Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств Юрьева, Марина Николаевна

Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств
<
Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юрьева, Марина Николаевна. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Юрьева Марина Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Тамбов, 2010.- 569 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-13/121

Введение к работе

Актуальность исследования. Модернизация профессионального образования в России, активно входящей в мировое образовательное сообщество, требует разработки научно-технологического обеспечения инновационных преобразований, происходящих в системе высшего хореографического образования, в целях достижения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В концепции художественного образования РФ особое значение уделено подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к самостоятельному осмыслению и творческой трактовке художественных процессов и явлений, готового к постоянному личностному и профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В данных условиях возрастают требования к качеству подготовки творческих специалистов в вузах культуры и искусств. В соответствии с требованиями Международной организации по стандартизации (ИСО) качество подготовки рассматривается как комплекс приобретенных в процессе обучения профессиональных и личностных характеристик специалиста.

Изучение состояния образовательной хореографической практики показывает, что сегодня в профессиональном становлении будущих специалистов задача развития личности рассматривается как приоритетная, что предполагает тесную взаимосвязь фундаментализации, гуманизации, профессионализации с целью формирования инновационных подходов к организации образовательного процесса в вузах культуры и искусств. Взаимосвязь личностного, творческого и профессионального становления имеет принципиальное значение, так как собственная личность специалиста выступает в качестве инструмента его творческой хореографической деятельности, обеспечивает готовность к достижению социальной, личностной и деятельностной зрелости на основе собственной творческой активности, самосовершенствования и самоосуществления.

В настоящее время обсуждение и исследование проблем профессионального и личностного становления специалиста приобрело универсальный характер для науки в целом. Существуют многочисленные философские, социологические, психологические, педагогические труды, направленные на многостороннее изучение данных процессов. Но при этом незначительное внимание уделяется развитию хореографической педагогики, повышению эффективности формирования личностных и профессионально-творческих качеств выпускников-хореографов, выявлению внутренних связей данных процессов с саморазвитием личности, недостаточно активизируются и используются внутренние индивидуальные ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал. Существующая образовательная среда вуза не способствует полноценной самореализации студентов-хореографов в учебно-профессиональной деятельности. Соответственно, процесс их профессионально-творческого становления происходит спонтанно, интуитивно, непрогнозируемо (а следовательно, неэффективно), что свидетельствует, прежде всего, о недостаточном использовании внутренних возможностей студента и культурно-образовательной среды вузов культуры и искусств.

Все более острыми становятся противоречия:

- между возросшими объективными требованиями современного общества к повышению уровня профессиональной компетентности специалиста-хореографа и реальным состоянием профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств, не отражающих в должной мере необходимость мобильного реагирования выпускника на изменения социально-культурной среды;

- между сложившейся моделью высшего хореографического образования, отличающейся ограниченностью возможностей выбора содержания, образовательных траекторий, форм повышения образовательного уровня и необходимостью эффективной реализации индивидуальных ресурсов личности студента-хореографа;

- между нарастающей потребностью в непрерывном профессионально-творческом становлении личности специалиста-хореографа и отсутствием концептуальных основ, раскрывающих сущностные признаки, механизмы, пути и условия реализации данного феномена в вузах культуры и искусств;

- между узкой компетентностью, доминированием предметноцентрированного хореографического образования; традиционным опытом организации познавательной деятельности, ограничивающей образовательные возможности личности, и реальной потребностью студента-хореографа в интегрированных знаниях, создающих основу для комплексного решения проблем профессионально-творческого становления.

Содержательная унификация профессий в сфере хореографического образования приводит к изменению ранее существовавших специальностей. В настоящее время в Государственном образовательном стандарте ВПО специальность 070303 «Искусство хореографа», квалификация «хореограф» предполагает, что «хореограф в профессиональном искусстве по собственному замыслу на основе музыкального произведения создает как оригинальную хореографическую композицию, так и постановку произведения классического балетного наследия, объединяя и направляя при этом творчество танцовщиков, художника, композитора, дирижера».

Анализируя содержание ГОС ВПО в сфере культуры и искусства, всех представителей профессии хореографа условно можно разделить на две группы: 1 – специализирующиеся в сфере народного художественного творчества, системы среднего, дополнительного образования: руководитель хореографического коллектива, преподаватель; 2 – специализирующиеся в профессиональной сфере хореографического искусства: хореограф, балетмейстер-репетитор, педагог-балетмейстер, осуществляющие деятельность в оперно-балетных театрах, балетных труппах, хореографических ансамблях.

Понятие «хореограф» предполагает не узконаправленное, ограниченное использование труда специалиста, а с учетом современных тенденций включает более широкие возможности его применения в различных сферах культуры, искусства, образования, спорта и т. д. Общим для всех специалистов-хореографов является овладение искусством танца, которое включает в себя различные виды хореографической деятельности, методы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования.

Необходимость повышения профессионализма будущих хореографов, применительно к новым условиям, ставит перед педагогикой задачи разработки и внедрения инновационных принципов и технологий, направленных на активную социализацию, профессиональное и личностное становление, создание комплексной системы развития творческого, личностного ресурса средствами хореографического искусства.

Выявленные противоречия и научно-практические потребности хореографической практики в творческом, компетентном, мобильном, самореализующемся специалисте привели к определению проблемы исследования: каковы теоретико-методологические основания, механизмы, стадии, ведущие тенденции, базовые принципы и педагогические условия эффективной реализации профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств.

Актуальность объективно существующей проблемы явилась основанием для выбора темы настоящего исследования: «Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств».

Степень научной разработанности проблемы исследования. К настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для построения концепции профессионально-творческо-го становления личности будущего специалиста-хореографа в вузах культуры и искусств. К таким предпосылкам следует отнести философские учения, рассматривающие проблему человека, его сущность, предназначение и творческую активность (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Г. Гегель, М.С. Каган, С. Кьеркегор, Г. Плесснер, И.В. Кириевский, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, В. Франкл, М. Хайдеггер, М. Шелер и др.).

Следующим основанием являются представления о механизмах, условиях, истоках становления человека как целостного, самоценного, уникального существа, имеющего индивидуальный путь развития собственных человеческих сил и потенций, несущего за это ответственность (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Г.С. Батищев, В.М. Гордон, В.В. Зеньковский, И.А. Колесникова, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Сагатовский, Д.И. Фельдштейн и др.); обладающего значительными внутренними ресурсами для реализации творческой потребности в саморазвитии и самоактуализации (Л.И. Божович, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу и др.).

Идеи целостности, единства личностного и профессионального становления человека лежат в основе акмеологических концепций (В.А. Бодров, Е.М. Борисова, А.А. Деркач, А.Н. Дёмин, Л.Г. Дикая, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, В.Н. Марков, А.В. Махнач, А.А. Реан и др.), в которых становление профессионализма рассматривается как процесс и результат реализации личностного потенциала человека, активизации его резервных возможностей; как внутренне детерминированный процесс, базирующийся на основе «самости» человека, приводящий личность к самоактуализации, саморазвитию (Е.В. Бондаревская, Л.Н. Куликова, И.С. Якиманская и др.). Неоднородность детерминации процесса становления человека социальной средой выявлена в трудах Э.В. Ильенкова, В.С. Леднева, Н.Ф. Масловой и др.

Процесс профессионализации исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, Л.С. Подымова, О.Н. Пушкина, Ю.П. Поваренков, Е.И. Рогов, Н.Ф.Талызина, А.Р. Фонарев, И.С. Якиманская и др.) связывают с развитием компетентности специалиста, эмоциональной устойчивости и гибкости, творческой активности, способности к инновационной деятельности. Особое внимание уделяется предпосылкам, этапам, стадиям профессионального становления (А.Г. Адушинова, Ш. Бюлер, Э.Ф. Зеер, К.М. Левитан,
Ф. Парсон, А.Т. Ростунов, Д. Сьюпер, Д. Холланд и др.); внутренним ресурсам личности – эмоциональным, волевым, мотивационным, когнитивным, темпераментальным и другим особенностям личности (А.Н. Дёмин, Л.Г. Дикая, Г.Г. Дилигенский, В.Г. Зазыкин, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова,
А.К. Осницкий, В.В. Чебышева, В.Д. Шадриков и др.); самостановлению в системе общественных отношений и норм, выстраиванию личностной и профессиональной траектории развития (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.).

На данный момент концепции профессионального и личностного становления личности, объединяя в себе теоретические и практические аспекты философии, психологии, социологии, педагогики, искусствознания, несмотря на многообразие точек зрения зарубежных и отечественных ученых на природу развития личности, концентрируют внимание на внутреннем мире человека, его активности, отдавая приоритетное значение развитию творческих начал.

В этой связи базовыми для разработки исследуемой проблемы являются теории философско-эстетической и художественно-психологической направленности о роли искусства в развитии личности (А.Я. Зись, М.С. Каган,
А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Селиванов, В.Н. Семенов, А.Н. Столович, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.), концептуальные идеи психологии творчества (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Дж. Гилфорд, Л.С. Выготский,
В.Н. Дружинин, И.П. Калошина, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, А.И. Субетто, Е.Л. Яковлева и др.); научные исследования о возможностях формирования мотивации и способов профессионально-творческой деятельности, развития способностей и качеств творческой личности, ее установок, ценностей и ценностных ориентаций (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, В.К. Вилюнас, В.В. Дранков, О.Г. Дробинский, А.Г. Здравомыслов, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, Н.Ю. Посталюк, В.П. Тугаринов, Д.Н. Узнадзе, В.З. Чудновский и др.).

Определяющее значение в теоретико-методологическом плане имели положения и выводы, раскрывающие общие закономерности педагогического процесса в высшей школе, моделях личности специалиста, соответствующих образовательных технологиях (В.И. Андреев, С.И. Архангельский,
Е.П. Белозерцев, А.А. Вербицкий, Л.С. Зорилова, И.Ф. Исаев, Н.Е. Мажар, Л.Н. Макарова, П.И. Образцов, Л.С. Подымова, Е.Г. Силяева, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызина, И.А. Шаршов и др.); системного исследования проблем высшего художественного образования (Н.С. Боголюбов, Л.В. Ершова, В.В. Корешков, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов и др.); проектирования и управления образовательными системами (А.А. Аронов, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Л.И. Новикова, А.А. Орлов, М.М. Поташник, Ю.П. Сокольникова, Л.Ф. Спирин, В.С. Чудный и др.); современные исследования измерения качества образования в русле интеграции в мировое образовательное пространство (В.И. Байденко, В.Ф. Зива, И.А. Зимняя, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторский и др.). Совокупность данных идей базируется на интеграции достижений общественных, естественных и гуманитарных наук, которые познают и преобразуют социокультурную практику с учетом всех реальных ее изменений, позволяют объективно подойти к исследованию и конструктивному решению проблемы профессионально-творческого становления хореографа в вузе.

Весьма ценными для нашего исследования явились работы, посвященные профессиональной подготовке специалистов сферы культуры и искусства, в том числе формированию творческой личности. К ним относятся труды: А.А. Аронова о ценностных основах профессионального обучения; Л.С. Зориловой о значении творчества и духовности в профессиональном развитии личности; Э.Б. Абдуллина, Н.К. Баклановой, О.А. Блоха, Л.С. Майковской в области музыкальной педагогики; Т.И. Баклановой, В.А. Волобуева в области художественной культуры; труды А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.Г. Казаковой, В.Г. Кузнецова, В.П. Подвойского, B.C. Садовской, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и других, посвященные проблемам совершенствования профессионального образования, эффективных технологий и моделей обучения специалиста сферы культуры, профессионального самоопределения личности в творческой деятельности.

Анализ диссертационных работ подтверждает высокий интерес исследователей к разработке многих проблем подготовки кадров сферы хореографического искусства. Так, к настоящему времени выявлены проблемы организации профессионально-педагогической подготовки балетмейстера (В.Ю. Ни-
китин); психолого-педагогические аспекты формирования профессиональной готовности, развития художественного потенциала, педагогических качеств педагога-хореографа (Ю.В. Богачева, А.И. Борисов, Ю.А. Герасимова, Т.И. Ка-
лашникова, Л.А. Телегина); управления развитием творческого мышления (Г.В. Бурцева); обоснованы условия формирования творческой активности, создания имиджа студентов-хореографов (В.В. Королев, А.Б. Череднякова).

Как показывает проведенный анализ научных трудов, в том числе и диссертационных исследований, в педагогике хореографического образования проблеме профессионально-творческого становления студента-хореографа в вузах культуры и искусств специального внимания практически не уделялось: отсутствует теоретико-методологическое обоснование его интегральной сущности, не определены компетенции выпускника-хореографа, не обоснованы механизмы, обеспечивающие интенсификацию индивидуальных ресурсов личности и вузовской среды, не разработан критериальный аппарат, не определены педагогические условия, тенденции и принципы его эффективной реализации, т. е. не создана целостная концепция профессионально-творческого становления студента-хореографа в вузе.

Объект исследования – профессиональная подготовка студентов-хоре-ографов в вузах культуры и искусств.

Предмет исследования – теоретические и технологические основы профессионально-творческого становления личности студентов-хореографов в условиях вуза.

Цель исследования состоит в разработке и внедрении целостной авторской концепции профессионально-творческого становления будущих специалистов-хореографов в вузах культуры и искусств.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:

обосновать концептуально-методологические основы профессионально-творческого становления личности студента-хореографа и конкретизировать на этой основе категориально-понятийный аппарат исследования;

выявить виды хореографической деятельности, спроектировать и обосновать компетентностную модель выпускника-хореографа;

раскрыть сущность и структуру профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств;

определить и разработать внутренние и внешние механизмы, стадии, критериальный аппарат, уровни профессионально-творческого становления личности студента-хореографа;

экспериментально обосновать педагогические условия, апробировать и внедрить модульную технологию эффективной реализации профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств;

раскрыть основные тенденции и принципы профессионально-творческого становления личности студента-хореографа с целью определения устойчивых существенных связей и зависимостей данного процесса от изменяющихся социальных условий обучения и воспитания будущего специалиста-хореографа в вузах культуры и искусств, позволяющих спрогнозировать его дальнейшие результаты.

Ведущая идея концепции заключается в следующем: эффективное профессионально-творческое становление студента-хореографа в вузах культуры и искусств, характеризующееся ориентацией преподавателей и студентов на максимально-целесообразное использование индивидуального ресурса личности и возможностей вузовской среды для творческой самореализации в профессии, зависит от субъектной и рефлексивной позиции, саморегулируемого развития личности студента в различных видах хореографической деятельности, степени обогащающего субъект-субъектного взаимодействия.

Гипотеза исследования соотносится с ведущей идеей концепции и основана на предположении о том, что процесс профессионально-творческого становления личности студента-хореографа обусловлен многоплановой хореографической деятельностью и способен перейти на качественно новый уровень, если:

разработана и методологически обоснована концепция профессионально-творческого становления личности студента-хореографа, характеризующая целостную структуру, механизмы, стадии и технологию построения и реализации индивидуальных траекторий профессионально-творческого становления личности студента-хореографа, выполняющих роль смыслообразующих образовательно-развивающих программ управления и самоуправления данным процессом;

сущность процесса профессионально-творческого становления личности студента-хореографа раскрывается на основе интегративно-ресурсного подхода в единстве его принципов (многовариантной детерминации и развития индивидуальных траекторий профессионально-творческого становления; структурной целостности и комплексности; амплификации; эргономичности; самореализации; полисубъектного взаимодействия; дифференцированного прогнозирования), позволяющих рассматривать данный феномен как открытую самоорганизующуюся систему, интегрирующую внешние средовые и внутренние индивидуальные ресурсы личности, обусловливающие эффективную реализацию данного процесса в вузе;

процесс профессионально-творческого становления личности студента-хореографа ориентируется, с одной стороны, на компетентностную модель выпускника-хореографа, выступающей результативно-целевой основой профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств, с другой – на его неповторимую творческую индивидуальность;

основными самоусиливающими механизмами профессионально-творческого становления личности студента-хореографа являются: рефлексия, саморегуляция и субъект-субъектное взаимодействие, обеспечивающие направленность и интенсивность авторского в своей основе процесса, в котором основой выступает мера понимания и принятия студентом-хореографом его ценности, смыслового поля, отношений, творчества, деятельности, поведения, активности и волевой регуляции;

практическая реализация концепции профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств осуществляется путем обоснования и эффективной реализации комплекса педагогических условий, соответствующего содержания, моделей, алгоритмов образовательных развивающих технологий, адекватных средств структурно-функционального, учебно-методического обеспечения, мониторинговой диагностики и оценки динамики данного процесса в вузе;

обеспечение теоретической и технологической подготовки студентов-хореографов происходит с учетом ведущих тенденций, принципов профессионально-творческого становления, раскрывающих как внутреннюю специфику процесса, так и особенности внешнего развивающего воздействия образовательной среды вузов культуры и искусств.

Теоретико-методологические основы исследования базируются на основополагающих положениях философской и педагогической антропологии о целостном подходе к изучению человека с акцентом на его субъектности (А. Гелен, С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Х. Плеснер, М. Шелер и др.); идеях о самоценности человека, его индивидуальной и личностной неповторимости, понимании его самореализации как главной цели и смысла существования (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, И.В. Кириевский, Н.О. Лосский,
В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.); теоретических положениях герменевтики, позволяющих выявить механизмы понимания, истолкования знаков, символов, произведений искусства (М. Бим-Бад, Э. Бетти,
Г. Гадамер, Х. Липпс, П. Рикёр, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер и др.); идеях антрополого-гуманистической парадигмы развития личности (Н.Р. Битянова, А. Маслоу, М.А. Недашковская, Г. Олпорт, А.А. Реан,
Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.).

Разработка методологического инструментария осуществлялась с опорой на положения общенаучных и конкретно-научных подходов в их интегральном и взаимодополняющем сочетании: теории систем и системного подхода (С.И. Архангельский, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, П.Г. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.), положения синергетического подхода (В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, В.В. Василькова, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И.Р. Пригожин, Г. Хакен и др.); идеи личностно-деятельностного (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Мясищев, В.В. Рубцов, В.Д. Шадриков и др.), культурологического (М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, Н.И. Лифинцева, Е.Н. Шиянов и др.), полисубъектного (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, М.С. Каган, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.), акмеологического (А.А. Деркач, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, А.А. Реан и др.), контекстного (А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева, Н.В. Борисов, В.А. Возчиков, Т.Д. Дубовицкая, Г.А. Цукерман и др.), компетентностного (В.И. Байденко, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторский и др.), индивидуально-творческого (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицин, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов и др.) подходов.

В качестве специальной методологии исследования избран интегративно-ресурсный подход, который базируется на концепциях, раскрывающих сущность феномена интеграции (В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, Ю.Г. Волков, В.И. Гинецинский, О.С. Гребенюк, А.Я. Данилюк, Б.М. Кедров, И.А. Колесникова, О.М. Сичивица, А.К. Турсунов, Ю.С. Тюнников, Г.Ф. Федорец, Н.К. Чапаев и др.); теориях в области исследования личностного потенциала (С.Л. Братченко, В.Г. Зазыкин, Г.М. Зараковский, Е.Ф. Зеер, В.Н. Марков, М.А. Можейко, П.Г. Щедровицкий и др.), ресурсов личности (В.А. Бодров, В.Т. Воронин, Т.М. Давыденко, Л.Г. Дикая, Г.Г. Дилигенский, С.А. Дружилов, В.Г. Зазыкин, Л.П. Илларионова, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнова, С. Хобфолл, М.А. Холодная и др.).

В разработку проблем художественного обучения и воспитания большой вклад внесли работы педагогов в области различных видов искусств: хореографического (Дж. Баланчин, М. Бежар, К. Блазис, А.И. Бочаров, А.Я. Ваганова, Е.П. Валукин, Ю.Н. Григорович, Р.В. Захаров, Ф.В. Лопухов, А.М. Мессерер, Л.Ф. Мясин, В.Ю. Никитин, Ж.Ж. Новерр, И.В. Смирнов, Н.М. Стуколкина, Н.И. Тарасов, М.М. Фокин, А.В. Ширяев и др.); музыкального (Л.Г. Арчажникова, Л.Л. Бочкарев, Л.А. Ладыгин, В.И. Петрушин, Л.В. Школяр и др.), театрального (Ю.А. Завадский, М.О. Кнебель, М.А. Чехов, А.Д. Попов, К.С. Станиславский и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования: системно-структурный анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы; концентрический анализ и синтез научных, художественных и других категорий и явлений; теоретическое моделирование структурных и содержательных основ исследуемого процесса; обобщение собственного и передового педагогического опыта в русле изучаемой проблемы; диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, экспертные оценки, самооценка, рейтинг, обобщение независимых характеристик, проективные методики); обсервационные (прямое, косвенное и длительное включенное наблюдение, самонаблюдение), праксиметрические (анализ продуктов деятельности), констатирующий и формирующий эксперименты; диагностика уровней профессионально-творческого становления личности; количественный и качественный анализ полученных результатов, статистическая обработка экспериментальных данных.

Выбор методов определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом этапе.

Базой исследования выступали Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбовский музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, Воронежский государственный педагогический университет, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, исследованием на разных этапах эксперимента было охвачено 600 студентов и 30 преподавателей.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1995 – 2001 гг.) – определение научной проблемы, теоретических предпосылок исследования, изучение и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы по проблеме исследования; разработка методологического аппарата; проведение пилотажного эксперимента, накопление эмпирического материала; составление программы констатирующего и формирующего экспериментов, определение форм, методов и сроков их проведения. На первом констатирующем этапе принимало участие 114 студентов и 10 преподавателей Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и Тамбовского музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова. Анализ и обобщение материала, полученного на данном этапе исследования, позволили выявить основные факторы, внешние механизмы и противоречия профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств, определить основные направления дальнейшего исследования.

Второй этап (2001–2003 гг.) – разработка научно-понятийного аппарата и методологии системного исследования, выявление сущности, содержания и специфических особенностей, критериев и показателей эффективности профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств; проведение второго этапа констатирующего эксперимента и интерпретация его результатов; базами которого являлись: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (72 респондента), Тамбовский музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова (34 респондента), Кемеровский государственный университет культуры и искусств (42 респондента), Воронежский педагогический университет (38 респондентов), из них 10 преподавателей.

Результатом данного этапа явилось разработка программы формирующего эксперимента; уточнение цели, формулировка гипотезы и задач, определение теоретических подходов и методов дальнейшего исследования выделенной проблемы.

Третий этап (2003–2006 гг.) – разработка интегративно-ресурсного подхода и определение авторской концепции профессионально-творческого становления личности студента-хореографа, уточнение понятийного аппарата исследования; разработка компетентностной модели выпускника-хореографа; выявление внутренних механизмов, стадий, разработка основных этапов модульной технологии профессионально-творческого становления личности студента-хореографа; определение форм, методов и сроков их проведения. В формирующем эксперименте принимали участие – 118 студентов-хореографов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, 52 респондента Тамбовского музыкально-педагогичес-ко-го института им. С.В. Рахманинова, 76 студентов Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 54 респондента Воронежского педагогического университета, из них 10 преподавателей. Выводы и рекомендации опубликованы в печати.

Четвертый этап (2006–2009 гг.) – уточнение гипотезы исследования; разработка и корректировка компетентностной модели выпускника-хореографа (участие в проекте № РНП. 3.1.1.0.11120 «Проектирование пилотных примерных основных образовательных программ по направлению подготовки «Хореографическое искусство» с учетом профиля подготовки специалистов на базе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры подготовки» (2006–2008 гг.); проверка выявленных педагогических условий, завершение формирующего эксперимента, анализ, систематизация и обобщение полученных результатов; выявление ведущих тенденций и принципов процесса профессионально-творческого становления личности студента-хореографа; формулировка теоретических и практических выводов; оформление исследовательской работы. Подготовка к публикации монографий, учебных и учебно-методических пособий, статей, электронных изданий. Оформление результатов исследования в виде докторской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в разработке и внедрении авторской целостной концепции профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств, в контексте которой:

1. Обоснован интегративно-ресурсный подход, непротиворечиво включающийся в существующую систему научного знания и выступающий методологической основой исследования проблемы профессионально-творческого становления личности. Основой данного подхода является интеграция целей, содержания, форм и методов обучения, видов деятельности, знаний, умений, качеств и свойств личности студента-хореографа, выбор, использование индивидуальных и социально-средовых ресурсов. Ключевое место в нем занимает совокупность принципов и вытекающих из них организационно-педагогических способов деятельности, позволяющих рассматривать профессионально-творческое становление личности студента-хореографа как открытую самоорганизующуюся систему, интегрирующую внешние средовые и внутренние индивидуальные ресурсы личности, обусловливающие эффективную реализацию данного процесса в вузе. Это кардинально меняет существующие представления об условиях, факторах, тенденциях и технологиях профессионально-творческого становления студента-хореографа в вузах культуры и искусств и открывает дополнительные возможности для проведения дальнейших теоретических и экспериментальных исследований фундаментального и прикладного характера в области педагогики профессионального образования и ряда других наук.

2. Расширен понятийно-терминологический аппарат педагогики за счет введения новых категорий и уточнения следующих понятий: «профессиональное становление личности», «хореографическая деятельность», «индивидуальный ресурс студента-хореографа», «индивидуальные траектории профессионально-творческого становления». Общепедагогическое понятие «профессионально-творческое становление личности студента-хореографа» получило авторское определение, отличное от имеющихся, что расширило сферу его употребления в теории и методологии высшего хореографического образования.

3. Систематизированы внутренние и внешние (социально-педагогичес-кие, учебно-профессиональные и конструктивно-личностные) противоречия, выступающие в качестве диалектических движущих сил процесса профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузе; предложена их классификация и условия преодоления.

4. Выявлена сущность и специфические особенности профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств как педагогического феномена, представляющего собой закономерное изменение системного единства его личности, учебно-познавательной, творческой и учебно-профессиональной деятельности:

охарактеризованы виды хореографической деятельности; разработана компетентностная модель выпускника-хореографа, обеспечивающая его способность и готовность к успешной (продуктивной) хореографической деятельности в профессиональной и социально-культурной сферах;

определены и раскрыты структурные компоненты профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в их взаимосвязи и взаимовлиянии: индивидный, конативный, ценностно-мотивационный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой, обеспечивающие свою автономность, единство и целостность реализации данного процесса в вузе;

выявлены механизмы, стадии, критерии, показатели и уровни профессионально-творческого становления студента-хореографа, позволяющие обновлять используемый диагностический и методический инструментарий в соответствии с современными требованиями и условиями развития хореографического образования;

обоснованы и апробированы в ходе формирующего эксперимента основные педагогические условия эффективной реализации профессионально-творческого становления личности студента-хореографа, способствующие осмыслению возможностей образовательного процесса и реализации личностно-ориентированной концепции высшего хореографического образования, подразумевающей индивидуализацию и творческую самореализацию каждого обучаемого;

апробирована и внедрена эффективная модульная технология профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств, определяющая содержание, организацию и методику педагогического сопровождения изучаемого процесса;

выявлены и обоснованы тенденции и принципы профессионально-творческого становления студента-хореографа в вузах культуры и искусств, которые выражают характерные, существенные зависимости данного процесса от социальных условий обучения, воспитания и образования, особенностей организации художественно-педагогического процесса в вузе (его программно-целевой направленности, субъектно-деятельностных образовательных технологий, особенностей образовательной развивающей среды), индивидуальных ресурсов личности студента-хореографа, динамического развития конативного, ценностно-мотивационного, когнитивно-деятельност-
ного и эмоционально-волевого компонентов личности студента.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что развиваемая в нем авторская концепция профессионально-творческого становления личности студента-хореографа вносит реальный вклад в имеющиеся педагогические и акмеологические концепции личностного и профессионального становления и отражает переход от парадигмы формирования к парадигме саморегулируемого развития будущего творческого специалиста в образовательном процессе вузов культуры и искусств. Разработанный интегративно-ресурсный подход и совокупность взаимосвязанных принципов могут служить методологической основой для дальнейшей разработки проблем профессиональной художественной педагогики.

Введены в научный оборот новые блоки знаний: о сущности и направленности профессиональной подготовки специалиста-хореографа в вузах культуры и искусств; о балетмейстерской, исполнительской, педагогической, репетиторской деятельности хореографа; о структурных компонентах, специфике и основных противоречиях реализации процесса профессионально-творческого становления студента-хореографа в вузе; о субъективных и объективных факторах, влияющих на отношение к данному процессу; о личностных и профессиональных качествах специалиста-хореографа.

В исследовании охарактеризованы понятия «интеграция», «личностный потенциал», «возможности», «ресурсы», «индивидуальный ресурс личности», «становление», «творчество», «профессионализм», «хореограф», «профессионально-творческое становление личности студента-хореографа», «хореографическая деятельность», «компетентностная модель», «модульная технология». Данные понятия и установленные связи и отношения между ними формируют представление о процессе профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств, расширяют и углубляют представления о нем, способствуют развитию терминологического аппарата педагогической теории высшей школы.

Обоснованная компетентностная модель выпускника-хореографа, выявленные механизмы, стадии, критерии и показатели, педагогические условия, разработанная модульная технология, ведущие тенденции и принципы профессионально-творческого становления личности студента-хореографа расширяют и упорядочивают теоретико-методологические и практико-прикладные аспекты профессиональной подготовки специалистов хореографического профиля.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы выступают научной основой для разработки и внедрении новых моделей, алгоритмов и технологий профессионально-творческого становления специалистов-хореографов в вузах культуры и искусств. Предложенная модульная технология, основанная на реализации индивидуальных траекторий профессионально-творческого становления специалиста-хореографа, позволяет творчески адаптировать и обогащать ее соответствующими методиками, приемами и техниками при введении многоуровнего обучения (бакалавр-магистр), новых стандартов транснационального образования. Вследствие специальных особенностей построения, обеспечивающих ей в известной степени универсальный характер, она имеет возможности широкого обобщения и внедрения в учебные заведения различного художественного типа: вузов, колледжей, школ искусств.

Наряду с апробированным и адаптированным инструментарием в разработанную технологию вошли авторские диагностические, развивающие методики, творческие задания, комплексные тесты по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, позволяющие проектировать различные типы учебной творческой познавательной деятельности, способствующие, в свою очередь, формированию продуктивной профессионально-компетентной деятельности будущих специалистов-хореографов. Разработанные критерии, показатели и оценки уровней профессионально-творческого становления студента-хореографа, могут быть использованы при оценки качества обучения специалистов в сфере хореографического искусства.

Материалы исследования вошли в УМК по специальностям: 070303 – «Искусство хореографа» и 070304 – «Педагогика балета» и утверждены УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области хореографического искусства, Министерством образования и науки РФ; в учебные и специальные курсы: «Введение в специальность «Искусство хореографа», «Психофизиологические основы учебного труда и самостоятельной деятельности студента-хореографа», «Профессиональное мастерство специалиста-хореографа», «Искусство хореографа», «Педагогика хореографии» и др.

Основные положения и выводы, разработанные в диссертации, нашли своё отражение в монографиях, учебных, учебно-методических пособиях, методических разработках и рекомендациях. Материалы исследования опубликованы в 94 работах общим объемом свыше 114 печатных листов. Автор неоднократно выступал с научными сообщениями, лекциями и докладами перед руководителями вузов, кафедр, профессорско-преподавательским составом высших учебных учреждений культуры и искусств России по различным направлениям исследования; преподавателями дополнительного образования и руководителями хореографических коллективов в г. Тамбов (2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.), г. Рязань (1995, 1998, 2000 гг.), г. Вологда (2006 г.), г. Белгород (2008 г.).

Экспериментальные данные представленного исследования, разработанный глоссарий базовых понятий хореографического искусства, компетентностная модель выпускника-хореографа отражены в научно-исследовательском проекте АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», проект
№ РНП. 3.1.1.0.11120 «Проектирование пилотных примерных основных образовательных программ по направлению подготовки «Хореографическое искусство» с учетом профиля подготовки специалистов на базе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры подготовки» (2006–2008 гг.); ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., проект № 2010 - 1.2.1.-102 - 016 - 41 «Разработка и реализация многоуровневой компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров».

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены обоснованностью исходных методологических позиций исследования, интеграцией различных подходов к решению поставленной проблемы, значительной источниковой базой, применением комплексной совокупности методов, адекватных цели, предмету, задачам и логике исследования, сочетанием количественного и качественного анализа, репрезентативностью объема выборки, использованием методов математической обработки и статистической значимостью экспериментальных данных, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования, широкой научной апробацией.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы нашли свое отражение в монографиях, учебных и учебно-методических пособиях, методических рекомендациях, научных статьях, докладах, тезисах, электронных изданиях (общий объем – 114 п.л.).

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Международных (Санкт-Петербург, 1999, 2008, 2010; Тамбов, 1995, 1999, 2000, 2004, 2006; Москва, 2000; Курск, 1999; Липецк, 2004; Смоленск, 2005, Кемерово, 2010), Всероссийских (Ростов-на-Дону, 1999; Тула, 1997; Москва, 2003; Мичуринск, 2003; Тамбов, 2003, 2004, 2005), региональных, межвузовских и внутривузовских конференциях (Тамбов – ежегодно; Курск, 2004; Липецк, 2005; Воронеж, 2006).

Помимо этого, проходило обсуждение на заседаниях УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области хореографического искусства, кафедр сценических искусств, хореографии, общей педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, кафедры народного танца Тамбовского музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова; на страницах научно-теоретических и практических изданий: журналов «Искусство и образование», «Мир науки, культуры, образования», «Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой», «Культура физическая и здоровье», «Высшее образование сегодня», «Образование и общество», «Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки», «Гаудеамус», «Образование в регионе», учебно-методических и учебных пособий, электронных изданий, монографий и сборников научных работ.

Апробация результатов исследования проходила на организованных автором двух Всероссийских научно-практических конференциях «Хореографическое образование на рубеже XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития» (Тамбов, 2005, 2006); межвузовском научно-методическом семинаре «Искусство танца: история, теория и практика»; Международных конкурсах и фестивалях танца «Студенческий меридиан» (Белгород, 2003), «Дизайн и мода» (Москва, 2005), «Созвездие Орла» (Орел, 2009), Всероссийских фестивалях «Студенческая весна» (Казань, 2001; Волгоград, 2008), Всероссийском фестивале, посвященном 60-летию Победы (Смоленск, 2005), межрегиональных конкурсах исполнительского и балетмейстерского мастерства «Танцы на крыше» (Липецк, 2002, 2007), «Данс-Дизайн» (Липецк, 2008), межрегиональных фестивалях балетмейстеров «В вихре танца» (Тамбов, 1995, 2002).

Исследование было поддержано Министерством образования и науки РФ (АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», проект № РНП. 3.1.1.0.11120 «Проектирование пилотных примерных основных образовательных программ по направлению подготовки «Хореографическое искусство» с учетом профиля подготовки специалистов на базе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры подготовки» (2006–2008 гг.) и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., проект № 2010 - 1.2.1.-102 - 016 - 41 «Разработка и реализация многоуровневой компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров».

Положения, выносимые на защиту:

Разработанная в исследовании концепция профессионально-творче-
ского становления личности студента-хореографа отражает содержание и организацию системной профессиональной подготовки будущего специалиста-хореографа в вузах культуры и искусств. Данная концепция разработана на основе интегративно-ресурсного подхода, который характеризует специальную методологию исследования и представляет собой совокупность принципов и вытекающих из них организационно-педагогических способов деятельности, позволяющих рассматривать профессионально-творческое становление личности студента-хореографа как открытую самоорганизующуюся систему, интегрирующую внешние средовые и внутренние индивидуальные ресурсы личности, обусловливающие эффективную реализацию данного процесса в вузе. Разработаны следующие принципы интегративно-ресурсного подхода: многовариантной детерминации и развития индивидуальных траекторий ПТСЛСХ; структурной целостности и комплексности; амплификации; эргономичности; самореализации; полисубъектного взаимодействия; дифференцированного прогнозирования.

Реализация данной концепции предусматривает построение развернутой теоретико-методологической базы для моделирования процессов профессионально-творческого становления студента-хореографа как индивида, личности, субъекта учебного труда и неповторимой индивидуальности; развитие инструментальной, процедурной и в целом технологической базы научно-исследовательских и коррекционно-развивающих практических разработок; создание системы учебных курсов по теоретическим и прикладным вопросам и многоплановой самореализации студента в различных видах хореографической деятельности.

Процесс профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств, в соответствии с данной концепцией, рассматривается как закономерное системное единство личности, творчества, профессионализма, становления. Синтетическое построение основного термина с позиций интегративно-ресурсного подхода состояло в обосновании родовой цепочки: «становление личности» «профессиональное становление личности» «творчество» «профессионально-творческое становление личности студента-хореографа». В авторской трактовке, профессионально-творческое становление личности студента-хореографа – это динамичный, многоуровневый, интегративный процесс развития и формирования личностных и профессиональных качеств студента-хореографа в учебной/профессиональной деятельности, детерминированный внутренне значимыми и активно воспринятыми внешними факторами. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа характеризуется неравномерностью, неоднозначностью, многофакторностью и противоречивостью.

Разрешение выявленных внутренних и внешних противоречий профессионально-творческого становления личности студента-хореографа обеспечивает достижение соответствия конативных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других профессионально значимых качеств, функционального состояния будущего творческого специалиста целям, требованиям и условиям хореографической деятельности и социокультурной среды. Выявленные противоречия проявляются через несоответствие этим требованиям базовых индивидуальных ресурсов студента-хореографа и образовательного процесса вуза. Преодоление их возможно в рамках разработки и реализации моделей, алгоритмов и технологий профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств.

Процесс профессионально-творческого становления личности студента-хореографа осуществляется в целостной художественно-педагогической среде вуза культуры и искусств, способствующей духовно-практическому освоению действительности, личностному творческому проявлению и самовыражению в различных видах хореографической деятельности, формированию эстетической направленности личности, ценностных ориентаций и отношений в искусстве и творчестве. Хореографическая деятельность представляет собой особый вид художественной деятельности, выражающийся в художественном способе восприятия, познания, воплощения и организации движений человеческого тела в пространстве в соответствии с эстетическими принципами и закономерностями развития хореографического искусства. По характеру включенности хореографическая деятельность содержит: творческо-исполнительскую, балетмейстерскую, репетиторскую, педагогическую деятельности.

Компетентностная модель выпускника-хореографа обеспечивает его готовность и способность к успешной (продуктивной) хореографической деятельности в профессиональной и социально-культурной сферах. В основу разработки компетентностной модели выпускника-хореографа положена бинарная классификация, состоящая из двух основных групп компетенций: универсальных (общенаучные, инструментальные, социально-личностные, общекультурные) и профессиональных (общепрофессиональные, профильно-специализированные), формируемых в рамках конкретной предметной области (виде хореографической деятельности).

Процессуальную упорядоченность, соподчиненность, единство и целостность процесса профессионально-творческого становления личности студента-хореографа обеспечивают выявленные структурные компоненты. Индивидный компонент включает в себя нейродинамические свойства, свойства темперамента и половозрастные особенности студента-хореографа; конативный – содержит ряд способностей и определенных профессионально-важных качеств; ценностно-мотивационный компонент определяется совокупностью общественно-социальных, художественно-эстетических, профессионально-групповых, индивидуально-личностных ценностей и ценностных ориентаций, мотивами; когнитивно-деятельностный – охватывает спектр общекультурных и профессиональных знаний (методологических, теоретических и технологических), комплекс умений; эмоционально-волевой компонент способствует познавательным и психомоторным процессам, продуктивным рациональным действиям, самоанализу, саморегуляции, развитию профессионально значимых качеств личности студента-хореографа.

Изменения траекторий профессионально-творческого становления личности студента-хореографа характеризуют выявленные механизмы: рефлексии, саморегуляции и субъект-субъектного взаимодействия, обеспечивающие межстадийные переходы данного процесса в соответствии с требованиями хореографической деятельности и условиями вузовской среды. Взаимодействуя и включаясь друг в друга, самоусиливающиеся механизмы обеспечивают интенсификацию индивидуальных ресурсов личности студента-хореографа и осуществляют переходы на следующие стадии профессионально-творческого становления личности студента-хореографа: альтернативно-перспективную, адаптационно-технологическую, профессионально-идентификационную, творческой самореализации в образовательном процессе, самопроектирования.

Критериальный аппарат оценивания степени профессионально-творческого становления личности студента хореографического профиля в вузах культуры и искусств, в рамках предложенной концепции, включает четыре критерия: 1) степень развития специальных способностей и профессионально-важных качеств, 2) ценностная ориентация на учебно-профессиональную деятельность, 3) теоретико-технологическая готовность к хореографической деятельности, 4) стремление к самосовершенствованию, саморазвитию. Для каждого из названных критериев разработана шкала соответствующих показателей, характеризующих уровни профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в условиях вуза: ситуативно-конформистский, индивидуально-адаптационный, рефлексивно-моделирующий, деятельностно-продуктивный и креативно-социализи-
рованный.

Первостепенное значение в концептуальном плане имеют следующие педагогические условия эффективной реализации профессионально-творческого становления студента-хореографа в вузе: создание установки студентов-хореографов на значимость развития взаимосвязанных компонентов профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в процессе учебно-профессиональной деятельности; обеспечение теоретической и технологической подготовки студентов-хореографов к реализации процесса профессионально-творческого становления с учетом периодического обновления ресурсов среды вуза; эффективное задействование базовых индивидуальных ресурсов для построения индивидуальных траекторий профессионально-творческого становления личности студента-хореографа, выполняющих роль смыслообразующих образовательно-развивающих программ управления и самоуправления процессом ПТСЛСХ; расширение диапазона индивидуально-творческих проявлений студента-хореографа с целью повышения его личностной творческой активности и самостоятельности; внедрение инновационно-образовательных технологий с целью развития и реализации субъектных потенциалов студентов-хореографов; активизации механизмов (рефлексии, творческой саморегуляции и субъект-субъектного взаимодействия), обеспечивающих межстадийные переходы процесса профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в соответствии с требованиями хореографической деятельности и условиями вузовской среды; ориентация преподавателей на индивидуально-творческое саморазвитие студентов-хореографов в учебно-пр

Модульная технология осуществляется посредством реализации аналитико-рефлексивного, конструктивно-регулирующего, контрольно-коррекционного этапов и представляет собой совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих обучение, воспитание и самосовершенствование специалиста-хореографа в изменяющихся условиях образовательного процесса. Разработанная модульная технология придает процессу профессионально-творческого становления студента-хореографа процессуальную упорядоченность и акмеологическую целенаправленность, обусловливая оптимизацию развивающей образовательной среды, профессионально-деятель-ностных связей и отношений, а также реализацию индивидуальных траекторий профессионально-творческого становления специалиста.

Ведущие тенденции и принципы раскрывают устойчивые существенные связи и зависимости профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств от социальных условий обучения, воспитания и образования, заключаются в следующем:

- тенденция непрерывности и многоуровневости профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузе определяет зависимость данного процесса от продуктивности прохождения личностью каждой новой стадии профессионально-творческого становления и достигнутых на ней результатов, выражается через следующие принципы: вариативности и мобильности, фундаментальности, стандартизации, открытости;

- тенденция детерминации и свободы обусловливает зависимость профессионально-творческого становления студента-хореографа от степени развития профессиональной свободы личности, ее творческой самореализации в хореографической деятельности, в выборе ее стратегии и тактики, характеризуется принципами: дуальной детерминации, индивидуализации и дифференциации, динамического баланса, креативности;

- тенденция взаимодействия и взаимодополнения характеризует зависимость процесса профессионально-творческого становления от внешнего педагогического управления, обоснованности и целесообразности корректирующих воздействий, стимулирования стремления студента-хореографа к саморазвитию и его перехода к рефлексивному самоуправлению, включает принципы: творческого взаимодействия субъектов образовательного процесса, развивающего воздействия, комплементарности (дополнительности) и парсипативности (участия), рефлексивного управления и самоуправления;

- тенденция оптимизации и интенсификации определяет зависимость динамики развертывания процесса профессионально-творческого становления от реализации субъектной позиции студента-хореографа в образовательном процессе вуза, рационального использования коллективных и личных усилий, проявляется через принципы: субъектности, единства интеллектуальной и творческой активности, сбережения уникальности, индивидуальности личности, проективности.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников (451 наименование), 15 таблиц, 11 рисунков и 14 приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования; определяются: проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость; обосновываются достоверность результатов исследования, его этапы, апробация и внедрение, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств» дается философский и психолого-педагогический анализ современного состояния проблемы, обосновывается интегративно-ресурсный подход, формулируются его принципы, определяются основные понятия концепции, выявляются основные противоречия данного процесса, раскрывается логика исследования.

Во второй главе «Структурно-процессуальные характеристики профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств» анализируются сущность и специфические особенности профессиональной подготовки студента-хореографа в вузе, обосновывается понятие «хореографическая деятельность», рассматриваются ее основные виды, раскрывается содержание структурных компонентов, предложена компетентностная модель выпускника-хореографа, выявляются механизмы, стадии, определяется критериальный аппарат и уровни профессионально-творческого становления личности студента-хореографа.

В третьей главе «Экспериментальное исследование профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в условиях вуза» излагаются результаты экспериментальной работы, формулируются и обосновываются педагогические условия эффективной реализации данного процесса, раскрывается логика построения и содержание модульной технологии, приводится качественный и количественный анализ результатов эксперимента, определяются ведущие тенденции и принципы профессионально-творческого становления личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств.

В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

В приложении содержатся: методики педагогического эксперимента, программы спецкурсов, методические разработки комплексных тестов, тренинговых упражнений, графические результаты эксперимента, материалы статистической обработки экспериментальных данных.

Похожие диссертации на Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств