Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики Герасимова Антонина Анатольевна

Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики
<
Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герасимова Антонина Анатольевна. Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Герасимова Антонина Анатольевна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т].- Магнитогорск, 2007.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/3096

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Развитие творческого мышления развивающейся личности является как для мировой, так и для современной отечественной педагогики одной из непреходящих задач. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин социального, экономического, общественного и общечеловеческого характера. Так, сегодня происходит изменение парадигмы общественного развития с ориентацией на культуру и общечеловеческие ценности и, как следствие, изменение парадигмы образования на всех ступенях обучения человека, повышение самоценности личности и, в связи с этим, постепенное формирование нового взгляда на духовность и ее духовную культуру, интенсивная «информатизация» всех сфер жизни общества и обусловленное этим постоянное обновление социального заказа на специалиста высшей квалификации, обладающего не только фундаментальными профессиональными знаниями, но и творческой мобильностью в сочетании с устойчивой адаптивностью к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

В числе причин, вызывающих необходимость постоянного обновления содержания образования и коррекции педагогических задач можно также назвать творческую сущность самого человека, которая определяет творческую направленность его деятельности в самых разных сферах жизни. Именно поэтому в педагогической науке большое внимание уделяется изучению психических процессов, связанных с такой творческой деятельностью. Одним из таких процессов является творческое мышление личности, развитие которого целенаправленно или стихийно происходит на протяжении всей жизни человека.

Проблема развития мышления личности, и в том числе развития творческого мышления, поднималась в науке разными специалистами: философами, психологами, педагогами, физиологами и др. Мышление как психический процесс, присущий сугубо человеку, изучалось, прежде всего, философами и психологами. Так, в общем плане мышление человека исследовали К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Э. Боно, А. В. Брушлинский, Л. C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. Н. Кочергин, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, О. К. Тихомиров, Д. Б. Эльконин и др.

Психологический механизм мышления как мыслительного процесса исследовали: В. С. Библер, который рассматривал мышление как творчество в логике мысленного диалога; А. В. Брушлинский, исследовавший связь таких процессов, как мышление, учение, воображение на уровне субъекта; В. П. Зинченко, разрабатывавший проблему мышления в связи с образованием, сознанием и культурой личности; А. Н. Кочергин, изучавший возможности моделирования мышления и др.

Широко исследуются разные виды мышления: визуальное, техническое, педагогическое, эмоциональное, системное, диалектическое, теоретическое и пр. (Р. Арнхейм, М. Вертгеймер, В. Д. Глезер, Г. Г. Гранатов, В. П. Зинченко, И. И. Казимирская, И. Ю. Медакова, Т. В. Кудрявцева, Г. Майер, З. А. Решетова, Е. М. Шувалова и др.). Во многих работах вопросы мышления затрагиваются в связи с творчеством, с творческим потенциалом, творческой активностью личности, с формированием ее творческих качеств (О. С. Базылев, В. Г. Богин, Т. Г. Браже, Р. А. Гильман, С. Давлатиюев, Н. А. Каюмова, Т. Е. Климова, М. В. Копосова, В. Н. Макашова, Л. Н. Нестерова, В. Ф. Овчинников, Н. Д. Ря-ховских, Н. М. Сокольникова, А. К. Уразова, В. П. Ушачев, Е. Л. Яковлева и др.).

Изучение различных видов мышления в педагогическом аспектах представлено в ряде практико-ориентированных исследований. Так, Л. К. Веретникова, М. В. Копосова Ю. И. Мишуковская, Л. Н. Нестерова, Н. М. Сокольникова и др. рассматривают процесс творческого формирования личности на начальном этапе ее становления, Н. М. Пручкина раскрывает формирование творческого мышления учащихся в условиях инновационного образования, И. Ю. Медакова исследует творческое системное мышление учащихся технических лицеев, Т. В. Гончарова представляет педагогические условия развития у студентов художественно-графического факультета интереса к декоративно-композиционной деятельности, М. И. Зиновкин разрабатывает теоретические основы формирования творческого технического мышления студентов, взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя исследует В. Г. Рындак. В ряде исследований разрабатываются подходы к решению творческих задач как средству развития творческой, познавательной, деятельностной активности личности (А. Ю. Акмалов, Я. А. Пономарев и др.)

Для нас представляют интерес исследования, в которых в качестве средства творческого развития личности исследуется изобразительная художественно-творческая деятельность, декоративно-прикладное искусство (и в том числе народное). Это исследования С. И. Ботовой, О. В. Вандышевой, Е. Н. Губанова, Р. А. Гильман, Н. Д. Куланиной, И. В. Лапчинской, М. В. Соколова, П. Э. Хрипунова, Т. Я. Шпикаловой и др.

Анализ литературы по проблеме творческого мышления показал, что разные исследователи походят к данному вопросу с разных сторон и изучают творческое мышление в разных аспектах. В большом количестве исследований прикладного характера разрабатываются различные способы формирования творческого мышления у учащихся разных возрастных категорий и разными средствами (в том числе и народными). Однако подходы к формированию творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики представлены в исследованиях недостаточно.

Изучение психолого-педагогической, философской, специальной и методической литературы, анализ процесса и результатов профессиональной подготовки студентов на факультетах художественно-творческой направленности, а также опыт собственной педагогической деятельности привели нас к выводу о том, что достаточно большим потенциалом в развитии творческого мышления студентов как будущих специалистов в области изобразительного искусства и дизайна обладает народная педагогика, и, прежде всего такие ее отрасли как многообразные народные ремесла, достаточно активно используемые в настоящее время в разных сферах жизни современного человека. Именно этот положение позволяет нам утверждать необходимость педагогической разработки проблемы развития творческого мышления студентов художественно-графических факультетов (ХГФ) и факультетов изобразительного искусства и дизайна (ФИИД) в условиях современной высшей школы средствами народной педагогики.

Таким образом, существуют противоречия между:

системой подготовки специалистов ориентированной на накопление суммы знаний и умений и изменением парадигмы образования с ориентацией на повышение самооценки и творческой удовлетворенности личности;

возрастающей потребностью общества в творчески мыслящих художниках-педагогах и недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы их подготовки в вузах, ориентированной на развитие творческого мышления.

Необходимость разрешения указанных противоречий обусловили тему исследования «Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики».

В соответствии с темой проблема исследования определяется необходимостью обеспечения высокого уровня развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства посредством реализации модели развития творческого мышления, включающей комплекс педагогических условий.

Цель исследования – определение, разработка, теоретическое обоснование и экспериментальное исследование модели развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики.

Объект исследования – профессиональная подготовка будущих учителей изобразительного искусства.

Предмет исследования – процесс развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики.

Проблема, цель, объект и предмет исследования позволили нам выдвинуть гипотезу, согласно которой развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики будет более эффективным, если:

– будет внедрена модель развития творческого мышления студентов средствами народной педагогики, основными компонентами которой являются цель, закономерности, принципы, содержание и комплекс следующих педагогических условий:

а) специально организованная художественно-творческая среда, основанная на принципах развития творческого мышления студентов средствами народной педагогики;

б) овладение студентами разными видами народного художественного творчества посредством решения художественно-творческих задач по традиционной методике народных мастеров декоративно-прикладного искусства;

в) использование воспитательных и развивающих средств народной педагогики;

г) включение студентов в рефлексивную оценку процесса и результатов своей художественно-творческой деятельности.

Для проверки гипотезы в исследовании поставлены следующие задачи:

  1. на основе анализа оценить степень разработанности проблемы развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства в педагогической теории и практике;

  2. выделить компоненты модели развития творческого мышления студентов средствами народной педагогики и установить их взаимосвязи;

  3. выявить педагогические возможности народной педагогики как средства развития творческого мышления студентов художественно-графических и факультетов изобразительного искусства и дизайна;

  4. разработать компоненты, критерии и показатели оценки эффективности развития творческого мышления.

  5. определить и экспериментально апробировать эффективность модели, способствующей развитию творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики;

  6. разработать методические рекомендации по развитию у будущих учителей изобразительного искусства творческого мышления средствами народной педагогики.

Методологическую основу исследования составляют:

1) на философском уровне – подходы системный (Э. В. Ильенков, Э. Г. Юдин), деятельностный (М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, П. В. Алексеев и др.), а также идеи о человеке как субъекте культуры и творчества Н. А. Бердяев, В. С. Библер, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А. Н. Лук, А. Г. Спиркин, А. Д. Урсул и др.;

2) на общенаучном уровне – положения теории психологического развития личности (К. А. Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. А. Мелик-Пашаев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, О. К. Тихомиров и др.);

3) на конкретно научном уровне – педагогические основы целенаправленного формирования творческой личности (В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Т. Е. Климова, В. А. Сластенин, В. П. Ушачев, И. С. Якиманская и др.)

4) на методическом уровне – основы методики преподавания декоративно-прикладного и народного искусства (Г. Н. Волков, Р. А. Гильман, В. В. Корешков, В. С. Кузин, Т. Я. Шпикалова и др.).

Исследование осуществлялось в три этапа (с 1995 по 2007 год).

На первом этапе – ориентационно-целеустановочном (1995-1998 гг.) – на основе анализа философской, психолого-педагогической и специальной научной и научно-методической литературы изучалось в теоретическом и практическом аспектах состояние проблемы развития творческого мышления личности и в том числе студентов вузов. Это позволило сформулировать проблему исследования, поставить его цель, выдвинуть рабочую гипотезу; конкретизировать задачи и наметить пути их решения с учетом специфики профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, а также разработать модель, показатели, критерии уровня развития их творческого мышления. На данном этапе осуществлялся поиск наиболее эффективных путей развития творческого мышления студентов средствами народной педагогики. Ведущими методами на данном этапе являлись теоретический анализ, изучение творческих работ студентов, наблюдение, моделирование, методы опроса (беседа, анкетирование, интервьюирование).

На втором этапе – организационно-методическом (1998-2002 гг.) – проводились констатирующий эксперимент, нацеленный на выявление наличного уровня творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства на основе разработанных на первом этапе исследования критериев, и формирующий, суть которого заключалась в реализации разработанных педагогических условий развития у студентов творческого мышления средствами народной педагогики. Достижение результатов исследования на данном этапе обеспечивалось такими методами, как эксперимент (констатирующий и формирующий), наблюдение, обобщение, изучение продуктов творческой деятельности студентов, систематизация получаемых в ходе экспериментальной работы данных.

На третьем этапе – результативно-аналитическом- (2003-2007 гг.) – одновременно с продолжением формирующего эксперимента делались выводы, анализировались результаты исследования, осуществлялось осмысление, обобщение, систематизация полученных данных и описание опытно-экспериментальной работы. В связи с этим широко использовались методы статистической обработки данных экспериментальной работы, ранжирование, а также систематизация, теоретическое обобщение полученных результатов и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  1. разработана модель развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики, основным компонентами которой являются: цель, закономерности, принципы, содержание и педагогические условия;

  2. разработаны и теоретически обоснованы критерии и показатели эффективности развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики, что дает возможность, с одной стороны, отслеживать динамику развития их творческого мышления, а с другой стороны, целенаправленно этим процессом управлять.

Теоретическая значимость исследования состоит:

  1. в уточнении признаков понятия «развитие творческого мышления» будущих учителей изобразительного искусства;

  2. в логическом обосновании педагогических условий на основе модели развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики, что позволяет реализовывать эти условия в профессиональной подготовке студентов специальностей художественно-творческой направленности;

  3. в уточнении особенностей процесса развития творческого мышления у будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

  1. разработаны образовательные программы развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики;

  2. разработана методика и методические рекомендации развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается анализом научной психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого мышления студентов; соответствию методик теоретического и экспериментального исследования целям и задачам исследования, возможностью воспроизведения результатов исследования при наличии определенных в исследовании условий, репрезентативностью полученных экспериментальных количественных и качественных результатов, подтверждающих достоверность выдвинутой в исследовании гипотезы.

На защиту выносятся:

1. Модель развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики.

2. Методика повышения эффективности развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики, основу которой составляет комплекс программ и заданий по декоративно-прикладному искусству с использованием фольклора (художественное плетение из бересты и лозы, художественное эмалирование, орнамент, гипсомодельное дело, ювелирное искусство, ковка).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством: публикаций в печати (1995-2007 гг.), отчетов на заседаниях кафедр декоративно-прикладного искусства и художественного металла и керамики; выступлений на научно-практических конференциях разных уровней: преподавателей Магнитогорского государственного университета по итогам научно-исследовательской работы (1996-2007); на региональной конференции «Концепция и перспективы развития народного творчества на современном этапе в регионе» (Курган, 2002); на Всероссийской конференции «Этно-художествен-ная образовательная система в России» (Магнитогорск, 1998); на межвузовской конференции «Мир детям через культуру» (Магнитогорск, 1999); а также показа творческих работ на выставках в музеях, выставочных залах и картинных галереях гг. Магнитогорска, Челябинска, Кургана и реализации идей исследования в работе с учащимися школ г. Магнитогорска.

Структурно диссертация содержит введение, две главы, заключение, список использованной и цитируемой литературы, включающий 250 источников, приложение, иллюстрирована рисунками и таблицами.

Похожие диссертации на Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики