Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств Герасимова Юлия Александровна

Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств
<
Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герасимова Юлия Александровна. Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2007 172 с. РГБ ОД, 61:07-13/1411

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы технологии профессионального самоопределения личности хореографа в вузах культуры и искусств. 27

1. Профессиональная педагогическая деятельность хореографа и ее влияние на формирование качеств личности 32

2. Обучающий и воспитывающий потенциал танца 53

3. Педагогическое мастерство хореографа - сводный показатель качеств личности 65

4. Новое педагогическое мышление и проблема измерения качеств учебной

группы 77

Глава II. Личностно-ориентированные технологии подготовки хореографов в вузах культуры и искусств 88

1. Классификация педагогических технологий в сфере хореографического творчества 92

2. Интегративная технология обеспечения качества хореографического образования 107

3. Информационные технологии подготовки педагога- хореографа 130

4. Технология использования внутренних резервов личности педагога- хореографа 138

Заключение 152

Список литературы 156

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из закономерностей развития российского общества является взаимосвязь социально-экономических изменений и модернизация качества образования. Важнейшая задача подготовки специалиста-хореографа в вузах культуры и искусств - сохранение традиций российской танцевальной школы, органичное вхождение в Болонскии процесс. Основные требования к качеству подготовки специалиста-хореографа выводятся из Национальной доктрины образования в РФ, традиций русской танцевальной школы. Так как объективно повышается роль студенчества в учебном процессе, в понятие «качество подготовки специалиста-хореографа» включаются новые признаки. Состояние и результативность этого процесса проверяется на соответствие не абстрактной модели общества, а потребностям и ожиданиям конкретного человека. Наряду с государством, отдельная личность представляет собой заказчика качественной образовательной услуги. В настоящее время абитуриент выстраивает свою индивидуальную образовательную стратегию исходя из потребности и ценности образования, которое в рыночных отношениях приобретает утилитарно-практическое содержание. Для уверенности в будущем необходима востребованная специальность. Будущее связывается с получением высшего образования. Новые возможности в повышении качества подготовки хореографов открылись в связи с преобразованием институтов культуры - в университеты и академии. Университетская модель образования предполагает творческий поиск новых идей, осуществляются фундаментальные исследования и прикладные разработки. Происходит передача новых знаний студентам, они приближены к «передовым рубежам» научных открытий.

Университеты культуры и искусств становятся важным элементом системы социальных отношений, поскольку удовлетворяют потребности в получении профессионального образования огромного числа студентов, обеспечивают ресурс развития, берут на себя функцию формирования социокультурной среды. На качество подготовки специалиста-хореографа

4 огромное влияние оказывают создаваемые учебные комплексы: институт-колледж. Тем самым обеспечивается преемственность хореографического образования. Повышение требований к качеству подготовки педагогов-хореографов обусловлено характером социально-экономической ситуации в стране, когда необходимо быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, а также устойчивым спросом на соответствующих специалистов. Формируются новые конкурентные отношения между вузами, осуществляющими подготовку хореографов. На это обстоятельство влияют:

- новая демографическая ситуация, связанная с общим сокращением
числа абитуриентов;

некий «предел» финансовых возможностей, для тех, кто готов платить за образовательные услуги;

снижение финансирования школ искусств, хореографических студий, и соответственно свободных вакансий в связи с реформой местного самоуправления;

выпуск институтами специалистов физической культуры, специализирующихся в области пластически-двигательной культуры.

Повышение качества подготовки педагогов-хореографов зависит от решения следующих противоречий:

- между возможностями образовательных учреждений высшего
профессионального образования и качеством выпускаемых специалистов;

между «моделью выпускника» в академической педагогике и реальной ситуацией в вузах;

между новыми информационными технологиями и их применением на практике вуза;

- между уровнями педагогической и исполнительской подготовкой
хореографов.

Одним из средств развития педагогических качеств личности студента в профессиональной подготовке хореографа в вузах культуры и искусств является авторская педагогическая технология. В первой половине XX века

5 использовались технологии, которые в большинстве случаев специально не

разрабатывались, поскольку были достаточно просты. Уровень и характер

социокультурных отношений требовал технологий, осваиваемых эмпирически,

интуитивно. Во второй половине XX века гуманитарные знания стали

обновляться несколько раз в пределах одного поколения и в этом качестве

оказывались непригодными для наследования. Технологии в современных

условиях - не просто социальные новации, а принципиально иной способ

организации жизни студентов и педагогов. «Технологичность» нередко

рассматривают как нечто механическое, конвеерное - противоположное

творческому, индивидуальному. Между тем «технологичность» есть

фундаментальная черта современного человека наряду с практичностью,

рациональностью. В понимании феномена упор нередко делают на начальное

«техно». Возникает смысловая ассоциация с «техногенной средой», которая

подавляет человека, с «технократическим» мышлением. Человек сформировал

в себе «технологичность» как черту на определенном этапе развития

цивилизации. Можно спорить, насколько давно это произошло, но гораздо

важнее признать, что «технологичность» - это некий антропологический

минимум современной цивилизации. Тогда особый смысл приобретает

окончание «логичность» как способность человека к самоорганизации и

самовыражению. В рамках технологий, ориентированных на личностно-

деятельный подход к подготовке педагогов-хореографов, наметились

следующие тенденции.

1. Студент как субъект стремится в полном объеме осуществить контроль
над собственной подготовкой.

2. Преподаватель как субъект, организуя учебную деятельность,
учитывает интересы конкретного студента.

3. В процессе решения учебных задач происходит саморазвитие личности
студента.

4. Меняется вся схема и характер взаимодействия преподавателя и
студента.

5. Мотивация учебной деятельности студента предшествует его
ценностной ориентации, но «разрыв» между ними постоянно сокращается.

6. Достигается органическое единство процессуальной и результативной
стороны усвоения учебной задачи студентом (поставка танца, отработка
танцевальных навыков и т.д.).

Технологизация профессиональной подготовки хореографа приводит к тому, что:

- меняется отношение личности к ценностям и идеалам. Технология
концентрируется на том, «что» и «как» надо делать. Ради каких ценностей
создаются и запускаются технологии - этот вопрос они сами по себе не
решают. Поэтому особенно тщательно необходимо отбирать те ценности и
идеалы, которые «вносятся» в технологию;

- технология подготовки хореографов становится в основном
утилитарной, ее главный принцип - польза;

современные технологии, применяемые для подготовки педагогов-хореографов, рациональны, причем эта рациональность может «проникнуть» за пределы собственно процесса технологизации;

принимая во внимание роль технологии в современном обществе, можно предположить, что она становится сферой унификации различных методик преподавания. Уникальность процесса подготовки педагога-хореографа будет, по-видимому, обеспечиваться за счет личных качеств всех его участников.

Конкурентные отношения между вузами переходят в сферу технологий. Негосударственные вузы, осуществляющие подготовку специалистов-хореографов, предлагают:

реализацию уникальных учебных программ;

определенные договорные права и обязанности между институтом и студентом;

финансовые возможности привлечения к работе лучших преподавателей хореографии;

гибкий учебный план (группы выходного дня);

возможность занятий по сокращенным программам;

- широкое использование образовательных инноваций (деловые игры,
дистанционное обучение);

стажировка и практика в известных хореографических коллективах;

создание условий для корпоративного досуга;

помощь в трудоустройстве выпускникам.

Абитуриентов, поступающих на хореографический факультет государственного вуза (МГУКИ) привлекает:

длительная история учебного заведения, его традиций;

«знаменитые имена» среди выпускников;

собственное здание;

диплом государственного вуза психологически ценится «выше», чем диплом негосударственного вуза.

Возникает еще не вполне осознанное, новое качество личности педагога -участие в оказании качественной образовательной услуги и обеспечение ее конкурентоспособности.

Современные технологии и качество хореографического образования -взаимосвязанные понятия. Понятие «качество» заимствовано из философской науки, где оно обозначает существенную определенность, целостность явления. Под качеством образования подразумевается общепедагогическая категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе. Качество хореографического образования относится к специально педагогическим терминам, учитывающим специфику подготовки хореографа, роль этой профессии в современном обществе. Если качество образования как понятие имеет междисциплинарный статус, то качества, приобретаемые студентами-хореографами в ходе вузовской педагогики, известны в эмпирических описаниях, с трудом поддаются формализации. Историю развития хореографического образования оправданно представить как поиск первичной единицы анализа качеств личности. Любая педагогическая

8 концепция, претендующая на роль научной теории, имеет в качестве базового -

положение о нередуцируемом элементарном «качестве» подготовки студента,

которое выступает не просто как предмет педагогического анализа, а именно

как единица этого анализа. Выделение «качеств» личности как единицы

анализа есть признак методологической зрелости вузовской педагогики, начала

систематического построения теории подготовки специалистов-хореографов.

Исторические корни проблемы определения единицы анализа сознания и

поведения человека, выбравшего профессию хореографа, следует искать внутри

эстетических теорий, определяющих природу танца. Выбор единицы анализа

носит непроизвольный характер. Это своего рода технологический акт,

позволяющий «запустить» определенные решения по заданной программе.

С другой стороны, выбор «качества личности» должен быть обязательно отрефлексирован, пройти проверку по нескольким критериям. Почему «качество личности» выбрано в качестве единицы анализа вузовской подготовки педагога-хореографа? На каждом уровне профессиональной деятельности «качество личности» выступает в разных проявлениях, при этом всегда остается тем «материалом», из которого строится творческая активность, самостоятельность мышления, инициативность и т.д. В силу этого «качество личности» - это и содержание образования, и содержание мысли как конечного продукта педагогического мышления. Мотивы и потребности, интересы и желания студента-хореографа можно охарактеризовать как факторы, влияющие на «качество» его личности.

Танцевальные способности как единица анализа подготовки хореографов позволяет выявить механизм профессионального роста студентов. На этой основе можно построить частную методику преподавания, но нельзя создать технологию подготовки специалиста-хореографа. То же относится к другим единицам анализа: образному мышлению, педагогическому общению.

«Качество личности» неделимо как момент единства педагогической деятельности хореографа и его сознания. «Качество личности» представляет собой меру открытости человека, его отношения с миром. Вне человека

«качественность» себя не обнаруживает. Желание человека самоопределиться в

своих качествах воспроизводит логику его существования. Все это в полном объеме распространяется на личность педагога-хореографа.

Какой бы совершенной технология ни была, она не может учесть всего многообразия творческого процесса, поэтому необходимо единство технического компонента с духовно-личностным и социально-педагогическим. В живом процессе невозможно «выделить» технологическую подсистему, так как все другие компоненты взаимосвязаны. Поэтому необходимо отказаться от попыток жестко зафиксировать ее сферу. Важно проследить «переход» технологии в отношения между субъектами реального процесса. Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы найти технологическое решение для развития всей совокупности качеств личности. Методики преподавания хореографических дисциплин, как правило, абстрагированы от конкретных концепций личности. Построение технологии подготовки педагогов-хореографов предполагает «отбор» тех частей целостной личности, которые находятся в ракурсе педагогики. Это означает, что педагогическая трактовка личности, имея свою специфику, учитывает знания о личности, которые дает философия, психология, социология, но выстраивает эти знания в качестве подчиненных проблематике педагогического исследования. Этим достигается «совпадение» структур целостной личности и структуры учебного процесса.

Актуальность вышеперечисленных проблем, их теоретическое и практическое значение обусловили содержание и направление диссертационного исследования.

Актуальность исследования технологических основ развития педагогических качеств личности студента в профессиональной подготовке хореографа в вузах культуры и искусств определяется влиянием множества объективных и субъективных факторов и обнаруживает прямую зависимость конкретно - исторической ситуации в стране и культурных потребностей населения. Именно поэтому и возникает необходимость научного осмысления

10 указанных процессов - их специфики, механизмов, форм, методов, приемов,

т.е. всей технологической цепочки.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Технологические основы развития педагогических качеств личности студента в профессиональной подготовке хореографа в вузах культуры и искусств являются в полне обозначенной проблемой. Наиболее близкими научными изысканиями являются труды отечественных педагогов,осуществленных на основе теории педагогики сотрудничества. Это связано с именами Ю.К.Бабанского, Б.С.Гершунского, Н.Д.Никандрова, В.Д.Шандрикова, Д.Б.Эльконина и др. Общие вопросы педагогической технологии нашли отражение в трудах В.П.Беспалько, А.А.Калмыкова, М.М.Левиной, Г.К.Селевко, В.Ю.Питюкова, Д.В.Чернилевского. Среди исследователей, занимающихся повышением качества образования выделяются П.Ф.Анисимов, В.И.Байденко, И.А.Зимняя, А.Л.Коломенская, Д.Ш.Матрос, Г.Н.Сериков, В.Е.Сосонко, Н.Ф.Талызина. Профессионализм как интегральное качество личности раскрыт в научных трудах И.Ф.Исаева, Н.В.Кузьминой, Б.Т.Лихачева, А.К.Марковой, В.П.Симонова, В.А.Сластенина.

Анализ литературы по теме позволяет утверждать, что статус педагогической технологии в современной науке недостаточно определен. Можно выделить четыре основных подхода.

Первый. Педагогическая технология определяется по статусу как промежуточное звено между педагогической наукой и практикой (Н.Ф.Талызина).

Второй. Педагогической технологии отводится роль связующего звена между педагогической наукой и искусством (А.И.Щербаков).

Третий. Педагогическая технология рассматривается в качестве прикладной дидактики (М.М.Левина).

Четвертый. Технология - знание о процедуре для проектирования новой или модернизации существующей практики (И.Э.Рахымбаева).

Общим недостатком педагогических технологий является то, что многие разработчики обходят дискуссионные вопросы:

  1. Что понимать под термином «педагог»?

  2. Какие качества личности развиваются у педагога в первую очередь? В научной литературе существует несколько определений педагога:

- обозначение профессии, признаки которой: умственный характер труда,
владение определенной технологией, социальная ответственность
(С .Г.Вершловский);

профессиональная деятельность по образованию Другого (Н.В.Кузьмина);

- общий термин для обозначения лиц профессионально занимающихся
педагогической деятельностью (Е.И.Огарев).

В диссертационном исследовании определение педагога близко к его трактовке В.А.Сластениным: это субъект профессиональной деятельности, которая осуществляется вместе с деятельностью обучаемого с помощью познания, самопознания, интуиции.

У педагога наиболее развиты следующие качества:

ориентация на гуманистические ценности (Л.Г.Бородаева);

способность вести диалог (Г.Г.Столяров);

развитие творческой активности (О.Г.Сущенко);

- потребность в профессиональном самоанализе (В.А.Деркунская).1
Диссертационное исследование основано на положении о «подвижности»

качеств личности педагога и зависимости их развития от множества факторов.

На Западе «педагогические технологии» как термин появился в 30-е годы XX века. В 1946 году они стали объектом изучения. Л.Ларсон (L.Larson) разработал соответствующую программу в Индианском университете. В 1961 году Д.Д.Финн (J.D.Finn) организовал отделение «обучающая технология» в университете Южной Калифорнии (instructional technology). Первый журнал по

1 Ильина СП. Становление образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: Автореф. Дис....канд.пед.наук. - СПб., 2003. - с.11.

12 педагогической технологии появился в США, еще раньше - в 1960 году

(«Educational Technology»), Вклад в развитие теории педагогических

технологий внесли: Б.Блун, Д.Брукер, М.Кларк, В.Кобаяши, К.Маклин,

П.Митчелл, Дж.Нокс, С.Пейперт, Б.Саймон, Дж.Симонс, Р.Томас, Д.Финн,

Д.Хокридж, К.Чедунк и др. Ведущие университеты США, занимающиеся

разработкой педагогических технологий: Индианский, Южно-Калифорнийский,

Мичиганский, Сиракузский, Флоридский.

Исследования в области педагогических технологий, проводимые в

США, «опережают» исследования в других странах почти на двадцать лет.1 За

счет их внедрения в вузах США обеспечено:

  1. Обилие элективных курсов в одном учебном заведении (от археологии - до бальных танцев).

  2. Круглосуточный доступ студентов к терминалам ЭВМ.

  3. Доля самостоятельной работы по отношению к учебной деятельности (3:1).

  4. Введение системы гарантий за качество обучения.

5. Использование независимых экспертных оценок для получения
степени бакалавра.

В документах ЮНЕСКО (Париж, 1986) «educational technology» определяется как методология планирования, реализации и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета технических и человеческих ресурсов и взаимодействия между ними.2

С учетом требования рынка образовательных услуг Р.Томас (Калифорнийский университет) в модель педагогических технологий включил функцию управления (педагогический менеджмент). Для исследований зарубежных авторов характерно:

- интерес преимущественно к прагматическим качествам личности;

1 Боголюбов В.И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий. - Пятигорск:
Изд-во ПГЛУ, 2001. - С.32,35,111-113.

2 См.: Glossary of Educational Technology Terms. - Paris: UNESCO, 1986. - 239 p.

13 педагогические технологии использовались для подготовки

специалистов широкого профиля, отсутствуют работы, посвященные

использованию данных технологий в сфере хореографического творчества.

В СССР педагогические технологии введены в программу государственного экзамена по педагогике, психологии и методике преподавания в 1988 году (Приказ Минвуза СССР № 100).

В 1989 году был создан центр новых информационных технологий АПН (ныне - РАО). Руководитель: Ф.Д.Перегудов. В. 90-е годы до уровня педагогических технологий «достраивают» модульный метод (П.А.Юцявичене), методику деловых игр, методику ситуативного анализа, методику опережающего обучения (С.Н.Лысенкова), методику погружения в учебный процесс (М.П.Щетинин), педагогическую квалиметрию, то есть тестирование на ЭВМ.1

Понятие «педагогическая технология» определяется у разных авторов как:

построение образовательного процесса с заданными диагностическими результатами (В.П.Беспалько);

описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков);

организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев);

продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности (В.М.Монахов);

системная совокупность и порядок функционирования личностных, инструментальных и методологических средств для достижения педагогических целей (М.В.Кларин) ;

проектирование педагогической системы, осуществляемое на практике (М.М Левина)1;

' Боголюбов В.И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий. - Пятигорск:

Изд-во ПГЛУ, 2001. - С.7,24-25.

2Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. - М.: Нар.образ-е, 1998.-С. 14-15

14 - внедрение в педагогику системного способа мышления (К.Я.Вазина)2.

В диссертации под понятием «педагогической технологии в сфере хореографического творчества» подразумевается систематическое и последовательное воплощение спроектированного педагогического процесса подготовки высококвалифицированного специалиста-хореографа. Сложной проблемой, неразрешенной в зарубежных исследованиях педагогических технологий, является обоснование места и роли ценностных качеств личности.

Проблемы содержания ценностных качеств личности педагога сформулированы в трудах Ю.П.Азарова, Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и др. Вопросы духовно-ценностной подготовки специалиста в вузе культуры и искусств исследуют такие авторы, как А.А.Аронов, Т.И.Бакланова, Л.С.Жаркова, А.Г.Казакова, В.С.Садовская, Ю.А.Стрельцов.

Большую роль в осмыслении проблемы подготовки специалистов-хореографов имеют труды: Г.Ф.Богданова, Г.П.Гусева, Л.Д.Ивлевой, А.А.Климова, В.Ю. Никитина, М.П.Мурашко, Т.А.Устиновой. Различные стороны подготовки специалиста-хореографа, особенно в воспитательном аспекте, привлекали внимание таких ученых как В.В.Геращенко, О.В.Ершова, В.В.Королев, А.И.Леоненко, Л.Ф.Майстрова, Э.В.Сытова, М.А.Телегина, Ю.Н.Хижняк. Особый интерес представляют исследования происхождения танца и его связи с происхождением воспитания и образования (И.А.Герасимова, Э.А.Уральская). В историко-культурном плане национальная танцевальная культура, включая механизм ее формирования, рассмотрена в работах Г.А.Алиева, Т.Г.Бадмаевой, С.Б.Жукеновой, Т.А.Казариновой, А.К.Кульбековой, Р.Х.Уразгильдеева, Ю.М.Чурко. Ценный вклад внесли своими исследованиями М.Л.Архипова, А.И.Борисов, Н.В.Соковикова и др., которые обосновали методы и способы психологической подготовки

1 Левина М.М. Основные технологии профессионального педагогического образования. - Минск, 1998. -С.19.

2 Вазина К.Я. Модель саморазвития человека: Концепция, технология. - Н.-Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1999. -

С.74.

15 хореографов. Важное значения для нашего иследования имеют труды

А.С.Яценко и Н.П.Яценко, которые рассматривали профессиональную

направленность хореографов в учреждениях дополнительного образования.

Вузовскими центрами по подготовке педагогов-хореографов на основе

современных педагогических технологий в России являются:

Московский государственный университет культуры и искусств.

Тамбовский государственный университет им.Г.Р.Державина.

Алтайский государственный институт культуры и искусств.

Самарский государственный педагогический университет.

Орловский государственный институт искусств и культуры. Перспективным направлением исследований следует признать изучение

взаимосвязи народно-бытового танца и народной педагогики, а через него -раскрытие стихийно формируемых педагогических качеств личности. Так, например, М.Э.Карамурзина подчеркивает, что детей адыги приучали к подвижным играм. Тело должно было быть «легким».1 Танец отображался в народном эпосе. В содержании народной педагогики, по мнению З.Х.Боташовой, воплощалось знание о прекрасном во всех сферах, включая танец.2

Концептуализация профессиональной подготовки хореографов в вузе осложняется отсутствием целостной теории танца. В 1983 году была издана работа Р.Копеленда и М.Коэна «Что такое танец». Попытки создания теории танца встречают сопротивление со стороны профессиональных танцоров, критиков и историков танца. Сущность возражений:

1. Свидетельства о танце главным образом «описательные», не дающие его почувствовать.

Карамурзина М.Э. Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике: Автореф.дис. ... канд.пед.наук. - Карачаевск, 2004. - С. 10-11.

2 Боташова З.Х. Образование и умственное воспитание в народной педагогике Карачая и Черкесии: Автореф. Дис...канд.пед.наук. - Пятигорск, 2004.- С.12,14.

  1. Танец как вид искусства более всего сопротивляется теоретическому осмыслению, так как он постоянно направляет сознание на конкретное и мгновенное.

  2. Традиционно танец был связан с женским началом, поэтому ряд теоретиков чувствуют к нему неприязнь, так как страдают уклоном к патриархальности (М.Левин).

  3. Танец никогда не доминировал в культуре Запада, его идеологи всегда использовали другие виды искусства (Ф.Спаршот).

  4. Балет «отстал» от отображения жизни в XIX веке. Он оказался в стороне от технического прогресса, философских исканий (Х.Кеглер).

Э.А.Королева пишет по этому поводу: «Но что и как в объективном мире определяет развитие танца?» Основные подходы к исследованию танца напоминают движение мысли в «замкнутом круге»:

Танец есть «подражание» природе, чувствам и настроениям человека (С.Д.Коуэн).

Танец - выражение эмоций человека (Дж.Эммерсон).

- Танец суть форма, необходимая линия движений. (А.Левинсон).
Есть несколько исключающих друг друга концепций происхождения

хореографического искусства:

  1. Концепция «танца животных» У.Соррелла.

  2. Космологическая концепция Х.Эллиса.

  3. Концепция «жизненно необходимых» коммуникативных связей А.Ломакса.

  4. Концепция «физиологической» природы танцевального движения Р.Арнхейма.П

Классификационные схемы хореографического искусства переусложнены. В.В.Ванслов, например, в современном танцевальном искусстве выделяет народно-бытовой танец и художественный танец - как

1 Королева Э.А. Танец и художественная культура. От возникновения человечества до первых великих
цивилизаций. - Минск: Армита, 1997. - С.8,19,22.

2 См.: Королева Э.А. Ранние формы танца. - Кишинев: Штиинца, 1977. - 215 с.

17 роды. Эстрадный танец относится им к виду художественно-профессионального танца. Балет - одновременно вид танца и форма танца. Дивертисментный и действенный танцы, по мнению В.В.Ванслова, относятся к роду хореографической пластики. М.С.Каган в ряд видов хореографического искусства включает: искусство жонглирования, искусство дрессировщика, спортивный танец и др. Типы художественного творчества, с его позиций, образуют: «чистый» танец, танец переходных форм, сюжетный танец. К родовой классификации у М.С.Кагана «ближе» фольклорный танец и бытовой танец. D В классификационной схеме Р.Крауса есть: балет, танец модерн, социальный танец, сценический танец, народный танец. Классификационная схема Л.Гроува состоит из: образного или поэтического танца, изобразительного танца, ритуального танца. D

В период с 1950 года было защищено докторских диссертаций, посвященных хореографическому творчеству, танцевальной культуре:

Искусствоведение - 3

Исторические науки -1

Культурология -1

Педагогические науки -1

За этот же период были защищены кандидатские диссертации по соответствующей проблематике:

Искусствоведение - 27

Философские науки - 8

Культурология - 2

Педагогические науки -19

Психологические науки - 4

Филологические науки -1

Биологические науки -1

1 Каган М.С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1977. -С.312,362,406.

2 Маркова СВ. Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театральных представлений и
праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования: Автореф. Дис. ...канд.пед.наук.
- Краснодар, 2004. - С. 12.

18 Исторические науки - 3

Суммируя, можно утверждать, что:

1. Большинство публикаций, связанных с хореографическим творчеством,
носит искусствоведческий характер. Их можно использовать в качестве
концептуальной основы для выработки педагогических технологий подготовки
специалистов-хореографов.

  1. В последние годы появились исследования педагогической и психологической направленности. По своему статусу они относятся к методикам преподавания хореографических дисциплин.

  2. Чаще всего методики преподавания хореографических дисциплин имеют предметное, но не имеют психологическое и общедидактическое обоснование. Предметные методики не формируют в полном объеме умения студентов переводить знания в деятельность.

  1. Технологии обучения и технологии контроля студентов-хореографов находятся на разных уровнях развития. Технология контроля «отстает» от обучающих технологий. Это вызвано тем, что большинство процедур оценивания осуществляет один человек - специалист в узкой сфере. Он часто нацелен на содержание предмета, а не на системное управление подготовкой специалиста. Студент-хореограф, поступая на обучение, полностью «вверяет себя» преподавателю. Мотивация к обучению у студента резко возрастет, если уже на I курсе он получит программу действий на весь период учебы.

  1. Целью обучения хореографа является формирование определенных навыков и умений в конкретных условиях.

В содержание обучения входят те же умения и навыки. В хореографическом образовании цель и содержание не совпадают. Цель хореографического образования - созидание человека как личности, возвышение его потребностей. Содержанием образования является культура. Сведение задач хореографического образования до обучения приводит к превращению общественного назначения образования - в отчужденную общественную функцию. Хореографическое образование это создание образа

19 себя, мира танцев. Образ может задаваться извне, но лучше, если человек

выстраивает его сам. Следовательно, хореографическое образование есть

становление человека путем вхождения его в культуру, когда, благодаря

присвоению ценностей, он превращается в субъект культуры.

5. Подготовка специалистов-хореографов должна носить фундаментальный характер. Установка «это не потребуется в работе хореографа» недопустима и безнравственна. Фундаментальные знания имеют способность к более широкому переносу, дольше сохраняют свою ценность.

Вместе с тем анализ научных разработок показывает, что исследований, посвященных технологическим основам развития педагогических качеств личности студента в профессиональной подготовке хореографа в вузах культуры и искусств,пока еще не было.

Объект исследования - профессиональная подготовка хореографов в высших учебных заведениях культуры и искусств.

Предмет исследования - целостный процесс развития педагогических качеств личности студента хореографа в технологической системе профессиональной подготовки: набор - выпуск в вузах культуры и искусств.

Определение проблемы позволило сформулировать цель исследования, которая состоит в разработке технологических основ развития педагогических качеств личности студента в профессиональной подготовке хореографа в вузах культуры и искусств и их внедрения в практическую деятельность учебно-творческого процесса на факультетах хореографии.

В соответствии с этой целью в исследовании выдвинуты следующие задачи:

- выявить и систематизировать оптимальные для вузов культуры и искусств
технологии подготовки специалистов-хореографов;

- рассмотреть технологическую цепочку авторских методик подготовки
специалистов-хореографов;

- определить приоритетные факторы, обеспечивающие развитие

педагогических качеств личности студента в профессиональной подготовке хореографа в вузах культуры и искусств;

- раскрыть взаимосвязь между качеством профессиональной подготовки
студента-хореографа и педагогическими качествами личности;

- разработать интегративную технологию подготовки специалиста-хореографа
в вузах культуры и искусств, экспериментально ее апробировать и внедрить в
учебно-творческий процесс.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в современных условиях развитие педагогических качеств личности студента-хореографа в профессиональной подготовке в вузах культуры и искусств, таких, как: ответственность, стремление к новому, компетентность, высокая внутренняя мотивация к формированию профессионального мастерства на основе осознанного формирования педагогических качеств - будет более эффективным, если в учебный процесс внедрить новую авторскую технологию, построенную на интеграции духовно-личностного, социально-психологического и технологического компонентов.

Методологическая основа исследования Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых. Поскольку вуз культуры и искусств является социальным институтом, определяя общий контекст, следует отметить, что в современной научной литературе с философских позиций диссертантка опиралась на идеи тесной взаимосвязи духовных и материальных явлений, неразрывной связи принципов объективности и субъективности (Платон, Кант, Гегель, Фихте). Сущностное воздействие на методологию исследования оказали идеи русских мыслителей Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, Г.С. Батищева, И.А. Ильина, И.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского о бесконечном духовном самоопределении человека, о духовной природе человека и о путях удовлетворения духовных потребностей личности, развитии её качеств.

21 Проблематика и цель исследования предполагает обращение к идеям

социокультурного синтеза, единства - педагогики, психологии, искусствоведения, социологии, естествознания, истории и т.д. Для решения задач, поставленных в исследовании, использовался междисциплинарный подход (Д.И. Филынтейн, Ю.П. Азаров, В.А. Сластенин). Методы исследования. В соответствии с целями и задачами, поставленными в работе, автор использовала выработанные наукой методы: исторический анализ, сравнительный анализ, метод проектирования, метод включенного педагогического наблюдения, анкетирования, конкретно-социологический опрос, аналитический метод сопоставления различных педагогических технологий, метод диагностики.

База исследования: студенты и педагоги хореографического факультета Московского государственного университета культуры и искусств, Московского областного колледжа искусств.

Организация исследования. На первом этапе (1999-2001гг.) рассматривалась актуальность темы диссертации, осуществлялась разработка теоретических основ проблемы, анализ темы исследования, формулировка рабочей гипотезы, цели и задач, сбор материала по теме диссертации.

В этот период было проанализировано стартовое состояние уровня подготовки студентов-хореографов в вузах культуры и искусств, факторы, влияющие на развитие педагогических качеств личности студента-хореографа, деятельность образовательных учреждений ВПО. Было опрошено 255 студентов МГУКИ и МОКИ, а также 15 преподавателей МГУКИ и МОКИ.

Второй этап исследования (2002-2003гг.) носил поисково-экспериментальный характер, были проанализированы и систематизированы наиболее существенные технологии подготовки специалистов-хореографов в вузах культуры и искусств.

На этом этапе была организована опытно-экспериментальная работа на основной базе исследования, внедрялась авторская технология формирования педагогических качеств личности студента-хореографа.

22 Цель эксперимента состояла в разработке авторской, оригинальной

образовательной технологии, которая была апробирована в Московском государственном университете культуры и искусств и Московском областном колледже искусств. В эксперименте участвовали 15 педагогов, 175 человек в экспериментальной группе и 80 человек в контрольной группе.

На третьем этапе (2004-2005г.г.) проводилось апробация результатов опытно-экспериментальной работы, обобщались результаты исследования, происходила обработка полученных данных, позволившая сформулировать рекомендации по улучшению качества подготовки специалистов-хореографов в вузах культуры и искусств. Диссертанткой проведен анализ эффективности авторской технологии подготовки специалистов-хореографов в вузах культуры и искусств. Результатом внедрения авторской технологии на базе исследования стал целостный процесс развития педагогических качеств у студентов-хореографов, ориентация учебного процесса на развитие творческой личности во всей ее уникальности и неповторимости, ее конкурентоспособность в новых социально-экономических условиях.

В диссертации под понятием «педагогической технологии в сфере хореографического творчества» определяется систематическое и последовательное воплощение спроектированного педагогического процесса подготовки высококвалифицированного специалиста-хореографа в вузах культуры и искусств.

Научная новизна исследования. Внедрение современной концепции о ценностно-ориентированном (проф. А.Д. Жарков), активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу позволило:

- проанализировать технологические основы целостного развития
педагогических качеств личности студента-хореографа в вузах культуры и
искусств с учетом социально-культурной ситуации в стране;

- разработать авторскую интегративную технологию подготовки специалистов-
хореографов в вузах культуры и искусств, в основе которой лежит
опережающее формирование танцевальных навыков по отношению к другим

23 педагогически важным качествам личности хореографа в динамическом

взаимодействии с развитием ценностных ориентации студента;

разработать целостный ценностно-ориентированный технологический процесс подготовки педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств на принципах интеграции педагогики и хореографического творчества;

выявить влияние профессиональной деятельности на формирование педагогических качеств личности студента-хореографа;

- внедрить интегративную технологию обеспечения качества
хореографического образования в учебный процесс Московского
государственного университета культуры и искусств, в основе которой лежит
механизм воспроизводства обучающего и воспитывающего потенциала
учебных программ и культурно-досуговых программ;

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что впервые рассмотрены закономерности процесса подготовки педагогов-хореографов, что позволило технологизировать его составные звенья в вузах культуры и искусств. В проведенном исследовании:

- проанализирована деятельность педагогов-хореографов как субъектов
информационных технологий;

- предложен новый взгляд на формирование педагогических качеств личности
студента-хореографа, существо которого проявляется в усилении обратных
связей «преподаватель-студент»;

- рассмотрены профессиональные качества: компетентность, социальная
активность, целеустремленность, творчество, стремление к новому; и
личностные качества специалиста-хореографа: трудолюбие, выносливость,
одаренность;

- конкретизирован механизм перехода от знаниецентричной к
культуросообразной модели хореографического образования.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:

- материал диссертации служит для выработки инновационных технологий

подготовки специалистов-хореографов в вузах культуры и искусств;

- упражнения и тренаж в диссертации используются для составления методик
преподавания хореографических дисциплин в Московском государственном
университете культуры и искусств и Московском областном колледже
искусств;

- основные выводы и методические рекомендации внедрены в учебно-
творческий процесс Московского государственного университета культуры и
искусств и Московского областного колледжа искусств;

рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут применяться в системе повышения квалификации педагогов-хореографов, при чтении курсов «Педагогика и психология высшей школы» и «Психология профессиональной деятельности» для аспирантов и магистров;

разработана примерная программа по предмету «Композиция и постановка танца» для отделений «Современный танец» колледжей искусств;

разработанные методические принципы в преподавании хореографических дисциплин были применены автором диссертации в постановочных работах в Кремлевском Дворце съездов, Государственном концертном зале «Россия», концертном зале им. Чайковского, в церемониях открытия дворцов спорта в городах Серпухов, Люберцы, Чехов, Жуковский, ледового дворца в городе Коломна, репертуаре хореографической группы «Наш вариант».

внедрена интегративная технология подготовки специалиста- хореографа в высших учебных заведениях культуры и искусства, обеспечивающая качество хореографического образования, в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств на кафедре эстрадного танца и танцев народов мира, а также кафедре народного танца факультета хореографии.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: -методологической обоснованностью теоретических положений, связанных с

25 личностно-ориентированным, активно-деятельностным подходом к решению

проблемы;

опытной проверкой теоретических положений;

опорой на широкий спектр научно-педагогических источников;

- воспроизводимостью неоднократно апробированных результатов
исследования в научных докладах и сообщениях на международных и
всероссийских, региональных конференциях, а также за счет научных
публикаций в Московской государственном университете культуры и искусств
и Московской областном колледже искусств.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение:

в публикациях в сборниках Московского государственного университета культуры и искусств, выступлениях на международных, республиканских научно-практических конференциях;

на международной научно-практической конференции молодых ученых «Науки о культуре: современный статус» с докладом «Технологические основы развития педагогических качеств личности студента в профессиональной подготовке хореографа в вузах культуры и искусств». Москва, 18 декабря 2005 г.;

- на международной научно-практической конференции «Наследие и современные проблемы национальной культуры» с докладом «Технология использования внутренних резервов личности педагога-хореографа». Казахстан: Орал, - 21 апреля 2006 г.

- также издана примерная программа по предмету «Композиция и постановка танца» для отделений «Современный танец» колледжей искусств. На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование педагогических качеств личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств происходит на основе парадигмы, активной жизненной позиции, теоретических и методических принципов предметной деятельности под влиянием философско-педагогической традиции высшего

26 образования, где технология обучения является самостоятельной, целостной,

сложно организованной отраслью педагогической науки.

  1. Развитие педагогических качеств личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств является сложным многоступенчатым процессом, обеспечивающимся единой целью, потребностями и мотивацией субъекта и объекта, эффективность которого зависит от композиционного единства совокупности внешних (задач, поставленных ректоратом и деканатом) и внутренних факторов (наличие учебных программ и методических пособий). Другими словами, это позволяет оптимизировать функционирование ценностно-ориентиро-ванного, активно-деятельностного подхода к единому целостному технологическому процессу.

  2. Концептуально единый целостный педагогический процесс развития педагогических качеств личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств предусматривает единство обучения, воспитания и развития в ходе аудиторных занятий и адекватно в концертных, творческих и социально-культурных акциях.

  3. Развитие педагогических качеств личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств оптимально осуществляется в единстве содержания и формы, где первичным является репертуар, ценностно-ориентированный, наполненный активно-деятельностной энергией, отражающий отечественные народные традиции, современные тенденции динамики хореографического искусства и потребностей зрителей.

Структура диссертации

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав: «Теоретические основы технологии профессионального самоопределения личности хореографа в вузах культуры и искусств» и «Личностно- ориентированные технологии подготовки хореографов в вузах культуры и искусств», заключения, списка литературы.

Профессиональная педагогическая деятельность хореографа и ее влияние на формирование качеств личности

Профессиональная педагогическая деятельность хореографа и качества его личности взаимосвязаны. В структуре этой деятельности личностные качества выступают по отношению:

- к субъектам деятельности как часть их содержания;

- к цели деятельности как исходный и достигнутый уровни;

- к результату деятельности как запланированный и фактический показатели;

- к способу деятельности как средство индивидуализации. С 1992 года в должностные обязанности преподавателя внесено положение о «знании технологических процессов и приемов работы по профилю специальности» (Постановление Минтруда РФ № 33).

Технологизация профессиональной педагогической деятельности хореографа предполагает уточнение понятий: профессия хореографа, вхождение в профессию, оптимальные черты личности преподавателя-хореографа и др.

Профессия хореографа имеет смыслы:

- область приложения творческих сил человека;

- общность людей, занятых определенного рода функциями (у хореографов особенно развит корпоративный дух);

- подготовленность, квалификация (знания, умения, навыки, опыт);

- деятельность, то есть сам процесс реализации профессиональных функций.

К признакам профессии педагога-хореографа относятся:

1. Уникальность, неповторимость и общедоступность.

2. Глубокое знание своего предмета в соответствии с требованием времени.

3. Оптимизация результатов профессиональной деятельности.

4. Сочетание индивидуального и коллективного в работе.

5. Признание обучаемого непосредственным субъектом педагогического процесса.1

6. Высокая культура и образованность во всех областях знаний.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности хореографа образуют:

- личный смысл профессии;

- характер и темперамент педагога;

- специфика педагогического процесса;

- опыт практической деятельности;

- физические данные; - отношение к публике, зрителям (концерт, показ).

Предпосылками для того, чтобы сформировать в себе качества педагога-хореографа считаются:

1. Понимание сущности профессии педагога (это трудно понять до работы по специальности или до практики).

2. Наличие качеств (способностей), помогающих стать педагогом-профессионалом.

3. Проявление интереса к профессии.

4. Профессионально-педагогическая направленность (родители-педагоги, работа по специальности до поступления в вуз).

5. Нравственные искания личности (что есть добро, смысл жизни и др.). Существует непрофессиональная педагогическая деятельность в сфере танцевального искусства. Профессиональная педагогическая деятельность хореографа имеет следующие признаки:

- Ею занимаются люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями в сфере хореографического творчества.

- Для реализации этой деятельности существуют определенные формы: занятия, «классы», концерты.

- Она преследует определенные цели: научить искусству танца, передать определенную систему знаний, развить танцевальные способности.

- Обучаемые так же понимают «особый» характер данной деятельности, включаются в педагогические отношения (деловые, регламентированные).

- Результаты этой деятельности, особенно в обучающей части, могут быть проверены (экзамены, показы, концерты).

Настоящий педагог-хореограф не ограничивается строго регламентированной деятельностью - он использует самые разные возможности влияния на студентов. Общепедагогические исследования этапов освоения профессии могут быть адаптированы к профессии педагога-хореографа. В.Ф.Курлов,

В.В.Тумалеев выделяют следующие этапы:

1. Вхождение в профессию.

2. Поиск наиболее оптимальных способов выполнения профессиональных требований.

3. Утверждение стиля профессиональной деятельности. У А.К.Марковой определяются четыре этапа:

- адаптация к профессии;

- самоактуализация в профессии (утверждение индивидуального стиля);

- свободное владение профессией на уровне мастерства (гармонизация с профессией);

- свободное владение профессией на уровне творчества (различные усовершенствования в педагогической деятельности).

Обучающий и воспитывающий потенциал танца

В современной педагогике и психологии нет единства по поводу того, является ли «осознанность танца» особым качеством психических явлений, изначально им присущих, или танец становится «осознанным» в результате его рассмотрения какой-то особой частью сознания. Если исходить из того, что образ танца, его смысл являются доступными для человека с момента «погружения» в культуру, появляется вопрос: кому или чему доступен этот смысл? Для того чтобы ответить на этот вопрос, можно ввести некую воспринимающую сущность - Я, либо принять, что смысл «создает» себя сам. Второе не представляется возможным. Я-концепция открывает новые возможности для анализа профессиональной деятельности хореографа. Для педагогики и психологии XIX - первой половины XX века Я представляло собой нечто очевидное, но мало доступное описанию и объяснению. Я-концепция (Р.Бернс, К.Роджерс, Э.Эриксон, Р.Харре) не дает ответа на «все вопросы». Сущность Я она заменила конструкцией из идей, дополненных чувственными образами и ощущениями. Экзистенциальная сущность Я не может быть понята сама из себя, человек лишь может себя почувствовать и в лучшем случае попытаться объяснить то, что чувствуется. Можно попытаться подступиться к Я-хореографа, опираясь на косвенные признаки:

1. В языке есть однозначный ответ: Я и мое танцующее тело не тождественны. Но как расценивать выражение: «Я делаю пируэт»? Данное Я пребывает во внешней реальности и в сознании.

2. В описании возвращения сознания (такое бывает от перегрузок танцора) есть неопределенное ощущение Я, которое появляется до всяких мыслей.

3. Переживание «Я здесь танцую» слишком узнаваемо для человека от других явлений сознания. Можно легко сосредоточиться на нем. Обычно языка «не хватает», чтобы описать этот феномен. Его можно пережить.

4. Такая сущность, которая существует до вербального языка - есть смысл танца. Следовательно, смысл «запускает» в действие мысли о танце.

Во многих рассуждениях о танце «исчезает» Я. Оно остается лишь как позиция исследователя. Отчасти такое положение имеет смысл. К танцу не применима оценка «Он». Человек достигает такого единства с танцем, что передает последнему часть своего я. Возникает новое качество Я, еще не вполне осмысленное. Но без вычленения этого Я анализ образовательного и воспитательного потенциала танца невозможен. Формально декларируемое Я «незаметно» в описаниях танца, его особенностей. Есть выражение: «Жизнь в танце». Тем самым признается существование определенной среды. На это указывает «в». Танец создается человеком, но на каком-то этапе обретает «самостоятельность». Он развивается по собственным законам, которые сложились не сегодня. Танцевальная среда «открыта», не имеет внешних границ. Поэтому к ней неприменима экзистенциальная оценка «Она». Положительное отношение человека к танцу означает его проникновение в данную среду.

Э.В.Сытова полагает, что устойчивость всякой культуры определяется как равновесие дела, тяжелого, упорного, и праздника. Человеку необходимо сохранить радость творческого начала. Развитие всего лучшего, что в нем заложено, осуществляется посредством танца. Так как человек не может быть сведен к роли объекта приложения сил, это развитие происходит в «среде» танца. Танец способен приводить в единство телесные, физические свойства человека и его духовные проявления. В танце есть художественная ценность, но что не менее важно - жизенетворческое начало. Пластическая культура человека, по мнению Э.В.Сытовой, рано проявила себя в сфере профессионального творчества. На Руси танец был связан с трудовым процессом, календарным графиком года, обычаями, обрядами. В древнерусской культуре «лик» перенесен и занимает место рядом с танцем. Э.В.Сытова пишет: «Танцевать - значит ликовать, петь душой, праздновать, радоваться, веселиться». Русские пляски выражают разные состояния человека: восторг, миролюбивое настроение, любовь. Народ выразил свое отношение к пляске: «Плясать - душу открывать».1 Типологическими признаками танца как жизнетворческого явления, с позиций Э.В.Сытовой, являются:

1. Телесная структура. Движущее тело человека наиболее тесно связано с духовной жизнь, способно ее выразить.

2. Конкретный, творимый телом - жест. Это индивидуальное действие. Начало и конечный пункт взаимодействия. 3. Ритм. С его помощью «рассчитывают» освоенное человеком пространство. Человек освобождает свою духовность - от избытка эмоций.

Сама постановка проблемы - интересная, но в абстрактном человеке теряются черты Я. С.Н.Куракина обращает внимание на то, что тело, его объем, как бы сжаты внешней силой пространства «со всех сторон». Но сопротивляется этому. Драматичность тела заключается в присущей внутри него разнородности устремлений. Движение становится не только позой, формируемой в пространстве, но в основном - движением внутри самой формы. Уже в простой ходьбе движение верхней части тела человека имеет преимущественно инерционный характер, без чего его походку нельзя признать естественной, непринужденной. Движения нижней части тела носят преимущественно силовой характер. Возникает, следовательно, разнохарактерность, разнокачественность движений в частях тела. Идеально - физическая инерция дает индивиду возможность быть не только объектом, но и субъектом движения. С.Н.Куракина использует для описания этого термин «живая геометрия».1 Движения, взятые сами по себе, не несут никакого смысла. С обретением смысла и значения движения человека могут стать танцем. Возникает художественный образ, отображающий замысел и внутренний мир исполнителя. Именно художественный образ переносит танец в область культуры. Можно сказать, что человек «смотрит» танец как может, но «видит» его через призму культуры. Как совокупность средств совершенствования человека, культура лежит между Я и не-Я, между танцором и зрителем.

К новому феномену в искусстве XX века относится «расчленение» тела, распыление Я в некоторых танцах. Тело танцора как бы изначально фрагментировано. В условиях тотальной децентрализации и знаковости именно такой тип телесности приобретает устойчивость канона. Стремление к разрушению-созиданию производит вариант танцующего тела-трансформера. «Куклообразность» оборачивается снижаемостью пребывания человека в мире. Предлагается заведомо непредсказуемая комбинация фрагментов танца. В современной культуре процесс производства привел к предельному изобилию вещей. «Насыщенность» ими создает эффект множественности, который можно наблюдать в ночных клубах, диско-барах и т.д. Танцующее тело превращается в вещь вещей. Индивид оказывается вправе создавать свой телесный образ, манипулировать им.

Классификация педагогических технологий в сфере хореографического творчества

Общепринятой классификации педагогических технологий не существует. Они обычно делятся:

- по характеру: на субъект-объектный и субъект-субъектные;

- по масштабу: на массовые, групповые, индивидуальные;

- по ценностной ориентации: на демократические и авторитарные;

- по элементу новизны: на традиционные и инновационные;

- по срокам: долговременные (весь период обучения) и кратковременные. Попыток классифицировать педагогические технологии в сфере

хореографического творчества в научной литературе не отмечено. Такая классификация, по нашему мнению, может быть основана на сводном признаке. Классификация современных педагогических технологий в сфере хореографического творчества включает:

1. Технология психологической подготовки педагога-хореографа (М.А.Телегина).

2. Технология профессионально-педагогического взаимодействия педагога и студента-хореографа (М.Н.Юрьева).

3. Технология формирования творческой активности студента-хореографа (В.В.Королев, Т.А.Казаринова).

4. Технология «проникновения» в характер национального танца (Г.Ф.Богданов, А.К.Кульбекова).

5. Технология «прочтения» хореографического текста (М.Н.Жиленко,

А.П.Кириллов).

6. Технология уроков народного танца, упражнений у станка (Г.П.Гусев).

7 Технология пластическо-хореографической подготовки специалиста СКД (О.В.Ершова).

8. Интегративная технология обеспечения качества хореографического

образования (авторская разработка).

9. Технология творческой лаборатории, театра-студии танца (М.П.Мурашко).

10. Технология выработки индивидуального стиля педагога-хореографа (Т.М.Кузнецова).

11. Технология использования принципа природосообразности в работе педагога-хореографа с детьми (Л.Ф.Майстрова).

12. Информационная технология подготовки педагога-хореографа (авторская разработка).

13. Технология индивидуального обучения мужскому классическому танцу - педагогом-мужчиной (М.Е.Валукин).

14. Технология реконструкции танцев (В.В.Ромм).

15. Технология обучения детей чувствовать и понимать танец (Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова, О.В.Кветная).

16. Технология формирования хореографического восприятия (Э.Н.Егорова).

17. Технология биомеханики хореографических упражнений (Е.Г.Котельникова, И.И.Есаулов).

18. Технология регулирования моторных и вегетативных функций при профессиональном обучении хореографов (И.Ф.Калинина).

19. Технология отбора одаренных детей для профессионального обучения хореографии (П.Б.Коловарский).

20. Технология авторских школ: Г.Х.Тагиров (татарский танец), С.Е.Старикова (удмуртский танец), А.Г.Лукина (якутский танец), В.Н.Нилов (северный танец), Т.Б.Бадмаева (калмыцкий танец). Данная классификация является примерной. Она может быть дополнена и видоизменена.

I. Технология «прочтения» хореографического текста (М.Н.Жиленко, А.П.Кириллов).

Будущим педагогам-хореографам важно раскрыть значение «графия» в названии избранного ими вида искусств. Хореография предполагает запись смыслов движений. Текст особого рода. Под текстом подразумевается сообщение, существующее в виде такой последовательности знаков, которая обладает формальной связностью. Текст и культура имеют ряд особых признаков: диалогичность, креативность, дискретность, многозначность. В специальной литературе нет однозначной трактовки смысла танцевальных движений. Есть мнение, что смысловой содержательностью обладает только танцевальный контекст. Все попытки найти смысл в отдельном движении ничего не дают (П.М.Карп, В.В.Ванслов). Другое мнение: отдельные танцевальные движения обладают смыслом (Ф.В.Лопухов, М.Н.Жиленко, С.В.Филатов). В качестве доступной и очевидной реальности для студентов-хореографов выступает язык танца. Основной смысло-содержательной единицей здесь выступает па. Танцевальное па соединено с определенным ритмом и задает эмоциональный тон всему танцу. Поскольку па определяет собой лейтмотив танца, постольку этим термином часто называют танец в целом.

Похожие диссертации на Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств