Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Смысложизненные ценности как объект психолого-акмеологического познания 13
1.1. Анализ теоретико-методологических подходов к исследованию смысложизненных ценностей 13
1.2. Сущность, структура и особенности смысложизненной сферы человека как субъекта жизнедеятельности 41
1.3. Психолого-акмеологическая модель развития смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля 65
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого- акмеологических особенностей развития смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля 100
2.1. Инструментально-методические основы экспериментального исследования особенностей развития смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля 100
2.2. Исследование взаимосвязи смысложизненных ценностей, уровня самоактуализации и личностно-профессиональных характеристик студентов гуманитарного профиля 133
2.3. Изучение особенностей развития смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля в ходе проведения психолого-акмеологического тренинга 169
Заключение 185
Список литературы 196
Приложения 209
- Анализ теоретико-методологических подходов к исследованию смысложизненных ценностей
- Сущность, структура и особенности смысложизненной сферы человека как субъекта жизнедеятельности
- Инструментально-методические основы экспериментального исследования особенностей развития смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля
- Исследование взаимосвязи смысложизненных ценностей, уровня самоактуализации и личностно-профессиональных характеристик студентов гуманитарного профиля
Введение к работе
Актуальность исследования.
Проблема ценностей и смысла, равно как и смысложизненных ценностей, — достаточно серьёзная и актуальная проблема как системы образования, так и современного общества в целом (А.А. Деркач, А.А. Бодалёв, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь, М.С. Яницкий, А.В. Серый, Н.Д. Никандров, Б.Н. Ку-зык и др.). Она, несомненно, затрагивает практически все компоненты и структуры процесса образования. Вместе с тем в современной системе образования существует большая проблема - недостаток внимания именно к ценностно-смысловой сфере личности, стремящейся к полноценной самореализации и высшим достижениям в своей жизни (Н.С. Пряжников, В.Э. Чуднов-ский, В.Г. Зазыкин, В.Ф. Сержантов, Ю.А. Шерковин и др.).
Период студенчества - это время активного смыслостроительства, поиска смысла жизни и развития смысложизненных ценностей личности. И этот период в настоящее время осложняется одним существенным обстоятельством: личностное и ценностное самоопределение приходится на ту пору, когда у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний, а образовательный процесс в вузе не в полной мере готовит молодого человека к ответственнейшему шагу - выбору главной линии своей жизни. Кроме того, исследование психолого-акмеологических особенностей развития смысло-жизненнных ценностей особенно актуально для специалистов гуманитарных профессий в системе «человек-человек», которые решают профессиональные задачи, связанные с взаимодействием, влиянием, обучением и оказанием помощи другим людям (Е.А. Климов, К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, Э.Ф. Зеер, И.Ф. Клименко и др.).
А между тем смысложизненная сфера личности является одной из наиболее глубинных психических образований, которая выступает как сильнейший детерминант поведения и деятельности, обусловливающий развитие многих других психических процессов, явлений, состояний личности. В ча-
стности, со временем специфически изменяются её мотивационно-потребностная, эмоционально-волевая, интеллектуальная сферы. Смысло-жизненные ценности — это ценности, не просто имеющие определённую значимость (смысл) для человека, но напрямую связанные со смыслом жизни и потому являющиеся главной опорой для него даже в самых трудных жизненных ситуациях.
В связи с этим возникает ряд ключевых вопросов, которые и обусловливают актуальность проблемы смысложизненной сферы личности студентов: какими смысложизненными ценностями обладают на сегодняшний день студенты как субъекты образовательного процесса в вузе; в какой степени существующие смысложизненные ценности студентов имеют не только интеллектуально-логическое и эмоционально-чувственное, но и активно-деятельностное, побудительное начало; какими, наконец, должны быть ценности и установки, в том числе и смысложизненные, современного человека, чтобы он мог не только успешно реализоваться в профессиональной деятельности, но и хорошо адаптироваться в окружающем его быстро меняющемся, высокотехнологичном мире рыночных отношений и при этом обладать высоким духовно-нравственным потенциалом.
Состояние и степень разработанности проблемы.
Теоретической базой диссертации являются работы различных учёных. Так, вопросам происхождения и развития понятий «ценности» и «ценностные ориентации» в философии и психологии посвящены работы таких исследователей, как П.П. Блонский, А.Н. Ждан, Н.Н. Ланге, А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский, С.Л. Рубинштейн, СИ. Попов и др.
Проблемами сущности и содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы личности в целом и студентов, в частности, занимались следующие учёные: А.А. Деркач, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.В.Серый, М.С. Яницкий, В.В. Столин, В.Э. Чуднов-ский, В.Г. Алексеева, СБ. Каверин, В.Ф. Анурин, Н.И. Непомнящая, В.Ф. Сержантов и др.
Анализ особенностей развития ценностно-смысловой сферы личности студентов представлен в работах многих авторов: А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Э.Ф. Зеера, Н.Д. Никандрова, Л.И. Анцыферовой, Гаврилова В.Е., Д.Б. Эльконина, О.В. Зиневич, B.C. Мухиной, Г.М. Андреевой, Б.С. Братуся, Б.Ф. Ломова, А.А. Реана, И.Ф. Клименко, И.А. Сапоговой и др.
Существование в психологической науке большого количества отечественных и зарубежных работ, посвященных ценностно-смысловой и смыс-ложизненной сфере личности, подчёркивает научно-теоретическую актуальность выбранной темы диссертации. Вместе с тем анализ данных научных исследований позволил выявить ряд противоречий:
между насущной необходимостью формирования самоактуализирующейся личности с устойчивой системой смысложизненных ценностей, способной к высоким профессиональным достижениям, и отсутствием должного внимания к смысложизненной сфере студентов в образовательном процессе в вузе;
между имеющимися исследованиями отдельных аспектов смысложизненных ценностей и отсутствием системного описания и обоснования смысложизненной сферы личности в целом;
между существующими философскими и психологическими изысканиями в области смысложизненных ценностей и недостатком практико-ориентированных исследований и разработок, направленных на продуктивное развитие смысложизненной сферы личности студентов.
Имеющиеся противоречия обусловливают проблему эффективного психолого-акмеологического воздействия на смысложизненные ценности студентов с учётом как её недостаточной разработанности, так и углублённого изучения особенностей этих ценностей.
Таким образом, объект исследования: смысложизненные ценности студентов гуманитарного профиля.
Предмет исследования: психолого-акмеологические особенности развития смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля.
Цель исследования: изучить психолого-акмеологические особенности развития смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля и апробировать полученные результаты в ходе опытной работы.
В соответствии с целью исследования задачи диссертационной работы состоят в следующем:
дать содержательное определение понятию «смысложизненные ценности»;
на основе анализа различных теоретико-методологических подходов к исследованию ценностей изучить структуру смысложизненных ценностей личности студентов гуманитарного профиля;
выявить особенности связей смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля с уровнем их самоактуализации и личностно-профессиональными характеристиками;
обнаружить и проанализировать особенности ценностных различий между студентами гуманитарного и физико-технического профилей;
проверить особенности развития смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля в ходе проведения психолого-акмеологического тренинга.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что смысложизненные ценности студентов гуманитарного профиля как особое системно-структурное образование, состоящее из смысложизненных ориентации: «Я», «Деятельность», «Среда» и «Мир-жизнь», могут быть развиты более успешно, если принять во внимание следующие особенности:
- существует определённая взаимосвязь между смысложизненными
ценностями студентов гуманитарного профиля и уровнем их самоактуализа
ции;
- имеются определённые взаимосвязи между смысложизненными цен
ностями студентов гуманитарного профиля и их личностно-
профессиональными характеристиками.
Методологичекую основу исследования составили основные общенаучные и психологические принципы и подходы: принцип системности (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.А. Деркач, Б.Ф. Ломов, Ю.А.Цагарелли и др.); принцип активности субъекта (К.А. Абульханова, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и др.); принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев); принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн); ценностно-смысловой подход к исследованию личности (Б.С. Братусь, С.Л. Братченко, А.В. Серый, М.С. Яницкий и др.), концепция духовности (Н.А. Коваль, СБ. Каверин, В.В. Комаров, М.И. Ста-ров и др.), личностно-профессиональный подход (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.И. Калаков, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский и др.). В своей работе мы опирались на фундаментальные законы теории познания и отражения; диалектические законы развития и взаимообусловленности явлений действительности; закон единства теории и практики научного познания.
Теоретическую основу исследования составили теории ценностей, смысла и смысла жизни (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В. Франкл, В.Э. Чуд-новский, и др.); теории деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков и др.), теории индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), теория установки (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили, А.С. Прангишвили, В.А. Ядов, Д.А. Леонтьев и др.), гуманистические теории (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), экзистенциальные теории (И. Ялом, Дж. Бюджентал и др.),
Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников; эмпирические методы исследования: анкетирование, тестирование, эксперимент; методы математической статистики (корреляционный, факторный, кластерный анализ, метод оценки достоверности различий).
В качестве психологических методик, которые мы использовали для изучения смысложизненной сферы личности студентов и степени их самоактуализации, выступили «Самоактуализационный тест» Ю.Е. Алешиной, Л.Я.
Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз, «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной, а также авторская анкета смысложиз-ненных ценностей. С целью исследования личностно-профессиональных качеств были задействованы «Пятифакторный личностный опросник» Р. Мак-Крае и П.Коста, «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра» и методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной.
Этапы исследования:
Работа над диссертацией проходила в три этапа с 2005 по 2008 год:
Первый этап - 2005-2006 гг.
На этом этапе был обозначен предмет диссертационного исследования, сформулирована её тема, написан структурный план, а также проведён ряд теоретических исследований проблемы смысложизненных ценностей человека, в частности, проанализированы представления различных философов и психологов о предмете ценностей, выявлены их сходства и отличия..
Второй этап - 2006-2007 гг. За этот год было сделано следующее.
Проведён научно-теоретический анализ проблемы смысла жизни, смысложизненных ценностей, ориентации, установок. На основе рассмотренных определений указанных психолого-акмеологических и философских категорий была представлена структурная схема смысложизненной сферы личности, отражающая возможные взаимосвязи между данными категориями. Также были определены основные характеристики и особенности смысложизненной сферы личности и показано её значение в жизнедеятельности каждого конкретного человека и общества в целом. Кроме того, на этом этапе был отобран ряд психологических методик, которые планировалось использовать в экспериментальном исследовании диссертации на третьем году обучения, и построена теоретическая модель развития смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля.
Третий этап - 2007-2008 гг.
Здесь проводилась первичная диагностика смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля, уровня их самоактуализации и лич-
ностно-профессиональных качеств с целью изучения их взаимосвязи; осуществлялся выбор экспериментальной и контрольной группы студентов и проведение психолого-акмеологического тренинга с экспериментальной группой; реализовалась вторичная диагностика смысложизненных ценностей студентов и уровня их самоактуализации с целью обнаружения различий между экспериментальной и контрольной группой; происходила математическая обработка полученных в ходе первичной и вторичной диагностики данных и интерпретация результатов.
Научная новизна исследования.
Дано содержательное определение понятию «смысложизненные ценности».
Выявлена структура смысложизненных ценностей, состоящая из 4-х взаимосвязанных смысложизненных ориентации: 1) «Я» (ориентации на себя как индивида, личность и субъекта деятельности); 2) «Деятельность» (ориентации на различные виды деятельности); 3) «Среда» (ориентации на среду, естественную и искусственную); 4) «Мир-жизнь» (ориентации на мир и жизнь в целом).
Определено отличие смысложизненных ценностей от смысложизненных установок личности на основе анализа трёх аспектов смысложизненных ценностей: интеллектуально-логического; эмоционально-чувственного и ак-тивно-деятельностного.
Обнаружены особенности взаимосвязей смысложизненных ценностей и установок студентов гуманитарного профиля с уровнем их самоактуализации и различными личностно-профессиональными характеристиками.
Выявлены особенности ценностных различий между студентами гуманитарного и физико-технического профилей.
Теоретическая значимость исследования.
Доказана взаимосвязь психолого-акмеологических особенностей развития смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля с
уровнем их самоактуализации и личностно-профессиональными характеристиками.
Систематизированы методологические и исторические подходы к вопросу о природе ценностно-смысловой сферы личности, её иерархии и особенностях: этико-антропологический, религиозно-теологический, просветительский, психоаналитический, гуманистический, экзистенциалистский, дея-тельностный и др.
Дано содержательное определение понятию «смысложизненные ценности».
Конкретизированы и уточнены понятия «ценность», «смысложизнен-ная сфера», «смысложизненная ориентация», «смысложизненная установка», «смысл жизни».
Практическая значимость исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные результаты в образовательном процессе вуза. На основе знания особенностей смысложизненной сферы студентов гуманитарного профиля, знания взаимосвязей их ценностей с уровнем самоактуализации и личностно-профессиональными характеристиками возможен более эффективный подход к организации и проведению учебных занятий, направленных на формирование успешной, самоактуализирующейся личности. Разработанный тренинг направлен на повышение мотивации познания себя и своей смысложизненной сферы, мотивации саморазвития, на более глубокое осознание своих ценностей и установок в соотнесении с жизненными ценностями в целом. Данный тренинг может также послужить основой для разработки других аналогичных тренингов, нацеленных на более эффективное решение психолого-акмеологических проблем профессионализации и самоактуализации личности.
Достоверность и надёжность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, реализацией комплекса ва-лидизированных психологических методик, репрезентативностью выборки,
корректной математической обработкой и адекватной качественной интерпретацией полученных результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Смысложизненные ценности можно определить как ценности, не
просто имеющие определённую значимость (смысл) для человека, но нераз
рывно связанные со смыслом жизни и потому являющиеся опорой для него;
смысложизненные ценности включены в общую структуру ценностей как
наиболее значимые из них и опосредованные смыслом жизни человека.
2. Смысложизненные ценности студентов гуманитарного профиля
можно представить как систему, состоящую из четырёх взаимосвязанных
компонентов: смысложизненной ориентации «Я» (ориентации на себя), );
«Деятельность» (ориентации на различные виды деятельности); 3) «Среда»
(ориентации на среду, естественную и искусственную); 4) «Мир-жизнь»
(ориентации на мир и жизнь в целом).
Смысложизненные ценности студентов гуманитарного профиля связаны с уровнем их самоактуализации, а также различными личностно-профессиональными характеристиками (интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сферой).
Существуют значимые ценностные различия между студентами гуманитарного и физико-технического профилей.
Разработанный психолого-акмеологический тренинг, включающий в себя блоки упражнений, направленных на актуализацию ориентации «Я», «Среда», «Деятельность» и «Мир-жизнь», способствует осознанию и развитию смысложизненных ценностей и установок студентов.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные результаты диссертационной работы были представлены на: Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция образования и науки на основе научно-образовательного центра» (15-16 декабря 2005 г., Ульяновск); Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, 2006); Всероссийской научно-практической
конференции «Управление качеством системы образования: состояние и перспективы развития региональных научно-образовательных центров» (20-21 октября 2006 г., Ульяновск — Москва); Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы» (29 июня - 2 июля 2007 г., Самара); Международной научно-практической заочной конференции «Актуальные вопросы современного образования» (18 апреля 2008 г., Москва-Ульяновск); Международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека» (22-26 апреля 2008 г., Новосибирск).
Результаты работы были апробированы и внедрены на базе «Научно-исследовательского центра в области психологии и педагогики» в рамках работ по госконтракту «Научно-организационное, методическое и техническое обеспечение организации и поддержки научно-образовательных центров в области психологии и педагогики и осуществление на основе комплексного использования материально-технических и кадровых возможностей совместных исследований и разработок» (РИ - 16.0/018).
Кроме того, результаты диссертационного исследования были внедрены в деятельность Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками и иными психоактивными веществами, Ульяновского государственного университета.
Организация исследования. Общая выборка представлена студентами 1-5 курсов гуманитарного факультета специальностей «Психология» и «Социальная работа» Ульяновского государственного университета (223 человека), а также студентами физико-технического факультета 1-2 курсов УлГУ (56 человек).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, Приложений. Вместе с Приложениями текст диссертации изложен на 263 страницах. Список литературы состоит из 206 наименований.
Анализ теоретико-методологических подходов к исследованию смысложизненных ценностей
Проблема ценностно-смысловой сферы неизбежно становится предметом эмпирического исследования на стыке социально-философской и психологической концепции ценностей. Вопросам происхождения и функционирования категории «ценности» и «ценностные ориентации» в философии и психологии посвящены работы многих исследователей. Анализ ценностной проблематики в цикле философских наук помогает лучше понять значение ценностных ориентации для психологии, а также осмыслить многозначность трактовок этой категории в современной науке.
Проблема ценностей в психологической науке имеет глубокие исторические корни. В её разработку внесли вклад разные народы и регионы мира. Однако поскольку наиболее яркое выражение она получила в европейской традиции, то в нашем исследовании мы уделяем именно ей преимущественное внимание.
Проблема ценностей может носить двоякий характер - как имплицитный, так и эксплицитный. В первом случае имеется в виду вариант, при котором ценности как таковые не являлись специальным предметом рассмотрения у тех или иных мыслителей, а выявляются по существу в ходе соответствующего анализа их философско-мировоззренческих позиций. Во втором
случае проблема ценностей приобретает осознанный, самостоятельный характер у отдельных авторов и ставится ими в центр научных исследований. В первой части параграфа проблема ценностей рассматривается в имплицитном варианте. Эксплицитно проблема ценностей и смысложизненных ориентации будет рассмотрена во второй части этого параграфа, а также немного в следующем параграфе.
Философским учениям древних греков свойственна сосредоточенность на этико-антропологической трактовке ценностей. Созидательное и разрушительное в человеке и обществе определялось в период античности как категории добра и зла и было связано непосредственно с регулирующей функцией «психеи» (души - основного предмета психологии этого периода). Это время поиска основных критериев добра и зла, законов справедливости.
Так, Демокрит стремился совместить фаталистический подход с представлением об активности человека при выборе нравственных критериев поведения. Он писал, что моральные принципы не даются от рождения, но являются результатом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря упражнению, а не природе. Воспитание, по мнению Демокрита, должно дать человеку три дара: хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать.
Философов-софистов, в отличие от Демокрита, прежде всего интересовала не природа сама по себе, с ее не зависящими от человека законами, но сам человек. Протагор, определив, что «человек есть мера всех вещей», подчеркивал субъективный характер понятий о добре и зле как относительности всех наших знаний.
Против софистов, доказывавших относительность и условность человеческих понятий и установлений, выступил Сократ, который учил, что в понятиях и ценностях должно быть общее, незыблемое содержание. Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности субъекта, его способности управлять собой в соответствии с социально-этическими нормами и принципами, являющимися основными регуляторами поведения человека. Сократ впервые рассматривал душу прежде всего как источник нравственно emu человека, а не как источник активности тела (как это было принято в теориях Гераклита и Демокрита).
Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека. Нравственность - это благо, реализуемое в поступках людей. Однако для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию.
Сократ говорил о том, что душа - психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому одновременно с возникновением взгляда на связь души с нравственностью возникает и новый взгляд на нее, который позже был разработан учеником Сократа Платоном.
Так же, как и Сократ, Платон считал, что душа или идея, являясь постоянной, неизменной и бессмертной, выступает хранительницей нравственности человека. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения. Душа, по Платону, состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным.
Ученик Платона Аристотель, рассматривая в «Большой этике» отдельные виды благ, впервые вводит термин «ценимое» («тимиа»). Он выделяет ценимые («божественные», такие как душа, ум) и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. Таким образом, в отличие от Сократа, у Аристотеля, по его собственным словам, «благо может быть целью и может не быть целью» [19].
По мнению Аристотеля, благо может находиться в душе (таковы добродетели), теле (здоровье, красота) либо вне того и другого (богатство, власть, почет). Высшим благом у Аристотеля являются добродетели («аре-тэ»), т. е, этические ценности, как мера противодействующих страстей. Он полагал, что знание как таковое не делает человека нравственным. Его добродетели зависят не от знания и не от природы, которая только потенциально наделяет индивида задатками, из которых в дальнейшем могут развиваться его качества. Они формируются в реальных поступках, придающих человеку определенную чеканку. Это связано также с тем, как он относится к своим чувствам (аффектам). Добродетели, в свою очередь, разделяются Аристотелем на мыслительные (такие как мудрость, сообразительность, рассудительность) и нравственные (щедрость, благоразумие), в соответствии с его противопоставлением разумной и страстной частей души [19].
Как и их предшественники в классической Греции, стоики верили в примат разума, в то, что человек не достигает счастья из-за незнания. Но если прежде существовал образ гармоничной личности, в полноценной жизни которой сливаются разумное и чувственное (эмоциональное), то у мыслителей эллинистической эпохи, в обстановке социальных невзгод, страха, неудовлетворенности, тревоги, отношение к эмоциональным потрясениям — аффектам - изменилось. Стоики объявили аффектам войну, усматривая в них «порчу разума», поскольку возникают они в результате «неправильной» деятельности ума. Удовольствие и страдание - ложные суждения о настоящем; желание и страх - столь же ложные суждения о будущем. От аффектов следует лечить, как от болезней. Их нужно «с корнем вырывать из души». Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как положительных, так и отрицательных), способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг и сохранять внутреннюю свободу.
Сущность, структура и особенности смысложизненной сферы человека как субъекта жизнедеятельности
Как было показано выше, проблема смысложизненной сферы человека является одной из наиболее сложных и интересных в истории философско-психологической мысли. Она является сложной не только в плане исследования её внутренних закономерностей, взаимосвязей, особенностей функционирования и т.п. Трудности возникают уже при постановке одного простого вопроса: что такое смысложизненная сфера человека, какова её сущность, какие содержательные элементы можно включить в эту сферу? Понятно, что это, пожалуй, самая глубинная сфера человеческой психики, опосредующая все остальные сферы, но как, каким образом это происходит, - этот вопрос требует отдельного исследования и будет рассмотрен далее.
Как было отмечено, любую проблему, в том числе и проблему смысложизненной сферы, можно рассматривать двояко - как имплицитно, так и эксплицитно. В предыдущем параграфе мы проанализировали проблему смысложизненных ценностей в историческом аспекте. В данном разделе, исходя из эксплицитно представленных в мировой науке соответствующих концептуальных категорий, нами выделены и последовательно рассмотрены такие исходные для решения задач нашего исследования понятия, как ценности, смысл, смысл жизни, цель жизни, смысложизненные ценности, смысложизненные ориентации и смысложизненные установки.
Существует множество определений понятия «ценность», отражающих как разнообразие социальных и гуманитарных наук, изучающих проблему ценностей, так и разнообразие индивидуальных научных установок [100]. Как уже отмечалось выше, по мнению Г. Оллпорта, ценность — это некий личностный смысл. Человек осознает ценность тогда, когда смысл имеет для него принципиальную важность, то есть когда ценность выступает в категории «значимости», а не в категории «знания» [126]. Таким образом, мы следуем такому пониманию, что ценность - это некий объект, представленный в материальном или идеальном виде, имеющий особую значимость, смысл для человека. Понятно, что материальное и идеальное в объекте-ценности не воспринимаются субъектом как отдельные составляющие, существующие независимо друг от друга. Объекты, представленные в материальном воплощении, становятся ценностями тогда, когда они несут определённую идею, ассоциацию идей, сущностную причину, характерные особенности, представляющие особую значимость (смысл) для отдельного человека или же имеющие социально-историческое значение для данного общества. Различные предметы, произведения искусства, созданные в той или иной культуре и имеющие конкретно-материальное воплощение, становятся ценностями, поскольку имеют для людей определённый смысл в силу своей внутренней (идеальной) сущности и своего назначения, соотнесённых с потребностями человека. При этом следует отметить, что и сам человек как представитель вида Homo Sapiens, также имея уникальное идеальное содержание и материальное воплощение, вполне может быть рассмотрен в качестве ценности для другого человека и даже для самого себя.
И наоборот, некие нормы и атрибуты, сформированные в культуре, качества и свойства человека, моральные и эстетические категории, хорошо изученные в научной литературе, будучи идеальными, становятся ценностями для человека преимущественно тогда, когда они в конечном счёте реализуются, проявляются через различные материальные формы и способы человеческой деятельности. Например, те чувства и мысли, которые вкладывает автор в определённое произведение искусства, могут приобрести ценностное содержание для конкретного человека лишь посредством, с одной стороны, своего материального воплощения в картинах, стихах, нотах, фильмах и т.д., а с другой стороны, благодаря определённому уровню мастерства их создателя. Любовь для конкретного человека становится настоящей ценностью, когда он наблюдает её проявления, переживает её, совершает определённые поступки, обусловленные ею, и благодаря этому видит в ней для себя смысл. Несколько иной вариант представляют случаи, когда мы имеем дело с тем или иным предметом веры или надежды человека, например, веры в светлое будущее, в существование иных цивилизаций и т.д. Здесь предмет веры является чисто гипотетическим на данный момент, не имеющим конкретного материального воплощения. Но даже эти гипотетические предметы являются ценностями, поскольку, хотя и существуют в сознании субъекта, но занимают в нём особое, значимое место и потому являются вполне реальными, не говоря о том, что они впоследствии могут стать материальным, осуществлёнными в действительности. Интересно отметить, что не только предмет веры, но и сама вера, надежда как особые психические образования являются ценностями, поскольку оказывают сильнейшее воздействие как на мироощущение, так и на поведение личности.
Д.А. Леонтьевым было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую: 1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т. д. и т. п. по бесконечной спирали [100]. Таким образом, видно, что материальное и идеальное в ценностях находятся в неразрывной диалектической связи друг с другом. В любом случае, отличительной особенностью ценностей является тот смысл, который вкладывается самим человеком и придаёт соответствующим объектам статус ценностей.
Мы не будем сейчас касаться темы восприятия ценностей представителями разных культур. Отметим только, что ценностная система каждой культуры, да и каждого человека, с одной стороны, уникальна, неповторима, поскольку имеет свою точку отсчёта в плане оценивания предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, прекрасного и безобразного, полезного и вредного, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т.д. С другой стороны, ценностная система, как таковая, достаточно универсальна, так как основные черты фундаментальных, общечеловеческих ценностей базируются на общих параметрах биологической природы человека и универсальных свойствах социального взаимодействия.
Инструментально-методические основы экспериментального исследования особенностей развития смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля
Исследование проходило в пять основных этапов: 1) осуществление первичной диагностики смысложизненных ценностей студентов, уровня их самоактуализации и личностно-профессиональных качеств с целью изучения взаимосвязи данных объектов диагностики; 2) выбор экспериментальной и контрольной групп студентов и проведение психолого-акмеологического тренинга с экспериментальной группой; 3) реализация вторичной диагностики смысложизненных ценностей студентов и уровня их самоактуализации с целью обнаружения различий между экспериментальной и контрольной группой; 4) математическая обработка полученных в ходе первичной и вторичной диагностики данных и качественная интерпретация результатов; 5) формулировка выводов по всему практическому исследованию. В текущем параграфе мы дадим краткое описание выбранных методик, а также представим специально разработанную нами анкету для исследования той структуры смысложизненных ценностей, которая была изложена в параграфе 1.2.
В качестве методик, которые мы использовали для изучения смысло-жизненной сферы личности студентов, выступили «Самоактуализационный тест» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз; «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной и авторская анкета смысложизненных ценностей. С целью исследования лично-стно-профессиональных качеств были задействованы «Пятифакторный личностный опросник» Р. МакКрае и П.Коста, «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра» и методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной.
«Самоактуализационный тест» (CAT) был разработан в 1981—1984 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова на базе широко известного за рубежом опросника личностных ориентации Э. Шост-рем (Personal Orientation Inventory — POI), измеряющий самоактуализацию как многомерную величину [32]. POI был создан в 1963 году в Институте терапевтической психологии (Санта-Анна, Калифорния) на основе теории самоактуализации А. Маслоу, концепций психологического восприятия времени и временной ориентации субъекта Ф. Перлза и Р. Мэя, идей К. Роджерса и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Конкретные вопросы POI были отобраны из большого набора индикаторов, в первую очередь поведенческих и ценностных, отличающих здорового самоактуализирующегося человека от невротика.
В процессе работы над адаптацией к российским условиям методика Э. Шострем претерпела существенные изменения, и фактически авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загик и М.В. Кроз создали оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT). Методика была опубликована в 1987 году ограниченным тиражом и к настоящему времени стала библиографической редкостью.
Самоактуализационной тест построен по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым шкалам и ряду дополнительных. Такая структура опросника была предложена Э. Шострем для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.
В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов. Мы не будем подробно описывать все шкалы теста, лишь скажем о первой шкале, особо нас интересующей, и просто перечислим остальные.
Первая шкала - шкала Ценностных ориентации — измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности. Вторая шкала — шкала Гибкости поведения - диагностирует степень гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая - особенности их реализации в поведении. Мы видим, что этот подход близок к нашему взгляду о разделении смысложизненных ценностей и смыс-ложизненных установок (см. п.1.2.).
Остальные шкалы — шкала Сензитивности и шкала Спонтанности (блок чувств); шкала Самоуважения и шкала Самопринятия (блок самовосприятия); шкала Представлений о природе человека и шкала Синергии (блок кон цепции человека); шкала Принятия агрессии и шкала Контактности (блок межличностной чувствительности); шкала Познавательных потребностей и шкала Креативности (блок отношения к познанию).
Таким образом, с одной стороны, «Самоактуализационный тест» поможет валидизировать нашу методику благодаря имеющимся у него шкалам, а с другой — позволит выявить уровень самоактуализации личности студентов и её взаимосвязь со смысложизненными ценностями и личностно-профессиональными особенностями, что необходимо для подтверждения гипотезы нашего диссертационного исследования.
Другая методика, которая также способна помочь решить эти задачи -это «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной [167]. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина «Опросник терминальных ценностей».
Эта методика получила название исходя из цели исследования, которую преследовали авторы, - определение мотивационно-ценностной структуры личности. Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под «ценностью» авторы понимают отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание этого отношения как имеющего жизненную важность для личности.
Исследование взаимосвязи смысложизненных ценностей, уровня самоактуализации и личностно-профессиональных характеристик студентов гуманитарного профиля
Изучение и интерпретация особенностей взаимосвязи смысложизнен-ной сферы и личностно-профессиональных качеств студентов гуманитарного факультета УлГУ осуществлялись следующим образом.
Сначала мы опишем результаты, полученные при обработке анкеты смысложизненных ценностей студентов гуманитарного факультета УлГУ и при обработке «Пятифакторного опросника», «Теста интеллекта» и «Теста мотивации обучения», выявляющих их личностно-профессиональные особенности.
Затем выявим значимые взаимосвязи конструктов «Самоактуализаци-онного теста» и «Морфологического теста жизненных ценностей» с личност-но-профессиональными особенностями студентов-гуманитариев.
Поскольку проверка на нормальность распределения с помощью описательной статистики показала, что распределение признаков далеко от нормального, для выявления корреляционных взаимосвязей мы использовали непараметрический критерий ранговой корреляции Спирмена в пакете статистической обработки Statistica 6.0. Уровень значимости р 0,01. Общая выборка составила 223 человека. Результаты по анкете смысложизненных ценностей и пятифакторному опроснику оказались следующими.
Обнаружена положительная корреляция между смысложизненной ценностью «Бог» и: а) первичными факторами теста «большой пятёрки» -«теплота в отношениях с людьми» и «уважение других»; б) основным фактором (по данной методике) «привязанность»; в) первичными факторами «самоконтроль поведения» и «предусмотрительность»; г) основным фактором «самоконтроль». Иными словами, чем больше студенты верят в существование Бога или в то, что мир устроен на божественной основе, тем более позитивно они относится к людям в целом, тем более испытывают потребность быть рядом с другими и чувствуют личную ответственность за их благополучие. Кроме того, такие студенты больше контролируют себя и своё поведение и стараются оценивать ситуацию с разных сторон.
Выявлена отрицательная корреляция между смысложизненной ценностью «природа» и первичным фактором «эмоциональная лабильность». Это означает, что чем более студенты ценят природу или верят в устройство мира на естественно-природной основе, тем более они эмоционально стабильны и постоянны в своём настроении.
Смысложизненная ценность и установка «добро» положительно коррелируют с первичным фактором «теплота в отношениях с людьми» и основным фактором «привязанность». Кроме того, смысложизненная ценность «добро» положительно связана с «уважением других людей».
Существует положительная взаимосвязь между смысложизненной ценностью и установкой «красота» и первичными факторами .«проявление» и «настойчивость». То есть чем более студенты склонны смотреть на окружающую их действительность с эстетической точки зрения и чем более они прилагают усилия к тому, чтобы окружающий их мир и его объекты были, согласно их представлениям, красивее и гармоничнее, тем более они склонны проявлять в жизнедеятельности себя, свою индивидуальность и тем более они настойчивы в достижении своих целей.
Смысложизненная установка «человек как индивидуальность» положительно коррелирует с первичным фактором «поиск впечатлений» и отрицательно коррелирует с таким фактором, как «депрессивность». Чем более студенты стараются проявить себя в повседневной жизни, тем более они стремятся к новым впечатлениям и тем менее они склонны пребывать в депрессивном состоянии.
Получена положительная корреляция между смысложизненной установкой «личностные особенности» и первичными факторами «уважение других» и «артистичность». Это означает, что студенты, стремящиеся проявлять и развивать свои наиболее сильные личностные качества, более уважительно относятся к другим и при этом более артистичны.
Смысложизненная ценность «здоровье» положительно связана с первичными факторами «самоконтроль поведения», «предусмотрительность» и основным фактором «привязанность». Чем больше для студентов важно состояние их здоровья, тем выше у них уровень самоконтроля и саморегуляции в целом, тем менее они беспечны в планировании своей деятельности и скорее склонны к сотрудничеству, нежели к соперничеству.
Имеется положительная связь между смысложизненной ценностью «способности и талант» и первичными факторами «аккуратность» и «настойчивость». Также смысложизненная установка «способности» положительно связана с «самоконтролем». Те студенты, которые ценят в себе и стараются развить врождённые характеристики, более аккуратны и настойчивы в делах и отличаются высоким самоконтролем.
Смысложизненная ценность «знания, умения, навыки» положительно коррелирует с первичными факторами «понимание», «эмоциональная лабильность» и основным фактором «самоконтроль». Студенты, для которых имеют большее значение приобретённые характеристики (в аспекте вопроса о саморазвитии), также обладают высоким самоконтролем, и, кроме того, эмоционально они более подвижны, чем те, которые безразлично относятся к своим знаниям, умениям и навыкам.
Найдена положительная связь между смысложизненной ценностью «будущая профессиональная деятельность» и первичными факторами «уважение других» и «сотрудничество с другими» и основным фактором «экстраверсия». Иными словами, чем большее значение для студентов имеет их будущая профессиональная деятельность (работа по профессии), тем больше они склонны к сотрудничеству и открытому взаимодействию с людьми.
Смысложизненная ценность и установка «учебная деятельность» также положительно коррелирует с первичным фактором «уважение других».
Чем больше студенты вовлечены в учебную деятельность и чем больше она им нравится, тем более уважительно они относятся к другим.
Теперь приведём некоторые результаты, полученные по анкете смыс-ложизненных ценностей и тесту интеллекта Р. Амтхауэра, и попробуем их проинтерпретировать, что является, безусловно, более сложной задачей по сравнению с интерпретацией предыдущих результатов, поскольку здесь связи несут более опосредованный характер.
В частности, обнаружены следующие корреляционные связи. Интеллектуальная способность «пространственное мышление» отрицательно коррелирует со смысложизненной ценностью «добро»; со смысло-жизненной установкой «Родина и человечество» и «социоприродное окружение». По нашему мнению, данная корреляция может исходить из отличительных особенностей сознания представителей гуманитарных наук, из специфики гуманитарных специальностей, где больше заостряется внимание на морально-этической и художественно-эстетической сторонах действительности. В противоположность гуманитариям, от людей, склонных к точным и инженерно-техническим специальностям, требуется большая конкретика и логичность при восприятии действительности (зачастую в ущерб эмоционально-образной стороне сознания).