Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье Чомаева Сапият Ханапиевна

Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье
<
Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чомаева Сапият Ханапиевна. Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Ставрополь, 2004 198 c. РГБ ОД, 61:05-19/30

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме взаимодействия детей и родителей 11

1.1 . Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогической психологии 11

1.2. Анализ теоретико-эмпирических исследований взаимодействия родителей с детьми 42

Выводы 56

ГЛАВА II. Карачаевский этнос и его личностно -развивающие возможности 59

2.1 . Психологические особенности карачаевцев 59

2.2 Личностно - развивающий потенциал карачаевской семьи 84

Выводы 101

Глава III. Эмпирическое исследование транслирования этнических особенностей карачаевского этноса во взаимодействии детей и родителей 106

3.1. Организация и методы эмпирического исследования 106

3.2. Результаты эмпирического исследования возможностей транслирования этнических особенностей карачаевцев во взаимодействии детей и родителей 114

Выводы 140

Заключение 142

Список использованной литературы 146

Приложения 165

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях современной социальной и политической ситуации России на одно из центральных мест выдвинута идея миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем. Миротворческим потенциалом обладает не только отечественная гуманистическая культура, но этнические традиции.

Все чаще ставится вопрос о том, что миротворческой должна быть не только личность, но и среда жизнедеятельности, которая должна содержать в наличии смысловые жизненные конструкты, субъективно воспринимаемые личностью в качестве значимых.

Установлено, что идентификация личности со смысловыми референтами вводит их в интропсихическую плоскость, где они превращаются в единицы духовного мира личности. Развивающаяся личность идентифицирует себя со значимыми субъектами, в качестве которых прежде всего выступают родители. Именно идентификация ребенка с родителями выступает в качестве основного психокультурного механизма, способного реализовать идеи развития личности и ее субъектности. Субъекты семейного взаимодействия выступают в качестве значимого технологического условия включения идентификационного механизма.

Методологические основы референтации как важнейшего механизма личностного становления заложены в трудах отечественных философов -Н. Бердяева, И. Ильина, В.Соловьева, П.Флоренского и др. Идентификация с референтами способна обеспечить духовный рост и самоосуществление человека.

Важно начинать воспитание толерантности, миротворческой, духовной личности с детского возраста, чтобы сформировать у ребенка «мирную»

духовную доминанту, которая будет задавать основные векторы его личности, общения и взаимодействия, т.е. определять все его поступки и жизненные стратегии.

Изучение личностно-развивающего потенциала различных этносов позволит понять, как ввести значимые смысловые единицы не только в научное, но и обыденное сознание их субъектов.

Как показывают исследования, для сохранения национального облика и национальных личностных особенностей каждым этносом весьма важно, чтобы новые поколения смогли освоить национальную культуру (А.Ю.Гранкин, А.А.Налчаджян, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко, В.К. Шаповалов и др.).

Несмотря на осмысление значимости этносоциума для успешной адаптации растущей личности в этнокультурной и поликультурной среде, многие аспекты влияния этнической семьи на развитие ее субъектов остаются не изученными. Это в полной мере можно отнести к карачаевской семье, личностно-развивающий потенциал которой требует тщательного изучения. Изучение развития личности ребенка в семейном контексте требует рассмотрения семьи как целостной системы межличностного взаимодействия, которая подчиняется внутрисемейным правилам, функционирует согласно собственной логике развития, передает образцы взаимоотношений и модели семьи из поколения в поколение. Наряду с замкнутостью и консервативностью, семья представляет собой открытую динамическую систему, существование которой определяется культурой общего мира, частью которой она является (А.Ю.Гранкин, И.Б.Котова, Т.Г. Стефаненко, В.А.Петровский и др.).

Таким образом, актуальность исследования этнопсихологических особенностей карачаевцев определяется недостаточным уровнем их изученности. В этой связи проблема исследования сформулирована

следующим образом: каковы этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье. Решение этой проблемы и составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: структурные и содержательные характеристики взаимодействия в системе родитель-ребенок.

Предметом исследования является изучение этнических особенностей карачаевцев и их влияние на процессы взаимодействия в системе родитель-ребенок.

Гипотезы исследования:

* *\

1. Онтологической основой этнопсихологических особенностей
являются народные традиции и обычаи, которые выступают в форме правил
и норм поведения.

2. В актах межличностного взаимодействия в системе родитель-
ребенок, осуществляемых в карачаевских семьях, существуют
специфические особенности, характерные для данного этноса. Именно они
определяют содержательные и процессуальные характеристики
взаимодействия в названной системе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования и в связи с необходимостью проверки гипотез были поставлены следующие задачи:

осуществить теоретико-методологический анализ научных и эмпирических работ, отражающих проблему детско-родительского взаимодействия;

изучить современное состояние проблемы влияния внутрисемейных отношений на личностное развитие ребенка;

проанализировать работы отечественных и зарубежных исследователей в области этнопсихологии, вычленить психологические особенности этнических стратегий взаимодействия;

выявить личностно-развивающий потенциал карачаевского этноса;

б эмпирически исследовать специфику и стратегии взаимодействия,

принятые в карачаевской семье и их влияние на развитие личности

ребенка.

Методы и источники исследования.

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: методы теоретического и сравнительно-сопоставительного анализа; эмпирические методы сбора фактологического материала; наблюдение; методики исследования стилей детско-родительского взаимодействия; методика исследования индивидуально-психологических свойств личности; анкетирование; методы количественного и качественного анализа данных.

Источниками для проведения исследования стали труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам межличностного и педагогического взаимодействия; проблемам родительско-детских отношений; этнопсихологическим аспектам семейных отношений; научные и учебно-методические публикации по вопросам личностно-развивающего взаимодействия; учебники и учебные пособия по педагогической и этнической психологии, авторефераты, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой проблеме.

Методологической и теоретической основой исследования выступили идеи о деятельностной, творческой сущности способа бытия человека; о социальном взаимодействии как основном механизме изменения взаимодействующих субъектов (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, А.А. Бодалев, В.В.Давыдов, В.А.Кан-Калик, И.С.Кон, И.Б.Котова, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.); идеи о семье как микромодели социума, о преемственности детьми моделей поведения родителей, о влиянии общественного и личного опыта на построение отношений в микросреде (Г.Келли, Н.Н.Обозов, А.В.Петровский, В.Н.Рутневич, З.В.Синкевич,

В.Я.Титоренко, В.И.Шубник, А.Адлер, Р. Дрейкус, А.Фрейд, Дж. Боулби, Э.Эриксон, К.Роджерс и др.); о механизмах идентификации и формировании идентичности (А.Г.Асмолов, Ю.Е.Алешина, Д.Винникот, А.С.Волович, В.С.Мухина,Э. Эриксон и др.); педагогические идеи и взгляды на народное воспитание (А.И.Арнольдов, С.А.Арутюнов, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, М.С.Коган, И.И.Конрад (генезис культуры)); И.А.Арабов, А.Л.Бугаева, Г.Н.Волков, И.С.Кон, Д.С.Лихачев, Ш.А.Мирзоев, Г.В.Мухаметзянова, B.C. Мухина, З.Г.Нигматов, В.А.Николаев, А.П.Орлов, Э.И.Сокольников, М.И.Стельмахович, Я.И.Ханбиков, А.Ф.Хинтибидзе, И.А.Шоров (педагогика и психология этноса)).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2000 по 2003 гг. Эмпирическое исследование проводилось в четыре этапа:

-подготовительный этап (2000 г.) связан с определением целей и задач исследования; с выбором объекта и предмета; с выдвижением основных гипотез; с изучением научной литературы по проблеме исследования;

-констатирующий этап связан с выбором методов и подбором методик научного исследования;

-аналитический этап (2002г.) включал в себя обработку эмпирических данных и оценку их эффективности;

-заключительный этап (2003 г.) - оформление рукописи диссертации, внедрение результатов исследования;

База исследования и контингент испытуемых: 160 карачаевских семей, имеющих детей разных возрастных групп.

Научная новизна исследования заключается в том, что

-определены сущность, структурные и содержательные компоненты детско-родительских отношений в карачаевской семье, обусловленные

этническими особенностями;

-выявлены специфические стратегии взаимодействия в карачаевской семье, которые определяют включенность растущей личности в национальные ценности, обычаи и традиции;

-установлено, что в качестве общей этноспецифической стратегии взаимодействия в карачаевской семье выступает готовность субъектов этого процесса соответствовать ожиданиям семьи и рода, а эффективным технологическим звеном процесса развития этнической личности в семье являются этновоздействия родителей;

-установлено, что в актах взаимодействия родителей и детей в карачаевской семье происходит накопление индивидуально направленной информации, позволяющей усвоить способы, стили и стратегии взаимодействия, характерные именно для данного этноса;

-выявлено, что в карачаевском этносе приняты специальные способы взаимодействия в системе родитель-ребенок.

Теоретическая значимость заключается в том, что в работе содержится экспериментальный подход к малоизученному аспекту межличностного взаимодействия взрослых и детей у разных этносов. Определены особенности межпоколенных отношений с учетом региональных и национальных условий, охарактеризованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитательного взаимодействия взрослых и детей в современных условиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы помогут расширить и углубить знания студентов и учащихся в области этнопсихологии, могут служить в качестве спецсеминара в вузе: собранный материал поможет в выработке правильного отношения к культурному наследию своего народа, позволит использовать накопленный опыт прошлого в современных условиях воспитательной работы. Результаты

нашего исследования могут оказать помощь в разработке теоретических и практических проблем в этнопсихологии семейного воспитания.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом факторов, полученных при использовании диагностических процедур, репрезентативностью экспериментальной выборки, применением методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на ежегодных внутривузовских конференциях «Алиевские чтения» (Карачаевск 2000, 2001, 2002, 2003); на Южно-Российских психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Ростов н/Д, 2001); на региональной научно-практической конференции «Личностно-ориентированный подход в воспитании и образовании» (Черкесск, 2001); в материалах Всероссийской научной заочной конференции «Современная семья: проблемы и перспективы развития» (Тверь, 2001); на Всероссийской научно-практической конференции «Развивающаяся личность в системе высшего образования» (Ростов н/Д, 2002); в научно-методическом журнале «Вестник» Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета (Карачаевск, 2002); в материалах IV региональной научной конференции «Дни науки»-(Пятигорск, 2003 ); на заседаниях кафедры психологии КЧГУ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Карачаевская коллективистическая этнокультура определяет стиль межличностных семейно-брачных и детско-родительских отношений, стратегий общения и поведения, механизмы воздействия и взаимодействия (идентификация, подражание, внушение, обособление и др.).

2.Специфические особенности, характерные для карачаевского этноса, определяют содержательные и процессуальные характеристики взаимодействия в системе родитель- ребенок. Среди них:

-традиции геронтотимии - чуткое отношение и долг перед родителями, уважение и почитание старших;

-традиции гостеприимства(къонакъбайлыкъ) — четко разработанные правила приема гостей, регламентирующие как поведение хозяина-горца, так и гостя;

-традиции отношения к труду - трудовая, альтруистическая взаимопомощь - «маммат»(совместный неоплачиваемый труд);

-традиции патронимии - коллективистические ценности «мира», как основы и предпосылки существования человека;

-толерантность (тезюмлюк) — терпимость в межнациональных отношениях и взаимодействиях, умение быть снисходительным, сохранять доброе и почтительное отношение к окружающим, оставаться спокойным и рассудительным;

-традиции межличностных отношений - обычай избегания в семейных отношениях (запрет показываться вместе, вступать в разговор при чужих, проявлять видимую заботу друг о друге, запрещение произносить настоящие имена избегаемых лиц);

-эмоционально-волевые черты национального характера:

застенчивость, сдержанность, скрытность, избегание конфликтов, честность, независимость, самодостаточность, эмоциональная холодность, тактичность, социальная сензитивность;

-личностные эталоны карачаевцев: ум, мудрость, честность, духовная чистота, великодушие, высокая нравственность, трудолюбие и т.д.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем основного текста диссертации составляет 164 страницы, содержит 7 таблиц.

Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогической психологии

В связи с тем, что многими зарубежными исследователями категории «взаимодействие», «общение», «деятельность» и «отношение» рассматриваются совместно, с использованием одних и тех же терминов для обозначения разных понятий, возникает необходимость рассмотрения содержания, структуры этих понятий.

Изучение ряда психологических источников позволяет прийти к выводу о том, что в современной психологии категория «взаимодействие» рассматривается и как самостоятельная категория (А.Л.Брудный, А.А.Бодалев, Л.П.Буева, М.С.Каган, Я.Л.Коломинский, И.Б.Котова, Е.С.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В.А.Петровский, Е.Н.Шиянов), и как интерактивная сторона общения (Г.М.Андреева), и как вариант деятельности индивида, и как вид человеческой активности в целом. Категория «отношение» многими авторами ставится как рядоположенная и связанная с категорией «взаимодействие» (В.Н.Мясищев).

Б. Д. Парыгин считает, что общение - это и психическое взаимодействие людей во всех его формах, и «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» [178.С.156]. М.И. Лисина [139] дает через понятие «взаимодействие» характеристику общения, полагая, что последнее есть ни что иное, как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласованность и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Автор подчеркивает, что общение - это особого рода взаимодействие, своеобразный вид активности человека, предусматривающий инициативное воздействие человека на своего партнера. А.А.Леонтьев разграничивал между собой понятия «общение» и «взаимодействие». Он, в частности, считал, что общение непосредственно обеспечивает взаимодействие, а уж это последнее — коллективную деятельность [132, с.4]. Весь процесс общения, по А. А. Леонтьеву, есть средство обеспечения коллективной деятельности и выстраивается в своеобразную «многоэтажную конструкцию: деятельность — взаимодействие - общение — контакт». Значит, он определял общение, деятельность и взаимодействие в качестве самостоятельных, но тесно взаимосвязанных между собой категорий.

Г. М. Андреева исследует взаимодействие как составную часть общения людей. Она обоснованно отмечает, что, несмотря на объективно существующую связь между общением и взаимодействием, развести эти понятия между собой достаточно трудно. Трактуя понятие «общение» как «реальность межличностных и общественных отношений», она определяет взаимодействие как другую, по сравнению с коммуникативной, сторону общения. По ее мнению, эта «та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность»[11, с. 101].

Подход к пониманию взаимодействия как интерактивной составляющей общения позволяет, как представляется автору, с одной стороны, исключить отрыв взаимодействия от коммуникации, а с другой -избежать их отождествления.

И. М. Юсупов пишет, что общение выступает как специфическая форма взаимодействия субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностями индивидов, в которых фиксируются идеи, интересы, чувства, установки, приемы, результаты. Общение охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживаются содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота»[261,с.6].

Психологические особенности карачаевцев

Унификация, универсализация, стандартизация общественной и личной жизни человека в XX веке, рост значимости глобальной проблематики, стремление народов к объединению и координации своих сил во имя спасения современной цивилизации, как ни странно, активизировали внимание к проблеме национального и культурного своеобразия. Научное прогнозирование современного общества невозможно без всестороннего изучения фактов, закономерностей и механизмов проявления психической типологии, ценностных ориентации и поведения представителей той или иной этнической общности, без описания и объяснения особенностей поведения и его мотивов внутри общности и между этносами, живущими столетиями в одном геоисторическом пространстве. Ключ к пониманию психологии народа лежит в его истории, конкретной структуре социальной действительности, образующих «наличное бытие коллективного духа» нации (Ю.М. Платонов, Л.Г. Почебут), а также в его культурном своеобразии.

В качестве одного из определяющих факторов формирования этнопсихологических свойств и особенностей народа многими учеными выделяется влияние культурной среды.

Выступая субъектом деятельности, этническая группа на всём протяжении своего существования производит и воспроизводит присущую только ей культуру, которая в своей целостности формируется вместе с другими культурами. И поэтому основу объективизации этнической специфики, свойственной любой общности, составляет социальный опыт, являющийся следствием ее социально-политического, экономического и культурного развития. Л.С.Выготский писал, что культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций человека[56,с.45].

Культура отражает, хранит и передает индивидуальное начало в рамках данного социума. «Ядро культуры обеспечивает хранение и трансляцию от поколения к поколению информации, правил и норм, гарантирующих историческую воспроизводимость и самоидентичность социума. Ядро культуры вырабатывается веками и обретает устойчивость и прочность социокультурно-генетического аппарата. Оно определяет и способ реагирования социума на инновации. Оно, следовательно, обеспечивает адаптационные механизмы, возможность приспособления к меняющимся условиям материального и духовного бытия данного сообщества» [175,с. 35].Иначе говоря, культура является основным определяющим понятием процессов воспитания и социализации.

Культура - понятие, которое очень широко используется в современной социологической и философской литературе, как и вообще общественными науками в целом. Более распространенного и более многозначного термина трудно представить. По подсчетам социологов в различных научных дисциплинах дано более 500 дефиниций этого понятия. Во всем многообразии современных научных школ, по-разному трактующих понимание культуры, можно выделить два основных подхода.

Согласно одному из них (Э. Балл ер, Н. Злобин, В. Межуев и др.), культура рассматривается как личностный аспект человеческого бытия, как развитие сущностных сил человека, его духовного богатства - этот подход в теории культуры принято называть социологическим. В рамках данного подхода получила большое распространение концепция социально-ценностной сущности культуры (К.З. Чавчавадзе, Л.М. Челидзе, С.Ф.Анисимов). К.З. Чавчавадзе под культурой понимает «мир воплощенных ценностей, преобразованную сообразно им природу человека и его среду -мир орудий его материальной и духовной деятельности, социальных институтов и духовных достижений» [248,с.67].

Сторонники другой точки зрения рассматривают культуру как способ и результат человеческой деятельности (В.Давидович, Ю.Жданов, М.Каган, Э.Маркарян и др.). Такой подход к пониманию культуры называют деятельностным. В науке существуют попытки синтезировать эти два подхода. Так, Л.К.Круглова дает следующую дефиницию культуры: «Культура - это исторически конкретная система способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп, личности» [128, с. 109].

Как справедливо замечает Н.Г.Сикорская, предметом особых научных дискуссий является вопрос о структуре и функциях культуры [204, с. 13-15]. В настоящее время одни авторы утверждают, что культура исключительно целостна и поэтому не имеет структуры, другие, напротив, считают, что она складывается из элементов или других каких-либо составляющих. Сторонники деятельностного подхода к культуре выделяют, как правило, культуру духовную и культуру материальную. Приверженцы социологического подхода указывают на целостность культуры, поскольку развитие самого человека, его творческих сил, отношений является внутренним стержнем культуры, то и культура целостна по отношению к человеку, как субъекту общественной деятельности.

Организация и методы эмпирического исследования

Эмпирическое исследование этнопсихологических особенностей взаимодействия и выявление связи этнопсихологических личностных характеристик старшеклассников со стилями родительско-детских отношений в карачаевской семье проводилось в течение 2000 - 2003 гг. на базе школ № 1,6, 5 г. Карачаевска, школ а. Кумыш и п.Правокубанский. В исследовании приняли участие 160 карачаевских семей, имеющих детей разных возрастных групп. Выборка была «чистой», т.е. из числа испытуемых исключались лица смешанной национальности (у которых родители представляли различные этнические группы).

Экспериментальное исследование проводилось в четыре этапа.

Подготовительный этап (2000 г.) был связан с определением целей и задач исследования; выбором объекта и предмета; выдвижением основных гипотез; изучением научной литературы по проблеме исследования.

Анализ научной литературы был посвящен: проблемам взаимодействия, развивающего потенциала родительско-детских отношений, изучению этнических особенностей карачаевского этноса, механизмам их транслирования и др. В результате анализа была выявлена степень изученности данных вопросов в настоящее время и определены подходы к их рассмотрению. Это дало возможность сформулировать гипотезу и разработать план исследования в русле поставленных задач.

Констатирующий этап (2001г.) был связан с выбором методов и подбором методик научного исследования; с изучением состояния проблемы в современных семьях.

В связи с тем, что круг интересующих нас проблем субъективной реальности и личных отношений трудно поддается психодиагностическим измерениям, нами были не только тщательно отобраны необходимые методики, но и проводилось уточнение результатов с помощью данных, полученных в процессе невключенного наблюдения и беседы.

В соответствии с выделенными целями и поставленными задачами были определены методы экспериментального изучения. По методикам, представленным ниже, в эксперименте задействованы старшие школьники.

Для того чтобы заинтересовать школьников исследованием, мы создали соответствующую мотивацию, выборку организовали только для желающих школьников принимать участие в эксперименте, и все испытуемые имели возможность ознакомиться с результатами исследования и получить объяснение по интересующим вопросам. Так же, учитывая возрастные особенности испытуемых и обеспечивая одинаковое функциональное состояние организма, стремились исследовать испытуемых в одно и тоже время суток.

3 этап. В соответствии с задачами исследования были использованы следующие методики:

-методика исследования стилей родительского воспитания;

-методика исследования индивидуально-психологических свойств личности;

-методика исследования социально-психологического уровня.

При изучении представлений старшеклассников о стилях родительского воспитания нами был использован опросник «Подростки о родителях».

Опросник «Подростки о родителях» изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят и оценивают их дети в подростковом возрасте. Основой методики служит ADOR, который был создан Шафером в 1965 году. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей так, как это чувствуют и описывают дети, можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение; психологический контроль -психологическая автономия и скрытый контроль - открытый контроль. При этом принятие (позитивный интерес) подразумевает положительное отношение к ребенку. Эмоциональное отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порой и просто как враждебность.

Похожие диссертации на Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье