Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование психологической культуры младших школьников Романова Ольга Николаевна

Формирование психологической культуры младших школьников
<
Формирование психологической культуры младших школьников Формирование психологической культуры младших школьников Формирование психологической культуры младших школьников Формирование психологической культуры младших школьников Формирование психологической культуры младших школьников Формирование психологической культуры младших школьников Формирование психологической культуры младших школьников Формирование психологической культуры младших школьников Формирование психологической культуры младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Романова Ольга Николаевна. Формирование психологической культуры младших школьников : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 Казань, 2003 203 с. РГБ ОД, 61:04-19/46-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА 8

1.1. Общая характеристика психологической культуры человека 8

1.2. Интеллектуальный компонент психологической культуры 28

1.3. Практический компонент психологической культуры 39

1.4. Ценностно-смысловой компонент психологической культуры 49

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 64

2.1. Методические подходы к проблеме формирования психологической культуры 64

2.2. Формирование психологической культуры средствами художественной литературы 76

2.3. Основные теоретические принципы построения методики формирования психологической культуры 84

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГ ИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 91

3.1. Экспериментальные исследования уровня развития психологической культуры у учащихся 3-го класса 91

3.2. Характеристика формирующих экспериментов и анализ полученных результатов (1 лап) 1 1 1

3.3. Характеристика формирующих экспериментов и анализ полученных результатов (2 этап) 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1 70

ПРИЛОЖЕНИЯ 192

Введение к работе

Поступательное развитие общества невозможно без воспитания нового
поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения
материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого
процесса является формирование у подрастающего поколения
психологической культуры. Последняя представляет собой сложное
системное образование личности, определяющее способы общения человека
с другими людьми и с самим собой: способы понимания и воздействия,
формы отношений. 11а основе усвоения психологической культуры ребенок
становится субъектом и личностью, способной к полноценной

самореализации.

В последние десятилетия существенно возрастает роль психологических факторов во всех сферах общественной жизни. Психотехнологии получают все более широкое распространение в управлении, в политике, в бизнесе, в образовании и т.д. Современный человек должен быть достаточно компетентным, чтобы пользоваться этими технологиями. Иначе он рискует превратиться в объект психологических манипуляций. Все это определяет актуальность разработки проблемы психологической культуры.

Существуют и теоретические основания для исследования данной проблемы, поскольку она находится в тесной связи с такими фундаментальными проблемами психологии, как личность и общение. В процессе социализации ребенок овладевает способами обращения не только с предметным миром, но и с людьми, в том числе и с самим собой как человеком. Он усваивает культуру обращения с человеком, которая по своему содержанию представляется психологической. Она глубоко проникает в личностную сущность человека и фиксируется в соответствующих психологических образованиях. Тем не менее, понятие «психологическая культура» очень плохо разработано в современной психологии. Исследование в этой области позволяет расширить научные

4 представления о человеке как субъекте и личности, об общении, как форме социального бытия.

Объект исследования — психологическая культура человека.

Предмет исследования - теоретические и методические условия формирования психологической кулыуры в младшем школьном возрасте.

Цели исследования: дать структурно-содержательную и функционально-генетическую характеристик) психологической культуры и выделить основные условия ее формирования.

Задачи исследования:

Провести структурно-содержательный и функционально-генетический анализ психологической культуры.

Проанализировать существующую в обществе систему формирования психологической кулыуры школьников.

Разработать комплекс психодиагностических методик и провести диагностику уровня развигия отдельных компонентов психологической культуры младших школьников.

Разработать теоретические основы, формирующую методику и выделить основные методические условия формирования психологической кулыуры в младшем школьном возрасте.

Теоретической основой исследования является культурно-историческая теория Л.С. Выготского, основные идеи деятельностного подхода в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), теоретические положения педагогической психологии (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), методологические идеи и научные факты, выявленные в процессе разработки проблемы общения и межличностного познания (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.А. Петровская и др.).

Методы исследования: методика свободной актуализации представлений о душе, методика свободной актуализации словаря личностных черт, методика опосредствованной самопрезентации, методика прогнозирования поведения и душевного состояния другого человека,

методика «Рассказ от имени другого человека», формирующий эксперимент, методы математической статистики.

Достоверность исследования определяется многообразием

методических приемов и психологических измерений, теоретической обоснованностью и непротиворечивостью полученных результатов, применением методов математической статистики.

Научная новизна исследования:

Представлена развернутая характеристика психологической культуры человека.

Выделены и охарактеризованы основные структурные компоненты психологической культуры и отношения между ними.

Выявлена генетическая природа психологической культуры и основные условия ее формирования.

Проделан анализ методических подходов и направлений формирования компонентов психологической культуры.

Разработана оригинальная методика формирования психологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Разработан комплекс методик диагностики компонентов

психологической культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика формирования психологической культуры может использоваться школьными психологами и педагогами в работе с младшими школьниками.

Положения, выносимые на защиту:

Психологическая культура представляет собой сложное системное образование личности, определяющее ориентировку человека в самом себе и в других людях, способы обращения с другими людьми и с самим собой и отношение к людям и к самому себе. Она является важнейшим условием и инструментом социального бытия человека.

Структура психологической культуры включает в себя три тесно взаимосвязанных компонента: интеллектуальный, практический и ценностно-смысловой (духовно-нравственный).

Психологическая культура как личностное образование не дана человеку в готовом виде, а задана в культуре общества: в людях, в способах и формах общения, в межличностных отношениях, а также в художественной литературе и в искусстве. Ее развитие осуществляется по механизму усвоения (присвоения). В современном обществе не существует целостной и эффективной системы воспитания у подрастающего поколения психологической культуры. Не усвоение осуществляется стихийно.

Каждый структурный компонент психологической культуры представлен множеством конкретных психологических образований, к числу которых относятся: система понятий и умственных действий, необходимых для понимания собственных душевных состояний и личностных свойств; система понятий и умственных действий, необходимых для понимания других людей и для прогнозирования их поведения и душевного состояния; умение выражать в речевой форме собственные душевные состояния; умение вставать на позицию (точку зрения) другого человека. Они имеют очень низкий уровень развития у детей 8-9 летнего возраста.

Технология формирования психологической культуры должна соответствовать следующим методологическим принципам: принцип активности, принцип целостности, принцип опоры на индивидуальный психологический опыт, принцип опоры на генетически ранние формы психологической культуры, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Формирующая технология, реализуемая в форме психологического практикума для младших школьников, должна строиться по следующей методической схеме: организация модельных ситуаций, в которых осуществляется актуализация соответствующих психических явлений; обозначение актуализированных психических явлений; организация речевого

7 выражения актуализированных психических явлений; вычленение соответствующего психологического содержания из речевых описаний других людей.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе практической реализации психологического практикума «І Ісихологическая культура» в школах № 39, № 4 г. Саранска, в Мордовском республиканском институте образования, а также на научных конференциях в Мордовском университете (1995, 2003г.г.), в Мордовском пединституте (2001 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографического списка (244 исгочпика) и приложений. Текст содержит 25 таблиц.

Общая характеристика психологической культуры человека

Развитие человека как личности представляет собой процесс усвоения того, что зафиксировано в пределах материальной и духовной культуры и в конкретных людях, как ее носителях. Благодаря этому процессу происходит развитие психических процессов, способностей, черт характера, потребностей, мотивов, отношений, убеждений, самосознания, всевозможных знаний, умений и навыков, т.е. всего того, что делает человека человеком и обеспечивает его полноценное вхождение в систему общественных отношений как равноправною члена общества. Уровень необходимого развития перечисленных качеств и процессов определяется обществом как некая социо-культурная норма, которой должен соответствовать каждый нормальный гражданин, каждый член общества. Например, современный человек должен иметь логическое мышление, определенную систему научных знаний, научных убеждений, систему житейских представлений о мире, систему практических умений и навыков обращения с бытовой техникой, способности к произвольной регуляции своего поведения, самосознания и др. В каждой социо-культурной норме задан необходимый уровень овладения соответствующим социальным опытом. Поэтому, если человек в полной мере овладел той или иной социокультурной нормой, можно говорить, что он обладает высокой культурой в соответствующей сфере, например: культурой общения, нравственной культурой, политической культурой, физической культурой, бытовой культурой, психологической культурой и т.д. Все это вместе называется общей культурой человека. Именно она и делает человека человеком и личностью. Трансляция культуры от одного поколения людей к другому может происходить либо стихийно, либо целенаправленно в процессе обучения и воспитания.

Психологическая культура человека является частью или элементом его общей культуры, и, одновременно, важнейшим компонентом его личности (Колмогорова, 2002). Мы определяем ее как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание других людей как личностей и себя самого, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям. Психологическая культура обеспечивает эффективное взаимодействие человека с другими людьми при решении различных жизненных проблем. Этим объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни. Она зарождается у ребенка уже на первом году жизни в контексте общения с матерью, а затем и другими членами семьи. Дальнейшее ее развитие стимулируется необходимостью постоянного расширения и углубления социальных контактов, как в семье, так и за ее пределами: в детском саду, в школе, во дворе, в общественных местах, в профессиональных учебных заведениях, на производстве и т.д.

Развитие психологической культуры человека происходит в основном стихийно. Важную роль в этом играет чтение художественной литературы, просмотр фильмов и спектаклей, где ребенок или взрослый человек знакомится с психическими особенностями людей (чертами характера, поступками, душевными переживаниями и состояниями), способами поведения по отношению друг к другу, межличностными отношениями и т.п.

Среди специально организованных педагогических процедур большое значение имеют мероприятия, направленные на воспитание у ребенка культуры поведения, а также уроки литературы. В целом же школа не оказывает существенного влияния на развитие психологической культуры детей в связи с низким уровнем гуманигаризации современного среднего образования. Как это ни странно, учебные программы средней общеобразовательной школы не предусматривают такого предмета, как психология человека или психологическая кулыура человека. Вследствие этого у детей складывается довольно примитивное представление о человеке как о некотором анатомо-физиологическом устройстве, поведение которого и даже сознание и мышление объясняется через механизмы условных рефлексов. Мы считаем, что названный учебный предмет необходимо изучать на протяжении всего срока обучения в школе. Естественно, что на каждой возрастной ступени он должен иметь соответствующую методическую специфику. Только при этих условиях можно обеспечить полноценное усвоение психологических знаний, формирование необходимых практических умений и навыков, развитие соответствующих психических процессов (прежде всего психологического мышления), психических свойств и отношений.

Любые акты жизнедеятельности человека прямо или косвенно опосредствованы людьми. Поэтому психологическая кулыура, как структурный компонент личности, представляє гея важнейшим инструментом эффективного взаимодействия с людьми, фактором приспособления, выживания, жизненного успеха и социального бытия. По прогнозам аналитиков дальнейшее развитие общества будет тесно связано с его все большей психологизацией и с проникновением психологии во все сферы общественной жизни. Одним из следствий этого будет разработка и внедрение в жизнь очень мощных психотехнологий воздействия на человека, которые могут использоваться в любых сферах жизни (в рекламе, в идеологии, в политике, в управлении, в быту, в воспитании и т.д.) и с любыми целями, в том числе и антигуманными (Таранов, 1997; Хассен, 2002; Шейнов, 1996,2001 и др.).

Элементы такого рода воздействий и их отрицательные последствия мы чувствуем уже сегодня. В будущем же их эффективность будет неизмеримо возрастать, поскольку возможности развития и совершенствования психотехнологий воздействия просто безграничны. В условиях такого мощного психологического давления человек рискует превратиться в послушный объект всевозможных манипуляций для кого бы то ни было: отдельных лиц, чиновников, бизнесменов. политических лидеров, тоталитарных сект и преступников, партий, организаций, государства, спецслужб и т.д. Трудно себе представить психологические последствия подобного давления для личносги. Противостоять этому может только человек, имеющий высокий уровень развития психологической культуры. Таким образом, развитие психологической культуры взрослых людей и особенно детей представляет собой важнейшую и актуальнейшую педагогическую и социальную задачу XXI века.

Психологическая культура человека - это сложное системное образование личносги, включающее в себя следующие структурные компоненты: интеллектуальный, практический (поведенческий) и ценностно-смысловой (духовно-нравственный) (Зорин, 1995; Романов, 1999, 2002). У разных авторов они проходят под несколько разными названиями при большом содержательном и функциональном сходстве (Баранова, 1993; Бодалев, 1988). Интеллектуальный компонент представляет собой систему психологических знаний, т.е. определенную психологическую осведомленность (компетентность), а также умение понимать людей и себя. Это понимание обеспечивается мышлением, которое получило название психологического (Романов, 1994, 1995) или социального (Абульханова-Славская, 1994; Знаков, 1994; Asch, 1994; Davies, 1990; Forgas, 1981).

Практический (поведенческий) компонент психологической культуры представлен системой практических умений и навыков, с помощью которых субъект воздействует на других людей и на самого себя. Они далеко не всегда имеют внешне-практическую форму. Например, умения и навыки самовоздействия являются не внешними, а внутренними психологическими образованиями. Но их генетические корни находятся в пространстве реального межличностного взаимодействия (Выготский, 1982а; 19826; 1984, Леонтьев, 1981; 1983, Лурия, 1976; Рубинштейн, 1989а,б и др.) Ценностно-смысловой или духовно-нравственный компонент психологической культуры можно определить как отношение человека к другим людям. Оно зависит от того, какое место в системе его ценностей занимают люди: как себе подобные или равноправные личности, как инструменты (средства) решения личных или каких-то иных проблем, как культы поклонения, как благодетели, как «неверные» и т.д. (Бодалев, 1988; Водалев, Ковалев, 1987; Роджерс, 1994, Флоренская, 1991; Хассен, 2002). Он соотносим с системой духовно-нравственных ценностей общества (Колмогорова, 2002).

Выделенные структурные компоненты психологической культуры человека тесно взаимосвязаны как функционально, так и генетически. Это важно не только в теоретическом плане, но и для построения эффективной системы формирования психологической культуры. Мы счиїаем, что наиболее эффективная методика должна быть ориентирована на формирование одновременно всех трех структурных компонентов. Чисто когнитивная ориентированность учебного процесса позволяет сформировать формальные и неполноценные психологические знания и, в лучшем случае, психологическое мышление. Но такой человек будет не способен к практической реализации своею интеллектуального психологического потенциала. Такой человек или специалист в лучшем случае будет напоминать современного психолога, хорошо знакомого с теоретическими основами своей науки и владеющего понятийным аппаратом, но абсолютно беспомощного в практических вопросах - как помочь человеку в той или иной жизненной ситуации. Человек все знает, но ничего не умеет.

Методические подходы к проблеме формирования психологической культуры

Как уже говорилось ранее, формирование психологической культуры представляет собой одну из актуальных и важных социальных и психолого-педагогических задач. В настоящее время в нашей стране пока еще не создана целостная система формирования психологической культуры. Вероятно, это объясняется прежде всего отсутствием социального заказа на соответствующую личность. Вторая причина связана со слабой теоретической разработанностью самой проблемы. Нет четкого определения понятия «психологическая культура», не изучены вопросы развития психологической культуры, не разработаны эффективные методики ее формирования. Процесс развития у людей психологической культуры идет в основном стихийно. Социальные институты образования и воспитания участвуют в этом не очень активно.

Следует отметить, что существует огромное множество психолого-педагогической литературы, так или иначе затрагивающей вопросы формирования отдельных компонентов и элементов психологической культуры людей разных возрастных групп. 11оэтому ее довольно трудно упорядочить и отнести к каким-то теоретическим и методическим направлениям или подходам. Мы попытались соотнести ее с основными структурными компонентами психологической культуры: интеллектуальным, практическим (поведенческим) и ценностно-смысловым (духовно-нравственным).

В результате весьма условно было выделено три методических направления: когнитивное, прагматическое и духовно-нравственное.

В первую группу были отнесены методические разработки, ориеніироваиньїе на формирование у человека главным образом знаний в области психологии и отчасти психологического мышления. В дошкольном и младшем школьном возрасте эти цели реализуются в форме всевозможных бесед и инструкций о правилах поведения в тех или иных жизненных ситуациях, обсуждений на уроках чтения или на классных часах образов литературных героев и т.д. В большинстве своем дети получают довольно конкретные знания. Причем они даже не подозревают о том, что эти знания являются психологическими. Сам же процесс обучения как бы встроен в общую систему воспитания.

Наиболее ярко и в «чистом» виде когнитивное направление представлено в высших и отдельных средних специальных учебных заведениях, где психология входит в число обязательных учебных предметов. Чаще всего цели преподавания психологии формулируются следующим образом: сформировать у учащихся устойчивые понятия об основных психических явлениях и умения пользоваться ими на практике. Иначе говоря, они представлены исключительно в когнитивных категориях. Как показывает реальная практика и результаты многочисленных экспериментальных исследований, заявленные цели никогда не реализуются. Курс психологии почти ничего не меняет в структуре имеющихся у студентов житейских психологических представлений и житейского мышления. Они остаются житейскими психологами (Романов, 1996). В связи с этим существующая система психологической nozi готовки специалистов вызывает много нареканий и критических замечаний (Ляудис, 1989; Малинина, 1995; Оботурова. 1995; Романов, 1983. 1996, 1997; Шадриков, 1990 и др.). Рассмотрим основные ее недостатки.

Большинство указанных специалистов отмечает, что курс психологии в вузе очень ограничен во временном плане и в этой связи далеко не охватывает всех вопросов, с которыми будущим специалистам придется столкнуться в профессиональной деятельности или в личной жизни. Особенно ограниченным представляется университетский курс психологии. Общеизвестно, что психология - это далеко не простой учебный предмет, и овладеть им за столь короткое время просто невозможно.

Другим недостатком психологической подготовки является ее излишний академизм, формализм и оторванность от реальной жизненной и профессиональной практики будущих специалистов. Она наполнена множеством абстрактных понятий, далеких от будущей профессиональной деятельности студентов. Как правило, они с трудом усваиваются и быстро забываются.

Методика преподавания психологии ничем не отличается от методики преподавания любых других естественнонаучных дисциплин. Психика преподносится студентам как некоторый абстрактный объект. В результате психология предстает перед ними не как наука о душе каждого конкретного студента, а как система достаточно сухих формализованных понятий. Это резко снижает учебную мотивацию.

Каждый студент является носителем житейского психологического опыта и соответствующего ему житейского психологического мышления. Они представляются очень устойчивыми но отноніению к обучению. Более того, житейские знания обладают такими свойствами, как ассимиляция и модификация научных понятий (Московией, 1995). Однако преподавание психологии ведется без учета факта существования у студентов житейского психологического опыта и без опоры на него.

Психологическая подготовка строится с явным нарушением фундаментальных принципов педагогической психологии. Студент выступает, как правило, пассивным объектом обучающего воздействия. Он слушает и записывает лекции и затем воспроизводит их на семинарских занятиях. Обучение носит традиционный информационно-непродуктивный характер. Как отмечает В.Я. Ляудис, усвоение теоретических знаний реализуется «...в таких учебных ситуациях, принципы организации которых далеки от принципов, провозглашенных самой психологией» (1989. С.4). Другие формы обучения используются значительно реже. Гак для организации лабораторных практикумов необходимо больше времени и наличие определенной материальной базы, которой многие провинциальные вузы просто не обладают. В процессе преподавания психологии нарушаются и многие другие принципы педагогической психологии. Поэтому знания оказываюгся недостаточно хороню обобщенными, неустойчивыми, плохо осознаваемыми.

Интересную концепцию психологической подготовки специалистов предложил К.М. Романов (1993, 1994, 1996, 2002).Основные ее положения следующие.

Психологическая подготовка специалистов должна быть направлена на формирование психологической культуры, включая все ее структурные компоненты, т.е. она должна быть целостной. Формирование психологического мышления научного типа и соответствующих ему научных знаний составляет только одну из ее частных задач.

Экспериментальные исследования уровня развития психологической культуры у учащихся 3-го класса

Прежде чем приступить к описанию формирующего эксперимента, мы провели диагностику соответствующих элементов психологической культуры: интеллектуальных и практических. Для решения лих задач было использовано несколько психологических методик. Некоторые из них были заимствованы нами у других авторов. некоторые разработаны самостоятельно.

Для диагностики интеллектуального компонента психологической культуры мы использовали несколько методик: методика «Сочинение», методика «Свободная актуализация словаря личностных черт» и методика «Опосредствованная самопрезентация». Методика «Сочинение» имеет довольно широкое применение в психологических исследованиях. Мы предлагали детям две темы: «Что такое человек» и «Что такое душа (психика)». Конкретной целью этих двух процедур было выявление общих представлений детей о человеке и его душе. Обе работы выполнялись в групповой форме последовательно друг за другом. Время выполнения не ограничивалось. Испытуемые справлялись с ними за 30 минут. В основных сериях исследований (в констатирующих и формирующих экспериментах) приняли участие учащиеся третьих классов школы №4 г. Саранска в количестве 50 человек: по 25 человек в каждом классе. Они отличались по возрасту на один год. а также по программе обучения. Первая экспериментальная группа обучалась по программе 1 - 4 (обучение с 6 лет), вторая группа была обычной, занималась по программе 1 - 3. Эти две группы были определены как экспериментальные. Кроме того, в отдельных исследованиях мы привлекали другие группы испытуемых такого же возраста. Они рассматривались как контрольные. Всего - 250 человек.

В двух первых исследованиях принимали участие 50 человек - две экспериментальные группы. Результаты обрабатывались с помощью контент-анализа, где в качестве единицы использовалось законченное смысловое суждение. 11а основе анализа составлялся обобщенный список смысловых единиц.

По результатам обработки материалов первого исследования (сочинение «Что такое человек») было выделено 366 смысловых суждений, что составляет 7,32 на человека. Общая длина списка суждений - 60. Наиболее часто встречаются следующие суждения (см. Приложение 1):

- бывает добрый и злой - 28;

- это живое существо - 22;

- может говорить - 22;

- может двигаться (плавать, бегать, прыгать) - 20;

- может читать, писать- 18;

- умеет думать - 16;

- есть руки - 16;

- есть ноги - 14;

- отличается от животных - 14;

Большая часть смысловых суждений - 220 (60%) отражает неспецифические качества человека (это живое существо, может двигаться, имеет руки, ноги, другие части тела и т.п.). В оставшихся суждениях - 146 (40%) испытуемые выделяют уже сугубо человеческие качества, характеризующие его в психологическом и личностном плане (бывает добрый и злой, умеет думать, может говорить, читать, писать и т.п.). Причем в большинстве случаев упоминаются поведенческие харакіеристики человека как субъекта и как личности (может работать, читать, совершать хорошие и плохие поступки и т.п.). Лишь в двух случаях выделяется такое свойство человека, как наличие души.

В представлениях младших школьников человек выглядит в первую очередь как некоторое телесное живое существо, имеющее соответствующие органы. Полученные результаты вполне закономерны. Их можно объяснить социокультурными традициями и особенностями учебно-воспитательного процесса в школе. Он не предусматривает изучение гакого важного предмета как психология. Существующие программы приводят к формированию у детей биологизаторских представлений о человеке.

Результаты контент-анализа второго сочинения позволили выявить объем и структуру представлений о душе (психике) у учащихся 3 класса (см. Приложение 2).

В первой экспериментальной группе было выделено всего 31 смысловая единица (в среднем - 1,24 на одного человека). Общая номенклатура смысловых суждений - 9 наименований. В содержательном плане выделяется лишь одно суждение - «Я ничего не знаю о душе» - 21 упоминание из 25 возможных.

В сочинениях испытуемых второй экспериментальной группы выделено 75 суждений (в среднем 2,63 на одного человека). Это на 44 единицы больше, чем у представителей первой группы, что сгатистически значимо (Х = 18,2 6,63). Длина номенклатуры суждений - 45 наименований. Это на 34 единицы больше, чем в первой группе, что статистически значимо (yj = 22,2 6,63). Все это говорит о том, что с возрастом происходит расширение представлений о душе. Тем не менее, нужно сказать, что полученные результаты свидетельствуют о низком уровне когнитивной сложности представлений о душе. Оно совершенно несопоставимо с уровнем когнитивной сложности представлений детей этого возраста в других предметных областях: в математике, русском языке, окружающем мире. Учебные программы предусматривают здесь формирование достаточно богатых и обширных представлений и понятий.

Интересно отметить, что большинство смысловых суждений представляются неповторяющимися. Это значит, что представления испытуемых о душе почти не пересекаются между собой, что, в свою очередь, затрудняет взаимопонимание. В ситуации, когда необходимо рассказать другому о своем душевном состоянии, каждый из них вынужден пользоваться своими индивидуальными речевыми категориями, непонятными для другого. Частотный анализ смысловых суждений говорит также о том, что представления испытуемых о душе возникли стихийно, а не в результате специального обучения.

Содержательный анализ смысловых суждений показал, что наиболее популярными среди испытуемых оказались следующие: «Душа - это жизнь», «...от нее зависит жизнь человека» и т.н. - 9 (12%); «Душа есть у любого существа» - 6 (8%); «Душа - это доброта» - 5 (4%). Все остальные суждения встречаются 1 - 2 раза. Если сказать в общем, то душа связывается с некоторыми нравственными качествами, с определенными поступками человека, с характером, с волей, с недоступностью для восприятия, с бессмертием и некоторыми другими характеристиками. Следует признать их достаточно адекватными, хотя и крайне ограниченными и поверхностными.

Представления учащихся 3 класса о душе (психике) отличаются индивидуальными особенностями не только в содержательном отношении, но и по объему. Индивидуальный разброс объема сочинений очень широк: от 1 до 10 суждений. Однако анализ этих особенностей не входит в задачу нашего исследования.

Похожие диссертации на Формирование психологической культуры младших школьников