Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманитаризация образования будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры Поселёнова, Ирина Владимировна

Гуманитаризация образования будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры
<
Гуманитаризация образования будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры Гуманитаризация образования будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры Гуманитаризация образования будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры Гуманитаризация образования будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры Гуманитаризация образования будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поселёнова, Ирина Владимировна. Гуманитаризация образования будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Поселёнова Ирина Владимировна; [Место защиты: Высш. шк. народных искусств (ин-т)].- Санкт-Петербург, 2011.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/12

Введение к работе

Актуальность исследования. На рубеже тысячелетий перед образованием встают новые задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям современного и перспективного рынка труда, с высокоразвитой профессиональной культурой. Через образование происходит формирование национальной идентичности, являющейся базовым компонентом профессиональных компетенций художника-мастера традиционного прикладного искусства. В современном обществе специалисту необходимо самостоятельно ориентироваться в многообразии современных культурных направлений и развивать народное искусство на основе вековых национальных традиций. Приоритет сохранения и преумножения духовных и материальных ценностей в России связан с процессом совершенствования системы профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, отражающего и выражающего художественно-творческий потенциал народа. От будущих художников-мастеров во многом зависит не только сохранение исторических, художественных традиций, но и развитие многовекового национального искусства. В связи с этим система подготовки специалистов в этой области нуждается не только в изучении, но и в дальнейшем развитии через гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством которой выступает гуманитарная подготовка, отвечающая за формирование субъективного представления о мире, играет огромную роль не только в общем, но и профессиональном развитии обучающихся, в их нравственном и идейно-политическом воспитании.

Степень разработанности проблемы. Анализ теории и практики обучения художников-мастеров традиционного прикладного искусства, позволяет констатировать, что гуманитарная подготовка специалиста как носителя национально-художественных традиций не учитывает характер трудовой деятельности.

Актуальной задачей гуманитаризации учебно-воспитательного процесса является развитие у студентов определенных компонентов профессиональной культуры, включающей в себя, в первую очередь, гуманное отношение к окружающему миру, чувство патриотизма, мировоззренческую активность, гражданскую ответственность, трудолюбие, а во вторых ориентированы на национально-эстетические традиции, погружение в эстетическую атмосферу народного быта и традиций, эмоциональное и духовное богатство, целеустремленность, общекультурную компетентность. Очевиден также и тот факт, что для создания высокохудожественного произведения традиционного прикладного искусства выпускнику необходимо обладать не только техническим мастерством, но и весьма широкими знаниями в области таких дисциплин, как философия, история,

литература и т.д. С этих позиций, гуманитарная подготовка становится необходимой не только для общего развития художника-мастера, но и его подготовки к будущей трудовой деятельности.

В отечественной науке существуют исследования, авторы которых рассматривали различные аспекты гуманитаризации профессионального образования. В большинстве случаев данная проблема рассматривалась относительно педагогической, технической, инженерной, экономической, юридической и многих других специальностей (И.Ф. Аненский, А.Ф. Арсланов, Ю.Н. Березин, М.Г. Домбинская, Г.А. Жданова, В.П. Зинченко, Е.Н. Ишакова, СЕ. Каплина, Н.Б. Крылова, Л.Й. Либерман, О.Г. Мокринская, А.К. Нестеров, Т.И. Плаксина, Н.И. Суслов, Н.А. Ульченко, Г.Я. Фаттахова, Л.Г. Рощина, А.В. Толстых, СИ. Уляев, Т.В. СВ. Шевченко, СА. Щелкунов, и т.д.). Однако вопрос гуманитаризации профессионального образования художников-мастеров традиционного прикладного искусства никем не исследовался. До сих пор не обобщен опыт преподавания гуманитарных дисциплин в заведениях среднего профессионального художественного образования. Не раскрыт потенциал дисциплин в развитии профессиональной культуры художника-мастера. Возникает острая необходимость в разработке учебных программ по дисциплинам с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Таким образом, недостаточная разработанность научно-исследовательского направления выявляет следующие противоречия между:

- существующими научно-исследовательскими трудами, авторы которых
рассматривали вопросы гуманитаризации профессионального образования различных
специализаций, и отсутствием работ по данной проблематике в области
традиционного прикладного искусства;

- развитием педагогики в области художественного образования и отсутствием
теоретико-методологического обоснования развития профессиональной культуры
художников-мастеров в процессе гуманитарной подготовки;

- высокой художественно-технической подготовленностью и недостаточным
уровнем гуманитарной подготовки выпускников средних профессиональных
образовательных учреждений.

Данные противоречия обозначили проблему исследования, связанную с необходимостью разработки научно-методических подходов к развитию профессиональных компетенций художников-мастеров традиционного прикладного искусства, обладающих индивидуально развитым, философско-творческим мышлением, позволяющим ориентироваться в многообразии культурных и художественных ценностей.

Актуальность и недостаточная разработанность избранной проблемы обусловили выбор темы нашего исследования.

Цель исследования: научно обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую модель развития профессиональной культуры будущего художника-мастера традиционного прикладного искусства в процессе гуманитарной подготовки.

Объект исследования - профессиональное образование будущих специалистов в области традиционного прикладного искусства.

Предмет исследования - гуманитаризация образования художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры.

Анализ научных исследований и публикаций позволил сформулировать гипотезу исследования: гуманитаризация образования будет способствовать развитию личности студента как субъекта деятельности, овладению знаниями и умениями, побуждающими к созданию высокохудожественных произведений при соблюдении следующих условий:

  1. Осуществление гуманитаризации образования будет проходить в условиях взаимодействия историко-традиционных методов и современных форм, направлений обучения, основной целью которых является приобщение будущего художника-мастера к системе ценностей, отражающих богатство общечеловеческого и национального наследия, а также развитие качеств, составляющих основу профессиональной культуры художника-мастера;

  2. Разработанные ценностные ориентиры гуманитарной подготовки направлены на духовное погружение в философское и историческое наследие эпохи;

3. Развитие профессиональной культуры художников-мастеров будет
представлять управляемый системный процесс, включающий принципы, содержание
гуманитарной подготовки, формы, методы и конкретные педагогические условия,
отвечающие задачам подготовки высококвалифицированных специалистов в области
традиционного прикладного искусства;

4. Внедрение в реальную практику учебных программ, в основе которых лежат
принципы целостности, продуктивности и интеграции с содержанием учебных
программ по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме гуманитаризации
современного образования и пути их реализации.

2. На основе анализа исторического опыта преподавания дисциплин, раскрыть
социально значимые функции гуманитарной подготовки в развитии будущего
специалиста как субъекта деятельности.

3. Разработать, обосновать и экспериментально проверить педагогическую
модель развития профессиональной культуры будущих художников-мастеров

традиционного прикладного искусства при обучении гуманитарным дисциплинам, включающую в себя виды трудовой деятельности, профессиональные качества, принципы подготовки, интегрированные программы, систему основополагающих предметных компетенций, соотнесённых с будущей профессией, методы и формы обучения, критериальный аппарат, выявляющий уровень развития профессиональных компетенций учащихся.

4. Разработать интегрированные программы по дисциплинам «Основы философии» и «Отечественная история», ориентированные на традиции отечественной национальной культуры.

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи гуманизации и гуманитаризации образования, принципы личностного, деятельного, диалогического, культурологического подходов, определяющие сущность гуманистической парадигмы образования: труды отечественных и зарубежных философов, посвященные развитию творческой личности через традиции национальной культуры (Н.А.Бердяев, И.Г. Гердер, Н.Я.Данилевский, И.Кант, К.Н.Леонтьев, Л.Д.Любимов, А.Ф.Лосев, Д.С.Лихачев, О. Шпенглер); труды специалистов в области философии, рассматривающие проблемы гуманитаризации образования и формирования личности в процессе приобщения к культуре (B.C. Библер, И. В. Бестужев-Лада); психолого-педагогические положения о всестороннем развитии личности и личности как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.В. Давыдов, B.C. Ильин, Я.И Коменский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, К.Д.Ушинский, Д.Б. Эльконин); теоретические труды педагогов, в которых разрабатывались вопросы преподавания традиционного прикладного искусства (А.В. Бакушинский, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.Ф.Максимович, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, Б.А. Рыбаков, В.С.Щербаков); труды по психологии искусства (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн).

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использовались следующие методы исследования: 1) теоретические - анализ педагогической, психологической, философской, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация теоретического и практического опыта гуманитарной подготовки художников-мастеров традиционного прикладного искусства в средних профессиональных образовательных учреждениях; 2) эмпирические - педагогическое наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование педагогов и студентов, педагогическое моделирование; 3) статистические - обработка и анализ результатов эксперимента, метод независимой внешней экспертизы, составление сравнительных таблиц и графиков, анализ успеваемости студентов и за период 2007-2011 гг.

База исследования. Исследование проводилось в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)», Московском филиале Институте традиционного прикладного искусства, Федоскинском филиале лаковой миниатюрной живописи, Мстерском филиале лаковой миниатюрной живописи им Ф.А. Модорова, Холуйском филиале лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова. В общей сложности исследованием было охвачено 243 студента.

Исследование включало несколько этапов: первый этап (2007-2008 годы) -анализ философских, педагогических и психологических исследований, разработка концептуальных позиций развития культурного потенциала на занятиях по гуманитарным дисциплинам, определение программы экспериментальной работы и порядка внедрения результатов исследования в учебно-воспитательный процесс, выявление исходного уровня профессиональных качеств у студентов; второй этап (2008-2010 годы) - проведение формирующего эксперимента, в ходе которого проверялась разработанная педагогическая модель, проведение контрольных срезов и анализ полученных результатов эксперимента; третий этап (2010-2011 годы) -завершение формирующего эксперимента, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнение теоретических выводов и положений, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

систематизирован и теоретически обобщен исторический опыт преподавания гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования в области традиционного прикладного искусства;

определена роль и значение гуманитарной подготовки в развитии художников-мастеров как субъекта труда;

определен критериальный аппарат по выявлению уровня развития профессиональной культуры, в который вошли художественно-творческий уровень выполнения дипломной работы, активность участия в научно-практических конференциях.

Теоретическая значимость:

теоретически обоснована и внедрена в учебный процесс педагогическая модель развития профессиональной культуры художников-мастеров на занятиях по гуманитарным дисциплинам;

определены научные основы преподавания гуманитарных дисциплин в подготовке специалистов в области традиционного прикладного искусства;

сформулированы профессиональные компетенции художника-мастера, послужившие основанием для определения понятия «профессиональная культура

художника-мастера традиционного прикладного искусства» в контексте

исследования;

- раскрыта и описана методология гуманитаризации учебно-воспитательного

процесса, выявлены педагогические условия развития художника-мастера как

субъекта деятельности.

Практическая значимость результатов исследования заключаются в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс программ по дисциплинам «Основы философии» и «Отечественной истории», учитывающих специфику будущей трудовой деятельности и направленных на развитие профессиональных компетенций будущих специалистов в области традиционного прикладного искусства.

Материалы диссертации могут быть использованы в разработке учебно-методических комплексов, учебников нового поколения по гуманитарным дисциплинам, при создании комплекса наглядных средств обучения, справочников и другой научно-методической и учебно-методической литературы необходимой для повышения эффективности подготовки студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы», при реализации государственных образовательных стандартов в средних профессиональных учебных заведениях художественного профиля.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования (педагогические науки), охватывающей проблемы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, включая вопросы управления и организации воспитательного процесса и т.д., результаты научного исследования соответствуют следующим пунктам паспорта специальности: п.1. - генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; п.З. -подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования; п.10. - методология и методика профессионального образования; п.12. - учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; п. 16. -культура и проблемы воспитания; п.26. - проблемы изучения и реализации профессионального образования.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и результатов исследования были обеспечены анализом психолого-педагогической и специальной литературы по обозначенной проблеме, последовательным осуществлении программы исследования, внедрением педагогической модели, соответствующей целям и задачам исследования, положительной динамикой развития студентов в процессе экспериментального обучения, воспроизводимостью результатов

исследования, репрезентативностью полученных экспериментальных данных и валидностью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Проверка материалов и выводов исследования осуществлялась на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Человек в условиях мирового экономического кризиса» (октябрь 2009 г, Москва, Институт психологии РАН); «Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей» (май 2010 г., Национальная академия наук Беларуси, Отделение гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, Институт философии НАН Беларуси); «Многополярный мир и безопасность: равенство, лидерство, гегемония» (май 2010 г., Санкт-Петербург, Военмех); «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (ноябрь 2009 г., 2010г.) «Национальная философия в контексте современных глобальных процессов» (декабрь 2010 г., Институт философии Национальной академии наук Беларуси); «Православная Церковь и русская культура» (февраль 2011 г. Санкт-Петербург). «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем и настоящее в будущем» (май 2011 г.).

Внедрение результатов исследования проводилось в процессе подготовки художников-мастеров, на базе Высшей школы народных искусств, Московского филиала Института традиционного прикладного искусства, Федоскинского филиала лаковой миниатюрной живописи, Мстерского филиала лаковой миниатюрной живописи им Ф.А. Модорова, Холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова. Основные положения, результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры «Истории и теории художественного образования», а также на методологическом семинаре Высшей школы народных искусств (институт).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Гуманитаризация среднего профессионального образования осуществляется посредством гуманитарной подготовки, которая не сводится к механическому увеличению учебных часов на дисциплины, а предполагает решение ряда задач, направленных на приобщение будущих специалистов к системе национальных культурных ценностей, развитию профессиональных качеств, художника-прикладника: 1) изменение роли гуманитарных дисциплин в учебном процессе: от абстрактно-теоретической к теоретико-прикладной, способствующей динамичному развитию обучающихся; 2) пересмотр содержания и ценностных ориентиров гуманитарной подготовки, через интеграцию со специальной подготовкой посредством духовного погружения в философское и историческое наследие эпох.

  1. Профессиональная культура художника-мастера традиционного прикладного искусства заключает в себе сложное многоуровневое содержание, предполагающее наличие глубоких и систематизированных знаний, умений и навыков по конкретной специальности (художественное кружевоплетение, лаковая миниатюрная живопись, художественная резьба по кости, художественная вышивка, художественный металл и т.д.), дополненных системой научных знаний в области гуманитарных наук. Этот комплекс дисциплин позволяет подготовить образованную, всесторонне развитую творческую личность, воспитанную на лучших образцах народной культуры, и сформировать у студентов систему ценностных ориентиров и профессиональных качеств, таких, как: гуманное и эстетическое отношение к окружающему миру, патриотизм, мировоззренческая активность, гражданская ответственность, трудолюбие, уважение народных традиций, интеллект и общекультурная компетентность, и, как результат, - интерес к будущей художественно-творческой деятельности.

  2. Предложенная педагогическая модель развития профессиональной культуры специалистов традиционного прикладного искусства в процессе гуманитарной подготовки основана на принципах личностного, деятельного, диалогического, культурологического, аналитико-искусствоведческого подходов, определяющих сущность гуманистического дискурса образования, и включает виды будущей профессиональной деятельности, профессиональные качества художника-мастера, систему основополагающих предметных компетенций, соотнесённых с сущностью будущей трудовой деятельностью, методы и формы обучения, педагогические условия, а также критериальный аппарат. Эффективность модели обеспечивается реализацией, системного освоения научных знаний гуманитарных дисциплин и практических умений в области специальных дисциплин, необходимых для создания высокохудожественных произведений традиционного прикладного искусства, несущих в себе национально-исторические ценности.

  3. Созданные учебные программы по гуманитарным дисциплинам, являющиеся частью педагогической модели и учитывающие профессиональную направленность, включают в себя междисциплинарные связи гуманитарной и специальной подготовки будущих художников-мастеров. В содержании программ акцент делается на изучение народной культуры, традиций, отечественной истории, русской философии, философии творчества и философии традиционного прикладного искусства.

Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, четырех приложений. Список использованной литературы включает 207 наименований. Объем диссертации 228 страниц. Она содержит 10 таблиц, 2 схемы и 4 графика.

Похожие диссертации на Гуманитаризация образования будущих художников-мастеров традиционного прикладного искусства как фактор развития профессиональной культуры