Содержание к диссертации
Введение
Глава I. « Подготовка менеджера туризма как педагогическая проблема». 20
1.1 Значение туризма в России в современных экономических условиях . 20
1.2 Роль художественного ^образования в подготовке туристских кадров. 27
1.3 Художественно-педагогическая направленность профессионального становления личности менеджера туризма. 38
Выводы по первой главе. 52
Глава II. « Содержание, методы и формы развития профессионально-важных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства». 53
2.1 Характеристика концептуальной модели профессиональной направленности художественной подготовки менеджера туризма . 53
2.2 Методы, формы, средства профессиональной направленности художественной подготовки менеджера туризма. 75
2.3 Педагогическая организация преподавания художественных дисциплин - условие развития профессиональной направленности студентов . 89
2.4 Комплексность в решении проблемы профессиональной направленности у будущих менеджеров туризма. 99
Выводы по второй главе. 123
Заключение. 128
- Значение туризма в России в современных экономических условиях
- Характеристика концептуальной модели профессиональной направленности художественной подготовки менеджера туризма
- Педагогическая организация преподавания художественных дисциплин - условие развития профессиональной направленности студентов
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена новыми социально-экономическими условиями, политическими и культурными преобразованиями происходящими в нашей, стране. Переход к рыночным отношениям требует кардинального преобразования постановки эстетического воспитания подрастающего поколения.
В этой связи малоисследованными остаются вопросы профессиональной направленности художественного образования, касающиеся подготовки будущих менеджеров туризма. Художественное образование студентов академии туризма несет в себе не только идею получения смежной специальности, но и содержит возможность новых подходов к художественному, эстетическому, нравственному воспитанию и образованию будущих менеджеров туризма.
Изучение состояния вопроса в существующей теории и практике показывают, что большинство учащихся старших классов и студентов слабо знают основы изобразительного искусства. Тем самым в дальнейшем упускают возможность привлечения клиентов и продвижения туристского продукта в сфере туристического бизнеса.
Рядом исследователей рассматривались вопросы профессиональной художественной подготовки молодежи в целях воспитания духовной культуры (П.В. Корешков), воссоздания в сознании учащихся художественной картины мира (Т.Я. Шпикалова), тесной связи искусства с жизнью (СВ. Громова), развитие художественного творчества молодежи (Ф.Б. Садыгов, B.C. Бодаев, А.В. Молчева и др.). Что же касается проблемы профессионализации художественного образования студентов, то нами обнаружена лишь одна диссертацион
ная работа ELK. Шабанова, близкая к теме нашего исследования: «Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе», защищенная им в 1995 году в Московском педагогическом университете на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Наличие подобного исследования говорит об актуальности проблемы профессионализации художественного образования и необходимости реализации этой идеи на всех уровнях обучения будущих менеджеров туризма основам изобразительного искусства, в том числе и учениками лицейских классов академии туризма.
В соответствии с требованиями жизни и образовательных потребностей личности, определяемых планируемой собственной карьерой, жизненным самоопределением возможно при условии дополнительного введения в систему образования молодежи изобразительных дисциплин направленных на определение собственного предназначения через собственный опыт.
Объект исследования: профессиональная подготовка менеджеров туризма.
Предмет исследования: художественное образование, как составная часть профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма в системе непрерывного образования.
Цель исследования: определить теоретические основы и разработать методическое обеспечение профессионально прикладной художественной подготовки студентов и лицеистов.
Гипотеза исследования: художественное образование как составная часть профессионального образования менеджеров туризма,
окажет существенное влияние на духовно-нравственное воспитание, развитие профессиональных качеств, если процессу обучения студентов и лицеистов будет свойственна профессиональная направленность:
в учебном процессе будет углублено изучение дисциплины художественного цикла учебного плана студентов на основе усиления творческих начал их деятельности; будут преобразованы все компоненты художественного воспитания и образования студентов и лицеистов в соответствии с квалификационными характеристиками; методике преподавания изобразительного искусства будет придан интегративный характер, обеспечивающий формирование художественной культуры и профессиональной компетентности студентов, будущих менеджеров туризма; будет осуществлена преемственная взаимосвязь художественного образования с дисциплинами профессионально-туристского цикла. Задачи исследования:
1. Выявить научные предпосылки профессионально- направленной художественной подготовки студентов и учащихся туристских лицейских классов.
2. Разработать концептуальную модель профессионально- направленной художественной подготовки будущих менеджеров туризма.
3. Разработать методику профессионализации художественной подготовки студентов Российской международной академии туризма
и туристских лицейских классов
4. Экспериментально определить влияние разработанного содержания и методики художественного образования на развитие профессионально значимых художественных, нравственных и психических качеств студентов и учащихся лицейских классов.
Методологической основой исследования являются принципьі системности, профессиональной направленности, преемственности, единства обучения и воспитания (С.Л. Архангельский, Ф.Ф. Королёв, Н.В. Кузьмина, А.Л. Беляева, Н.М. Таланчук, М.И. Махмутов, Э.Ф. Зеер и др.), научные концепции развития эстетической и духовной культуры личности; современные исследования по эстетике, педагогике, психологии, художественному образованию и эстетическому воспитанию. Важные положения теории познания: об отражении в сознании человека свойств и объектов реального мира, о единстве теории и практики; о ведущей роли деятельности в формировании знаний и умений учащихся лицейских классов и студентов, о методологической сущности преемственности в философии вообще, в педагогике и образовании.
За психолого-дидактическую основу исследования взяты: идея современной дидактики развивающего обучения и личностно-деятельного подхода (Л.В. Занков, М.А. Данилов, В.В. Давыдов, Я.Б. Эльконин и др.), принципьі преемственности и интеграции в обучении (В.И. Загвязинский, Ю.А. Кустов, B.C. Безрукова, Н.КЛапаев, Н.М. Таланчук и др.), концепция «Приобщения к мировой художественной культуре как части духовной культуры» (Б.М. Неменский и
ДР-).
Методы исследования:
-изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, эстетической и методической литературы по проблеме исследования; -анализ программы по искусствоведению; -изучение статистических данных;
-анкетирование, интервьюирование, беседы со студентами, со школьниками, родителями;
-педагогический эксперимент по формированию устойчивого интереса к художественной культуре и преподаванию изобразительного искусства у студентов и лицеистов на занятиях по предмету «Введение в искусство»; -методы математической обработки данных, полученных в исследованиях. База исследования: исследование проводилось со студентами Российской международной академии туризма, а также с учащимися лицейских туристских классов школ: №1224, №932,№373,№9,№1127 города Москвы.
В общей сложности в опытно-экспериментальном исследовании приняло участие 523 учащихся и 128 студентов.
Тема входит в план научно-исследовательских работ Российской международной академии туризма.
Научная новизна: состоит в том, что научно обоснованы предметы художественно-эстетической направленности для студентов обучающихся по специальности менеджер туризма, разработана концептуальная модель профессионально-направленной художественной
подготовки будущих менеджеров туризма, раскрывающая содержание и методику профессионального художественного обучения, а также особенности их общекультурного развития. Проведенное исследование доказало важную роль предметов художественно-эстетического цикла в профессиональной подготовке будущих менеджеров туризма, не только в формировании специальных знаний и умений профессиональной направленности, но и в воспитании духовно-нравственных качеств, как неотъемлемой части общей культуры специалиста.
Практическая значимость исследования определяется разработанными программами и методиками профессионализации художественной подготовки студентов и учащихся лицейских классов, а также методическими рекомендациями их реализации. На защиту выносятся
-модель профессионально-направленной, художественной подготовки будущих менеджеров туризма; -совокупность учебных программ художественной подготовки менеджеров туризма;
-методика реализации учебных программ художественной подготовки учащихся туристских лицейских классов. Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступления автора с докладами и научными сообщениями на заседаниях кафедры «Экскурсоведения и краеведения» Российской международной академии туризма, на педагогических советах школ №1224,№932,№373,№9,№1127 города Москвы, в которых автор работает в качестве преподавателя в туристских лицейских классах.;
Внедрение результатов исследования: осуществлено в учебный план школ: №1224, №932, №373, №9, №1127, имеющих лицейские туристские классы, а также в учебный план 1 курса Российской международной академии туризма.
Краткое содержание диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении: обоснована актуальность исследования, формируются цели, объект, предмет и задача. Освещается методология, этапы и методы исследования, показаны его новизна, научная и практическая значимость выполненной работы.
В первой главе: «Подготовка менеджера туризма как педагогическая проблема» представлен анализ исследований проблемы зарубежными и отечественными психологами и педагогами. Для всестороннего раскрытия вопроса анализируются кондепции различных ученых в раскрытии педагогической проблемы.
Изучение состояния проблемы художественного образования будущего менеджера туризма в современной теории и практике показывает, что оно рассматривается ограниченно, без акцентирования на его профессионализацию, на перспективу получения студентами дополнительной специальности. Предмет «Введение в искусство является элективным в учебном плане академии, имеет небольшое количество часов и по содержанию не соответствует установке на то, чтобы будущий менеджер туризма получил смежную специализацию. Следствием этого является художественная и гуманитарная безграмотность молодежи. Она ведет к распаду связей с художественным наследием, к духовной дезориентации художественных запросов. Это влечет за собой нравственные потери, разрушение духовной культуры, отвержение традиций и снижение кадрового потенциала страны.
Поэтому, профессионализация художественного образования будущего менеджера туризма имеет важнейшую стратегическую и соїщально-значимую цель: обеспечив квалифицированное преподавание изобразительного искусства в лицейских классах и в академии, оказать большое влияние на подъем культуры подрастающих поколений. Средствами изобразительного искусства содействовать духовному возрождению граждан России.
В решении проблемы важную роль играет значение туризма в России в социально-экономических условиях. В настоящее время туризм находится в кризисе, обусловленном не заинтересованностью территорий развитии туристической индустрии, отсутствием профессиональных кадров. Наряду с этим появились туристические звенья малого и среднего бизнеса. Появляются предприятия, которые берут о
ся за полный комплекс услуг. Российский туризм сталкивается с множеством проблем, в первую очередь это кадры, т.е. отсутствуют квалифицированные специалисты для туризма. Частью решения проблемы станет профессионализация системы художественного образования в туристских лицейских классах и у студентов академии.
Теоретическими предпосылками разработки системы профессионально-направленной художественной подготовки лицеистов и
студентов в академии являются:
стратегическая и социально значимая цель профессионализации художественного образования студентов и лицейских классов академии;
учет исторического опыта решения проблемы, профессионализации художественного образования; методика формирования творчества у студентов и лицеистов;
основы дидактики развивающего обучения. В основу предлагаемой системы профессионализации положен такой образовательный фактор, как принцип профессиональной направленности и его взаимодействие с рядом специфических принципов: интеграции, преемственности, единства обучения и воспитания, индивидуализации, гуманизации, культурообразования. Анализируя правила, требования, и функции принципа профессиональной направленности, взаимосвязь его с другими принципами были определены концептуальные положения, которые стали основанием для разрабатывания концептуальной модели системы профессионально-художественной подготовки будущих менеджеров туризма. Эти положения состоят в следующем:
систематизированный подход к преобразованию художественного образования и подготовки будущих менеджеров туризма;
одним из системообразующих факторов является принцип профессиональной направленности обучения и воспитания и взаимоотношение с другими принтщпами;
для обеспечения целостности и взаимосвязи художественного образования лицеистов и студентов с другими курсами психолого-педагогических дисциплин, является предмет «Введение в искусство», преподаваемый в лицейских туристических классах и студентам 1 курса академии; все компоненты педагогической системы художественного образования: цели, содержание, методы обучения подлежат преобразованию в свете требований принципа профессио-нальной направленности;
подготовка будущих менеджеров туризма должна вестись на основе спроектированной теоретической модели на всех уровнях и этапах на основе профессиональной, художественной и эстетической направленности на высоком методическом и профессиональном уровне;
профессионально-художественная подготовка должна быть ориентирована на непрерывное образование и творческое развитие лицеистов и студентов. Во второй главе: «Содержание, методы и формы развития профессионально важных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства» - уточнены цели профессионально - художественного образования студентов и лицеистов, разработана структура и новое содержание курса «Введение в искусство», определены методы, формы и дидактические приемы профессионализации художественного образования студентов и лицеистов, обозначены наиболее эффективные средства осуществления профессионально - направленного образования студентов и лицеистов. Цель в диссертационном
исследовании, посвященном развитию профессиональных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства состоит в достижении высоких конечных результатов обучения будущих менеджеров туризма, способных владеть этими знаниями на высоком методическом и профессиональном уровне. Эта цель может быть достигнута путем решения ряда взаимосвязанных задач, формирование личностных качеств (духовно - нравственных, эпических, эстетических и др.) необходимых для успешного продвижения туристического продукта; достижение высокого уровня художественного развития, как одного из основных условий профессионального мастерства и интеллектуального развития.
Концептуальная модель профессионально - художественной подготовки будущих менеджеров туризма включает в себя усиление художественной, методической, психолого - педагогической базы обучения, обеспечивающей подготовку студентов для получения дополнительной специальности основного направления, обеспечении профессиональной направленности содержания художественного образования студентов и лицеистов, что нашло отражение на схеме 1.
Разработанная автором программа по предмету «Введение в искусство» нацелена на интеграцию с блоком этико-эстетических, психолого-педагогических и гуманитарных учебных предметов. Структура и содержание программы по «Введению в искусство» базируется на блочно-модульном построении (живопись, скульптура, архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство и т.д.). Логика построения содержания программы основывается на преемственном формировании и поэтапном развитии таких основополагающих поня
тий как цвет, линия, композиция, форма, перспектива, фактура и т.д. В диссертации приведен план экспериментальной программы по предмету «Введение в искусство». Он содержит как теоретическую, так и практическую часть.
Основа методов, форм и средств художественной подготовки студентов и лицеистов определяется идеей проблемного обучения. Главным средством методики реализации профессионально направленного обучения студентов должны выступать комплексы учебно-методических проблемных заданий и ситуаций, составленных в соответствии с выявленными в исследованиях формами, методами и дидактическими приемами обучения будущих менеджеров туризма.
В экспериментальной работе по профессионализации художественного образования студентов наиболее оправдали себя следующие типы уроков: уроки творчества, уроки зачеты, уроки диалоги, уроки конференции, уроки экскурсии и т.д.
Важными формами подготовки студентов и лицеистов являются учебные игры и рефераты по истории и методике изобразительного искусства, включение студентов и лицеистов в исследовательскую деятельность.
Одним из важнейших условий совершенствования художественного и педагогического мастерства будущих менеджеров туризма является материально-техническая база по преподаванию предмета «Введение в искусство» на основе специализированного кабинета, который должен сочетать в себе разные функции. Он должен являться эстетическим, духовным центром, в нем должны быть сосредоточены методические материалы по непрерывному художественному
воспитанию и образованию студентов и учащихся лицейских классов академии."
Действенными формами подготовки студентов средствами изобразительного искусства, апробированными в исследовании явились: разнообразные деловые и учебно-имитационные игры, практика по ИЗО, курсовые работы по изобразительному искусству, включение студентов в исследовательскую деятельность, организация студенческих творческих групп по решению проблемных задач.
В исследовании проведена экспериментальная проверка эффективности реализации системы профессионализации художественного образования учащихся туристских лицейских классов. Дано обоснование выбора направления опытной и экспериментальной работы, изложена методика организации и проведения эксперимента, представлены и проанализированы его результаты, отражены основные направления расширения экспериментальной и внедрение ее результатов в практику.
Основной задачей эксперимента по диссертационному исследованию являлось доказательством того, что разработанная на основе сформированных гипотезы и концептуальной модели профессионализация художественного образования студентов обеспечивает формирование их личностных, духовно-нравственных качеств, развитие профессионально-значимых художественных умений, овладение методикой применения знаний по основам изобразительного искусства в профессиональной деятельности.
В ходе исследования эффективности экспериментальной программы художественного образования непрерывно велся контроль за
наиболее значимыми параметрами результатов учебного процесса: сформированностью личных качеств студентов, присущих будущим специалистам в сфере туризма, уровнем художественного развития и личной готовностью студентов к предстоящей профессиональной деятельности.
Нами была разработана методика экспериментального исследо- вания, которая предусматривает деление сформированности и участников эксперимента личностных качеств, уровня художественного развития и личной готовности к предстоящей профессиональной деятельности. Сформированность личностных качеств мы определяли по таким показателям, как: эрудиция, любознательность, стремление к новизне. Уровень художественного развития включал в себя сф.орми-рованность умения анализировать художественные произведения, разрабатывать экскурсии, овладевать навыками рассказа и показа. Личная готовность определялась, как умение провести экскурсию, подготовить реферат, умение управлять группой экскурсантов. Экспериментальные исследования состояли из двух этапов. Первый этап экспериментов был направлен на выявление общей эффективности всей разработанной модели. Второй этап был призван выявить эффективность наиболее действенных подходов и методов организации профессиональной направленности студентов.
Анкетирование, в котором приняли участие 100 учащихся лицейских туристских классов, показало, что 77% удовлетворены содержанием курса «Введение в искусство», 81% - одобрительно отзываются о методике преподавания.
Приведенный в исследовании психолого-педагогический мони
торинг по сравнительной оценке художественной активности студентов выявил, что самостоятельно выход на творчество проявили 50 % студентов экспериментальной группы и 20 % студентов в контрольной группе. Сравнительные данные художественных уровней курсовых работ учащихся лицейских классов, показали, что на высокий уровень в среднем выходят 85% студентов экспериментальной группы в отличии от 27 % студентов контрольной группы. Сравнительные результаты показателей интеллектуальной деятельности студентов (продуктивность, познавательная активность, широта ассоциативных процессов, оригинальность, формалистичность мышления) выявили разницу между студентами экспериментальной и контрольной группы, которая колеблется в пределах от 60 % (широта ассоциативных процессов) до 24% (оригинальность).
В заключении диссертации сформулированы основные результаты исследования по решению поставленных в нем задач.
Определены философские, психологические, методические предпосылки и практические основания разработки системы профессионализации художественного образования учащихся лицейских туристских классов; дано рассмотрение подготовки студентов к применению основ изобразительного искусства в трудовой деятельности как важной социально-значимой проблемы, раскрыт исторический аспект решения проблемы профессионализации художественного образования, эффективность разработанной концептуальной модели и методики ее реализации, целесообразность внедрения в широкую педагогическую практику разработанной в диссертации технологии преподавания курса «Введение в искусство», необходимость даль
нейшей разработки проблемы в плане реализации преемственности процесса профессионализации художественного образования студентов и лицейских туристских классов.
Значение туризма в России в современных экономических условиях
В настоящее время российский туризм находится в очень сложных условиях. Причина - длительная отраслевая централизация. Это привело к искажению рьшочнои сути туризма, не заинтересованности территорий. Фактически не оказалось кадров, парализованы все звенья туристического бизнеса.
Одна из попыток найти выход - создание Комитета по туризму. Однако этого недостаточно.
Рынок туризма вызвал в последнее время оживление, в связи с появлением туристских звеньев малого и среднего бизнеса, которые помогают снять часть локальных проблем в сфере обслуживания, и особенно, питания. Появляются предприятия, которые берутся за полный комплекс гостиничных услуг. В бывших государственных учреждениях ситуация по-прежнему сложная. Проблемы с обслуживанием и приемом гостей. Наличие дефицита недорогих отелей.
Очень большим недостатком инфраструктуры является отсутствие единой информационно-компьютерной сети в российском туризме. Существуют проблемы с телефонной связью. Ряд отелей реконструируется. Они пополняют сеть российских звездных отелей. Эти отели располагаются в крупных центрах. Все отели, получившие «звезды», соответствуют мировым стандартам и служат примером.
В настоящее время в сфере питания появилось много предприятий мелкого и среднего бизнеса, которые постоянно улучшают свой сервис. Для их создания не требуется много затрат.
Изменений в транспортной сфере практически не произошло. Железнодорожники по-прежнему остаются монополистами. Аэрофлот раскололся на несколько компаний и по-прежнему остаются проблемы.
На автодорогах произошли некоторые изменения. Произведены реконструкции основных магистралей, которые связывают крупные города. Остальная часть дорог находится в очень плохом состоянии.
В транспортных хозяйствах произошли изменения, так как после приватизации они стали собственниками. Появился сдвиг в каче-стве обслуживания. В связи с повышением цен снизился дефицит на перевозки, есть конкуренция, Отдельные состоятельные туристские хозяйства предпочитают содержать свой автопарк. Они сами обслуживают своих клиентов и себя. В минувшее время туризм был централизованной структурой, которая состояла из трех органшапий:
"Интурист" - государственная туристская организация, занимающаяся приемом иностранных туристов и отправкой советских граждан в путешествия за границу; «Спутник» - молодежная организация, осуществляющая молодежные поездки за рубеж по обмену, также занималась внутренним молодежным туризмом. Это была некоммерческая организация в советском туризме; - «ЦСТЭ» профсоюзный туризм, специализировался только на внутреннем туризме и являлся организацией социального туризма. Здесь особенно интересен механизм организации отдыха населения. Сначала профсоюзы организовывали туры, потом их же выкупали и за небольшой процент, как правило 30, продавали населению через их трудовые профсоюзы. Считалось, что подобная командно-распределительная система гарантирует конституционное право граждан на отдых. Все эти три руководящие организации имели строгую территориальную структуру.
Огромную роль в российском туризме занимают ведомственные туристские хозяйства. К ним относятся детские и пионерские лагеря, ведомственные санатории и дома отдыха и многое другое. Их благосостояние зависит от той организации, к которой они принадлежат.
Иностранный туризм в России развивается не равномерно. Часть туристов приезжают как отдыхающие в составе туристских групп, вторая половина приезжает как частные лица, либо с целью бизнеса, либо по личным причинам. Большинство туристов концентрируют свое внимание на посещение больших городов, часто туристов путешествует с этническими целями.
class2 « Содержание, методы и формы развития профессионально-важных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства».
Характеристика концептуальной модели профессиональной направленности художественной подготовки менеджера туризма
Конкретизируем представленную модель на уровне рассмотрения перестройки основных компонентов системы профессионализации художественного образования студентов в академии туризма и лицейских туристских классах.
В связи с этим остановимся более подробно на существе преобразования структурных и функциональных компонентов разработанной педагогической системы. Для начала проанализируем основные направления преобразования целей целостной педагогической системы профессионализации художественного образования студентов и лицеистов в соответствии с требованиями принципа профессиональной направленности и системообразующего элемента - методики преподавания изобразительного искусства.
Уточним сущность понятия педагогических целей и их классификации, которые определяют педагогическую цель как «предвидение педагогом и учапщмися результатов их взаимодействия в форме обобщённых мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса ».
Главная цель органически целостной системы профессионализации художественного образования студентов и лицеистов состоит в достижении высоких конечных результатов обучения будущих менеджеров в сфере туризма, способных получить дополнительное образование на высоком методическом и профессиональном уровне.
Основное здесь заключается в том, чтобы свои знания они могли успешно передавать группам экскурсантов.
Конкретизация целей обучения может быть выполнена на основе деятельного подхода. Разумеется, систему целей следует формулировать в виде перечня качеств, видов и способов деятельности, которые должны быть определены на том или ином занятии, при изучении конкретной дисциплиньї, цикла дисциплин, ступени профессиональной подготовки молодёжи. Отсюда, следуя логике исследования, конкретизацию профессиональной направленности целей необходимо вести в тесной связи с профессиональной направленностью содержания обучения на основе программно - целевого подхода.
При определении содержания образования, влияющего на выбор целей необходимо исходить из трёх групп показателей:
- требований к уровню развития способностей студента, в которых фиксируется его готовность к деятельности определённого типа, и форме осуществления им этой деятельности;
- перечня конкретных видов деятельности, которыми должен обладать студент; - определения конкретных знаний и навыков, которые студент должен уметь использовать в своей предстоящей профессиональной деятельности в сфере туризма.
Первая группа характеристик имеет значение цели образования и выступает в качестве главной.
Анализ современных форм художественного мышления и деятельности, порядка и механизмов духовного развития учащихся показывает, что эта группа характеристик слагается из двух взаимодополняющих линий: линии развития способностей к пониманию произведений искусства и к художественному восприятию явлений окружающей жизни (группа А) и линии развития способностей и умений художественно выражать свои чувства и отношение к миру в процессе продуктивной деятельности (группа Б) в том числе - профессиональной.
Расчленим способности выше обозначенных линий.
Группа " А " (способности восприятия) состоит из следующих элементов: способности оценивать с эстетических позиций искусство и соотносить это с уровнем и характером культуры разных эпох и народов;способности воспринимать и оценивать явления природы; способности воспринимать и оценивать все явления эстетического, морального и политического характера.
Формирование этого ряда способностей должно быть направлено на развитие способностей, эмоционального личного отношения ко всем явлениям мира на основе общественных эстетических критериев. Линия " Б " (развитие способностей к художественному выражению) включает: развитие способностей и умений правдиво изображать объекты и явления окружающего мира, образы фантазии, выражая собственное отношение к явлениям окружающего мира, разнообразие своих настроений и чувств, опираясь при этом на закономерности искус гва.
В диссертационном исследовании в качестве более частных, но чрезвычайно важных задач содержания, мы выделяем следующие: развитие у студентов и лицеистов художественно - эстетического отношения к жизни; формирование интереса к жизни через увлечение искусством; развитие у студентов и лицеистов способности восприятия искусства и потребности в общении с ним; овладение опытом полноценного художественного и профессионального творчества, способствующего развитию художественного образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, ряда способностей сенсорного плана
Педагогическая организация преподавания художественных дисциплин - условие развития профессиональной направленности студентов
Целью данного этапа нашего исследования являлось определение основополагающих дидактических и методических проблем в практической подготовке будущих менеджеров в сфере туризма.
Как показали результаты, наиболее часто встречающимся трудностями в проведении студентами-практикантами уроков изобразительного искусства являются: слабое владение педагогической техникой: неумение программировать свои действия и действия группы экскурсантов, неразвитая профессиональная речь (как результат неумения ясно и доступно излагать свои мысли) незнание возрастных особенностей и художественно-творческих возможностей группы детей и взрослых; неумение организовывать учебные постановки. Постановки невыразительны, усложнены, не учитываются возрастные особенности слушателей, их интересы и возможности. Рассказ о картине, например, в большинстве случаев, идет с неудобной позиции и на близком расстоянии от группы экскурсантов, что нарушает целостность восприятия живописи. Вследствие этого учащийся в процессе рассказа меняет точку зрения. Рассказ о картине выполняется по частям и с грубыми ошибками. Необходимо также отметить трудности, связанные с оцениванием художественной работы самими студентами или учащимися.
Результаты анкетирования студентов 1 курса (50 человек) на первом этапе проведения исследования, до организации формирующего эксперимента, после прохождения ими практических занятий подтвердили наши наблюдения, а именно:умение планировать свою деятельность и деятельность группы экскурсантов-30% студентов; умение выполнять педагогические задания с одновременным изложением учебного материала было у - 55%; умение объективно оценивать художественно - творческие работы- 40%; умение владеть голосом и интонацией - 65% студентов; умение организовать учебную постановку - 25% студен-. тов. Анализируя причины, порождающие дидактические я методические трудности практикантов, мы установили, что студенты часто не могут соотнести теоретические знания с дидактическим решением художественно - педагогических задач. Иначе говоря, они слабо владеют радом профессионально - педагогических умений,
Определив трудности, с которыми студенты встречаются во время практических занятий, мы постарались выяснить, чем они вызваны. Основными причинами явились: недостаточная профессионально-педагогическая подготовка в школе- 52%; недостаточная методическая подготовка в процессе обучения спецдисциплинам - 64%; Остальные ответы распределились так: недостаточная помощь преподавателя, руководящего практическими занятиями- 15%; ж незнание возрастного уровня художественно - творческих возможностей будущих групп экскурсантов- 44%; случайный выбор педагогической профессии отсутствие удовлетворенности ею - 5%; другие причины - 5 %.
Исследуя формирование профессиональной направленности студентов на занятиях по изобразительному искусству с помощью анкетированная наблюдений бесед со студентами и лицеистами (всего 751 чел.), мы установили уровень влияния спецдисциплин на их формирование. Анализ полученных результатов показывает, что данные художественные дисгщплиньї имеют средний показатель формирования профессионально - педагогической направленности у будущих менеджеров в сфере туризма.
Так на наличие профессиональной направленности, определяемой по разработанным анкетным вопросам, указали в 10-11 классе, обучающемуся по программе - 30 % студентов на занятиях по предмету «Введение в искусство».
Несколько иные показатели направленности 1-го курса -70%. Это объясняется тем, что студенты данного курса прошли практические занятия и к занятиям по профилирующим дисциплинам относятся уже более осознанно и дифференцированно.
Низкий показатель профессиональной направленности спецдисциплин в 10-11 классах связан, во-первых, с желанием учащихся овладеть только художественными умениями, во-вторых, с отсутствием осознания значимости спецдисциплин в формировании именно туристского мастерства и, в-третьих, характером взаимодействия художественных дисциплин и учащихся на протяжении всего периода обучения в школе. Исходя из этих взаимоотношений, складывается два типа учебных ситуаций, рассматриваемых в психолого-педагогической литературе, как репродуктивный и продуктивный, от которых и зависит показатель эффективности формирования профессионально- художественной направленности будущего менеджера в области туризма.
В репродуктивной (адаптивной) учебной ситуации взаимодействие между преподавателем, студентом, учащимся и предметом преподавания строится по типу субъектно-объектных отношений как сумма двух неравноправных деятельностей обучающей, разъясняющей (преподаватель - объясняемое) и учебной, понимающей (ученик -объясняемое). Формы совместной деятельности в этой ситуации ре-дуцированьї, поскольку предмет усвоения не структурируется через системы творческих продуктивных задач, На первый план выдвигается задача успешного усвоения обучающимся художественных умений вне представления об их практической значимости в будущей профессиональной деятельности менеджера туризма, может произойти утрата мотива к овладению избранной специальности, с которым приходят студенты в академию туризма.
В продуктивной (творческой) учебной ситуации позиции преподавателя спецдисциплин и студентов в отношении к изобразительному искусству, равноправны. Педагог творчески подходит к процессу обучения, к решению сложных задач профессионального становления студентов. Позиция последних не сводится только к усвоению художественных знаний умений, навыков, но и к изменению мотивов и волей обучения, формированию профессионально значимых качеств личности. Следовательно, дидактическая стратегия и тактика преподавателя по предмету «Введение в искусство» будет определяться той учебной ситуацией (репродуктивной и продуктивной) теми ведущими функциями учебных взаимодействий, которые выходят за рамки усвоения студентами художественных знаний и умений, а определяются возможностями целостного формирования личности будущего менеджера туризма.