствующей предметной деятельности (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.), организация такого познавательного процесса, при котором учащиеся приобретают способность
( к теоретическому содержательному обобщению и диалектическому мышлению (Н.Е.Веракса, А.З. Рахимов и др.), построение обучения на принципах междисциплинарного подхода (Н.Б. Шумакова), формирование средств саморегуляции творческой мыслительной деятельности в процессе осуществления продуктивных мыслительных действий (Э.Д. Телегина), перевод когнитивного содержания проблемы в эмоциональное (Е.Л. Яковлева) и др.
Однако, развитие и формирование творческого мышления младшего школьника в сопоставлении с развитием познавательных способностей и
, мотивационно-волевой регуляции не было до сих пор предметом много-
стороннего исследования, хотя необходимость рассмотрения этой проблемы не вызывает сомнений.
Большинство моделей и программ обучения детей ориентированы целиком (либо преимущественно) на когнитивное развитие, хотя, как показывает анализ литературы, творческое мышление представляет собой систему взаимосвязанных когнитивных и личностных конструктов. Соответственно была сформулирована научная проблема: каковы особенности ' и психологические механизмы взаимосвязей когнитивных и личностных структур в процессе функционирования и развития творческого мышления как фактора повышения его продуктивности.
Объект исследования: творческое мышление младшего школьника.
Предмет исследования: психологические закономерности функционирования когнитивно-личностных структур в процессах творческого мышления младших школьников.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязей когнитивных и личностных структур как психологических механизмов развития и ' формирования творческого мышления младших школьников.
Задачи исследования:
Разработать когнитивно-личностную модель структуры творческого мышления с позиций системно-структурного подхода к творчеству.
Исследовать механизмы влияния познавательных способностей на развитие и формирование творческого мышления младшего школьника.
Выявить особенности мотивационно-волевой регуляции творческого мышления младшего школьника.
Выявить основные механизмы взаимодействия когнитивно-личностных структур в процессе функционирования творческого мышления младшего школьника.
5. Разработать технологию формирования творческого мышления младшего школьника на основе анализа когнитивно-личностной структуры творческого мышления.
Гипотезы исследования:
' 1. Структура творческого мышления представляет собой единство
когнитивных и личностных конструктов. В качестве когнитивных конструктов выступают познавательные способности, выполняющие в творческом мышлении специфические функции. Личностные конструкты включают мотивационно-волевые средства регуляции творческого мышления.
2. Существует связь творческого мышления с особенностями разви
тия познавательных способностей в младшем школьном возрасте. Переход
познавательных способностей от репродуктивных форм к продуктивным
является источником развития творческого мышления младшего школьни-
' ка.
Особенности мотивационной и эмоционально-волевой регуляции оказывают влияние на общую продуктивность творческого мышления и индивидуальные проявления его отдельных свойств в младшем школьном возрасте.
Функционирование творческого мышления как многокомпонентной целостной деятельности обусловливается взаимосвязанностью и взаимовлиянием когнитивных и личностных конструктов. Особенности взаимосвязи познавательных и мотивационно-волевых компонентов опреде-
' ляют продуктивность творческого мышления, его типологические и индивидуальные варианты.
5. Технология формирования творческого мышления младшего
школьника должна строиться на принципах системно-структурного подхо
да к творчеству и включать в себя развитие структурных компонентов
творческого процесса.
Методологическую основу исследования составили:
учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубин-штейн, Д.Б. Эльконин и др.);
учение о творческом характере психического развития (А.В. Брушлин-ский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин);
системный подход к изучению психических явлений (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, О.А. Конопкин, Б.Ф. Ломов, Н.И. Чуприкова, Э.Г.Юдин и
др-);
синтетический подход к изучению творчества (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Дж. Рензулли, А. Тан-ненбаум, Дж. Фельдхьюзен, К. Хеллер и др.);
теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, М.А. Хо-лодная,И.С. Якиманская и др.);
концепция познавательных способностей (В.Д. Шадриков);
концепция регуляции и саморегуляции творческой мыслительной деятельности (Э.Д. Телегина).
Теоретические методы исследования:
Анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования (литературно-критический анализ); системно-структурный подход к анализу ситуаций в современной науке и образовании; общенаучные методы (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, систематизация); моделирование структуры творческого мышления и содержания развивающей программы для детей младшего школьного возраста.
Экспериментальные методы исследования:
Эмпирические методы (тестирование, экспертная оценка, наблюдение); экспериментальная работа констатирующего, поискового и обучаю-
11 щего характера; ретроспективный анализ личного опыта работы в школе, вузе, в системе послевузовского образования.
Достоверность и надежность результатов, представленных в диссертации, обеспечивается их опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения, разработанные в психологии творческого мышления при качественном анализе результатов; научной обоснованностью и корректностью используемых методических средств; использованием комплекса взаимодополняемых методов, что позволяло сопоставлять результаты, полученные посредством разных методов; применением методов математической статистики, включая корреляционный, факторный и кластерный анализ; достаточной репрезентативной выборкой испытуемых; подтверждением результатов исследования данными, полученными в формирующем эксперименте.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем на основе изучения творческого мышления с позиций системно-структурного подхода разработана совокупность положений и выводов, содержащих решение важной научной проблемы — раз-вития и формирования творческого мышления младшего школьника на основе анализа его когнитивно-личностной структуры, а именно:
разработана концепция, согласно которой развитие творческого мыш-ления представляет собой формирование системы операциональных и регулирующих механизмов как структурных его компонентов: продуктивных познавательных действий и средств мотивационно-волевой регуляции;
разработана структура творческого мышления с учетом его взаимосвязи с познавательными способностями и особенностями мотивационно-волевой регуляции младших школьников;
впервые раскрыты особенности взаимосвязи творческого мышления младшего школьника с познавательными способностями (зрительным
восприятием, памятью и воображением) и показателями мотивационно-волевой регуляции (познавательными интересами в форме постановки вопросов, эмоциональной устойчивостью, волевыми качествами и волевыми усилием);
выявлены основные закономерности и механизмы влияния познавательных способностей на продуктивность творческого мышления младших школьников;
впервые выявлены операциональные детерминанты, определяющие переход от репродуктивных действий к творческим в процессе мышления: увеличение альтернативных схем восприятия одного и того же объекта, творческая переработка образов памяти, использование приемов создания нового образа, формулирование творческих вопросов;
раскрыты психологические механизмы, посредством которых осуществляется личностная регуляция творческого мышления младшего школьника: проявление познавательных интересов в форме вопросов, собственной индивидуальности, эмоциональной устойчивости, волевых качеств, постановка познавательных целей в волевом усилии;
выявлены механизмы развития творческого мышления как многокомпонентной целостной деятельности, обусловленной характером взаимодействия его структурных компонентов — механизм компенсации и взаимной положительной обусловленности когнитивных и личностных конструктов;
впервые выявлены механизмы межуровневых взаимодействий, посредством которых происходит формирование типа креативности в зависимости от степени проявления творческих, познавательных и мотиваци-онно-волевых качеств;
обоснована возможность применения нового метода развития творческого мышления младшего школьника, заключающегося в формирова-
ний системы операциональных и регулирующих механизмов как структурных компонентов творческого мышления.
Выявленные закономерности имеют значение для развития теории творческого мышления, как в общепсихологическом, так и возрастном аспектах, углубляют научные представления о его природе и детерминации.
Исследование развития и формирования творческого мышления на основе поэлементного анализа его структуры и учета его взаимосвязи с познавательными способностями и особенностями мотивационно-волевой регуляции представляет новое направление в психологии творческого мышления.
Практическое значение исследования. Показана возможность и ( целесообразность развития творческого мышления младших школьников посредством формирования системы операциональных и регулирующих механизмов творческого мышления, выступающих в качестве его когнитивно-личностных конструктов, выделенных при общепсихологическом изучении творчества. Разработаны условия развития творческого мышления в процессе обучения с учетом его когнитивно-личностной структуры: обогащение образного компонента интеллектуальной деятельности; развитие познавательных способностей как продуктивных процессов и развитие познавательных интересов в форме постановки вопросов. Данные условия , могут быть учтены при разработке стратегии и тактики развития начального образования. Предлагаются методические приемы, которые могут быть использованы с целью развития творческого мышления младших школьников при организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках и развивающей работы на специальных занятиях с детьми.
Определены психологические критерии для диагностики уровня развития творческого мышления младших школьников, которые могут быть использованы для оценки эффективности развивающих программ и учебников, создаваемых в традиционной и альтернативных системах образова-
ния с целью прогнозирования их влияния на развитие творческого мышления учащихся.
Разработанная программа развития творческого мышления младших школьников использовалась в работе с детьми школ № 1,9, 10 г. Шадрин-ска и школ № 12, 20 г. Сургута. Опыт внедрения развивающей программы дал положительные результаты.
На основе материалов исследования для студентов педвуза и учителей начальной школы разработан и читается спецкурс «Развитие творческого мышления в обучении». Опубликована авторская программа спецкурса (1996 г.). Разработаны и опубликованы методические материалы для учителей и практических психологов начальной школы.
Результаты исследования использовались в работе автора в качестве практического психолога в школе-лицее №1 г. Шадринска, а также при чтении лекций для учителей в институтах повышения квалификации работников образования г. Шадринска и г. Сургута.
Положения, выносимые на защиту:
1. Творческое мышление представляет собой систему взаимосвя-(занных когнитивно-личностных конструктов, выступающих в качестве его структурных компонентов, а именно: а) познавательных способностей как процессуальных элементов творческого мышления, которые выполняют в нем продуктивные функции - целеобразующую, моделирующую, преобразующую, эвристическую и регулирующую; б) мотивационно-волевых средств регуляции творческого мышления — познавательных интересов, эмоциональной устойчивости, волевых качеств, целей волевого усилия.
2.0перациональными механизмами, определяющими уровень и динамику развития творческого мышления в младшем школьном возрасте, , являются продуктивные познавательные действия, а именно: приемы создания целостного перцептивного образа и обеспечивающие его новизну; мнемические приемы, представляющие собой творческую переработку об-
разов памяти; приемы создания нового образа воображения, формулирование творческих вопросов.
3. Основным психологическим механизмом мотивационно-волевой
регуляции творческого мышления младшего школьника является познава
тельный интерес в форме постановки вопросов, который обеспечивает
единство эмоциональных и волевых процессов, проявление ребенком соб-
' ственной индивидуальности, а также способствует порождению новых продуктивных познавательных действий в творческой мыслительной деятельности.
4. В качестве психологического механизма, регулирующего струк
турные особенности мыслительного процесса, выступает механизм ком
пенсации, который определяет тип когнитивно-личностной структуры
творческого мышления, влияет на специфику его проявления и развития.
В зависимости от характера взаимодействия отдельных компонентов вы
деляются два типа когнитивно-личностных структур творческого мышле-
' ния: гармоничная, в которой имеются два ведущих компонента - когнитивный и личностный, и негармоничная, в которой имеет место только один ведущий компонент - когнитивный. В структуре образной креативности младших школьников ведущими компонентами являются воображение и волевые качества. Структура вербальной креативности младших школьников неоднородна: у одних детей ведущими компонентами являются зрительное восприятие и мотив, у других — вербальная память.
5. Взаимная положительная обусловленность когнитивных и лично
стных конструктов, т.е. цикличная стимуляция как механизм развития
'творческого мышления лежит в основе формирования типов креативности: опережающей, зрелой и кризиса креативности. Опережающая креативность характеризуется высоким, зрелая — средним, кризис креативности - низким уровнем выраженности образных и вербальных компонентов
16 творческого мышления, зрительного восприятия, вербальной памяти, воображения и мотивации
6. Возможности повышения уровня творческого мышления младше- го школьника в процессе формирующей работы определяются исходным типом креативности: опережающая и зрелая креативность являются предпосылкой значительного повышения уровня творческого мышления, кризис креативности выступает в качестве фактора, сдерживающего развитие творческого мышления.
7. Основу развития творческого мышления младшего школьника составляет формирование системы операциональных и регулирующих механизмов как структурных его компонентов и включает в себя:
- формирование продуктивных перцептивных (включение объекта
' познания в разные системы связей для обнаружения различных его сторон
и свойств, рассмотрение предмета с различных точек зрения, видение в одном предмете признаков других), мнемических (оживление, вхождение, трансформация, ассоциации и др.), имажетивных (комбинирование, агглютинация, гиперболизация, вероятностное прогнозирование) действий;
- развитие познавательных интересов через формирование умения
формулировать вопросы.
Апробация исследования. Представленные результаты апробировались: 1) в процессе экспериментально-педагогической работы автора в ' общеобразовательных школах № 1, 9, 10 г. Шадринска и школ № 12, 20 г. Сургута, на факультетах психологии и педагогики и методики начального обучения Шадринского государственного педагогического института, на факультете психологии Сургутского государственного педагогического института, в институтах повышения квалификации работников образования г. Кургана и г. Сургута; 2) в публикациях по теме исследования; 3) в докладах, сделанных на научно-практических конференциях, в том числе на международном симпозиуме «Эмоции, творчество, искусство» (Пермь,
1997), региональной научно-практической конференции (Шадринск, 1999), Всероссийской научно-практической конференции (Тула, 2000), Международной конференции «Личность в современном мире» (Курган, 2001); 4) в докладах на кафедрах психологии Московского педагогического государ-ственного университета, Шадринского государственного педагогического института и Сургутского государственного педагогического института; 5) в кандидатской диссертации и дипломных работах, выполненных под руководством автора.
Исследование проводилось с 1986 по 2003 год на базе общеобразовательных школ г. Шадринска и г. Сургута, на кафедре психологии ШГПИ (1986 - 1999 гг.) и кафедре психологии МИГУ (2000 - 2002 гг.). В экспериментальном исследовании приняли участие 620 испытуемых.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии (326 наименований) и 28 приложений. В тексте имеются 55 таблиц и 17 рисунков.