Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы Жиляева, Марианна Сергеевна

Развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы
<
Развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы Развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы Развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы Развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы Развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жиляева, Марианна Сергеевна. Развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Жиляева Марианна Сергеевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2011.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/394

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном мире наряду с тенденцией глобализации, активизации процессов диалога культур, переплетением и взаимопроникновением этносов все более усиливается стремление этнических сообществ сохранить свою самобытность, создать условия для передачи последующим поколениям собственных национальных традиций и обычаев, найти свое место в развивающемся поликультурном мире.

Особое место в этническом взаимодействии культур занимает самоидентификация личности, отождествляющей себя с самобытностью своего народа. Результатом процесса этнокультурной самоидентификации является закрепление в поведении и деятельности этнически маркированных особенностей личности, свидетельствующих о ее принадлежности к той или иной этнокультурной общности.

Этнокультурные особенности личности в полной мере проявляются в среде социально незащищенных индивидов, нуждающихся в помощи специалистов сферы социальной защиты и поддержки. Для успешной деятельности в поликультурной среде такие специалисты испытывают потребность в развитии этнокультурной компетентности, необходимой для лучшего понимания проблем разных этнических сообществ, выявления культурно - обусловленных трудностей взаимопонимания между представителями различных этнокультурных групп и поиска путей в системе этнокультурного взаимодействия на основе межкультурной толерантности.

Состояние и степень разработанности проблемы. Проблема этнокультурной компетентности всегда была в центре внимания отечественных и зарубежных ученых, подчеркивавших роль культуры в развитии, сохранении и взаимодействии социальных формаций.

Этнокультурная компетентность имплицитно присутствует в работах философов (В.С. Библер, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Г.Г. Шпет и др.), изучается с этнологических (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев и др.), социально-психологических (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, В.Г. Крысько и др.), позиций исследуются ее этносоциологические (Г.С. Витковская, З.В. Сикевич, В.А. Тишков и др.) и педагогические аспекты (Е.М. Карпезина, С.В. Фролова и др.). Эти труды позволяют представить этнокультурную компетентность как целостное психологическое явление.

В отечественной психологии этнокультурная компетентность косвенно рассматривается с позиций этнокультурного подхода (Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, В.Ю. Хотинец и др.), социокультурной теории (С.К. Бондырева, Дж. Верч, Н.М. Лебедева и др.) и этнофункционального подхода (К. Поппер, А.В. Сухарев, В.В. Тимохин и др.).

В зарубежных исследованиях феномен этнокультурной компетентности нашел свое отражение в кросс-культурной психологии через исследование психологических измерений культуры (Г. Триандис, У. Стефан, К. Стефан и др.), в контексте межкультурной адаптации и «культурного шока» (Дж. Берри, Дж. Норкросс, А. Пуртинга и др.), в идеях культурно-сензитивного подхода (Х. Дайденбах, Х. Пезешкиан, Н. Пезешкиан и др.), этноцентризма и мультикультурализма (М. Беннет, П. Келли, Д. Кемпбелл и др.). Тем самым намечаются некоторые направления изучения этнокультурной компетентности во взаимосвязи с этнокультурными особенностями личности.

В последние десятилетия в научной литературе все больше анализируются результаты исследований учеными «культурных ассимиляторов», то есть программ развития межкультурного взаимопонимания между представителями разных этносов (М. Беннет, А.В. Купавская, Т.Г. Стефаненко и др.). Эти программы особенно важны в современном мире для подготовки индивидов к межнациональному взаимодействию в поликультурной среде.

В ряде работ рассматривается развитие этнокультурной компетентности на этапе подготовки будущих специалистов социальной сферы в вузе (Т.С. Базарова, М.А. Гулина, П.Д. Павленок и др.). Такие работы позволяют наметить основные блоки психолого-акмеологической модели и этапы развития этнокультурной компетентности в образовательном процессе вуза, то есть закладывают основы опытно-экспериментальной работы.

Несмотря на интерес исследователей к проблеме этнокультурной компетентности, некоторые ее аспекты остаются малоизученными, в результате чего возникают противоречия между:

- актуальностью проблемы развития этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы и фактическим уровнем ее разработанности в психолого-акмеологической науке;

- между существующим государственным и социальным заказом на подготовку специалистов социальной сферы для работы в поликультурных регионах и недостаточным развитием их этнокультурной компетентности в образовательном процессе вуза;

- между необходимостью профессиональной деятельности в иной этнокультурной среде и отсутствием апробированных и экспериментально проверенных программ развития этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы.

Нерешенные противоречия обусловливают проблему исследования, которая заключается в том, что в образовательном процессе вуза недостаточное внимание уделяется развитию этнокультурной компетентности специалистов социальной сферы, что обусловливает затруднения в их деятельности при общении с представителями иных этнокультурных групп: эти специалисты не всегда владеют адекватными медиаторными стратегиями общения, не полностью учитывают психологически и этнически обусловленные проблемы клиентов; специалисты социальной сферы, работающие с представителями разных этносов, нередко испытывают стресс в связи с необходимостью решать этнически обусловленные проблемы клиентов и недостаточным уровнем развития необходимых для этого компетенций, испытывая при этом профессиональную неудовлетворенность и даже отказываясь от работы с представителями иных этнокультурных групп. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

Объект исследования: этнокультурная компетентность будущих специалистов социальной сферы.

Предмет исследования: стратегии овладения этнокультурной компетентностью будущими специалистами социальной сферы.

Цель исследования: изучить особенности развития этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы, разработать и апробировать в ходе опытной работы программу их подготовки для работы в иной этнокультурной среде.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические подходы к пониманию этнокультурной компетентности в психологической науке.

  2. Раскрыть психологическую структуру этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы.

  3. Определить критерии и показатели развития этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы.

  4. Выявить психологические стратегии развития этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы.

  5. Разработать психолого-акмеологическую модель развития этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы.

Гипотеза исследования: развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы, включающей такие структурные компоненты, как личностно-мотивационный, поведенческий и деятельностный, будет более успешным при овладении ими когнитивными, коммуникативными и деятельностными стратегиями в процессе реализации этноориентированной программы в образовательном процессе вуза, состоящей из следующих блоков: теоретической и практической подготовки, индивидуального психологического консультирования, тренинга развития этнокультурной компетентности.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные теории активности субъекта (Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.), положения о системности в психологических исследованиях (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.), учение о диалоге культур (В.С. Библер, В.П. Зинченко, В.М. Розин и др.), теория отражения личностью окружающей действительности (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, Е.В. Шорохова и др.), принцип психологического детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов и др.), фундаментальная идея единства сознания и деятельности в психологии личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев и др.), психологии межгрупповых отношений (В.С. Агеев, А. Тэшфел, М. Шериф и др.), а также когнитивный (Дж. Брунер, Дж. Тернер, Г. Тэджфел и др.) и аксиологический подходы к психологическим исследованиям человека (А.А. Радугин, А.Тойнби, К. Ясперс и др.).

Теоретической основой исследования являются культурно-историческая теория развития личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Г.Г. Шпет и др.), теория опосредованной связи культуры и общения (Дж. Берри, А.А. Кочетков, Г. Триандис и др.), теория профессиональной компетентности специалиста (И. А. Зимняя, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.), социокультурная теория развития личности и группы (С.К. Бондырева, Дж. Верч, Н.М. Лебедева и др.), этнокультурная теория развития личности (Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, В.Ю. Хотинец), кросс-культурный (Дж. Берри, М. Беннет, Д. Кемпбелл, Г. Триандис и др.), культурно-сензитивный подход к изучению психологических явлений (Х. Дайденбах, Х. Пезешкиан, Н. Пезешкиан и др.), этнофункциональный подход к исследованию индивидуальных различий (К. Поппер, А.В. Сухарев, В.В. Тимохин и др.), а также психологические аспекты профессиональной деятельности специалиста социальной сферы (А.А. Деркач, П.Д. Павленок, Д.Сеймор и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме исследования, метод наблюдения, беседы, психодиагностические методы (тестирование, метод этнофункциональной диагностики, анкетирование). Развитие отдельных компонентов структуры этнокультурной компетентности выявлено при помощи следующих методик: анкеты, составленной на основе методики этнофункциональной диагностики А.В. Сухарева; «Эмпатийность» И.М. Юсупова; «Уровень социальной дистанции» Э. Богардуса, О.Л. Романовой и др.; «Выраженность этнической идентичности» Дж. Финни; исследования результатов тренинга развития этнокультурной компетентности «МОТ» Т.Г. Стефаненко; выявления этнофункциональных рассогласований В.В. Тимохина и А.В. Сухарева; теста культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда; теста агрессивности – адаптивности (опросник Л.Г. Почебут); анкеты, направленной на исследование профессионально - важных качеств личности, разработанной автором на основе экспертных оценок; Висбаденского опросника к методу позитивной психотерапии Н. Пезешкиана и Х. Дайденбаха.

В качестве методов обработки данных использовались программы SPSS-15 и «Статистика-6», а также Paired sample T-TEST.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:

- раскрыта психологическая структура этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы, включающая личностно-мотивационный, поведенческий и деятельностный компоненты;

- обнаружены стратегии овладения этнокультурной компетентностью будущими специалистами социальной сферы: когнитивные, коммуникативные и деятельностные;

- выявлены критерии развития этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы: идентификация личности, ценностно-смысловые образования, эмпатийность в межличностном общении, сензитивность к межэтническим различиям, интерактивность в осуществлении деятельности, адаптивность к этнокультурному многообразию;

- разработана психолого-акмеологическая модель развития этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы, состоящая из целевого, содержательного, процессуального и результативного блоков.

Теоретическая значимость исследования:

- систематизированы теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей к проблеме этнокультурной компетентности: этнофункциональный, социокультурный, этнокультурный, культурно-сензитивный, кросс-культурный;

- доказана зависимость развития этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы от овладения ими когнитивными, коммуникативными и деятельностными стратегиями;

- конкретизировано понятие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы как совокупности умений принимать адекватные поведенческие решения, реализуя когнитивные, коммуникативные и деятельностные стратегии адаптивного взаимодействия с представителями иной этнокультурной среды;

- структурированы проблемы, возникающие в профессиональной деятельности будущих специалистов социальной сферы в иной этнокультурной среде, а именно: семейно-традиционные, межличностные, профессиональные.

Практическая значимость исследования:

- разработана и рекомендована к использованию этноориентированная программа развития этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы;

- подобран пакет диагностических методик для изучения этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы;

- материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах «Социальная психология», «Этнопсихология», «Основы психологического консультирования», а также специализированного практикума «Этнокультурная компетентность специалиста социальной сферы».

Надежность и достоверность результатов проводимого исследования обеспечивалась разнообразием теоретического и практического материала, проработанностью теоретико-методологических основ исследования, синтезом научных подходов в обосновании ведущих идей, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методических приемов и сбором эмпирических данных, а также их сопоставления и проведения сравнительного анализа результатов.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Этнокультурная компетентность будущих специалистов социальной сферы – это совокупность умений принимать адекватные поведенческие решения, реализуя когнитивные, коммуникативные и деятельностные стратегии адаптивного взаимодействия с представителями иных этнокультурных групп.

  2. Структура этнокультурной компетентности представлена тремя компонентами: личностно-мотивационным, поведенческим и деятельностным, каждый из которых соответственно обусловливает успешное межличностное общение, адекватное профессиональное поведение и результативную деятельность специалиста социальной сферы.

  3. Критериями развития этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы являются идентификация этнокультурных различий с показателями этнокультурной толерантности, ценностно-смысловые образования с показателем направленности профессиональной деятельности, эмпатийность в межличностном общении с показателем эмоциональной синтонности в общении с клиентами, сензитивность с показателем чувствительности к проявлениям этнических особенностей клиента, интерактивность с показателем межличностного взаимодействия и адаптивность с показателем бесконфликтности межэтнического общения специалиста социальной сферы с клиентами.

  4. Овладение когнитивной, коммуникативной и деятельностной стратегиями развития этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы происходит при реализации этноориентированной программы развития у них этнокультурной компетентности.

  5. Психолого-акмеологическая модель развития этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы включает такие блоки, как целевой, содержательный, процессуальный, результативный.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационной работы нашли отражение в докладах на международных конференциях (Чита – Славянск, 2009; Чита – Славянск, 2010; Тамбов, 2011; Македония, 2011); на всероссийских научных конференциях (Чита, 2005, 2007; Москва, 2005, 2011); на научных конференциях аспирантов и преподавателей Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина «Державинские чтения» (2009-2011); на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им. Г.Р.Державина.

Организация исследования. В исследовании приняли участие 384 студента разных национальностей в возрасте от 17 до 23 лет, проживающих в Забайкальском крае и обучающихся в Читинском государственном университете. Экспериментальную группу составили 84 человека (русские – 62 чел., буряты – 15 чел., представители других национальностей – 7 чел.), из них 54 девушки и 30 юношей.

Исследование проводилось в период с 2006 по 2010 гг.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, диаграммами.

Похожие диссертации на Развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы