Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Весна Елена Борисовна

Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе
<
Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Весна Елена Борисовна. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 : Москва, 1998 397 c. РГБ ОД, 71:99-19/4-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование понятий "личности" и "индивидуальностб" как результирующих процессов социализации и индивидуализации

1.1. История развития понятий "личность" и "индивидуальность" в философский период психологии . 9

1.2. Развитие проблемы индивидуальности и личности в период

становления и развития психологии как самостоятельной науки. 34

Глава 2. Проблема личности и индивидуальности в новьк парадигмах современности

2.1 Понятия "личность" и "индивидуальность" в понятийном пространстве, описывающем человека . 74

2.2. Сопоставительный анализ личности и индивидуальности как результирующих социализации и индивидуализации. 103

Глава 3. Сущность, процессуальные характеристики и механизмы процессов социализации и индавидуализации

3.1. Сущность социализации и ее эффекты . 123

3.2. Сущность индивидуализации и ее эффекты. 145

3.3. Механизмы и процессуальные особенности социализации. 175

3.4. Механизмы и процессуальные особенности индивидуализации.203

Глава 4. Взаимодействие процессов социализации и идивидуализа-ции как движущая сила духовного развития целостности "личность-индивидуальность"

4.1. Взаимодействие процессов социализации-индивидуализации в онтогенезе . 234

4.2. Взаимодействие процессов социализации-индивидуализации и проблема ведущего вида деятельности. 263

4.3. Экспериментальное исследование закономерностей развития процессов социализации и индивидуализации. 307

Заключение 367

Библиография 371

Введение к работе

Актуальность проблемы. Настоящее время характеризуется обостренным интересом к проблеме личности и индивидуальности. Кризис старой парадигмы, рассматриваоцеи становление личности как тотальную ее социализацию, сводящей сущность целостности "личность- индивидуальность" к ее социальным характеристикам, и открытие в человеке изначальной креативности и индетерминирован-ности заставляют вновь и вновь возвращаться к понятиям "личность" и "индивидуальность", отношениям между ними, их границам и точкам соприкосновения.

Решение вопроса о роли социализации и индивидуализации в становлении личности, задача осмысления сущности понятий "личность" и "индивидуальность" на новом витке становления этих дефиниций имеет также реальный практический смысл. Данные вопросы являются ключевыми для практики воспитания и личностного развития, для общественной практики (нуждающейся в людях, способных, с одной стороны, к активному участию в преобразовании общества, с другой, - к поддержанию и развитию культурных традиций) и практики индивидуальной жизни (актуализирующей потребность в индивидуальном творчестве, индивидуальной ответственности, осознании уникальности и интимности индивидуального бытия).

Вопросы взаимоотношений, взаимодействия процессов социализации и индивидуализации неоднократно поднимались в исследованиях отечественных ученых. Однако на решение этих вопросов существенное влияние оказывала общая научная установка на гиперболизацию роли социализации. Такая установка не только мешала осмыслению взаимоотношений между данными процессами в развитии личности, но и затрудняла понимание сущности самой индивидуализации и индивидуальности как ее результирующей. Причем относительно проблемы индивидуальности в психологической науке до настоящего времени не достигнуто даже частичное согласие.

В этой связи возникает необходимость, с одной стороны, в

2 разработке проблемы социализации- индивидуализации, исходя из

представления о равноправности, равновесности данных процессов; с другой стороны, в более тщательной проработке сущности, процессуальных характеристик, механизмов и результирующих эффектов индивидуализации, восполнении пробелов в теоретической интерпретации этого процесса.

Опираясь на концепцию поуровневого социального развития личности в онтогенезе (Д.И.Фельдштейн) и, прежде всего, положение о единстве социализации и индивидуализации как двух взаимосвязанных, взаимообусловленных процессуальных явлений, мы выдвинули в качестве гипотез исследования:

- предположение о наличии не только специфики процессов социализации и индивидуализации (отражающейся в их структуре, механизмах, результирующих эффектах), в которых проявляется возможность целенаправленного накопления и развития личностных и индивидуальных свойств, но и наличии интегративных характеристик межпроцессуальных взаимодействий, являющихся единым результатом целостного процесса социализации- индивидуализации;

предположение о развитии взаимодействия социализации и индивидуализации в онтогенезе как особом процессе, в котором происходит последовательная, поэтапная интеграция их результатов, претерпевающая существенные качественные изменения под влиянием становления личности как субъекта;

предположение об особой роли в подростковом возрасте субъектных характеристик личности- индивидуальности, определенная степень сформированности которых приводит к глубинным изменениям во взаимодействии процессов социализации- индивидуализации;

предположение о том, что условием эффективности взаимодействия социализации- индивидуализации, определяющим гармоничную целостность "личность- индивидуальность", является включение ребенка в разноплановую деятельность, состоящую из взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих социализацию, индивидуализацию и

персонализаиию личности.

Целью исследования является выявление характера, содержания и особенностей взаимодействия социализации и индивидуализации в их единстве и дифференцированном воздействии на формирование целостной личности - индивидуальности как основания для построения концептуальной модели духовного развития растущего человека.

Объект исследования: развитие человека как личности и индивидуальности в онтогенезе.

Предмет исследования: процессы социализации- индивидуализации, их закономерности, механизмы и результирующие эффекты.

Задачи исследования.

  1. Вычленить разделительные и объединительные характеристики личности-индивидуальности в целостном процессе социализации-индивидуализации .

  2. Раскрыть структурно-содержательные и процессуальные особенности социализации и индивидуализации, основные закономерности и механизмы данных процессов.

  3. Выявить закономерности взаимодействия процессов социализации и индивидуализации в онтогенезе, значение данного взаимодействия в духовном развитии личности, условия его оптимизации.

  4. Определить особенности взаимодействия процессов социализации и индивидуализации в подростковом возрасте, где активно проявляются возможности развития человека как личности и индивидуальности .

Методологическую основу исследования составили фундаментальные научно- теоретические принципы и положения, разрабатываемые в отечественной психологии: о роли деятельности в развитии личности(А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.Г.Ас-молов, В.В.Давьщов, А.В.Петровский, В.В.Рубцов, Д.И.Фельдштеин и др.), о структуре и динамике сознания (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко), о креативной сущности индивидуаль-ности (А.Г.Асмолов, В.С.Мерлин и др.), о роли языка в социальном становлении личности (Л.С.Вьгготский); а также герменевтические

4 подходы, рассматривающие язык как путь к индивидуальности человека; понятие индивидуального бытия, разрабатываемое в концепции С.Л.Рубинштейна; положения возрастной психологии о роли ведущего типа деятельности и социальной ситуации развития в становлении личности ребенка; концепции поуровневого социального развития личности в онтогенезе (Д.И.Фельдщтейн), метафизического развития личности в детском возрасте (В.В.Зеньковский); исследования онтогенетического развития креативности, становления человека как субъекта и т.д.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем разработана концепция взаимодействия социализации- индивидуализации как двух ^противопоставляемых, равноправных, равноценных сторон единого процесса духовного развития личности.

Доказано, что гармоничное взаимодействие социализации и индивидуализации является необходимым основанием оптимального формирования целостности "личность -индивидуальность".

Предложена модель взаимодействия процессов социализации и индивидуализации, построенная с учетом специфики структурно- содержательных и процессуальных характеристик каждого из них, выявления механизмов и результирующих эффектов данных процессов, выступающих компонентами единого духовного становления целостной личности и индивидуальности.

Дана трактовка содержания, структуры, механизмов и результирующих эффектов процесса индивидуализации в русле аксиологического подхода к индивидуальности как творческому субъекту индивидуального бытия.

Выделено и проанализировано межпроцессуальное пространство, раскрыты интегративные характеристики целостности "личность-индивидуальность", являющиеся результатом не столько развития отдельных процессов, сколько следствием их взаимодействия в единстве социализации- индивидуализации растущего человека. Выявлены закономерности движения данного целостного процесса.

Показано, что для полноценного развития личности- индивидуальности необходимо, чтобы в разноплановой деятельности, в которую включен развивающийся человек, бьши обязательно представлены воспроизводимые в ней социализирующий, индивидуализирующий и персонифицирующий компоненты. При этом установлено, что любое увеличение нагрузки определенного компонента не должно нивелировать действие других компонентов, требуя, однако, их соответствующей корректировки. Деятельность, которая сохраняет цель, задачи и условия воспроизводства всех трех компонентов (социализирующего, индивидуализирующего и персонифицирующего), предложено назвать равновесной.

Прослежена динамика соотношений социализирующего, индивидуализирующего и персонифицирующего компонентов в деятельности ребенка, что позволило условно выделить несколько периодов: период слитности, недифференцированности структуры деятельности (младенчество, раннее детство); период дифференциации и структурирования вокруг индивидуализирующей игровой деятельности (дошкольный возраст); период дифференциации и структурирования вокруг социализирующей учебной деятельности (младший школьник); период дифференциации и структурирования вокруг персонифицирующей социально-значимой деятельности (подросток)/ период гармонизации структуры деятельности (юношеский возраст); период внутреннего развития структуры: интеграции, слияния, формирования целостности (зрелость).

Теоретически разработана и экспериментально проверена концепция взаимодействия процессов социализации-индивидуализации в подростковом и юношеском возрастах. В подростковом возрасте относительная автономия процессов социализации и индивидуализации сменяется их последовательной интеграцией под влиянием развития личности как субъекта. А ранняя юность (15-17 лет) предстает как период установления баланса между социальным и индивидуальным в структуре личности, формирования интегративных структур, целост-

ности личности- индивидуальности.

Одним из результатов настоящего исследования явилась разработанная автором программа стимуляции процесса индивидуализации в подростковом и юношеском возрастах, действенность которой проверена экспериментально.

Теоретическая значимость исследования состоит также в том, что оно вносит определенный вклад в понимание характера и сущности возрастных трансформаций ключевых личностных характеристик (самосознания, самооценки, продуктивности и адаптированности), происходящих под влиянием взаимодействия равноценных по степени действия, но .разных по направленности процессов социализации-индивидуализации. Взаимодействие процессов социализации и индивидуализации понимается как движущая сила развития целостности "личность- индивидуальность".

Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы могут быть основанием для модификации основных подходов к воспитанию растущего человека как личности, особенно к воспитанию подростков и юношества. Смыслом данной модификации является ориентация на развитие целостности "личность- индивидуальность", которая позволяет не только компенсировать имеющийся "перекос" в сторону социализации личности, но и способствует большему раскрытию ее индивидуальности. Результаты исследования могут быть использованы в практической психологической работе в школе, в частности в коррекционной и развивающей работе с подростками. Разработанная тренинговая программа стимуляции процесса индивидуализации у подростков является реальным подспорьем психологам системы образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социализации и индивидуализации представляют собой два равноправных, равноценных по степени действия, но разных по направленности взаимообусловленных процессуальных явления, имеющих не только каждый свою специфику (отражающуюся в структуре, меха-

низмах и результирующих эффектах), но и совместные межпроцессуальные и интегративные характеристики, являющиеся результатом целостного процесса социализации- индивидуализации.

  1. Социализация предстает как процесс включения социальных норм в субъективное поле личности, где неосознанное следование нормам сменяется объективацией (актуализацией) социальных значений и затем их интимизацией (интериоризацией) - включением в систему индивидуальных смыслов личности, достраиванием чувственного компонента (А.Н.Леонтьев).

  2. Ипдивидуализация представляет собой процесс, последовательно включающий в себя осознанный отказ от следования норме-обособление (деобъективацию), обращение к индивидуальному неозначенному знанию (интуитивацию), и, наконец, означивание образа с целью его передачи, включения в социальное знание

(экстериоризацию).

  1. Степень взаимодействия социализации и индивидуализации разная на разных ступенях онтогенеза. В раннем детстве линии социализации-индивидуализации обладают относительной автономией. Но, по мере развития человека как субъекта, они вступают во все большее взаимодействие. Зрелую личность отличает целостность, интегрированность, неразрывность социализирующей и индивидуализирующей линий, практически неразложимость данных двух компонентов единого процесса духовного развития (текучесть, зыбкость границ между ними).

  2. Характер и содержание социализации и индивидуализации, а также целостного процесса социализации- индивидуализации растущего человека качественно меняются под влиянием его развития как субъекта.

  3. Именно потому, что активное становление человека как субъекта (действительное рождение личности) приходится на подростковый возраст, здесь не только наиболее интенсивно развиваются процессы социализации и индивидуализации, но и осу-

ществляется их оптимальное взаимодействие.

  1. Для гармоничного развития человека как личности и индивидуальности необходима разноплановая деятельность, воспроизводящая социализирующие, ищіивидуализируїсшие и персонифицирующие составляющие. Взаимодействия этих компонентов, воспроизводимых в разноплановой деятельности, могут быть построены по принципу равновесности или же подчинения, имея свою специфику на каждом возрастном этапе.

  2. Переход от одной структуры воспроизводимых в разноплановой деятельности компонентов к другой имеет внугреннкю логику и в значительной степени предопределен соотношением процессов социализации-индивидуализации и их взаимоотношениями.

  3. Для оптимального развития личности в детских возрастах достаточно полноценной представленности всех трех воспроизводимых в разноплановой деятельности компонентов (социализирующего, индивидуа-лизирукщего, персонифицируюцего), которые могут быть связаны друг с другом по принципу подчинения, а в зрелом возрасте оптимальным является принцип равновесности. При этом гармоничное единство воспроизводимых компонентов разноплановой деятельности есть условие формирования гармоничной личности.

Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты исследования обсуждались на 9 межвузовских конференциях (1990-1998 г.), на заседаниях лаборатории психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института РАО. Материалы исследования внедрены в практику работы средней школы -лицея № 46 города Петропавловска-Камчатского, Психолого-педагогической службы КИМ, используются при чтении лекций для студентов психологического отделения исторического факультета КГПИ, для учителей и практических психологов Камчатского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Структура диссертации, диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

История развития понятий "личность" и "индивидуальность" в философский период психологии

История психологии традиционно делится на два больших этапа: развитие психологии в рамках философии - этап умозрительной, описательной психологии - и становление и развитие ее как самостоятельной экспериментальной области знаний [181]. Это деление мы взяли за основу при анализе становления понятий личности и индивидуальности .

Понимание личности и индивидуальности в философии в значительной степени зависит от картины мира, которая лежит в основании данной философской системы. В истории философии известны различные картины мира: теоцентрическая, логоцентрическая, природо-центрическая (космоцентрическая), социоцентрическая, антропоцентрическая. При этом они "нередко чередуются или совмещаются в панораме одной эпохи"[403,с.20].

Европейская философия берет начало в античности, зарождаясь как объективная космология. Для античности, характеризующейся космоцентризмом, понимающей мир как единую, цельную первоначальную данность, в которой все функционирует на основе вечных закономерностей, человек, личность не является центральной проблемой, это рядовое понятие.

Проблема личности- индивидуальности выступает в этот период в рамках противопоставления единичности - множественности. Для философской традиции античности единичность, универсальность более значимы, чем множественность, индивидуальность[141]. Эта позиция наиболее ярко и последовательно проявилась в философии Платона, считавшего, что подлинным бытием обладают только идеи, т.е. универсалии [284]. В учении Аристотеля она выразилась в тео рий о форме как причине бытия индивидуальных вещей. Форма проста и едина, а материя текуча и множественна, материя символизирует бесконечную изменяемость, тогда как форма - то, ради чего предназначены данные изменения. Именно форма позволяет всякой сущности быть тем, что она есть, без нее изменения бессмысленны сами по себе, поэтому форма неизмеримо выше материи. Форма есть единственная действительность, предмет знания, материя есть возможность, способность к изменению. "Одно есть материя, говорит Аристотель, другое -форма, и первое - в возможности, второе - в действительности" [25,с.232].

В какой- то степени общей тенденции рассмотрения индивидуального как вторичного по отношению к сущностному - форме- противостоит учение атомистов, прежде всего, Левкиппа и Демокрита [220,с.213]. По замечанию И.И.Резвицкого, "именно введенное ими понятие "атом" явилось отправньм пунктом формирования понятия индивидуальности"[329,с.7]. Введя понятие атома, атомисты объясняли при помощи него качественное многообразие мира, выдвинув принципиально новый взгляд на соотношение единого и многого, общего и единичного. "Принцип индивидуализации был в данном случае направлен против метафизической идеи чистого бытия, в защиту бытия конкретного, эмпирического" [там же] . Подчеркивалось бесконечное многообразие форм материи, тотальная индивидуализация вещества .

В то же время отличие человеческой индивидуальности от индивидуальности вещей для античной философии непринципиально. Исключительность человека в античности еще не осмыслена. "Есть много других вещей по природе более божественных (совершенных), чем человек, они пребывают среди видимого: например, звезды, из которых образован универсум"[25, с.231]. Космоцентризм античности ставит человека в единый ряд с другими реалиями мира, делая его незначительной единицей из бесконечного множества предметов во Вселенной. Значимость человеку дает принадлежность к роду, общности.

В то же время "в античную эпоху зримо усиливается действие общеисторической тенденции развития общества через деятельность лидеров, героев, вообще личностей"[239, с.112]. Объективная необходимость в выделении ярких личностей, индивидуальностей хорошо показана, например, в исследовании А.Ф.Лосева [211,с. 29-30]. 3.П.Морохоева утверждает, что именно "в классической античности, когда polis и civitas доминировали над их гражданами, индивид рождается как личность, хотя и продолжает принимать общие святыни за высшие ценности. Личность живет в себе, в своем гордом интимном одиночестве, но все еще не ощущая себя независимой индивидуальностью. Но и такая личность в античные времена - истинная гага avis"[239, с.113] .

Однако только в эпоху заката полиса и возникновения эллинистических монархий появится "новый тип человека, который, ни будучи ни античным гражданином, ни новым техником, перед лицом государства занимает позицию если не оппонента, то равнодушного нейтрала"[328, с.172]. С нарушением тождества между человеком и гражданином, утратой связи человека с государством и обществом появится новая реальность - автономный человек, осознающий себя гражданином мира и способный искать самореализации во внутреннем мире, собственной интимной жизни. Наиболее яркими представителями этой новой греческой философии были Сенека и Плотин [287] . Для греческой философии данного (позднего) периода характерно сильное вторжение религиозного чувства, близкого как по своей напряженности, так и по содержательной отнесенности к христианскому [328] .

Христианство и было той новой философией, которая пересмотрела греческую мерку человека и поставила его выше всего окружающего мира, приписав ему божественную отнесенность. Рождение христианского гуманизма дало новый толчок осмыслению личности и индивидуальности человека. Человек в средневековой философии за служивает особого внимания и изучения, ибо он выше всего остального мира, к нему обращена воля Божья.

Понятия "личность" и "индивидуальность" в понятийном пространстве, описывающем человека

Современное состояние проблемы человека в философской и психологической науке оценивается большинством авторов как кризис [402, 123, 301, 303, 426]. Кризис этот проявляется, во- первых, в крушении идеала рациональности, который на протяжении многих веков определял движение научного знания о человеке, во-вторых, - в обесценивании идеи комплексного понимания человека. Оказалось, что объединение знания различных наук о человеке не дает целостного знания о нем, предпосылки и выводы различных конкретных дисциплин зачастую оказываются несовместимыми. В то же время "значительные прозрения философской антропологии возникают нередко вопреки "комплексности". Напротив, желание "поднакопить фактуру" и затем перейти к синтезу часто оборачивается длительным теоретическим застоем"[402,с. 9].

Описываемый кризис привел к переосмыслению понимания сущности человека, возрождению антропологической проблематики. Формируется новая философская антропология. Для наук о человеке характерен антропологический ренессанс. Он затронул и психологию, которая должна определиться в отношении к этому понятию, переосмыслить его научную ценность.

Одна из первых попыток введения "человеческого измерения" в отечественную психологию связана с именем С.Л.Рубинштейна. Концептуальное выражение данный подход нашел в его поздней работе "Человек и мир" (1973) , ориентированной на познание индивидуума как части, среза общечеловеческой системы. Важнейшей задачей представляется переосмысление принципа детерминизма, признание многомерности, сложности, неоднозначности детерминистических связей. По мнению С.Л. Рубинштейна, "необходим переход от категории отношения к категории сущности и субстанции и от внешних отношений к внутренним, субстанциональным отношениям"[342, с. 286]. Впервые важнейшей задачей психологии было названо изучение реальных психологических отношений человека к Вселенной, к жизни, смерти, к другому человеку, как психологические понятия предстали отношение к истине, чувство прекрасного, любовь. Их психологический анализ достигает в книге С.Л.Рубинштейна научной объективности, углубленности, направленности на решение практических задач. Будущее психологии С.Л.Рубинштейн связывал с конкретно-научным развитием концепции человека, построенной в категориях диалектической онтологии, акцентирующей жизненные связи общества и индивида, взаимопереходы в бытии объективного и субъективного. Опираясь на достижения гуманистического философского наследия, открывшего человека как творческого субъекта в мире идеальном и мире вещном, С.Л. Рубинштейн сделал попытку построить психологическую концепцию человека, переосмыслить в этом ключе частные психологические закономерности, увидеть то, что скрыто за богатым эмпирическим материалом, накопленным отечественной и зарубежной психологией. В отличие от философии, ставящей своей задачей изучение человека вообще, психология, на его взгляд, должна изучать конкретного человека, реализующего свою человеческую сущность. В этой связи должно быть призвано и переосмыслено, поставлено на новую методологическую основу накопленное человечеством знание о человеческом бытии.

Подход С.Л.Рубинштейна получил развитие в работах его учеников (К.А. Абульхановой -Славской, А.В.Брушлинского и др.)[4,7,8].

Для большинства крупнейших отечественных психологов (Л.Н.Леонтьева, Л.И.Анциферовой, Л.П.Буевой, Е.В.Шороховой, А.А.Бодале-ва, А.В.Петровского, В.В.Давыдова, Б.Ф.Ломова, Д.И.Фельдштейна), ставящих своей задачей изучение личности, индивидуальности, характерно стремление к преодолению упрощенного взгляда на бытие человека как воплощение социальности, рассмотрение личности в широком всечеловеческом и глубинном планах бытия.

Но только в последнее время стало возможным сделать предметом изучения психологии собственно человека. Появилось много работ, принципиально новых по духу, идеологии, ставящих антропологическую проблематику на необыкновенную высоту [355, 267, 282, 159, 251,130].

К настоящему времени в психологической литературе сложилось четкое разведение понятий "человек" и "личность". Понятие "человек" указывает на принадлежность человеческому роду. "Это понятие дает самую объемную и общую характеристику человека, принадлежащего одновременно и природе, и человеческому обществу, что фиксируется соответственно в понятии "организм", которое выражает совокупность биологических свойств человека, и в понятии "личность", которое характеризует социальную сущность, социально-психологические и конкретно-исторические качества и облик человека" [177, с. 4]. Особенность человека, его отличие от животного заключается в том, что он является не только биологическим, но и общественным существом, и это отличие сущностное, качественное, без него отнести человека к роду "человек" нельзя. "Даже анатомия и эмбриология человека имеют свои не только биологические, но и социальные корни"[286,с. 199]. Поэтому, как правило, в определениях делаются указания на данное сущностное отличие через перечисление свойств, отличающих человека от животного и имеющих общественное происхождение. 7Лнализ подходов самых различных психологических направлений позволяет вьщелить следующие сущностные характеристики, отличающие человека от животного.

Сущность социализации и ее эффекты

В общем понимании социализация есть процесс присвоения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.

Понятие "социальное" имеет в истории психологии как минимум три трактовки: социальное как общечеловеческое, социальное как общественное, социальное как коллективное.

Понимание социального как общечеловеческого предполагает наличие некоей общей сущности, которая объединяет людей. Остается, правда, нерешенным вопрос: социальное как всеобщее дано человеку изначально или приобретается в процессе взаимодействия с обществом. В истории психологии известны разные точки зрения на этот вопрос. Л.С.Выготский утверждал, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. По его мнению, "... очень наивно понимать социальное только как коллективное, как наличие множества людей. Социальное и там, где есть только один человек и его личные переживания"[94, с.87]. В настоящее время этой же точки зрения придерживается А.В.Брушлинский, утверждающий, что "... любой человеческий индивид и его психика изначально и всегда социальны .. . социальное-это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах"[65, с. 7-8] . Антитезой этой трактовке служит утверждение о необходимости присвоения социального, обретения личностью своей сущности в процессе взаимодействия с обществом. Данное утверждение более распространено как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Другая точка зрения рассматривает социальное как взятое из общества, вычерпанное из него, имеющее "общественное" происхож дение. Существует несколько вариантов понимания того, что конкретно вычерпывается личностью из общества: Э.Дюргейм, французская социологическая школа анализируют в этой связи коллективные идеи, представления и ценности, в работах Э.Кассирера, К.Гольд-штейна, А.Гельба, Г.Хэда, М.М.Бахтина, Л.С.Выготского как основные социальные единицы рассматриваются язык, символ, речь, в марксистски ориентированной отечественной психологии, в интерак-ционизме предметом анализа становятся нормы и ролевые предписания, в генетической психологии Ж.Пиаже, ранних работах Л.С.Выготского, Дж.Г.Мида социальное рассматривается как вычерпанные из общества, присвоенные в результате социальных взаимодействий способы мышления и деятельности.

Рассмотрение социального как коллективного, как правило, безразлично к конкретной форме общества в целом. Здесь социальное трактуется либо как природное свойство человека, являющегося от рождения коллективным существом (классический психоанализ, аналитическая психология, отологические концепции личности) , либо как результат субъективирования реальных групповых отношений (интеракционизм, теория личности А.В.Петровского и т.д.), либо как обретенное человеком в массе и теряемое по выходе из нее (Г.Ле Бон, Г.Тард, З.Фрейд, С.Московичи) . При этом к последней трактовке существуют два подхода. Согласно одному, "люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным образом, но они же становятся безнравственными и неразумными, когда собираются вместе"[240, с.4]. Согласно другому, совокупно-стное имеет безусловное превосходство (нравственное и ценностное) над индивидуальным(отечественная социальная психология).

Первое понимание социальности самостоятельно обычно не связывается с термином "социализация". Вместе с тем, в некоторых течениях психологии, подчеркивающих общественную сущность человека, "социализация" имела соответствующую данному пониманию дополнительную трактовку - рассматривалась не просто как присвое ниє социального знания, но и как обретение им своей сущности посредством приобщения к всеобщему. Как подчеркивает И. Ф. Балаки-на, проблема "приобщения индивида к обществу и обретения им на этой основе подлинно человеческой сущности" поставлена впервые Гегелем, для которого "индивид становится личностью в меру овла-девания им накопленной человеком культуры ... в сфере духа"[301, с.238], и получила особую значимость в работах К.Маркса и Ф.Энгельса, которые, "удерживая мысль о приобщении индивидов ко "всеобщему", подразумевают под этим не только духовную культуру, а все материальные и духовные результаты освоения мира человеком, развертывания его сущностных сил"[301,с. 238]. В психологии понимание социализации как процесса обретения человеком своей сущности встречается довольно часто. Такой подход характерен и для советской психологии, в которой социализация "почти полностью идентифицируется с понятием социальной сущности человека и ее осуществлением в цикле непрерывных преобразований статуса, ролей, ценностей, эталонов, норм поведения, установок и других социальных характеристик личности"[13,с.144]. Вместе с тем, в настоящее время такое понимание социализации претерпевает кризис. Так, например, Г.М.Андреева пишет: "Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении ее в систему социальных связей. Не совпадает ли понятие социализации с понятием гоминизации?...Если социализацию отождествлять с гоминизацией, то есть все основания крайне негативно относиться к "социализации" [18, с. 275] . Схожие утверждения встречаем у А.В.Брушлин-ского, который отмечает:" Очеловечить можно лишь того, кто изначально еще не является человеком. Если же младенец рождается в качестве человека, а не животного, то гоминизации не требуется. Детство в жизни homo sapiens есть превращение не животного в человека, а ребенка во взрослого, т.е. постепенное восхождение на все более высокие ступени и стадии одной и той же, всецело чело веческой жизни, осуществляемое на основе игровой, учебной, трудовой и т.д. деятельности в условиях непосредственного (лицом к лицу) и опосредованного общения"[66,с. 11]. Проблема усложняется необходимостью ответа на вопросы: сводима ли сущность человека к его социальной сущности, можно ли считать, что обретение социального, личностного является обретением человеком человеческого, и следовательно, человек и личность - синонимичные понятия или же это понятия, отражающие разные уровни, пласты анализа отдельной человеческой единицы. Как отмечает Г.М.Андреева, в настоящее время, данные понятия недостаточно разведены[18].

Как уже отмечалось, чаще всего социализация опирается на понимание социального как общественного. При этом взаимоотношения в триаде "личность, сущность, социальность (общественное)" складываются по- разному. Для всего философского периода характерно понимание следующего плана: личность= сущность социальное (общественное). Такое же понимание данных взаимоотношений характерно для психоанализа и др. Понимание "личность = сущность = социальность" характерно для советской психологии, интеракцио-низма, социального бихевиоризма, различных теорий научения необихевиоризма, генетической психологии (Ж.Пиаже) и др. Понимание "личность Ф сущность = социальное (общественное)" характерно для немецкой классической философии, философии жизни, философия воли экзистенционализма, гуманистической психологии, персонализма и др.

Взаимодействие процессов социализации-индивидуализации в онтогенезе

История психологии знает несколько подходов к взаимоотношениям процессов социализациии и индивидуализации, в основу которых положены разные принципы: принцип поглощения, принцип эста-фетности, принцип дополнительности, принцип параллельного существования, принцип чередования.

Рассмотрение процессов социализации - индивидуализации в онтогенезе, исходя из принципа поглощения, опирается на трактовку развития личности либо как последовательной индивидуализации (философия жизни, экзистенционализм, персонализм и др.), либо как глобальной социализации (марксизм, бихевиоризм, позитивизм, теории социального научения).

Эстафетный принцип исходит из убеждения в преемственности данных процессов, которые как бы следуют один за другим. Так, например, в ряде работ отечественных авторов индивидуализация понимается как продолжение социализации (А.Г.Асмолов, И.С.Кон, А.В.Петровский, В.И. Слободчиков и др.). В зарубежной психологии, напротив, чаще социализация понимается как продолжение индивидуализации (Дж.М.Болдуин, гуманистическая психология).

Принцип дополнительности предполагает рассмотрение либо индивидуализации как процесса, дополнительного социализации (В.С.Мухина и др.), либо социализации как дополнительного процесса по отношению к индивидуализации (психоанализ).

Подход, основанный на принципе параллельного существования, рассматривает процессы социализации и индивидуализации как независимые друг от друга и имеющие самостоятельные результирующие эффекты (теории социального научения, концепция Э.Эриксона и др.) .

Теории, основанные на чередовательном принципе, исходят из предположения, что на одних этапах личность в большей степени социализируется, на других - индивидуализируется. Этот подход наиболее ярко представлен теорией поуровневого развития личности Д.И.Фельдштейна.

Кроме того, различные варианты взаимоотношений социализации- индивидуализации опосредуются, во-первых, трактовками сущности каждого из этих процессов, во-вторых, пониманием характера взаимоотношений между ними, который может быть, как отмечалось ранее, гармоническим или конфликтным, в- третьих, вариантами отнесенности данных процессов к этапам онтогенеза.

Несмотря на то, что в психологии бесспорно признается значительная роль обоих процессов (социализации и индивидуализации) в развитии личности, следует отметить, что теорий онтогенетического развития личности, построенных на идее взаимодействия процессов социализации- индивидуализации, крайне мало.

В истории психологии к ним можно отнести психоаналитические концепции развития личности в онтогенезе (в первую очередь, З.Фрейда, К.Хорни, Э.Эриксона) , концепцию онтогенетического развития Дж.М.Болдуина и основанную на ней теорию В.В.Зеньковского.

В современной отечественной психологии на взаимодействии процессов социализации-индивидуализации строятся теории В.С.Мухиной, В.А.Петровского, Д.И.Фельдштейна, В.И.Слободчикова и в какой-то степени А.Б.Орлова.

Остановимся на этих теориях подробнее. Как уже отмечалось, для Дж.М.Болдуина характерен эстафетный подход к взаимодействию процессов социализации- индивидуализации в онтогенезе, когда социализация видится как продолжение индивидуализации. Еще до становления самосознания, по Дж.М.Болдуину, ребенок обладает ощущением своей духовной жизни, иррациональным, интуитивным чувством другого человека. Развитие самосознания не противоречит этому чувству, а, напротив, как бы окрашивается им. Дж.М.Болдуин видит три фазы в развитии самосознания и социального сознания: проективную, субъективную и эйективную. Первоначально люди рисуются ребенку проективно, т.е. только внешне, через облик и роли. Образ, в котором предстают ребенку окружающие, Дж.М.Болдуин называет проектом, подчеркивая его схематичность. Однако этот образ изначально одушевлен ребенком, который знает людей как активных, живых существ. Проективный образ другого ляжет в основу первой самохарактеристики. Ребенок впервые посмотрит на себя так, как если бы он смотрел на другого человека. На второй фазе ребенок сталкивается с открытием в себе внутренней жизни, отличной от жизни окружающих. Это открытие говорит о переходе к новой фазе самосознания - субъективной. Эйективная фаза свидетельствует о переносе факта существования интимной душевной жизни на других людей. При этом эйективация не есть "открытие в другие людях душевной жизни, а есть лишь ясное сознание, в терминал субъективного самосознания, того, что раньше сознавалось неясно Если проективная самохарактеристика оформляет непосредственно чувство своей жизни в терминах социального (проективного) сознг ния, то ныне социальное сознание оформляется в терминах субъе: тивного самосознания"[137, с.50]. Таким образом, Дж.М.Болду обратил внимание на единство процессов социализации и индивида лизации, их неразрывность и взаимообусловленность. Рубежом, : гда ребенок переходит от проективного сознания к субъективном эйективному, является, по мнению Дж.М.Болдуина, подростничесо Однако данная способность формируется на протяжении всего дег ва. Таким образом, в трактовке Дж.М.Болдуина прослеживаются дующие стадии в развитии личности: индивидуализация- социалиция- эйективация (открытие индивидуальности в другом).

Похожие диссертации на Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе