Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств Сидорова Маргарита Борисовна

Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств
<
Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сидорова Маргарита Борисовна. Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Москва, 2005 203 с. РГБ ОД, 61:05-13/2719

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОКАЛИСТА - 15

1.1. Сущность и специфика профессиональной культуры вокалистов 15

1.2. Формирование профессиональной культуры вокалистов как педагогический процесс 41

1.3.Педагогические условия формирования профессиональной культуры вокалиста в вузе культуры и искусств 65

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОКАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ 79

2.1. Педагогическая модель формирования профессиональной культуры вокалистов 79

2.2. Педагогическая эффективность методики формирования профессиональной культуры вокалистов в вузе культуры и искусств 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 127

ПРИЛОЖЕНИЯ 141

Введение к работе

%

Актуальность исследования. Опыт модернизации общественного развития большинства стран показывает, что наука, культура и образование становятся одними из главных источников социального благосостояния. Это обуславливает принципиально новые требования к качеству профессионального образования, существенному повышению роли профессиональной культуры специалиста, которая становится выражением устойчивых тенденций гуманизации профессионального образования, его ориентированности на всестороннее развитие личности, формирование «человека культуры». Процесс модернизации россий-

^ ского образования - масштабная акция государства, цель которой - повышение качества и эффективности образования, усиление связи с актуальными и перспективными запросами жизни страны. Целевая установка процесса модернизации российского образования, которая находит отражение в государственных документах1, обусловлена признанием того, что высшая школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Отчетливо эти тенденции проявляются и в формировании целей, содержания, педагогических технологий вузовской подготовки представителей различных музыкальных специальностей. В связи с возникновением новых оперных

(% театров, оперных студий, концертных объединений, созданием шоу-программ, проведением всероссийских и международных конкурсов, фестивалей различных жанров в России, странах СНГ и дальнего зарубежья в настоящее время отмечается высокий спрос на специалистов - исполнителей оперной, камерно-вокальной, эстрадно-джазовой музыки. Это обуславливает расширение системы профессиональной подготовки вокалистов, формирование принципиально новых подходов к её организации в нашей стране. Система подготовки кадров вокального искусства своевременно реагирует на процессы формирования музы-

1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 г.; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.; Федеральная программа развития образования на 2001 -2005 гг.

кальной культуры общества, развития жанрового многообразия направлений и стилей современной музыки. Соответственно профессиональное обучение отечественных вокалистов претерпевает изменения не только в культурологическом, но и в организационно-педагогических, социально-психологических и других аспектах. В современных условиях только высокий уровень профессионализма специалиста культуры является гарантом возможности самореализации, творческого самосовершенствования, удовлетворенности личности профессиональным выбором и профессиональной деятельностью.

На протяжении многих лет профессиональная подготовка вокалистов в

России осуществлялась в консерваториях и институтах искусств, а вузы культурі

ры готовили специалистов исполнителей для самодеятельного творчества. В

процессе реформирования высшей школы были созданы предпосылки для открытия исполнительских специальностей в вузах культуры и искусств, что потребовало создания соответствующих факультетов и кафедр, обеспечивающих подготовку исполнителей.

Анализ практики вокального обучения в вузе культуры и искусств позволяет нам констатировать недостаточную разработанность основ формирования профессиональной культуры вокалистов, понятийного аппарата вокальной педагогики, а также крупных теоретических обобщений в области вокального профессионального образования последних лет. При этом наиболее существенным является следующее противоречие между потребностью усиления педагогической подготовки вокалистов, способных к уникальной деятельности, обладающих развитым профессиональным самосознанием, высоким духовно-творческим потенциалом, креативностью, стремлением к профессиональному самосовершенствованию, творческой самореализации, и недостаточным учетом данной задачи в учебно-воспитательном процессе вузов культуры и искусств.

Таким образом, данное диссертационное исследование ориентировано на осмысление сущности и специфики профессиональной культуры вокалиста, а % также содержательных, организационных, социально-психологических закономерностей её формирования в процессе вузовской подготовки в вузах культуры

и искусств. В теории и методике профессионального образования эти вопросы решены не в полной мере, что и определяет актуальность темы данного диссертационного исследования - «Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств».

Степень научной разработанности проблемы определяется фундаментальными исследованиями в области музыкального творчества, вокальной педагогики и психологии, теории профессионального образования. Имеется ряд исследований, посвященных выдающимся вокалистам (В .А. Багадуров, Д.Л. Аспелунд, Л.Б. Дмитриев, М. Львов и др.), их профессионально-исполнительской и педагогической деятельности. Однако большинство исследований выполнено преимущественно с позиций искусствоведения, а не педагогики, что делает затруднительным применение ценного педагогического наследия музыкантов-исполнителей в практике профессионального образования.

Фундаментом отечественной вокальной педагогики является русское пев
ческое музыкальное искусство, представляющее собой уникальный пласт миро
вой культуры. Базируясь на традициях русской художественно-музыкальной
культуры, отечественная педагогика музыкального образования в лице
Б.В. Асафьева, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Э.Б. Абдуллина,

Л.Г. Арчажниковой, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина, Б.Л. Яворского, и др. внесла ценный вклад в теорию обучения и воспитания.

Как важный вклад в проблему исследования черт национальной певческой школы расцениваются труды А. Гозенпуда, А. Доливо, А. Кандинского, Ю. Келдыша, Т. Ливановой, С. Скребкова и других отечественных музыковедов. В их ряду - фундаментальные исследования Л. Дмитриева, работы Ю. Барсова, в которых убедительно раскрывается перспектива становления русской школы пения.

В современных диссертационных исследованиях по искусствоведению в большей мере отражены: история становления вокальных школ, методические и психологические аспекты творческого процесса сольного пения (В.Л. Чаплин, О.Ф. Шульпяков, В.И. Юшманов А.С. Яковлева и др.).

Педагогические аспекты совершенствования профессионального образо-(I*

вания музыкантов-исполнителей (О.А. Блох, А.Ю. Любомудрова и др.), изучения дидактических и психологических основ развития мастерства в вузе культуры (Н.К. Бакланова, Г.А. Маяровская, Е.В. Николаева, Е.Ю. Пономарева, В.И.Черниченко и др.) традиционно являются объектом педагогических диссертационных исследований. В том числе они находят отражение в трудах преподавателей Московского государственного университета культуры и искусств по подготовке вокалистов, при этом выделяются аспекты как духовно-творческого развития певцов (Л.С. Зорилова, М.Т. Картавцева, Е.Ю. Пономарева, В.А. Погосова и др.), так и исполнительской подготовки студентов (Л.А. Антипова, Л.Л. Киселева, Л.К. Овчинникова, Н.В. Подшивайленко, СЮ. Рыбин, К.В. Солошенко, В.М. Солнцева, Э.В. Талаквадзе, К.В. Хачатурян и др.).*

Цель исследования состоит в научном обосновании модели формирования профессиональной культуры вокалистов и апробации экспериментальной методики формирования профессиональной культуры студентов - вокалистов в вузе культуры и искусств.

Объектом исследования является профессиональная подготовка вокалистов в вузах культуры и искусств.

Предмет исследования - процесс формирования профессиональной

культуры студентов-вокалистов в вузе культуры и искусств.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что педагогическая эффективность формирования профессиональной культуры вокалистов в значительной степени зависит как от сочетания традиционных направлений отечественной вокальной школы, так и от включения новаций в учебно-воспитательный процесс подготовки певца. При этом успешное формирование профессиональной культуры вокалиста в вузе культуры и искусств может осуществляться при условии:

целенаправленной организации учебного процесса подготовки специалиста на основе синтеза традиций национальной школы пения, исполнительских тенденций мировой музыкальной культур и музыкального просветительства;

реализации принципов развивающего, практикоориентированного обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов в целях совершенствования исполнительских, педагогических способностей студента-вокалиста;

внедрения экспериментальной методики ориентированной на комплексное развитие вокальной техники и исполнительского мастерства, формирование специальных музыкальных способностей и личностного саморазвития студента-вокалиста.

Задачи исследования:

на основе историко-педагогического анализа вокального образования в Рос
сии выявить сущность и специфику профессиональной культуры вокалистов;

обосновать педагогическое представление о процессе формирования профессиональной культуры студентов-вокалистов;

определить педагогические условия, способствующие процессу формирования профессиональной культуры вокалистов;

разработать педагогическую модель формирования профессиональной культуры вокалистов в вузе культуры и искусств;

т разработать и экспериментально апробировать методику формирования профессиональной культуры вокалистов в образовательном процессе вуза культуры и искусств.

Методологическая основа исследования определяется фундаментальными идеями гуманизации образования, личностно-ориентированного подхода к формированию профессиональной культуры специалиста. Исследование опирается на философские и педагогические положения: о ведущей роли личности в созидании материальных и духовных ценностей культуры, деятельностного

подхода в развитии личности, о человеке как субъекте деятельности и обучения,

единстве теории и практики профессиональной подготовки специалистов

(Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, А.И. Арнольдов, Г.С. Батищев,

Л.П. Буева, В.А.Волобуев, В.В. Давыдов, М.С. Каган, И.С. Кон,

М.К. Мамардашвили и др.).

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных
историков культуры, музыковедов, педагогов и психологов о роли механизмов
научного мышления и интуиции в процессе обучения музыкальному искусству
(Б.Г. Ананьев, I СВ. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,
ЯЛ. Пономарев, С.Л. Рубинштейн и др.); психологии развития творческих спо
собностей (Э.Б. Абдуллин, Л.С. Выготский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов,
Г.М. Цыпин, Д.Б. Эльконин и др.), системно-целостного анализа педагогическо
го наследия мастеров вокального искусства (Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров,
А.А. Гозенпуд, Л. Б. Дмитриев, Ю.В. Келдыш, С.С. Скребков и др.); системного
подхода, позволяющего рассматривать педагогику вокального исполнительства
как структурную составляющую общей педагогики (О.А. Апраксина,
Б.В. Асафьев, Л.Г. Арчажникова, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов,

В.И. Загвязинский, Д.Б. Кабалевский, В.В. Краевский, A.M. Матюшкин, Л.А. Рапацкая и др.), технологического подхода в программировании профессионального обучения в вузе (Ю.П. Азаров, Б.С. Гершунский И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: методы теоретического анализа, системного метода в группировке изложения материала, метода сравнительного анализа, педагогического наблюдения, анкетирования, статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа, отражающих логику формирования авторской педагогической модели формирования профессиональной культуры вокалистов, которая находила отражение в процессе становления и развития вокального факультета Московского государственного университета культуры и искусств, разработки и утверждения

образовательных стандартов по специальностям «051000 - Вокальное искусство» и «051300 - Музыкальное искусство эстрады».

Первый этап (1991-1998 гг.) - поисковый, на этом этапе осуществлялся анализ литературы по профессиональной культуре специалиста, определялись структура, объект, предмет и гипотеза исследования. Результатами данного этапа явились: уточнение определения профессиональной культуры вокалиста, разработка авторской модели формирования профессиональной культуры вокалиста, инструментария исследования, проведение сравнительного анализа образовательных стандартов ведущих консерваторий и институтов искусств по специальности «Вокальное искусство».

Второй этап (1998-1999 гг.) - констатирующая часть экспериментальной работы включала исследования, направленные на диагностику качественных характеристик формирования профессиональной культуры вокалистов в учебном процессе вуза культуры и искусств. На этом этапе было проведено анкетирование студентов вокального факультета с целью выявления менталитета вокалистов, специфики профессиональной подготовки. В рамках студенческих конференций научно-творческой лаборатории «Музыкальная педагогика. Исполнительство» было опрошено 98 студентов, среди которых были представители различных курсов и специализаций факультета (сольного, камерного и эстрадно-джазового пения). Результаты анкетирования послужили основой выделения уровней формирования профессиональной культуры вокалиста, обоснования педагогической программы формирования профессиональной культуры вокалистов в учебном процессе МГУКИ и разработки документации научно-методического сопровождения экспериментальной работы.

Третий этап (1999 - 2002 гг.) - формирующая часть опытно-экспериментальной работы отражает процесс апробации модели формирования профессиональной культуры вокалистов. Обобщался материал, накопленный на первом этапе исследования, проводилась проверка ранее полученных выводов. В педагогическом эксперименте участвовало 120 студентов вокального факультета МГУКИ.

Четвертый этап (2002-2004 гг.) - заключительная часть, в процессе кото-рой систематизировались результаты, уточнялись теоретические понятия, практические рекомендации и выводы исследования, материалы исследования были апробированы в лекциях, учебных программах, публикациях и других формах учебно-методической, научной работы. Завершающий этап включал оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

на основе историко-педагогического анализа вокального образования в России дано определение профессиональной культуры вокалистов, под которой понимается комплексная характеристика уровня профессиональ-ной компетентности и исполнительского мастерства вокалиста, его отношения к вокальному искусству как сфере профессиональной деятельности и к себе как субъекту вокального творчества;

сформулировано научное представление о процессе формирования профессиональной культуры вокалиста, в структуре которого выделены компоненты: постановки голоса певца, проявляющиеся в широте- дыхания, верного звукоизвлечения, полетности звука, пения резонаторами, владением филировкой звука, ровным диапазоном, гибкостью и подвижностью голоса, хорошей дикцией; артистизма и актерского мастерства: мимики, жеста, пластики, умения перевоплощаться, передавать многогранность

образа, его соответствие исполнительской интерпретации авторскому замыслу, сочетающиеся с развитием специальных музыкальных способностей;

выявлены условия развития профессиональной культуры вокалиста, на
правленные на формирование гуманизации сознания, активной жизненной
позиции, формирования гражданского мировоззрения в процессе активной
музыкально-просветительской и волонтерской деятельности студентов,
регулярных благотворительных концертных выступлений в различных
регионах России;

*

m

разработаны специальные учебные планы, формирующие профессиональную культуру вокалистов, в блоки которых входят такие развивающие дисциплины, как: история музыкального просветительства, музыкальная критика, полифония, история оперного театра, оперная драматургия, теория музыкального содержания, вокальная литература, основы дирижирования, дополнительный музыкальный инструмент (гитара) и др.; а также включены специальные программы по сольному, камерному пению, учитывающие развитие каждого типа голоса (сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса) и их индивидуальные различия по диапазонам, тесситурам, тембрам, динамике и др. показателям;

экспериментально апробирована методика формирования профессиональной культуры вокалистов в образовательном процессе вуза культуры и искусств, направленная на развитие исполнительского мастерства, профессиональной компетентности и гражданского мировоззрения современного музыканта.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты способствуют дальнейшему теоретическому осмыслению проблемы формирования профессиональной культуры вокалистов в современной социокультурной ситуации, полной реализации специфики процесса становления и развития профессиональной культуры вокалистов в условиях подготовки в вузе культуры и искусств. При этом:

обобщен и подвергнут научной оценке опыт подготовки вокалистов в вузе культуры и искусств, что позволило определить специфику процесса, которая определяется органичным сочетанием традиций национальной школы пения России, исполнительских тенденций мировой музыкальной культуры, музыкального просветительства;

сформулировано научное представление о процессе профессиональной подготовки вокалиста в вузе культуры и искусств в контексте формирования профессиональной культуры, в которой выделены уровни исполнительского

мастерства, профессиональной компетентности и личностного саморазвития бу-

#

дущего специалиста-вокалиста;

- уточнены ключевые понятия современной вокально-исполнительской педагогики, такие как «вокальная техника» и её компоненты, изучение которых проводилось с опорой на современные теоретико-методологические идеи развивающего обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования профессиональной культуры вокалистов в вузе культуры и искусств реализуется на основе базового образовательного стандарта, разработанного на принципах преемственности вокального образования исполнительских ^ вузов в сочетании с комплексом научно-исследовательских, педагогических и музыкально-просветительских программ и спецкурсов по выбору, способствующих развитию профессиональных качеств вокалиста.

Результаты диссертационного исследования используются в процессе преподавания ряда учебных дисциплин вокального факультета Московского государственного университета культуры и искусств: «Основы вокальной методики», «Оперный театр», «Оперная драматургия», «История вокального искусства», «История зарубежной и отечественной музыки», «Теория музыки», «Музыкальная педагогика», спецкурсов: «Музыкальная критика», «Музыка как вид искусства», «Композиция».

На основании разработок и апробации учебных планов и программ проводится концертно-исполнительская, музыкально-просветительская деятельность в различных регионах России. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе высшего и дополнительного профессионального образования вузов культуры и искусств, консерваторий, музыкальных училищ и колледжей искусств; при совершенствовании педагогических систем и образовательных программ вузов исполнительской ориентации; в системе переподготовки и повышения квалификации кадров сферы профессионального во- кального образования.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Профессиональная культура вокалиста представляет собой комплексную характеристику уровня профессиональной компетентности и исполнительского мастерства певца, его отношения к вокальному искусству как сфере профессиональной деятельности и к себе как субъекту вокального творчества.

  2. Педагогический процесс формирования профессиональной культуры вокалиста реализуется на уровнях совершенствования исполнительской вокальной техники, развития комплекса специальных музыкальных способностей, художественно-творческого развития и формирования духовно-творческих качеств личности музыканта.

3. Специфика формирования профессиональной культуры студента-
вокалиста в вузе культуры и искусств определяется органичным сочетанием
традиций национальной отечественной школы пения (духовности музыкального
содержания, естественности и внутренней верности передачи поэтического со
держания музыки, подчинения технического воплощения музыкальному замыс
лу, глубокой образности, внутреннем психологическом сквозном действии и
др.), исполнительских тенденций мировой музыкальной культуры и музыкаль
ного просветительства.

4. Педагогическими условиями процесса формирования профессиональ
ной подготовки вокалистов в вузе культуры и искусств являются моделирование
индивидуальных учебных программ студентов на принципах развивающего
обучения с учетом индивидуальных особенностей в целях совершенствования
исполнительских, педагогических и научно-исследовательских способностей
вокалиста; создание творческих лабораторий по проблемам вокальной педагоги
ки; формирование репертуара оперной студии на принципах опережающего раз
вития; расширение ресурсов практикоориентированного обучения; включение
студента-вокалиста в концертную и музыкально-просветительскую деятель
ность.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе различных международных, всероссийских, межвузовских и вузовских научных конференций, семинаров, в том числе вузовской конференции «Кадры культуры и

проблемы их подготовки» (Москва, 1990); ежегодных межвузовских конференций «Музыкальная педагогика. Исполнительство» (Москва, 1991-2004); «Музыкально-теоретическое образование на рубеже XX-XXI вв.» (Москва, 1999); межвузовской конференции «Подготовка специалистов в сфере культуры и искусств» (Москва, 2000); международного семинара «Славяне, православие и будущее» (Москва, 2001); межвузовской конференции «Выбери свое будущее» (Москва, 2001); международной конференции «Политика России и сохранение культурного наследия в условиях глобализации» (Москва, 2002), межвузовских конференций «Истоки национальной культуры» (Москва, 2002), «Поиски новых творческих решений в музыкальной педагогике» (Москва, 2002), «Вокальное образование начала XXI века» (Москва, 2003), «Совершенствование подготовки специалистов социально-культурной сферы» (Москва, 2004), «Вокальное образование начала XXI века» (Москва, 2004), «Совершенствование подготовки кадров в вузах культуры и искусств» (Москва, 2005), «Мир культуры - культура мира» (Москва, 2005).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы и двенадцати приложений.

Сущность и специфика профессиональной культуры вокалистов

В справочно-информационной литературе под определением профессиональной культуры понимается характеристика уровня компетентности специалиста и его отношения к труду и себе как субъекту деятельности 2.

Проведенный нами анализ педагогической литературы, в том числе исследований Б.С. Гершунского, Ф.Н. Гоноблина, В.А. Кан-Калика, Б.Ф. Ломова, А.Н. Марковой, В.Н. Малиновской, В.Г. Ражникова, В.А. Сластенина и др., свидетельствует о том, что сущность и структура профессиональной культуры специалистов трактуются по-разному, при этом нередко используются синонимичные понятия «культура труда», «культура производства», «профессиональная культура» и др.

Впервые широкое использование термина профессиональной культуры в психолого-педагогической литературе относится к 80-м гг. XX в., в частности, в трудах Б.Ф. Ломова. Фактически, за прошедший период в педагогике профессионального образования сложилась система рассмотрения как сущности профессиональной культуры, так и процесса ее формирования. Профессиональная культура оказывается одновременно связанной с разно-порядковыми системами:

как сущность — с системой культуры личности, которая по отношению к профессиональной культуре выступает в качестве метасистемы;

как процесс формирования и проявления — с целостным учебно-воспитательным процессом и процессом созидательной деятельности.3

Структура профессиональной культуры включает социальный, профессиональный и нравственно-мотивационный компоненты:

Социальный компонент отражает умение работать в коллективе, самодисциплину, инициативность, социальную и творческую активность, ответственность за результаты и последствия труда.

Профессиональный компонент характеризуется компетентностью, высоким уровнем организации труда, рациональным распределением времени, ритмичностью, технологической дисциплиной, экономической и экологической грамотностью.

Нравственно-мотивационный компонент проявляется в отношении к деятельности как потребности, сознательности, добросовестности, гуманных отношениях к партнерам по совместной деятельности, потребности в самообразовании и самосовершенствовании, богатстве духовной культуры.

Существуют и другие подходы к структурированию профессиональной культуры, в частности, на основе вычленения двух блоков:

профессионально-организационного (знания, умения, опыт, мастерство);

социально-нравственного (целостное отношение к труду, нравственно-волевые качества, определяющие отношение к предмету, процессу, средствам, результатам и участкам труда).

Многоаспектность феномена профессиональной культуры музыкантов-исполнителей обуславливает необходимость комплексного исследования образовательного процесса вуза как этапа становления и формирования основ профессионализма, в связи с этим следует отметить, что данная тема на протяжении многих лет находится в эпицентре научных изысканий специалистов Московского государственного университета культуры и искусств, находит отражение в исследованиях Н.К. Баклановой, Т.И.Баклановой, О.А. Блоха, Л.С.Зориловой, А.Г.Казаковой, М.Т.Картавцевой, Т.Г.Киселевой, А.Ю. Любомудровой, Г.А. Маяровской, Е.В. Николаевой, Л.К.Овчинниковой, Е.Ю. Пономаревой, Н.Ф.Спинжар, СЮ. Рыбина, В.И.Черниченко и др.

Среди указанных работ самостоятельную группу источников составляют труды по совершенствованию процессов профессиональной подготовки вокалистов (Л.А. Антипова, М.И. Демченко, Л.С. Зорилова, М.Т. Картавцева, Л.Л. Киселева, Л.К. Овчинникова, А.П.Курченко, Е.Ю. Пономарева, В.А. Погосова, Н.В. Подшивайленко, СЮ. Рыбин, М.Б. Сидорова, К.В. Солошенко, В.М. Солнцева, Э.В. Талаквадзе, К.В. Хачатурян и др.).

Следует подчеркнуть, что в контексте нашего исследования принципиально важными являются методологические подходы концепции трансцедентально-го синтеза и целостности образовательного процесса Ю.П. Азарова, психолого-педагогических основ формирования профессионального мастерства Н.К. Баклановой, Л.С. Зориловой, Н.Ф. Спинжар, В.И. Черниченко и др., в которых развиваются психолого-педагогические аспекты музыкальной педагогики и исполнительства, а также анализируются проблемы формирования профессиональной культуры студентов в условиях целостности учебно-воспитательного процесса.

Мы разделяем точку зрения проф. В.И. Черниченко, утверждающей, что «результатом образования можно считать развитие личностных и профессионально-трудовых качеств человека, его интеллигентность и культуру, способность адаптироваться в меняющейся социальной и социокультурной среде и положительно влиять на ее изменение, используя свои личностные и профессиональные возможности».4

В качестве подтверждения данного тезиса могут служить результаты лонг-этюдного исследования5 по выявлению духовных идеалов студентов музыкальных специализаций вузов культуры и искусств, проведенного проф. Л.С. Зориловой.

Формирование профессиональной культуры вокалистов как педагогический процесс

Педагогика высшей школы как отрасль научного знания, изучает теоретические и практические проблемы развития личности студентов и их профессиональной подготовки в вузе. По существу, вузовская педагогика раскрывает закономерности и роль образовательного процесса в развитии личности студента, разрабатывает пути и способы повышения результативности профессионального образования. Как справедливо отмечает проф. В.И. Черниченко « результатом # образования можно считать развитие личностных и профессионально-трудовых качеств человека, его интеллигентность и культуру, способность быстро адаптироваться в меняющейся социальной и социокультурной среде и положительно влиять на ее изменение, используя свои личностные и профессиональные возможности».

Вследствие единства в высшей школе обучения и научного исследования, педагогические принципы предполагают научную организацию активной мыслительной деятельности, формализацию, единство непрерывного и дискретного обучения и развития личности, преемственность мыслительного развития, формирование научной системы предметных знаний, эвристически проблемных и модельных методов решения учебных и научных задач.

Однако, в современной образовательной ситуации России данный процесс существенно сдерживается из-за существующего разрыва между достижениями науки и образованием, фундаментальное знание вытесняется из содержания образовательных процессов прикладным знанием, которое не замещает духовности и не в состоянии обеспечить процесс целостного воспроизводства как социума, так и личности.

Как следствие, традиционная система профессионального образования не обеспечивает органического вхождения новых поколений в реальное поле многообразных и полифункциональных социальных ролей, она во многом исчерпала себя относительно потребностей современного общества и профессиональной культуры личности.

В связи с этом, нами выделены определенные противоречия между:

возможностями профессионального развития личности и сложившимися формами построения образовательного процесса;

односторонней ориентацией высшего образования на когнитивную парадигму и необходимостью профессионального, духовно-творческого развития специалистов;

усложнением содержания образования, возрастающим объемом необходимой информации и ограниченностью времени, отводимого для ее освоения.

Вместе с тем, мы считаем необходимым подчеркнуть, что понимание сущности профессиональной культуры вокалиста не статично, оно развивается в контексте социального заказа общества на различных этапах его развития.

К примеру, в 1925 году на Всероссийской конференции вокальных педагогов и ученых был рассмотрен документ, получивший название «Единый метод преподавания пения», разработанный вокально-методологической секцией Московской консерватории В.А. Багадуровым и A.M. Егоровым. Однако, существенным недостатком «Единого метода» явилось то, что он имел узкотехнический характер подхода к проблеме воспитания певца. «Единый метод» ограничивался разбором вопросов постановки голоса, исходя только из анатомо-физиологической концепции, отрывая работу над техникой голоса от всей проблемы воспитания певца.

Продолжением научной рефлексии по актуальным проблемам профессионального вокального образования явилось создание лаборатории экспериментальной фонетики и фониатрии в 1928 году по инициативе группы ученых и педагогов Московской консерватории - Е. Малютина, В. Багадурова, Д. Аспелунда, В. Садовникова, и просуществовавшей вплоть до 1941 года.

В тридцатые годы начинают проводиться всесоюзные и всероссийские конкурсы вокалистов, декады национального искусства созываются совещания по вокальному образованию, выходят крупные работы по истории и теории во-кального искусства, среди которых знаменательным в развитии вокального искусства явился созыв Всесоюзной конференции 1940 года. В процессе работы форума были обсуждены самые животрепещущие проблемы вокального образования. Основные доклады были посвящены методике работы с разными типами голосов, воспитанию певца в классе камерного пения, режиму вокалиста, а также научной работе в области голоса и другим вопросам. Конференция в своих итоговых решениях указала на необходимость развития отечественной методики обучения пению и усиления научно-теоретической работы, поставила вопрос об организации научно-исследовательского института при Московской консерватории.

1950-е - 1960-е годы также характерны проведением целого ряда вокальных совещаний, конференций, конкурсов союзного и республиканского значения, в которых самое деятельное участие приняли ведущие представители вокальной школы Московской консерватории. Крупными событиями явились Всесоюзное вокальное совещание 1954 года в Ленинграде и Всесоюзная конференция по вокальному образованию 1966 года. Важным итогом этого совещания явилось принятие основных принципов воспитания певцов-музыкантов (индивидуального подхода, единства художественного и технического развития, принцип системности и последовательности в процессе развития певца и его голоса), которые приобретают определенное своеобразие в зависимости от художественной индивидуальности того или иного мастера, его отношения к звучанию голоса, приемам звукообразования и звуковедения и другим сторонам певческого искусства.

Педагогическая модель формирования профессиональной культуры вокалистов

Проверка модели формирования профессиональной культуры вокалистов в условиях университета культуры и искусств была осуществлена в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на протяжении несколько этапов. На каждом этапе исследования определялись конкретные задачи и комплекс методик, причем последующий этап был естественным продолжением предыдущего, с одной стороны вбирал в себя результаты предшествующей работы, с другой - предусматривал проверку и подтверждение ранее полученных результатов в новых условиях.

В целом, опытно-экспериментальная работа по выявлению педагогических условий формирования профессиональной культуры вокалистов представляет собой оригинальное лонг - этюдное исследование, проводившееся на протяжении 15-ти лет. Четыре этапа исследования отражают логику развития вокального факультета Московского государственного университета культуры и искусств, и включают разработку и утверждение образовательных стандартов по специальностям 05 10 00 «Вокальное искусство» и 05 13 00 «Музыкальное искусство эстрады», проведение комплекса диагностических и формирующих процедур, на основании которых совершенствовалась педагогическая модель формирования профессиональной культуры вокалистов, систематизировались и обобщались научные результаты.

Процесс обучения сольному пению в Московском государственном институте культуры начинался с 1991г. в рамках специальности «Народное художественное творчество» с присвоением квалификации «Руководитель вокального ансамбля».

Подготовительный этап опытно-экспериментальной работы охватывал период 1991- 1998 гг., в процессе которого профессиональная подготовка вокалистов осуществлялась 12-ю квалифицированными специалистами, (включая 4 народных артиста Российской Федерации и 4 заслуженных артиста РФ) среди которых следует назвать: заслуженную артистку РФ В.М. Солнцеву, заслуженного артиста РФ М.И. Демченко, доцента Л.Л. Киселеву и др.. Секцию сольного пения и вокальных ансамблей при кафедре хорового дирижирования возглавлял заслуженный артист РФ, проф. Давидянц СП., и до получения лицензии по специальности «Вокальное искусство», т.е. до 1998 года, была сформирована кафедра вокальных ансамблей и сольного пения с секцией оперной подготовки.

За указанный период кафедра выпустила около 50-ти молодых исполнителей-вокалистов, из которых 95% работают в профессиональных коллективах. Наиболее выдающимся выпускникам присваивалась квалификация «Солист-вокалист», среди которых следует выделить: Дунаева А. - солиста государственного академического Большого Театра, Шишляева А. - солиста музыкального театра им. К.С. Станиславского, Качанову И. - солистку Тульской филармонии, Вафину Н. - солистку Краснодарской филармонии, Шеломянского М. - солиста Дрезденской оперы (Германия), Чичерникову И.Б. - лауреата конкурса им. М. Глинки, впоследствии ставшей преподавателем кафедры сольного пения вокального факультета МГУКИ, Лалазарянц Л. - солистку Московской филармонии и др.

Перед инициаторами открытия новой специальности возникла проблема разработки базиса профессионального обучения вокалистов, создания оригинальной образовательной модели формирования профессиональной культуры вокалистов, обуславливающей исследовательскую работу по проведению сравнительного анализа образовательных стандартов ведущих консерваторий и институтов искусств по специальности «Вокальное искусство», обобщения опыта ведущих педагогов-вокалистов по методике преподавания специальных дисциплин, проведения серии педагогических наблюдений, опросов и других диагностических процедур с целью выявления педагогических условий совершенствования процесса формирования профессиональной культуры вокалистов.

На данном этапе была определена проблема исследования, изучена философская, культурологическая, искусствоведческая, музыкально-педагогическая и психологическая литература, проанализировано состояние отечественного вокального образования.

Нами предметно изучался опыт работы средних и высших учебных заведений вокального образования, в частности, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Российской академии музыки им. Гнесиных по формированию профессиональной культуры вокалистов, проверялись и отрабатывались общие подходы к решению проблемы, намечались цели, задачи, гипотеза исследования, разрабатывалась концепция формирующего эксперимента.

Второй этап(1998-1999 гг.) как констатирующая часть опытно-экспериментальной работы представляет собой период диагностических процедур выявления качественных характеристик системы формирования профессиональной культуры вокалистов в университете, а также продолжается моделирование образовательного пространства вокального обучения в университете.. Поэтому получение лицензии от 14.08.1998г. на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего образования по специальности 05.10.00 «Вокальное искусство» с присвоением с квалификаций «Концертно - камерный певец. Преподаватель»; «Концертно - камерный певец. Оперный певец. Преподаватель» позволило открыть вокальный факультет с созданием в его структуре двух кафедр (см. Пр.№1208 от 30.10.1998г.).

Похожие диссертации на Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств