Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте Крылова Мария Андреевна

Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте
<
Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крылова Мария Андреевна. Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 Санкт-Петербург, 2007 239 с., Библиогр.: с. 210-226 РГБ ОД, 61:07-19/695

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Понятия креативности и социально-психологической адаптации ... 10

1.1. Понятие креативности 10

1.1.1. Современные представления о креативности 10

1.1.2. Структура креативности 19

1.1.3. Креативность в подростковом и юношеском возрасте, этапы развития креативности 24

1.2. Понятие социально-психологической адаптации 27

1.2.1. Современные представления о социально-психологической адаптации 27

1.2.2. Уровни и виды социально-психологической адаптации 38

1.2.3. Критерии адаптированности 42

1.2.4. Личностный адаптационный ресурс 46

1.3. Особенности социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 56

1.4. Креативность и социально-психологическая адаптация 64

Глава II. Организация и методы исследования 75

2.1. Общая организация и эмпирическая база исследования 75

2.2. Методы исследования 77

2.3. Методы эмпирической обработки данных 90

Глава III. Структура и специфика проявления креативности 92

3.1. Анализ уровневых показателей креативности в общей группе, половых и возрастных группах 92

3.2. Результаты кластерного анализа. Сравнительная характеристика кластерных групп по средним значениям креативности 95

3.3. Структура креативности в общей выборке, половых, возрастных и кластерных группах 99

3.4. Факторная структура креативности в общей выборке, половых, возрастных и кластерных группах 109

Глава IV. Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация 133

4.1. Специфика проявления креативности и личностный адаптационный ресурс 133

4.1.1. Анализ средних значений личностных свойств в подгруппах 133

4.1.2. Анализ взаимосвязей креативности и личностных свойств в подгруппах 134

4.2. Специфика проявления креативности и интеграция личности со средой 149

4.2.1. Анализ средних значений показателей интеграции личности со средой в подгруппах 149

4.2.2. Анализ взаимосвязей креативности и показателей интеграции личности со средой в подгруппах 153

4.3. Специфика проявления креативности и параметры деятельности 177

4.3.1. Анализ средних значений параметров деятельности в подгруппах 177

4.3.2. Анализ взаимосвязей креативности и параметров деятельности в подгруппах 181

4.4. Специфика проявления креативности и самооценка удовлетворенности

собой 196

4.4.1. Анализ средних значений самооценки удовлетворенности собой в подгруппах 196

4.4.2. Анализ взаимосвязей креативности и самооценки удовлетворенности собой в подгруппах 197

Выводы 206

Заключение 209

Литература 210

Приложения 227

Введение к работе

Проблема креативности в настоящее время является одной из самых исследуемых в психологической науке. Однако в этой области до сих пор существует немало нерешенных вопросов, таких как, проблема адаптированности творческой личности, целостности проявлений креативности, личностных характеристик, присущих креативным людям и др. И творческие способности, и способность адаптироваться формируются в течение всей жизни, но особенно активно в подростковый период, время наиболее интенсивных изменений и формирования личности. Подросток отвоевывает себе право на собственную позицию, конфликтует с родителями, педагогами, сверстниками. Особенно значимым становится положение в группе сверстников, тесно связанное с самооценкой. Будучи отвергаемыми сверстниками, а нередко и учителями, подростки испытывают значительные трудности. При этом в положении изгоев часто могут оказываться именно креативные дети как ярко выделяющиеся из группы и нестандартно мыслящие.

Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы взаимосвязи специфики проявления креативности и социально-психологической адаптации. До настоящего времени проблема креативности рассматривалась в основном в контексте дивергентного мышления, и, хотя сейчас наметились тенденции изучения ее как целостного качества, включающего в себя различные аспекты, следует отметить, что практически не исследуются отдельные стороны креативности - ее вербальная, невербальная и мотивационно-личностная составляющие. Существуют противоречия во взглядах на личностные особенности креативного человека. Практически нет работ, посвященных возрастным и половым аспектам креативности. С учетом всего вышесказанного мы и построили наше исследование. Под креативностью нами понималась способность предлагать нестандартные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем и образцов - то есть потенциальное свойство, присущее

5 любому человеку, а также креативная жизненная установка и готовность к ее реализации. Социально-психологическая адаптация оценивалась по четырем критериям: личностного адаптационного ресурса, интеграции личности со средой, параметров деятельности, самооценки удовлетворенности собой.

Целью данного исследования является выявление специфики проявления креативности в подростковом и юношеском возрасте и особенностей социально-психологической адаптации в связи с ней, а также половых и микровозрастных закономерностей их взаимосвязи.

Объектом исследования являлось соотношение креативности и социально-психологической адаптации.

Предмет данного исследования - креативность и социально-психологическая адаптация в период подросткового и юношеского возраста.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

  1. На основании литературного анализа выявить основные аспекты проявления креативности, а также критерии и показатели социально-психологической адаптации старших школьников.

  2. Выделить группы с разной спецификой проявления креативности, исследовать возрастные, половые и типологические проявления структуры креативности.

  3. Выявить особенности социально-психологической адаптации по критериям личностного адаптационного ресурса, интеграции личности со средой, параметров деятельности и самооценки удовлетворенности собой в группах с разной структурой проявления креативности.

4. Выявить взаимосвязи между показателями социально-
психологической адаптации и креативности в группах с разной структурой
проявления креативности, а также в поло-возрастных группах.

Гипотезы:

  1. Креативность в данном возрастном диапазоне представляет не целостную когнитивно-личностную характеристику, а свойство, характеризующее преимущественно вербальную, невербальную или мотивационно-личностную сферы. Можно предположить, что высокий уровень развития отдельных сторон креативности сочетается с меньшей интеграцией их структуры.

  2. Проявления креативности могут как способствовать, так и препятствовать социально-психологической адаптации в разных сферах жизни. Взаимосвязи креативности и социально-психологической адаптации опосредуются спецификой креативности, возрастом и полом.

Научная новизна исследования: состоит в реализации комплексного подхода к исследованию креативности. Креативность рассмотрена как потенциальное качество, присущее любому человеку и характеризующее различные стороны мышления и поведения человека в подростковом и юношеском возрасте. Выделены три подструктуры креативности, развивающиеся неравномерно и гетерохронно: вербальная, невербальная и мотивационно-личностная. Отмечено, что в период подросткового и юношеского возраста креативность представляет собой парциальное свойство, характеризующее преимущественно когнитивную (вербальную и невербальную) или мотивационно-личностную сферы. Получены данные о структуре взаимосвязей креативности и социально-психологической адаптации в зависимости от степени выраженности креативности и ее структуры, а также от пола и возраста. Выявлено, что в силу неоднородности и сложности структуры креативности и социально-психологической адаптации связи между ними носят избирательный и противоречивый характер. Один и тот же вид креативности может способствовать более высоким показателям социально-психологической адаптации по одному из ее критериев и более низким показателям по другому. Обнаружено, что специфика взаимосвязи креативности и

7 социально-психологической адаптации указывают на трудности в формировании соответствующей сферы: личности, межличностного общения, деятельности, удовлетворенности собой.

Теоретическая значимость работы. Состоит в изучении и уточнении структуры креативности, определении роли креативности в социально-психологической адаптации личности, выявлении этапов становления креативности и специфики ее взаимосвязей с различными сторонами социально-психологической адаптации. Полученные в работе результаты дополняют изучение становления креативности и социально-психологической адаптации личности в подростковый и юношеский период и вносят заметный вклад в психологию развития и решение проблемы адаптированности творческой личности. Анализ возрастных, половых, уровневых и структурных особенностей креативности в связи с социально-психологической адаптацией позволяет выявить новые аспекты в области психологического консультирования.

