Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Психолого-акмеологические подходы к исследованию эмпатии в педагогической деятельности 11
1.1. Концептуальные подходы изучения эмпатии в психологических и акмеологических исследованиях 11
1.2. Эмпатия как профессионально значимое качество личности педагога 29
1.3. Акмеологический подход к определению значимости эмпатии в физкультурно-спортивной деятельности 48
1.4.Акмеологические условия, обеспечивающие процесс формирования эмпатических качеств 54
Глава II. Эмпирическое исследование эмпатийных проявлений в профессионально-педагогической деятельности 69
2.1. Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования 69
2.2. Исследование профессионально-деятельностных критериев эмпатийного поведения у педагогов и будущих специалистов в сфере физкультуры и спорта 73
2.3. Изучение эмпатийных проявлений у тренеров и учителей физической культуры С различным уровнем профессионально- педагогической успешности 85
2.4. Выявление уровня развития эмпатийно-профессиональных качеств у будущих специалистов в области физкультуры и спорта 93
2.5. Личностные предпосылки эмпатийного поведения у исследуемых различных физкультурно-спортивных специализаций 103
Глава III. Психолого-акмеологические особенности формировани эмпатийно-профессиональных качеств у будущих тренеров и учителей физической культуры 109
3.1. Разработка и апробация психолого-акмеологической программы ориентированной на формирование эмпатийно-профессиональных качеств у будущих тренеров и учителей физической культуры 109
3.2.Исследование эффективности влияния психолого-акмеологических тренинговых занятий на формирование эмпатийных качеств у будущих
специалистов в области физкультуры и спорта 115
Выводы 124
Список литературы 127
Приложения 144
- Концептуальные подходы изучения эмпатии в психологических и акмеологических исследованиях
- Эмпатия как профессионально значимое качество личности педагога
- Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования
- Разработка и апробация психолого-акмеологической программы ориентированной на формирование эмпатийно-профессиональных качеств у будущих тренеров и учителей физической культуры
Введение к работе
Актуальность. Проблема оздоровления общества, формирование здорового образа жизни и развитие физической культуры и спорта относится к числу приоритетных направлений современной России. Несомненно, что ведущее место в этом процессе принадлежит тренерам и учителям физической культуры, занятьіх в системе образовательных учреждений. От их профессионализма во многом зависит здоровье, иммунитет, безопасность и работоспособность нации (И.П.Волков (38), А.А.Деркач (58), Е.П.Ильин (70), А.А.Исаев (58)).
Существующий уровень профессионализма тренеров и учителей физической культуры не всегда в полной мере отвечает требованиям современности. Это объясняется тем, что педагогические вузы готовят будущих тренеров и учителей физической культуры по тем образцам и схемам, в основу которых положены принципы трансляции определенных знаний, когда воспитанник выступает в роли объекта педагогических воздействий, а не полноправного участника педагогического процесса. Такая подготовка специалистов физкультурно-спортивного профиля не обеспечивает высокую продуктивность педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность.
В настоящее время специалисты в области физкультуры и спорта ориентированы, прежде всего, на развитие физических качеств и спортивные достижения. При этом на занятиях педагоги часто не учитывают эмоциональные состояния своих воспитанников, их ценности, мотивы, личностные качества, тем самым увеличивают уровень психического напряжения учеников, сковывают их творчество, свободу личностных проявлений, препятствуют личностному росту.
Реализации гуманистических принципов педагогической деятельности способствует такое профессионально-значимое качество личности как
эмпатия. Эмпатия способствует видению учителем физической культуры подлинных причин, вызывающих то или иное поведение учащихся, и создает особый эмоциональный фон, позволяющий более полно самореализоваться как ученику, так и самому педагогу. Качеством личности педагога эмпатия становится лишь тогда, когда все составляющие ее компоненты образуют целостную систему.
Формирование эмпатической культуры и эмпатических качеств у студентов педагогических вузов признается специалистами наиболее слабым звеном в системе высшего педагогического образования (С.Б.Борисенко (28), Р.Б.Карамуратова (78), Г.Ф.Михальченко (114), И.М.Насенкова (124)).
Хотя эмпатия признается большинством исследователей профессионально важным качеством педагога (А.А.Бодалев (20), Ф.Н.Гоноболин (52), В.А.Крутецкий, С.В.Недбаева (90), Н.В.Кузьмина (92), А.К.Маркова (106), Н.А.Мозговая (116), А.А.Реан (145), Т.В.Романова (152) С.В.Салыкова (157), А.Э.Штейнмец (191)), в системе подготовки будущих специалистов в сфере физического воспитания и спорта проблема формирования эмпатических качеств не рассматривается.
Отсутствие специальных работ, посвященных формированию профессионально-педагогической эмпатии, создает определенные затруднения не только в деятельности педагогов, но и у студентов в процессе их педагогической практики, негативно отражаясь на качестве обучения и воспитания учащихся.
Анализ теоретических и экспериментальных работ, посвященных проблемам эмпатии в педагогической деятельности, показал, что проблема развития и целенаправленного формирования эмпатии у студентов высших учебных заведений физической культуры относится к ряду актуальных задач современной психологии.
Объект исследования - процесс изучения и формирования эмпатийно-профессиональных качеств в ходе подготовки специалистов в области физкультуры и спорта.
Предмет исследования - личностно-эмпатийные проявления, детерминанты и условия формирования эмпатийно-профессиональных качеств у будущих тренеров и учителей физической культуры в процессе вузовской подготовки.
Цель исследования. Определение профессионально-деятельностных критериев эмпатии и формирование парциально-эмпатийных качеств у будущих специалистов физкультурно-спортивного профиля.
Задачи исследования:
1. Концептуальный анализ и обобщение психолого-акмеологических
подходов изучения профессионально-педагогической эмпатии.
Разработка психолого-диагностического инструментария для выявления профессионально-деятельностных критериев эмпатийного поведения у исследуемых в сфере физкультуры и спорта.
Изучение проявлений эмпатии и личностных детерминант эмпатийного поведения у исследуемых различных спортивных специализаций.
4. Разработка структурно-функциональной модели профессионально-
педагогической эмпатии.
5. Выявление специфических профессионально-деятельностных
критериев эмпатийного поведения у тренеров и учителей физической
культуры с различным уровнем профессиональной успешности, а также у
преподавателей и будущих специалистов в области физкультуры и спорта.
6. Изучение влияния эмпатии на выбор коммуникативных стратегий.
7. Разработка и оценка эффективности психолого-акмеологической
программы тренинговых занятий по формированию профессионально-
педагогической эмпатии у будущих специалистов физкультурно-спортивного профиля.
Гипотеза исследования. Формирование эмпатии у будущих специалистов в области физкультуры и спорта может способствовать повышению продуктивности профессионально-педагогической деятельности, если этот процесс:
- основывается на признании эмпатии приоритетным личностным качеством тренера и учителя физической культуры, влияющим на успешность профессиональной деятельности;
осуществляется на изучении личностных особенностей и профессионально-эмпатийных качеств;
реализуется путем специально разработанных психолого-акмеологических тренинговых занятий.
Методологические и теоретические основы исследования составили:
основные положения о механизмах взаимопонимания (М.А.Абалакина,
В.Г.Асеев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, А.И.Донцов, В.Г.Зазыкин,
С.В.Кондратьева, Н.И.Обозов, И.М.Юсупов);
основные положения, касающиеся психологии труда учителя (И.П.Волков, Ф.И.Гоноболин, А. А. Деркач, И.А.Зимняя, Е.П.Ильин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.А.Реан, М.И.Станкин, Н.Ф.Талызина);
психологические исследования природы, механизмов, форм проявления эмпатии (Т.П.Гаврилова, Л.И.Джарназян, Е.А.Ичаловская, В.А.Лабунская, А.П.Сопиков, И.М.Юсупов);
взгляды представителей психологической и педагогической наук на роль эмпатии в педагогической деятельности (Н.В.Афанасьева, С.Б.Борисенко, Р.М.Карамуратова, Г.Ф.Михальченко, Н.А.Мозговая, И.М.Насенкова, В.В.Рябухин, С.В.Салыкова, Л.П.Стрелкова);
на наработках, касающихся использования в педагогическом процессе методов активного обучения (Ю.Н.Емельянов, Н.В.Клюева, С.А.Левашова, А.В.Мудрик, Л.А.Петровская, Н.В.Самоукина, Н.В.Цзен). Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Выявлены критерии проявления профессионально-педагогической эмпатии у будущих тренеров и учителей физической культуры.
Определены личностные детерминанты эмпатии у будущих специалистов в области физкультуры и спорта.
Выделены парциально-эмпатические качества и стратегии эмпатийного поведения в процессе профессионально-спортивной подготовки.
Показаны различия актуализации эмпатийных качеств у тренеров и учителей физической культуры с различным уровнем профессиональной успешности.
Разработана психолого-акмеологическая программа тренинговых занятий по формированию эмпатии у будущих специалистов в области физкультуры и спорта.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут применяться в процессе профориентации и профотбора абитуриентов в высшие учебные заведения физической культуры.
Разработанная в исследовании программа может быть рекомендована для практического использования в работе практических психологов, учителей общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования с целью последовательного и целенаправленного формирования эмпатии как профессионально важного качества.
Достоверность научных результатов обеспечивается всесторонним рассмотрением проблемы, опытно-экспериментальной проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации, использованием комплекса методик соответствующих цели,
предмету и задачам исследования, достаточным объемом репрезентативной выборки и анализом итогов эмпарического исследования с помощью статистических методов обработки результатов.
Общий объем выборки составил 204 студента ВЛГАФК 1-3 курсов различных специализаций, 68 преподавателей и 85 педагогов дополнительного образования и учителей физической культуры.
Экспериментальной базой диссертационного исследования стала Великолукская государственная академия физической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и эмпирические результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогических дисциплин Великолукской государственной академии физической культуры. Результаты были представлены на научно-практических конференциях «Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России» (Москва, 2003 г.), «Психология XXI века» (С.Петербург 2004 г.), «Физическая культура и личность» (Оренбург 2004 г.), «Физическая культура, образование, здоровье» (Великие Луки 2004 г.). Психолого-акмеологическая программа по формированию эмпатии у будущих тренеров и учителей физической культуры была апробирована со студентами Великолукской государственной академии физической культуры.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Будущие педагоги и тренеры, независимо от их спортивной
специализации, в процессе вузовской подготовки характеризуются низким
уровнем проявления эмпатии.
Уровень эмпатийного поведения у будущих специалистов в области физкультуры и спорта обусловлен специфическими перцептивно-мотивационными ориентациями и личностными особенностями.
Проявление профессионально-педагогической эмпатии обусловлено наличным уровнем развития значимых парциально-эмпатийных качеств.
10 \
Профессионально-педагогическая эмпатия обуславливает выбор коммуникативных стратегий в процессе учебно-спортивных занятий.
Деятельностная актуализация эмпатийно-базовых составляющих (критериев) в учебно-тренировочном процессе оказывает непосредственное влияние на степень профессионально-педагогической успешности.
Психолого-акмеологическая подготовка будущих тренеров и учителей физической культуры в контексте формирования базовых эмпатийно-профессиональных качеств, способствует не только повышению их эмпатийно-деятельностных потенциалов, но и успешности педагогической деятельности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы, приложений. Общий объем диссертации 232 страницы. Диссертация содержит 9 таблиц и 12 рисунков. Список литературы включает 213 наименований, из которых 13 на иностранных языках.
Концептуальные подходы изучения эмпатии в психологических и акмеологических исследованиях
Термин «эмпатия» был введен американским психологом Э.Титченером. Он перевел словом эмпатия (emphaty - англ.) заимствованное у немецкого психолога Т.Липпса слово вчувствование (einfuhlung - нем.) (51). Данный автор понятие «эмпатия» отождествлял с понятием «симпатия».
В своей концепции эстетического воспитания Т.Липпс (102) под симпатией подразумевал процесс понимания произведений искусства, а позже человека. По его мнению, симпатия, как синоним эмпатии, - это специфический вид познания. Вчувствование в другого человека основывается на желании обнаружить в нем свои собственные переживания. Сочувствие к другим людям возможно, поскольку человек наполняет их переживания своим опытом. Соучастие в страданиях людей объясняет альтруистическое поведение.
Необходимость использовать именно это понятие (эмпатия) диктовалось содержанием теоретической концепции, которую разрабатывал и обосновывал Титченер. Согласно его учению, вчувствование в ... или эмпатия, входя в структуру интроспекции, позволяет более объективно описывать ощущения, образы и чувства, наполняющие сознание индивида в процессе восприятия внешних объектов (44).
Интерес к понятию эмпатии формируется в учениях о явлении симпатии и вчувствовании конца XIX - начала XX веков (102,162,165, 189).
Симпатия была представлена в разновидностях эмоционального заражения (низшая форма) и сочувствия с включением в смысл таких аспектов отношений между людьми, как эмоциональное соучастие, отзывчивость, понимание.
К высшим формам симпатии были отнесены сочувствие и сопереживание. Основанием для подобной классификации послужили наблюдения Т.Рибо (147), обнаружившего, что проявление симпатии не всегда заканчивается альтруистическим действием соучастия в судьбе страдающего. Сопереживание рассматривалось как рациональное эгоистическое переживание, т.е. при собственных независимых чувствах субъект лишь соприкасается с переживаниями другого. Соучастие же предполагает идентификацию чувств субъекта с переживаниями другого в форме альтруистического акта.
Наиболее полно теория симпатии разработана М.Шелером. Он рассматривал специфику симпатии как форму подлинных отношений между людьми. Для М.Шелера симпатия есть интернациональный акт любви, направленный на познание личности другого, как высшей ценности, и в котором осуществляются потенциальные возможности человека от низшего уровня (вегетативного) к высшему (духовному). Он полагал, что сопереживание - это состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживаниями. Сочувствие - есть участие в переживаниях другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, его целостности. Это более высокое состояние - истинная симпатия. Эти положения внесли определенный вклад в понимание эмпатии как феномена, ее сущности, структуры (44).
В американской психологии начала XX века ведутся споры о природе симпатии. Т.П.Гавриловой (44) отмечается существование нескольких точек зрения. В одном случае симпатия понимается как заражение или индукция, имеющая инстинктивный характер, в другом - как условно - рефлекторный феномен, обусловленный социальной ситуацией. Но, несмотря на то, что понятие симпатия достаточно подробно и обстоятельно исследовано в американской психологии начала XX века, оно не получило такого распространения как понятие эмпатии.
В отечественной психологии слово «эмпатия» стало популярным с середины 70-х годов, но понятие, обозначенное данным термином, начало обсуждаться в литературе задолго до этого. Так, И.И.Лапшин (99) описывая процедуру взаимодействия с другими, говорит о зависимости интенсивности сопереживания от эмоционального опыта индивида и степени общности чувств с другими. Б.М.Теплов (175), продолжая тему взаимоотношений, выделяет роль воображения в процессе сопереживания. А.А.Бодалев (23), развивая данный вопрос, отмечает, что есть несколько уровней воображения, и только обладая высшим, человек глубоко проникает в психику другого. Им также были выделены признаки, помогающие интерпретировать поведение человека: мимика, голос, речь. С.Л.Рубинштейн (154) соглашается, что по экспрессии можно судить о переживаниях другого, но добавляет, что этого недостаточно. Раскрыть содержание переживаний можно, по его мнению, только при соотнесении их со всей ситуацией взаимоотношений человека с окружающими людьми.
Активное внедрение термина «эмпатия» в отечественную психологию началось со статьи Т.П.Гавриловой (44). Делая обзор зарубежной литературы по данной теме, она отмечает, что существует очень большое количество определений эмпатии затрудняющее понимание данного феномена.
В начале исследований эмпатия рассматривалась как эмоциональный феномен, для ее описания использовались термины, относящиеся к аффективным процессам.
Так, психологи, рассматривая эмпатию в эмоциональном аспекте, определяют ее как вчувствование в объекты социальной действительности (188), как основу помогающего поведения (25, 32, 146 и др.) и как способность эмоционально откликаться на переживания другого (46, 201, 202).
В 1934г. в одной из своих работ Дж. Мид дает определение эмпатии как «способности принять роль другого человека» (208 с. 2-Ю). Постепенно акцент смещается с эмоциональной реакции на понимание другого определенным образом: через «воображаемое перевоплощение», «интроекцию», «принятие точки отсчета другого». К аффективному элементу здесь добавляется когнитивный.
Сторонники когнитивного направления (63, 96, 105, 122), трактуют эмпатию как процесс понимания, «когнитивную реконструкцию внутреннего мира другого человека, способность предсказать поведение других людей».
Т.П.Гаврилова (46), Л.П.Стрелкова (170), анализируя работы ряда исследователей, утверждают, что в зарубежной психологии наиболее распространено в когнитивном аспекте понимание эмпатии как перцептивного акта, обслуживающего межличностные отношения. Чаще всего оно описывается понятием социальной сенситивности, что означает способность индивида распознать мысли и чувства другого, представляя его оценки и самооценки.
Наиболее популярно в психологии межличностных отношений и психологии личности понимание эмпатии, предложенное Р.Даймонд (206), где эмпатия рассматривается как воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу. Даймонд исследовала в основном способность людей воспринимать друг друга, предсказывать ответы в определенной ситуации. Этот вид эмпатии получил название предикативной.
Эмпатия как профессионально значимое качество личности педагога
Деятельность учителя, в какой бы форме она не протекала, - это сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд, требующий от человека проявления всех характеристик его личности (52, 74, 76, 93,101, 106, 148, 186, 193,202).
Согласно А.А.Леонтьеву (101), формирование личности осуществляется в деятельности, и прежде всего в ведущей деятельности. Для учителя таковой является педагогическая деятельность, освоение которой начинается в период профессионального обучения. Педагогически целенаправленная деятельность обеспечивает формирование необходимых профессионально значимых качеств учителя. По мнению В.Д.Шадрикова (176), только целостная система профессионального образования создает возможность формирования у будущих специалистов полной психологической системы профессиональной деятельности.
О необходимости изучения эмпатии в связи с проблемами исследований педагогической деятельности стали говорить в 70 -е годы XX века. Но еще в трудах классиков педагогической науки высказывается мысль о том, что «человек должен быть чутким к человеку», это качество является необходимым условием успешной работы учителя (178).
В отечественной педагогике прошлых веков придавалось большое значение характеру взаимоотношений между учителем и детьми (11, 104).
Так, К.Д.Ушинский считал главным свойством педагога интуитивное чутье в подходе к ученикам, и если учитель не способен вызвать в детях симпатию и доброжелательные взаимоотношения, он не способен к профессиональной деятельности, так как не сможет воспитать эти свойства в учениках. Видный русский филолог и педагог Я.К.Грот считал, что каждому человеку от рождения присуще сострадание, милосердие, сопереживание, для развития которых действенным методом является пример педагога. В.Я.Стоюнин, педагог-словесник и методист, считал средством развития эмпатии действенность нравственных знаний. П.Д.Юркевич, русско-украинский религиозный философ и воспитатель, выделял эмпатию как важнейшее качество учителя. А.Н.Острогорский, учитель и писатель, создатель журналов «Детское чтение» и «Педагогический сборник», полагал основой развития эмпатии соблюдение заповеди о любви к ближнему.
П.Ф.Каптерев (77) использовал понятие симпатии и симпатических чувств. Симпатия характеризуется им как «состояние чувственного субъекта, когда он живет жизнью другого лица, его чувства, горе, равно как и радость, делает как бы своими и действует на пользу другого лица так, как бы он действовал ради самого себя». В «Педагогической психологии» (1914) автор дает советы по воспитанию симпатических чувств у педагогов. Он называет следующие условия их возникновения: «собственная опытность в различных положениях и обстоятельствах, близость психических переживаний общающихся сторон, эмоциональная выразительность и умение толковать внешнее выражение эмоций, живая фантазия и творческое воображение, а также общая чувствительность организма ко всяким впечатлениям».
О необходимости развития эмоциональной культуры педагога писал В.А.Сухомлинский (172), он выделял в ней не только культуру слова и эмоциональных состояний, но и культуру ощущений и восприятий. Чем тоньше ощущения и восприятия человека, тем больше человек ощущает в окружающем мире оттенков и тонов, тем шире его эмоциональный диапазон, характеризующий его духовную культуру. «Самая тонкая и доброжелательная помощь маленькому человеку - это разделить его горе не прикасаясь к глубоко личному, сокровенному». Хотя сама эмпатия в работах В.А.Сухомлинского не называется, качества, ее характеризующие - чуткость, эмоциональная чувствительность, способность к сопереживанию раскрываются в понятии эмоционально-нравственной культуры.
Идея развития эмоционально-нравственной культуры педагога нашла отражение в работах А.С.Макаренко (104). Им подчеркивается важность развития у педагога способности понимать душевные переживания ребенка. «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений».
Роль эмпатии в педагогическом труде с особенной яркостью подчеркивается педагогическим направлением 80-х годов - «педагогикой сотрудничества». Основной идеей педагогики сотрудничества является стремление воспитать в учениках творческое мышление. Мотивом обучения при этом становится чувство успеха, а установка на успех неизбежно приводит к положительным результатам. Такой подход к образовательному процессу предполагает сотрудничество учителя с учениками, демократизм, личностный подход и веру в силы учеников. Сотрудничество предполагает паритетность в межличностных отношениях педагога и воспитанников. Но самое главное условие осуществления сотрудничества - творческая деятельность, являющаяся и отправной точкой и целью обучения в системах педагогов-новаторов.
Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: Опросники Опросники использовались с целью изучения парциально-эмпатииных качеств и личностных детерминант у будущих тренеров и учителей физической культуры, а также для выявления профессионально деятельностных критериев эмпатийного поведения. Для этого были использованы следующие методики: опросник изучения профессионально психологических потенциалов эмпатии у студентов и профессорско преподавательского состава высших учебных заведений физической культуры Н.А.Скляр (прил. 1-2); опросник изучения интегральной оценки эмпатии в профессиональной деятельности тренера и учителя физической культуры Н.А.Скляр (прил.6); шкала принятия других Фейя (прил. 8); шкала доброжелательности Кэмпбелл (прил. 9); шкала доверия Розенберг (прил. 10); опросник межличностных отношений Шутца, адаптированный А.А.Рукавишниковым (прил. 11); опросник для диагностики способности к эмпатии А.Мехрабиен, Н.Эпштейн (прил. 12); методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко (прил. 13); самооценка наблюдательности (прил. 14); самооценка невербальных способностей В.Д.Коновалов (прил. 15); самооценка умения слушать (прил. 16); шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Э. Кеттелл, сокращенный вариант; методика изучения успешности деятельности тренера А.И.Николаев (прил. 5).
Эксперимент был организован с целью проверки разработанной психолого-акмеологической программы тренинговых занятий по формированию эмпатии на занятиях по курсу «Психолого-педагогические основы специализации». Программа рассчитана на 15 занятий (30 часов). В качестве испытуемых в экспериментальном исследовании выступили студенты третьего курса Великолукской государственной академии физической культуры. 19 студентов, обучающихся по специализации «теория и методика легкой атлетики» и «теория и методика лыжного спорта» составили экспериментальную группу, а в контрольную вошли 20 студентов специализации «теория и методика физического воспитания». Все студенты как контрольной, так и экспериментальной групп обучаются в данном вузе с первого курса после окончания средней школы. Форма обучения - дневная.
Студенты третьего курса были включены в экспериментальное исследование потому, что блок психолого-педагогических дисциплин был ими прослушан, но приобретенные знания не были реализованы в практической деятельности.
Материал исследования обработан с помощью пакета специальных компьютерных программ. Для интерпретации полученных данных использовались следующие величины: - среднее арифметическое (х); - стандартное отклонение (а); - ошибка средней арифметической (т); - коэффициент корреляции Спирмена; - достоверность различий: а) для связных выборок Т - Вилкоксона, б) для несвязанных выборок U Вилкоксона - Манна - Уитни Н - критерий Крускала - Уоллиса; - прирост результатов по формуле S.Brody (%) w=s 100 (V2-V1) (о/о) »/2 (Vl+V2) ч Организация исследования
Для решения задач диссертационной работы весь процесс исследования был разделен на три этапа и проводился на базе ВЛГАФК.
Первый этап (2001 - 2002 год). Был проведен анализ научно-методической литературы, который позволил определить проблемы исследования. На данном этапе осуществлялась разработка путей исследования, формулировалась рабочая гипотеза. Особое внимание уделялось поиску и выбору методов диагностики и формирования эмпатии.
На данном этапе с помощью разработанного опросника были выявлены критериально-деятельностные проявления эмпатии у будущих тренеров и учителей физической культуры. В исследовании приняло участие 204 студента 1 - 3 курсов различных специализаций, а именно, «теория и методика физического воспитания», «теория и методика спортивных игр», «теория и методика лыжного спорта», «теория и методика гимнастики», «теория и методика легкой атлетики» и «теория и методика единоборств». В процессе опроса также приняли участие преподаватели ВЛГАФК в количестве 68 человек.
Второй этап (2002 - 2003 год). Для определения профессионально-деятельностных критериев эмпатииного поведения в представлениях тренеров и учителей физической культуры был использован разработанный опросник. В опросе приняло участие 85 педагогов дополнительного образования и учителей физической культуры.
Разработка и апробация психолого-акмеологической программы ориентированной на формирование эмпатийно-профессиональных качеств у будущих тренеров и учителей физической культуры
Программа третьего этапа нашего исследования включала использование психотехнологий по формированию эмпатии у студентов высших учебных заведений физической культуры. Т.С.Яценко (200) отмечает: «для совершенствования психологических качеств студентов педагогических вузов необходимо параллельно с общим понятийным обучением вводить методы, объединяющие во времени рационально-логическую и эмоционально-чувственные стороны познания с тем, чтобы подготовка учителя представляла собой целостный процесс слитного объединенного типа на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях при одновременном опознании студентами в этих трех аспектах своей собственной роли».
Эмпатия развивается от низших к высшим социальным формам под воздействием среды, непосредственно путем тренировок и специальных упражнений.
Для формирования эмпатической способности у студентов высших учебных заведений физической культуры нами была разработана программа (прил. 26). При разработке программы учитывался уровень сформированности парциально-эмпатийных качеств и личностно-эмпатийных детерминант у испытуемых. Общий объем часов: 30 часов, рассчитанных на 15 занятий. Цель программы: актуализировать имеющиеся возможности к эмпатическому действию и целенаправленно формировать составляющие эмпатии у студентов высших учебных заведений физической культуры. Задачи: 1. Дать понятие об эмпатии как психологическом механизме взаимопонимания. 2. Создавать на занятиях атмосферу положительных эмоциональных переживаний. 3. Стимулировать потребность обучающихся заниматься саморазвитием эмпатии. 4. Способствовать развитию эмпатических качеств: эмпатийного слушания, эмпатийного понимания, эмпатийной интуиции, эмпатийной наблюдательности, сопереживания. 5. Рефлексировать полученный опыт взаимодействия.
Реализации программы игровых занятий осуществлялась в рамках курса «Психолого-педагогические основы специализации».
Занятия начинаются с небольшого вступительного слова педагога о важности взаимопонимания и правильного общения в деятельности учителя, о том, что общение должно характеризоваться способностями и умениями учителя выражать сопереживание, сочувствие, содействие детям. Далее педагог выясняет мнение участников по данному вопросу. При этом он не пытается изменить взгляды играющих, предлагает оставить этот вопрос открытым, каждый решит его для себя в ходе занятий.
Затем педагог обсуждает правила, которые должны будут принять участники обучения. Они должны быть написаны на плакате, чтобы при обсуждении они были перед глазами всех участников группы. В дальнейшем на каждом последующем занятии плакат вывешивается в аудитории, чтобы играющие могли их повторить.
Вначале педагог зачитывает правило и объясняет его содержание, затем спрашивает согласие или несогласие участников группы о принятии данного правила. Узаконенными в деятельности группы являются те, которые приняты всеми участниками. Правила работы группы: 1. Следует быть внимательным к тому, что говорят, делают и чувствуют другие, что ты сам при этом говоришь, делаешь и чувствуешь. 2. Обсуждать можно лишь то, что сейчас происходит в группе. 3. Старайся откровенно, точно и конкретно объяснять свои переживания. 4. Не говори о том, чего не чувствуешь, не выражай согласия с тем, что внутренне не приемлешь. Помни, если по какой-то причине ты не можешь сказать правду, у тебя есть право отказаться от ответа. 5. Избегай общих фраз, говоря о своих чувствах и отношении к другим. Такие выражения, как «Мне это нравиться», «он плохой» не приемлемы, необходимо всегда уточнять, что именно нравится, чем конкретно человек плох. 6. Проверяй фактом каждую догадку о чувствах другого, говори о них уважительно, суждения свои доказывай. 7. Если хочешь сказать о переживаниях другого, начинай с фразы: «Я думаю ...», «Мне кажется ...». 8. Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться. 9. За пределами группы нельзя говорить о переживаниях и действиях других участников, нельзя называть ничьи фамилии, можно говорить только о своих собственных переживаниях и действиях. Каждое занятие включало несколько этапов (61, 62,136): «разминку» (снятие психологических зажимов и установление доверительных отношений); упражнения на формирование основных составляющих эмпатии; рефлексия; упражнения на саморегуляцию и гармонизацию социально-психологической атмосферы в группе; «ритуал прощания» (закрепление позитивного настроя на сотрудничество и проявлений эмпатии, возникших в ходе тренинговых занятий). Для развития основных составляющих эмпатии использовались игровые задания (79, 100, 137, 141, 158, 185), которые были разделены на 7 групп. В первую группу вошли 7 упражнений, направленные на развитие мимики. Цель этой группы упражнений: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы; выявить особенности своей мимики; научиться различать и правильно опознавать эмоциональные состояния. Во вторую группу вошли 10 упражнений такие как «Замороженный», «Не слышу», «Тихий разговор», «Ожившая строка» и другие, направленные на развитие коммуникативной пантомимики.