Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе У Линьсян

Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе
<
Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

У Линьсян. Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / У Линьсян; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2010.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/253

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы развития исполнительской культуры студентов-вокалистов 15

1.1 Структура и содержание исполнительской культуры обучающихся вокалистов 15

1.2 Специфика развития исполнительской культуры студентов-вокалистов 41

1.3 Педагогические условия развития исполнительской культуры студентов-вокалистов 68

Глава II. Методика развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в условиях эксперимента 94

2.1 Определение уровня исполнительской культуры обучающихся вокалистов (констатирующее диагностическое обследование) 94

2.2 Повышение эффективности развития исполнительской культуры обучающихся вокалистов 124

2.3 Динамика развития исполнительской культуры обучающихся вокалистов (итоги экспериментальной работы) 144

Заключение 179

Список литературы 184

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Профессиональное музыкальное образование в настоящее время приобретает все большую значимость в области культурного строительства и духовного совершенствования! человека. Популярность музыкального искусства, его массовый характер, широкий деятельно-творческий спектр накладывают особую ответственность на систему подготовки специалистов высшей квалификации, способных отвечать запросам времени и наполнять учебно-воспитательный процесс глубоким художественным содержанием, предметом эстетического развития.

В разнообразной жанровой структуре музыкального искусства важное место занимает вокальное творчество. Подготовка высококвалифицированных специалистов в этой сфере является одним из приоритетных направлений профессионального музыкального образования. Потребность в кадрах, способных эффективно осуществлять педагогическую деятельность, владеющих искусством пения, сегодня велика.

Исполнительская культура вокалистов представляет итогово-образующую составляющую, которая во многом определяет качество профессионального вузовского образования.

Повышение уровня исполнительской культуры - задача постоянная, требующая непрерывного внимания со стороны всех участников художественно-педагогического процесса.

В настоящее время практика вокального творчества в значительной степени опережает свое теоретическое осмысление. Педагогический процесс в музыкальных вузах нуждается в методическом обеспечении, направленном на эффективное развитие исполнительской культуры вокалистов.

Сегодня обостряются противоречия между существующими подходами к организации учебно-воспитательной работы в сфере профессиональной вокальной подготовки и ее педагогическим обеспечением; между исполнительскими возможностями студентов-вокалистов и процессом их реализации. Поэтому становится актуальным поиск как педагогических технологий, так и методов, средств обучения и воспитания, позволяющих плодотворно и динамично осуществлять процесс развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в области профессионального образования.

Степень научной разработанности проблемы

Проблема развития профессиональной исполнительской культуры является предметом исследования различных наук. Поиску условий достижения вершин профессионального мастерства посвящены труды в области акмеологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.).

Культурологические аспекты проблемы развития профессиональной исполнительской культуры специалиста рассматриваются в исследованиях С.С. Аверинцева, М.А. Ариарского, А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, А.В. Богданова, В.А. Волобуева, Л.С. Зориловой, С.Н. Иконниковой и др.

В сфере психолого-педагогической исследуемую проблематику изучали такие ученые, как М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков-, Л.С. Зорилова, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачев, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов и др.

В настоящее время разрабатываются вопросы, раскрывающие аспекты педагогической культуры. Они получили отражение в трудах ведущих педагогов прошлого и современности - К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, Л.С. Жарковой, А.Г. Казаковой, В.А. Кан-Калика, B.C. Садовской, В.А. Сластенина, В.М. Чижикова и др.

Для нашего исследования являются важными работы, в которых получила освещение проблематика, связанная с педагогической культурой в области профессионального музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Безбородова, О.А. Блох, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин и др.).

В области педагогики и психологии музыкального образования особое значение приобретают труды, в которых рассматриваются вопросы обучения музыкантов-исполнителей, формирования их личностных качеств (Л.А. Баренбойм, Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готсдинер, В.Ю. Григорьев, Г.Г. Нейгауз, СИ. Савшинский, СЕ. Фейнберг, О.Ф. Шульпяков, А.И. Щербакова, А.П. Щапов и др.).

И.Ю. Алиев, А.В. Артемова, Д.Л. Аспелунд, И.Н. Вилинская, Н.Б. Гонтаренко, В.А. Деряжный, Л.Б. Дмитриев, А.Л. Доливо, Н.И. Жинкин, А.П. Зданович, Д.В. Люш, Н.М. Малышева, А.Г. Менабени, И.К. Назаренко, В.П. Морозов, Г.П. Стулова обосновывают принципы и методы российской вокальной подготовки, направленной на расширение голосовых возможностей певца. В этом направлении работают такие китайские ученые, как Ен У Сян, Ин Шаннен, Йу Дуган, Ли Пин, Лю Дюсэ, Чжан Сяоно, Чжао Мейпо, Чжао Чменмин, Чжен Мупин, Чжу Пенцу, Шэ Вейчжэн, Шэн Сян и др.

Проделанный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в области профессионального музыкального образования разработана недостаточно. В свою очередь, во многих научных работах подчеркивается важность данной проблемы, указывается на необходимость ее глубокого изучения.

Объект исследования - профессиональная подготовка вокалистов в высшем учебном заведении.

Предмет исследования — процесс развития исполнительской культуры студентов-вокалистов.

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование учебно-воспитательного процесса, направленного на эффективное развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в высшем учебном заведении.

Задачи исследования:

1. Определить структуру и содержание исполнительской культуры студентов-вокалистов. 2. Определить специфику развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в условиях профессионального образования.

3. Выявить педагогические условия развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в области профессионального образования.

4. Разработать и апробировать авторскую экспериментальную методику развития исполнительской культуры студентов-вокалистов.

Гипотеза исследования представляет предположение о том, что процесс развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в области профессионального вузовского образования станет эффективным, если будут:

- реализованы личностно-ориентированный, продуктивно-деятельностный и креативно-развивающий подходы, олицетворяющие парадигму развития исполнительской культуры обучающихся вокалистов;

- осуществлена научная разработка структуры и содержания исполнительской культуры студентов-вокалистов, основанная на целостном подходе;

-учтены следующие педагогические условия: профессионально-творческий статус педагога-вокалиста; педагогическое общение, музыкально-творческое взаимодействие на субъектно-объектном и субъектно-субъектном уровнях; самостоятельная работа как область технического и художественно-творческого совершенствования студентов-вокалистов; сфера творческой самореализации, самопроявления, самопознания, самосознания, самооценки; музыкальный репертуар как основа учебно-творческого процесса на организационном и содержательном уровне;

- внедрены в педагогический процесс подготовки специалистов вокалистов технологии, обеспечивающие качественное использование дидактических основ, всего обучающего комплекса, в котором в полной мере учитывается специфика певческой природы, ее литературно-поэтическая и собственно музыкальная составляющие. Методологическую основу исследования составили положения передовых мыслителей своего времени, представителей различных философских направлений: Аристотеля, Платона, И. Канта, Г. Гегеля, Конфуция, Мен-цзы, Сюнь-цзы, Чжой-цзы, Чжу-цзы, В.Ф. Асмуса, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, которые разрабатывали положения, касающиеся творчества, художественного творчества, духовной личности, ее самосознания, самопознания, самооценки, саморазвития и самосовершенствования, детерминационной природы общества и личности.

Теоретическую основу исследования составили концепции:

• в области общей педагогики и психологии, педагогики высшей профессиональной школы К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В .А. Сухомлинского, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, А.А. Радугина, В.Г. Ражникова, Т. Рибо, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, А.Г. Казаковой, Н.В. Савина, М.Н. Скаткина, С.Д. Смирнова, В.А. Сластенина;

• в области артикуляции, интонации и стиля в педагогике музыкального образования Б.В. Асафьева, И.А. Браудо, В.В. Ванслова, Н.А. Гарбузова, Н.И. Голубовской, В.В. Мудушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохора, Б.Л. Яворского;

• музыкально-педагогического образования Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, Г.С. Тарасова, Н.А. Терентьевой, Г.М. Цыпина;

• по фортепианной педагогике и исполнительству А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, Й. Гофмана, А.Б. Гольденвейзера, СМ. Майкапара, И.Т. Назарова, Г.Г. Нейгауза, Л.В. Николаева, Н.Е. Перельмана, А.Г. Рубинштейна, СИ. Савшинского, Г.М. Цыпина;

• по скрипичной педагогике и исполнительству Л.С Ауэра, М.О. Берлянчика, М.А. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, Л. Гуревич, К. Мостраса, К. Флеша, О.Ф. Шульпякова, И.М. Ямпольского; • по вокальной педагогике и исполнительству Д.Л. Аспелунд, И.Н. Вилинской, Л.Б. Дмитриева, А.Л. Доливо, А.П. Зданович, Д.В. Люш, А.Г. Менабени, И.К. Назаренко, В.П. Морозова, Г.П. Стуловой.

Методы исследования. Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются общетеоретические — анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация; эмпирические - косвенное и включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент, сравнительный анализ полученных результатов, раскрывающих эффективность методики проведенного эксперимента.

Базами исследования стали: Институт музыки (вокальное отделение) Московского государственного университета культуры и искусств; научная лаборатория «Развитие творческого потенциала музыканта», научная лаборатория «Музыкальная педагогика. Исполнительство» НИИ Московского государственного университета культуры и искусств; Янчинский государственный педагогический университет /музыкальный факультет/ (Китай).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2010 годы и включало три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2004-2005 гг.) был связан с теоретическим анализом философской, исторической, социологической, психологической, педагогической и музыкально-педагогической литературы. Этап включал в себя изучение, обработку и систематизацию общей и специальной научной литературы, посвященной проблеме развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в области профессионального образования; разработку категориального аппарата исследования; уточнение методического направления, подборку материала, проведение исследовательской работы в музыкальных вузах России и Китая. Проанализированы организация и содержание процесса развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в области профессионального образования. 

Второй этап (2005-2009 гг.) носил поисково-экспериментальный характер - был проведен анализ существующего эмпирического материала и сделаны обобщающие выводы. Осуществлялась разработка концептуальных подходов развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в условиях профессионального образования.

На этой основе были уточнены основные направления экспериментальной работы. Был проведен педагогический эксперимент, целью которого стал поиск наиболее эффективных технологий развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в области профессионального музыкального образования. В ходе этой работы применялся сформированный исследовательский инструментарий и художественно-методический материал (контрольные вопросы, репертуарные программы, творческие задания, упражнения) и др.

Третий этап (2009-2010 гг.) включал сравнительный анализ полученного итогового материала, обобщение, систематизацию и обработку результатов диссертационного исследования; оформление результатов экспериментальной работы, теоретических выводов и практических рекомендаций. Получила доказательство эффективность экспериментальной методики, направленной на развитие исполнительской культуры вокалистов в области высшего профессионального образования. Была проведена редакционная работа с текстом содержания диссертации, списком литературы. Осуществлялось внедрение экспериментальной методики в учебный процесс музыкальных вузов.

Научная новизна исследования:

-уточнены структура и содержание исполнительской культуры студентов-вокалистов, основу которых составляет совокупность технической и художественно-образной стороны исполняемых произведений, способствующая раскрытию творческого потенциала личности певца на уровне эстетического сознания и эстетической деятельности;

— выявлена специфика развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе, заключающая в себе широкий круг артикуляционных, исполнительских приемов; предусматривающая актуализацию, визуализацию художественного образа; предполагающая интроспективный подход на литературно-музыкальном уровне; включающая требования дидактических принципов, детерминированных эстетическим сознанием, эстетически направленной деятельностью и эмоционально-чувственной природой;

— определены педагогические условия развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в области профессионального образования:

а) профессионально-творческий портрет педагога как многоуровневый комплекс личностных качеств, профессиональных педагогических знаний, умений и навыков, профессиональных исполнительских знаний, умений и навыков, умений осуществлять в детерминированном режиме научно творческий и художественно-творческий подходы в учебно-воспитательной практике;

б) педагогическое общение, музыкально-творческое взаимодействие как динамичная субъектно-субъектная система;

в) самостоятельная работа как область творческой самореализации, самопроявления, сфера самопознания, самооценки, саморазвития и самосовершенствования;

г) музыкальный репертуар как комплексная основа учебно воспитательного процесса на организационном, содержательном (классика, фольклор, современная стилистика) и художественно-творческом уровне;

— разработана и экспериментально апробирована педагогическая модель развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе, которая основывается на использовании комплексного репертуара с классической, фольклорной и современной стилистической доминантой, синтеза искусств (музыка, поэзия, /адаптационно-настраивающий и мотивационно-образующий блоки/, литература); учебных и концертных форм работы («дуэт-урок», «мастер-класс» «концерт», «лекция-концерт», «концерт-встреча», «концерт-эксперимент»), элементов вокалотерапии- и авторского творчества.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию педагогики музыкального образования за счет систематизации построения целостного процесса, направленного на развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в области профессионального музыкального образования.

Разработано понятие «исполнительская культура обучающихся вокалистов», которое отражает предыдущий положительный, опыт своего-теоретического осмысления и современное толкование, адекватное: концептуальному подходу исследования.

Получили систематизацию педагогические принципы, направленные на оптимизацию процесса развития исполнительской культуры студентов-вокалистов.

Разработана педагогическая модель развития исполнительской культуры студентов-вокалистов, которая предполагает применение личностно-ориентированного, предметно-деятельностного; креативно-развивающего подходов и базируется на предмете эстетического сознания, эстетической деятельности.

Определены критерии и методы оценки уровней развития исполнительской культуры студентов-вокалистов.

Теоретически обоснована методика развития различных компонентов исполнительской культуры студентов-вокалистов.

Практическая значимость исследования определяется тем; что диссертантом разработана и экспериментально обоснована педагогическая модель, позволяющая интенсифицировать процесс развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в области профессионального музыкального образования. Разработаны и внедрены в учебный процесс музыкальных образовательных учреждений научно обоснованные методические рекомендации по использованию педагогической модели, направленной на эффективное развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в области профессионального образования. Основные идеи, положения, методические разработки по развитию исполнительской культуры студентов-вокалистов могут быть использованы в различных звеньях (дошкольное, начальное, среднее, высшее, послевузовское) системы музыкального образования, а также в области инструментального сольного и оркестрово-ансамблевого исполнительства. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась , ходе педагогического эксперимента, выступлений на международных научно-практических и научно-теоретических конференциях: «Развитие творческого потенциала обучающихся музыкантов» (Санкт-Петербург, апрель 2007), «Проблемы подготовки специалистов высшей квалификации в области оркестрово-ансамблевого исполнительства» (Москва, март 2008), «Музыкальное образование как средство духовно-нравственного становления личности» (Москва, декабрь 2009), «Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства: проблемы, перспективы развития» (Москва, март 2010), в процессе лекций и практических занятий для студентов Янчинского государственного педагогического университета (музыкального факультета) (Китай). Основные положения диссертации внедрены в практику музыкально-образовательных учреждений: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Петрозаводскую государственную консерваторию им. А.К. Глазунова, Янчинский государственный педагогический университет (музыкальный факультет) (Китай).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались использованием разнообразных источников информации и применением комплекса методов и методик, адекватных предмету, задачам и логике исследования, реальными концертными программами музыкантов-исполнителей, обучающихся по разработанным автором педагогическим технологиям, а также количественной и качественной обработкой репрезентативного материала, взаимопроверкой полученных результатов, согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальной части исследования. Внедрение результатов диссертационного исследования в систему профессионального музыкального образования подтверждается выданными актами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Структуру и содержание исполнительской культуры студентов-вокалистов представляет совокупность технической и художественно-образной стороны исполняемых произведений, которая включает в себя традиции и новации в русле интерпретации замысла композитора, формы и содержания, стиля и жанра сочинений, раскрывая творческий потенциал личности певца на уровне эстетического сознания (интересы, вкусы, потребности, способности, ценностные ориентации, мировоззрение), эстетически направленной деятельности.

2. Специфика развития исполнительской культуры студентов-вокалистов предусматривает: применение педагогических принципов в современном их прочтении (направленности, заинтересованности, сознательности, перспективности, постепенности, последовательности, непрерывности, индивидуального подхода, единства технического и художественного развития, предслышания (внутреннего построения звука-образа); комплексное использование методов объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, эвристического, исследовательского, фонетического (лингвистического), концентрического, целостного подхода).

3. Важными педагогическими условиями развития исполнительской культуры студентов-вокалистов выступают: профессионально-творческий статус педагога, включающий в себя высокого уровня личностные качества, профессиональные знания, умения и навыки педагога, профессиональные знания умения и навыки исполнителя; умение моделировать, осуществлять исполнительскую деятельность и анализировать результаты труда на уровне исследовательской работы, умение сочетать научно-творческий и художественно-творческий подходы в учебно-воспитательной практике; педагогическое общение, музыкально-творческое взаимодействие (индивидуализированное, диалогизированное, личностно-ориентационное); самостоятельная работа как область технического и художественно-творческого совершенствования студентов-вокалистов; сфера творческой самореализации, самопроявления; музыкальный репертуар как основа учебно-творческого процесса на организационном и содержательном уровне (во многом определяет принципы, формы и методы работы, напрямую связан с дидактикой и всеми этапами обучения, влияет на порядок изучения разнообразного учебного материала, процесс воспитания).

