Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства Глазунова Ольга Юрьевна

Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства
<
Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Глазунова Ольга Юрьевна. Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Липецк, 2004 299 c. РГБ ОД, 61:04-13/2750

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ

1.1. Формирование художественно-эстетических умений как педагогическая проблема 26

  1. Отражение проблемы формирования художественно-эстетических умений в психолого-педагогических и культурологических источниках 62

  2. Особенности восприятия студентами изобразительного искусства 87

  3. Критерии и уровни сформированности художественно-эстетических умений у будущего учителя 117

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ

  1. Учебно-образовательная среда, способствующая формированию художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства

  2. Художественно-практическая деятельность в системе формирования у будущих учителей специальных знаний, умений и навыков

  3. Психолого-педагогические условия формирования художественно-эстетических умений средствами изобразительного искусства 195

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 210

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 218

ПРИЛОЖЕНИЯ 236

Введение к работе

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ

1.1. Формирование художественно-эстетических умений

как педагогическая проблема 26

  1. Отражение проблемы формирования художественно-эстетических умений в психолого-педагогических и культурологических источниках 62

  2. Особенности восприятия студентами изобразительного искусства 87

  3. Критерии и уровни сформированности художественно-эстетических умений у будущего учителя 117

Формирование художественно-эстетических умений как педагогическая проблема

В современных условиях развития образовательной сферы значительно актуализируются связи истории педагогики с быстротекущей жизнью сегодняшнего времени, со школьной практикой, что определяет характер и направление формирования педагогической мысли, выбор проблем, наиболее актуальных для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательной работы. При этом значимым является определение новых перспектив движения, предполагающего ретроспективный обзор и анализ исторического передового опыта в области воспитания и обучения подрастающего поколения.

Для профессиональной подготовки будущего учителя актуальной задачей следует признать более глубокое понимание и осмысление педагогической теории, современных идей и инноваций, выводов и положений, формирования научно-педагогического мышления. Среди проблем воспитания, по нашему мнению, значимыми являются: формирование разносторонне и гармонически развитой личности учителя; совершенствование методов нравственного и художественно-эстетического воспитания; активизация познавательной деятельности и творческой самостоятельности личности; воспитание художественного вкуса и идеалов; повышение престижа педагогической деятельности и учителя как носителя общекультурных ценностей; профессионально-педагогическая ориентация старшеклассников.

На современном этапе растущие задачи художественно-творческого воспитания школьников выдвигают перед высшей школой ряд требований, связанных с профессиональной подготовкой учителя. Именно поэтому необходимость его разностороннего развития вполне очевидна и должна осуществляться всей системой воспитания учительских кадров. Каким быть учителю современной школы? Этот вопрос стоит на повестке дня особенно остро, благодаря своей многогранности, актуальности, важности в социальном от ношении. Значимым средством приобщения будущих учителей к исследовательской работе, стимулирования интереса к предметному знанию и формированию понимания его профессионально-педагогического значения, являются студенческие рефераты, рассматриваемые нами с позиций учителя-исследователя и раскрывающие новые важные для личности учителя потенции в решении задач профессионально-педагогической подготовки к работе в школе. Исследования творческих биографий психологов, художников, педагогов, социологов, интерпретация их художественных произведений и педагогических воззрений, оказывает серьезное воспитательное влияние на будущих учителей, дает возможность почувствовать истинную поэзию их труда, позволяет пережить гуманистическое начало благородного дела воспитания молодежи.

Еще древнегреческий философ-материалист Демокрит отводил большую роль подготовке тех, кто призван осуществлять воспитание и обучение молодежи. Чешский педагог и мыслитель Ян Амос Коменский сформулировал ряд требований к учителю, обязывающих его вкладывать в воспитание душу и сердце, иметь призвание и любовь к этой профессии, обладать трудолюбием, высокими моральными качествами и честностью, быть энтузиастом. Главное назначение учителя как воспитателя он считал в том, чтобы, став образцом для подражания со стороны учащихся, мог личным примером воспитывать в них человечность [132]. По мнению Дистервега, «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам учитель» [218, с.414].

Основоположник научной педагогики и народной школы в России К.Д.Ушинский важнейшим средством воспитания считал личный пример учителя и отводил ему в этом руководящую роль. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, говорил ученый, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника личности. И далее: только личность может действовать на развитие личности, только характером можно образовать характер [207]. Значение учителя в воспитательной работе и учебе подчеркивали Н.Г. Чернышевский и Д.И. Писарев. В историю развития школы большой вклад внесли Н.К.Крупская, М.И.Калинин, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и др., отмечая при этом особую значимость учителя в жизни общества и силу личного примера, его мировоззрение, поведение, жизнь и подход к каждому явлению, так или иначе, влияющие на всех учеников. В жизни школьников учитель занимает особое место, олицетворяя собой то новое, важное, серьезное, что связано у них с поступлением и обучением в школе, как центра жизни ребенка, ассоциирующегося с учителем, который учит, оценивает его успехи, приходит на помощь при неудачах. В связи с этим учитель является высшим авторитетом во всех его делах и начинаниях. Поэтому именно в школьном возрасте необходимо закладывать прочную основу личности, подвергая ее разнообразным воспитательным влияниям в формировании нравственных начал морального облика будущего человека, его характера, воли, знаний и т.д. В глазах младшего школьника авторитет учителя настолько велик, что нередко стоит выше родительского и очень часто в представлениях учащегося граничит с идеалом. По мнению К.Д.Ушинского, все преподавание и воспитание следует сосредоточить в руках учителя-воспитателя. Значение учебного предмета важно, отмечает он, но главное достоинство «преподавателя состоит в умении воспитания учащихся своим примером. Для этого школьники должны быть вполне его воспитанниками, и он должен сам вести их к предложенной цели» [207, с.66].

В своей работе «Книга об учителе» Ф.Н.Гоноболин исследует широкий круг вопросов о профессии и деятельности учителя, отмечая высокие требования к качествам его личности, широкой эрудиции. Огромное значение, указывает он, имеет не только то, чему и как обучать, в каком направлении и каким образом воспитывать, но и то, кто это делает, носителем каких личностных качеств является сам воспитатель [84, с.6]. При этом учитель должен иметь широкий кругозор, солидный запас знаний из разных областей науки и искусства. В педагогической энциклопедии «умения» - это освоенные человеком способы выполнения действия, возможность эффективно их выполнить в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Умения могут как практическими, так и умственными. Они совершенствуются по мере овладения навыками и могут стать показателем уровня его общего умственного развития.

Такие ученые как Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин и др. под умением понимают способность выполнить деятельность в новых условиях. М.А.Данилов, В.И.Ходжаева определяют умения как «приобретенную готовность к деятельности». О.А.Абдуллина, Л.Ф.Спирин и др. рассматривают умения как «действие или систему взаимосвязанных действий, основанных на знаниях и навыкаю).

В ходе дальнейшего определения понятия «умения» мы выяснили, что ученые подходят к этому вопросу с двух разных позиций. Согласно одной из них (по мнению ученых Н.Д.Левитова, Н.А.Рыкова и др.), умения считаются незавершенным навыком; согласно второй (О.А.Абдуллина, А.Н.Леонтьев, В.А.Сластенин и др.), умения рассматриваются в качестве направленной на достижение определенной цели «отдельной деятельности», как творческое действие, образующееся на основе сформированных знаний и навыков, т.е. «умения» понятие более широкое, чем «навык».

Мы же придерживаемся более широкого определения понятия «умения», данное в психолого-педагогическом словаре. «Умения - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Совершенствуясь, умения превращаются в навыки. Основные признаки умений, данные в психолого-педагогическом словаре для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений: гибкость (способность рационально действовать в разных ситуациях); стойкость (сохранение точности и темпа, несмотря на внешние помехи); прочность (умения не утрачиваются в тот пери зо од, когда они практически не применяются); максимальная приближенность к реальным условиям и задачам.

Учебно-образовательная среда, способствующая формированию художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства

Совершенствование психолого-педагогической подготовки будущих учителей средствами изобразительного искусства предполагает системное использование активных технологий и методов обучения, развития у студентов педагогического мышления, педагогического целеполагания, рефлексивной культуры и профессиональной направленности, основанных на глубокой, осознанной потребности в активном созидании.

Учебно-образовательный процесс развития будущих специалистов нашел отражение в использовании лабораторно-практических занятий, основным условием которых выступало активное общение студентов с произведениями изобразительного искусства, развивающего культуру видения, осмысления художественных образов, их интерпретацию. На всех этапах подготовки эффективными являлись пути активизации познавательной деятельности и развития познавательного интереса при использовании следующих положений:

-максимальной опоры на активную мыслительную деятельность обучающихся; ситуации решения познавательных задач, активного поиска, догадок, размышления, мыслительного напряжения, противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых следовало разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения;

-связи обучения с жизнью как важнейшего канала формирования познавательной активности студентов; опоры на науку в преобразовании практики, понимании современных научных установок; движущей силы общества через призму изучаемых предметов, видения позиций современности, поиска своего места в жизни; постижения конкретно-исторического содержания художественных произведений; прослеживания судьбы и духовных исканий героев, осмысления идей писателя, художника о назначении человека на земле, его ответственности перед обществом, свободе и независимости от внешнего мира и высших сил; уяснения этих мыслей, подкрепленных раздумьями над произведениями, окружающей средой, способствующих осмыслению решения подобных вопросов на личностном уровне, «для себя»;

-усиления познавательной активности, прорастающей на мировоззренческой основе, которая закладывается в учебном процессе и не представляет только приобретение материалистических взглядов, усвоение законов диалектики во всех формах движения материи, но, действенная сторона мировоззрения, выступающая в характере овладения, присвоения того обширного фонда знаний, который приобретается и продолжает развивать человечество;

-развития познавательной активности, обеспечивающей идейную направленность содержания обучения, его связи с современной жизнью общества;

-усвоения из различных источников содержания учебного материала, соотносимого с личностным смыслом, рассматриваемым нами как источника стимуляции, несущего новую, неизвестную ранее информацию содержания учебного материала, вызывающую чувство удивления человека от богатства мира, что еще не открыто ему, от заманчивости и увлекательности познаваемого нового на каждом занятии;

-содержания знаний с их возможностями по-новому проникнуть в уже известное, открыть в имеющихся знаниях новые грани, рассмотреть их под другим углом зрения, испытать при этом глубочайшее чувство удовлетворения от того, что теперь этот предмет знаешь лучше, глубже и основательней, что позволяет проникнуть в тайники искусства от момента его зарождения до современных достижений;

-осознанного укрепления интереса будущего учителя в открытии диалектики явлений бесконечности и вечности познавательного процесса, его способности подняться на известный уровень.

Содержание обучения и воспитания несет в себе важный стимул познавательного интереса - осознания и понимания практической роли познания, науки в переделке действительности, значения ее в общественной и личной практике. Важным представляется выход искусства в жизнь, необычайно поднимающий ее престиж, знаний собственного постижения и укрепления интереса к ним. Поэтому желание знать, открывать для себя мир средствами изобразительного искусства, непрестанно углубляться в его познание - осмысливается нами как благороднейший мотив человеческой деятельности. Однако познавательный интерес не может развиваться и крепнуть, если операциональная сторона учения остается постоянной, без обязательного поступательного движения. Только тогда студент, оценивая свои возросшие возможности и силы, осознает новое по-другому, что лучше, легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке. В таком постоянном усложнении овладении все более сложными и совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания и состоит суть развивающего обучения, укрепляющего познавательную активность и формирующего познавательный интерес, в данном случае, к изобразительному искусству.

Проблема развития познавательных интересов в процессе обучения -одна из центральных, решение которой связано с двумя главными вопросами: во-первых, содействия наиболее полноценному отражению в сознании студентов явлений науки; во-вторых, побуждения, поддержки и подкрепления отношения к учению, готовности к овладению знаниями, стремлению углубления в процесс познания. Решением этих задач и обеспечивается взаимосвязь обучения и развития, одной из форм выражения которой, представляется познавательный интерес к овладению основами осмысления искусства живописи. Как дидактическая проблема формирование познавательных интересов у будущих учителей, рассматривается в педагогике с позиций общей теории их развития. Обучение, направленное на руководство и управление познавательной их деятельностью, является основой воспитания и развития познавательных интересов. Именно в процессе обучения, где само содержание деятельности служит важнейшим источником развития познавательных интересов, выражена взаимосвязь целей, выдвигаемых обществом и тех целей, которые ставит перед собой будущий учитель.

В анализе влияния процесса обучения на познавательные интересы мы выделяем два источника их формирования: содержание учебного материала и сам процесс учения, выступающий в роли организации познавательной деятельности. Однако в исследовании стимулирующий познавательный интерес особенностей усматривает большое влияние фактора общения, приобретение отношения участия, заинтересованности успехами других, содержание знаний как источник стимуляции познавательного интереса в учебном процессе. Разнообразные стимулы укрепления и развития будущего учителя к учению поступают из самостоятельной деятельности, рождают интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. В свою очередь, познавательная самостоятельность, формирующаяся на базе активности, понимается многими учениями, как значимое качество личности. Например, известный дидакт М.А.Данилов раскрывает эту ценную для студента черту, при помощи признаков: стремления и умения самостоятельного мышления; способности ориентироваться в новой ситуации, находить свой выход в новой задаче; желания не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания; критического подхода к суждению других; независимости собственных суждений. Ученым доказана познавательная самостоятельность как единство моти-вационной и операциональной сторон учения (хотеть, стремиться, уметь, быть способным осуществить). В этом ценном для будущего учителя качестве происходит взаимное обогащение мотивов учения - потребностей, интересов, стремлений и способов самостоятельного отыскания истины [96]. Между тем в учении осуществляются разнообразные самостоятельные работы студентов, включающие познавательные и практические действия. В своем исследовании известный ученый Б.П.Есипов показывает самостоятельные работы, отвечающие различным дидактическим задачам: одни из них направлены на отыскание знаний, другие - на упрочение умений и навыков, на использование знаний в новых условиях практического применения, но которые могут быть и контролирующего свойства. Главная ценность их заключается в том, что они не только учат решать задачи, но и ставить их планировать действия и способы выполнения, отыскивать новые, объективно ценные способы в различных вариантах [105]. Таким образом, в педагогической теории самостоятельные работы представляют форму совместной, единой деятельности педагога и студента. Педагог закладывает в них программу действий студента, в соответствии с определенной дидактической задачей. Студент, выполняя самостоятельную работу, активно оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершает ту поисковую, творческую, активную деятельность, на которую рассчитывает преподаватель и поднимается на новый уровень познания, укрепляя познавательную активность, самостоятельность, интерес. Любая форма самостоятельной деятельности студента в условиях ВУЗа при педагогически ценной ее организации сопутствует активности в выработке необходимых знаний. Именно разнообразные самостоятельные работы становятся предметом психолого-педагогических исследований и активного внедрения их в практику учебного процесса, как главной магистрали развивающего обучения, развития активности и самостоятельности познавательных сил, способностей и интересов будущих учителей. Рассматривая самостоятельные работы студентов как один из важнейших стимулов познавательного интереса, следует иметь в виду, что каждая из них способствует овладению операционной стороной учения. В решении конкретной учебной задачи, активно используются имеющиеся знания, студент приобретает важнейший инструментарий познания, проделывая путь от овладения простыми и элементарными способами к способам более сложным, требующим комплекса умений и навыков. Но современный анализ учебного процесса и исследования, изучающие протекание и характер педагогической деятельности показали, что особенно поддерживает и укрепляет положительные мотивы учения, интерес к знаниям, поисковая деятельность, основанная на проблемности, исследовании, элементах творчества. В этой связи благополучная эмоциональная атмосфера обучения сопряжена с двумя главными источниками развития студента: деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения. Оба эти источника не изолированы друг от друга, а взаимно переплетаются в учебном процессе и стимулы, поступающие от них, различны и различно влияние их на личность: одни, непосредственно, влияют на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие - опосредованно. Так, благополучная эмоциональная ситуация деятельности обеспечивает лучшее ее протекание и результат. Но не каждый преподаватель задумывается над всеми нюансами создания такой обстановки.

Художественно-практическая деятельность в системе формирования у будущих учителей специальных знаний, умений и навыков

Одной из причин кризисного этапа развития общества в сферах жизни и человеческих отношениях, образовании и проведении досуга - низкий уровень культуры труда, управления, политической, нравственной, художественно-эстетической культуры. Становится очевидным, что одного преобразования в обществе социальных отношений недостаточно. В радикальном изменении положения дел необходимо повышение уровня культуры во всех сферах бытия, соответствия, разработки и внедрения стратегия современного педагогического образования, суть которой - в субъективном развитии и саморазвитии личности учителя, способного к осуществлению инновационных процессов технологии образования, воплощения ее в принципиальной направленности содержания и форм учебного процесса высшей педагогической школы, становлении духовно развитой, культурной личности учителя, обладающей целостным гуманистическим мировоззрением.

Подготовка учителя к воспитательной работе в школе с позиций использования средств изобразительного искусства опирается на положения, способствующие формированию психологической готовности, среди которых значимы: осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленные другими людьми задачи; понимание целей выполнения задач, решение которых приводит к их выполнению и удовлетворению потребностей; осмысление и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие события, актуализация опыта, связанного с решением задач; определение, предстоящих условий деятельности наиболее рациональных и возможных способов решения задач или выполнения требований на основе опыта и оценки; прогнозирование проявления интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата; мобилизация сил и воли на получение результата в соответствии с условиями и задачами, самовнушение веры в успешное достижение цели. Необходимыми психолого-педагогическими условиями формирования художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства являются:

-максимальная активизация мыслительной деятельности будущего учителя по овладению художественно-эстетической культурой в ситуации поиска, догадок, размышлений, выработки специальных знаний, умений и навыков постижения изобразительного искусства;

-проведение учебного процесса на оптимальном уровне художественного развития будущих учителей, операционная сторона которого постоянно должна находиться в развитии, поступательном движении; подвергая анализу и оценке свои возросшие возможности и силы, студент осознает свою деятельность по-другому, по-новому; он может легче, лучше, скорее, продуктивнее, профессиональнее действовать в учебной обстановке; в постоянном усложнении, овладении более совершенными умениями, рождается уверенность решения задач повышенной трудности познания — осмысления сути развивающего обучения, укрепляющего познавательную способность будущего специалиста;

-эмоциональная атмосфера обучения, положительный тонус учебного процесса - главные источники художественно-эстетического развития личности учителя, связанные с деятельностью и общением, рождающие многозначные отношения, создание тонуса личного настроения обучающегося.

Эффективности процесса художественно-эстетической интерпретации произведения способствуют:

1 - общий блок - предметные специальные знания, свободное владение понятийным и критериальным аппаратом художественного и эстетического осмысления ценностей культуры; развитой общей культуры и эрудиции; основательной методической подготовки преподавания предмета живописи; осознания состояния коллектива группы; владения методикой интерпретации;

II блок умений (общепедагогических) - свободного и непринужденного владения собой в аудитории; создания проблемных ситуаций и действий в них; умения управлять своим психофизиологическим состоянием; умения «держать паузу» (для обдумывания); умения вовлекать сверстников (или учеников) в диалог творческого содержания; умения акцентировать значи мые психолого-педагогические моменты процесса интерпретации художест венного произведения; умения логического подведения интерпретационного сообщения к диалогу; III блок художественно-эстетических умений приведен в профессио графических характеристиках учителя и включает аналитические, информа ционные, интеллектуально-мыслительные, чувственно-эмоциональные, ком муникативные, рефлексивные, художественно-образовательные и интерпре тационные умения.

Базовыми положениями, определяющими художественно-эстетическую подготовку учителя, являются:

-информационная емкость знаний гуманитарной, специальной, психолого-педагогической и методической подготовки студентов в контексте гуманитарного, художественно-эстетического и культурологического знаний;

-надлежащее состояние культурно-образовательной среды в университете, на факультете, группе;

-соотносимость и соотнесенность подготовки студентов к воспитательной работе в школе с культурой, как множеством социальных пространств, включенности в разнообразные культурные процессы и насыщенность художественным творчеством жизнедеятельности будущих учителей;

-уровень занятий по технике речи, практикумов воспитательной работы и их связь с подготовкой по основам изобразительного искусства.

Организационные условия подрузамевают: учебные планы занятий по основам изобразительного искусства; лабораторно-практические занятия, предполагающие использование: интерпретационных художественно-эстетических умений; наличие преподавательского состава для проведения занятий; организацию самостоятельной подготовки студентов по программе обучения; использование приобретенных знаний и умений студентами в воспитательной работе в школе во время педагогических практик. Проникновение художественно-эстетического и рационально-логического в воспитательный процесс, их синтетическое единство, которое направлено: на систематическую активизацию чувства цвета, формы в их чистом виде, в сочетаниях и во взаимосвязях с другими эстетически значимыми свойствами явления; анализ эстетических элементов действительности в художественной деятельности человека; обращение к активной художественно-эстетической оценке и анализу явлений, вызывающих эмоциональный отклик на красоту, целесообразность и функциональное назначение; систематическое проведение аналогий между явлениями природы и их отражением в искусстве; подготовку обучающихся к эстетическому восприятию, переживанию, рефлексии, анализу и оценке эстетически содержательных явлений объективного мира. Познавательная активность выступает в определении основы творчества и соотносится с целью учебной деятельности, средством ее достижения и результатом; отражении взаимодействия интеллектуальных и личностных факторов; развитии на основе общих и специальных способностей; проявлении через потребностно-мотивационную структуру личности, направленную на достижение социально и личностно значимых целей; на основании мотивационно-ценностных ориентации субъекта, его личностном смысле усвоения знаний, выработке умений, развитии самостоятельности в добывании новых сведений, потребности в самореализации, коммуникации и общении, в зависимости от индивидуальных качеств и социально-образовательных условий.

Теоретическое исследование проблемы совершенствования художественно-эстетических ценностей культуры учителя, эксперимент и анализ опыта профессионально-педагогической и художественно-эстетической работы позволили выдвинуть гипотезу, определить пути и психолого-педагогические условия формирования художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства. Под условиями в общем смысле, нами понимаются обстоятельства, правила деятельности, обстановка, требования, ограничения. Применительно к высшему педагогическому образованию, условия есть устойчивые факторы, влияющие и определяющие ход и специфику учебного процесса вуза.

Похожие диссертации на Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства