Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее 14
1.1. Профессиональное творчество как основа профессиональной подготовки учащихся в лицее 14
1.2. Понятие творчества в педагогической науке и практике 32
1.3. Концептуальные основы развития профессионально-творческой деятельности учащихся 56
Выводы по первой главе 75
Глава 2. Дидактическая характеристика процесса развития профессионально-
творческой деятельности учащихся в лицее 78
2.1. Дидактические основы обучения творческой деятельности 78
2.2. Организационно-педагогические условия развития профессионально-творческой деятельности в лицее 94
2.3. Метод учебных проектов как способ развития профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее 115
2.4. Методика и результаты экспериментального исследования 130
Выводы по второй главе 141
Заключение 144
Список литературы 146
Приложения
- Профессиональное творчество как основа профессиональной подготовки учащихся в лицее
- Понятие творчества в педагогической науке и практике
- Дидактические основы обучения творческой деятельности
Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях социально-экономического, научно-технического и технико-технологического развития общества вопросы профессиональной подготовки рабочих и специалистов все в большей степени связываются с их творческим развитием. Ускоренные темпы развития научно-технического прогресса оказывают значительное влияние на содержание профессиональной деятельности, стирают различия между умственным и физическим трудом, увеличивают долю творческого компонента, требуют усиления интеллектуальной подготовки рабочих и специалистов. Технология профессионального образования и механизмы творческого поиска образуют диалектическое единство, определяющее их функционирование через взаимосуществование и развитие друг через друга.
Профессиональные учебные заведения ставят своей целью не только вооружить учащихся системой профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование профессионально-творческой деятельности, развитие способностей у будущих рабочих и специалистов к реализации своего творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Развитие технико-технологических процессов на производстве еще больше обострили требования к достижению этой цели, реально вскрыв факт, что без творческого отношения к профессиональной деятельности, без проявления инициативы и предприимчивости практическая реализация современных требований производства становится трудно выполнимой.
Современное производство требует от рабочих и специалистов широкого спектра способностей, развития нравственных, физических и интеллектуальных качеств. Анализируя современные тенденции развития общества и образования, можно отметить, что рабочие и специалисты должны быстро реагировать на любые нестандартные ситуации, самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.
Изучение современных педагогических исследований позволило сделать вывод, что существует достаточный научно-педагогический потенциал для дальнейшего углубления в проблему формирования и развития профессионально-творческой деятельности будущих рабочих и специалистов в лицее.
Данное направление нашло отражение в педагогических исследованиях В.Е. Алексеева, Г.С. Альтшуллера, С.С. Жумашевой, Б.Ф. Зиркиновой, Д.М. Комского, Т.В. Кудрявцева, Л.И. Половинкина, Ю.С. Столярова и др.
Ученые рассматривали вопросы совершенствования структуры учебно-творческой деятельности, организации перехода от начальных до высших форм технического творчества, а также проблемы педагогического управления этим процессом. Следует отметить отсутствие единого подхода к решению проблем развития творческой деятельности учащихся. Предлагаемые учеными-педагогами пути решения этих проблем зависят от того, на какие структурные компоненты реального творческого процесса они опираются в организации учебно-творческой деятельности.
Таким образом, в педагогической науке и практике проблеме развития творческих способностей учащихся уделено должное внимание.
Тем не менее, остаются недостаточно раскрытыми организационно-педагогические условия развития творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.
Таким образом, актуальность проблемы развития профессиональной творческой деятельности у будущих рабочих и специалистов в лицее определяется рядом социальных, педагогических, производственных факторов, в том числе требованиями повышения качества подготовки рабочих и специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях с появлением сложных высокотехнологических процессов, требующих профессиональной, мобильной, творческой, изобретательской инициативы и предприимчивости работников.
Исходя из анализа, теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы профессионально-творческой деятельности можно выделить следующие противоречия между:
требованиями современного общества и производства к рабочим и специалистам высокой квалификации, способных к освоению и осуществлению сложных технологических процессов, изобретательской и рационализаторской деятельности и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы развития профессионально-творческой деятельности в лицее;
потребностью профессиональных учебных заведений в развитии профессионально-творческой деятельности будущих рабочих и специалистов и отсутствием соответствующих организационно-педагогических условий его осуществления.
Необходимость разрешения данных противоречий определила актуальность обращения к проблеме обеспечения эффективности развития профессионально-творческой деятельности будущих рабочих и специалистов в лицее.
Актуальность рассмотренной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в системе начального и среднего профессионального образования рабочих и специалистов послужили основанием для определения темы исследования «Развитие профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее».
Цель исследования: разработка теоретических основ и практическая реализация процесса развития профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки учащихся в лицее.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития профессионально-творческой деятельности будущих рабочих и специалистов в лицее.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее будет осуществляться эффективнее, если:
рассматривать профессионально-творческую деятельность как обязательный компонент профессиональной подготовки, отражающий совокупность личностных, функциональных, профессиональных, предметных, технологических, и социальных особенностей деятельности рабочих и специалистов;
научно обосновать и разработать концептуальные основы развития профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее с учетом внешних и внутренних факторов;
использовать специальное вариативное содержание и совокупность разнообразных методов и форм обучения творческой деятельности;
создать центр творчества, деятельность которого направлена на решение комплекса профессионально-творческих задач;
разработать организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике и уточнить содержание понятий «профессионально-творческая деятельность», «развитие профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее».
Разработать концептуальные основы развития профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее.
Разработать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, обеспечивающие реализацию творческого потенциала учащихся.
4. Подготовить образовательные программы, методическое обеспечение развития профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее.
Методолого-теоретической основой исследования являются философские категории теории познания, методологические и теоретические концепции деятельности; методологические и теоретические принципы и закономерности становления инновационных образовательных процессов, гуманистические идеи современной теории обучения.
В своем исследовании мы опирались на социально-ориентированные, личностно-деятельностные, гуманистические, профессиологические подходы к изучению педагогических явлений и процессов (Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, Е.А. Климов, М.И. Махмутов, Н.Д. Никандров, Г.П. Щедровицкий, Г.И. Щукина и др.), теоретические концепции личностно-ориентированного обучения (Е.Н. Бондаревская, К.Я. Вазина, В.В. Давыдов, В.В. Сериков, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.); психологических концепциях развития личности (П.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, С.Я. Рубинштейна и др.); педагогические теории общего и профессионального обучения и воспитания (С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Б.Ф. Ломов, М.Н. Скаткин, О.Ф. Федорова, В.П. Худяков, С.А. Шапоринский, А.Е. Шильникова и др.); развития технического творчества учащихся (В.Е. Алексеев, Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, В.И. Белозерцев, А.П. Беляева, Г. Буги, А.В. Кудрявцев, Л.Н. Ланда, А.Б. Селюцкий, Г.И. Слугин, Ю.С. Столяров).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач применялся комплекс теоретических и практических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: историко-логический анализ философской, социологической, психологической, педагогической, технологической и методической литературы; систематизация и сравнительный анализ нормативных и учебно-воспитательных документов, учебных планов и
программ творческого и профессионального развития учащихся в лицее; теоретическое моделирование процесса развития профессионально-творческой деятельности учащихся; анализ, синтез, сравнение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Выполняя исследование, автор использовал свой 10-летний педагогический опыт работы в качестве директора центра «Творчество» Профессионального лицея №1 (с 2004 г. Нижегородский индустриальный техникум).
Опытно-экспериментальной базой выступает Нижегородский индустриальный техникум (до 2004 г. профессиональный лицей №1).
В экспериментальной работе принятии участие 920 учащихся, педагогов профессионального и дополнительного образования Нижегородского индустриального техникума, профессионального училища №78, профессионального лицея №3, 4, 60 (г. Н.Новгород), Сормовского механического техникума.
Исследование проводилось с 2000 г. по 2004 г.
На первом этапе (2000 - 2001 гг.) определялись теоретические предпосылки исследования, разрабатывался методологический аппарат, производился анализ и синтез достижений философии, социологии, психологии, общей и профессиональной педагогики по данной проблеме; изучались инновационные направления развития профессионального образования; организационно-педагогические условия, обеспечивающие совершенствование процесса профессионально-творческого развития учащихся; рассматривалось применение системного подхода, определялись цель, предмет, объект исследования, формировалась гипотеза, устанавливалась область применения результатов, составлялась программа, уточнялись методики проведения констатирующего и формирующего экспериментов.
Второй этап (2002-2003 гг.) был посвящен разработке концептуальных основ и организационно-педагогических условий развития профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее, их апробации в Профессиональном лицее №1, созданию центра творчества, определялись научно-технические, художественно-прикладные, профессионально-технические направления деятельности центра «Творчество», где осуществлялся процесс развития профессионально-творческой деятельности учащихся, разрабатывались образовательные программы; выполнялась поисковая и диагностическая работа по изучению учащихся. Проводился первый этап формирующего эксперимента.
На третьем этапе (2003-2004 гг.) устанавливалась взаимосвязь компонентов спроектированной системы, определялись механизмы развития профессионально-творческой деятельности учащихся; завершался формирующий эксперимент; проводился качественный и количественный анализ экспериментальных данных; определялись показатели эффективности применения организационно-педагогических условий развития профессионально-творческой деятельности учащихся; проводилось обобщение и обсуждение результатов исследования, теоретической интеграции выводов, степени эффективности внедрения результатов изыскания в практику деятельности лицея.
Научная новизна: раскрыта и определена сущность развития профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее, заключающаяся в непрерывном и поступательном процессе изменения качеств личности, адекватных профессиональным задачам, начиная от вариативно поискового до продуктивного уровня и осуществляется через последовательность постепенно усложняющихся учебно-проектных задач, создание профессионально-технических, профессионально-художественных, декоративно-прикладных творческих объединений; организацию творческого поиска с помощью методов учебного проектирования.
Разработаны организационно-педагогические условия,
обеспечивающие формирование и развитие профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее, имеющие организационно-структурные, мотивационно-целевые, содержательные и процессуальные характеристики, обеспечивающие проектирование и осуществление процесса обучения творчеству.
Теоретическая значимость заключается в разработке концептуальных основ развития профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее:
исследовано и конкретизировано содержание понятий «творчество», «профессионально-творческая деятельность», «обучение профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее»;
определены ведущие идеи и принципы организации процесса развития профессионально-творческой деятельности учащихся.
Разработаны механизмы развития творческой деятельности учащихся, осуществляемые через выбор видов творческой деятельности, адаптированных к индивидуальным потребностям и способностям учащихся; расширение материальной базы; внедрение новых организационных структур (Центр творчества); разработку содержания 15 творческих объединений, использование методов учебного проектирования в процессе формирования творческой деятельности; разработаны методы и формы организации профессионально-творческой деятельности (областные олимпиады по профессиям, фестиваль профессионального творчества учащихся, выставки-ярмарки достижений профессиональной деятельности учащихся, эстафеты профессионального мастерства, конкурсы профессионального творчества, рационализаторства и изобретательства, разработка проектов, клуб деловых и находчивых).
Практическая значимость исследования заключается в том, что организационно-педагогические условия развития профессионально-
творческой деятельности учащихся внедрены в Профессиональном лицее №1 (с 2004 г. - Нижегородский индустриальный техникум).
Осуществлено профессионально-творческое развитие учащихся. Разработано и внедрено научно-методическое обеспечение развития профессионально-творческой деятельности, включающее методические пособия «Программа развития профессионального творчества учащихся Профессионального лицея №1» (2000 г.) «Разработка программ дополнительного образования детей и молодежи» (2001 г.), «Программа развития профессионального творчества учащихся УН и СПО «Ступени к совершенству» (2003 г.), «Программа развития центра творчества 2000-2005 гг.» (2000 г.), «Программа развития технического, декоративно-прикладного, творчества, рационализаторства и изобретательства в учреждениях начального и среднего профессионального образования (2000 г.).
Под руководством автора разработаны учебные программы 15 творческих объединений центра творчества «Автоконструирование», «Информатика и ВТ», «Радиоэлектроника», «Конструирование и эксплуатация звукосветотехники», «Радиоконструирование», «Машинная и ручная вышивка», «Прикладной дизайн», «Художественная обработка кожи», «Резьба по дереву», «Лоскутная техника», «Вязание», «Плетение из бисера», «Лозоплетение», «Конструирование и моделирование одежды», «Театр моды».
Разработаны: проект развития профессионального мастерства «К вершинам мастерства», проект формирования профессионального самоопределения «Прекрасная страна - Профтех», проект развития профессионального творчества «Творческие горизонты», проект развития педагогического творчества «Педагогическая мастерская», проект развития изобретательской и рационализаторской деятельности «До изобретательских высот».
Положения, выносимые на защиту:
Профессионально-творческая деятельность рассматривается и анализируется как комплексное явление, включающее в себя совокупность взаимосвязанных аспектов, отражающих личностные, функциональные, предметные, профессиональные, технологические и социальные особенности деятельности рабочих и специалистов. Профессионально-творческая деятельность рассматривается нами как деятельность по увеличению своего профессионального и творческого потенциала, являющегося объективным интегративным показателем, характеризующим одновременно продуктивность деятельности будущего рабочего и специалиста, его профессиональной компетентности, профессиональной культуры, его личностные качества и мотивацию профессиональной деятельности.
Эффективное развитие профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических условий:
развитие мотивации учащихся к профессионально-творческой деятельности;
создание структурного подразделения Центр «Творчество», включающего 15 профессионально-художественных, профессионально-технических, художественно-прикладных творческих объединений;
содержание профессионально-творческой деятельности учащихся;
совокупность методов и форм организации и преставления результатов профессионально-творческой деятельности;
программно-методическое обеспечение процесса развития профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее;
показатели и уровни развития профессионально-творческой деятельности учащихся в лицее.
3. Система учебных программ творческих объединений и
совокупность педагогических проектов «К вершине мастерства»,
«Творческие горизонты», «Педагогическая мастерская», «Прекрасная страна
- Профтех», «До изобретательских высот» обеспечивают реализацию идеи
развитии профессионально-творческой деятельности будущих рабочих и специалистов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениями; репрезентативностью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом; тщательностью и длительностью опытно-экспериментальной работы при личном участии в ней автора; соответствием полученных результатов научным закономерностям и принципам развития системы профессионального образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях Ученого совета и кафедры профессиональной педагогики Волжской государственной инженерно-педагогической академии, на заседаниях Ученого совета Нижегородского института развития образования, на областных совещаниях по развитию профессионального творчества при Министерстве образования и науки Нижегородской области, на педагогических советах Нижегородского индустриального техникума, на Межвузовских научно-практических конференциях «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н. Новгород, 2000-2002 гг.), II Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития образования и производства (Н. Новгород, 2001 г.).
Внедрение основных результатов исследования осуществляется в Нижегородском индустриальном техникуме, Сормовском механическом техникуме (г. Н.Новгород), профессиональном училище №78, 60 (г. Н.Новгород), Профессиональном лицее №34 г. Дзержинска.
Профессиональное творчество как основа профессиональной подготовки учащихся в лицее
Государственная политика в области экономики на современном этапе направлена на возрождение российской промышленности, повышение эффективности и качества труда посредством внедрения прогрессивных технологических процессов, многофункциональных автоматизированных систем, новых форм и методов производственной деятельности, перехода на новые хозяйственные механизмы.
Новые условия, цели и задачи требуют более высокого качества профессиональной подготовки специалистов всех уровней, способных осваивать и совершенствовать новую технику, прогрессивные приемы и методы производства, основываясь на достижениях науки и техники.
Социально-экономическое развитие общества качественно меняет состав трудовых ресурсов. Возрастает потребность современных предприятий и учреждений в наладчиках технологического оборудования, специалистах в совершенстве знающих и умеющих работать на компьютерах, деятельность которых должна носить творческий, поисковый характер.
По мере широкого внедрения обрабатывающих комплексов с компьютерными устройствами управления основной единицей технологического оборудования становятся не отдельные станки, а системы машин и оборудования, объединяемые в автоматические линии, цеха, заводы - автоматы.
Производство XXI века, оснащаемое гибкими автоматическими и автоматизированными системами, станками с числовым программным управлением, робототехникой, лазерами, другой современной техникой, создание комплексно - механизированных и автоматизированных предприятий невозможно без квалифицированных специалистов, в том числе без рабочих нового типа с высокой общеобразовательной и специальной подготовкой. В России принимаются меры по перестройке управления производством и хозяйством в целом, направленные на придание экономики динамизма, гибкости, восприимчивости к научно - техническому процессу в сфере рыночной экономики.
Вместе с тем и сама структура управления производством, характер подготовки и использования специалистов, которые эффективно используют трудовые ресурсы, технику, инженерно-технические и научные достижения, повышая производительность труда. При этом становится обоснованным использование специалистов, обладающих творческими способностями на рабочих должностях высшей квалификации, где без них новая техника не будет эффективно использоваться.
Развитие нашего общества в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого работника. Стержнем трудовой активности выступает умение каждого работника технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать.
Современному производству нужен рабочий, умеющий решать различные вопросы творчески, готовый к поиску нестандартных решений, способных постоянно совершенствовать свои знания в изменяющихся условиях производства.
В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действия которого составляли бы высокое профессиональное творчество, целеустремленность, инициатива и предприимчивость. Такая социально - экономическая ситуация требует непрерывного повышения квалификации работающих, а также перестройки системы подготовки специалистов в училищах.
Для эффективного включения выпускников учреждений профессионального начального образования в общественное производство важно сформулировать у них политехнические, общеотраслевые и специальные знания и умения.
Постиндустриальная экономика, сориентированная на широкое использование и быстрое развитие высоких технологий, предъявляет новые повышенные требования к качеству рабочей силы - образовательному, профессиональному, культурно-творческому уровню работников, их нравственным и психологическим характеристикам. Именно качество рабочей силы все больше определяет конкурентоспособность экономики и социальную стабильность в обществе. При этом необходимо выделить фактор трансформации социально - профессиональной структуры общества: потребности общества в профессиях, ориентированных на прежнюю экономику, сокращаются; возникают и утверждаются новые для российского общества профессии менеджеров, маркетологов, дилеров, банковских служащих и др. Это приводит к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании и критериев востребованности на рынке труда [19,96,109].
Понятие творчества в педагогической науке и практике
Творчество - наиболее сложная сфера отношений человека к окружающему миру природы и обществу, наиболее совершенная форма самоутверждения личности в системе взаимосвязей современной цивилизации, в проявлении трудовой активности и всестороннего развития. Все достигнутое на сегодняшний день человечеством в развитии производительных сил, в создании мировой системы культурных ценностей, в формировании духовного облика лучших своих представителей является продуктом человеческого творчества, воплощения живой творческой мысли людей в огромной совокупности направлений профессионального труда и самодеятельности.
На современном этапе развития науки и техники процесс обучения учащихся в лицее должен быть поставлен так, чтобы учащиеся не только знакомились с современными достижениями техники, технологии и производства, получали знания о них, но и были причастны к совершенствованию изучаемых объектов. Для удовлетворения социального запроса общества в творческих кадрах необходимо реформировать обучение в учебном заведении в творческом плане, шире использовать достижения психолого-педагогической науки, внедрять творческие методы обучения и воспитания, находить средства, повышающие познавательную активность учащихся. Творческая активная деятельность в процессе обучения формирует у учащихся ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего рабочего и специалиста. [147].
Творческая деятельность в процессе обучения формирует у учащихся ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего специалиста.
Для того, чтобы более подробно рассмотреть содержание формы, методы и средства развития творческой деятельности учащихся, необходимо уточнить основные понятия творческого мышления человека.
В системе творчества можно выделить определенный круг объектов изучения педагогики и психологии. Эта проблема сущности творческой деятельности, ее специфики и особенностей проявления; проблема творческого процесса, его структуры, условий протекания; проблема творческой личности, особенности ее формирования, проявления у нее творческих способностей; проблема коллективного творчества; проблема продукта творческой деятельности; проблема обучения творчеству, активизации и стимуляции творческой деятельности и некоторые другие.
В словаре Е.С. Рапацевича отмечено, что в начале двадцатого века философы-идеалисты определяли творчество как создание чего-либо в наибольшей степени присущее божеству, способность к творчеству дана свыше, а человек может выполнять лишь относительно творческие действия. Наряду такого рода утверждениями обращалось внимание на наличие неосознаваемых процессов в структуре творчества, на трудности фиксации творческого процесса. По мере научного изучения различных видов творчества менялись и отношение к нему в целом, и понятия «творчества». Е.С. Рапацевич обращает внимание на то, что с творчеством связано создание принципиально нового продукта, которого нигде ранее не было; творчество проявляется в различных сферах человеческой деятельности, когда создаются новые материальные и духовные ценности [112].
В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова дается следующее определение творчества: «Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям». Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество) [139].
В определениях творчества, как правило, есть одно общее: речь идет о созидании чего-то нового, отличающегося от уже существующего. Главное в определении творчества связано именно с созиданием того или иного продукта (материального или духовного), который характеризуется оригинальностью, необычностью, и чем-то существенно по форме и содержанию отличается от других продуктов такого же предназначения.
Процесс творчества переживается как нечто новое субъективно. Если с философской точки зрения имеет смысл считать творчеством только то, что связано с созданием никогда ранее не бывшего нового продукта, то с психологической стороны важно именно то, что речь может идти о создании чего-либо нового для данного субъекта, о субъективной новизне. Ведь в повседневной практике, а особенно в практике усвоения учащимся, молодым специалистом новых понятий, решения задач, которые являются для него новыми, мы часто имеем дело именно с творчеством, которое отражает процесс создания новых для данного субъекта ценностей - в виде понятия, знания, умения, решения задачи, создания детали и др. В этом смысле мы можем говорить о творчестве человека, которое проявляется в его игровой, учебной, трудовой деятельности. Поэтому важно, чтобы в психологическом определении творчества был отражен именно этот момент субъективной значимости. На наш взгляд, творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего - либо ранее для данного субъекта неизвестного. Творческая деятельность человека - это отражение его творческого мышления, результатом которого является получение общественно значимого нового знания, нового технического решения.
class2 Дидактическая характеристика процесса развития профессионально-
творческой деятельности учащихся в лицее class2
Дидактические основы обучения творческой деятельности
Как известно, природа творческого поиска в любой сфере человеческой деятельности неотделима от природы человеческого познания вообще. «Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность»2 .
Специфика же творческого отражения закономерного движения материи заключается: а) в мысленном воспроизведении самого факта отсутствия в мире «абсолютных граней» и обусловливаемого им «перелива» одних качественных состояний природы в другие - «вещей в себе» в «вещи для нас»; б) в осознании способности одного материального объекта воспроизводить свойства другого, которая и есть «... диалектика материальных превращений, проделываемых в лаборатории и на заводе...» .
Развитие этих качеств является важным фактором в ускорении процесса поиска решений, поставленных перед исследователем задач. С этой целью используются различные методы и приемы, разработанные и предложенные, как правило, самими изобретателями и исследователями. Для более подробной характеристики и анализа имеющихся методов творческого поиска необходимо уточнить значения некоторых терминов, которые мы будем брать за основу в рамках данного исследования.
Прием - это элементарное действие или несколько элементарных действий, выполняемых по определенным правилам для достижения определенной цели. Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, рассматриваемый как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Методика - это совокупность приемов и методов, выполняемых по определенным правилам и в определенной последовательности для достижения поставленной цели.
Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки - учение о принципах построения, формах и методиках научного познания [25].
Существуют различные методы и приемы активизации творческого мышления. Условно все существующие методы мы разделили на две группы.
В первую группу включены методы и приемы, основанные на снятии критических установок и цензуры сознания, иначе говоря, экзотические методы, которые позволяют исключить или ослабить барьеры между сознательным и бессознательным (за счет использования алкоголя, барбитуратов и наркотических веществ, применения техники гипноза, применения методов решения задач с помощью поиска подсказок в сновидении и др.).
Во вторую группу, самую многочисленную, включены различные методы активизации творческого мышления («мозговой штурм», синектика и др.), основанные на обучении человека использованию специальных приемов решения творческих задач.
Не мене широкое распространение в формировании творческих способностей личности получили разного рода психологические тренинги (например, тренинг уверенности в себе, тренинг сензитивности и др.).
Тенденция необходимого упрощения современной технологии творчества во многом обусловлена ростом его массовости, в основном за счет специалистов, которые в новых сложных экономических условиях пытаются решать творческие задачи и для которых творческий поиск является если не профессиональным, но необходимым занятием - по их устремлениям, и по характеру работы [152].
Интенсивная технология творчества, по существу, представляет собой сочетание различных методов поиска решений творческих технических задач и рациональную организацию занятий (формы и методы).
Сегодня мастерский уровень владения методами творчества характерен для относительно немногих специалистов, в основном к ним можно отнести методистов, разработчиков новой техники, использующих такие методы как, функционально-стоимостной анализ (ФСА), теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), метод поискового конструирования (МІЖ) и др., а также преподавателей этих методов. В то же время возрастает понимание важности и необходимости использования эффективных методов для развития творческого мышления, интенсификации творческих процессов, особенно при подготовке будущих рабочих и специалистов, трудовая деятельность которых будет напрямую связана с самим производственным процессом.
Следовательно, рассмотреть дидактические основы обучения творческой деятельности - значит показать смысл его внутреннего движения и развития, источники этого движения и конечный результат, что равносильно описанию «механизма» поиска и превращения известных знаний в носителей принципиально новых свойств. В структурно-иерархическом процесс развития профессионально-творческой деятельности состоит из следующих звеньев [147].