4. Является эффективной педагогическая модель развития исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе, которая основывается на методике использования комплексного репертуара с классической, фольклорной и современной стилистической доминантой, синтеза искусств (музыка, поэзия, /адаптационно-настраивающий и мотивационно-образующий блоки/, литература); учебных и концертных форм работы («дуэт-урок», «мастер-класс», «концерт», «лекция-концерт», «концерт-встреча», «концерт-эксперимент»), элементов вокалотерапии и авторского творчества. 

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 

Структура и содержание исполнительской культуры обучающихся вокалистов

Понятие культуры многогранно, многозначно в предмете своего осмысления. Согласно исследованию, проведенному М.С. Каганом, насчитывается около 250 определений этого понятия. В словаре СИ. Ожегова многозначность толкования понятия «культура» налицо: «Культура

- совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении; то же что и культурность {человек высокой культуры) , высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение {культура производства, культура речи, культура голоса у певцов)».

Наряду с этим, в словаре СИ. Ожегова понятия «исполнитель», «исполнить» (исполнительство) также трактуются по-разному: «Исполнитель

- тот, кто исполняет что-нибудь (решение, приказания, желания); исполнитель роли Фамусова; исполнитель романсов II прил. исполнительское мастерство. Исполнить - тоже, что и выполнить; привести в исполнение, проверка исполнения; воспроизвести для слушания, обозрения (какое-нибудь произведение искусства: исполнить романс, танец); наполнить каким-нибудь чувством {исполнить кого-нибудь радостью, исполнить сердце надеждой)».

Анализируя различные подходы к осмыслению понятия «культура», можно выделить три ряда толкования: на личностно-творческом, предметно-деятельном и системо-образующем уровнях. Так как культура - есть во многом опыт развития человеческой мысли, совершенствования

мировоззренческих позиций, то следует обратиться к истории. Издревле китайские ученые подчеркивали личностно-творческий и социальный характер культуры, обращали внимание на значимость традиций, общественный опыт, «магию» общения (поиска в себе и вне себя) для «выращивания тела культуры». Обращая внимание на неиссякаемый внутренний источник культурного развития человека, Конфуций подчеркивает: «То, к чему стремится высший человек, находится в нем самом, а то, что ищет низший - в других».3 Указывая на необходимый творческий характер культурного развития личности, ее внутренний потенциал, китайская философия закрепила в своем знании следующее «крылатое» изречение: «Те, кто применяет технические приспособления, тот механизирует свои действия; кто механизирует свои действия, у того-механизируются восприятия. У кого механизируются восприятия, у того механизируются мысли. У кого механизируются мысли, тот теряет свое истинное «Я» и не следует Дао».4 На личностный и социальный характер музыкальной культуры в свое время обращал внимание китайский мыслитель Сюнь-цзы: «Музыка, звуки глубоко проникают в сознание человека, быстро изменяют его; когда музыка гармонична и спокойна - в народе царит согласие».5

Общение как общечеловеческая ценность, как показатель культуры, уровня ее развития также фигурирует в предмете философского осмысления: «В сутолоке каждого дня есть истинный Путь. Когда люди могут, не кривя душой, жить в согласии и с радостью говорить друг другу приветливые слова, то это в тысячу раз выше отвлеченной мудрости».

Специфика развития исполнительской культуры студентов-вокалистов

Процесс подготовки высококвалифицированных специалистов в области вокального искусства многогранен по своей структуре, имеет специфику на уровне высшей школы (вузовского профессионального музыкального образования) и на уровне природы вокального творчества.

