Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение лучших образцов исторического
культурного наследия является неотъемлемой частью профессиональной
подготовки художников традиционного прикладного искусства. Проблемы
сохранения исторической культуры и интеллектуально-духовных ценностей,
созданных предыдущими поколениями, всегда были предметом исследования
іедагогов и ученых (Б. М. Бернштейн, Д. С. Лихачев, В. Ф. Максимович,
І. М. Неменский). Как показывает практика художественного профессионального
бразования, одной из важнейших составляющих постижения и сохранения
сторической художественной традиции является реновация. Ещё в начале XX
ека В. В. Кандинский отмечал необходимость создания и развития «науки об
скусстве», предварительным этапом которой является выявление и обоснование
ерминологической сущности дефиниций в каждом виде искусства. В данном
сследовании это реновация (лат. renovatio - «обновление, возобновление») в
радиционном прикладном искусстве, что, согласно В. Г. Власову, означает
оссоздание исторических художественных произведений при всестороннем их
зучении. Это в полной мере относится к такому направлению в традиционном
рикладном искусстве как художественное кружевоплетение и
рофессиональному образованию в этой области, где реновация позволяет
гудентам проникнуть в сущность произведения, освоить исторический,
стетический, этический и культурный опыт поколений, их ценности и
остижения. Практической проблемой профессионального образования в области
удожественного кружевоплетения является, прежде всего, неадекватная оценка
го значимости и недостаточная востребованность в современном социуме. Как
оказало предварительное анкетирование, за период с 2008 по 2010 годы в России
олько 7,5 %. студентов поступили целенаправленно на обучение
удожественному кружевоплетению, а 92,5 % - не ориентированы на будущую
рофессию, при этом 65 % поступающих объясняют свой выбор желанием стать
просто художником». Таким образом, актуальным является педагогическая
елесообразность обучения реновации и через неё формирование у студентов
профессионального интереса к этому виду традиционного прикладного искусства путём последовательного поэтапного погружения в мир не только искусства кружевоплетения, но и всей художественно-эстетической среды определённого исторического периода.
Степень разработанности проблемы. Анализ науки и практики профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (И. Э. Агапова, В. Ю. Борисова, Е. И, Васильева, Л. П. Калинина, Е. А. Лапшина,
B. Ф. Максимович), области художественного кружевоплетения (Г. К. Баранова,
Н. Ю. Бирюкова, И. Я. Богуславская, С. И. Большова, С. А. Давыдова,
М. Н. Левинсон-Нечаева, М. А. Некрасова, П. Пёниш, Е. Н. Половцева,
И. П. Работнова, М. А. Сорокина, Л. Хауканхеймо, В. А. Фалеева), музейном
образовании (Н. Д. Бартрам, В. А. Гуляев, Л. Г. Оршанский), реставрации
произведений искусства (И. Э. Грабарь, Н. Н. Семенович, С. В. Ямщиков)
послужил теоретическим основанием для нашего исследования, однако проблемы
реновации в данных работах не рассматривались. Зарубежные учёные (П.Пёниш,
Е.Тислер) уделяют внимание в основном техническому исполнению
примитивных элементов кружевоплетения - лист, лепесток и т.д. В то же время
C. А. Давыдова, Е. А. Лапшина, В. Ф. Максимович, Л.Хауканхеймо,
М. А. Сорокина отмечают необходимость развития профессионального
образования с опорой на интегрированную учебную работу с музеями,
копирование лучших образцов, изучение технологических и технических
приёмов, что можно отнести к отдельным разрозненным составляющим
реновации. Это подтверждает наличие и необходимость решения научной
проблемы - научно-исследовательского анализа содержания профессионального
обучения реновации произведений искусства, без чего невозможна подготовка
высококвалифицированных художников - носителей этого искусства, и как
результат - развитие и востребованность самого искусства художественного
кружевоплетения.
Исследование педагогических проблем в процессе обучения реновации выявило противоречия между: огромным духовно-нравственным потенциалом
традиционного прикладного искусства и отсутствием целенаправленного погружения обучающихся в особенности определенной культурно-исторической, эстетической и художественно-творческой среды, способствующей созданию высокохудожественных произведений; потребностью включения реновации гроизведений искусства кружевоплетения в профессиональное обучение и отсутствием разработанных теоретических основ и методологических подходов к решению этой проблемы, что обусловило выбор темы данного диссертационного исследования: «Содержание профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения».
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить содержание1 профессионального обучения іеновации произведений искусства кружевоплетения.
Объект исследования - профессиональное образование будущих удожников в области традиционного прикладного искусства.
Предмет исследования - процесс профессионального обучения реновации іроизведений искусства кружевоплетения.
Гипотеза исследования. Успешность образовательного и художественно-ворческого процесса обучения реновации может быть обеспечена если:
обучение опирается на принципы профессиональной направленности ібучения, системности, научности, творческой активности в постижении удожественного кружевоплетения как многовекового искусства и самоценности іроизведения искусства как непосредственного источника профессионального итереса к будущей специальности;
будет проведен тщательный отбор уникальных произведений искусства ружевоплетения, при условии полного педагогического сопровождения всего іроцесса реновации и взаимосвязи с их региональной исторической [ринадлежностыо;
будет реализована педагогическая модель профессионального обучения іеновации, основанная на особенностях средств художественной ыразительности произведений кружевоплетения.
Задачи исследования:
1.Проанализировать исторические и педагогические основы профессионального образования, определить специфику профессионального обучения реновации в традиционном прикладном искусстве.
-
Разработать и обосновать модель профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения.
-
Выявить и подкрепить доказательствами педагогические условия реализации модели профессионального обучения реновации.
-
Разработать и экспериментально проверить научно-методические рекомендации по внедрению модели профессионального обучения реновации произведений искусства.
Методологическую основу исследования составили: научные труды отечественных и зарубежных философов о культурном наследии (Б. М. Бернштейн, Д.С.Лихачёв), проблемах творчества и создания произведений искусства (А. Банфи, Н. А. Бердяев, Г. Земпер, Н. О. Лосский, В. В. Розанов), деятельностной сущности человека и его творческой активности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. ЭлькОнин); теоретические основы народного искусства и профессионального образования в этой области (А.В. Бакушинский, В.М. Василенко, B.C. Воронов, В.Ф. Максимович, Т.М. Разина, Б.А. Рыбаков, В.В. Стасов); работы отечественных и зарубежных учёных о значении ручного художественного труда в воспитании (Я.А. Коменский, М. Монтессори, К.Я. Цируль).
Методы исследования: анализ исторической, философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования; обобщение опыта по воспроизведению произведений художественного кружевоплетения в России, Германии, Бельгии и Финляндии; педагогическое наблюдение, метод моделирования, диагностирующих контрольных тестов; опрос, анкетирование студентов; анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ студентов; проведение педагогического эксперимента; ретроспективный анализ педагогической работы автора в качестве преподавателя специальных дисциплин
а кафедре «Художественное кружевоплетение» ФГОУ ВПО Высшей школы ародных искусств.
Этапы исследования. Первый этап (2007-2008) -констатирующий, где зучалось состояние исследуемой проблемы, анализировался исторический рактический отечественный и зарубежный опыт; обосновывалась актуальность сследования, формулировалась гипотеза и формировалась методологическая аза исследования. На втором этапе (2008-2009) были теоретически обоснованы и азработаны педагогическая модель и содержание учебно-методического омплекса, проводился педагогический эксперимент. На третьем этапе (2010-011) - формирующем - осуществлялся анализ и обработка полученных езультатов экспериментальной работы, формулировались заключение и выводы.
Научная новизна. Научно обосновано, что одним из эффективных путей рофессионального образования в традиционном прикладном искусстве является эблюдение принципов реновации, которая наиболее продуктивно реализуется в амках разработанного учебно-методического комплекса «Реновация роизведений искусства кружевоплетения».
Раскрыто понятие реновации произведений искусства кружевоплетения в рофессиональном образовании как необходимого образовательного и удожественно-творческого процесса, представляющего собой погружение в тоху создания произведения искусства, способствующее воссозданию с сторической достоверностью высокохудожественных изделий кружевоплетения.
Выявлены особенности профессионального образования, включающие їстему занятий с поэтапной структурой и определённой последовательностью в :воении содержания учебного материала, и на их основе разработаны критерии ценки результатов реновации путём сравнительного анализа с подлинным роизведением искусства.
Установлены причинно-следственные связи между реновацией роизведения искусства как источником формирования профессионального нтереса, собственной художественно-творческой деятельностью будущего удожника и современным этапом в развитии искусства кружевоплетения.
Разработана модель профессионального обучения реновации произведений искусства кружевоплетения, отличительной особенностью которой является: последовательность педагогического процесса от тщательного отбора произведения искусства до материализации проекта как результата реновации.
Теоретическая значимость.
Введено в педагогическую практику понятие реновация произведения искусства кружевоплетения и раскрыто его содержание для профессионального образования в традиционном прикладном искусстве. Выявлены и научно обоснованы условия реализации модели, подтверждающие педагогическую целесообразность содержания профессионального обучения реновации будущих художников. Теоретически обоснована и доказана необходимость педагогического сопровождения процесса реновации произведений искусства кружевоплетения от идеи до материализации художественно-творческого проекта. Установлены критерии сформированности научно-исследовательского уровня студентов, включающие в себя: умение организовать поиск оптимального решения с соответствующим художественно-историческим и научно-обоснованным анализом, осмысление и современную интерпретацию художественной традиции, самостоятельность проведения исторического исследования, потребность в творческом самовыражении, умение соотнести собственный результат реновации с историческим высокохудожественным произведением искусства кружевоплетения.
Практическая значимость. Разработанная модель профессионального обучения реновации имеет практическое значение для всех уровней профессионального образования в традиционном прикладном искусстве. Учебно-методический комплекс «Реновация произведений искусства кружевоплетения» может быть использован при разработке курсов повышения квалификации и педагогического мастерства в преподавании художественного кружевоплетения. Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13. 00.08 - теория и методика. профессионального образования (педагогические науки), результаты научного исследования
соответствуют таким пунктам паспорта специальности как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в высших учебных заведениях; переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов; непрерывное профессиональное образование; подготовка специалистов в системе многоуровневого образования; учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.
Достоверность исследования обусловлена методологическим подходом к изучению проблемы, применением методов исследования, адекватных, целям и задачам, изучением педагогической практики и организацией экспериментальной работы, реализацией комплексной методики исследования, опытом работы автора в Высшей школе народных искусств (институте).
Апробация и внедрение. Основные положения диссертации прошли апробацию на международных научно - практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование» (г. С.-Петербург - 2005, 2007, 2009, 2010 г.г., и г. Москва 2008г.); на международных семинарах: «Возрождение кружева как традиционного прикладного искусства» (Эстония, г. Нарва - 2006 г.), «Финские кружевницы» (Финляндия, г. Хельсинки - 2007г. и Порвоо - 2010г.), на конференциях «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (г. С.-Петербург — 2008,2009,2010,2011 г.г.). Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Губернаторского колледжа народных промыслов г. Вологды, Суздальского художественно-реставрационного колледжа, ФГБОУ ВПО Высшей школы народных искусств (института),которые и являлись базой данного исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная подготовка будущих художников традиционного прикладного искусства должна опираться на изучение подлинных произведений, которые, являясь эталоном уникального ручного художественного труда, форми-
руют интерес к истинным ценностям и определяют профессиональный уровень современного художника и понимание значимости искусства кружевоплетения.
2. Реновация произведения искусства кружевоплетения как необходимый
образовательный и художественно-творческий процесс представляет собой
погружение в эпоху создания произведения искусства и способствует: освоению,
сохранности и воссозданию подлинных произведений; изучению исторического и
художественного контекстов; постижению композиционных и технологических
приемов с сохранением художественных традиций.
-
Разработанная модель профессионального обучения реновации с опорой на принципы профессиональной направленности обучения, системности, научности, творческой активности и исторической достоверности характеризуется определенными педагогическими условиями её успешной реализации. К ним относятся: тщательный отбор музейных высокохудожественных образцов для реновации; исследовательская и проектно-художественная деятельность, материализация разработанного проекта, сравнительный интегрированный анализ произведения искусства и результатов реновации, педагогическое сопровождение всей образовательной и творческой деятельности.
-
Результатом профессионального обучения реновации произведений искусства является: способность обучающихся соотнести исторический и художественно-творческий поиск и умение выявлять оптимальные решения реновации; степень самостоятельности проведения исследований по реновации, сформированный интерес к художественному кружевоплетению, высокий уровень осмысления и развития художественных традиций в современном социуме, способность к художественно-творческой деятельности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 15 приложений. Список используемой литературы включает 280 наименований. Объем диссертации 165 страниц, 6 таблиц, 3 схем.