Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Научно-педагогические основы использования хореографического искусства как средства развития личности 18
1.1 Историко-педагогический анализ использования хореографии в образовании 18
1.2 Хореография как фактор развития личности 42
Глава II. Практические основы личностного развития учащихся средствами хореографического искусства 73
2.1 Программное обеспечение личностного развития учащихся на занятиях хореографией 73
2.2 Результаты экспериментальной работы по личностному развитию учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства 120
Заключение 146
Список использованной литературы 150
Приложение 174
- Историко-педагогический анализ использования хореографии в образовании
- Хореография как фактор развития личности
- Программное обеспечение личностного развития учащихся на занятиях хореографией
Введение к работе
Актуальность исследования. Современная эпоха характеризуется процессом становления и развития новой гуманистической парадигмы в философии и теории образования. Пристальное внимание современного общества к проблеме гуманистического образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которым в центр научной картины мира выдвигается человек. Гуманистическая парадигма образования, сменившая традиционную парадигму, выводит на первое место личность и ее развитие, в том числе в начальном профессиональном образовании. Основные положения гуманистического образования базируются на создании условий для развития личности, ее свободной реализации в творческом процессе.
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь системы образования. Несовместимость ценностей рынка (индивидуализм, конкуренция, эффективность) с традиционными интересами педагогического сообщества (объединение, сокращение неравенств, обеспечение однородности) привела к тому, что образование «раскололось». Ценностное многообразие привело к конфликту ценностей, и, как следствие, эти процессы глубоко раскололи личность. Глубинное основание кризиса системы образования составляет тотальное отчуждение личности ребенка от результатов учебной деятельности, отчуждение учебной деятельности от потребностей индивида и форм осуществления учебной деятельности; неразрешенность проблем самопознания, самоопределения личности.
Фокус проблем сегодняшнего образовательного учреждения находится не в области таких, казалось бы, первичных факторов, как качество и количество (стандарты) знаний, а в способности образовательного учреждения научить учащегося воспринимать окружающий мир во всей его
сложности и сформировать такие жизненно важные установки в структуре личности, обладатель которых сможет быть успешным в социальной реальности.
В законе Российской Федерации «Об образовании» цели образования точно не сформулированы, выделенные ценностные ориентиры содержания образования, определяющие его личностную, общественную и государственную направленность, по нашему мнению, направлены на становление и развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства, но задача самоопределения и самореализации личности не поставлена.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в докладе Государственного Совета Российской Федерации «Образовательная политика России на современном этапе» вопрос о развитии «самости», самопознании, выявлении индивидуальных способностей, склонностей, путей самореализации в жизни не ставится.
Недостаточная инструментальность, противоречивость поставленных целей явно прослеживается в ходе анализа Государственных стандартов образования, где цели школы формируются более конкретно, с учетом условий организации учебного процесса. Вместе с тем они отталкиваются от целей, сформулированных в концептуальных и нормативных документах. Необходимо отметить, что существует противоречие между поставленными в тексте стандартов целями общего образования, задачами каждого учебного предмета, с одной стороны, и отобранным содержанием образования, с другой. В целях изучения отдельных учебных предметов на первом плане стоит воспитание и развитие личности, а обязательный минимум содержания образовательных программ представляет совокупность научных знаний и умений, соответствующих учебному предмету конкретной научной области.
В исследованиях Е.В. Бондаревской в рамках культурологической концепции личность человека и его развитие рассматриваются через призму
понятия культуры. Развитие личности составляет содержание культуры. В.В. Сериков в концепции личностно ориентированного образования утверждает мысль о необходимости создания условий «для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами» (178, С. 47-48). СВ. Кульневич рассматривает развитие личности в теории педагогической синергетики. В исследованиях ученых-педагогов доказано, что личностное развитие предстает как развитие целостной личности.
Решение проблемы личностного развития можно искать на основе культурологического подхода, используя все уже известные в педагогике интегративные показатели, одновременно разрабатывая новые интеграции разных показателей, оценивающих личностное развитие. Современные потребности общества, личности, отдельных социальных групп в образовании требуют дополнить культурологический подход личностного развития компетентностным и личностно ориентированным подходами. Анализ указанных подходов, соотнесение их друг с другом показали, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. Ведущей идеей нашего исследования является идея личностного развития учащихся начального профессионального образования средствами хореографии, так как хореография является одним из действенных средств, позволяющих индивидууму развить качество творческой, способной к культурному саморазвитию и самоопределению личности, а на этапе начального профессионального образования закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения, формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.
Анализ практики использования средств хореографического искусства в вопросах развития личности в начальном профессиональном образовании свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью
хореографического искусства в личностном развитии учащихся и недостаточно эффективным практическим его использованием.
Частично это объясняется тем, что возможности хореографического искусства в содержании образования используются не в полной мере, так как коренной переработки содержания учебных предметов не происходит: в них по-прежнему излагаются основы наук, а формирование общекультурных, социально-трудовых, коммуникативных навыков, опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, смысловых установок для своих действий считаются второстепенным либо вообще не принимается во внимание. А в искусстве хореографии как раз и заложен определенный набор предпочитаемых ценностей, при этом иерархия ценностей у каждой личности формируется своя. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие толерантности, способности к сотрудничеству, ответственности; формирует умение принимать решения и осуществлять их; позволяет учащемуся реально оценивать собственные ресурсы, осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей.
Недостаточность исследования в педагогической науке использования средств хореографического искусства в личностном развитии учащихся начального профессионального образования не позволяет рассматривать хореографическое искусство как особое пространство для личностного развития учащихся. Типичным пробелом в педагогической практике начального профессионального образования является невостребованность хореографического искусства как динамического процесса .духовного, физического и личностного развития учащихся. Отсутствует общепринятое объяснение социальных целей личностного развития учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства.
Как следствие этого, личностное развитие учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства остро нуждается в теоретическом обосновании. Недостаточная научная и
методическая разработанность данной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость в начальном профессиональном образовании, подчеркивают актуальность рассмотрения личностного развития учащихся средствами хореографического искусства в современном образовательном процессе.
Степень научной разработанности проблемы. С теоретической точки зрения проблема использования хореографического искусства как средства развития личности учащихся требует анализа философской, социокультурной, психолого-педагогической и специальной литературы.
В разработку проблем художественного воспитания средствами искусства внесли большой вклад АЛ. Ершова, И.Ф. Гончаров, Е.А. Захарова, Д.Б. Кабалевский, Е.И. Максимов, СТ. Шацкий и др.
Аспекты хореографической деятельности рассматривались различными исследователями. Р.Т.Акбарова изучала творческое развитие в процессе музыкально-хореографической подготовки. Т.О. Бильченко выявлял влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе. В.В.Геращенко исследовал педагогические вопросы совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях. Л.Д. Ивлева анализировала проблемы руководства воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. З.А. Гулу определяла интересы младших школьников на занятиях хореографических кружков. В.М. Годовский выявил взаимосвязь художественного и педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе.
Вопросы использования танца в системе воспитания и образования в качестве развития и гармонизации личности достаточно подробно рассматривали в своих работах В.Н. Нилов, А.С. Фомин, Е.Н. Фокина, М.Н. Юрьева и др.
Проблемы воспитания младших школьников средствами ритмики и
танца затрагиваются в работах Т.К. Барышниковой, М.С. Боголюбской, JIJH. Богатковой, Е.В. Коноровой, В.В. Константиновского, И.В. Рогозина, В.Н. Светинской, А.Ф. Ткаченко, РЛ. Череховской.
Большой вклад в обучение и образование средствами хореографического искусства (классический танец, народно-сценический, бальный танец) внесли АЛ. Ваганова, Н.П. Базарова, Л.Д. Блок, А.А. Борзов, Р.В. Захаров, А. А. Климов, B.C. Костровицкая, МЛ. Мурашко, Г. А. Настюков, И.В. Смирнов, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устинова, Н.И. Школьников и др.
Однако использование теоретико-методологического арсенала современной педагогики применительно к изучению личностного развития учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства пока недостаточно. Существует проблема педагогической интерпретации такого емкого понятия, как «культура». Категория «культура» не рассматривается в соотношении с каждым участником образовательной деятельности.
Личностное развитие учащихся находится на периферии педагогической науки в силу того, что в текстах Закона Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Государственных стандартах образования заявлен приоритет социальных ценностей, а не ценность личности, ее индивидуальность и уникальность. Недостаточная инструментальность, противоречивость поставленных целей воспитания и развития личности и целей содержания образования в законодательных документах об образовании не позволяют достичь становления индивидуальности как условия развития задатков учащегося. Педагогических исследований личностного развития учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства на сегодняшний день нет.
Проблема исследования. На основе проведенного теоретического и практического анализа современного состояния личностного развития
учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства, научной разработанности проблематики выявлены противоречия между:
социальным заказом общества на активную, духовную, творческую личность, способную к созидательному жизнетворчеству, и отсутствием разработанной целенаправленной и планомерной системы образовательно-воспитательной деятельности образовательного учреждения по личностному развитию учащихся;
объективно необходимым увеличением доли творческой образовательной деятельности учащихся и активно развивающейся тенденцией к ее стандартизации;
потенциальной возможностью хореографического искусства в личностном развитии учащихся и недостаточно эффективным практическим его исследованием.
Исходя из выявленных противоречий, мы определили проблему исследования: выяснить, при каких педагогических условиях возможно наиболее результативное личностное развитие учащихся в процессе хореографической подготовки в начальном профессиональном образовании.
Объектом исследования является начальное профессиональное хореографическое образование.
Предметом исследования выступают педагогические условия личностного развития учащихся в процессе хореографической подготовки в начальном профессиональном образовании.
Цель диссертационного исследования состоит в определении, обосновании и экспериментальной проверке возможностей хореографии как средства личностного развития учащихся в процессе начального профессионального хореографического образования.
Задачи исследования: 1) Раскрыть теоретические научно-педагогические предпосылки
использования хореографического искусства в учебно-образовательном процессе.
Выявить основные факторы, условия и средства, влияющие на личностное развитие в процессе хореографической подготовки.
Определить сущность и основные направления обучения в процессе начальной хореографической подготовки: оптимальный и минимальный объем движений классического, народного, бального танцев, элементов современной хореографии и т.д., порядок их изучения на разных уровнях освоения, выявить их развивающий потенциал.
Разработать содержание курса обучения хореографии, обеспечивающего личностный рост и развитие учащихся.
В ходе опытно-экспериментального исследования определить степень влияния хореографической подготовки на уровень личностного развития и здоровья учащихся.
Гипотеза исследования строится на предположении, что личностное развитие учащихся в процессе начального профессионального образования средствами хореографического искусства будет возможно и эффективно если:
реализуются педагогические условия целенаправленного выявления потенциальных возможностей каждого системообразующего элемента хореографической подготовки в начальном профессиональном образовании;
разработана методология личностного развития средствами хореографического искусства, основанная на личностно ориентированных педагогических принципах;
содержание и методы начальной хореографической подготовки направлены на развитие личностной сферы учащихся;
определены целевые установки педагогического воздействия на процесс личностного развития учащихся средствами хореографического искусства;
5) обеспечена возможность применения инновационных методик, направленных на личностное развитие учащихся в начальном профессиональном образовании.
Методологическую основу исследования составили теории развития личности (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Маслоу и др.), теории эстетического воспитания (Э. Жак-Далькроз, Д.Б.Кабалевский, Б.М. Неменский и др.), основные положения гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); концепции личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании (В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская и др.), теоретические положения о сущности и структуре креативности и творческого процесса (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Е.П. Торранс, А.М. Матюшкин), психологические аспекты творчества и условия возникновения творческой активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, К.Р. Роджерс, А. Маслоу, ЕЛ. Солдатова), идеи выдающихся представителей педагогической мысли о сущности всестороннего гармонического развития личности, о духовно-творческом развитии личности на основе синтеза искусства, науки, культуры, положения педагогики о самодеятельности индивида как единственной необходимости социальной деятельности человека (В.А. Сухомлинский, П.П. Блонский, Ю.К. Бабанский, Ю.П. Азаров, В.И. Журавлев), методики и технологии обучения и воспитания профессионального танцовщика (А.Я. Ваганова, Н.И. Тарасов, Р.В. Захаров и др.).
Теоретическую основу исследования составили труды философско-эстетической и художественно-психологической направленности о роли искусства, хореографии как синтетического вида искусства в развитии личности, ее творческого потенциала, представленные в работах И.А. Герасимовой, Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, В.М.Годовского, С.С. Гольдетнтрихт, И.О. Дубник. В диссертации особое значение обретают
педагогические идеи и положения о роли хореографического искусства, танца как педагогического средства личностного развития в начальном профессиональном образовании, отраженные в работах Н.П. Базаровой, В.П. Мей, Г.В. Бурцевой, АЛ. Вагановой, Е. Васильевой, А.С. Фомина.
Базой исследования выступили образцовая студия эстрадного танца Константиновского педагогического колледжа, хореографическое отделение школы искусств г. Константиновска Ростовской области, студия эстрадного танца МОУ СОШ «Финист» г. Ростова-на-Дону. В эксперименте на каждом этапе исследования участвовало 85 учащихся в возрасте от 5 до 14 лет.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 1998 по 2005 г.г.
Первый этап (1998-2000 г.г.) - изучение и анализ отечественной, зарубежной философской, психолого-педагогической, культурологической, хореографической, искусствоведческой, физиологической, программно-методической литературы по проблеме исследования; осмысление теоретических основ исследования; выявление современного состояния исследуемой проблемы в теории и практике, что позволило сформулировать основные положения, цели и задачи, гипотезу исследования.
Второй этап (2000-2003 г.г.) - проведение опытно-экспериментальной работы; создание экспериментальной и контрольной групп учащихся в образцовой студии эстрадного танца в школе искусств МОУ СОШ «Финист»; выявление педагогических условий личностного развития учащихся в процессе хореографической подготовки в начальном профессиональном образовании; поиск критериев — показателей оценки личностного развития учащихся средствами хореографии; подбор методик констатирующего и разработка содержания формирующего эксперимента; получение экспертных оценок констатирующего эксперимента по контрольным и экспериментальным группам; диагностика психологических и физиологических параметров организма учащихся.
Третий этап (2003-2005 г.г.) - получение экспертных оценок формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах; обработка, систематизация, анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы; формирование выводов, внедрение методических рекомендаций в практику образовательного процесса хореографической студии; оформление результатов исследования в виде диссертации.
В работе применялись следующие методы исследования:
обзорный анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;
сравнительный анализ различных аспектов учебной и профессиональной хореографической деятельности;
изучение опыта работы хореографических студий г. Ростова-на-Дону;
диагностические методы. Оценка параметров креативности проводилась по тесту Е. Торренса, интервьюирование самооценки потребности в двигательной активности - по методике В.И. Киселева и В.П. Куликова, оценка заболеваемости учащихся — по основным нозологическим единицам на основании данных анализа их медицинских карт, изучение типов межличностных отношений исследовали по методике Лири. Динамическая психограмма самооценки занятий учеником и его оценка деятельности составлена с использованием авторского проекта А.С. Фомина. В основу диагностики и прогнозирования психофизиологического состояния человека был положен модификационный тест М. Люшера. Оценка состояния соматических систем организма определялась по следующим направлениям: исследование гармоничности физического развития детей осуществлялось по центильным графикам, определение типа осанки проводилось по методу З.П. Ковальковой, исследование стопы - с использованием метода плантографии. Исследование скорости и темпа моторной памяти проводилось по адаптированной методике АР. Лурии;
педагогическое наблюдение, тестирование, самооценка, экспертные оценки;
статистический анализ полученных результатов проводился с использованием Т-критерия Стьюдента и непараметрического критерия Уилконсона, метода В.А. Штритера и И.М. Чижина.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Определены и научно обоснованы следующие возможности хореографии в личностном развитии учащихся в образовательном пространстве начального профессионального образования: переориентация сознания в процессе хореографической деятельности на уровень «производство смыслов»; развитие интеллекта за счет активизации психомоторной деятельности, формирование адекватных эстетических представлений через красоту движений тела, грацию, через родство внутреннего мира человека и танцевальных форм; формирование потребности в двигательной активности и здоровом образе жизни.
Разработана сущность личностного развития учащихся средствами хореографического искусства в процессе начального профессионального образования, которая понимается нами как интегральная характеристика личности, предполагающая целостное развитие, а не развитие отдельных компонентов.
Разработаны педагогические условия, необходимые для личностного развития учащихся в процессе хореографической подготовки в начальном профессиональном образовании: создание оптимальных условий возможно для наиболее полной самореализации личности, ее способностей и возможностей, самовыражения и самораскрытия; обеспечение на каждом возрастном этапе наиболее полного освоения ведущих видов деятельности, учитывающих индивидуальные, характерологические и психофизиологические особенности учащихся; создание на каждом возрастном этапе позитивной ситуации развития, при которой обеспечены
все фазы становления личности: адаптации, индивидуализации, интеграции; обеспечение преемственности возрастных периодов развития учащихся при соблюдении принципа максимального использования своеобразия каждого отдельного периода и перехода от одной ступени развития к другой, выраженного в видимом изменении социальной позиции. 4. Раскрыты целевые установки в преподавании хореографии и пути активизации роли танца в системе личностного развития учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании личностного развития учащихся начального профессионального образования средствами хореографии. Хореографическое искусство исследовано как динамический процесс духовного и телесного личностного развития учащихся. Дано теоретическое обоснование педагогических условий личностного развития учащихся в процессе хореографической подготовки в начальном профессиональном образовании. Хореографическое искусство рассматривается как важнейший компонент содержания начального профессионального образования учащихся.
Практическая значимость исследования: совокупность выдвинутых теоретических положений позволила разработать и внедрить в практику начального профессионального образования учащихся основы методики преподавания хореографии, направленной на личностное развитие учащихся; определить содержание личностного развития средствами хореографического искусства в процессе начального профессионального образования. Разработанные критерии, показатели и оценки уровня личностного развития учащихся средствами хореографического искусства внедрены в учебный процесс образцовой студии эстрадного танца, школы искусств, общеобразовательных школ г.Ростова-на-Дону, г.Константиновска. Практические выводы диссертационного исследования рекомендованы для использования в работе школ и студий г.Ростова-на-Дону и Ростовской
области, в Ростовском училище культуры на отделении «Организация детской работы». Результаты данного исследования использовались также при проведении творческих семинаров для преподавателей дополнительного образования и руководителей самодеятельных хореографических коллективов Ростовской области. Основное содержание диссертации изложено в научных статьях, цикле докладов на научно-практических конференциях и в публикациях научно-методического характера.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методологической базой исследования, организацией опытно-экспериментального исследования, соответствующей его целям и задачам. Надежность результатов обеспечивалась глубоким анализом полученных результатов, независимой экспертизой.
Положения, выносимые на защиту:
Личностное развитие учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства возможно на основе со-творения, создания, интегративного знания о своей уникальной индивидуальности; развития способности к жизненному самоопределению.
Критериями личностного развития учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства являются следующие новообразования: переход к новому уровню мышления, новым способам деятельности и формам поведения; рост уровня активности, самостоятельности, самоорганизации, самореализации, развитие физического потенциала, физиологических функций организма; приобретение личного опыта; развитие уверенности в себе; предотвращение различных психологических комплексов, мышечных зажимов. Показателями личностного развития являются проявления субъективности: становление внутреннего мира и внутренних механизмов саморегуляции личности, ее деятельности и поведения.
Педагогическая технология обучения хореографии учащихся начального профессионального образования включает, с одной стороны, диагностическое изучение способностей учащихся, с другой - совокупность дидактических
методов: самостоятельный поиск, художественное исполнительство целенаправленное усвоение неорганизованной информации, взаимообучение, учебная дискуссия, игровая ситуация, коллективная перспектива, коллективная игра, коллективные единые требования, уважение, взаимоуважение, самоанализ, самопознание, нравственное самоочищение, самонаблюдение.
4. Авторское программно-методическое обеспечение занятий в образцовой студии эстрадного танца начального профессионального образования средствами хореографического искусства имеет свои специфические особенности: алгоритм обучения хореографической деятельности взаимообусловленность хореографических и педагогических начал в едином целенаправленном образовательном процессе.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования
в практику осуществлялись по ряду направлений, включающих:
научно-методические публикации по теме исследования;
консультирование преподавателей дополнительного образования;
проведение творческих семинаров для руководителей самодеятельных хореографических коллективов Ростовской области;
использование материалов проведенного исследования на отделении «Организация детской работы» Ростовского училища культуры, в хореографических студиях школ г.Ростова-на-Дону и Ростовской области;
выступления образцовой студии эстрадного танца на сценических площадках Ростовской области и России.
Структура диссертации определена логикой исследования. Она состоит из двух глав (каждая из которых состоит из двух параграфов); заключения, списка используемой литературы, приложения.
Историко-педагогический анализ использования хореографии в образовании
Общеизвестно, что художественно-творческая деятельность -эффективное средство воспитания и образования учащихся. Особое место в образовательном и воспитательном процессе отводится хореографии как синтетическому виду искусства, объединяя в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику, хореографическая композиция (спектакль) мощно воздействует на зрителя и исполнителя при помощи разнообразных средств: технических (освещение, звук, костюм, грим, реквизит), средств образной выразительности (мимика, жест, пластика) (167,168,214).
Следует отметить, что в искусствоведении и эстетике нет однозначных и полных определений таких понятий, как «хореографической искусство», «хореография», «танец». Поэтому, прежде чем рассмотреть историю хореографии в пространстве учебно-воспитательного процесса считаем необходимым определить понятийный аппарат, принятый теоретиками хореографического искусства.
Хореографическое искусство - это обобщающее понятие, характеризующее танцевальное творчество в целом. По определению И.О. Дубник, хореографическое искусство объединяет множество различных типов танца, танцевальных систем, каждая из которых отличается некоторыми особенностями своей образной структуры (71, С. 17).
Хореография в переводе с греческого означает «писать танец» (choria -танец, grapho - пишу). В 1700 году его впервые использовал французский учитель танцев Фейе для обозначения введенной им записи танцев.
По определению В. Уральской, хореография - «самобытный вид творческой деятельности народа, подчиненный закономерностям развития культуры общества как одна из ее форм». В результате развития и дифференциации хореографии определился ряд разновидностей хореографического искусства, каждая из которых выполняет определенную функцию в обществе (203, С.74).
Понятие «хореография» охватывает совокупность всех существующих типов танца. Танец является, собственно, выразительным средством хореографии. В широком значении «танец» синонимичен понятию «хореография». Хореография - рассматривает танец как вид искусства. В данном понимании танец воспринимается как сокращенная форма выражений искусства танца, хореографическое искусство. В более узком смысле танец используется как наименование главного выразительного средства в синтетическом художественном образе хореографических произведений» (78, С.46).
Слово «танец» вошло в русский язык в 17 веке. До этого общеупотребительным было славянское слово «пляска». Анализ теорий происхождения танца и методов его научного исследования, представленный в основных работах зарубежных авторов двадцатого века У. Сорелла, А. Мэррей, X. Эллис и др., проведен Э.А. Королевой. Она исследует те позиции, с которых рассматривается генезис и дефиниции танца. Ряд дефиниций танца включает элементы, отражающие разноуровневый подход к нему. Например, в определении А. Мэррея, кроме присущих этому виду человеческой деятельности средств (ритм, телодвижения), встречаются такие элементы понятия, которые относятся к формам общественного сознания (религия), психологии (настроение, эмоции), формам проведения свободного времени (развлечение) и др. (110, С.27-29).
Хореография как фактор развития личности
Одной из важнейших педагогических задач личностного развития учащихся в начальном профессиональном образовании средствами хореографического искусства является формирование творческой личности.
Вопросы: «Что есть творческая личность?» и «Какова природа творчества?» исследовались многими философами разных веков.
Для XXI века - века культурных перемен и идеологических конфликтов, переоценки ценностей эти вопросы особенно актуальны.
А. Маслоу первым указал на то, что способность к творчеству, креативность является наиболее универсальной характеристикой человека. Описывая креативность как неотъемлемое свойство природы человека, он рассматривает его как врожденное качество. Но при этом признает, что большинство людей теряют это качество в результате «окультуривания», чему во многом способствует официальное образование. По мнению А. Маслоу, чтобы быть творческой личностью, не обязательно сочинять музыку, создавать живописные полотна или писать книги. Надо стремиться к самоактуализации, то есть добиваться полного использования своих способностей, талантов - собственного творческого потенциала.
Альфред Адлер в своей индивидуальной теории личности развивает концепцию творческого «Я». Ученый доказывает, что личность каждого индивидума является его же собственным творением. Творческая сила дает людям возможность ставить цели, принимать решения, строить планы. Наследственность и окружение следует признавать как факторы, определяющие формирование склада личности. Влияние творческого «Я» намного превосходит действие этих сил (219, С. 17-19).
Представитель феноменологического направления в теории личности К.Роджерс развивает концепцию «полноценно функционирующего человека». Он устанавливает пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей: открытость к переживанию; экзистенциальный образ жизни; организмическое доверие; эмпирическая свобода; креативность (182, С. 164). Согласно его концепции, творческие люди стремятся жить соответственно своей культуре, удовлетворяя тем самым свои самые глубокие потребности. Они способны гибко и творчески приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Люди являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками. К. Роджерс хотел, чтобы человек обращал взор к тому, чем он может быть.
Представитель гуманистической теории личности Э. Фромм исходил из того, что в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они ничего общего не имеют с социальными потребностями и природными инстинктами. Он выделяет пять основных экзистенциальных потребностей: в установлении связей; в преодолении (216, С. 112-113); корнях, идентичности; в системе взглядов и преданности.
В русле идеи социально-, или интегративно-, ориентированного творчества как наиважнейшего и наиболее актуального компонента, интересны размышления о природе творчества, принадлежащие М. Буберу. Его суждения важны для нас еще и потому, что они относятся к области отношений «учитель — учению).
Программное обеспечение личностного развития учащихся на занятиях хореографией
Реформа образования определила приоритет целостного развития личности, тем самым поставила под сомнение прежние установки по воспитанию отдельно взятых качеств. В основу понимания развития личности положено антропоцентристское представление о человеке не только как о высшей ценности и цели социального бытия, но и как о субъекте всесторонней ответственности за результаты своей деятельности, своего бытия. В основе такого подхода лежит идеал человека, основное предназначение которого максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, быть самим собой или стать «тем, что я есть», то есть исполнить свое предназначение.
Каждый человек обладает особой индивидуальной сущностью, которую он проявляет в процессе своей жизни. Индивидуальность лежит в основе процессов самоопределения человека, его выборе того или иного рода деятельности и средств достижения цели. Поэтому основная задача начального профессионального образования состоит в том, чтобы, руководствуясь гуманистическими ценностями, культурными ценностями помочь ребенку выработать и развить те способы, которые позволили бы ему максимально реализовывать себя. Узнавание себя, постепенное складывание образа своего «Я» вместе с приобретением опыта использования средств развития своей индивидуальности является одним из основных блоков содержания начального профессионального образования средствами хореографического искусства.
В пространстве хореографического искусства обучающийся выступает не только в роли созидателя, творца, но и пользователя искусством в хорошем смысле слова. Эти позиции неразрывно связаны, так как в процессе восприятия зритель, слушатель, читатель выступают соавторами, порождая собственные смыслы, опираясь на собственный эмоциональный опыт и ассоциации. Следовательно, всемерное расширение и углубление творческого опыта у каждого учащегося увеличивает его возможности воспринимать искусство. С другой стороны, богатый чувственный ресурс ребенка с годами исчерпывается, если он не подпитывается из сокровищницы мировой культуры. Для поддержания творческого тонуса необходимо создавать условия, в которых по мере взросления учащийся все чаще обращается в процессе собственного творчества к формам и способам, известным в культуре.
Если в раннем возрасте (детский сад, начальная школа) доминантными задачами личностного роста средствами хореографии считается расширение и углубление сенсорного опыта, развитие чувства ритма и эмоционально-образное развитие, то в подростковом возрасте начинается его активное введение в контекст мировой культуры.
В образовательном процессе содержания начального профессионального образования средствами хореографического искусства учащийся учится ценить проявления чужой индивидуальности, если развивается в условиях уважения к проявлению его индивидуальности в творчестве, в условиях принятия и одобрения учителем его творческих решений. Подходя с этих позиций к хореографическому искусству, следует учить ребенка не искать единых критериев для определения «наилучшего» в искусстве, а, воспринимая его многообразие, выбирать то, что ближе его индивидуальности, уважая при этом чужой выбор. Педагог в этом случае видит свои задачи в том, чтобы создать условия помогающие обучающемуся узнать «свое» место в мире культуры, открыть пути возможного расширения зоны своих интересов, создать условия для общения учащихся в рамках искусства, помочь им в поисках художественных средств для собственных творческих оценок по поводу хореографического искусства и искусства в широком его понимании.
Для самоопределения человека необходимо выработать понимание им своей индивидуальности не только на уровне выбранных ценностей и позиций, но и в плане выявления особенностей своего темперамента, мышления, способов восприятия и переработки информации. Хореографическое искусство - область, в которой эти особенности проявляются чрезвычайно ярко. Для этого учитель в начальном профессиональном образовании помогает учащемуся выявлять эти особенности, организуя рефлексию по поводу собственного художественного творчества или своего выбора в области искусства.
Главная задача учителя - помочь учащемуся организовать поиск культурных форм и способов решения актуальных для него задач, подчеркивая каждый раз своеобразие видения мира каждым человеком.
В центре внимания гуманистической педагогики - целостная уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Такая личность открыта для восприятия нового опыта в жизни, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных условиях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается гуманистической педагогикой главной целью образования в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и норм социальной жизни. В документе ЮНЕСКО «Воспитание в духе мира» подчеркнуто: «... доминирующей целью является развитие таланта ребенка и формирование творческих способностей личности».