Содержание к диссертации
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы развития художественно-творческого потенциала вокалистов в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств
ГЛАВА II. Методика развития художественно-творческого потенциала вокалистов в процессе профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств
Индивидуально-коррекционная работа и сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики развития художественно- творческого потенциала вокалистов в вузах культуры и искусств 119
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена социальными изменениями, происходящими в России. Начало нового тысячелетия характеризуется научными открытиями, решением многих важнейших социальных проблем в области культуры, науки, искусства. Все это является необходимым условием для расцвета российской духовной культуры, раскрытия творческого потенциала отдельной творческой личности. В "Национальной доктрине образования Российской Федерации" отмечено, что вся система образования призвана обеспечить воспитание творчески развитых людей, конкурентоспособных специалистов, обладающих духовной культурой, уважающих права и свободы личности, проявляющих высокий профессионализм, уважительно относящихся друг к другу, традициям и культуре различных народов.
В последние годы развития демократической России произошли качественные изменения в социальной структуре и образе жизни общества, что повлияло на духовную культуру России. И эти изменения оказывают существенное влияние на развитие всей системы высшего профессионального образования, в том числе и подготовку будущих вокалистов, становления их художественно- творческого потенциала. В результате особую ответственность несут сегодня образовательные учреждения, призванные обучать молодежь, формировать их мировоззрение, интересы и творческие потребности, гражданское самосознание.
Опираясь на данные различных наук, мы можем утверждать, что пение - один из древнейших и наиболее популярных видов музыкального исполнительства. Оно представляет собой широчайшую сферу проявления человеческой природы. Вплоть до начала XVII века вокальная музыка доминировала над инструментальной, а музыкальные инструменты выполняли скромную роль сопровождения голоса. Да и в современной культуре вокальное искусство превосходит по объему все иные жанровые сферы музыки.
Пение сольное академическое, камерное, народное, эстрадное, джазовое сопровождает человека всю его жизнь, независимо от его пола, возраста, национальности, уровня образованности, материального положения и т.п. И сегодня пение переживает всплеск интереса. Возросло число желающих получить профессиональное образование, что подтверждается достаточно высоким конкурсом на вокальные отделения и факультеты творческих вузов. Характерно, что желающие обучаться по специальностям «академическое пение», «народное пение» молодые, а иногда взрослые, профессионально состоявшиеся люди бросают самые престижные вузы, отказываются порой от благоприятных социальных перспектив, материального достатка ранее избранной профессии. Их не пугают трудности, связанные с профессиональным обучением пению, которое требует специальной подготовки голоса.
Сегодня требования к академическому образованию вокалиста необыкновенно возросли. Он должен обладать высоким интеллектом, духовной культурой, быть эстетически развитой личностью, знать вокальный репертуар, освоить сложные по музыкальному языку классические и современные вокальные произведения, владеть различными стилями и техниками, овладеть артистическими умениями. Становление личности вокалиста, его профессиональная подготовка, не может обойтись без развития художественно-творческого потенциала, который обеспечивает процесс становления индивидуальности певца.
Вокальная школа России в настоящее время активно развивается, опираясь на проверенные веками вокальные традиции российской и зарубежной школы. Но, несмотря на богатейший исторический опыт, вокальная школа находится в стадии поиска наиболее совершенного и эффективного. Огромную роль играет исторический анализ педагогического и творческого наследия выдающихся мастеров вокала, выявление утраченных методик, которые были забыты в силу их устной передачи от педагога к ученику. Их возрождение на сегодняшний день приобретает особую ценность и значимость для дальнейшего развития вокалистов.
Современная система профессионального вокального образования, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми требованиями времени. Остается недостаточно изученной проблема развития художественно-творческого потенциала будущих вокалистов в условиях их профессионального становления в учебных заведениях нашей страны.
Особую актуальность приобретают проблемы сущности и содержания художественно-творческой деятельности вокалистов, теоретико-методические основы их профессиональной подготовки.
В связи с этим проблема нашего исследования заключается в разработке теоретико-методологических и методических основ развития художественно- творческого потенциала вокалистов, в экспериментальной апробации эффектив- ной методики. Такой подход позволит преодолеть противоречия между социальным заказом общества на высокопрофессиональных, творчески подготовленных вокалистов и недостаточной педагогической обеспеченностью становления будущих вокалистов в вузах культуры и искусств.
Таким образом, необходимость развития художественно-творческого потенциала вокалистов является объективной социальной потребностью государственной политики, и отсутствие современных, научно обоснованных методик послужило основанием выбора темы диссертационного исследования: «Развитие художественно-творческого потенциала вокалистов в вузах культуры и искусств».
Степень изученности проблемы. Анализ научной литературы показал, что упоминания об обучении пению мы находим в античной культуре: в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, Аристоксена. Согласно Платону, воспитанным можно считать лишь того, кто умеет петь, участвует в хороводах. Немалое значение данной проблеме уделено и в трудах философов Т. Гоббса, Р. Декарта, И. Канта, Г. Гегеля, которые рассматривали духовные основы творческой деятельности. И. Кант считал, что прежде чем решить проблемы бытия, морали или религии, необходимо исследовать возможности человеческого познания и уста- новления предельных границ развития его потенциальных возможностей.
Немалое значение развитию внутреннего потенциала личности уделялось и в русской культуре ещё с языческих времен. Огромное значение для развития творческого потенциала личности имело христианство, монастыри были центром духовного, творческого становления человека, где церковное пение играло огромную роль. Религиозный фактор в развитии потенциальных возможностей личности был очень силен в России. Опираясь на «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Жития» святых Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, многочисленные литературные и музыкальные памятники, строилась духовная культура, идеи которой были близки ученым, просветителям, философам последующих веков.
Проблема творчества, художественно-творческой деятельности была одной из ключевых в русской религиозно-философской мысли XIX—XX веков. Философы, среди которых Вл. Соловьев, В.В. Розанов, H.A. Бердяев, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский, анализировали процесс самостоятельной творческой и созидательной деятельности человека, размышляли о том, как понять и развивать внутренний мир личности. Для этого они обращались не только к науке, но и культуре, религии, искусству.
Особое значение для нашего исследования имели работы выдающихся музыкантов, композиторов, педагогов, заложивших основы творческого развития личности. К ним, прежде всего, относятся И.-С.Бах, Л. Бетховен, В.А. Моцарт, Н. Паганини, Р. Вагнер, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Дж. Верди, А. Тоскани- ни. В работе учитывались отдельные высказывания и труды выдающихся вокалистов: М. Ланца, О. Сконти, Л. Паваротти, М. Каллас, П. Доминго и других зарубежных исполнителей.
Рассматривая проблему с исторических позиций, нельзя не обратить внимания на имена, оказавшие огромное влияние на развитие музыкальной школы России. К ним следует отнести таких русских композиторов, как М.И. Глинка, П.И. Чайковский, C.B. Рахманинов, М.П. Мусоргский, A.C. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А.П. Бородин; мнения вокалистов, представителей российской вокальной школы прошлого и настоящего: H.A. Обуховой, A.B. Неждановой, Е.К. Катульской, Ф.И. Шаляпина, С.Я. Лемешева, Г.П. Вишневской, М.И. Демченко, В.Н. Осипова, С.М. Зверева, Е. В. Образцовой, П.И. Скусниченко и др.
Проблемы становления музыкантов, в том числе и вокалистов, все больше привлекают внимание исследователей, среди которых ученые прошлого и настоящего: O.A. Апраксина, H.A. Ветлугина, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, И.Ю. Алиев, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова, Н.И. Ефимова, Т.И. Бакланова, JI.C. Зорилова, O.A. Блох, А.С.Базиков, Т.П. Костина, В.Г. Кузнецов, Е.И. Максимов и др.
Проблема развития и обучения певца, совершенствования его исполнительского мастерства пользуется сегодня в музыкознании и педагогике большим вниманием. В методике вокальной школы накоплен объемный материал по изучению строения и механизмов функционирования голосового аппарата, в трудах В.А. Багадурова, Л.Б. Дмитриева, M.JI. Львова, И.К. Назаренко описаны вокально-педагогические методы и школы прошлых эпох. И.П. Прянишников, В.М. Луканин, В.Н. Левко, A.C. Яковлева, A.M. Седов рассматривали вопросы последовательности и преемственности в воспитании певца, психологические и социальные проблемы развития его личности, формирования художественного вкуса. Глубоко и всесторонне изучены и проверены на практике проблемы ды- * хания, что отражено в трудах М.И. Глинки, Ю.А. Барсова, Л.Б. Дмитриева, В.П. Морозова, Р. Юссона и др.
Вопросы духовного воспитания, общей структуры морали, личностного самоопределения рассматривали в своих трудах такие ученые, как Э.Б. Абдуллин, А.И. Арнольдов, A.A. Аронов, Л.С. Зорилова, М.С. Каган, А.Г. Казакова, Ю.Е. Окунев, Ю.В.Степняк, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.
Современная вокальная школа рассматривает пение как сложный психофизиологический процесс. Психолого-педагогические проблемы развития творческого потенциала личности, творческих потребностей, мотивов, интересов изучали такие психологи, педагоги и социологи, как Б.Г. Ананьев, В. Г. Асеев, Л.И. Божович, Л.Ф. Железняк, А.Г. Здравомыслов, А.Г. Ковалев, A.A. Леонтьев, .И.С. Марьенко, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов. Для нашего исследования представляли интерес научные труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, В.П. Зинченко, Н.П. Литвинова, Б.Ф. Ломова,
Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина.
Изучению проблем творческой направленности личности в условиях социально-культурной деятельности посвящены труды А.А.Аронова, А.И. Арноль- дова, С.Н. Иконниковой, JI.C. Жарковой, A.C. Каргина, Г.Я. Никитиной, Г.Н. Новиковой, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова.
В новейшей педагогической науке проблема совершенствования вокального образования представлена в трудах И.Ю. Алиева, М.С. Агина, Н.И. Ефимовой, в диссертационных исследованиях В.И. Закутского, Е.П. Рожко, O.E. Шиловой, И.В. Ржепянской, М.В. Пазовниковой, М.Т. Картавцевой, М.Б. Сидоровой, JI.B. Кравчук, Е.И. Коротковой, О.Г.Ланщиковой и др.
Однако в работах указанных авторов недостаточно полно представлена проблема развития художественно-творческого потенциала у вокалистов, обучающихся в вузах культуры и искусств.
Объект исследования - профессиональная подготовка вокалистов в вузах культуры и искусств.
Предмет исследования - процесс развития художественно-творческого потенциала у вокалистов в условиях профессиональной подготовки.
Цель исследования — раскрыть психолого-педагогические основы развития художественно-творческого потенциала вокалистов и разработать эффективную методику его совершенствования в процессе активной познавательной и исполнительской деятельности.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом были поставлены следующие задачи исследования: уточнить содержание понятия «художественно-творческий потенциал вокалиста»; выявить психолого-педагогические особенности развития художественно- творческого потенциала у вокалистов в процессе профессиональной подготовки; разработать и экспериментально апробировать эффективную методику развития художественно-творческого потенциала у вокалистов, опирающуюся на комплексную программу, объединяющую систему творческих заданий; разработать систему творческих заданий, позволяющих корректировать .процесс развития художественно-творческого потенциала вокалистов; дать сравнительный анализ эффективности используемой методики развития художественно-творческого потенциала у вокалистов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития художественно-творческого потенциала у вокалистов будет проходить более эффективно, если, опираясь на глубокий теоретико-методологический анализ, будет разработана комплексная программа, объединяющая творческие задания, направленные на активизацию познавательной и исполнительской деятельности вокалистов; если будет проводиться анализ ценностного смысла изу- .чаемых художественного произведения и собственного отношения вокалиста к исполняемому, с учетом представлений, впечатлений выдающихся мастеров прошлого и настоящего, исполнявших выбранные произведения; если будет проводиться индивидуально-коррекционная работа, направленная на активизацию самостоятельного художественно-творческого поиска вокалистов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили философские идеи и концепции Пифагора, Платона, Аристотеля, Аристоксена о мусиче- ском воспитании; о взаимосвязи теории и практики; аксиологические идеи И. Канта и Г. Гегеля; о системном подходе к педагогическому исследованию; о деятельности — как способе самореализации человека; концепции русских философов, историков, писателей о творческой деятельности И.А. Ильина, H.A. Бердяева, B.C. Соловьева, В.О. Ключевского, о духовном, нравственном и эстетическом начале в человеке; представления о музыкальном развитии личности в трудах В.Н. Шацкой, Ю.В.Степняка, Г.М. Цыпина, О. Апраксиной, H.A. Ветлу- гиной, Э.Б. Абдуллина; деятельностная концепция J1.C. Выготского; теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанского; идеи ценностного духовно-нравственного творческого становления личности А.И. Арнольдова, А.А.Аронова, O.A. Блоха, J1.C. Зориловой, А.И. Щербаковой, Т.В. Ткаченко, И.В. Ржепянской др.
Теоретической базой диссертационного исследования выступает концепция целостного развития личности, разработанная на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств Ю.П. Азаровым, Н.К. Баклановой, В.И. Черниченко, Л.С. Зориловой, К.К. Григорян, Э.М.Сухановой и др. Данная концепция стала основой комплексной программы развития художественно-творческого потенциала вокалистов.
Теоретические методы исследования включали: изучение и анализ специальной научной литературы по философии, психологии, культурологии, общей и музыкальной педагогике, по педагогике высшей школы; методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и сопоставления различных точек зрения ученых, творивших в различные исторические времена.
Эмпирические методы исследования включали: косвенное и включенное наблюдение, изучение продуктов деятельности (прослушивание исполненных музыкальных произведений в классе и на концертных выступлениях), беседы, анкетирование студентов, изучение результатов исполнительской деятельности как известных вокалистов, так и студентов вокальных факультетов, педагогический эксперимент, сравнительный анализ полученных результатов, раскрывающих эффективность проведенной экспериментальной работы.
Базы исследования. Настоящее исследование проводилось в условиях профессиональной подготовки в Московском государственном университете культуры и искусств, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Государственной классической академии им. Маймонида. .В исследовании принимали участие 205 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 года по 2008 год и состояло из трёх взаимосвязанных этапов.
Первый этап (2004-2005 гг.) был связан с теоретическим анализом философской, исторической, социологической, психолого-педагогической, музыковедческой литературы. Этап включал изучение, обработку и систематизацию общей и специальной научной литературы, посвященной проблемам изучения особенностей постановки голосов у вокалистов в системе профессионального образования; разработку категориального аппарата исследования: определение проблемы, цели, задач, объекта, предмета и гипотезы; уточнение методического направления, подборку инструментария исследования, проведение исследовательской работы в различных вузах с целью выявления особенностей исполнительской подготовки вокалистов, развития их художественно-творческого потенциала. На данном этапе использовались методы наблюдения, прослушивания, беседы, опроса, изучения передового опыта творческой работы с вокалистами в процессе изучения музыкальных произведений, экспертных оценок, направленных на выявление уровня творческого потенциала у вокалистов на всех базах исследования, в соответствии с разработанными показателями и критериями оценки художественно-творческого потенциала вокалистов. Было проанализировано 205 анкет.
Второй этап (2005-2007 гг.) - разработка методики развития творческого потенциала у вокалистов, проведение педагогического эксперимента в Московском государственном университете культуры и искусств на вокальном факультете (констатирующий, формирующий, сравнительный этапы). Он включал в себя изучение творческого потенциала в процессе их профессиональной подготовки. На основании полученных данных о состоянии творческого потенциала вокалистов в контрольных и экспериментальных группах была разработана и апробирована экспериментальная методика. В ее основе лежала комплексная программа, объединяющая творческие задания, выполнение которых стимулировало и корректировало развитие художественно-творческого потенциала вокалистов в экспериментальных группах. Процесс развития осуществлялся в сопровождении творческих прослушиваний, показов, всестороннего анализа постановки голоса, работы над музыкальным произведением, самостоятельным поиском необходимых красок и интонаций. На данном этапе использовались методы наблюдения, прослушивания, беседы, экспертных оценок, опроса, изучения результатов познавательной и исполнительской деятельности, педагогический эксперимент.
Третий этап (2007-2008 гг.) — сравнительный анализ полученных результатов, обобщение, систематизация и обработка результатов диссертационного исследования; проверка эффективности всей работы в процессе сопоставления исходных, промежуточных и завершающих данных, характеризующих изменения уровней художественно-творческого развития потенциала у вокалистов экспериментальной и контрольной групп; оформление результатов экспериментальной работы, теоретических выводов и практических рекомендаций; обоснование особенностей совершенствования творческой исполнительской деятельности вокалистов; подготовка к обсуждению полученных данных в форме докладов на конференциях и совещаниях.
На данном этапе использовались методы анализа и оценки полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования.
Научная новизна диссертационного исследования: - уточнено понятие «художественно-творческой потенциал вокалистов», которое рассматривается как возможность будущей реализации личности в условиях созидательной деятельности, категория, имеющая мировоззренческую направленность, рациональные и эмоциональные основы, опирающаяся на художественно-творческие задатки, возрастные и индивидуально - психологические особенности личности, зависящая от волевых решений, теснейшим образом связанная с общей музыкальной и вокальной грамотностью и одарённостью, эмоциональной отзывчивостью вокалиста; определены психолого-педагогические особенности развития художественно-творческого потенциала вокалистов, которые, отражая специфику, проявляются в процессе активной познавательной и исполнительской деятельности, постановки голоса, работы над музыкальным произведением, его восприятием и исполнением, выявления ценностного смысла, общего интеллектуального, музыкального становления личности, ее музыкальной грамотности; разработана и экспериментально апробирована эффективная методика развития художественно-творческого потенциала вокалистов, опирающаяся на комплексную программу, объединяющую систему творческих заданий, активизирующих познавательную и исполнительскую деятельность; - разработана система творческих заданий, предполагающих формирование общих, наиболее типичных знаний, умений и навыков, и индивидуально- коррекционных заданий (работа над верхними нотами, правильным дыханием, снятие зажатости отдельных составляющих голоса, и даже мышц тела, а также анализ мнений выдающихся мастеров вокала, исполнителей интересующих произведений), способствующих преодолению трудностей в процессе постанов- 'ки голоса и работы над музыкальным произведением, совокупность и сочетание различных по типу заданий, направляющих на самостоятельный творческий поиск вокалистов, раскрывающих их художественно-творческий потенциал.
Теоретическая значимость исследования. Исторически рассматривая и анализируя сущность и содержание проблемы художественно-творческого потенциала личности в философии и музыкознании, можно сделать следующие выводы: художественно-творческий потенциал личности — сложное комплексное понятие, в процессе жизнедеятельности приобретает мировоззренческий, социальный и религиозный характер, соответствующий времени и развитию 'общества. Оно отражает эмоциональное внутреннее состояние личности, уровень ее интеллекта и художественно-творческого развития; формируется в процессе познания себя, в труде и учебе, поиске истины, в условиях активной созидательной деятельности; проявляется в собственном критическом опыте, приобретенном в процессе жизнедеятельности и музыкальной практике; толковании музыкальных и художественных ценностей; содержит общее (для всех в сфере художественной культуры), особенное (специфичное для конкретного общества, социально-демографической группы) и индивидуальное (специфичное для отдельного человека); художественно-творческий потенциал содержит элемент 'бессознательного, стихийно формируясь в процессе познания, в труде и творческой деятельности; активизация становления художественно-творческих потенциальных возможностей личности осуществляется посредством освоения наследия великих музыкантов и композиторов прошлого и настоящего.
На формирование художественно-творческого потенциала влияют все познавательные психологические процессы: мышление, ощущение, восприятие, воображение, память, фантазия. Чем выше и более развит художественно- творческий потенциал вокалиста, чем богаче его интеллект, воля, выше развиты чувства, тем ярче становится его воображение, фантазия, мечты.
Процесс обучения вокалу всегда связан с формированием слуха, ритма, ладового чувства, двигательно-моторных умений и навыков, музыкального мышления, музыкальной памяти, позволяющих создавать художественный образ произведения.
Художественно-творческий потенциал развивается в процессе различных видов музыкально-познавательной деятельности, предполагающей восприятие музыки, её исполнение и сочинение. Имея индивидуальную окрашенность, художественно-творческий потенциал предполагает необходимость создания такой методики его формирования, которая бы учитывала возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы и стремления, ценностные ориентации, направленные на глубокое художественно-творческое раскрытие личности.
В основе экспериментальной методики исследования — комплексная программа, объединяющая творческие задания, направленные на активизацию познавательной и исполнительской деятельности и способствующие развитию художественно-творческого потенциала вокалистов.
Такой подход позволяет активизировать художественно-творческую деятельность, разнообразить ее творческими заданиями для самостоятельного творческого поиска вокалистов, которая, в свою очередь, способствует целена- .правленному становлению будущих вокалистов, развитию их потенциальных возможностей.
В результате проведенного исследования, исходя из комплексной программы, определилась система творческих заданий, имеющих, с одной стороны, дидактическое значение, с другой, последовательно и постепенно развивающих художественно-творческий потенциал вокалистов.
При этом отслеживалось, чтобы творческие задания не дублировали друг друга и были согласованы по целям, задачам, содержанию, времени, видам деятельности, методам и средствам педагогического воздействия. Их эффективность проверялась полученными результатами, как в ходе эксперимента, так и после его завершения путем проведения контрольных «замеров» уровней развития художественно-творческого потенциала вокалистов, как в контрольных, так и в и экспериментальных группах с дальнейшим сравнением полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективной методики развития художественно-творческого потенциала у вокалистов в процессе их профессиональной подготовки в вузах, активизирующей исполнительскую, поисково-творческую деятельность, и т.п. Все исследование носит практико-ориентированный характер, результаты которого могут быть внедрены в учебно-воспитательный процесс в вузах культуры и искусств.
Полученные данные могут быть использованы в разработке учебных программ, в подготовке к индивидуальным занятиям с различными вокалистами, в разработке анкет, опросных листов, позволяющих выявить уровень творческой развитости. Материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы в других диссертационных исследованиях, в проведении научно- практических конференций, «круглых столов», семинаров и т.п.
Достоверность и обоснованность данных исследования обеспечивались целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью исходных теоретических положений исследования; разнообразием научных источников информации, адекватных его логике и научному аппарату. Репрезентативность результатов исследования обеспечивается масштабом и глубиной апробации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств, на научных семинарах, научно-практических конференциях, которые проводились с 2004-2008 гг., по проблемам профессиональной подготовки вокалистов, постановки голоса и специфики исполнительской деятельности.
Положения, выносимые на защиту: «Художественно-творческой потенциал вокалистов» — возможность будущей реализации личности в условиях самостоятельной созидательной деятельности, категория, имеющая мировоззренческую направленность, рациональные и эмоциональные основы.
Развитие художественно-творческого потенциала у вокалистов представляет собой динамический процесс, опирающийся на художественно - творческие задатки, возрастные и индивидуально-психологические особенности личности. Потенциал формируется в процессе становления жизненного опыта, систематического и кропотливого труда, зависит от музыкальной, вокальной 'одаренности, развития познавательных процессов, эмоционально-волевых решений, а также уровня общей и музыкальной образованности, активной познавательной деятельности, позволяющей добиться успеха в вокальном искусстве.
Эффективная методика развития художественно-творческого потенциала вокалистов опирается на комплексную программу, которая, в свою очередь, объединяет систему творческих заданий (общих и индивидуально - коррекцион- ных), активизирующих познавательную и исполнительскую деятельность.
Система взаимосвязанных творческих заданий предполагает формирование общих, наиболее типичных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, а также индивидуально-коррекционных заданий, способствующих преодолению трудностей в процессе постановки голоса и работы над музыкальным произведением. Совокупность и сочетание различных по типу заданий, которые направляют самостоятельный творческий поиск вокалистов, позволяют разобраться в ценностном значении произведения, составить о нем наиболее верное впечатление и воплотить его в исполнении.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.