Содержание к диссертации
стр.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
Абсолютный слух как предмет исследования 10
Значение абсолютного слуха в музыкальной деятельности 12
Проблема детерминации абсолютного слуха 22
Физиолого-акустические исследования абсолютного
«
слуха и их анализ 30
Психологические основы формирования абсолютного слуха 37
Музыкальная деятельность как решающий фактор образования абсолютного слуха 52
Музыкально-дидактические методы формирования абсолютного слуха и их анализ 54
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
АБСОЛЮТНОГО СЛУХА 58
Констатирующие эксперименты 59
Поисковые эксперименты 60
Основные формирующие эксперименты 83
Первый основной эксперимент 83
Второй основной эксперимент 92
Третий основной эксперимент 97
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АБСО
ЛЮТНОГО СЛУХА 105
ВЫВОДЫ 125
БИБЛИОГРАФИЯ 127
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-3. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ФОРМИРУЮЩИХ ЭКСПЕ
РИМЕНТОВ 147
Приложение I 148
Приложение 2 154
Приложение 3 155
Введение к работе
Формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства. Человек коммунистического общества должен быть гармонически развитой и творческой личностью.
В.И.Ленин придавал огромное значение культурному и эстетическому развитию масс. В эстетическом воспитании он видел один из путей формирования социалистического типа личности, мечтал о том, чтобы сам народ мог создавать" ... красоту, безмерно превосходящую все, о чем могли только мечтать в прошлом" /2, с.685/.
Целенаправленное эстетическое воспитание в дошкольном возрасте позволяет более активно развивать чувствование, видение и слышание прекрасного, стремление к творческому самовыражению. На Третьей конференции по дошкольному воспитанию Н.К.Крупская призывала дошкольных работников исследовать пути и средства эстетического воспитания детей, анализировать процесс эстетического развития, выявлять, какой именно материал нужно давать детям, чтобы развивать у них те или иные способности.
В "Основных принципах единой трудовой школы", принятых Наркомпросом 16 октября 1918г., указывалось: "Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее" /3, с.14/.
Значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся названо важнейшей задачей в
"Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" А/.
Одним из ведущих путей эстетического воспитания подрастающего поколения является приобщение детей к искусству вообще и музыке в частности. Широко известны слова К.Маркса, что для "немузыкального уха" самая прекрасная музыка лишена смысла, она для него не является предметом /I/. Это подтверждается всей практикой музыкальной деятельности человека. В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением академика Б.В.Асафьева о том, что мерой вещей в музыке является слух /15/. Не случайно поэтому музыкальное воспитание издавна теснейшим образом связывалось со слуховым.
На Московской IX конференции ИСМЕ (1971 г.) говорилось о необходимости привлечения внимания исследователей и педагогов к формированию музыкального слуха как основы музыкального воспитания и поискам эффективных методов, ведущих к его активизации и интенсивному развитию /20/.
К числу наименее изученных видов музыкального слуха относится абсолютный слух. Под абсолютным слухом в музыкальной психологии понимается способность узнавать (пассивный абсолютный слух) или воспроизводить (активный абсолютный слух) высоту музыкальных звуков без сравнения их с другими музыкальными звуками, высотное положение которых известно /180/, /228/.
Значение абсолютного слуха в музыкальной деятельности очень велико. Выполняя в ней важную аналитическую функцию, он способствует развитию музыкальности в целом. Абсолютный слух облегчает решение многих музыкальных задач в композиторской и дирижерской деятельности, в практике работы педагога-музы-
- б -
канта /22/, /154/, /61/, /ПО/. Абсолютный слух дает возможность непосредственно слышать высоту каждого звука и характер тональности, дифференцированно воспринимать гармонию, легче осознавать модуляции /180/ и осмысленно воспринимать голосоведение в многоголосной музыке /234/. Он значительно облегчает начальное профессиональное обучение музыке /21/, дает возможность ученикам свободно оперировать звуковысотными представлениями /ПО/; опираясь на чувство тональности, точно выучивать музыкальные произведения. Обладатели абсолютного слуха, благодаря значительно большему объему запоминания звуковые отной информации, скорее овладевают музыкальным репертуаром.
Вся история исследований абсолютного слуха проходила в острых столкновениях между противоположными взглядами на его природу и происхождение. И до сих пор, несмотря на десятилетия дискуссий и достаточно большое количество работ, посвященных его изучению, природа и пути формирования этой уникальной способности остаются невыясненными.
Все сказанное делает проблему генезиса абсолютного слуха одной из актуальных проблем современной музыкальной психологии.
Методологической основой исследования было положение классиков марксизма-ленинизма о причинной обусловленности психических явлений внешними воздействиями реального мира и развиваемое в советской психологии положение о зависимости психического развития ребенка от особенностей содержания и структуры его деятельности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.).
Гипотезами нашего исследования были предположения:1)в основе образования абсолютного слуха лежат сенсорно-мнемические действия, направленные на восприятие, запоминание и узнавание звуковысотных эталонов, выделенных из музыкального материала; 2) музыкальный слух развивается в онтогенезе покомпонентно: формирование относительного музыкального слуха предшествует формированию абсолютного.
Целью диссертационной работы является исследование механизма образования и развития абсолютного слуха. Цель исследования определила его конкретные задачи:
уточнить критерии истинности абсолютного слуха;
разработать методику формирования истинного абсолютного слуха;
изучить факторы, влияющие на формирование и развитие этой музыкальной способности.
В экспериментах участвовали 49 испытуемых: 43 ребенка дошкольного возраста, 5 взрослых музыкантов и один школьник с "неполным абсолютным слухом", образованным спонтанно.
Научная новизна исследования заключается в экспериментальном доказательстве возможности формирования абсолютного слуха в музыкальной деятельности и разработке оригинальной методики его формирования и развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нем данные о психологической природе, структуре абсолютного слуха и закономерностях его прижизненного формирования способствуют развитию теории музыкальных способностей, утверждению диалектико-материалистичеекого положения о социальной детерминации способностей как психических обра-
зований.
Практическая значимость исследования заключается в разработке оригинального метода целенаправленного формирования абсолютного слуха, который может быть использован в практике музыкального обучения детей. Этот метод может быть использован также в целях развития этой способности, образованной спонтанно.
На защиту выносятся следующие основные положения.
Формирование и развитие абсолютного слуха как музыкальной способности происходит прижизненно в музыкальной деятельности.
Психологическим механизмом формирования абсолютного слуха является процесс усвоения в музыкальной деятельности системы звуковыеотных эталонов-звуков темперированного строя октавного хроматического звукоряда. Этот процесс основан на вычленении эталонов из созвучий - предэталонов, имеющих определенную структуру и данных в мелодическом или гармоническом изложении.
Структура каждого звуковысотного предэталона включает три существенных признака: искомый звук, константный признак (во избежание транспозиций) и контурный признак (во избежание кварто-квинтовых и секундовых иллюзий). Искомым тоном (или доминирующим признаком) в структуре каждого звуковысотного предэталона является тоника тональности.
В основе усвоения звуковысотных эталонов лежат сен-сорно-мнемические действия, направленные на вычленение предэталонов и эталонов из музыкально-художественного текста.
Музыкальный слух развивается в онтогенезе покомпо-
нентно: формирование относительного слуха предшествует формированию абсолютного. Одним из условий успешного формирования абсолютного слуха является обладание достаточно развитым относительным музыкальным слухом.
6. Главным условием развития абсолютного слуха является объединение звуковысотностей в продуктивной музыкальной деятельности по представляемым абсолютным звуковым эталонам.
Апробация работы проведена на заседаниях лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, кафедры педагогики, методжи и музыкальной психологии Ленинградской консерватории им.Н.А.Римского-Корса-кова, в докладе на сессии факультета повышения квалификации для слушателей-педагогов музыкальных училищ и вузов северозападной зоны СССР, докладе на Яблонской Международной конференции по проблемам музыкальной психоакустики (ПНР, 1982 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Она изложена на 126 страницах основного текста, содержит 5 рисунков, 3 таблицы, 12 нотных примеров песен, I пример упражнений, 3 примера гармонизаций песен. Список литературы включает 235 наименований, в том числе 36 - на иностранных языках.