Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностного отношения к предмету "Культурология" у студентов технического вуза Бурлакова Елена Викторовна

Формирование ценностного отношения к предмету
<
Формирование ценностного отношения к предмету Формирование ценностного отношения к предмету Формирование ценностного отношения к предмету Формирование ценностного отношения к предмету Формирование ценностного отношения к предмету Формирование ценностного отношения к предмету Формирование ценностного отношения к предмету Формирование ценностного отношения к предмету Формирование ценностного отношения к предмету
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бурлакова Елена Викторовна. Формирование ценностного отношения к предмету "Культурология" у студентов технического вуза : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 Тамбов, 2005 196 с. РГБ ОД, 61:05-19/543

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Психологическая специфика формирования ценностного отношения студентов технического вуза к культурологии как к учебной дисциплине 10

1.1. Культурологическое знание как ценность 10

1.2. Ценностное отношение студентов технического вуза к предмету «культурология» 29

1.3. Психологические факторы формирования ценностного отношения к культурологии у студентов технического вуза 49

ВЫВОДЫ 77

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование ценностного отношения студентов технического вуза к культурологии как к учебной дисциплине 80

2.1. Организация и методы проведения опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к культурологии у студентов технического вуза ... 80

2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у студентов технического вуза ценностного отношения к культурологии 98

2.3. Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 120

ВЫВОДЫ 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 145

ПРИЛОЖЕНИЯ 162

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном обществе происходит усиление значения гуманитарных знаний, базирующихся на новой системе ценностей, которые еще недостаточно утвердились в общественном сознании и поведении людей. В связи с этим особое значение приобретают вопросы формирования ценностного отношения к гуманитарному знанию, прежде всего, у студенчества. Ценности оказывают влияние на жизненный выбор, реализуются в конкретных поступках, определяют отношение личности к политическим, экономическим и культурным изменениям в социуме (В.Н. Мясищев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, В.И. Слободчиков, Н.Н. Обозов, И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков и др.).

Наиболее значимым в ценностных отношениях личности является осмысление культурного контекста общественных изменений, их специфики, особенностей. Это обусловливает важность предмета «культурология» в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов.

Анализ научной литературы показал, что проблема формирования ценностного отношения к культурологии у студентов технического вуза в условиях современного социокультурного контекста пока еще недостаточно изучена.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования.

Проблема ценности культурологического знания разработана в трудах философов, социологов, педагогов, таких как B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев, А.Ф. Лосев, Л.Н. Толстой, С.Н. Булгаков, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, А. Белый (Б.Н. Бугаев), Н. К. Рерих, Д. С. Лихачев, С.С. Аверинцев, Ю.М. Лотман, А.Я. Гуревич, Л.С. Выготский и др.

Психологическое учение о ценностях освещено в работах таких авторов, как А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Д. Н. Узнадзе, В. Б. Ольшанский,

4 Б.С. Братусь, Н.А. Коваль, А.Г. Здравомыслов, В.Д. Шадриков, В.А. Ядов,

В.Г. Алексеева, М.И. Бобнева, В.В. Водзинская, О.И. Зотова, Е.А. Подольская, Т.И. Пороховская, А.А. Ручка, Н.С. Савкин, В.В. Сусленко и др.

Проблема отношений рассматривалась с точки зрения диалогического взаимодействия (М. Бубер, М.М. Бахтин, А.А. Ухтомский и др.), в рамках общей теории отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев и др.), связи отношений и интересов (Б.М. Теплов, Л.И. Иванов, А.П. Архипов и др.), ценностей и отношений (Г.П. Выжлецов, В.А. Василенко и др.), проблемы межличностных отношений (B.C. Агеев, М.С. Каган и др.), отношения к учению (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Е.О. Зейлигер, Ш.И. Ганелин, Е.Е. Плотников, П.С. Славина, В.Н. Косырев, В.А. Сластенин и др.), значимых отношений (А.А. Кроник, Е.А. Кроник и др.), отношения личности к окружающему миру (Л.Ф. Фридман, К.Н. Волков и др.), духовных и нравственных отношений (В. Г. Горбачев, В. В. Знаков, В. И. Слободчиков, Т.А. Флоренская Л.И., Рувинский и др.), отношений в студенческой группе (Б.Г. Ананьев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, С. Н. Иконников, Н. Н. Обозов, М.К. Маремкулова и др.), влияния гуманистического общения на развитие и самореализацию личности студента (К.А. Абульханова-Славская, Г.А. Ковалев, А.Б. Фишкова, В.В. Гоголева, М.Б. Есаулова, В.В. Тарасов и др.), стиля и характера отношений (И.А. Зимняя, Н.А. Коваль, Р.П. Мильруд, М.И. Старов и