Практическая значимость. Полученные данные могут помочь специалистам службы сопровождения, родителям и педагогам как в решении актуальных проблем креативных подростков и подростков, испытывающих трудности в адаптации, так и предупредить их возникновение. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при составлении спецкурсов, чтении лекций и проведении семинарских занятий по психологии развития и акмеологии, психологии творчества и социально-психологической адаптации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Креативность в период подросткового и юношеского возраста представляет свойство, характеризующее преимущественно когнитивную (вербальную и невербальную) или мотивационно-личностную сферы. Развитие отдельных ее составляющих осуществляется неравномерно и гетерохронно, что проявляется в объединении или разделении отдельных показателей разных видов креативности. Как целостный симптомокомплекс

8 креативность проявляется преимущественно в случае более низкого ее уровня. Микровозрастной тенденцией развития креативности является отделение блока мотивационно-личностных характеристик от когнитивных.

2. Выделены связи креативности с показателями социально-
психологической адаптации, опосредованные половозрастными
характеристиками, уровневыми и структурными показателями креативности.
Они носят специфический характер, указывая на напряженность
формирования соответствующей сферы: личности, межличностного
общения, деятельности, удовлетворенности собой.

  1. В силу неоднородности и сложности структур креативности и социально-психологической адаптации связи между ними носят избирательный и противоречивый характер. Один и тот же вид креативности может способствовать более высоким показателям социально-психологической адаптации по одному из ее критериев и более низким - по другому. При этом конструктивный характер связей по одному из параметров критериев социально-психологической адаптации может сочетаться с неконструктивным характером связей по другому критерию.

  2. Проведенное исследование позволило выделить этапы становления креативности в структуре личностных свойств. На 1-ом этапе (13-14 лет) системообразующим фактором выступает невербальная креативность, связи которой с личностными свойствами носят компенсаторный или защитный характер. На 2-ом этапе (14-15 лет) системообразующим фактором становится творческое отношение к жизни. На 3-ем этапе (15-16 лет) наиболее интегрированными в систему личностных характеристик оказываются мотивационно-личностные составляющие креативности, образующие положительные связи с фундаментальными адаптивными личностными характеристиками, что указывает на больший адаптационный ресурс творчески ориентированных личностей.

Апробация работы и ее внедрение. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на научно-

9 практических конференциях «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2004, 2005, 2006 г.), «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2005, 2006, 2007 г.). Тематика работы нашла отражение в лекциях, проводившихся для педагогов образовательных учреждений Василеостровского района. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (191 наименование, из них 16 на иностранных языках) и 4 приложений. Материал диссертации изложен на 239 страницах машинописного текста. Работа иллюстрирована 69 рисунками и 34 таблицами.

Понятие креативности

Креативность, или способность к творчеству (от лат. creatio -сотворение, создание) которая является относительно устойчивой характеристикой личности, определяется как творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и (или) отдельные ее стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Творчество неразрывно связано с воображением, интуицией, неосознаваемыми компонентами умственной активности, а также с потребностью в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих возможностей, реализации своего потенциала. Определения креативности отличаются в зависимости от того, что находится в центре изучения: креативный процесс (творческое мышление, фазы решения творческих задач), креативный продукт (результат способности порождать что-то новое, оригинальное), креативная среда (способность продуктивно действовать в неопределенных ситуациях, где нет устойчивых стереотипов действия) или креативная личность, обладающая определенными качествами, такими как, например, открытость опыту, гибкость, самобытность и пр. [Р. Муни, цит. по К.А. Торшиной, 1998].

Анализ литературы по проблеме креативности показывает, что в целом понятие креативности можно рассматривать в двух основных направлениях: креативность как способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, успешно решать творческие задачи (как особенность мышления - Д. Гилфорд, 1969; П. Торренс, 1965; Я.А.Пономарев, 1976; Р. Стернберг, С. Медник, 1961; Э. де Боно, Э.Д.

Телегина, 1976; Д.Б. Богоявленская, 2002; Е.Е. Туник, 2003; В.Н. Дружинин, 1999; Н.В. Хазратова, 1999; ЯЛ. Пономарев, 1976 и др.) и как креативность в контексте проживания человеком своей жизни, поиск путей развития, то есть творческое отношение к жизни (поведенческая креативность - А.Г. Маслоу, 1999; К.Р. Роджерс, 2001; Н.Ю. Хрящева, 2000; Т.А. Барышева, 2005; Л.И. Анцыферова, 1999; К.А. Абульханова-Славская, 1991 и др.). В тех же аспектах изучаются и факторы творческих достижений. С одной стороны, анализируется творческое мышление, его продукты, изучаются факторы креативности — беглость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, конструктивность их решения, оригинальность, изобретательность и т.д. С другой стороны, исследователи анализируют жизненный опыт и индивидуальные особенности творческой личности с помощью опросников, включающих в себя списки ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, свойственных творческим людям. Конечно, не существует четкого разделения на эти два направления, но, тем не менее, каждый исследователь делает определенный акцент в изучении феномена креативности.

Интерес к проблеме креативности в зарубежной психологии возник во многом благодаря Д. Гилфорду [1962], после которого в психологии заговорили о существовании креативности как универсальной творческой способности, характеризующей в той или иной степени всех людей. Д. Гилфорд предложил трехмерную модель интеллекта, включающую три составляющих: содержание, операции и результат. В качестве содержания (которое может быть образным, символическим, семантическим и поведенческим) он рассматривал определенный стимул, определяемый особенностями информации или материала. Операции представляют собой умственный процесс, а результат является итогом применения операции к материалу (то есть форма, в которой испытуемый дает ответ - отношения, типы преобразований, выводы). Таким образом, каждый фактор интеллекта получается в результате сочетания этих трех категорий. Именно в число операций и включается креативность, а точнее, дивергентное мышление как ее основа. В отличие от конвергентного мышления, задействованного тогда, когда имеется единственное верное решение задачи, которое можно найти на основе множества условий с помощью знаний или мышления, дивергентное мышление осуществляет поиск решения по всем возможным направлениям и свойственно творческим людям.

В качестве параметров креативности Д. Гилфорд рассматривал оригинальность (способность давать необычные ответы, отдаленные ассоциации), семантическую гибкость (способность выявлять основные свойства объекта, предлагать новые способы его использования), образную адаптивную гибкость (способность изменять форму стимула так, чтобы рассмотреть новые признаки и возможности) и семантическую спонтанную гибкость (способность придумывать идеи в нерегламентированной ситуации). Позже в этот список были включены способность к обнаружению и постановке проблем, способность к генерации большого количества идей, гибкость (изучение нескольких аспектов проблемы), оригинальность (нестандартность решения), способность совершенствовать объект, а также способность решать проблемы (анализ и синтез).

Креативность в подростковом и юношеском возрасте, этапы развития креативности

В развитии креативности исследователи выделяют две фазы, соотносимые с двумя возрастными периодами. Развитие первичной креативности как общей творческой способности, неспецифической к конкретной деятельности, происходит в 3-5 лет, когда у ребенка появляется потребность действовать как взрослый, в результате подражания или неосознанного научения. Так, П. Торренс [цит. по В.Н. Дружинину] провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем вновь получает толчок к развитию. Первый период характеризуется развитием «первичной» креативности, неспециализированной по отношению к определенной области деятельности. Данный возраст наиболее благоприятен для формирования креативности потому, что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации, предпосылкой которой является сформированность речи, а с другой - еще не социализирован. У него еще отсутствуют выученные стереотипы взаимодействия с окружающей средой, а мир загадочен и проблематичен. Как подчеркивает Е.Я. Басин, это «наивная» креативность, отличающаяся от креативности взрослого человека как по структуре, так и содержанию, то есть естественное поведение ребенка, проистекающее из бедности его опыта [Е.Я. Басин, 1987].

К 6 годам происходит спад креативности, связанный с переходом ее в латентное состояние. Это объясняется переходом в школу, доминированием понятия нормы, жесткой регламентацией деятельности [В.Н. Дружинин, 1999]. Социальная среда может включать факторы, отрицательно влияющие на проявление и развитие креативности (конфликты со сверстниками, дискриминация в школе из-за унификации программ, регламентации поведения, отношения учителей, чувствительность к монотонии и рутине). Однако результаты кросскультурных исследований по П. Торренсу свидетельствуют об отсутствии перерыва в развитии креативности. Спад можно объясняется новыми требованиями и новой ситуацией, в которую попадает ребенок, перестройкой структуры креативности.

Подростковый и юношеский возраст (11-16 лет) являются сензитивным периодом в развитии креативности в силу особенностей, присущих подростку. Именно для этого возраста свойственны бурное развитие и становление самосознания, стремление к риску, любознательность, желание проявить себя, не быть как все, неконформность, то есть качества, которые многими исследователями связываются с креативностью. В этот период на основе общей творческой способности развивается специальная креативность в определенной сфере деятельности. В немалой степени на развитие творческих способностей влияет семья (гармоничность отношений между детьми и родителями, общность интеллектуальных интересов, способность родителей поддержать своих детей в сложный для них период), профессиональный образец, идеал творца. Этот период заканчивается переходом к оригинальному творчеству, «мы имеем дело с личностью во многом уже сложившейся, аккумулировавшей различные социокультурные влияния и переработавшей их в определенную, хотя и неустойчивую систему отношений с миром» [В.Н. Дружинин, с. 217].

Т.А. Барышева [2005] предполагает, что развитие креативности идет аналогично процессу развития личности в целом - от неравномерного реингтегрированного развития отдельных свойств и их интеграции на основе межфункциональных связей. Процесс становления креативности в онтогенезе включает в себя несколько стадий: пробуждения (которую можно соотнести с первой фазой), имитации (второй фазой), трансформацией опыта в соответствии со своей личностью, гармонизацией и индивидуализация. Она подчеркивает, что даже в рамках одной возрастной группы креативность проявляется нелинейно и неравномерно, каждый возрастной период говорит о сензитивности развития определенных параметров в структуре креативности. Наблюдается также половая специфика проявления креативности: для мужчин приоритетной является интеллектуальная сфера, тогда как для женщин - эмоциональная.

Таким образом, выделение различных структур креативности основано на анализе различных ее сторон и составляющих, при этом спорным является вопрос о парциальной структуре креативности. В настоящее время исследование креативности идет в аспекте целостной ее структуры. Выделяются два основных направления в изучении креативности, на которые мы и будем ориентироваться в нашем исследовании: креативность как особенность мышления (когнитивная креативность - вербальная и невербальная) и как творческое отношение к жизни.

В развитии креативности выделяется два основных этапа, наиболее важным из которых для нас является период подросткового и юношеского возраста, характеризующийся максимальной гибкостью развития, ориентацией на творчество, когда креативность во многом влияет на социально-психологическую адаптацию молодых людей.

Мы полагаем, что исследование феномена креативности только у актуализировавших свои творческие способности детей не вполне достаточно для его всестороннего осмысления, поэтому будем ориентироваться на детей, которые обладают определенным потенциалом креативности, проявляющемся в различных способах их жизни, но возможно еще не проявившимся в конкретной деятельности.

Анализ уровневых показателей креативности в общей группе, половых и возрастных группах

Как видно из табл. 5, наибольшее значение наблюдается по фактору «склонность к риску» (17,2 балла), наименьшее - по фактору «воображение» (13,4 баллов). Все значения, кроме склонности к риску, ниже нормы. Небольшие значения по фактору «сложность» вполне понятны, поскольку немногим подросткам присущи усидчивость, упорство, стремление ставить перед собой трудные задачи, работать над заданием до последнего. Они больше заинтересованы в общении со сверстниками, нежели в учебной деятельности, которая становится значимым видом деятельности позже. Слабые воображение и любознательность, вероятно, можно объяснить тем, что современный мир очень многое предлагает в готовом виде, не побуждая придумывать что-то самостоятельно. Значения по показателю стремления к творчеству выше среднего, что позволяет характеризовать подростков как скорее склонных относиться к своей жизни как творческому процессу, ориентированных на творческий подход к решению проблем, поиск новых, не зависящих от прошлого опыта решений.

В целом, испытуемых можно охарактеризовать как не очень любознательных (редко стремящихся узнать что-то новое, искать новые способы выполнения чего-либо, склонных к исследовательской деятельности), обладающих слабым воображением, редко предпочитающих сложные идеи и задачи, а также в средней степени склонных к риску (отстаиванию своих идей, несмотря на критику окружающих, наличию собственного мнения по разным вопросам) и скорее склонных творчески подходить к жизни. Разброс значений по всем показателям примерно одинаков, что указывает на отсутствие большого различия между подростками по данному фактору.

Как видно из табл. 6, различия между юношами и девушками наблюдается только по показателям вербальной креативности, которая больше выражена у девушек. В микровозрастном аспекте максимум отличий наблюдается между 13-14 - летними и 14-15 - летними подростками. Так, 13-14 - летние подростки отличаются от 14-15 - летних большей любознательностью, но меньшей когнитивной (вербальной и невербальной) креативностью. От 15-16 - летних они отличаются в основном по показателям вербальной креативности, причем в меньшую сторону. Это не соответствует данным А. Грецова [2007], который указывает на общее снижение показателей креативности к старшим классам в российской выборке, по сравнению с американской. Однако в 15-16 лет, по сравнению с предыдущим возрастным отрезком, в меньшей степени выражено стремление к творчеству и невербальная оригинальность.

То есть в микровозрастном аспекте необходимо отметить постепенное увеличение всех показателей креативности, за исключением невербальной креативности, прирост показателей которой наблюдается только в промежутке от 13-14 к 14-15 годам, что, в целом, подтверждает мнение В.Н. Дружинина [1999] и других исследователей о том, что в этот период происходит скачок в развитии креативности, которая переходит от подражания к самостоятельности. Снижение творческого отношения к жизни можно объяснить выработкой некоторых стереотипов поведения.

Максимум отличий по всем видам креативности наблюдается между 13-14 летними и 14-15 - летними, что обусловлено особенностями данного возрастного периода (14-15 лет), который, как известно, характеризуется максимальной подвижностью развития, активной перестройкой личностной структуры [Н.Г. Колызаева, 1989; Т.И. Ронгинская, 1995; А.Л. Алдашева, 1989; СТ. Посохова, 2001 и др.].

Для выявления специфики проявления креативности по всем трем группам показателей креативности был проведен кластерный анализ. Из всех показателей когнитивной креативности (беглость, гибкость, оригинальность14 как редкость встречаемости ответа, название, оригинальность как расположение рисунка, разработанность и название) нами были взяты только три (беглость, гибкость и оригинальность как редкость ответа), как самые информативные и встречающиеся во всех субтестах. Таким образом, мы избежали перевеса в сторону какого-либо вида креативности в группах, которые мы предполагаем получить. В основу кластеризации были положены самые информативные вербальные и невербальные показатели (беглость, гибкость и оригинальность), а также мотивационно-личностные характеристики, присущие креативной личности (любознательность, воображение, сложность, склонность к риску, стремление к творчеству). В результате кластеризации выборка была разделена на четыре типологические подгруппы, различающиеся по уровню и характеру проявления креативности.

Первый кластер (табл. 7) значимо отличается в меньшую сторону от второго по вербальной креативности, третьего и четвертого по невербальной креативности. Второй кластер обнаруживает самые высокие показатели вербальной креативности, существенно отличающие его от показателей остальных кластеров.

Специфика проявления креативности и личностный адаптационный ресурс

В соответствии с рис. 11, структура взаимосвязей креативности и личностных характеристик в некреативной группе включает в себя две корреляционных плеяды (23 связи).

В первой из них (2 связи) общительность (фактор А) отрицательно взаимосвязана со склонностью к риску и невербальной беглостью. То есть чем менее общителен подросток, тем в большей степени он склонен выражать свое мнение и тем большую невербальную беглость проявляет. Возможно, стремление высказаться при необщительности подростка отражает некоторый протест против окружающих, их отношения к нему. Отчасти это согласуется с данными исследований. Так, Е.К. Лютова [2000] обнаружила взаимосвязь невербальной креативности и необщительности (правда, только у юношей; у девушек были выявлены противоположные тенденции).

Во второй плеяде (21 связь) системообразующими являются показатели аутосимпатии, положительно связанный со стремлением к творчеству, но отрицательно с показателями когнитивной креативности, а также эмоциональная устойчивость (фактор С). То есть принимающие себя подростки стремятся творчески подходить к решению проблем и некреативны когнитивно. Взаимосвязь принятия себя и стремления творчески подходить к решению проблем была подтверждена многими психологами (К.Р. Роджерс, 2001 А. Маслоу, 1999; Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, 1998 и др.).

Вербальная оригинальность, беглость и общая вербальная креативность отрицательно связаны с эмоциональной устойчивостью (фактором С), а беглость - также с беспечностью (фактором F). То есть чем меньше эмоциональная устойчивость и беспечность, тем больше вербальная креативность. Возможно, вербальная креативность в данном случае служит способом снятия напряжения. Невербальная гибкость отрицательно связана со смелостью и эмоциональной устойчивостью (факторы Н и С, с которым также связана общая невербальная креативность), контактностью и положительно с тревожностью (фактор О). То есть чем меньше смелость, эмоциональная устойчивость и контактность, чем больше тревожность, тем больше невербальная креативность, что позволяет предположить ее защитную функцию [Г.Л. Лэндрет, 1994]. Любознательность положительно связана с контактностью и беспечностью (фактор F), а стремление к творчеству - отрицательно с тревожностью (фактор О) и положительно с тосимпатией. Чем больше контактность и беспечность, тем более любознателен подросток (вероятно, такие подростки реализуют свою любознательность в общении), а чем менее он тревожен и чем более принимает себя, тем более стремится творчески подходить к решению проблем.

В целом, можно отметить, что показатели когнитивной креативности положительно взаимосвязаны с такими показателями как необщительность, робость, неприятие себя, тревожность, эмоциональная неустойчивость (качествами, отражающими внутриличностную и межличностную дезадаптированность). То есть актуализация потенциальной когнитивной креативности при низком развитии всех ее составляющих, возможно, происходит у плохо адаптированных подростков и носит компенсаторный или дезадаптивный характер. Связи показателей мотивационно-личностной личностной креативности имеют обратную тенденцию.

В соответствии с рис. 12, структура взаимосвязей креативности и личностных характеристик в вербально-креативной группе включает в себя одну корреляционную плеяду (6 связей). Системообразующим показателем является стремление к творчеству (4 связи), положительно взаимосвязанное со смелостью, беспечностью и открытостью (факторами Н, F, А) и отрицательно с тревожностью (фактор О). Чем более смел, беспечен, открыт и чем менее тревожен подросток, тем больше он стремится творчески подходить к жизни, что согласуется с точкой зрения психологов-гуманистов, утверждающих, что креативная личность открыта, уверена в себе и спокойна. Вербальная гибкость положительно связана с общительностью (фактор А) и отрицательно с аутосимпатией. То есть чем более подросток открыт и чем менее принимает себя, тем большую вербальную гибкость он проявляет (очевидно, вербальная креативность связана с более развитыми коммуникативными навыками; возможно также, такие подростки ищут опору в окружающих, будучи более направленными на общение и менее принимающими себя).

В целом, структура связей в вербально-креативной группе менее интегрирована по сравнению с некреативной группой, то есть креативность и личностные свойства в меньшей степени обуславливают друг друга. Как и в некреативной группе, направленность на творчество положительно взаимосвязана с личностным адаптационным ресурсом. Также следует отметить, что в нее практически не включены показатели когнитивной креативности (за исключением вербальной гибкости), что указывает на относительную независимость когнитивной креативности и личностных свойств в данной группе.

Похожие диссертации на Специфика проявления креативности и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте