Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образовательный потенциал народного художественного творчества в подготовке художников-мастеров в колледже искусств Синицына Людмила Витальевна

Образовательный потенциал народного художественного творчества в подготовке художников-мастеров в колледже искусств
<
Образовательный потенциал народного художественного творчества в подготовке художников-мастеров в колледже искусств Образовательный потенциал народного художественного творчества в подготовке художников-мастеров в колледже искусств Образовательный потенциал народного художественного творчества в подготовке художников-мастеров в колледже искусств Образовательный потенциал народного художественного творчества в подготовке художников-мастеров в колледже искусств Образовательный потенциал народного художественного творчества в подготовке художников-мастеров в колледже искусств
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Синицына Людмила Витальевна. Образовательный потенциал народного художественного творчества в подготовке художников-мастеров в колледже искусств : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Москва, 2006 203 с. РГБ ОД, 61:06-13/1568

Введение к работе

Актуальность исследования. Стремительно изменяющиеся

социокультурные условия России предъявляют новые требования к процессу подготовки молодых специалистов. Важнейшим аспектом педагогической деятельности становится формирование у учащихся способности к творческому применению полученных знаний. Поиск адекватных педагогических средств актуализации творческого потенциала личности в процессе обучения ставит во главу угла критерий культуросообразности педагогического процесса как меру его открытости на живое многообразие культуры.

Особое значение имеет взаимосвязь учреждений образования и культуры в процессе подготовки специалиста в области декоративно-прикладного искусства. Эта связь актуальна не только в художественно-творческой, но и в культурно-просветительской деятельности художника-мастера, воздействующего своими произведениями на формирование у окружающих эстетических предпочтений и представлений о традиционном искусстве.

S Ї

bgcjEoJ

Ответственность, которая лежит на художнике-мастере, обусловливает ключевой характер этнографических дисциплин в системе его подготовки, раскрывающих связи конкретного ремесла с традицией как неотъемлемой чяслего\' > жизни народа. Важной в связи с этим является проблема обоснования содер ішная^^ этнохудожественного образования, соотнесения его с методологиче~ї*,,й"*- положениями культурологии и педагогики, роли и места в нём региона; историко-культурного компонента.

Спрос на предметы традиционных промыслов сосуществует cerojig с

отсутствием элементарных знаний в области традиционной народной культуры. В таких условиях особую актуальность приобретает формирование у будущего художника-мастера представлений о том, что традиционная культура не ограничивается в своем значении потребительской стоимостью изделия в «местном» художественном стиле, но является основой этноса

Формирование у будущего художника-мастера способности видения истинной красоты народного творчества, умения отличать её от «китча» требует опыта

4 общения с подлинными образцами народной традиционной культуры.

Такой опыт в современных условиях учащиеся не могут приобрести

самостоятельно: народная традиция в ее «чистой» форме практически вытеснена

из повседневной жизни, и этот важнейший пласт культуры нуждается в

актуализации. В этом отношении педагогический процесс требует определенной

организации образовательного пространства Именно это обусловливает особую

роль музейной среды, поскольку музей этнографического профиля не просто

хранит вещи, образцы, предметы, но постоянно воссоздает порядок,

свойственный региональной народной культуре. Необходимо органичное

соединение музейного и образовательного пространства.

Проблема актуализации образовательного потенциала народного художественного творчества отражена в трудах А.В. Бакушинского, И.А. Ильина, В Ф Максимович, М А. Некрасовой, П.А. Флоренского, К.Д Ушинского, А.С. Хомякова, СТ. Шацкого.

Положения о целостности и взаимообусловленности социально-культурных и педагогических явлений в процессе воспитания активной творческой личности исследованы В С. Библером, Л.С Выготским, В.В. Давыдовым, Э. Дюркгеймом, Д Дьюи, И.С. Коном, Д.Б. Элькониным, Б.Д. Элькониным, М. Коулом, М. Монтессори, Э.Зальворком, А. Лихтварком.

Раскрытие содержания феномена народной культуры отражено в работах В.С Воронова, В.М. Василенко, У.Ю. Соколовского, В.И. Гусева.

Значению региональной культуры, проблемам музейной коммуникации посвящены работы В.Ю. Дукельского, Е.Н. Мастеницы; роль музея в воспитании подрастающего поколения и принципы музейной педагогики находятся в центре внимания А.Г. Бойко, Е.Г. Вансловой, Б. А. Столярова.

Проведенный анализ показал, что существует целый ряд исследований по проблемам подготовки специалистов народных художественных промыслов, но в них не рассматриваются в должной мере вопросы преподавания региональных этнохудожественных дисциплин. В работах ученых-музееведов активно обсуждаются проблемы музейной педагогики, позволяющие осуществлять образовательный процесс в музее для различных групп детей и молодежи, но в то

5
же время роли музея в профессиональной подготовке

специалистов творческих профессий не уделяется должного внимания, и

огромный образовательный потенциал музеев до сих пор не востребован. Не

разработаны соответствующие педагогические условия для организации обучения

студентов указанных профессий в музейной среде.

Не анализировалась и не являлась предметом исследования роль регионального компонента в подготовке специалистов декоративно-прикладного направления применительно к условиям Смоленской области.

Актуальность и недостаточная научная разработанность указанных проблем определили тему и основные положения диссертационного исследования.

Объект исследования - народное художественное творчество в профессиональном образовании художников-мастеров.

Предмет исследования - процесс актуализации образовательного потенциала народного художественного творчества в подготовке художников-мастеров.

Цель исследования - теоретически обосновать пути совершенствования профессионального образования художников-мастеров в области декоративно-прикладного искусства и экспериментально проверить модель этнообразовательного пространства

Задачи исследования:

-проанализировать методологические подходы к обоснованию

образовательных возможностей народного художественного творчества;

-выявить и обосновать педагогические условия актуализации

образовательного потенциала народного художественного творчества в профессиональной подготовке художника-мастера;

-определить место и функции музея этнографического профиля в процессе образования художника-мастера в колледже искусств;

-разработать и экспериментально проверить эффективность методов актуализации потенциала народного художественного творчества.

Гипотеза исследования: повысить эффективность профессиональной подготовки студентов в области декоративно-прикладного искусства возможно, если:

-в основу построения программно-методической системы

преподавания

будет положен принцип интеграции региональных, национальных, мировых художественных и педагогических ценностей народного художественного творчества;

-будет сформировано этнообразовательное пространство, в котором народная культура может проявиться не только как язык ушедших поколений, но и как живой язык, расширяющий границы творческого диалога во времени и в пространстве, а в методике преподавания этнодисциплин особое значение будет придаваться проблеме включения элементов народной культуры в современный контекст через сисіему творческих студенческих проектов;

-будет найден механизм включения в образовательное пространство социальных институтов, отвечающих за процессы воспроизводства народного художественного творчества и, в частности, такого института как этнографический музей, при этом обязательным элементом образовательного процесса станет работа с подлинными предметами народной культуры в условиях, воссоздающих их естественную среду бытования.

Методологическую основу исследования составили:

-положения о роли национальной культуры и этнопедагогики в нравственном, эстетическом воспитании подрастающего поколения (П.П. Блонский, Г.Н Волков, Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, В,А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, Л.В Школяр),

-теория деятельности и развивающего обучения (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

-труды, раскрывающие проблемы формирования творческой личности в процессе художественной деятельности (А.В. Бакушинский, Л. С. Выготский, Б.П. Юсов);

-труды, раскрывающие проблему профессиональной подготовки в области декоративно-прикладного искусства (В М. Василенко, В.С Воронов, В.Ф Максимович, М.А. Некрасова, Т.М. Разина);

7
-исследования, содержащие теоретические основы образовательной

деятельности музеев (А Г Бойко, МБ Гнедовский, Б.А. Столяров).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и искусствоведческой литературы; изучение материалов архивов; педагогическое наблюдение; констатирующий эксперимент, опытно-экспериментальная работа; анализ и обобщение результатов эксперимента.

Научная новизна исследования. Разработана модель актуализации образовательного потенциала народного художественного творчества в процессе подготовки художника-мастера, включающая принципы, педагогические условия и этнообразовательное пространство, в котором возможно их осуществление.

Обоснованы педагогические условия актуализации образовательного потенциала регионального народного художественного творчества в процессе профессиональной подготовки художника-мастера, а именно:

-обращение к региональному народному художественному творчеству как важнейшей составляющей профессиональной подготовки специалиста народных промыслов;

-создание этнообразовательного пространства, в котором музею этнографического профиля отводится ведущая роль в реализации образовательного потенциала региональной народной культуры;

-трехуровневая программа обучения, региональный, национальный и мировой уровни освоения художественных ценностей;

-комплексная методика преподавания этнодисциплин, основанная на авторской системе работы со студентами с привлечением подлинных произведений народного художественного творчества, на усилении роли педагога в обеспечении преемственности поколений в новых социальных условиях.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены принципы реализации образовательного потенциала регионального народного художественного творчества (творческой сопричастности; сочетания современных научных подходов к образовательно-воспитательному процессу с опытом народной педагогики; духовного постижения традиции и опоры на её более жизнеспособные формы; общения с подлинным произведением искусства;

8
диалогичности), способствующие развитию теории профессиональной

подготовки будущих специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства.

Обоснованы возможности применения эффективных технологий (игровых, проблемных, коммуникативных, личностно-ориентированных), активизирующих творческую деятельность педагога и студентов в процессе профессиональной подготовки художника-мастера.

Введены в научный оборот материалы из фондов Смоленского государственного музея-заповедника' данные статистических источников, официальные документы, полевые записи этнографических экспедиций, характеризующие образовательный потенциал народных художественных промыслов Смоленщины.

Сформулированы критерии творческой активности студентов: уровень художественно-эстетических потребностей, положительная динамика изменения их ценностных- ориентации, стремление к самостоятельной творческой деятельности.

Практическая значимость. Разработан комплекс программ этнографической подготовки художника-мастера («Этнография Смоленщины», «История народного костюма» и «История декоративно-прикладного искусства и народных промыслов»), позволяющий углубить представление о роли регионального народного художественного творчества и этнографического музея в этнохудожественной подготовке будущих мастеров народных промыслов. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при создании программ профессионального образования в традиционном декоративно-прикладном искусстве; система занятий по освоению регионального народного художественного творчества может быть внедрена в учебный процесс общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

Достоверность исследования обеспечена методологической

обоснованностью исходных теоретических положений, адекватностью применяемых методов поставленным задачам, воспроизводимостью полученных результатов на практике.

Этапы исследования. На первом этапе (1999-2001 г.г.) изучалась научно-педагогическая литература по теме исследования, анализировалась образовательная деятельность ведущих музеев и система их взаимодействия с учебными заведениями, определялись теоретико-методологические положения исследования. На втором этапе (2001-2003 г.г.) проводился констатирующий и формирующий педагогический эксперимент. На заключительном этапе (2003-2005 г.г.) проанализирован и обобщён материал, полученный в ходе экспериментальной работы, и оформлен текст диссертации.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась на ежегодной научной конференции, посвященной Празднику славянской письменности и культуры (Смоленск, 2000 г.), на Всероссийском фестивале «Кремль - детям» (Москва, 2000 г.), Международной конференции «Традиции и обычаи народов России и Беларуси/) (Минск, 2001 г.), конференции «Провинциальный художественный музей в изменяющейся России» (Смоленск. 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство, прошлое и современность» (Смоленск, 2002 г.), Международной научно-практической конференции «Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития» (Смоленск, 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Приобщение детей к традициям народной культуры. Художественный текстиль» (Москва, 2003 г.), Международной научно-практической конференции «Формирование единого полиэтнического культурного пространства в порубежных районах России и Беларуси» (Смоленск, 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Изобразительное искусство. Обучение и творчество», посвященной столетию B.C. Щербакова (Москва. ИХО РАО, 2004 г.). Ряд положений, идей и выводов диссертации использован автором при подготовке учебно-методических материалов в колледже при Смоленском государственном институте искусств.

Опытно-экспериментальная база исследования: Смоленский

государственный институт искусств и колледж искусств, Смоленский государственный педагогический университет, детские сады и

10 общеобразовательные школы г Смоленска, фабрика художественной

вышивки г. Смоленска, музей «Смоленский лен».

Положения, выносимые на защиту:

  1. Профессиональная подготовка специалистов народных художественных промыслов должна опираться на региональное народное художественное творчество, содержащее в себе огромный педагогический потенциал (формирование национального самосознания, овладение традиционными приёмами ремесла). Художник-мастер, овладевший ценностями народного художественного творчества, способен трансформировать его в своём творчестве, отвечающем современным потребностям (создание нового сюжетного образного ряда, композиционные построения, колористические и технологические решения).

  2. Концептуальное построение этнохудожественного образования будущих специалистов традиционного декоративно-прикладного искусства основывается на активизации общественно-исторической памяти, диалоге культур. Личность педагога и его роль в педагогическом процессе осмысляется в качестве посредника в передаче знаний между поколениями (носитель традиционного мировоззрения, владение ремеслом) Посредничество подразумевает не просто общение, а сложное педагогическое коммуникативно-энергетическое действие, направленное на «удержание» основы культуры - культа.

  3. Содержание этнохудожественного образования студентов основано на региональном интегрированном курсе «Народное художественное творчество Смоленщины», дающем возможность постигать народное художественное творчество во всём его синкретическом многообразии, взаимосвязи материальной и духовной культуры и придавать ему соответствующее значение в выработке жизненных ориентиров в современной действительности.

4. Формирование будущего специалиста народных художественных
промыслов осуществляется в этнообразовательном пространстве (детский сад,
общеобразовательная школа, среднее профессиональное учебное заведение,
высшее профессиональное учебное заведение, педагогический университет,
этнографический музей), в котором музей является центральным звеном и

рассматривается как социальный институт, осуществляющий хранение, интерпретацгао и актуализацию ценностей, передачу их от одного поколения к другому.

5 Эффективность этнохудожественных программ достигается благодаря организации учебного процесса, основанного на работе с подлинными предметами художественного творчества в музейной среде (постижение «языка вещей»), побуждающего будущих художников-мастеров к самостоятельной творческой деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Образовательный потенциал народного художественного творчества в подготовке художников-мастеров в колледже искусств