Реформирование системы вокальной подготовки в вузе предполагает разрешение ряда противоречий, комплекса нерешенных задач. О необходимости формальлно-структурных и сущностных преобразований писали в недавнем прошлом многие ведущие специалисты, как педагоги, так и психологи (Э.Б. Абдуллин, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, Э.Д. Днепров, А.В. Петровский, Г. М. Цыпин) и др. Отмечалась нетерпимость стандартизации учебно-воспитательного процесса, доминирования авторитарно-командного стиля преподавания, формализма педагогических мероприятий; констатировался фактический разрыв между обучением и воспитанием, нарушение преемственности в организации и структурировании учебного процесса в его измерении (школа - среднее профессиональное учебное заведение - вуз). В области вокально-творческой деятельности недочеты и изъяны, о которых идет речь, выглядят особенно нетерпимо. Не случайно руководитель оперной студии Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского А.Н. Якупов подчеркивает: «Существующая «система» профессионального музыкального образования несет на себе груз общих недостатков, парадоксов и болезней нашего социума. На их почве утвердились: жесткая унификация содержания и форм подготовки специалистов, отрыв музыкального образования от потребностей и задач общего культурно-эстетического развития населения; нацеленность, прежде всего, на достижение отдельными воспитанниками лауреатского пьедестала; одностороннее внимание к технологии в ущерб широкому художественному образованию и, наконец, пренебрежением многочисленными, в том числе социальными проблемами музыкального искусства, не вписывающимися в унифицированный ряд стереотипных координат содержания музыкального образования».43

Новый этап развития профессиональной системы музыкального образования обнажил ряд противоречий, которые сегодня остро стоят на повестке дня реформирования высшей школы. «Реформирование отечественной системы музыкального воспитания и образования (в том числе и вокального) выявило и обострило противоречия между целями обучения и способами их достижения, между задачами, поставленными в повестку дня — и устаревшими музыкально-педагогическими «технологиями», методами преподавательского труда, между традиционным и инновационным в преподавании музыки». 4

Названные выше противоречия обнаруживаются по нескольким направлениям:

1. Концептуальные подходы к воспитанию и образованию вокалистов.

2. Содержание учебно-воспитательного процесса в области певческого искусства.

3. Формы и методы повседневной вокально-педагогической работы.

С другой стороны, следует сказать о традициях вокально исполнительской школы России, которые снискали высокий авторитет в области мировой музыкальной культуры. Школа в данном выражении предстает как комплекс определенных эстетических и профессиональных норм, правил, установок, закономерностей. Школа — как некое единство взглядов (музыкально-исполнительских и педагогических принципов, методологических подходов) тех, кто выступал в качестве ее основоположников и адептов. Школа - как определенный уровень эстетического, духовного сознания художника-исполнителя. Если пианистическую школу России с успехом представляют К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, СЕ. Фейнберг, то вокальную - К.Н. и Н.Л. Дорлиак, Н.Г. Райский, Е.К. Катульская, А.Л. Доливо и др.

Принимая во внимание позицию основоположников российской вокальной школы, а также современных исследователей природы музыкального творчества, вокального исполнительства (Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, О.А. Блоха, И.Н. Вилинской, Н.Б. Гонтаренко, Л.Б. Дмитриева, Д.В. Люш, Н.М. Малышевой, А.Г. Менабени, В.П. Морозова, Г.П. Стуловой) и др. можно определить концептуальный подход, позволяющий продуктивно и динамично, в целом эффективно развивать исполнительскую культуру студентов-вокалистов. Не случайно Л.Б. Дмитриев во главу угла профессионального вокального образования ставит процесс формирования, а затем и развития высокой исполнительской культуры обучающихся. Он заостряет внимание на том, что «перед педагогом стоит сложная задача - не только научить вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать у начинающего певца высокую музыкально-исполнительскую культуру».

Личностно-ориентированный, продуктивно-деятельностный, креативно-развивающий подходы сегодня во многом олицетворяют парадигму развития исполнительской культуры студентов-вокалистов.

Анализ вокально-педагогической литературы позволяет выявить ряд принципов, применение которых дает возможность осуществлять процесс развития исполнительской культуры певцов.

Определение уровня исполнительской культуры обучающихся вокалистов (констатирующее диагностическое обследование)

Анализ литературы, материалы и документы по избранной соискателем теме, а также теоретические выводы первой главы послужили основой для выбора участников эксперимента и методов дальнейшей опытно-поисковой работы. Вся экспериментальная методика полностью опирается на знания, теоретические положения и выводы, полученные в ходе первого этапа диссертационного исследования. Организационные и содержательные стороны эксперимента вытекают из всей логики проделанной аналитической работы.

Эксперимент проводился на базе Янчинского государственного педагогического университета (музыкальный факультет), который расположен в г. Янчинь, провинция Тян Су южного Китая (1-ая и 2-ая экспериментальные группы).

В состав 1-ой экспериментальной группы вошло 10 человек -обучающиеся в возрасте от 20-ти до 22-х лет). В состав 2-ой экспериментальной группы вошло также 10 человек - обучающиеся в возрасте 23-25 лет). Учебно-воспитательный процесс проходил в индивидуальных и групповых формах. Выбор форм занятий зависел от конкретно взятого экспериментального этапа и соответствующих ему художественно-творческих задач.

Одновременно осуществлялось педагогическое наблюдение на базе музыкального факультета Янчинского государственного педагогического университета (1-ая и 2-ая контрольные группы). В каждой из них находилось по 10 участников, что полностью соответствует численному составу экспериментальных групп. Следует отметить, что соискатель был педагогом-вокалистом в 1-ой экспериментальной и в 1-ой контрольной группах.

Опытно-поисковая работа проводилась в вышеперечисленных коллективах в течении 4-х лет (2005-2009 гг.). Она была направлена на развитие исполнительской культуры участников, составляющих вокальный класс.

Выбор базы эксперимента был обусловлен:

1. Типовой принадлежностью учебного заведения, получившего большое распространение на территории Китая.

2. Условиями художественно-педагогической работы, являющими собой унифицированный ряд для многих образовательных учреждений Китая.

3. Значительными трудностями, которые испытывают провинциальные учебные заведения по сравнению с центральными городскими, столичными образовательными учреждениями.

4. Принадлежностью к крупному- региону Китая, которая позволяет соблюсти примерно равные демографические, экономические и социально-культурные условия дляучебного заведения.

5. Общей квалификационной принадлежностью выпускников, соответствующей профессиональному высшему музыкальному образованию.

Следует подчеркнуть, что выбранная экспериментальная база является типовым государственным учебным заведением Китая. Условия художественно-педагогического труда в выбранном: образовательном учреждении олицетворяют унифицированную совокупность, широко распространённую на территории, Китая. Каждую экспериментальную и контрольную группу (Э и К) составляет 10 человек. Основное различие между ними заключается в использовании нетрадиционной методики на базе экспериментальных групп, которая направлена на повышение уровня исполнительской культуры студентов-вокалистов, № в . применении традиционной методики на базе контрольных групп. Эксперимент проходил в 3 этапа, каждый из которых предусматривал решение определённых задач. Первый (подготовительный) этап работы был посвящен констатирующему обследованию уровней исполнительской культуры обучающихся. В это время шла разработка всего экспериментального инструментария (анкеты, опросные листы, творческие задания, инструктивно-тренировочный материал, репертуарные программы). Одновременно определялись основные показатели исполнительской культуры студентов-вокалистов, система подсчёта и анализа получаемых данных. Осуществлялось формирование экспертных комиссий.

Второй (формирующий) этап был нацелен на решение задач экспериментального учебно-воспитательного процесса и исследование его роли в повышении уровня исполнительской культуры студентов-вокалистов.

Третий (итогово-аналитический) этап исследования посвящался повторному замеру уровней исполнительской культуры обучающихся вокалистов, анализу результатов эксперимента, выявлению динамики исполнительского роста участников. Учебно-воспитательный процесс предполагал решение следующих задач:

1. Развитие навыков внутреннего самоконтроля над физиологической природой певца: управление мышечным аппаратом, ощущение его эластичности, гибкости, физического самоконтроля.

2. Формирование психологического состояния, соответствующего субъективным ощущениям эмоционального подъема, позитивного настроения, увлеченности процессом пения; состояния вдохновения, которое может проявляться в смелости движения, поведения и звукоизвлечения, творческой предприимчивости, оригинальности исполнения музыки и свободной интерпретации произведений.

3. Формирование потребности к вокальному творчеству, художественно креативной активности, которая проявляется в реализации внутреннего "Я" в исполнительстве. 4. Формирование устойчивого интереса к музыкальной классике в частности, и духовным ценностям в целом, ориентация на творческий созидательный процесс (в противовес деструктивному).

5. Развитие высокого художественного вкуса, основанного на широком эстетическом кругозоре обучающегося.

6. Расширение спектра вокальных умений и навыков, технических возможностей голоса и приемов пения.

7. Приобретение знаний, умений и навыков в сфере вокального авторского творчества.

Похожие диссертации на Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе