Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье группового возраста супругов от 23 до 30 лет Чан Тхи Ми Лыонг

Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье группового возраста супругов от 23 до 30 лет
<
Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье группового возраста супругов от 23 до 30 лет Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье группового возраста супругов от 23 до 30 лет Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье группового возраста супругов от 23 до 30 лет Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье группового возраста супругов от 23 до 30 лет Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье группового возраста супругов от 23 до 30 лет Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье группового возраста супругов от 23 до 30 лет Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье группового возраста супругов от 23 до 30 лет Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье группового возраста супругов от 23 до 30 лет Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье группового возраста супругов от 23 до 30 лет
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чан Тхи Ми Лыонг. Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье : группового возраста супругов от 23 до 30 лет : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Чан Тхи Ми Лыонг; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Воронеж, 2007. - 143 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-19/626

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы межличностных отношений в семье 11

1.1. Психологические подходы к изучению межличностных отношений в семье 11

1.2. Основные подходы к изучению межличностных отношений в семье как системы 20

1.3. Изучение межличностных отношений в семье, при переходе от традиционной к современным формам организации во вьетнамской литературе 29

Глава 2. Эмпирическое исследование развития межличностных отношений в современной вьетнамской семье 56

2.1. Программа эмпирического исследования 56

2.1.1. Цель исследования 56

2.1.2. Этапы исследования 56

2.1.3. Описание исследуемой выборки 57

2.1.4. Описание и обоснование выбора методов исследования 58

2.2. Описание, интерпретация и анализ результатов исследования 68

2.3 Опытно-экспериментальная работа по развитию межличностных отношений в современной вьетнамской семье 101

Выводы 112

Заключение 114

Библиографический список использованной литературы 117

Приложения 132

Введение к работе

Актуальность исследования. Брачно-семейные отношения в современном обществе претерпевают серьезные изменения, характеризуемые как кризисные, в связи с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом конфликтности в значительной части семей (Н. Аккерман, Л. Р. Дрожалкин, С. В. Ковалев, Л. Б. Шнейдер и др.). Эти изменения затронули и вьетнамскую семью (Be Занг, Фан Ланг, Чан Тхаи Ха и др.). Поэтому для оптимизации жизнедеятельности семи, повышения эффективности супружества, детско-родительских отношений и оказания психологической помощи требуются специальные меры.

В психологическом исследовании семьи существует много трудностей, включая: сложность семьи как социальной и психологической системы, отсутствие единого научного подхода к пониманию семейной структуры, скрытность многих происходящих в семье процессов, их изменчивость и др. Поэтому возникла необходимость изучения семейных отношений с целью выработки правильной стратегии и тактики поиска психологической помощи семьи (Е. Н. Калинина, Н. А. Коваль, О. С. Сермягина, В. В. Столин и др.).

Нами исследовано развитие современной вьетнамской семьи в период взросления, т.е., на примере группового возраста супругов от 23 до 30 лет, стажа совместной жизни меньше 7 лет. Этот период является кризисным для становления личности человека и его межличностных отношений реализуемых прежде всего в семейной жизни. Исследование развития межличностных отношений во современной вьетнамской семье позволяет проводить практическую работу с семьями, диагностировать трудности в межличностных отношениях этого периода и дает возможность более эффективно осуществлять психологическую помощь в перестройке семейных взаимоотношений.

Несмотря на актуальность данной проблемы, она пока еще недостаточно изучена.

Состояние и степень разработанности проблемы. Семейные проблемы разрабатывались такими учеными, как Т. В. Андреева, В. Н. Дружинин, О. А. Карабанова, Н. А. Коваль, И. С. Кон, В. Сатира, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.

Исследователи подчеркивают, что брачно-семейные отношения в современном обществе претерпевают серьёзные изменения. Переход от традиционных форм семьи к современным связан с изменением внутренних функционально-ролевых отношений, семейных норм и ценностей.

Проблема межличностных отношений в семье изучалась и продолжает изучаться как в российской, во вьетнамской, так и в зарубежной психологии (А. А. Бодалев, И. С. Булыгина, Во Тхи Май, А. В. Киричук, Я. Л. Коломинский, Май Тхи Ким Ань, В. Н. Панферов, В. А. Сысенко). Выделяется две линии изучения внутрисемейных отношений; изучение межличностных отношений между членами семьи (КХ Е. Алешина,

A. Н. Волкова, Нгуен Линь Хиеу, О-В. Некрасова, Е. Т. Соколова,

B. В. Сталин) и изучение основных компонентов отношений личности
(А. Н. Аккерман, Л. Я. Гозман, С. Б. Каверин, Л. Я. Коломинский, И. С. Кон,
М. И. Старов, Ю. Г. Эйдемиллер и др.).

Однако необходимо отметить, что проблема межличностных отношений в семье пока не получила полного психологического изучения. Несмотря на полученные научные данные в ранее проведенных исследованиях, изучение межличностных отношений в семье встречаются с рядом противоречий:

между психологическими исследованиями межличностных отношений и степенью ее изученности в семье;

между исследованием межличностных отношений в семье и изученностью культурных специфических особенностей семей и влиянием этих особенностей на успешность семейной жизни;

между исследованием межличностных отношений в семье и изученностью акмеологического аспекта этого явления;

В связи с нерешенными противоречиями пока еще существует проблема изучения развития межличностных отношений в современной вьетнамской семье в возрастном периоде (группового возраста супругов от 23 до 30 лет) при переходе от одной к другой формы организаций. Все это доказывает актуальность исследования развития межличностных отношений в современной вьетнамской семье.

Объект исследования: межличностные отношения во вьетнамской семье.

Предмет исследования: прогрессивные изменения и развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье.

Цель исследования: выявить психологические особенности развития межличностных отношений в современной вьетнамской семьи, на их основе разработать психолого-акмеологические рекомендации по улучшению семейных отношений.

Задачи:

изучить существующие теоретические подходы к изучению межличностных отношений в семье;

исследовать психологическую характеристику развития межличностных отношений в современной вьетнамской семье;

провести эмпирическую работу по развитию межличностных отношений в современной вьетнамской семье (на примере группового возраста супругов 23 - 30 лет, стажа совместной жизни меньше 7 лет) и проанализировать полученные результаты;

разработать психолого-акмеологические рекомендации по улучшению межличностных отношений в семье при переходе от одной к другой форме организации.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что переход современной вьетнамской семьи от патриархально-клановой формы к супружеской организации проходит через перестройку психологической структуры и внутрисемейных отношений.

Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье зависит от следующих факторов: традиционного уклада семьи (иерархии по старшинству и родственности, ориентации семейной жизни на воспитание детей, учета коллективных интересов семьи и социума, духовных ценностей) и ценностей современной семьи (эмоциональная поддержка, принятие симметричности прав и обязанностей мужчины и женщины, ценности личности, гуманизация в семейных отношениях), которые ведут к развитию новых семейных отношений и переходу на более организованный уровень.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: социально-психологический подход к изучению межличностных отношений в семье (Я. Л. Коломинский, Н. Н. Обозов, Т. Парсонс и др.), акмеологический подход к изучению семьи (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, Н. А. Коваль, Н. В. Кузьмина и др.), идеи семейной психологии и психотерапии: (Н. Аккерман (N. Ackerman), С. Минухин (S. Minuchin), Т. М. Мишина, М. С. Палацоли (М. S. Palazzoli), А. И. Черников, Э. Г. Эйдемиллер и др.), идея функционального подхода в исследовании семьи, акцентируемая на анализ смены исторических форм семьи (А. И. Антонов, Э. Берджесс, Э. Вестермарк, Б. Малиновский, У. Осборн), идея структурного подхода к изучению семьи как целостной системы (Э. Арутюнян, С. Минухин, А. И. Черников и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ научных источников; эмпирические методы исследования (индивидуальные и групповые беседы с детьми и их родителями; наблюдение; анкетирование, опрос, интервью). Использовались следующие методики: «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3) Д. X. Олсона, Д. Ж. Портера, И. Леви, тест «Семейная социограмма» и «Семейно-обусловленное состояние» Э. Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, «Опросник по изучению межличностных отношений в семье» (Е. А. Корсунский, Чан Тхи Ми Лыонг), контент-анализ материалов анкетирования и программа изучения насилия в семье. Применялись математико-статистические методы обработки результатов

эмпирического исследования. Обработка и вычисления проводились с использованием программы SPSS 12 для Windows.

Научная новизна. Выявлено национальное своеобразие межличностных отношений во вьетнамской семье, включая: 1) сохранение иерархии по старшинству и полу; 2) клановой вовлеченности старших родственников во взаимоотношения нуклеарной семьи; 3) преобладание ориентации семейной жизни на продолжение рода.

Обнаружены изменения межличностных отношений (в статусно-ролевых различиях, в эмоциональном тонусе семейных отношений, психологической структуре и функциях) во вьетнамской семье, включая уменьшение количества членов семьи, раздельное проживание вновь образовавшейся молодой семьи от родительской, уменьшение числа детей в семье, появление нового преобладающего типа семьи (нуклеарная семья вместо кланово-патриархальной), получение женщиной больших гражданских прав, повышение ее авторитета в семье, изменение отношения женщин в пользу развода, изменение общественных норм в отношении брака и сексуального поведении, некоторую слабость регулирующего потенциала этих норм.

Раскрыты закономерности развития межличностных отношений во вьетнамской семье (группового возраста супругов от 23 до 30 лет), включающие усиление роли личностной ориентации в семейных отношениях, увеличение индивидуальной избирательности в полоролевом поведении и выборе брачного партнера, более высокие требования к личностному взаимодействию членов семьи, возрастание функций эмоционального принятия, поддержки и гуманизации супружеских и детско-родительских отношений, затруднение получения поддержки со стороны родственников.

Определены психологические условия, облегчающие развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семьи с возрастом взросления супругов (от 23 до 30 лет) и включающие в себя развитием самооценки, самореализации и других актуальных аспектов «Я-концепции»,

связанных с ролевым статусом супругов, расширение представлений о «мужской» и «женской» роли в домашних обязанностях.

Теоретическая значимость исследования. Систематизированы подходы к изучению межличностных отношений в семье, а именно: акмеологический, социально-психологический, функциональный, структурный и идеи семейной психологии и психотерапии.

Доказано положение о том, что переход вьетнамской семьи от патриархально-клановой формы к супружеской организации проходит через перестройку психологической структуры и внутрисемейных отношений.

Конкретизированы типы современной вьетнамской семьи на основе круговой модели Д. X. Олсона.

Результаты исследования обогащают теоретические основы семейной психологии современными представлениями о психологической сущности развития межличностных отношений в семье при переходе от традиционной к современным формам.

Практическая значимость исследования. Предложены методики исследования межличностных отношений в семье.

Разработаны психолого-акмеологической рекомендации по оптимизации семейных отношений при переходе от одной к другой форме организации.

Готовы к внедрению материалы по улучшению межличностных отношений в современной вьетнамской семье.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обусловлена использованием основополагающих методологических исследований по проблеме межличностных отношений в семье, применением валидных, надежных и ранее апробированных методов психологического исследования, статистической обработки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования освещались в докладах и сообщениях на Всероссийских (Воронеж, 2004; Карачаевск, 2004; Санкт-Петербург, 2006; Томск, 2006); международных (Воронеж, 2006;

Новосибирск, 2006; Курск, 2006); межвузовских (Санкт-Петербург, 2006; Воронеж, 2006); научно-практических конференциях и межрегиональном семинаре (Тамбов, 2007). Материалы диссертации использованы в учебном процессе при проведении занятий по психологии семьи, а также на семинарах, проведенных на кафедре практической психологии ВГПУ, кафедре психологии ВЭГШ и кафедре социальной психологии ТГУ им, Г. Р. Державина.

Положения, выносимые на защиту:

1) межличностные отношения в семье могут быть рассмотрены в
акмеологическом, социально-психологическом, функциональном,
структурном подходах и идеях семейной психологии и психотерапии;

2) развитие межличностных отношений во вьетнамской семье
определяется двумя факторами: традиционностью уклада патриархально-
клановой семьи и культуры конфуцианства, древних восточных культов
предков (иерархия по старшинству, родственность и пол, ориентация
семейной жизни на продолжение рода, авторитарный стиль семейного
воспитания) и современными ценностями (усиление роли личностной
ориентации и индивидуализации в семейных отношениях, гуманистическая
позиция в детско-родительских отношениях);

  1. специфика межличностных отношений в современной вьетнамской семье состоит в уменьшении роли архаических форм отношений (насилия в семье по отношению к женщине и детям, психологического давления со стороны родственников, усилении влияния общественного мнения) и иерархической структуры, которая может идти по двум признакам: по старшинству или полу;

  2. тенденция развития межличностных отношений в современной вьетнамской семье (группового возраста супругов от 23 до 30 лет): индивидуализация семейных ролей, ослабление межпоколенных связей, симметрии моделей поведения и взаимоотношений между мужчинами и женщинами;

5) развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье в ходе реализации психологических рекомендаций, включая укрепление традиционные ценности, повышение ценностей современной семьи, развитие самооценки, самореализации и других актуальных аспектов «Я-концепции», создание психологических условий для успешного выполнения семейных функций. Для достижения этих целей необходимо подготовить молодёжи к семейной жизни включить оказание психологической помощи в добрачном возрасте; организовать телефоны доверия для детей, молодёжи и родителей; развивать сеть психологов в школах; подготовить специалистов по психологии семейных отношений.

Организация исследования. Базу проведения исследования составил фактический материал, собранный во Вьетнаме в Ниньбиньской области. Эта область является типичной для Вьетнама по различным параметрам, включающим также этническую принадлежность и вероисповедание. Всего участвовало 340 человек. В пилотажном исследовании - 107 семей (средний возраст - 44,6 лет). В качестве испытуемых приняли участие члены 50 семей (средний возраст - 26 лет). Работа проводилась в течение 2004-2007 гг.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Экспериментальные данные представлены таблицами, диаграммами и графиками.

Психологические подходы к изучению межличностных отношений в семье

Интенсивность процессов социально-экономического развития оказывает на все общество и, следовательно, на семью как его важнейшую подструктуру чрезвычайно дестабилизирующее влияние, которое во многом маскирует более общую зависимость роста числа семейных проблем от общего уровня социально-экономического развития.

Во-первых, в силу резко возросших темпов социальных изменений эти связи теряют устойчивость, определенность, однозначность.

Во-вторых, выйдя из своей былой культурной изоляции, большие социальные группы и их первичные ячейки все меньше способны передавать личности свою специфическую групповую культуру.

Как правило, причины кризиса семьи усматриваются большинством специалистов (особенно не психологов) во внешних (социальных, экономических, политических, идеологических, экологических и даже биолого-генетических) факторах. Данный подход к определению причин кризиса семьи можно назвать социологическим (в широком смысле) и адаптивным: семья рассматривается здесь как неизменная данность, существующая в изменяющихся внешних условиях. Кризис семьи - это результат действия неблагоприятных внешних влияний; преодоление этого кризиса видится в создании оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи.

В соответствии с структурно-функциональной моделью семьи, разработанной Т. Парсонсом и его коллегами (Т. Parsons, 1951; Т. Parsons, R. Bales, 1955) семья рассматривалась как социальный институт: гармонично включенный в социум; имеющий в качестве своей основной задачи обслуживание социума; представляющий собой статичное образование, а не конгломерат взаимодействующих личностей. Для данного подхода характерно также негативное определение самого кризиса семьи. Кризис рассматривается как результат негативных внешних влияний и характеризуется как следствие некой дефицитарной ситуации. Предполагается, что достаточно лишь устранить некие дефициты, нормализовать ситуацию, и кризисные явления исчезнут сами по себе.

С точкой зрения психологии, проблемы современной семьи разрабатывались такими учеными, как Л.Я. Гозман, Е.И. Шлягина, Н.Я. Соловьев, Л.Б. Шнейдер, СИ. Голод, И.В. Дорно, СВ. Ковалев, Т.Х. Рахавия, Э.К. Васильева, Л.Ф. Филюкова, А.Г. Харчев, М.С Мацковский, О. Здравомыслова и др. По мнению С Кратохвила семейные проблемы могут быть обусловлены личностными качествами супругов, особенностями их брака, динамикой развития супружеских отношений, а также рядом внутренних и внешних факторов, влияющих на брак [97; С.119].

Снижение роли семьи как хозяйственной ячейки и повышение роли межличностных отношений членов семьи, то есть возрастает значение социально-психологических факторов, изучали В.Б. Голофаст, A.M. Кириллова, П.И.Федосеев, А.Г. Харчев и др.

Трансформации социокультурного характера - феномен «молодежи», то есть, возрастание количества молодых людей, стремящихся к альтернативными формам устройства собственной жизни, изучала Л.Б. Шнейдера. По его мнению: «развитие западной семьи пошло двумя путями: а) феминистским путем борьбы за равноправное распределение семейных функций между мужем и женой; б) путем «рационализации и индустриализации» ведения домашнего хозяйства» [98].

Кризисы межличностных отношений в современной семье отношений отражены в монографиях Н, Аккермана, Л. Р. Дрожалкина, С. В. Ковалева, Л. Б. Шнейдера и др. Исследователи по-разному оценивают процесс изменения семейно-брачных отношений, определяя его либо как реорганизацию и прогрессивное развитие семьи, либо как дезорганизацию, разрушение и регресс. Главные тенденции, характеризующие тип современной семьи, исследователи связывают с изменениями в системе ценностей, прежде всего, с ростом индивидуализма и рационализма [50; С.43]. По мнению Н. А. Коваль, в современной семье происходят изменения в функционально-ролевой структуре семьи, так как все межсемейные связи регулируются нормой взаимности и становятся более симметричными. Выделяются следующие типы семейно-брачных отношений: консангвинальная, конъюгальная, нуклеарная, расширенная, неполная и смешанная семьи [50].

«Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [104, С. 20].

По отношению к малым группам достаточно хорошо разработана схема, описывающая различные групповые структуры. Первая часть схемы f включает в себя два элемента жизнедеятельности группы: композиция

(состав) группы и разновидности ее структур. Существует несколько моделей структуры малой группы: структура межличностных отношений между членами группы, структура власти, структура коммуникаций и др.[8].

Основные подходы к изучению межличностных отношений в семье как системы

Методологически мы выбираем как одно из основания нашего эмпирического анализа структурно-процессуальную парадигму системного подхода в семейной психологии. Это обусловлено тем, что в дальнейшем -при возможной организации консультативной помощи семье во Вьетнаме мы предлагаем воспользоваться именно этой терапевтической парадигмой. Известно, что терапевты, работающие в ней (согласно R.A. Levant, цит. по А.В. Черников), в состоянии достигать достаточного эффекта в облегчении симптомов в очень короткий период времени. Для проведения семейного консультирования и, возможно, терапии, необходимо диагностировать семейную проблематику. Согласно Н. Аккерману, постановка семейного диагноза представляет собой метод идентификации семьи как психологической общности изнутри и извне, способ определения ее психосоциальной организации и психического функционирования. Этот метод дает основу для классификации и дифференциального диагноза типов семьи и, наконец, служит средством выяснения специфических динамических взаимосвязей индивидуального и семейного поведения. То есть, необходимо уточнить три таких важных круговых характеристики, как сплоченность, адаптация и коммуникации, т.е. межличностные отношения в семье.

В настоящее время, как на Западе, так и в России различные подходы системной семейной психологии очень бурно развиваются. В своем теоретическом анализе мы рассматриваем также не только используемые нами в эмпирической части и анализе, но и другие, близкие им и наиболее значимые из них.

Данная модель относящейся ко второму уровню модели Д.Н. Оудсхорна. Она рассматривает семью с точки зрения рассмотрения ее строения и функционирования как целостного организма. В данной модели семейную систему рассматривают с точки зрения ее структуры, коммуникаций, стадий развития жизненного цикла семьи, семейной истории, функций в ней проблемного поведения и симптомов [21].

Одна из важнейших идей данного подхода заключается в том, что люди организуют свое поведение внутри семейных систем в соответствии с поколением, возрастом, полом, а также структурными и коммуникативными параметрами системы. И если человек приспосабливается к семейной структуре, то она будет оказывать влияние на его функционирование, паттерны взаимоотношений и тип семьи, который он создает в следующем поколении. Семьи повторяют сами себя. То, что происходит в одном поколении, часто повторяется в следующем, те же темы будут проигрываться из поколения в поколение, хотя актуальное поведение может иметь различные формы. М. Боуэн называл это многопоколенными переходами семейных паттернов. Основной гипотезой является, что паттерны взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели для семейного функционирования в следующих поколениях.

Важным моментом в данном подходе является то, что одновременно возникающие события в разных частях семьи не рассматриваются просто как диапазон случайностей, а видятся скорее как взаимосвязанные системным способом.

Ведущим представителем этого подхода является С. Минухин. Он изучал структуру семьи и обнаружил, что структура отношений в семье серьёзно влияет на жизнедеятельность семьи и её деятельность. Динамика семейной жизни зависит от структуры отношений в семье. Данный подход к семьям основан на представлении о том, что семья есть нечто больше, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые управляют их трансакциями. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют целое - структуру семьи. Реальность структуры - это реальность другого порядка по сравнению с реальностью индивидуальных членов [14, 21].

При анализе структуры конкретной семьи, необходимо исследовать состав семьи:остановиться поочередно на разных уровнях системы (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы); описать структуру семьи с точки зрения ее основных параметров (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи); оценить характер структурных проблем (межпоколенные коалиции, реверсия иерархии, тип несбалансированности семейной структуры) [37].

В этом подходе ключевыми измерениями для описания структуры семейных взаимоотношений является сплоченность, семейные границы и иерархия [94].

Сплоченность (эмоциональная близость) определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. В отношении семейных систем это понятие используется для описания степени, до которой члены семьи видят себя как связанное целое.

Сплоченность психологически основана на мотивации аффилиации. Под аффилиацией подразумевается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный ив то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в обращении с другими людьми и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. Аффилиация должна завершиться установлением взаимоприятных дружеских отношений, симпатий партнеров по общению. Люди мотивированы не только положительно (надеждой на установление хороших отношений), но и отрицательно (страхом отвержения). Эти мотивационные ожидания формируются на основе обобщения опыта общения человека с другими людьми.

Изучение межличностных отношений в семье, при переходе от традиционной к современным формам организации во вьетнамской литературе

Сегодня во Вьетнаме проблемы семьи стали актуальными, что находит свое отражение в большом количестве материалов по семейной тематике в СМИ. Это газеты и журналы, такие, например, как «Семья», «Семейное счастье», «Вьетнамская женщина», «Мир мужчин» и т.д. которые выходят каждый день или каждую неделю. Они рассматривают семейные проблемы больше с точки зрения социологии.

Проблема межличностных отношений в семье разрабатывается в трудах Во Тхи Май, Май Тхи Ким Ань, Нгуен Линь Хиеу, Та Тханг Минь Хань, Чан Тхи Ван Ань и др. Специалисты уделяют много внимания острым проблемам межличностных отношений в семье: супружеские конфликты, измена, проблема родительско-детские отношения и др.

Большинство вьетнамских исследователей сходятся во мнениях, что семейные отношения в современном Вьетнаме претерпевает глубокие перемены, что основы прежней семейной структуры, существовавшей в стране на протяжении многих столетий, рушатся, а на их обломках образуется новая структура, не отвечающая традиционным понятиям о браке и семье.

Нормы вьетнамской семьи сформировались в эпоху феодализма. Из сформулированных Конфуцием «пяти отношений», которые должны были регулировать социальную структуру семьи и общества (отношение сына к отцу, подданного к государю, жены к мужу, младшего к старшему и друга к другу), только одна форма отношений (последняя) строилась на равных основах. Все четыре остальных отношения (сына к отцу, жены к мужу, подданного к государю) были в общем ясны - это отношения подчинения и зависимости, беспрекословного повиновения и послушания. Несколько иной характер имели отношения четвертой категории - между младшим и старшим в семье, а в более расширительном смысле - между младшими по возрасту, положению и старшими в обществе, в жизни.

Более того, есть все основания заключить, что именно конфуцианская система обязательных норм и обрядов, конфуцианское воспитание молодых, младших, позволили вьетнамскому обществу достичь весьма высокого морального стандарта.

Различие между положением младшего и старшего и санкционированные конфуцианскими традициями обязательное почтение к старшему, повиновение его слову и т.п. привели к появлению во Вьетнаме подлинного культа стариков.

Начало культу стариков положил Конфуций, всячески стремившийся подчеркнуть мудрость людей прошлого и значение уважения к годам.

В стариках почитались их возраст, их старшинство. Право на уважение других давали именно прожитые годы, так что любой старик, совершенно независимо от его ума, знаний и даже морального стандарта, априори являлся объектом почтения со стороны более молодых.

Главная обязанность детей - любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.

Отец был хозяином, главой семьи, он приказывал сыновьям выполнять ту или иную работу по его желанию. Он мог выбирать им профессию, определять, какое дать им образование, решать, наказывать детей или нет; в древности он даже мог приказать убить их. Власть отца над жизнью и смертью своих детей никогда не была полностью юридически закреплена; суды не особенно стремились узаконить это право, они соглашались на это лишь в особо серьезных случаях.

Семья была естественным центром поклонения предкам. Согласно культу предков, забота об умерших и точное исполнение в их честь всех обязательных ритуалов было главной обязанностью потомков, прежде всего главы семьи, главы клана [119]. Первой обязанностью всякого главы семьи и носителя культа предков, служащего как бы посредником между покойными предками и их живущими потомками, является ни в коем случае не допустить угасания рода и тем не навлечь на себя гнев покойных. Умереть бесплодным, не произвести на свет сына, который продолжил бы культ предков - это самое ужасное несчастье не только для отдельного человека и его семьи, но и для своего общества. Во Вьетнаме существовали поверья, что души таких вот оставшихся без живых потомков предков становятся беспокойными, озлобляются и могут нанести вред не только родственникам, но и другим, посторонним, ни в чем не повинным людям- Для таких бездомных душ в определенные дни во Вьетнаме даже устраивались специальные поминки, чтобы хоть как-то ублажить их и утихомирить их гнев.

Неудивительно, что в таких условиях каждый добродетельный отец семейства, как почтительный сын и потомок своих высокочтимых предков, был обязан, прежде всего, позаботиться о потомках. В его задачу входило произвести на свет как можно больше сыновей, женить их сразу же по достижении ими брачного возраста и дождаться внуков. Только после этого он мог умереть спокойно, зная, что в любом случае и при любых обстоятельствах непрерывность рода и неугасающий культ предков им обеспечены.

Итак, брак стал рассматриваться как важное общественное дело, как дело, прежде всего большого семейного и кланового коллектива. Брак рассматривался, прежде всего, как ритуальный обряд, служащий делу увеличения и укрепления семьи и являющийся тем самым средством успешного служения предкам. В соответствии с этим и вся процедура выбора невесты и заключения брака, как правило, не была связана ни с влечением молодых друг к другу, ни даже со знакомством их [130]. Вопрос о браке был делом семьи, прежде всего ее главы. Именно он на специальном семейном совете, часто при участии многочисленной родни, решал вопрос о том, когда и кого из сыновей женить, из какой семьи взять невесту. Это решение обязательно принималось с согласия предков, у которых исправшивалось благословение на брак.

Описание, интерпретация и анализ результатов исследования

Нам был проведен анализ результатов, полученных на первом этапе эмпирического исследования. Были получены следующие результаты по межличностным супружеским отношениям:

Современная вьетнамская семья эволюционирует к супружеской форме, основу ее в возрастающей мере составляют личностно-эмощональиые отношения супругов, По общему мнению, в современной вьетнамской семье первостепенное значение должны иметь любовь и душевное тепло.

По вопросу: «Какие ценности семьи для вас самые главные?» выделили: 100% - любовь - - секс; 84,6% - дети; 61,5% помощь, забота; 38,5% -взаимопонимание; 38,5% - материальное благосостояние.

На вопросы: «Хотите ли вы жениться на девушке (выйти замуж за мужчину), у которой (у которого) образование выше (ниже), чем у вас?» 48% мужчин ответили - да, если я люблю ее; 33% - нет; 19% - сомневаюсь. 48% женщин ответили - никогда; 52% - да, если люблю его. Согласно опросу, почти половина вьетнамских девушек не хотят выйти замуж за мужчин, у которых образование ниже, чем у них,, и наоборот, почти половины вьетнамских мужчин не хотят жениться на девушках, у которых образование выше, чем у них.

По вопросу: «Какой возраст лучше для вступления в брак?» мнения были: 0% - меньше 20 лет; 25%: 20 - 25 лет; 58,4%: 25 - 30 лет; 16,6%: всё равно.

Нами были получены следующие результаты по взаимоотношениям между родителями и детьми:

Сегодня, в нашей семье существует проблему «отцов и детей»: ослабление взаимопонимания. Отношение отцов к детям, будучи всегда серьезным и строгим, не располагает к доверительности. Когда дети подрастают, они начинают испытывать перед отцами чувство страха и неловкости и ведут себя не так раскованно, как при общении с матерями. Разрыв между родителями и детьми, имеет место не только между отцами и детьми, но и в отношениях между матерями и детьми.: Кроме того, стиль семейного воспитания влияет на проявление доверенности, близости детей по отношению к родителям. В семьях с авторитарным стилем семейного воспитания у детей выражены эмоции отчужденности, незащищенности.

Исследование проводилось при помощи вопроса «К кому обращаются ваши дети, когда у них возникают психологические проблемы?» обращенному к 214 людям. Ответы были в процентном соотношении: 52% -друзьям, 31,8%-ни кому, 10%-маме, 1,7% -папе.

Для достижения воспитательных целей в семье вьетнамские родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка (даже физическое), стремятся стать для него образцом. На вопрос: «Использовать ли вы физического наказания с детьми?» 38,5% опрошенных ответили: да.

В данной методике возможно вычисление среднего арифметического, выражающего центральную тенденцию, и среднеквадратического отклонения (по математической статистике К. Ф. Гаусса (1777-1855) - «кривой нормального распределения»), показывающего размах и особенности варьирования экспериментальных результатов.

Были рассмотрены статистическая обработка параметрического ряда (Хи а ) и статистическая обработка непараметрического ряда ( Ме и Q).

Параметрический ряд относится к шкале интервалов, непараметрический к шкале порядка.

Усредненные показатели сплоченности у испытуемых представлены в следующих показателях: среднее арифметическое отклонение:Х-32,3; среднеквадратическое отклонение: а = 6,34; коэффициента вариации: V = 19,6%; медиана: Me = 32,5 , квартиль первая: Qx = 24,5; квартиль третья: Q3 = 76; среднее квартильное отклонение Q = 4,5.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что уровень сплоченности у вьетнамских испытуемых характеризуется низким уровнем.

Однако, учитывая социокультурные аспекты, вьетнамская семья имеет свою собственную нормативную базу. Низкий уровень сплоченности у вьетнамцев показывает, что члены семьи стремятся формировать у себя черты, одобряемые их культурой, выбирают семейную структуру, способствующая адаптации к их культурному сообществу

Усредненные показатели адаптации у испытуемых представлены в следующих показателях: среднее арифметическое отклонение: X -27,25; среднеквадратическое отклонение: и = 3,64; коэффициента вариации: V = 13,3%; медиана: Me = 28; квартиль первая: Q =28,5; квартиль третья: Q3 = 78; среднее квартильное отклонение Q = 3.

Данные показатели свидетельствуют о том, что у вьетнамских испытуемых средний (сбалансированный) уровень семейной адаптации.

Похожие диссертации на Развитие межличностных отношений в современной вьетнамской семье группового возраста супругов от 23 до 30 лет