Содержание к диссертации
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические и методологические основы формирования
поликультурного общества в условиях этнической толерантности 14
Становление и трансформация поликультурного общества в контексте истории философской, педагогической, психологической наук 14
Менталитет в структуре ценностей и цели образования 31
1.3. Обусловленность интегральной индивидуальности этнических групп
студентов внешними и внутренними условиями 48
выводы 61
« ГЛАВА П. Педагогические условия воспитания гражданственности в
условиях полиэтнической группы студентов 63
Формирование гражданственности как интегрального качества личности 63
Пол и культурное образование как фундамент формирования
общечеловеческих ценностей 82
2.3.Особенности воспитания гражданственности в полиэтнической группе
студентов 102
ВЫВОДЫ 121
ГЛАВА III. Педагогическая диагностика в воспитании гражданских качеств
личности в полиэтническом образовательном пространстве 122
3.1. Системный подход в интегральном исследовании личности в
полиэтнической группе студентов 122
3.2. Программа исследования. Методика, технологии, прогнозы 127
3.3.Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 142
выводы 169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 174
ПРИЛОЖЕНИЕ 210
Введение к работе
Актуальность и постановка проблемы исследования. Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами...» [112].
Определение в основных международных правовых документах и в правовой системе многонационального федеративного государства такой общей цели воспитания имеет большое значение, поскольку подразумевает соблюдение прав и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности.
Перед современной Россией как многоэтническим и поликультурным государством особенно остро стоит задача поиска и нахождения продуктивных путей мирного взаимодействия различных этнических и других социокультурных групп, создания в обществе атмосферы согласия, дружбы и взаимопонимания, равенства и справедливости, ненасильственного разрешения противоречий и конфликтов. Решением этой проблемы занимаются различные социальные науки: педагогика, психология, философия, культурология, история.
На современном этапе полиэтническое общество выступает в качестве социокультурной ситуации развития современного воспитательного процесса.
При организации целенаправленного воспитания учебным заведениям и всей системе образования следует учитывать, что межнациональные отношения влияют на людей совершенно по-разному. Гармоничные межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах государства.
В последние годы наметилась тенденция постепенной утраты традиционного российского патриотического (гражданского) сознания. В некоторых регионах страны патриотизм стал перерождаться в национализм. Правительство Российской Федерации своим постановлением от 16 февраля 2001 г. утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», в которой отмечается, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности; подчеркивается важность объективного изложения исторических и текущих событий, активного противодействия фактам искажения и фальсификации истории Отечества, создания образов положительных героев в художественных произведениях.
Педагогическая деятельность требует от педагогов разнообразия знаний и умений в области воспитания молодёжи, а каждый исторический период жизни общества выдвигает перед ними особые задачи. Одной из наиболее актуальных в наше время стала задача воспитания гражданственности в условиях полиэтнической группы молодёжи. В педагогической науке проблема воспитания гражданственности обсуждалась многими учёными исследователями (Ю.П. Азаров, А.В. Беляев, И.А. Королев, Б.Т. Лихачев, Е.Н. Медынский, В.А. Сухомлинский, Ж.-Ж. Руссо и другие).
А.В. Беляев в своих исследованиях утверждает, что гражданственность включает в себя знание прав и обязанностей гражданина конкретной страны и их неукоснительное соблюдение, что является социальной гарантией консолидации государства, сохранения его суверенитета и обеспечения условий для жизнедеятельности граждан [63]. По мнению учёных А.А. Аронова, М.Н. Аплетаева, В.В. Берман, B.C. Библер, О.С Газман, В.П. Киселева, гражданственность включает в себя гуманизм взаимоотношений людей, которым чужды национальный снобизм и, культ языка, а также уважение национального достоинства. Однако, несмотря на разностороннее теоретическое освещение в научной литературе вопросов воспитания
гражданственности и опыт их практического решения, новые тенденции в обществе, науке и образовании актуализировали проблему межнационального общения и потребовали более глубокого переосмысления этих аспектов с точки зрения категориального и содержательно-процессуального аппарата, а также ориентированности её на студенческий возраст.
Анализ документальных и научных источников, изучение массового опыта воспитания гражданственности в межнациональном общении позволили выявить ряд противоречий и несоответствий:
между количеством исследований, посвященных педагогике межнационального общения и проблемам формирования гражданственности в условиях полиэтнической группы студентов;
между потребностями и интересами различных этнических групп и сформированными социально-ценностными нормами личности в условиях этнической общности;
между формированием потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов - соседей и сложившимся стереотипом в обществе культуры межнациональных отношений;
между необходимостью создания в педагогическом сообществе коммуникативной толерантности и неумением педагогов технологизировать учебный процесс конструктивным диалогом и формированием у молодёжи культуры мира (т.е. понимания универсальных ценностей и моделей поведения, необходимых, чтобы жить в мире и согласии с самими собой, природой и обществом).
Новая концепция гражданского воспитания, основанная на идее формирования личности в единстве культур, требует разработки теоретических вопросов - определения места гражданского воспитания в системе целостного или интегрированного развития личности. Формирование личности как результат развития означает приобретение ею совокупности устойчивых свойств и качеств. Обучение и воспитание есть
формы развития физических и духовных сил человека. Воспитание выступает в качестве того решающего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности.
Анализ научных психолого-педагогических исследований показал, что многие российские и зарубежные учёные искали и продолжают искать пути продуктивного взаимодействия различных полиэтнических социокультурных групп. Однако в основном они решают задачи воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста и взаимодействия с взрослыми. Проблемы воспитания гражданственности в полиэтнических коллективах учащейся и студенческой молодёжи в современной ситуации остались учтёнными педагогической практикой не в полной мере.
В целом многими ставропольскими учёными представлены различные аспекты работы с полиэтническими коллективами:
теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде (Шабалдас А.Е., Горовая В.И., Гуров В.Н., Малашихина И.А.);
этнические проблемы современности и культура межнационального общения (Авксентьев А.В., Авксентьев В.А.);
воспитание патриотизма и гражданственности (Беляев А.В., Иванова С.Ю.);
этнические проблемы современности (Багдасарова А.В., Гуров В.Н., Селюкова Л.Я., Шаповалова И.А., Шаповалов В.А., Шаповалов В.К.).
В условиях современной России, а в особенности Ставрополья, выбранная тема исследования не потеряла своей значимости, а приобрела новый смысл, её разработка стала ещё более необходимой.
Таким образом, данная тема становится особо актуальной в связи с необходимостью повышения качества воспитания в полиэтнических коллективах высших педагогических учебных заведений, формирования у будущих педагогов навыков общения с представителями различных этносов, знание этнопсихологии, этнокультуры и истории.
В связи со сказанным актуализируется разработка спецкурсов, воспитательных мероприятий, изучение условий формирования гражданственности у студенческой молодёжи в полиэтническом коллективе.
На основе выявленных противоречий нами сформулирована проблема: каковы педагогические условия воспитания гражданственности в полиэтнической группе студентов?
Решение данной проблемы составило цель исследования: формирование у студентов культуры межнационального общения, чувства национального достоинства как гражданина своего Отечества.
Объект исследования - процесс воспитания гражданственности у студентов в полиэтнической группе.
Предмет исследования - педагогические условия, содержание, формы и методы воспитания гражданственности в многонациональном студенческом коллективе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Определить сущность становления и трансформации
поликультурного общества в контексте истории философской и
педагогической науки;
Установить обусловленность интегральной индивидуальности этнических групп студентов внешними и внутренними условиями;
Изучить особенности воспитания гражданственности в полиэтнической группе студентов;
Охарактеризовать педагогические условия воспитания гражданственности в межнациональном коллективе студентов.
Гипотеза исследования основана на предположении, что эффективность воспитания гражданственности в условиях полиэтнической группы студентов во многом будет зависеть:
- от того, в какой степени студенты вовлечены в совместную
деятельность, способствующую развитию гуманных взаимоотношений в
многонациональном коллективе;
от направленности педагогического процесса на формирование культуры межнационального общения, способствующей преодолению конкретных негативных проявлений в поведении обучающихся;
от сформированности гражданственности как интегрального качества личности;
от реализации потенциала народных традиций воспитания в формировании культуры межнационального общения.
Методологическую основу исследования составили исторический подход к изучению национальных культур, современные философские концепции о единстве национального, межнационального и общечеловеческого; аксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития; культурологический подход, рассматривающий этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры, раскрывающий культурообразующую функцию социальной среды; личностно деятельностный подход к изучению образовательно-воспитательного процесса, позволяющий творчески использовать духовно-ценностный опыт предшествующих поколений; теория межэтнических отношений; педагогика межнационального общения; концепция гражданского воспитания молодежи (А.В. Беляев).
Теоретическую основу исследования составили теории этнопедагогики зарубежных ученых: Ж. Дюби, Дж. Де-Вос (Девос), Ж. Ле Гофф, И. Кант, А.Г. Маслоу, Ж.-Ж. Руссо; российских ученых: Г.И. Дубова, О. Карпенко, И.М. Кобозоевой, А.И. Першиц, А.Д. Солдатенкова; ставропольских учёных: В.А. Авксентьева, А.В. Багдасаровой, А.Ю. Белогурова, А.В. Беляева, Г.М. Гогоберидзе, В.И. Горовой, В.Н. Гурова, Л.М. Дробижева, СЮ. Ивановой, И.А. Малашихиной, Т.В. Поштарёвой, А.Е. Шабалдаса, И.А. Шаповаловой, В.А. Шаповалова, В.К. Шаповалова; учёных Северного Кавказа, в частности
карачаевских: И.А. Арабова, Ф.В. Абаевой, М.Ю. Айбазовой, З.И. Айгумовой, АА. Байчаровой, Р.И. Байчоровой, Б.Х. Бгажнокова, Х.Х. Боташевой, Х.Х.-М. Батчаевой, М.Б. Гуртуевой, К.Б. Семёнова, СБ. Узденовой, И.И. Шаманова.
Методы исследования: методы теоретического анализа научной
литературы, нормативно-правовых и программно-методических материалов,
изучение и обобщение опыта деятельности образовательных учреждений,
анализ продуктов деятельности педагогов, моделирование, эмпирические
методы, позволяющие прямое, косвенное и включенное наблюдение; опросы
(анкетирование, тестирование, интервьюирование), а также
экспериментальные методы (формирующий и итоговый эксперименты с
последующим количественным и качественным анализом
экспериментальных данных).
Опытно-экспериментальной базой исследования явились
Ставропольский государственный университет и Ставропольский филиал Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова (факультеты коррекционной педагогики, педагогики и психологии, лингвистики, юриспруденции). Общее количество респондентов составило 300 человек.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов:
на первом этапе (2002-2003 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись гипотеза, цель, задачи исследования, накапливался эмпирический материал, разрабатывались программа и методика исследования;
на втором этапе (2003-2004 гг.) проводилось теоретическое и экспериментальное изучение педагогических условий воспитания гражданственности в условиях полиэтнической группы студентов;
на третьем этапе (2004-2005 гг.) уточнялись полученные теоретические положения, проводился их анализ, проверялись экспериментальные данные, осуществлялась их систематизация, обосновывались выводы исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые разработаны педагогические условия воспитания гражданственности в полиэтнической группе студентов (создание позитивной психокомфортной обстановки в группе студентов межнациональной направленности; организация учебной и внеучебной работы со студентами по принципу неформального общения, учитывая влияния, которые оказывают на человека объективные условия его жизни, социальная среда, предметно-пространственная среда обитания, как в широком, так и в узком смысле; воспитывающая среда; педагогически управляемый процесс развития личности).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что уточнена сущность понятий «поликультура», «социальная идентичность», «этническая идентичность», «этническая самоидентификация», «этническая общность», «межэтническое взаимодействие», «интегральная индивидуальность», «поликультурное образование», «менталитет и ментальность»; разработана комплексная программа воспитания гражданственности в условиях полиэтнической группы студентов, позволяющая реализовать межэтнические отношения в разных сферах - политике, культуре, образовании; обоснована концепция культуры межнационального общения, выделены ее основные черты и критерии; разработаны методические рекомендации для руководителей многонациональных коллективов, основной составляющей деятельности которых является изучение национально-психологических ценностей различных этнических общностей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику Ставропольского государственного университета, Ставропольского филиала Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. Материалы и выводы
диссертационного исследования могут быть использованы преподавателями вузов для оценки уровня сформированности гражданственности в условиях полиэтнической группы студентов, при разработке спецкурсов, спецсеминаров, при чтении лекций, а также при проведении курсов повышения квалификации работников образования.
Достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных обеспечены чёткостью исходных методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, широтой и разносторонностью источниковедческой базы исследования, адекватной её объему, целям, задачам и логике реализаций теоретических и эмпирических методов, соответствующих задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов.
Основные положения, выносимые на защиту.
Формирование культуры межнационального общения, умения решать возникающие межэтнические конфликты мирными, а не силовыми методами - все это должно явиться основой воспитательной работы в высших образовательных учреждениях полиэтнической направленности.
Формирование гражданственности как интегрального качества личности должно происходить в поликультурном образовании на основе соблюдения принципов: преобладания однородности национального состава; сочетания федерального, регионального и местного компонентов в содержании образования; изучения различных народных социально-педагогических, культурно-исторических традиций, ценностей; самоопределения и самореализации личности на основе принципов толерантности, законопослушности, социальной полезности; активного противостояния различным видам проявления национального и религиозного экстремизма.
Педагогическими условиями воспитания гражданственности в полиэтнической группе студентов должны являться: социальная среда; предметно-пространственная среда обитания как в широком, так и в узком
смысле; воспитывающая среда; педагогически управляемый процесс развития личности, предполагающий объединение субъективных усилий всех его участников: педагогов, родителей и представителей других социальных институтов; создание позитивной психокомфортной обстановки в группе студентов межнациональной направленности; организация учебной и внеучебной работы со студентами по принципу неформального общения, учитывая влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни.
4. Сформированность национального самосознания и толерантность являются необходимыми условиями построения конструктивного диалога в межнациональном коллективе. Модель организации воспитательной работы по формированию гражданственности в вузе регулирует создание педагогически воспитывающей среды, которая состоит из конструктивных элементов, взаимосвязанных звеньев (внеучебная работа кафедр по межэтническому общению; работа национальных клубов; деятельность музея казачества).
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в течение 2001-2005 гг. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, научных региональных конференциях «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2002); «Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования» (Ставрополь, 2002, 2004, 2005); Всероссийской научно-практической конференции (Калуга, 2005), Всероссийской научной интернет-конференции (Ставрополь, 2005).
Основные результаты и выводы исследования были сформулированы и опубликованы автором в 7 научных работах («Сходство и различие народных обычаев у русского и немецкого народов, связанных с землей и отношением к ней»: научно-методический журнал ЭКО: «Экология. Культура. Образование». - Ставрополь: ИПФ «Ставрополье», 2001. - Вып.4, С.27-32;
«Воспитание студентов в духе национальной терпимости на основе знакомства с древними традициями античного мира»: научно-методический журнал ЭКО: «Экология. Культура. Образование». - Ставрополь: ИПФ «Ставрополье», 2002. - Вып.6, С.55-56; «Античная культура и её влияние на современное воспитание»: научно-методический журнал ЭКО: «Экология. Культура. Образование». - Ставрополь: ИПФ «Ставрополье», 2003. - Вып. 10-11, С.39-40; «Воспитание патриотизма на занятиях по иностранному языку»: научно-методический журнал ЭКО: «Экология. Культура. Образование». -Ставрополь: ИПФ «Ставрополье», 2004. - Вып. 16, С.42-44; «Культура межнационального общения в полиэтническом молодёжном коллективе» // Значение прикладной психологии в новейшей истории России: Матер. Всеросс. научн. интернет-конф. - Ставрополь, 2005, С. 136-141; «Проблемы патриотического воспитания молодёжи в современном обществе» // Образование в России: медико-психологический аспект: Матер, юбилейной X Всеросс. научно-практ. конф. - Калуга, 2005, Т. 2, С.23-25), внедрены в практику работы Ставропольского государственного университета, Ставропольского филиала Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 557 источников, и приложений. Общий объём рукописи - 242 страницы. Работа содержит 9 таблиц, схем и 1 рисунок.