ДР-)-

Однако следует отметить, что процесс формирования отношения

студентов к культурологическим знаниям исследован недостаточно глубоко, а

еще менее исследованным оказался процесс ценностного отношения к знаниям

о культуре. Поэтому возникает противоречие между декларируемой

необходимостью исследовать отношение студентов к знаниям о культуре и

фактическим вниманием психологов к этой проблеме; между

психологическими исследованиями процесса формирования ценностного

отношения студентов к культурологическим знаниям и фактическим уровнем

5 разработки данной проблемы в психологической науке; между полученными результатами и исследованием психологических условий использования имеющихся знаний в управлении воспитательным процессом в вузе. Данное противоречие создает проблему, сущность которой в том, что процесс формирования ценностного отношения студентов к знаниям о культуре недостаточно исследован с психологических позиций. Как следствие этого, у студентов наблюдается равнодушное и даже негативное отношение к знаниям о культуре, игнорирование культуры как ценности человеческого бытия, уклонение от участия в создании культурных ценностей, в поддержании культурных традиций, в распространении знаний о культуре. Этим обусловлена актуальность исследования.

Объект исследования - ценностное отношение студентов технического вуза к культурологии.

Предмет исследования - многофакторная психолого-педагогическая модель формирования ценностного отношения студентов технического вуза к культурологии.

Цель - исследовать психологический механизм формирования ценностного отношения студентов технического вуза к культурологии и проверить его действие в ходе опытно-экспериментальной работы.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию связи
культурологического знания, ценностей и отношений в научной литературе.

  1. Изучить специфику ценностного отношения студентов технического вуза к культурологии.

  2. Выявить систему психологических факторов и условий в механизме формирования ценностного отношения студентов технического вуза к культурологии.

4. Разработать и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы многофакторную психолого-педагогическую модель формирования ценностного отношения студентов технического вуза к культурологии.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если на процесс формирования ценностного отношения студентов к культурологии будут воздействовать факторы освоения и реализации культурологических знаний, влияние которых можно усилить с помощью психологических условий, то ценности предмета «культурология» будут интегрироваться личностью студента, что способствует формированию ценностного отношения к культурологическим знаниям и росту личностной значимости предмета.

Выбор комплекса методов исследования определялся целью и задачами
диссертации. Применялся теоретико - методологический анализ литературных
источников по проблеме исследования, психологическое тестирование,
включая методики: «Самоакту ал изационный тест» Л.Я. Гозмана;
модифицированную методику М. Рокича; методику шкалирования

ценностного отношения к культурологии; опросник «Оценка значимости факторов ценностного отношения к культурологии» (Е. В. Бурлакова, В.В. Комаров), мини-сочинение «Культурология и моя будущая профессия», математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования.

Теоретико-методологической основой данного исследования явились: теоретические положения деятельностного подхода к изучению личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.); ценностно-смыслового подхода к исследованию личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.С, Братусь, Д.А. Леонтьев и др.); теории активного отражения личностью окружающего мира (К.А. Абульханова - Славская, А.А. Бодалев и др.); педагогической психологии (В.В. Давыдов, И. В. Дубровина, Н.И. Непомнящая, А.Г. Здравомыслов, В.В. Рубцов и др.); психологии личности (А. Г. Асмолов, Ф. Е. Василюк и др.); психологии развития

7 (Б.Г. Ананьев, Л.И. Степнова, И.Н. Семенов и др.).

Научная новизна исследования. В диссертации выявлена ценностная сущность отношения студентов технического вуза к культурологии. Обнаружено влияние двух групп факторов: освоения культурологических знаний (мотивационный, ситуационный, индивидуально-субъектный) и реализации культурологических знаний (престижный, фактор самореализации, прагматический). Раскрыты психологические условия, влияющие на формирование ценностного отношения студентов к культурологии. Выявлен механизм формирования ценностного отношения к культурологии, включающий: восприятие учебной информации, ценностное осмысление учебной информации, факторы освоения и реализации культурологических знаний, интеграцию ценностей, формируемых в курсе «культурология», ценностное отношение к культурологии.

Теоретическая значимость исследования. В диссертации конкретизировано определение «ценностное отношение» к учебной дисциплине «культурология» как целостное восприятие и осмысление культурологических знаний, приобретающих оценочную характеристику и меру личностной значимости для студента. Доказано положение о том, что психологические условия, включающие: рассмотрение культурологии как ценности в молодежной субкультуре, ценностную ориентацию образовательного пространства вуза, ценностно-ориентированное программное обеспечение учебно-воспитательного процесса, интерактивный характер занятий, активное конструирование знаний по культурологии, творческий проектный характер культурной направленности учебного процесса, влияют на процесс формирования ценностного отношения студентов к культурологии. Расширено представление о дисциплине «культурология» и ее роли в образовательном процессе технического вуза.

Практическая значимость исследования. В диссертации разработана многофакторная психолого-педагогическая модель формирования ценностного

8 отношения студентов технического вуза к культурологии. Материалы диссертации дают возможность не только изучать психологический процесс формирования ценностного отношения к культурологии, но и управлять им. Материалы и результаты диссертации были использованы в курсе «культурология», а также составили содержание спецкурса для студентов технического вуза.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обусловлены опорой на достижения современной психологии; применением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследования; эмпирической проверкой основных положений; репрезентативностью выборки испытуемых; тщательным и корректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
теоретические положения и выводы исследования обсуждались на
Всероссийских конференциях: Internet-конференция «Социально-

психологические проблемы развития личности» (Тамбов, 2001); «Психологическое здоровье и безопасность личности» (Тамбов, 2002); на научных конференциях преподавателей и аспирантов ТГУ им Г. Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 2002-2004); на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им Г. Р. Державина.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Ценностное отношение к культурологии - это целостное восприятие и осмысление культурологических знаний, приобретающих оценочную характеристику и меру личностной значимости для студента.

2. Ценностными компонентами предмета «культурология» являются: красота, разнообразие культур, художественное творчество, традиции культуры, эстетические нормы, эстетические переживания, творческая

у /

индивидуальность, талант и гениальность, духовность личности.

3. В профессиональном контексте ценности предмета «культурология»
включают в себя утилитарную информацию, профессионально-релевантную
информацию, творческий потенциал студента, внеучебную творческую
деятельность, эстетику профессиональной деятельности, ориентацию на
всесторонне развитую личность специалиста, профессиональное творчество.

  1. К основным психологическим условиям, усиливающим факторы формирования ценностного отношения студентов технического вуза к культурологии, относятся: культурология как ценность в молодежной субкультуре; ценностная ориентация образовательного пространства вуза; ценностно-ориентированное программное обеспечение учебно-воспитательного процесса; интерактивный характер занятий; активное конструирование знаний по культурологии; творческий проектный характер культурной направленности учебного предмета.

  2. Многофакторная психолого-педагогическая модель формирования ценностного отношения студентов технического вуза к культурологии включает в себя следующие компоненты: содержание курса, особенности восприятия курса обучаемыми, механизм формирования ценностного отношения к культурологии, психологические условия усиления факторов освоения и реализации культурологических знаний, интеграцию ценностей, формируемых в курсе «культурология» и, как результат, ценностное отношение к культурологии, что может быть положено в основу опытно-экспериментальной работы.

Организация исследования. Базу проведения исследования составили студенты Липецкого государственного технического университета, всего 322 человека. Исследование проводилось с 2002 по 2004 г.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Результаты статистической обработки исходных данных отражены в схемах, графиках, таблицах.

Культурологическое знание как ценность

Темп и характер преобразований, происходящих в стране, с особой остротой ставит вопрос развития культуры личности, духовного возрождения общества. Данная проблема характерна не только для нашей действительности, но и является одной из основных в жизни общества, актуализируется, обостряется в периоды преобразований, ибо «переломные эпохи характеризуются не только коренными социально-политическими изменениями, но и изменениями в системе ценностей личности и общества» [99]. Особую значимость в этой связи представляет процесс усвоения культурологических знаний в высшей школе, который реализуется в ходе изучения дисциплины «культурология».

«Культурология» дословно расшифровывается как «учение о культуре». Автором этого названия считается американский ученый-антрополог Л. Уайт. В своей книге «Наука о культуре» он писал: «Можно ли назвать науку о культуре иначе, нежели культурологией? Если наука о млекопитающих - маммология,о музыке - музыковедение, о бактериях - бактериология и т.д., то почему бы науке о культуре не быть культурологией?» [156; 293].

Как отмечает А.Н. Маркова, предметом данной учебной дисциплины являются «объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей» [100].

То, что культура является сама по себе важной ценностью, писали различные отечественные философы и мыслители, такие как B.C. Соловьев, рассматривавший культуру как носитель нравственных ценностей для определенного народа; Л.Н. Толстой, считавший культуру абсолютной ценностью, тесно связанной с религией и церковью; С.Н. Булгаков, придававший культуре, наряду с религией, доминирующую роль в жизни общества и рассматривавший культурный патриотизм народа как средство преодоления политического национализма; К.Н. Леонтьев, полагавший, что ценность культуры с наибольшей силой проявляется на стадии "цветущей сложности", когда в гармонии и разнообразии раскрываются все потенции и реализуются ценности народа; Н.Я. Данилевский, рассматривавший культуру как ценность, исходя из идеи культурно-исторических типов, которые формируются в соответствии с особенностями видов культурной деятельности - религиозной, собственно культурной и общественно-экономической.

П.А. Сорокин рассматривал ценность культуры исходя из концепции социокультурных суперсистем: "идеациональной", где преобладают такие ценности, как воля и самоотречение, "чувственной" с ведущими гедонистическими и утилитарными ценностями и "идеалистической", которая гармонично синтезирует ценности первой и второй. Ценность культуры, согласно П.А. Сорокину, выражается через ее доминирующие черты — искусство, религию, философию, образ жизни и мышления. "Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры" [146].

Н.А. Бердяев прямо указывал, что "в жизни общественной духовный примат принадлежит культуре... высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности" [21; 523]. Истоки культуры, согласно Бердяеву, происходят из культа, отсюда и сакральная сущность культуры. Поэтому Бердяев выступает против утилизации, уравнивания культурных ценностей, отдавая приоритет элитной культуре как основе дальнейшего духовного развития общества. Культура, в отличие от цивилизации, "благородна в своем происхождении, ... имеет религиозные основы,... символична по своей природе" [там же; 524]. Ценность культуры состоит в ее индивидуальности, неповторимости, связи с духовной историей народа.

Н.А. Бердяев выделяет в культуре два ценностных начала — консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним связь, и творческое, обращенное к будущему и направленное на созидание новых ценностей. При этом созидательная ценность культуры не может быть основана на разрыве с прошлым, на пренебрежении к традиции, поэтому культура, согласно Бердяеву, не может быть революционной. На сегодняшний день актуально то, что Бердяев очень низко ставил ценность как пролетарской, социалистической культуры, так и буржуазно-утилитарной культуры. Противопоставляя им культуру Ренессанса, Бердяев делал упор на возрождение античных традиций, а культура России, по Бердяеву, обязана своему развитию опорой на традиции Византии и православия. Поэтому ценность культуры обусловлена приобщением к культуре прошлого и развитием творческого потенциала с учетом великих культурных традиций.

Психологические факторы формирования ценностного отношения к культурологии у студентов технического вуза

С целью выяснения отношения студентов технического вуза к культурологии и выявления психологических факторов, влияющих на формирование ценностного отношения обучаемых к курсу, был проведен опрос, в котором приняли участие студенты технического вуза (всего 336 человек). При помощи специально разработанной анкеты выявлялась субъективная значимость данной дисциплины для студентов технического вуза, наиболее интересующие аспекты культурологии, требования к преподавателю культурологии, причины, способствующие усвоению и реализации культурологических знаний .

Как показал опрос, 34,2% респондентов уверены в том, что подготовка широко образованного инженера, компетентного в областях культуры, философии, социологии, политики, экономики является целью высшего технического образования. Остальная, большая часть студентов (их 65,8%) считает, что только профессионализм является необходимым качеством для будущего специалиста. Общекультурная подготовка, по мнению этих студентов, нужна в той мере, в какой это требуется только для дальнейшего профессионального роста. Положительный ответ на вопрос анкеты: «Хотели бы Вы в дополнение к выбранной инженерной специальности получить за время обучения в вузе гуманитарную?» дали 47,4% студентов, 32,5% не изъявили желания, 20,1% затруднились ответить. Однако тот факт, что 82,1% опрошенных отмечают наличие потребности в расширении своего культурного багажа, дает оптимистический прогноз, позволяет надеяться на то, что в процессе гуманитарной подготовки технократический снобизм может быть преодолен; 31,5% студентов, принявших участие в анкетировании, сходятся во мнении, что культурология как гуманитарная дисциплина, которую они могут изучать во время учебы в университете, полностью удовлетворяет их потребностям. Вместе с тем обнаружился большой разрыв между возросшим интересом студентов к общекультурным вопросам и их интересом к изучению культурологии в вузе. Примерно 40% опрошенных студентов отметили оторванность полученных знаний по культурологии от получаемой специальности. Важность изучения культурологии в техническом вузе отметили менее 35%, около 40% заявили, что преподавание данного предмета не влияет на их профессиональную подготовку, 15% - культурология в вузе бесполезна. Как показал анализ социологического исследования, большая часть студентов до начала экспериментальной работы не проявляла познавательного интереса к культурологии: каждый второй изучал данный предмет в силу его учебной необходимости.

Особую важность для нашего исследования представляет выявление мотивов изучения студентами предметов гуманитарного цикла. Результаты нашего опроса показали, что 18,7% респондентов рассматривают знание в области гуманитарных наук лишь в качестве «подспорья для дискуссии с друзьями, знакомыми». На наш взгляд, это означает, что у студентов технического вуза доминируют прагматические, утилитарные мотивы, по сути, не затрагивающие их мировоззренческих и ценностных ориентации. Такой вывод косвенно подтверждается и тем, что студенты больше предпочитают обращаться за информацией о социальных явлениях и культурных проблемах, в первую очередь, к мнению друзей и родителей - 35,5%, к интернету - 38,5% и значительно меньше - к преподавателям общегуманитарных дисциплин 17,2%, еще меньше - к произведениям классической литературы - 8,8%. Налицо - выявленный эффект «технократической доминанты». Как результат — ориентация на изучение учебных дисциплин, необходимых, с их точки зрения, в будущей профессиональной деятельности (25,4%). И лишь 8% с самого начала поступления в вуз ощущают потребность «изучения предметов гуманитарного профиля».

Среди аспектов культурологического знания интересы студентов распределились следующим образом: проблемы мировой художественной культуры - 56,3% проблемы индивидуального творчества - 37,4% проблемы утилитарной значимости - 69,3% проблемы профессиональной направленности информации- 73,1% проблемы истории искусств - 24,1 % проблемы эстетического переживания - 29,8% проблемы художественного творчества — 24,2% Из полученных данных видно, что на первый план выступает проблема профессиональной направленности информации (73,1%). Как справедливо отмечают опрошенные нами студенты, важна «связь» культурологических знаний с профессиональными, их «вплетение» в профессиональное общение специалистов. Таким образом, можно сделать вывод, что современные условия жизни все настойчивее подводят молодое поколение к мысли о необходимости культурологических знаний, помогающих в решении тех или иных профессиональных задач, требующих нестандартного подхода и творческих решений.

Проблемы мировой художественной культуры стоят в этом ряду на третьем месте. Это позволяет использовать достижения мировой художественной культуры как некие эталоны с целью формирования ценностного отношения студентов, ориентации на получение новых знаний, осмысление культурно - исторических фактов и личностное развитие.

Организация и методы проведения опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к культурологии у студентов технического вуза

В основу организации опытно-экспериментальной работы был положен разработанный нами механизм формирования ценностного отношения к культурологии. Данный механизм включает следующие компоненты: восприятие учебной информации студентом, ценностное осмысление им воспринятой информации, воздействие факторов освоения и реализации культурологических знаний, создание преподавателем психологических условий для усиления выделенных факторов, интеграцию студентом ценностей культурологии общего жизненного и профессионального контекста и, наконец, функционирование усвоенных ценностей в виде ценностного отношения к культурологии.

Первым звеном выявленного в нашем исследовании механизма формирования ценностного отношения к культурологии является восприятие учебной информации студентами. От того, какое воздействие оказывает способ, форма подачи материала, использование технических средств обучения, во многом зависит его восприятие. Привлекая в своей работе аудиовизуальные средства обучения, преподаватель воздействует на когнитивный и эмоциональный компоненты ценностного отношения, развивает образное мышление. Как отмечают Г.А. Бордовский, Т.Н. Носкова, А.А. Степанов, «аудиовизуальное предъявление материала имеет преимущество, включая в систему запоминания образную и эмоциональную память, в которой материал сохраняется дольше, чем в словесно-логической» [33;42]. Принимая во внимание данное утверждение, мы организовали лекционные занятия таким образом, что на каждой лекции студентам предлагалось просмотреть видеофильм и слайды с изображением полотен известных художников, работ скульпторов различных эпох. Для того чтобы восприятие культурологической информации было более эффективным, видеоматериал располагался блоками, иллюстрируя теоретическую информацию. Все необходимые схемы и таблицы проецировались на доску с помощью видеопроектора. Следует отметить, что материал для показа на видеопроекторе был распечатан на компьютере самими студентами, что являлось одним из вариантов творческих заданий.

Восприняв учебную информацию, студенты должны не просто пассивно ее усвоить, но и осмыслить, переработать, выразить свое отношение к ней, определить для себя меру личностной значимости данной информации. Таким образом, ценностное осмысление воспринятой учебной информации является следующим звеном нашего механизма. Процесс осмысления не является односторонним, он предполагает как «взаимодействие» студента с учебной информацией, так и корректирующую и руководящую роль педагога. С одной стороны, студент осмысливает воспринятую учебную информацию, а с другой - педагог направляет в нужное русло данный процесс, применяя различные методы обучения и формы воздействия. Среди методов обучения мы выделили интерактивный характер занятий и активное конструирование знаний по культурологии. Интерактивный характер занятия в нашей работе по формированию ценностного отношения к культурологии предусматривал такую организацию работы со студентами, при которой ведущим оказывался принцип диалога, в противоположность однонаправленному воздействию преподавателя на познавательную активность студентов, при этом педагог учитывал индивидуально-психологические особенности обучаемых, использовал приемы активного слушания и обратной связи. Формами воздействия, использованными в процессе реализации разработанного механизма, выступали задания преподавателя, направленные на реализацию профессионально-релевантной информации во внеучебной творческой деятельности, профессиональном творчестве и эстетике профессиональной деятельности.

Мы подбирали видеофильмы таким образом, чтобы обучаемым в процессе просмотра приходилось не просто механически воспринимать культурологическую информацию, но и разрешать проблемные ситуации, анализируя, сопоставляя факты, осмысляя полученную информацию в соответствии со своей системой ценностей. Например, при просмотре видеофильма «Культура Древнего Египта» разбиралось понятие «традиционализм». Вместе с обучаемыми мы пришли к выводу, что главной ценностью в архаических культурах является сохранение, поддержание и продолжение традиций. Студенты совместно с преподавателем на основании анализа просмотренного материала, собственных знаний пришли к выводу, что культура древнейших цивилизаций была ориентирована на закрепление существующих норм, порядков, обычаев, результаты всякой новации подвергались сомнению. При этом студенты провели параллель с современностью, придя к заключению, что слепое подражание традициям прошлого неоспоримо ведет к регрессу. Впечатление, которое производит на х студентов учебная информация, выступает как предпосылка дальнейшего процесса усвоения и осмысления полученных знаний.

Следующее звено нашего психологического механизма - влияние факторов освоения и реализации культурологических знаний. Как показали результаты факторного анализа, факторы освоения культурологических знаний сопряжены с объективными и субъективными трудностями, с которыми приходится сталкиваться студенту технического вуза при овладении гуманитарными дисциплинами, в том числе культурологией. Поэтому в механизме данной группе факторов соответствует направление деятельности педагога, способствующее реализации психологических условий, влияющих на формирование ценностного отношения к культурологии. Преподавателю в своей работе по формированию ценностного отношения следует учитывать, что студенты, обучающиеся в техническом вузе, отдают приоритет дисциплинам, напрямую связанными с будущей профессией и не видят необходимости в усвоении материала по культурологии [174]. Занятия культурологией отодвигаются на второй план, им отводится минимум времени. Кроме того, требования программы курса предполагают наличие хорошей базовой школьной подготовки по предметам гуманитарного цикла и навыки самостоятельной работы, которые у студентов-первокурсников (гуманитарные дисциплины читаются на младших курсах) развиты недостаточно. Кроме того, у студентов — первокурсников еще не развит навык конспектирования, что может значительно снизить эффективность восприятия культурологической информации на лекционном занятии. Это подтверждают результаты анкетирования. Среди первокурсников, как показал опрос, 72,3% ориентировано на дословное записывание предлагаемого лектором материала; 14,7% ведут запись бессистемно; лишь 13% студентов следят за ходом лекции, пытаясь уловить и зафиксировать ключевые моменты.

Похожие диссертации на Формирование ценностного отношения к предмету "Культурология" у студентов технического вуза