Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга : на примере студентов гуманитарного профиля Ахмедзянова, Айгуль Эльвировна

Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга : на примере студентов гуманитарного профиля
<
Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга : на примере студентов гуманитарного профиля Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга : на примере студентов гуманитарного профиля Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга : на примере студентов гуманитарного профиля Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга : на примере студентов гуманитарного профиля Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга : на примере студентов гуманитарного профиля
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахмедзянова, Айгуль Эльвировна. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга : на примере студентов гуманитарного профиля : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Ахмедзянова Айгуль Эльвировна; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т].- Казань, 2011.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/306

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы изучения феномена эмпатии и средств развития эмпатийности личности 11

1.1. Подходы к определению эмпатии в современной психологической науке 11

1.2. Механизмы эмпатии 25

1.3. Факторы и средства развития эмпатии 40

1.4. Кинотерапия как средство актуализации эмпатии 50

1.5. Психологическая модель человека как субъекта развития и саморазвития (Л.М.Попов) как теоретико-методологическая основа исследования 58

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование актуализации эмпатии личности (на примере студентов гуманитарного профиля) 66

2.1. Организация и проведение исследования 66

2.2. Эмпирическое исследование взаимосвязи показателя эмпатийности с личностными характеристиками по FPI 69

2.3. Организация кинотренинга по актуализации эмпатии личности студентов-гуманитариев 72

2.4. Экспериментальное исследование актуализации эмпатии личности студентов-гуманитариев средствами специально организованного кинотренинга 78

Общие выводы 134

Заключение 137

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Настоящее исследование посвящено проблеме эмпатии личности, теоретическая актуальность которой обусловлена ее состоянием в современной психологической науке. Несмотря на то, что изучению эмпатии посвящено множество зарубежных и отечественных работ (В.В.Бойко, Д.Бэтсон, Ю.Б.Гиппенрейтер, Дж.Иган, Т.Киф, Е.Н. Козлова, Х.Кохут, Н.Н.Обозов, К.Роджерс, К.Ференци, Р.Шафер, И.М.Юсупов и др.) обнаруживается некоторая неоднозначность в позициях различных авторов как в контексте психологического содержания феномена эмпатии, так и в контексте его научной категоризации.

Вопрос о механизмах проявления эмпатии также не имеет однозначного толкования. Так, Н.Н.Авдеева, Е.М.Дубовская, Дж.Конджер, Р.Л.Кричевский, П.Массен, Н.Ньюкомб выделяют в качестве основного механизм идентификации, а Е.Я.Басин, Н.И.Сарджвеладзе акцентируют внимание на механизмах проекции и интроекции, как компонентах идентификации. Т.П.Гаврилова, О.И.Цветкова, И.М.Юсупов определяют децентрацию как основу подлинной эмпатии, а Г.Баррет-Леннард предлагает рассматривать фазы эмпатического процесса в качестве механизмов проявления эмпатии. Однако, по мнению А.П. Сопикова, выделяемые авторами механизмы эмпатии носят лишь теоретический характер и пока не получили должного эмпирического подтверждения.

Практическая актуальность проблемы эмпатии обусловлена, прежде всего, идеологическим характером современной социальной реальности: наблюдается явный приоритет утилитарно-прагматических ценностей на фоне растущей конкуренции во всех сферах социальной жизни. Одновременно с этим, огромный поток информации и глобализация социальных процессов предъявляют к человеку как социальному субъекту определенные требования, предполагающие его компетентность во взаимодействии с другими. Однако, порой реальные социальные условия не способствуют естественному развитию у него такой важнейшей составляющей этой компетентности, как способность и готовность к эмпатийному реагированию на других. Именно поэтому встает вопрос о поиске эффективных средств и способов, обеспечивающих формирование такого социально важного навыка у современного человека.

Особую важность проблема развития эмпатии приобретает в контексте повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов в сфере «человек-человек»: педагогов, психологов, врачей, журналистов и других социономических профессий, что придает особую актуальность теме исследования. Это определило специфику выборки экспериментального исследования-студентов гуманитарного профиля обучения.

Необходимость уточнения психологического содержания данного феномена, а также факторов и средств развития готовности и способности личности к эмпатийному реагированию в межличностном взаимодействии у будущих специалистов в сфере «человек-человек» является проблемой диссертационного исследования.

В качестве объекта исследования выступает психологический феномен эмпатии, а также эмпатийность как психологическая характеристика личности, факторы и средства ее развития.

Предметом исследования является актуализация эмпатии личности студентов-гуманитариев.

Цель исследования: актуализация эмпатии и формирование положительной динамики показателей эмпатийности личности студентов-гуманитариев посредством специально организованной процедуры кинотренинга.

Гипотезу исследования составили следующие предположения:

  1. Эмпатия как психологический феномен личности студентов-гуманитариев сопровождается высокой социальной активностью, потребностью в общении и готовностью к ее удовлетворению, склонностью к эмоциональному реагированию на потребности другого человека.

  2. Актуализации эмпатии личности может способствовать специально организованная процедура кинотренинга, направленная на активизацию основных механизмов когнитивной, эмоциональной и действенной эмпатии.

Для реализации цели исследования и подтверждения высказанных предположений были сформулированы и последовательно решались следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретические подходы к определению понятий «эмпатия» и сопутствующих ей определений, и выделить основные механизмы эмпатийного реагирования.

  2. Выявить основные подходы к определению факторов и средств развития эмпатии личности, и обосновать применение кинотренинга как средства актуализации эмпатии.

  3. Эмпирически уточнить психологическое сопровождение эмпатии личности.

  4. В процессе просмотра и обсуждения специально подобранных фильмов активизировать механизмы эмпатии (интерпретации, децентрации, эмоционального заражения).

  5. Экспериментально обосновать возможность повышения показателей эмпатийности личности в ходе специально организованной процедуры кинотренинга (на примере студентов-гуманитариев).

Методологическая и теоретическая основа работы. Теоретическая база исследования построена с учетом принципа субъекта (К.А.Абдульханова, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский), в соответствие с которым человек рассматривается как автономная, инициативная личность, способная в определенных пределах изменить себя и окружающий мир; принципа детерминизма (С.Л.Рубиштейн), согласно которому все психические явления рассматриваются как зависящие от порождающих их факторов: внешних и внутренних; принципа развития (Л.С.Выготский, З.Фрейд), определяющего изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения; модели системно-структурного представления психологической организации человека как субъекта развития, саморазвития (Л.М.Попов); принципа организации коррекционного процесса; теоретических подходов к определению содержания и механизмов феномена эмпатии, факторов и средств развития эмпатийности личности (Т.П.Гаврилова, Н.Н.Обозов, Н.И.Сарджвеладзе, И.М.Юсупов).

Методы исследования и обработки полученных данных включали логико-теоретический анализ, диагностические методы (опрос, тестирование, беседа, наблюдение), формирующий эксперимент, а также статистическую обработку данных (анализ средних значений, корреляционный анализ). В состав эмпирического инструментария для проведения исследования вошли: классический опросник «Эмпатия» (А.Меграбян, С.Эпштейн), для изучения психологического сопровождения эмпатийности личности был использован многофакторный Фрайбургский личностный опросник (FPI) (вариант В).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались всесторонним теоретическим анализом проблемы, репрезентативностью выборки испытуемых, принявших участие в эмпирической части исследования; валидностью и надежностью психодиагностического инструментария; использованием адекватных методов статистической обработки данных.

Выборка исследования. Эмпирическую базу исследования составили студенты гуманитарного профиля обучения в количестве 60 человек. Однородность выборки обеспечивалась сходством испытуемых по половому признаку (женский пол), по возрастному признаку (18-20 лет), по профилю обучения в вузе (гуманитарное образование).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  1. Теоретически рассмотрена и предложена возможность разведения понятий «эмпатия» и «эмпатийность» личности. Эмпатия как процесс включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты: понимание субъектом эмпатии эмоционального состояния другого человека; сопереживание, сочувствие ему, т.е. испытывание сходного с ним чувства; оказание другому поддержки с использованием, в том числе, вербальных и невербальных средств коммуникации. Эмпатийность как психологическая характеристика личности предполагает определенный уровень развития ее готовности и способности к реализации процесса эмпатии (эмпатийному реагированию на другого).

  2. Эмпирически выявлены психологические связи эмпатийности личности студентов-гуманитариев с такими личностными характеристиками как невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, общительность, реактивная агрессивность, эмоциональная лабильность.

  3. Теоретически обосновано и экспериментально доказано, что актуализация основных механизмов эмпатии: интерпретации, децентрации, идентификации, эмоционального заражения, способствует эмпатийному реагированию студентов-гуманитариев и повышению показателя их эмпатии.

  4. Экспериментально обосновано, что в условиях специально организованной процедуры кинотренинга актуализируются основные механизмы эмпатии, которые способствуют реализации эмпатийного реагирования.

5. Показано, что в контексте модели человека как субъекта развития и саморазвития, процедура кинотренинга выступает в роли конкретной технологической составляющей перехода от внешнеплановых действий (эмпатийного реагирования) во внутриплановые действия.

Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты расширяют и углубляют научные представления современной психологии о феномене эмпатии и эмпатийности личности, а также дополняют имеющиеся в психологии эмоций, когнитивной психологии, психологии межличностного взаимодействия и психологии развития подходы к изучению факторов и средств развития этой характеристики.

Практическая значимость исследования определяется тем, что экспериментально доказанная эффективность специально организованной процедуры кинотренинга позволяет использовать ее для актуализации эмпатии и развития эмпатийности при практической подготовке педагогов, психологов, других специалистов в области межличностных отношений. Теоретические и эмпирические положения исследования могут быть отражены в соответствующих учебных курсах.

Положения, выносимые на защиту:

1. На основе анализа понятий, характеризующих феномен эмпатии человека, выявлено отсутствие специального значения в пониманиях «эмпатия» и «эмпатийность». Целесообразно понятие «эмпатия» рассматривать как более широкое и закрепить за ним значение процесса вчувствования в другого, а «эмпатийность» считать результатом вчувствования, который может быть определен как сложившаяся характеристика (свойство) личности.

2. Эмпатийность как психологическая характеристика личности студентов–гуманитариев сопровождается высокой социальной активностью, потребностью в общении и готовностью к ее удовлетворению, склонностью к эмоциональному реагированию на потребности другого человека. Эмпатия не проявляется или проявляется слабо, если выражены импульсивность поведения, агрессивное отношение к социальному окружению, стремление к доминированию. Проявлению эмпатии способствуют высокая социальная активность, потребность в общении и готовность к ее удовлетворению, склонность к эмоциональному реагированию на потребности другого человека.

3. Эмпатийному реагированию и повышению показателя эмпатии студентов-гуманитариев способствует актуализация основных механизмов когнитивной, эмоциональной и поведенческой эмпатии: интерпретации, децентрации, идентификации, эмоционального заражения. Данные механизмы могут быть актуализированы и реализованы в условиях специально организованной процедуры кинотренинга, которая предполагает использование специальных киносредств, заранее подобранных с учетом наиболее значимых для участников тренинга личных жизненных проблем, и дальнейшее их обсуждение.

4. В контексте модели человека как субъекта развития и саморазвития (Л.М.Попов) внешняя детерминация как совокупность факторов и средств развития субъекта эмпатии определяется условиями специально организованной процедуры кинотренинга (типами объектов: человек, художественный образ; а также микро- и макросредой), а сама процедура кинотренинга, регулирование ее процессуальных и операциональных компонент выступают в роли технологической составляющей перехода внешнеплановых действий эмпатийного реагирования во внутриплановые действия.

Апробация результатов. Основные положения и результаты исследования представлены в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование: теория, практика и перспективы» (Челябинск, 2010), Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое сопровождение образования: теория и практика» (Йошкар-Ола, 2010). Диссертационное исследование было обсуждено и рекомендовано к защите кафедрой психологии личности факультета психологии Казанского университета.

Структура диссертации отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав – теоретической и эмпирической, заключения, списка литературы (170 источников, из них 18 иностранных) и иллюстративного материала в виде 5 таблиц и 5 рисунков, приведенных в тексте диссертации и приложении. Основное содержание диссертации изложено на 138 страницах машинописного текста.

Механизмы эмпатии

Карл Роджерс подчеркивает разницу между идентификацией и эмпати-ей: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации» [165, с.34].

К.Роджерс отмечает, что эмпатичный терапевт проницательно улавливает состояние, переживаемое пациентом в данный конкретный момент, и указывает на его смысл, чтобы помочь пациенту сконцентрироваться на нем и побудить пациента к дальнейшему, более полному и беспрепятственному переживанию. При этом эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению - одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временное проживание другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам может не осознавать. «Быть эмпатичным трудно, - это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким» [165, с.40].

Следует учесть, что значительная часть споров, идущих вокруг данной проблемы, связана с тем, насколько широкое содержание вкладывается в понятие "эмпатия". Те, кто, подобно З.Фрейду или Г.Ракеру, видит истоки любой мысли в бессознательном, утверждают, что эмпатия не является исключением - как бы ни были сложны конечные психические продукты, они всегда соотнесены с первичными процессами психической жизни.

Карл Ясперс рассматривал эмпатию как способность человека почувствовать и понять то, что чувствует другой, и выделял два базовых типа понимания: статическое и генетическое. Статическое понимание касается состояний сознания, которые могут быть поняты наблюдающим их человеком благодаря опыту (феноменология). Генетическое понимание через связь мотивов уясняет, как одно состояние сознания возникает из другого: - рациональное понимание - человек улавливает смысл чего-либо в согласии с правилами логики; - эмпатическое понимание позволяет понять самого говорящего человека, вводя участников в область психологических взаимоотношений [152, с.654].

Концепция К.Ясперса признает за эмпатией роль основного инструмента в психотерапевтической коммуникации.

З.Фрейд осознавал важность той роли, которую эмпатия играет в процессе психоаналитического лечения. Установившаяся связь может ослабевать: "Можно, понятно, лишиться этого первого успеха, если с самого начала вместо позиции со-чувственного понимания аналитик займет какую-то другую, например - морализаторскую..." [133].

В работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" З.Фрейд достаточно часто использует слово "эмпатия" для обозначения понимания, возникающего у двух людей, обменивающихся шуткой. З.Фрейд говорит, что "желающий понять" человек ставит себя на место другого, и таким образом происходит реализация психической энергии, разрядка ее в смехе. Эмпатия по Фрейду — понимание другого посредством постановки себя на место другого человека.

В разделе работы "Психология масс и анализ Я", озаглавленном "Идентификация", З.Фрейд указывает на особое значение эмпатии, говоря, что она "...играет важнейшую роль в понимании того в других людях, что изначально чуждо нашему Я" [134].

После З.Фрейда многие аналитики предпринимали попытки разработать понятие "эмпатия", однако мало кто проникался к этой теме столь глубоким интересом, как Ш.Ференци. Его знаменитое эссе "Гибкость психоаналитической техники" можно назвать наиболее оригинальным и глубоким исследованием в данной области. Исходным пунктом размышлений, изложенных в данной работе, является научная природа психоанализа, представляющего собой доступное передаче знание. «Каждый человек, подвергшийся достаточно глубокому анализу и ознакомившийся с принципами психоаналитической техники, способен достаточно успешно практиковать психоанализ», - писал Ш.Ференци [131, с.244]. Однако в этой схеме всегда имеется некоторый личный компонент, заключающийся в том, что психоаналитик должен работать тактично, то есть эмпатично. «Эмпатичным» Ш.Ференци считал того аналитика, который способен замечать и даже предвидеть реакции своего пациента, что позволяет молчать и говорить тогда, когда это действительно необходимо. Он должен держать глаза открытыми, в то время как "его сознание колеблется между сочувствием, самонаблюдением и принятием решений", эмпатия не означает уступок произволу субъективного, и требует от аналитика строгого контроля над собственными конфликтами [131, с.284].

Кинотерапия как средство актуализации эмпатии

В современном понимании идентификация предстает как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом на основании установившейся эмоциональной связи. Через отождествление себя с другим становится возможным понимание другого человека и интерпретация его действий и поступков. При идентификации с другим человеком идет процесс усвоения его норм, ценностей, поведения, вкусов, привычек. Идентификация рассматривается как способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление характеристикам самого субъекта. Данный механизм проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида, что делает возможным усвоение личностных смыслов партнера по общению. В широком смысле идентификация понимается как переживание индивидом своей тождественности с другим человеком или любым объектом действительности.

В идентификации, так же как и в эмпатии, различают эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты, которые взаимовлияют друг на друга и отличаются степенью своей выраженности на разных этапах возрастного развития. Личностная идентификация - естественный процесс формирования личности: «личностная идентификация чрезвычайно важна для нормального интеллектуального и физического развития человека, является простейшим механизмом усвоения межличностного опыта взаимодействия, является основой приобретения опыта в любой сфере жизни. А без такого опыта невозможна активная адаптация к окружающей среде» [32, с.77]. Функционирование данного механизма обеспечивается взаимодействием идентификации (отождествления, уподобления) и отчуждения (обособления).

Функциональная роль механизма идентификации заключается в формировании самосознания, социально значимых личностных качеств, инте-риоризации ценностных ориентации, норм, стереотипов, ролей, смысловых установок, мотивов. Все это в конечном счете позволяет личности обеспечить регулирование собственного поведения. В онтогенезе личности идентификация предстаёт как развивающаяся способность индивида к отождествлению себя с другим человеком, присваивая себе особенности, склонности и чувства других; как способность приписывать другому свои особенности, склонности и чувства. Кроме этого личностная идентификация стимулирует потребность в поисках жизненного идеала. Так, по данным исследования академика М.И.Станкина, именно обобщенный идеал, а не конкретный носитель тех или иных нравственных норм формирует принципы поведения и наиболее активно влияет на формирование подлинно нравственных качеств. [118, с.63-68].

Формирование обобщенного идеала наблюдалось у серьезных, интеллектуальных людей, много читающих, успешно работающих, активно участвующих в общественной жизни.

Кроме этого идентификация рассматривается как механизм реализации межличностного влияния во внутригрупповом общении, в частности - как механизм межличностного влияния в процессе развития группового лидерства. Лидер является наиболее ярким объектом идентификации в юношеском коллективе, и именно через посредство идентификации реализуется и запечатлевается влияние, оказываемое лидерами на остальных членов коллектива.

Смешение и даже отождествление понятий эмпатии и идентификации объясняется, на наш взгляд, достаточно большим сходством этих понятий. Во-первых, оба изучаемых феномена относятся к механизмам социального познания, имеют общую социально-психологическую природу. Во-вторых, идентификация, как и эмпатия, представлена на сознательном и бессознательном уровнях психики. В-третьих, структура данных психических явлений содержит эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты, которые взаимовлияют друг на друга и доминируют на разных этапах возрастного развития.

Четвертое сходство состоит в том, что данные механизмы социального познания реализуются в сходных социальных ситуациях, а именно в ситуациях межличностного взаимодействия, в процессе общения, в совместной деятельности, предполагающих установление доверительных отношений, требующих понимания, выстраивания диалога.

О различии феноменов эмпатии и идентификации писали К.Роджерс и его последователи, рассматривая эмпатию как одно их условий психотерапевтического процесса. Признаком, отличающим эмпатию от идентификации, они считали необходимость сохранения своей объективности. Эмпатия превращается в идентификацию, когда «... консультант уже больше не способен полно понимать клиента, поскольку для того, чтобы делать это, необходимо, чтобы он сохранял свою объективность» [160].

Собственная объективность достигается обязательным сохранением качества «как если бы». Данное качество эмпатии позволяет терапевту войти в личный внутренний мир клиента, как если бы он (терапевт) был этим человеком. Когда качество «как если бы» утрачивается, то субъект переживает состояние идентификации с объектом.

При идентификации неизбежен пусть временный, но все-таки отказ от собственного «Я», от своей позиции субъекта, от собственных эмоциональных переживаний, отличных от переживаний объекта. Для эмпатии характерно соблюдение условия «как если бы», сохранение объективности и психологическое дистанцирование субъекта, наличие его собственной позиции [119].

Эмпирическое исследование взаимосвязи показателя эмпатийности с личностными характеристиками по FPI

Для практической реализации предлагаемых авторами средств актуализации эмпатии и развития эмпатийности личности необходима четкая концептуальная основа. Нам представляется, что наиболее целостной, интегрирующей выше представленные теоретические построения и отвечающей задачам настоящего исследования является Психологическая модель субъекта развития и саморазвития Л.М. Попова [96].

Данная модель базируется на научном положении о том, что человек как субъект развития и саморазвития рассматривается как системно-структурное образование. Представление о его психологической организации строится на базе основных принципов системного подхода: наличие в системе статичного и динамичного, иерархического самоподчинения структур, развития системы во времени, которое содержит линии прогресса и регресса, а проявляется в постоянной дифференциации ранее найденного [96].

Автор анализирует психологический смысл и представляет основные категории, с помощью которых можно акцентировать внимание на существенном во внутреннем мире и жизнедеятельности человека в контексте поиска резервов развития личности.

Действительное — это то, что существует реально и развивается, дает представление о человеке как реально существующем объекте в его деятельности, общении, поведении. Действительное в психологическом смысле может быть представлено процессами взаимодействия; продуктами взаимодействия; состояниями, испытываемыми человеком; условиями, при которых осуществляется взаимодействие: внешняя и внутренняя детерминация, способы и средства, используемые субъектом (саморазвитие) и используемые другими по отношению к человеку.

Должное в психологии отображает то, что нравственно ценно и к чему человек стремится сам или его к этому побуждают другие. Должное является и категорией, охватывающей ту часть интеллектуально-деятельностного поведения личности, в которой речь идет о возможных достижениях человека. Они известны тем, кто управляет когнитивно-преобразующими действиями человека, помещенного в экспериментальную ситуацию решения проблемы, и являются новыми для испытуемого.

Возможное рассматривается как все то, что составляет действительное и должное, как объективная тенденция развития.

Развитие как подверженность человека количественным и качественным изменениям психики рассматривается в контексте творчества как механизма развития, мышления, деятельности, реального преобразования действительности.

Развитие как феномен, характеризующий реальные изменения субъекта, рассматривается со стороны организации комплекса условий, стимулирующих рост интеллектуальных, личностных, регулятивных компонентов психологической организации человека как субъекта развития [96, с. 24-32]. Автор выделяет в структуре человека как личностного, субъективного образования два важнейших комплекса: пространственно - временной (интеллектуальный) и детерминантный (собственно личностный).

«Пространственно-временной комплекс — это системно-структурная организация, ее включенность в процессы многомерного взаимодействия человека с миром и с самим собой, а также технологии (способы, приемы, эвристики) этого взаимодействия» [96,с.55].

Автор включает в этот комплекс две составляющих: продуктно-пространственную (статическую) и процессуально-временную (динамическую). В качестве статической компоненты Л.М.Попов рассматривает биопсихосоциальную организацию человека, которая на полюсе субъекта предстает в психологических продуктах (моделях, образах, представлениях, понятиях) и проявлениях структурно-уровневой организации интеллекта человека. Эти психологические продукты получены им в процессе практической или интеллектуальной деятельности.

Динамическая компонента в данной модели представлена в виде непрерывных актов взаимодействия человека с внешними и внутренними объектами: внешнеплановые и внутриплановые действия (Рисунок 1).

Технологическая ветвь внешнеплановых действий предполагает разные уровни способов и техник, которые использует человек при создании продуктов: от простой репродукции до технологий высокого уровня.

Содержательная ветвь включает характеристики создаваемых продуктов: от значимых «для себя» до продуктов «для культуры», человечества в целом. Внутриплановые процессы также представлены двумя ветвями: количественным наполнением и качественным преобразованием.

Экспериментальное исследование актуализации эмпатии личности студентов-гуманитариев средствами специально организованного кинотренинга

Участникам предлагалось составить список их любимых фильмов, объяснить, почему они им нравятся и в какие моменты жизни у них возникает желание посмотреть тот или иной фильм. На основе этих данных можно сформировать представление об аутокинотренинге - самостоятельной неосознанной терапии кинофильмами. В ходе обсуждения задавались вопросы, предполагающие запуск механизмов интерпретации, децентрации, идентификации, проекции и эмоционального заражения.

Ярко выраженная динамика вербализационной активности в процессе обсуждения фильма отмечена у 60% испытуемых. Этот результат подтверждает сочленение механизмов проекции и интроекции, требующих вербальной рефлексии и отработки избыточных эмоциональных переживаний испытуемых. Кроме этого в процессе вербализации происходит подкрепление установленной эмоциональной связи в группе (на основе сходства мнений, реакций и пр.). Прорабатываются базовые навыки коммуникативной эмпатии испытуемых.

Борьба, подавление острых эмоциональных реакций (слезы, переживание негативных эмоциональных состояний) характерны для 30% испытуемых. Это явление объясняется: - особенностями личности (неуравновешенность, эксцентричность); - усвоенным стилем поведения (имитация одобряемых реакций, что соответствует теории предикативной эмпатии); - выражение неравнодушия, сопереживания и сочувствия в острые, трагические моменты; - социальными стереотипами поведения и коммуникации. Именно этот момент интерпретируется нами как механизм идентификации, когда переживание становится конструктивным и полезным для субъекта эмпатийного взаимодействия.

Отсутствие «избыточных» эмоциональных реакций демонстрируют 20% испытуемых. В данном случае это может означать перенос переживаний во «внутренний» эмоциональный план, завуалированный характер эмпатиче-ских переживаний, механизм «вытеснения».

Суммируя, отметим соответствие выделенных особенностей поведения испытуемых трехкомпонентной теории эмпатии, где проявляются когнитивные, эмоциональные и поведенческие уровни.

Более того, на полученном материале прослеживается идея Г.Этчегоена об эмпатии как реакции контрпереноса [157]. В процессе кинотренинга эмпа-тия становится усложненным психическим продуктом, сочетающим компоненты бессознательного, ценностные установки, внутренние конфликты личности и её комплексы, причем продуктом, диагностируемым и в то же время корректируемым в процессе осознания, эмоционального переживания и про-говаривания в процессе дискуссии.

После обработки первичных данных повторной диагностики был использован метод статистического сравнения по t - критерию Стьюдента. Результаты обработки представлены в таблицах.

Выявлены статистически значимые различия (р 0.001) в уровне эмпа-тийности у испытуемых экспериментальной группы до и после тренинга, а также у испытуемых контрольной и экспериментальной группы в те же моменты времени.

Результаты статистического анализа данных, полученных в экспериментальной группе, на членов которой оказывалось кинотерапевтическое воздействие, подтверждают положительную динамику средних значений эмпатии: предварительное измерение, после пятидневного курса кинотренинга, контрольное измерение спустя 10 дней. Так, после тренинга в экспериментальной группе прирост показателя эмпатии составил 7,35 балла (р 0,001), тогда как при повторном срезе в контрольной группе изменений практически не произошло, различие в 0,6 балла статистически незначимо. Спустя 10 дней прирост показателя эмпатии в экспериментальной группе составил 7,05 балла (р 0,01) при статистически незначимом уменьшении показателя эмпатии (0,85 балла) в контрольной группе.

Результаты диагностики доказывают возможность актуализации эмпатии и формирования ее положительной динамики в условиях кинотерапевтической работы.

Кроме этого полученные результаты были сопоставлены с показателями средних значений эмпатии испытуемых контрольной группы: предварительное измерение, после пятидневного курса кинотренинга, контрольное измерение спустя 10 дней. Значения эмпатии у испытуемых экспериментальной группы достоверно выше, чем показатели контрольной группы. Можно считать доказанным эффект воздействия кинотренинга на положительную динамику уровня эмпатийности.

В ходе анализа результатов исследования выделена тенденция пролонгирования эффекта кинотренинга, выраженного в увеличении показателей эмпатийности в дополнительном контрольном тестировании (после 10 дней). Этот эффект связан с тенденцией накопления особого эмоционального опыта и кумуляцией эмоциональной и когнитивной эмпатии, требующей больших ресурсов времени, что соответствует предположению Малдавски об эмпатии аффективного заражения.

Похожие диссертации на Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга : на примере студентов гуманитарного профиля