Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы развития исполнительской культуры студентов-скрипачей 17
1.1. Структура и содержание исполнительской культуры студентов- скрипачей 17
1.2. Специфика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей 51
1.3. Педагогические условия развития исполнительской культуры студентов-скрипачей 82
Глава II. Методические основы развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в условиях эксперимента 114
2.1. Определение уровня развития исполнительской культуры студентов-скрипачей (констатирующее диагностическое обследование) 114
2.2. Методика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области эстрадно-джазового образования 136
2.3. Динамика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей (итоги экспериментальной работы) 173
Заключение 187
Список литературы 192
Приложения 212
- Структура и содержание исполнительской культуры студентов- скрипачей
- Специфика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей
- Определение уровня развития исполнительской культуры студентов-скрипачей (констатирующее диагностическое обследование)
- Методика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области эстрадно-джазового образования
Введение к работе
Актуальность исследования. Музыкальное искусство сегодня оказывает большое воздействие на культурное развитие социума. Реформирование образования - социально-культурный заказ общества. Профессиональное музыкальное образование в настоящее время приобретает все большую значимость в области формирования творческой личности, ее духовного совершенствования. Популярность музыкального искусства, его массовый характер, широкий деятельно-творческий спектр накладывают особую ответственность на систему подготовки специалистов высшей квалификации, способных отвечать запросам времени и наполнять учебно-воспитательный процесс глубоким художественным содержанием, предметом эстетического развития.
В разнообразной жанровой структуре музыкального искусства важное место занимает инструментальное исполнительство. В семье музыкальных инструментов достойно представлена скрипка. Скрипичное исполнительское искусство ярко проявляет себя и в академической, и фольклорной, и эстрадно-джазовой традициях. Подготовка высококвалифицированных специалистов в этих сферах является одним из приоритетных направлений профессионального музыкального образования. Потребность в кадрах, способных эффективно осуществлять педагогическую деятельность, владеющих искусством игры на скрипке, сегодня велика.
Исполнительская культура скрипачей представляет итогово-образующую составляющую, которая во многом определяет качество профессионального вузовского образования. Повышение уровня исполнительской культуры -задача, требующая непрерывного внимания со стороны всех участников художественно-педагогического процесса. В настоящее время практика скрипичной исполнительской культуры в значительной степени опережает свое теоретическое осмысление. Педагогический процесс в вузах культуры и искусств нуждается в методическом обеспечении, направленном на эффективное развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей.
Сегодня обостряются противоречия в рамках развития исполнительской культуры студентов-скрипачей между существующими подходами к организации учебно-воспитательной работы в сфере профессиональной подготовки и ее педагогическим обеспечением, между исполнительскими возможностями студентов-скрипачей и процессом их реализации. Поэтому становится актуальным поиск как педагогических технологий, так и методов, средств обучения и воспитания, позволяющих эффективно осуществлять процесс развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального образования.
Степень научной разработанности проблемы
Проблема развития профессиональной исполнительской культуры является предметом исследования различных наук. Философское осмысление
культурно-творческого развития человека получило в трудах Аристотеля, Платона, Сократа, Конфуция, И. Канта, Г.Ф. Гегеля и др.
Культурологические аспекты проблемы развития профессиональной исполнительской культуры специалиста рассматриваются в исследованиях С.С. Аверинцева, М.А. Ариарского, А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, А.В. Богданова, В.А. Волобуева, Л.С. Зориловой, С.Н. Иконниковой и др.
В сфере психолого-педагогической исследуемую проблематику изучали такие ученые, как М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Л.С. Зорилова, Э.В. Ильенков, В.Г. Кузнецов, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачев, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов и др.
В настоящее время разрабатываются вопросы, раскрывающие аспекты педагогической культуры. Они получили отражение в трудах ведущих педагогов прошлого и современности - К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, Л.С. Жарковой, А.Г. Казаковой, В.А. Кан-Калика, B.C. Садовской, В.А. Сластенина, В.М. Чижикова и др.
Для нашего исследования являются важными работы, в которых получила освещение проблематика, связанная с педагогической культурой в области профессионального музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Безбородова, О.А. Блох, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин и др.).
В области педагогики и психологии музыкального образования особое
значение приобретают труды, в которых рассматриваются вопросы обучения
музыкантов-исполнителей, формирования их личностных качеств
(Л.А. Баренбойм, Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готсдинер, В.Ю. Григорьев, Л.С.
Майковская, Г.Г. Нейгауз, СИ. Савшинский, СЕ. Фейнберг,
О.Ф. Шульпяков, А.И. Щербакова, А.П. Щапов и др.).
В области скрипичной педагогики и исполнительства для нас важны работы Л.С. Ауэра, М.О. Берлянчика, М.А. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, Л. Гуревич, Э. Кунина, К. Мостраса, К. Флеша, О.Ф. Шульпякова, И.М. Ямпольского, Ю.И. Янкелевича и др.
Проделанный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального музыкального образования разработана недостаточно. Процесс развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе не имеет научно обоснованного подхода. В свою очередь, во многих научных работах подчеркивается важность данной проблемы, указывается на необходимость ее глубокого изучения.
Объект исследования - профессиональная подготовка скрипачей в вузе культуры и искусств.
Предмет исследования - процесс развития исполнительской культуры студентов-скрипачей.
Цель исследования - теоретико-методическое обоснование эффективного развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе культуры и искусств.
Задачи исследования:
1. Определить структуру и содержание исполнительской культуры
студентов-скрипачей.
2. Выявить специфику развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в
условиях вузовского профессионального образования.
3. Обосновать эффективные педагогические условия развития
исполнительской культуры студентов-скрипачей в области вузовского профессионального образования.
4. Разработать авторскую экспериментальную методику развития исполнительской
культуры студентов-скрипачей; провести ее апробацию и внедрение.
Гипотеза исследования представляет предположение о том, что процесс развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального вузовского образования станет эффективным, если будут:
-реализованы личностно-ориентированный и креативно-развивающий подходы, олицетворяющие парадигму развития исполнительской культуры обучающихся скрипачей;
-осуществлена научная разработка структуры и содержания исполнительской культуры студентов-скрипачей, основанная на целостном подходе;
-учтены следующие педагогические условия эффективного развития: определен профессионально-творческий статус педагога-скрипача; педагогическое общение, музыкально-творческое взаимодействие на субъектно-объектном и субъектно-субъектном уровнях; самостоятельная работа как область технического и художественно-творческого совершенствования студентов-скрипачей;
- внедрена в педагогический процесс подготовки специалистов экспериментально апробированная методика, обеспечивающая качественное использование дидактических основ, всего обучающего комплекса, в котором в полной мере учитывалась специфика скрипичной природы (интонирование, звукоизвлечение, звуковедение), ее технологическая и художественно-творческая составляющие (атака звука, смена смычка, позиций, вибрация, тембральная палитра).
Методологическую основу исследования составили положения передовых мыслителей своего времени, представителей различных философских направлений: Аристотеля, Платона, И. Канта, Г. Гегеля, Конфуция, В.Ф. Асмуса, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, которые разрабатывали положения, касающиеся творчества, художественного творчества, духовной личности, ее
самосознания, самопознания, самооценки, саморазвития и
самосовершенствования, детерминационной природы общества и личности. Теоретическую основу исследования составили концепции:
в области общей педагогики и психологии, педагогики высшей профессиональной школы - К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, А.А. Радугина, В.Г. Ражникова, Т. Рибо, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, А.Г. Казаковой, В.А. Кан-Калика, Н.В. Савина, М.Н. Скаткина, С.Д. Смирнова, В.А. Сдаетенина;
в области артикуляции, интонации и стиля в педагогике музыкального образования - Б.В. Асафьева, И.А. Браудо, В.В. Ванслова, Н.А. Гарбузова, Н.И. Голубовской, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохора, Б.Л. Яворского;
музыкально-педагогического образования - Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, Г.С. Тарасова, Н.А. Терентьевой, Г.М. Цыпина;
по скрипичной педагогике и исполнительству Л.С. Ауэра, М.О. Берлянчика, М.А. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, Л. Гуревич, Э. Кунина, К. Мостраса, К. Флеша, О.Ф. Шульпякова, И.М. Ямпольского, Ю.И. Янкелевича;
по фортепианной педагогике и исполнительству - А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, Й. Гофмана, А.Б. Гольденвейзера, СМ. Майкапара, И.Т. Назарова, Г.Г. Нейгауза, Л.В. Николаева, Н.Е. Перельмана, А.Г. Рубинштейна, СИ. Савшинского, Г.М. Цыпина;
по вокальной педагогике и исполнительству - Д.Л. Аспелунд, И.Н. Вилинской, Л.Б. Дмитриева, А.Л. Доливо, А.П. Зданович, Д.В. Люш, А.Г. Менабени, И.К. Назаренко, В.П. Морозова, Г.П. Стуловой.
Методы исследования. Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются:
общетеоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация;
эмпирические - косвенное и включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент, сравнительный анализ полученных результатов, раскрывающих эффективность методики проведенного эксперимента.
Базами исследования стали Институт музыки (эстрадно-джазовое оркестровое отделение, класс скрипки) Московского государственного университета культуры и искусств; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (факультет музыкального искусства эстрады, класс скрипки). В целом в эксперименте было задействовано более 200 участников, а в формирующей его части - 40 студентов-скрипачей.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2011 годы и включало три взаимосвязанных этапа.
Первый этап (2007-2008 гг.) основывался на теоретическом анализе философской, исторической, социологической, психологической, педагогической и музыкально-педагогической литературы. Этап включал в себя изучение, обработку и систематизацию общей и специальной научной литературы, посвященной проблеме развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального образования; разработку категориального аппарата исследования; уточнение методического направления, подборку материала, проведение исследовательской работы в вузах культуры и искусств. Были выбраны экспериментальные базы для апробации авторской экспериментальной методики.
Проанализированы организация и содержание процесса развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области высшего профессионального образования. Шла разработка всего экспериментального инструментария (анкеты, опросные листы, творческие задания, таблицы, тематический план диалоговых форм общения, инструктивно-тренировочный материал, репертуарные программы). Одновременно определялись основные показатели исполнительской культуры студентов-скрипачей, система подсчета и анализа получаемых данных. Осуществлялось формирование экспертных комиссий.
Второй этап (2008-2010 гг.) носил экспериментальный характер - был проведен анализ существующего эмпирического материала и сделаны обобщающие выводы. Осуществлялась разработка концептуальных подходов развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в условиях профессионального образования.
На этой основе были уточнены основные направления экспериментальной работы. Был проведен педагогический эксперимент, целью которого стал поиск наиболее эффективных технологий развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального музыкального образования. В ходе этой работы применялся сформированный исследовательский инструментарий и художественно-методический материал: контрольные вопросы; учебные и концертные формы работы («дуэт-урок», «мастер-класс», «лекция-концерт», «концерт-эксперимент»); комплексные репертуарные программы (с классической и эстрадно-джазовой доминантой); творческие задания, направленные на развитие навыков художественной интерпретации, сочинения, импровизации, обработки музыкального материала, переложения; инструктивно-тренировочный материал по овладению эстрадно-джазовыми приемами и средствами выразительности (упражнения, технологические задания) и др.
Третий этап (2010-2011 гг.) включал сравнительный анализ полученного итогового материала, обобщение, систематизацию и обработку результатов диссертационного исследования; оформление результатов экспериментальной работы, теоретических выводов и практических
рекомендаций. Получила доказательство эффективность авторской экспериментальной методики, направленной на развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей в области высшего профессионального образования. Была проведена редакционная работа с текстом содержания диссертации, списком литературы. Осуществлялось внедрение авторской экспериментальной методики в учебный процесс музыкальных вузов. Научная новизна исследования:
-уточнены структура и содержание исполнительской культуры студентов-скрипачей, основу которых составляет совокупность технической и художественно-образной стороны исполняемых произведений, которая несет в себе традиции и новации в русле интерпретации замысла композитора, формы и содержания, стиля и жанра сочинений, раскрывая творческий потенциал личности обучающегося на уровне эстетического сознания (интересы, потребности, вкусы, способности, ценностные ориентации, мировоззрение) и эстетической деятельности;
выявлена специфика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе, предусматривающая применение педагогических принципов, в современном их прочтении (направленности, заинтересованности, сознательности, перспективности, постепенности, последовательности, непрерывности, индивидуального подхода, единства технического и художественного развития, предслышания /внутреннего построения звука-образа/); заключающая в себе широкий круг артикуляционных, исполнительских приемов (звукоизвлечение, звуковедение, интонирования, эстрадно-джазовые приемы и средства выразительности); включающая актуализацию, визуализацию художественного образа; предполагающая интроспективный подход; включающая требования дидактических принципов, детерминированных эстетическим сознанием, эстетически направленной деятельностью и эмоционально-чувственной природой;
определены педагогические условия развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального образования:
а) профессионально-творческий портрет педагога как многоуровневый
комплекс личностных качеств, профессиональных педагогических знаний,
умений и навыков, профессиональных исполнительских знаний, умений и
навыков, умений осуществлять в детерминированном режиме научно-
творческий и художественно-творческий подходы в учебно-воспитательной
практике;
б) педагогическое общение, музыкально-творческое взаимодействие как
динамичная субъектно-субъектная система;
в) самостоятельная работа как область творческой самореализации,
самопроявления, сфера самопознания, самооценки, саморазвития и
самосовершенствования;
г) музыкальный репертуар как комплексная основа учебно-воспитательного процесса на организационном, содержательном (классика, джаз, эстрада) и художественно-творческом уровнях;
-разработана и экспериментально апробирована авторская методика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе культуры и искусств, которая основывалась на использовании комплексного репертуара с классической и эстрадно-джазовой доминантой, учебных и концертных форм работы («дуэт-урок», «мастер-класс», «концерт», «лекция-концерт», «концерт-встреча», «концерт-эксперимент»), элементов авторского творчества (художественной интерпретации, сочинения, импровизации, обработки музыкального материала, переложения).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию педагогики музыкального образования за счет систематизации построения целостного процесса, направленного на развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального музыкального образования.
Уточнено понятие «исполнительская культура студентов-скрипачей», которое отражает предыдущий положительный опыт своего теоретического осмысления и современное толкование, адекватное концептуальному подходу исследования. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что исполнительская культура студентов-скрипачей является сложным, многоаспектным понятием, которое не имеет в научной литературе единого, однозначного определения. Тем не менее, мы выявили два основных подхода к пониманию сущности исполнительской культуры: как к качественному уровню деятельности и как интегральному свойству личности. Основные слагаемые, составляющие содержательную основу исполнительской культуры: эстетическое сознание, эстетическая деятельность, предмет эстетического освоения.
Получили систематизацию педагогические принципы, направленные на оптимизацию процесса развития исполнительской культуры студентов-скрипачей, отражающие специфику их профессиональной подготовки.
Разработана авторская экспериментальная методика, направленная на развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей, которая предполагает применение личностно-ориентированного, креативно-развивающего подходов и базируется на предмете эстетического сознания, эстетически направленной деятельности.
Определены критерии и методы оценки уровней развития исполнительской культуры студентов-скрипачей. Теоретически обоснована методика развития различных компонентов исполнительской культуры студентов-скрипачей.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались использованием разнообразных источников информации и применением комплекса методов и методик, адекватных предмету, задачам и
логике исследования, реальными концертными программами музыкантов-исполнителей, обучающихся по разработанным автором педагогическим технологиям, а также количественной и качественной обработкой репрезентативного материала, взаимопроверкой полученных результатов, согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальной части исследования. Внедрение результатов диссертационного исследования в систему профессионального музыкального образования подтверждается выданными актами.
Практическая значимость исследования определяется тем, что диссертантом разработана и экспериментально обоснована авторская методика, позволяющая динамизировать процесс развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального музыкального образования. Разработаны и внедрены в учебный процесс музыкальных образовательных учреждений: Московского государственного университета культуры и искусств, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Белгородского государственного института культуры и искусств, Орловского государственного института искусств и культуры, научно обоснованные методические рекомендации по использованию авторской методики, направленной на эффективное развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального образования. Основные идеи, положения, методические разработки по развитию исполнительской культуры студентов-скрипачей могут быть использованы в различных звеньях (дошкольное, начальное, среднее, высшее, послевузовское) системы музыкального образования, а также в области инструментального сольного и оркестрово-ансамблевого исполнительства в целом.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе педагогического эксперимента, выступлений на международных научно-практических и научно-теоретических конференциях: «Развитие творческого потенциала обучающихся музыкантов» (Санкт-Петербург, апрель 2007), «Науки о культуре: современные концепции и традиции» (Москва, ноябрь 2007), «Проблемы подготовки специалистов высшей квалификации в области оркестрово-ансамблевого исполнительства» (Москва, март 2008), «Музыкально-эстетическое воспитание в России: традиции и новаторство» (Москва, ноябрь 2008), «Новые пути наук о культуре» (Москва, май 2009), «Наука как перспективное направление деятельности молодежи» (Москва, ноябрь 2009), «Музыкальное образование как средство духовно-нравственного становления личности» (Москва, декабрь 2009), «Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства: проблемы, перспективы развития» (Москва, март 2010), в процессе лекций и практических занятий для студентов Московского государственного университета культуры и искусств и Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Основные положения диссертации
внедрены в практику музыкально-образовательных учреждений: Белгородского государственного института культуры и искусств, Орловского государственного института искусств и культуры, Московского государственного университета культуры и искусств, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. На защиту выносятся следующие положения:
Структуру и содержание исполнительской культуры студентов-скрипачей представляет совокупность технической и художественно-образной стороны исполняемых произведений, которая включает в себя традиции и новации в русле интерпретации замысла композитора, формы и содержания, стиля и жанра сочинений, раскрывая творческий потенциал личности инструменталиста на уровне эстетического сознания (интересы, вкусы, потребности, способности, ценностные ориентации, мировоззрение), эстетически направленной деятельности.
Специфика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей предусматривает: применение педагогических принципов в современном их прочтении (направленности, заинтересованности, сознательности, перспективности, постепенности, последовательности, непрерывности, индивидуального подхода, единства технического и художественного развития, преде лышания /внутреннего построения звука-образа/); комплексное использование методов (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, совместно-продуктивного, эвристического, исследовательского, целостного подхода).
Педагогические условия развития исполнительской культуры студентов-скрипачей, среди которых: профессионально-творческий статус педагога, включающий в себя высокого уровня личностные качества, профессиональные педагогические и исполнительские знания, умения и навыки; умение моделировать, осуществлять исполнительскую деятельность и анализировать результаты труда на уровне исследовательской работы, умение сочетать научно-творческий и художественно-творческий подходы в учебно-воспитательной практике; педагогическое общение, музыкально-творческое взаимодействие (индивидуализированное, диалогизированное, личностно-ориентационное); самостоятельная работа как область технического и художественно-творческого совершенствования студентов-скрипачей; сфера творческой самореализации, самопроявления; музыкальный репертуар как основа учебно-творческого процесса на организационном и содержательном уровнях (во многом определяет принципы, формы и методы работы, напрямую связан с дидактикой и всеми этапами обучения, влияет на порядок изучения разнообразного учебного материала, процесс воспитания).
4. Является эффективной авторская экспериментальная методика
развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе культуры и
искусств, которая основывается на применении комплексного репертуара с
классической и эстрадно-джазовой доминантой; учебных и концертных формах работы («дуэт-урок», «мастер-класс», «концерт», «лекция-концерт», «концерт-встреча», «концерт-эксперимент»), элементов авторского творчества (художественной интерпретации, сочинения, импровизации, обработки музыкального материала, переложения).
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Структура и содержание исполнительской культуры студентов- скрипачей
Понятие культуры многогранно, многозначно в предмете своего изучения. Согласно исследованию, проведенному М.С. Каганом, насчитывается около 250 определений этого понятия. В словаре СИ. Ожегова многозначность толкования понятия «культура» налицо: «Культура — совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении; то же что и культурность (человек высокой культуры); высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение (культура производства, культура речи, культура голоса у певцов)».1
Наряду с этим, в словаре СИ. Ожегова понятия «исполнитель», «исполнить» (исполнительство) также трактуются по-разному: «Исполнитель - тот, кто исполняет что-нибудь (решение, приказания, желания); исполнитель роли Фамусова; исполнитель романсов // прил. исполнительское мастерство. Исполнить - тоже, что и выполнить; привести в исполнение, проверка исполнения; воспроизвести для слушания, обозрения (какое-нибудь произведение искусства: исполнить романс, танец); наполнить каким-нибудь чувством (исполнить кого-нибудь радостью, исполнить сердце надеждой)».2 Слово «культура» знакомо каждому, но мало кто возьмется объяснить, что такое «культура» с теоретической и научной точки зрения. Между обыденным и научным представлением о культуре дистанция огромного размера. У большинства людей понятие «культура» ассоциируется с «воспитанностью», «образованностью», «интеллигентностью». В популярной литературе встречаются выражения «культура чувств», «культура речи», «культура поведения» и т.п. Мы с легкостью рассуждаем о культурной политике разных государств, подразумевая их заботу о музеях, театрах, библиотеках, системе образования. Смысл слова «культура» в обычном языке размыт, и большинство полагается в этом вопросе на интуицию. Другое дело - наука, которая должна пользоваться не расплывчатыми интуитивными представлениями, а ясными научными понятиями. Теоретическое понятие, в отличие от житейского представления, указывает не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, породившую данное явление. Из этого следует: в понятии «культура» должен содержаться ответ на вопрос, каким образом человек становится культурным существом, и это касается как человечества в целом, так и отдельного индивида.
Анализируя различные подходы к осмыслению понятия «культура», можно выделить три ряда толкования: на личностно-творческом, предметно-деятельном и системо-образующем уровнях. Так как культура — есть во многом опыт развития человеческой мысли, совершенствования мировоззренческих позиций, то следует обратиться к истории. На личностный и социальный характер музыкальной культуры в свое время обращал внимание китайский мыслитель Сюнь-цзы: «Музыка, звуки глубоко проникают в сознание человека, быстро изменяют его; когда музыка гармонична и спокойна - в народе царит согласие».
Общение как общечеловеческая ценность, как показатель культуры, уровня ее развития также фигурирует в предмете философского осмысления: «В сутолоке каждого дня есть истинный Путь. Когда люди могут, не кривя душой, жить в согласии и с радостью говорить друг другу приветливые слова, то это в тысячу раз выше отвлеченной мудрости».
«Культура» как возделывание, выращивание находит свое отражение в различных философских воззрениях. В «Тускуланских беседах» Цицерон впервые характеризует философию как «возделывание души». Он пишет: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души - это и есть философия; она выпалывает в душе пороки, приготовляет душу к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, -только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай».5
Например, возвышение человека в философии Возрождения постепенно оказывается не столько следствием Божьей Благодати, сколько продуктом личной воли и усилий индивида. Человек приходит в этот мир, доказывают гуманисты эпохи Возрождения, в качестве творца, возможности которого сопоставимы с творческой энергией Всевышнего. «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, - обращается Бог к Адаму в «Речи о достоинстве человека», написанной Пико дела Мирандолой, - ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь».6
В эпоху Просвещения понятие «культура» означает деятельное преобразование мира человеком. В отличие от Цицерона просветители относят к культуре не только духовные, но и материальные занятия людей. Это улучшение жизни людей с помощью земледелия, ремесел, различной техники. Но, прежде всего культура - это духовное совершенствование человеческого рода и отдельных индивидов, орудием которых является разум. Рассуждая о процессе совершенствования человеческого рода, Гердер отмечает: «Мы можем, как угодно называть этот генезис человека, мы можем назвать его культурой, т.е. возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать его просвещением, тогда цепь культуры и просвещения протянется до самой земли. Различие между народами просвещенными и непросвещенными - не качественное, а только количественное».7
Специфика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей
Процесс подготовки высококвалифицированных специалистов в области инструментального исполнительского искусства многогранен по своей структуре, имеет специфику на уровне высшей школы (вузовского профессионального музыкального образования) и на уровне природы скрипичного творчества.
Реформирование системы подготовки концертных исполнителей-инструменталистов в вузе предполагает разрешение ряда противоречий, комплекса нерешенных задач. О необходимости формально-структурных и сущностных преобразований писали в недавнем прошлом многие ведущие специалисты, как педагоги, так и психологи (Э.Б. Абдуллин, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, О.А. Блох, А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, Э.Д. Днепров, А.В. Петровский, Г.М. Цыпин) и др. Отмечалась нетерпимость стандартизации учебно-воспитательного процесса, доминирования авторитарно-командного стиля преподавания, формализма педагогических мероприятий; констатировался фактический разрыв между обучением и воспитанием, нарушение преемственности в организации и структурировании учебного процесса в его измерении (школа - среднее профессиональное учебное заведение - вуз). В области скрипично-творческой деятельности недочеты и изъяны, о которых идет речь, выглядят особенно нетерпимо. Не случайно руководитель оперной студии Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского А.Н. Якупов подчеркивает: «Существующая «система» профессионального музыкального образования несет на себе груз общих недостатков, парадоксов и болезней нашего социума. На их почве утвердились: жесткая унификация содержания и форм подготовки специалистов, отрыв музыкального образования от потребностей и задач общего культурно-эстетического развития населения; нацеленность, прежде всего, на достижение отдельными воспитанниками лауреатского пьедестала; одностороннее внимание к технологии в ущерб широкому художественному образованию и, наконец, пренебрежением многочисленными, в том числе социальными проблемами музыкального искусства, не вписывающимися в унифицированный ряд стереотипных координат содержания музыкального образования».50
Новый этап развития профессиональной системы музыкального образования обнажил ряд противоречий, которые сегодня остро стоят на повестке дня реформирования высшей школы. «Реформирование отечественной системы музыкального воспитания и образования (в том числе и скрипичного) выявило и обострило противоречия между целями обучения и способами их достижения, между задачами, поставленными в повестку дня - и устаревшими музыкально-педагогическими «технологиями», методами преподавательского труда, между традиционным и инновационным в преподавании музыки».51
Названные выше противоречия обнаруживаются по нескольким направлениям: 1. Концептуальные подходы к воспитанию и образованию студентов-скрипачей. 2. Содержание учебно-воспитательного процесса в области скрипичного исполнительского искусства в целом и эстрадно-джазового направления в частности. 3. Формы и методы повседневной педагогической работы в классе скрипки.
С другой стороны, следует сказать о традициях скрипичной исполнительской школы России, которые снискали высокий авторитет в области мировой музыкальной культуры. Школа в данном выражении предстает как комплекс определенных эстетических и профессиональных норм, правил, установок, закономерностей. Школа — как некое единство взглядов (музыкально-исполнительских и педагогических принципов, методологических подходов) тех, кто выступал в качестве ее основоположников и адептов. Школа - как определенный уровень эстетического, духовного сознания художника-исполнителя. Если пианистическую школу России с успехом представляют К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, СЕ. Фейнберг, то струнно-смычковое исполнительское наследие, методико-педагогическую мысль во многом определяет плеяда творческих личностей: Н.Д. Дмитриев-Свечин, Л.С. Ауэр, И.В. Гржимали, В.В. Безекирский, К.Ю. Давыдов, А.А. Брандуков, А.В. Вержбилович, Л.Н. Раабен, М.М. Берлянчик О.Ф. Шульпяков и др. Сегодня активно используется педагогический опыт выдающихся исполнителей-скрипачей, мастеров своего дела: Л.М. Цейтлина, А.И. Ямпольского, К.Г. Мостраса, Ю.И. Янкелевича, Ю.И. Эйдлина, В.И. Шера, П.С. Столярского и др. Современную скрипичную исполнительскую школу достойно представляют: Цукерман, Кремер, Анне-Софи Муттер, Репин, Венгеров, Третьяков, Хилари Хан, Джанин Янсен, Стадлер, Муллова и др. «Не случайно отечественные инструментально-исполнительские школы завоевали мировое признание».52
Принимая во внимание позицию основоположников российской скрипичной школы, а также современных исследователей природы музыкального творчества, скрипичного исполнительства в частности: Л.С. Ауэра, М.М. Берлянчика, О.Ф. Шульпякова, Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, О.А. Блоха, Г.М. Цыпина) и др. можно определить концептуальный подход, позволяющий продуктивно и динамично, в целом эффективно развивать исполнительскую культуру студентов-скрипачей. Не случайно М.М. Берлянчик во главу угла профессионального скрипичного образования ставит процесс формирования, а затем и развития высокой исполнительской культуры студентов-скрипачей. Он заостряет внимание на том, что «перед педагогом стоит сложная задача - не только научить скрипичной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать у начинающего музыканта высокую исполнительскую культуру».53
В настоящее время в России делаются попытки создания комплексных программ, которые ставят своей целью, упорядочить систему обучения эстрадно-джазового скрипичного исполнительства. В качестве основы используют наиболее эффективные методики работы, положительно зарекомендовавшие себя в отечественной и зарубежной практике обучения. Результаты апробации данных учебных программ в современных педагогических и социально-культурных условиях говорят об их высокой эффективности, что подтверждается положительными экспертными оценками.
На фоне повышения интереса молодежи и студентов к западным джазовым традициям, наблюдается своеобразный поворот в сторону развития джазовой отечественной школы в России. Возможность самореализации музыканта в джазе привлекает исполнителей самых разных стилей и направлений.
Определение уровня развития исполнительской культуры студентов-скрипачей (констатирующее диагностическое обследование)
Авторская экспериментальная работа проводилась с целью определения и доказательства эффективности выдвинутых в исследовании теоретических и методических положений, направленных на развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей в системе высшего профессионального образования. Организационные и содержательные стороны эксперимента вытекали из всей логики проделанной аналитической работы. Эксперимент проводился на базе Института музыки (оркестровое эстрадно-джазовое отделение, класс скрипки) Московского государственного университета культуры и искусств (1-ая экспериментальная и 1-ая контрольная группы) и Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств на факультете «Музыкальное искусство эстрады» в классе скрипки (2-ая экспериментальная и 2-ая контрольная группы).
Выбранные учебно-экспериментальные базы являются типовыми государственными учебными заведениями России. Условия художественно-педагогического труда в данных образовательных учреждениях олицетворяют унифицированную совокупность, широко распространенную на территории России. Обучение студентов-скрипачей проходило в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 051300 «Музыкальное искусство эстрады» (инструменты эстрадного оркестра), с присуждением квалификации - концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения. Основная образовательная программа подготовки специалистов
115 включала в себя учебный план (приложение), программы учебных дисциплин, программы учебных практик. Авторская методика применялась в цикле следующих общепрофессиональных дисциплин: «Сольфеджио», «Гармония», «Анализ музыкальных произведений». Так же в цикле специальных дисциплин: «Специальный инструмент», «Ансамбль», «Импровизация», «Инструментовка, аранжировка», «Основы композиции». Экспериментальные и контрольные группы (Э1, Э2 и Kl, К2) составили по 10 человек. Возраст участников 20-27 лет. Основное различие между ними заключалось в использовании нетрадиционной методики на базе экспериментальных групп, которая была направлена на развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей, и в применении традиционной методики на базе контрольных групп.
Авторская экспериментальная работа проводилась в течение четырех лет (2007 - 2011) и была направлена на развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей, составляющих 1-ую и 2-ую экспериментальную группу. Экспериментальное обучение включало в себя работу над культурой звукоизвлечения, звуковедения, культурой интонирования, импровизации, исполнительской техникой, художественно-творческим содержанием, формированием эстетического сознания (интересы, потребности, вкусы, способности, ценностные ориентации, авторское творчество, кругозор) в тесной связи со знаниями, полученными в процессе изучения теоретических дисциплинарных курсов. Эти компоненты работы над исполнительской культурой являются показателями уровня ее развития. Применялось комплексное использование методов (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, совместно-продуктивного, эвристического, исследовательского, целостного подхода). Развитие ладо-гармонического, мелодического слуха (умение подбирать на скрипке и фортепиано по слуху) осуществлялось методом импровизации в гармонических последовательностях и проигрыванием различных секвенционных конфигураций в разных тональностях. В организации творческого педагогического процесса педагог-экспериментатор делал упор на комплексный музыкальный материал, пронизывающий содержательную основу авторской методики, который представлял для участников одновременно и предмет эстетического интереса, и предмет их технического, художественно-творческого роста как исполнителей. Такая совокупность двух предметов, их целостное единство и является своеобразным вектором действия, который через мотивационную среду направлен на развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей.
Разработанная нами экспериментальная методика по развитию исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе культуры и искусств основывалась на использовании комплексного репертуара с классической и эстрадно-джазовой доминантой, учебных и концертных форм работы («дуэт-урок», «мастер-класс», «концерт», «лекция-концерт», «концерт-встреча», «концерт-эксперимент»), элементов авторского творчества (художественной интерпретации, сочинения, импровизации, обработки музыкального материала, переложения).
Во всех методах, применяемых в авторском экспериментальном исследовании, осуществлялась теоретическая и практическая координация. Учебно-воспитательный процесс проходил в индивидуальных и групповых формах проведения занятий, в непринужденной обстановке и в атмосфере взаимного уважения и доверия, исключающей всякое принуждение и другие методы авторитарной педагогики. Выбор формы занятий зависел от конкретно взятого экспериментального этапа и соответствующих ему художественно-творческих задач. Педагог-экспериментатор стремился раскрыть художественно-творческие возможности каждого обучающегося и на основе этого указать индивидуальный путь развития исполнительской культуры.
Экспериментальное исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий и итогово-аналитический. 117 Учебно-воспитательный процесс предполагал решение следующих задач: 1. Развитие устойчивого интереса к ценным образцам классической, эстрадно-джазовой музыки в частности и духовным ценностям в целом. 2. Развитие интереса и потребности к музыкально-творческой деятельности, предусматривающей широкое использование различного художественного материала, который сочетается с диалоговыми формами общения (лекция, беседа, дискуссия, диспут и т.д.). 3. Формирование высокого вкуса, который заключает в себе адекватную оценку художественной продукции, глубокие ценностные ориентации в эстетической сфере. 4. Расширение спектра скрипичных умений и навыков, эстрадно-джазовых технических и технологических исполнительских приемов. 5. Совершенствование исполнительского уровня студентов-скрипачей за счет освоения разнообразных композиторских школ, от классики до эстрадно-джазовых стилей и направлений. 6. Развитие навыков и умений авторского творчества: сочинение, обработка, переложение, инструментовка музыкального материала, импровизация. 7. Формирование широкого кругозора на основе знаний, получаемых в области специального, общемузыкального и общеобразовательного предметных циклов.
Методика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области эстрадно-джазового образования
Все вышеизложенные теоретические положения и выводы легли в основу разработки экспериментальной методики по развитию исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе, которая представляет сложный многогранный процесс. Она включает в себя работу на всех экспериментальных этапах обучения (констатирующем, формирующем, итогово-аналитическом) и носит развивающий характер.
Используемые в авторской методике принципы обучения игре на скрипке опираются на природу инструмента и основываются на глубинном подходе к познанию исполнительского искусства. Наша работа базировалась на личностно-ориентированном и креативно развивающем подходах с применением педагогических принципов развития исполнительской культуры студентов-скрипачей (направленности, заинтересованности, сознательности, перспективности, постепенности, последовательности, непрерывности, индивидуального подхода, единства технического и художественного развития, инструментально-вокального тренинга, предслышания /внутреннего построения звука-образа/). Применялось комплексное использование методов (объяснительно иллюстративного, репродуктивного, совместно-продуктивного, эвристического, исследовательского, целостного подхода).
Сегодня в педагогике высшего профессионального музыкального образования в достаточной степени актуализируется направленность процесса развития исполнительской культуры студентов-скрипачей: через интерес, - формирование мотива, - к развитию новых эстетических потребностей. Интерес является своеобразной отправной точкой и в организации учебно-творческого процесса, и в непосредственном развитии исполнительской культуры обучающихся скрипачей. В экспериментальной работе наша задача состояла в том, чтобы создать мотив для студентов-скрипачей, т.е. вовлечь их в процесс совершенствования профессиональной деятельности и общей культуры в целом. При этом обеспечить самостоятельное, активное развитие исполнительского мастерства обучающихся, ориентируясь на собственные усилия в учебном процессе, цели, мотивы, потребности и волю. Так осуществлялось действие механизма направленного на сдвиг мотива. Речь шла о механизме превращения цели в мотив, описанный в теории деятельности. Иначе говоря, цель приобрела статус мотива. После чего мы переходили от формирования интереса, через мотив, к формированию музыкально-эстетической потребности студентов-скрипачей.
Важным фактором перспективности развития исполнительской культуры студентов-скрипачей являлось единство технического и художественно-творческого совершенствования. Диалектика отношений музыкального сознания и исполнительской техники заключена в глубоких взаимосвязях. Развитие техники и становление художественного сознания представляют единый, одновременно протекающий процесс, в котором обе стороны детерминированы.
В нашей экспериментальной методике, устанавливая зависимость техники от задач музыкально-эстетического порядка («ищи образ -найдешь технику»), нами учитывалось, что формула эта не отражает по крайней мере двух принципиальных моментов: 1) найти художественный образ исполнитель может, только располагая определенными ресурсами техники (стало быть, техника, наряду с выражением конкретного музыкального содержания, может иметь относительно самостоятельное значение); 2) найденное в процессе решения художественной задачи техническое средство предопределяет содержательную сторону исполнительского процесса.
Техника неизбежно принимает участие в становлении и кристаллизации художественных представлений, составляющих основу индивидуальной интерпретации произведения. Подчиненная задаче і « материализации музыкального образа, она оказывает и обратное г, воздействие на этот образ. Как тонко подметил С. Фейнберг, говорить при этом «о преимуществе замысла над осуществлением так же бесцельно, как и утверждать обратное. Птица поет, потому что она -певчая птица; а она - певчая птица, оттого что поет. Замысел и средства осуществления образуют внутреннее тождество, раскрывающееся в творчестве талантливого исполнителя».
Выявленные в первой главе направления деятельности, легли в основу разработки экспериментальной методики, направленной на развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей: развитие общей культуры личности, приобретение исполнительских знаний, умений, навыков; развитие эстетического сознания (интересы, потребности, вкусы, способности, ценностные ориентации, мировоззрение); формирование культуры звукоизвлечения, звуковедения, культуры интонирования, импровизации; активизация эстетически направленной деятельности.
Разработанная нами экспериментальная методика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей зиждется на достижениях отечественной музыкальной педагогики, согласующихся с принципами развивающего обучения, теорией поэтапного формирования эстетического сознания (от опоры на первичные эстетические интересы, через расширение мотивационного спектра к формированию новых эстетических потребностей) и активизации эстетической деятельности (музыкальное исполнительство), а также на личном авторском, концертном, педагогическом опыте. Авторская методика включает в себя технологические особенности освоения инструмента — скрипка (принципы интонирования, звукоизвлечения, звуковедения, эстрадно-джазовые приемы и средства выразительности). Совокупность предлагаемых в экспериментальной методике принципов, средств, форм и методов педагогического воздействия олицетворяет собой педагогическую технологию.