Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социализации детей 10
1.1 Представления о социализации в психологической литературе 10
1.2 Роль социальной нормы в регуляции социального поведения 18
1.3 Анализ психолого-педагогических представлений о подростковом возрасте в Йемене и России 23
1.4 Анализ психолого-педагогических представлений об отклоняющемся от нормы поведении подростков в Йемене и России 32
1.5 Психологические исследования особенностей нормативной регуляции поведения подростков 41
Глава II. Психологические исследования особенностей социализации подростков в Йемене и России 55
2.1 Особенности нормативной регуляции поведения подростков в Йемене 55
2.1.1 Роль семьи в нормативной регуляции поведения подростков 63
2.1.2 Роль школы в нормативной регуляции поведения подростков 72
2.1.3 Роль сверстников в нормативной регуляции поведения подростков 78
2.1.4 Психологические исследования ценностных ориентации подростков 79
2.2. Особенности нормативной регуляции поведения подростков в России 81
2.2.1 Современная ситуация в России и ее влияние на социализацию подростков 81
2.2.2 Роль семьи в нормативной регуляции поведения подростков 85
2.2.3 Роль школы в нормативной регуляции поведения подростков 89
2.2.4 Роль группы сверстников в нормативной регуляции поведения подростков 91
22 5 Психологические исследования ценностных ориентации подростков
Глава III. Результаты экспериментально-психологического исследования нормативного регулирования поведения подростков в Йемене и России 101
3.1 Предмет и метод исследования 101
3.2 Результаты специального опроса родителей в Йемене и России ... 111
3.3 Результаты специального опроса учителей в Йемене и России. 119
3.4 Результаты специального опроса подростков в Йемене и России 124
3.5 Результаты по анкете «Общепринятые правила и нормы
поведения» 133
3.6 Сравнительный анализ способов нормативного регулирования поведения подростков в Йемене и России 140
3.7 Сравнительный анализ способов ответного реагирования подростков на нормативном регулировании социума в Йемене
и России 150
Заключение 160
Выводы 169
Список литературы 171
Приложения 179
- Представления о социализации в психологической литературе
- Роль социальной нормы в регуляции социального поведения
- Особенности нормативной регуляции поведения подростков в Йемене
- Результаты специального опроса родителей в Йемене и России
Введение к работе
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема нормативной регуляции поведения различных социальных групп
является актуальным предметом в социально-психологических
исследованиях. Применительно к подросткам, как социальной группе, эта
проблема чаще всего связывалась с проблемами социализации. В работах
психологов описываются разнообразные формы нормирования поведения
Шп подростков, предлагаются различные классификации, подчеркивается роль
социализирующих факторов в формировании поведенческих реакций и форм
нарушения поведения у подростков (Драгунова Т.В., 1972; Лебединская К.С.,
1973; Мухина B.C., 1985,1997; Мудрик А.В.,1998, Ковалев В.В.,1979; Личко
А.Е., 1983; Поливанова К.Н., 1999; Фельдинштейн Д.И.,1984; Эйдемиллер
Э.Г., Юстицкий В.В., 1992; Реан А.А., 1993; Раттер М., 1975; Эриксон Э.,
1996 и др.).
Щ? Формы и способы нормативной регуляции поведения подрастающего
поколения изменяются от эпохи к эпохе, от общества к обществу в
соответствии с социальным и экономическим развитием. Ситуация
социальных преобразований изменяет модели социального поведения и
формы их регуляции. Поэтому проблема трансформации способов
нормативной регуляции поведения подростков в ситуации социальных
{Ш .изменений является актуальным и малоизученным направлением.
Сравнительное исследование межкультурных различий в нормативной регуляции поведения подростков представляет особый интерес.
Выбор для сравнительного анализа особенностей нормативной
регуляции поведения подростков в таких странах, как Йемен и Россия,
обусловлен, с одной стороны, происходящими в этих странах
'ф изменениями, с другой стороны, различием в факторах стабилизирующих
эти изменения. Йемен и Россия в той же мере, как и другие страны, переживают целый ряд социальных, экономических, культурных и
5 политических преобразований. В Йемене стабилизация осуществляется за счет единой общегосударственной идеологии - религии ислама, проводимой через все социальные институты. В России отсутствует единая идеология, существенное изменение претерпевают социальные нормы и способы их регулирования. И в Йемене и в России реакция институтов социализации на происходящие изменения запаздывает, прежние функции выполняются не полностью, в связи с чем в системе нормативного регулирования и социального контроля появляются пробелы, расширяется свобода социального поведения, очевидно, что такая тенденция ведет к выходам за пределы нормативного поведения.
В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения способов нормативной регуляции подростков, определение эффективности известных способов и фиксация новых, необходимость в которых появляется в связи с социальными изменениями, происходящими в Йемене и в России.
Цель исследования: определить особенности нормативной регуляции поведения подростков в Йемене и России. Задачи исследования:
Проанализировать теоретические и эмпирические исследования проблемы социализации и нормативной регуляции поведения подростков в Йемене и России.
Провести кросс-культурное исследование способов нормативного регулирования поведения подростков у родителей, учителей и подростков в Йемене и России.
Выявить способы присвоения социальных норм подростками Йемена и России.
Изучить роль институтов социализации в процессе нормативной регуляции поведения подростков.
Объект исследования: особенности социализации подростков в Йемене и России.
Предмет исследования: способы нормативной регуляции поведения
подростков Йемена и России в представлениях родителей, педагогов и подростков.
Гипотеза: в способах нормативной регуляции поведения подростков в Йемене и России существуют различия, обусловленные социо-культурными особенностями этих стран.
Методология исследования. Общей методологической основой исследования является идея о становлении личности путем "присвоения материальной и духовной культуры общества", разработанная советскими и
Щ/ русскими учеными (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн
С.Л., Мухина В.С.и др.), а также положения, разработанные в социогенетическом подходе (Бенедикт Р., Мид М., Кардинер А., Эриксон Э. и др.). Основная проблематика исследований этого подхода - взаимосвязь культуры и формирующейся в ней личности. Одним из центральных вопросов исследования является вопрос о регулятивной функции культуры и способах нормативной регуляции поведения людей. Под нормативной
W регуляцией понимается поддержание постоянства (стабилизация) поведения,
являющегося социотипическим, либо его изменение по заданному закону, осуществляемое приложением нормирующего воздействия социума к субъекту регулирования и его ответными реакциями.
Методы исследования. Методами исследования были анкетирование
, педагогов, родителей и подростков по разработанной нами анкете, метод
\^ незаконченных предложений, моделирующих поведение респондентов в
заданных ситуациях, беседа, опрос, статистические методы обработки данных.
Кроме результатов анкетного опроса в исследовании использовались и другие источники информации: материалы социологических, психологических и педагогических исследований, проведенных в России и арабских странах в последние 10 лет. Для более объективного анализа, мы исследовали данные за ряд лет (с 1991 г.), чтобы проследить динамику развития демографических и социально-психологических процессов
7 происходящих в исследуемых странах.
Научная новизна и теоретическая значимость состоят:
1. В сравнительном анализе способов нормативной регуляции поведения
подростков в России и Йемене.
2. В сравнительном анализе способов присвоения социальных норм
подростками России и Йемена;
3. В определении роли таких социальных институтов как семья, школа и
сверстники в процессе социализации подростков и определения специфики
их нормативного регулирования поведения подростков.
Прикладное значение исследования состоит в определении сходства и различия современных условий, влияющих на социализацию подростков в Йемене и России, и способов нормативной регуляции поведения в этих странах, что позволит более эффективно использовать опыт, приобретенный этими странами за последние годы. Результаты исследования служат основой разработки целенаправленных программ воспитания и психологического консультирования по социальным проблемам подростков, а так же источником осмысления и корректировки процессов, происходящих в общественном сознании, и прогнозирования развития общества в целом.
\+
Достоверность полученных данных обеспечена применением взаимоудостоверяющих методов адекватных цели, объекту и предмету исследования, количественным анализом материала с использованием
\^ математической статистики, качественной интерпретацией и
репрезентативностью выборки.
В ходе этого исследования было опрошено 120 подростков из них 60 подростков из Йемена и 60 подростков Москвы и Подмосковья, в возрасте 12-16 лет, 60 учителей в Йемене и 30 учителей в России, 60 родителей в Йемене и 60 родителей в России. Опрос респондентов проводился по месту
\^ учебы подростков (школы города).
8 Основные положения, выносимые на защиту:
1. В Йемене и России используются определенные способы
нормативного воздействия со стороны таких социальных институтов как
семья, школа, референтная группа сверстников — это прежде всего
информирование о социальных нормах, прямое и косвенное предъявление
образцов для подражания; внушение прямое или косвенное (через поведение)
определенных личностных качеств, запреты, кроме того осуществляется
контроль за поведением ребенка.
2. Родители в Йемене осуществляют полный цикл нормативного
регулирования поведения, когда норма строго задается и контролируется.
В России в цикле нормативного регулирования акцент ставится на обсуждении с подростками их поведения и на предъявлении образцов для подражания. Контроль осуществляется редко. В России способы нормативной регуляции переориентируются с жесткого контроля на создание условий для самостоятельного поиска и выбора образцов поведения подростками. Основным востребованным подростками способом нормативной регуляции становится способ эмоциональной поддержки со стороны семьи и референтной группы сверстников.
3. В обеих странах у подростков большую силу приобретает
регулятивная функция со стороны группы сверстников.
#
4. Учителя в Йемене и России в большинстве случаев не берут на себя
ответственность за нормативную регуляцию поведения подростков,
предоставляя выполнение такой функции в ведение семьи.
5. В Йемене в ответ на нормирующие действия социума подростки
Йемена реагируют подражанием, принятием на веру религиозных канонов и
наблюдением. Эти способы хорошо поддерживают иерархию традиционных
социальных ролей.
^f» В России в ответ на нормирующие действия социума подростки
реагируют подражанием инверсией, когнитивной регуляцией, наблюдением, социальным экспериментом.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включая 127 источника, из них 42 на иностранных языках. Общий объем диссертации - 200 страниц компьютерного набора, включая таблицы, рисунки и графики.
Апробация результатов исследования и внедрение в практику. Основные результаты диссертационного исследования были доложены на международной научно-практической конференции в г.Кирове в 2001г. и на научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. А так же на научно-педагогических конференциях в Йемене г. Хадрамут 2002 г. По результатам исследования опубликовано 3 печатных работы. Результаты исследования используются в лекциях и семинарах в институте Хадрамут
*
Представления о социализации в психологической литературе
Социализация - это вхождение индивидов в социальную среду, усвоение ими социальных влияний, приобщение их к системе социальных связей [9. С. 10].
Одними из первых исследования социализации проводились в культурантропологии (Мид М., Бенедикт Р., Эйбл-Эйбесфельд И., Ронер Р., Уайтинг Б. и Дж.) и социологии.
С точки зрения культурантропологии социализация рассматривается как процесс передачи культурного наследия, овладения культурой, социально значимыми ценностями, нормами, образцами поведения. В рамках данного подхода процесс социализации заключается в автоматическом переносе культурных воздействий на человека (т.е. человек является пассивным потребителем культуры).
В русле позитивистской социологии обществу отводилась главенствующая роль, и познание шло от социума к индивиду (Конт О., Кетле А., Спенсер Г., Уорд Л., Гиддинс Ф., Тард Г., Дюркгейм Э.). В русле понимающей социологии, путь познания, наоборот, идет от индивида к социуму (Вебер М., Зиммель Г.).
Современные исследования западной социологии основываются на понимании социализации как части процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества (Парсонс Т., Кули Ч., Хабермас Ю.идр.).
В психологической науке проблема социализации начинает подниматься в 10-х годах XX века. С точки зрения современной психологии, социализация- это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В разных научных школах понятие социализации получило разную интерпретацию. Наиболее распространенным долгое время было психоаналитическое понимание социализации. В частности, у 3. Фрейда процесс социализации сводится к приобретению контроля над импульсами с целью адаптации к окружающей, преимущественно враждебной среде.
В дальнейшем последователи 3. Фрейда во многом пересмотрели его взгляды на данную проблему. Так, А. Адлер считал, что сущность \"pi социализации заключается в обретении уникального жизненного стиля. А.
Кардинер и Э. Эриксон придавали огромное значение влиянию культуры на процесс социализации человека. По Э. Эриксону, каждое общество вырабатывает собственные институты социализации, помогающие детям с различными индивидуальными особенностями стать полноценными членами определенной социальной группы. [80]
В бихевиористском направлении социализация рассматривается в Jr контексте теории социального научения (Толмен Э., Халл К., Миллер Дж., Доллард Д., Бандура А., Уолтере Р., Роттер Дж.). [33. С. 7] В гуманистической психологии социализация интерпретируется как самоактуализация Я-концепции (Олпорт Г., Маслоу А., Роджерс К.). В отличие от психоанализа, человек здесь - прежде всего существо социальное, и поэтому он не может развиваться, не взаимодействуя с обществом. Причем, человек не стремится к равновесию со средой, а наоборот, хочет взорвать это равновесие (Маслоу А.).
В российской психологии еще на рубеже веков проблемы влияния культуры на формирование идентичности человека поднимали такие ученые как А.А. Потебня и Г.Г. Шпет.
В советской науке разработка проблем социализации личности ведется с середины 60-х годов. Вокруг этого вопроса сфокусировались интересы многих ученых - психологов, этнографов, культурологов, социологов, педагогов. Отечественные исследователи выделяют две стороны процесса социализации: социальную адаптацию и интериоризацию норм и правил, тем самым подчеркивая активный и индивидуальный характер социализации (Андреева Г.М., Кон И.С., Налчаджян А.А., Овдей СВ. и др). Также выделены этапы социализации, задачи, характерные для каждого этапа, факторы и институты социализации. Несмотря на всестороннее освещение данной проблемы в рамках различных наук, единой четкой концепции социализации, на наш взгляд, здесь пока не существует.
При изучении особенностей социализации закономерно возникает вопрос о трудностях, нарушениях и отклонениях в этом процессе. Особенную актуальность проблема социализации и социальной адаптации приобретает в современных социально-политических, социально-экономических условиях. Проблема вхождения человека в иную культуру (аккультурация) волнует многих исследователей (Бочнер С, Берри В., ДжСелье, Венгер А.Л.). Не менее важной выступает проблема инкультурации, формирования национальной, этнической идентичности ( Марцинковская Т.Д, Донцов А.И., ff Стефаненко Т.Г. и др). А.В.Мудрик выделяет следующие универсальные механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. [50]
Роль социальной нормы в регуляции социального поведения
Каждое общество имеет свою определенную систему норм (ценностей), включающую требования к поведению и обязанности членов данного общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, а также от производственных и общественных отношений. Системы норм по отношению к социально экономическому развитию являются зависимой переменной. Социальные нормы формируются неизбежно как следствие коммуникации и кооперации людей, они являются имманентной (от лат. immanens — пребывающий в чем либо, свойственный чему-либо) и основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение. Социальные нормы в обществе выполняют многообразные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, информационную, коррекционную, воспитательную и др. В нормах заложены определенные д способы действия, в соответствии с которыми индивиды строят и оценивают свою деятельность, направляют и регулируют поведение. Социальные нормы ориентируют на формирование целей поведения человека («делай то», «не делай это»); они могут содержать и требования относительно использования средств их достижения.
Понятие «социальная норма» достаточно широкое. В зарубежной научной литературе имеется большое число работ, так или \W иначе анализирующих это понятие. Это прежде всего Дюркгейм Э., Вебер М, Самнер У., Парсонс Т., Мертон Рмиллз Р., Из более поздних —Шериф М. Моррис Р.,Линтон Р., Mo-мов В., Вичев В., Проданов В. и др. Из российских ученых определение нормам дали: Бобнева М.И.,. Даштамирав С.А, Клейберг Ю.А, Пеньков., В.М. Плахов., В.Д, Ручка АЛ,.Ядов В.А и др. Ученые определяют норму как идеал, условное обозначение объективно существующего явления, среднестатистический показатель, максимальный вариант, «равновесие» со средой, функциональный оптимум, обязательный порядок, установленную меру и т.п.
Из современных работ наиболее полный анализ понятия "социальная норма" был проделан в исследовании Ю.А.Клейберга, посвященного проблеме девиантного поведения подростков в сфере досуга [30. С. 14]
Существует три различных принципиальных определения: «нормы социальные — средства социальной регуляции поведения индивидов и групп» (Бобнева, 1978, с. 74); «нормы социальные — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца» (Ручка А.Л, 1990, с. 51); «социальная норма — обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества» [31. С. 14].
Как видно из этих определений, социальные нормы полифункциональны; они пронизывают буквально все стороны нашей жизни. Благодаря нормам общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же акты индивидуального поведения. Именно в регулировании сознания и поведения людей — суть социальных норм. Естественно, регулирование происходит в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Тем самым, социальные нормы оказываются инструментом целеполагания, проектирования текущих управленческих и воспитательных решений. Столь же естественно они становятся инструментом прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования творческой и социальной активности человека.
Социальная норма обладает всеобщностью. Это понимается как одинаковость ее действия по отношению к различным индивидам, общностям людей. Она отражает социальную структуру общества, характер той или иной общественно-экономической формации, поэтому возникает необходимость в глубоком изучении практического социального опыта.
Из многообразия признаков различных видов норм вообще Ю.А. Клейберг выделяет основные свойства нормы, составляющие ее структуру, характеризующие диалектическую природу: объективность отражения действительности; однозначность (непротиворечивость); историчность (преемственность); обязательность воспроизводства; относительная устойчивость (стабильность); динамичность (изменчивость); формальная определенность (внешняя завершенность); степень распространенности, обращенность в будущее; оптимальность; возможность ее измерения; организующая, регулирующая способность; превентивность; коррекционно-воспитательная способность.
Нормы характерны для всех уровней социальной организации: личности, группы, субкультуры, общества, но это не означает, что они полностью единообразны. У каждого субъекта имеются свои собственные представления о «норме», и эти представления не всегда совпадают между собой, вступая в открытый или латентный (скрытый) конфликт.
Особенности нормативной регуляции поведения подростков в Йемене
Особенности социализации детей в Йемене и других, близких по социально-экономическим условиям, арабских странах были исследованы и представлены в работах (Аль-Хашими М.А, Аль-Забалави М., Томим X, Арафа М). Анализ этих работ позволяет выделить следующие тенденции важные для процесса социализации подростка в современном Йемене.
Йеменское общество пережило период изоляции и закрытости в течение длительного времени в рамках старого социально-экономического и политического режима. В этом обществе господствовали нравы, обычаи и духовные ценности, которые подчинили себе человека, благодаря использованию традиционных средств давления. Человек сохраняет и уважает их, боясь, что их отвергнет племя или семья. Ранее йеменское общество жило на провинциальном уровне и городском уровне с похожими стандартами жизни, потому что семья была первичной ячейкой общества, защищавшей личность от совершения правонарушений. Семья становилась на сторону людей, занимавших важное место внутри традиционного общества. Ранее отсутствовало такое явление, как бродяжничество и попрошайничество, совершение правонарушений, особенно среди подростков, потому что ребенок-правонарушитель угрожает духовным ценностям, нравам и обычаям. Это касается не только его лично, но затрагивает семью, племя, к которым они принадлежат. В тот период плотность населения была невысокой. Жители деревни, рода, племени или квартала знали друг друга, поэтому могли быстро реагировать на любые отклонения в поведении соплеменников.
Социальные преобразования в йеменском обществе произошли после революции 26 сентября 1962 г. и 14 октября 1963 г. в сложных социальных, экономических и политических условиях в Северном Йемене и при британской оккупации Южного Йемена, в дополнение к другим многочисленным факторам, главным образом темпам быстрого социального преобразования, которое оказало воздействие на преобразование традиционного режима в общество, характеризующееся конвергенцией и сплоченностью через власть семьи в клане. Этот факт привел к ослаблению личных и семейных уз. Образовался большой разрыв между старым и новым поколениями.
Йеменское общество в той же мере, как и другие страны, переживает целый ряд социальных, экономических, культурных и политических преобразований. Это в свою очередь приводит к возникновению пропасти между духовными ценностями и законодательством, которыми руководствуется человек, на которых основывается его поведение, и потребностью приспособления к быстрым изменениям, происходящим в окружающем мире, которые затрагивают и повседневные запросы. Это отражается на людях, и особенно на детях, и иногда приводит к отклонениям от нормального поведения у части детей, а иногда и к преступлениям.
Приобретенные навыки множатся от эпохи к эпохе, от общества к обществу в соответствии с социальным и экономическим развитием. Современное йеменское общество стремится к созданию необходимых противовесов, которые помогли бы членам общества идти в ногу с быстротекущими изменениями во всех областях жизни. Это требует от всех учреждений йеменского общества, и, прежде всего, таких, как семья, школа, учреждения социальной защиты, предпринятия больших усилий для улучшения условий жизни подрастающего поколения, помощи для избежания совершения правонарушений и антиобщественных поступков.
В этом исследовании мы предлагаем картину характера усилий, предпринимаемых в этом направлении, и разъясняем причины и ошибки, которые могут привести к отклонениям в поведении детей и их неприспособленности к жизни в йеменском обществе; даём определение нормального и анормального поведения, исходя из положений исламского шариата (Коран, сунны), из нравов и обычаев, а также положений публичного права, которые не противоречат положениям исламского шариата, ибо 100% населения Йемена составляют мусульмане. Поэтому выход за рамки исламского шариата или пренебрежение им не только не желательны, но и отвергаются членами общества.
Чтобы избежать негативного влияния любого члена общества на подростка, требуется вмешательство как лиц, призванных решать эти вопросы, так и, особенно, родителей и лиц, их заменяющих. Это лучшее подтверждение высказывания Аллаха: «Сотрудничайте в правом деле, а не в агрессивности». В сунне нашего Пророка Мухаммада говорится о том, что «религия это совет». [86] Забота о детях и их правильном становлении как членов йеменского мусульманского общества помогает уберечь подростков от отклонений от нормального поведения, внести коррективы в поведение правонарушителя с тем, чтобы он не превратился в изгоя всего общества. Исходя из этого, по моему мнению, очевидно, что ясность правил и законов для всех членов общества является основной предпосылкой, позволяющей избежать отклонений от нормального поведения.
Результаты специального опроса родителей в Йемене и России
Данный опросник разработан таким образом, чтобы родители могли ответить на вопросы, которые охватывают все стороны жизни подростка, его отношения с семьей, школой и обществом. Главной целью опроса являлось выявление факторов, оказывающих позитивное или негативное влияние на поведение подростка с точки зрения его родителей, а также установление степени влиятельности этих факторов.
Обработка и анализ данных проведенного опроса привели к следующим результатам: 1. Опрос № 1. Общие сведения о семье: Путем анализа опроса, касающегося общих сведений о семье подростка в йеменском обществе и в России выявлены следующие данные (табл. 4)
Следует отметить, что для традиционного йеменского общества характерно наличие большего количества детей в семье (6 детей), чем в России (двое) (р 0,05). Также анализ показывает, что в Йемене 100% семей являются полными, в то время как в России достоверно больший процент неполных семей (р 0,05).
Анализ ответов на вопрос о том, какие методы воспитания детей родители считают правильными, показывает, что в обеих странах, России и Йемене, похвала за хорошее поведение заняла первое место среди воспитательных методов, которые родители считают правильными (табл. 5) (смт. приложение 2,рис2).
А по остальным методам анализ показывает небольшую разницу, заключающуюся в том, что для российских родителей характерна меньшая строгость, чем у йеменских родителей, так как приведение примера из жизненного опыта занимает второе место, на третьем месте - обсуждение поведения ребенка, четвертое место занимает примеры из опыта друзей, и только на пятом месте у российских родителей стоит наказание в виде строгого устного замечания и лишения ребенка вещей, которые он любит, а затем физическое наказание.
Йеменские родители считают наказание правильным методом воспитания их детей в большей степени, чем российские родители.
Исходя из вышесказанного, можно придти к выводу, заключающемуся в том, что йеменские родители больше используют строгое наказание, чем российские родители, потому что твердо убеждены в том, что оно является идеальным средством коррекции девиантного поведения.
По моему мнению, использование строгого наказания, особенно физического, как единственного метода воспитания у некоторых йеменских родителей, или отсутствие этого вида наказания в целом у некоторых российских родителей - одна из причин отклонения в поведении детей.
Анализ показывает, что йеменские родители (89%) наказывают своих детей больше, чем российские родители, особенно при поведении, противоречащем морали, нормам и законам. Именно это и показывает, что нормы и законы остаются устойчивыми с одной стороны, благодаря тому, что в обществе существует убежденность в их справедливости, и поэтому они передаются из поколения в поколение, с другой стороны - благодаря пониманию ребенком негативных последствий отклонения от общепризнанных в йеменском обществе моральных норм, которые преимущественно являются отражением мусульманского закона - Шариата, направленного на предотвращение человеческих поступков.
Выяснилось, что йеменские родители заботятся о соблюдении их детьми господствующих в обществе правил и законов, а также указаний, исходящих от старших, в отличие от российских родителей не только потому, что законы и нормы четко определены в йеменском обществе, но и потому, что любое нарушение в поведении детей считается недостатком в воспитании со стороны родителей, и они обвиняются в первую очередь.
Анализ показывает, что есть различие между Йеменом и Россией по этому вопросу. Оно заключается в том, что в России достоверно чаще наказывает ребенка мать (70,9%, р 0,001 ), и родители не позволяют другим наказывать своих детей без их согласия при любых поступках. А в йеменском обществе детей достоверно чаще всего наказывает отец (65%, р 0,001), так как он является первым ответственным за семью, часть родителей позволяет другим наказывать ребенка (12.5%), особенно если он совершил поступок, заслуживающий наказания, в числе тех других называются - старший брат ребенка, его дядя и тетя, как по отцовской, так и по материнской линии, бабушка, наставник в школе или в мечети (смт. приложение 2,рисЗ).