Введение к работе
Актуальность исследования. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития воображения и детского творчества (Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев и др.), поэтому исследование творческой деятельности дошкольников остается актуальным как в теоретическом, так и в практическом аспекте. В настоящее время ширится круг инновационных или альтернативных программ развития ребенка. Тем не менее, вопрос о развитии творческих способностей ребенка остается актуальным. Дело в том, что большинство инновационных программ из всех атрибутов развития выбирают, прежде всего, познание, и при этом, по выражению В.П. Зинченко, не во всей полноте этого понятия, а в его «знаниевой» форме (Зинченко, 1995). Многие отечественные исследователи (Д.Б. Богоявленская, 2002, М.В. Ермолаева, 2001; Э.Д. Телегина, В.В. Гагай, 2003 и др.) также отмечают, что для большинства современных инновационных развивающих программ и моделей обучения характерна доминанта познавательного развития. Поэтому изучение путей и методов формирования творческой деятельности детей остается весьма актуальным.
Изучение развития детского творчества имеет большое теоретическое значение. Анализ исследований творчества и творческих способностей показал, что в психологии довольно долго преобладал механистический подход к их изучению и представление о них как просто максимальном выражении способностей (Г.Айзенк, Д. Векслер, Дж. Равен и др.), а основными методами исследования были решение проблемных ситуаций и интеллектуальные тесты. В рамках этого подхода творческая деятельность понималась как продуктивное мышление. Новое понимание творчества и творческой одаренности как особого вида способностей, не сводимых к интеллектуальным, было намечено в работах Дж. Гилфорда и нашло свое продолжение в исследованиях креативности П. Торренса, однако преодолеть недочеты механистического подхода к творчеству не удалось и представителям этого подхода.
В отечественной психологии творчества методологическое положение Выготского о единстве аффекта и интеллекта и принцип «анализа по единицам» позволили Д.Б. Богоявленской выделить единицу анализа творчества («интеллектуальную инициативу») и создать на этой основе оригинальную концепцию творчества. Ориентация на культурно-историческую психологию Л.С. Выготского позволяет также рассматривать развитие творческих способностей ребенка как процесс «врастания в культуру» за счет интериоризации идеальных форм культуры. Понятие культурной нормы применяется к анализу восприятия художественного произведения (В.А. Гуружапов, 1995), к осмыслению творческого процесса (Д.Б. Богоявленская, 2006). Нормативные по своей сути представления о творческой деятельности, выявленные Д.Б. Богоявленской на основании собственных исследований и работ других авторов, включают не мотивированное прагматически надситуативное движение за пределами конкретных условий и требований изначально поставленной задачи, решение «сверхзадач», постановку новых проблем (Д.Б. Богоявленская, 1983; В.А. Петровский, 1997; В.Т. Кудрявцев, 1997), «мужество познания» (С.Л. Рубинштейн), «мужество мысли» (Э.В. Ильенков). На основании проведенного анализа в нашем исследовании взято за основу понятие культурной нормы творческой деятельности как исторически сложившейся совокупности обобщенных принципов созидательной деятельности. Эти принципы отражены в произведениях искусства, литературы и других явлениях культуры.
Изучение детского творчества имеет большое значение и в аспекте создания исследовательских методик. До недавнего времени в исследовании творческой деятельности преобладал тестологический подход, в котором творческие способности субъекта оцениваются, прежде всего, по результату творческой деятельности, тогда как ее процесс остается на втором плане. В последние десятилетия наметился переход к экспериментальному изучению творческой деятельности детей и предложен ряд методик, позволяющих изучать сам процесс творчества (Д.Б. Богоявленская, 1983; В.Н. Дружинин и Н.В. Хазратова, 1994, и др.). Но проблема остается актуальной до сих пор, остается и необходимость дальнейшей разработки экспериментальных методов, позволяющих анализировать сам процесс творческой деятельности субъекта.
Цель исследования - изучить взаимосвязь между освоением старшими дошкольниками культурной нормы творческой деятельности и формированием у них творческой позиции в созидательной деятельности, направленной на решение творческих задач.
Задачи исследования:
-
Проанализировать сложившиеся в современной психологии подходы к исследованию творческой деятельности детей.
-
Разработать экспериментальную методику по типу формирующего эксперимента с использованием креативных подсказок, позволяющую наблюдать творческую деятельность и изучать развитие творческой позиции у старших дошкольников.
-
Изучить влияние креативной подсказки на освоение культурной нормы творческой деятельности старшими дошкольниками.
-
Проследить изменения качества детских работ по мере освоения детьми культурной нормы творческой деятельности.
-
Соотнести изменения освоенности детьми культурной нормы творческой деятельности под влиянием развивающих занятий с особенностями их творческой позиции.
-
Сравнить возможности индивидуальных и групповых развивающих занятий, направленных на формирование творческой позиции у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования. Творческая позиция дошкольников.
Предмет исследования. Влияние развивающих занятий, содействующих освоению старшими дошкольниками культурной нормы творческой деятельности, на формирование у них творческой позиции.
Гипотеза исследования. Освоение детьми культурной нормы творческой деятельности, предполагающее применение метода креативной подсказки, может быть использовано для формирования у них творческой позиции.
Теоретико-методологическую основу исследования составили культурно-историческая психология (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, Д.Б. Эльконин и др.), деятельностный подход (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и др.); современные подходы к исследованию творчества как процесса (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова и др.); подход к одаренности как к сложной многофакторной структуре, включающей в себя как когнитивные, так и мотивационно-личностные составляющие (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, З.И. Калмыкова, Б.М. Кедров, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров, М. Вертгеймер, Дж Гилфорд, К. Дункер, В. Келер, К. Коффка, В. Лоуэнфельд, Н. Майер и др.); принципы развивающего обучения (В.В. Давыдов, В.А. Гуружапов, Ю.А. Полуянов, Д.Б. Эльконин); понимание креативности как сущностной характеристики одаренности (Д.Б. Богоявленская, Е.И. Щебланова, К. Дункер и др.); понимание мышления как творческого по своей сути процесса (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин и др.), понимание действия как самоорганизующейся и имеющей сложную структуру единицы психической жизни человека (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, В.Т.Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотез обеспечивалась комплексом взаимодополняющих методов теоретического анализа, психодиагностических методов (наблюдение, беседа, тесты, проективная методика, метод экспертных оценок).
В исследовании применена авторская развивающая методика, направленная на формирование творческой позиции у ребенка дошкольного возраста. Предложена система балльной оценки освоенности детьми культурной нормы творческой деятельности. В основу методики положен прием, получивший название «креативной подсказки».
В исследовании были использованы следующие методики: методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС), авторы – Аверина И.С., Щебланова Е.И.; «Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет)», авторы – Борисова Е.М., Абдурасулова Т.Д. (для детей 5 лет); авторская модификация методики М.З. Дукаревич «Несуществующее животное»; Краткий тест творческого мышления (КТТМ), созданный на основе фигурной формы теста невербальной креативности П. Торренса; «Методика диагностики креативности детей» В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратовой «Сочинение сказки» (Дружинин В.Н., Хазратова Н.В.); авторская адаптация анкеты №1 «Определение интенсивности познавательной потребности» В.С. Юркевич для возраста 5-6 лет; авторская адаптация анкеты №2 «Определение уровня познавательной потребности» В.С. Юркевич для возраста 5-6 лет.
Для анализа результатов исследования использовались следующие методы математической статистики: критерий знаков G; парный критерий Вилкоксона, критерий Фишера.
Эмпирическая база исследования: исследование выполнено на базе ФГ ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 1599» Управления делами Президента Российской Федерации в течение 2005-2009 г.г. Всего в исследовании приняло участие 238 респондентов (дети старших и подготовительных групп, а также их родители).
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом проблемы, применением обоснованного психодиагностического комплекса методик, репрезентативностью выборки испытуемых, сочетанием качественного и количественного методов исследования, применением методов математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе дополнено представление о возможности развития предпосылок творческой деятельности дошкольников с опорой на культурно-историческую психологию и деятельностный подход. Разработан подход к исследованию творческой позиции ребенка на основе освоения им культурной нормы творческой деятельности. Уточнено представление о культурной норме творческой деятельности, в которую входят такие аспекты, как «содержательность», «созидательность», «оригинальность». Уточнена связь между освоением культурной нормы творческой деятельности и сформированностью у ребенка позиции по отношению к творческой деятельности. Расширено представление о развивающих возможностях подсказки взрослого, позволяющей в форме диалога с ребенком смоделировать индивидуальный процесс творческого мышления, диалогический по своей сути.
Научная новизна исследования:
выявлена связь между освоенностью культурной нормы творческой деятельности и сформированностью творческой позиции у детей старшего дошкольного возраста;
изучены возможности применения разработанной в русле культурно-исторической психологии и основанной на использовании креативной подсказки экспериментальной методики формирования творческой позиции у старших дошкольников;
определена специфика индивидуальной формы (в сравнении с групповой) проведения экспериментальной работы, направленной на формирование творческой позиции у старших дошкольников;
проанализированы характерные для дошкольников затруднения в творческой деятельности, которые препятствуют адекватному воплощению и дальнейшему развитию ими своего замысла;
создана типология вариантов творческой позиции по критерию активности в творческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в создании развивающей методики по типу формирующего эксперимента, направленной на формирование творческой позиции старших дошкольников в созидательной деятельности, направленной на решение творческих задач. При проведении методики решается не только ряд актуальных обучающих задач (к которым относится развитие сферы образов-представлений у старших дошкольников), но и осуществляется наблюдение самого творческого процесса (поиск решения, практическая реализация, влияние мотивации). Учитывая то, что экспериментатор выступает в активной роли партнера испытуемого, можно говорить о том, что созданная методика построена в соответствии с пониманием творческой деятельности как диалогического по своей природе процесса, что, в свою очередь, создает соответствующие условия для развития творчества.
Созданная методика может использоваться для развития воображения, сферы образов-представлений, мышления, исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста. В прикладном аспекте методику можно использовать также в составе программ для коррекции застенчивости и других эмоционально-личностных проблем у детей 5-6 лет. Созданная типология вариантов творческой позиции по критерию активности детей в творческой деятельности задает направление для работы в обучающем эксперименте и позволяет оценить зону ближайшего развития творческой позиции в каждом конкретном случае. Предложенная методика может быть использована в индивидуальной и групповой работе с детьми в детских образовательных учреждениях.
Положения, выносимые на защиту:
-
Освоение старшими дошкольниками культурной нормы творчества способствует формированию у них творческой позиции, что преимущественно проявляется в повышении интереса к творческой деятельности и активности в решении детьми творческой задачи.
-
Качество результатов творческой деятельности детей возрастает по мере формирования творческой позиции. Разработанность решения творческой задачи делает доступными для понимания другим человеком результаты деятельности ребенка. Наибольшего успеха в освоении культурной нормы творческой деятельности достигают дети с позитивным отношением к предложенной творческой задаче.
-
Разработанная методика по типу формирующего эксперимента, направленная на формирование творческой позиции и основанная на использовании креативной подсказки, является эффективным средством формирования творческой позиции у старших дошкольников.
-
При индивидуальной форме проведения экспериментальной методики, в отличие от групповой, легче определить, какие аспекты культурной нормы творческой деятельности недостаточно освоены ребенком, что дает возможность сделать обоснованный выбор направления развивающих занятий с ним.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были представлены и обсуждались на заседаниях кафедры педагогической психологии в МПСИ, на V и VI научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых МПСИ (Москва, МПСИ, 2007, 2008) , на VII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Молодые ученые – московскому образованию» (Москва, МГППУ, 2008), на III Международной конференции, посвященной 100-летию социальной психологии «Личность в межкультурном пространстве» (Москва, РУДН, 2008), на IV Международной конференции, посвященную 50-летию РУДН «Личность в межкультурном пространстве» (Москва, РУДН, 2009). По материалам исследования имеется 8 публикаций.
Материалы исследований использовались в развивающей и психокоррекционной работе с детьми 5-6 лет в ФГ ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 1599» Управления делами Президента Российской Федерации.
Структура работы обусловлена логикой проведенного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Диссертация содержит 13 таблиц, 31 рисунок, 4 приложения. Общий объем работы составляет 203 страницы. Библиографический список включает 297 наименований.