Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков Семенюк Елена Васильевна

Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков
<
Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семенюк Елена Васильевна. Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Магнитогорск, 2004 195 с. РГБ ОД, 61:04-13/2348

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ...13

1.1. Особенности художественного творчества, его структура и современное состояние проблемы 13

1.2. Иностранный язык как фактор развития художественного творчества студентов 42

1.3. Комплекс педагогических условий развития художественного творчества студентов вузов в процессе изучения иностранных языков 57

Выводы по первой главе 85

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 88

2.1. Исходные условия, цель и задачи экспериментальной работы 88

2.2. Методика реализации педагогических условий развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков 114

2.3. Анализ и оценка результатов экспериментального исследования 156

Выводы по второй главе 165

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 170

ПРИЛОЖЕНИЯ 189

Введение к работе

Актуальность исследования развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков в высшей школе определяется целым рядом социально-педагогических факторов. Таковыми являются, с одной стороны, идущие в России демократические преобразования в связи с построением правового государства и гражданского общества, где как никогда остро ощущается необходимость развития культуры, в том числе художественно-эстетической, которая требует пробуждения у людей желания и интереса к самоопределению, самореализации, овладению культурой общения, поведения, досуга, для обеспечения гармонического развития личности, что в полной мере относится и к личности студента.

С другой стороны, изменение общей политической системы в мире, расширение международных связей, контактов, создание в России совместных предприятий с другими иностранными государствами являются объективной причиной повышения интереса к иностранным языкам. В современных услови* ях их изучение становится жесткой необходимостью и потребностью каждого цивилизованного и культурного гражданина общества, чему активно способствуют коммуникационные и технологические преобразования, идущие одновременно и в Российской Федерации, и в других зарубежных странах. Подобные преобразования вовлекли людей различных профессий, возрастов и интересов в процесс как непосредственного, так и опосредованного общения на иностранном языке. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков, их профессиональная значимость в обществе, включая не только политику, международное право, производство, здравоохранение, культуру, но и образование, в том числе высшее. Все это повлекло за собой усиление роли иностранного языка и мотивации к его изучению, как языку международного общения и как к средству, с помощью которого оказывается возможным обмен духовным наследием народов, его богатством между различными странами и государствами.

В новых условиях изменились и требования к подготовке учителя иностранных языков, лингвиста-преподавателя, который выступает как транслятор духовных ценностей человека, как связующее звено в процессе приема, переработки и передачи иноязычной информации другому поколению. Современный учитель иностранных языков помимо владения ими на достаточно высоком практическом и теоретическом уровне должен обладать знаниями и в области художественно-эстетической культуры стран изучаемого языка, поскольку ее неотъемлемой частью выступают искусство, культура, традиции, нравы и обычаи народов, населяющих эти страны. Отсюда формирование такой культуры у студентов высшей школы становится одной из важнейших задач. В то же время выполнение данной задачи наталкивается на целый ряд объективно существующих реалий, обусловленных следующими причинами.

Во-первых, снижением роли художественного творчества в жизни и деятельности современной студенческой молодежи. Результаты конкретно-социологических исследований в России за последние 7 лет показывают, что более 60 % студентов никак не связаны с процессами самодеятельного художественного творчества, с участием в коллективах художественной самодеятельности, что заметно влияет на содержательную сторону досуга молодых людей.

Во-вторых, недостаточное внимание к вопросам художественного творчества, художественного воспитания в системе работы вузов повлекло за собой немало негативных явлений, сказывающихся, прежде всего, на развитии духовной сферы студентов. Речь идет о смещении акцента в образовательном процессе вуза в сторону сугубо профессиональной деятельности в ущерб интересам и культурному саморазвитию личности. Следствием такого подхода в период обучения в высшей школе стали узкопрагматические цели образования, в результате которых оно скорее формирует у человека потребительское отношение к жизни, к учебе, вырабатывает сугубо исполнительские профессиональные черты характера, в противовес творческому и эстетическому отношению человека к действительности, включая общество, природу, труд, экологию и т.д. Сегодня на развитие потребительского отношения студенческой молодежи к миру

в целом огромное воздействие оказывает массовая культура, коммерциализированное искусство с присущими им атрибутами алчности, жестокости, насилия, вседозволенности, вульгарности, пошлости, безвкусицы и т.д. Нравственное саморазрушение человека, происходящее вследствие неудержимого стремления людей к материальному обогащению любой ценой и ложному пониманию свободы как вседозволенности, наносит непоправимый ущерб не только окружающему миру, но и самому человеку. Противостоять этому как раз и должно приобщение людей к художественному творчеству, высокому искусству, их наследию и богатству.

В-третьих, за последние 10 лет в высшей школе наметились негативные тенденции, непосредственно касающиеся проблем культуры. Среди них: а) сокращение объемов государственного финансирования вузов, в том числе на содержание студенческих клубов, их художественной самодеятельности; б) сокращение дисциплин культурологического цикла (в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта была включена как обязательная дисциплина только культурология); в) снижение-объема часов на изучение не только культурологии, но и курсов по выбору: мировой художественной культуры, эстетики, теории и истории культуры и др.; г) замена экзамена по данным предметам на зачет; д) включение дисциплин художественно-эстетического* блока, кроме культурологии, лишь в курсы по выбору, что заведомо ограничивает их изучение всеми студентами.

В создавшихся условиях перед современной высшей школой встает серьезная задача поиска эффективных средств обеспечения выпускнику вуза получения не только навыков профессиональной деятельности в приобретении им будущей специальности, но и развития его нравственной, художественно-эстетической культуры, приверженность общечеловеческим ценностям. Одним из средств такого развития личности выступает художественное творчество, представляющее собой реализацию сущностных сил и способностей человека через создание общественно значимых художественных ценностей.

Для развития художественно-эстетической культуры студентов, включая художественное творчество, большие резервы содержит в себе иностранный язык. Его изучение способствует формированию межкультурной компетенции студентов, открывает им путь к ценностям цивилизованного мира, ибо само обогащение изучения иностранного языка новыми приемами и средствами, связанными с культурой, с художественным творчеством, повышает уровень знания, интерес к языку, закрепляет их в конкретных материализованных формах.

В связи с вышесказанным прослеживается очевидное противоречие между нарастанием требований к качеству профессиональной подготовки учителя иностранных языков, которая невозможна без овладения межкультурной компетенцией, органично вбирающей в себя теорию и практику художественного творчества стран изучаемого языка, и недостаточной теоретической и методической обеспеченностью такой подготовки лингвиста-преподавателя в условиях высшей школы.

Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность проблемы - поиска эффективных-условий развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков, которая определила тему исследования: «Развитие художественного творчества студентов вузов в процессе изучения иностранных языков».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий повышения эффективности развития художественного творчества студентов факультета иностранных языков в процессе профессиональной подготовки.

Объект исследования - профессиональная подготовка будущих учителей иностранных языков.

Предмет исследования - развитие художественного творчества студентов факультета иностранных языков в процессе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования - эффективное развитие художественного творчества студентов факультета иностранных языков может быть достигнуто при реализации следующего комплекса педагогических условий:

  1. ориентации преподавателей на выработку у студентов факультета иностранных языков навыков художественного творчества в учебном процессе;

  2. обеспечения преемственности и взаимодействия в преподавании дис-циплин общепрофессионального, гуманитарного и художественно-эстетического циклов;

3) целенаправленной и: систематической организации художественно-
'\. эстетических, мероприятий во внеучебное время с учетом профессиональной

. . подготовки студентов факультета иностранных языков;

4) накопления художественных впечатлений у студентов в образователь
ном процессе вуза посредством дидактических средств.

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, были сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:

*( 1. Изучить степень разработанности проблемы развития художественного творчества в теории и практике, определить его особенности и структуру.

  1. Выявить возможности иностранного языка для развития художественного творчества.

  2. Разработать и экспериментальным путем проверить эффективность комплекса педагогических условий, влияющих на развитие художественного творчества студентов факультета иностранных языков.

  3. Разработать методику развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков, а также учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов по совершенствованию рассматриваемого процесса.

Методологическую основу исследования составляют: - теория творчества и художественного творчества в философии, эстетике (Аристотель, B.C. Библер, Ю.Б. Борев, В. Ванслов, Г. Гегель, А.Ф. Еремеев, А.Ф. Зись, М.С. Каган, И. Кант, О.А. Кривцун, Г. Кун, М.Ф. Овсянников, Л.Н.Столович, Ф.Шеллинг, Ф. Шиллер, Е.Г. Яковлев и др.); в культурологии (И.А. Арнольдов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, Л.Н. Коган, С.П.Мамонтов, В.М. Межуев, А.Я. Флиер и др.); в психологии (П.П. Блонский,

Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, А. Шопенгауэр и др.); в теории эстетического воспитания (Ю.Б. Алиев, А.Ю. Гончарук, Е.С. Громов, Е.В. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Л.П. Печко, Б.П. Юсов и др.);

- педагогические аспекты творчества, проблема формирования и развития
творческих способностей учащихся в разнообразных видах творческой дея
тельности (В.И. Андреев, Л.И. Анцыферов, А.А. Бобров, Н.В. Бордовская,
В.В.Давыдов, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, А.А. Реан, Б.М. Теплов,
В.П.Ушачев и др.);

теория коммуникативного, личностно-ориентированного, сознательно-сопоставительного, социокультурного подходов в обучении иностранным языкам (И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, И.Н. Верещагина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, О.В. Лешер, Р.П. Мильруд, Р.К. Миньяр-Белоручев, А.А. Миролюбов, Е.И.Пассов, Ф.М. Рабинович, Г.В: Рогова, В.В. Сафонова и др.);

теория межкультурной коммуникации (Е.Е. Анисимова, Н.Д. Гальскова, Т.Г. Грушевицкая, Т.А. Казарицкая, В.В. Ощепкова, В.Д. Попков, А.П. Садо-хин, С.Г. Тер-Минасова, И.И. Халеева и др.).

Исследование проводилось в период 1998 — 2004 гг. в несколько этапов, на каждом из которых применялись различные методы в зависимости от конкретных задач исследования.

На первом этапе (1998 - 1999 гг.) — поисковом - осуществлялся анализ философской, культурологической, эстетической, педагогической и психологической литературы, диссертационных исследований по теме исследования с тем, чтобы сформулировать исходные положения настоящей работы. В эти же сроки был разработан понятийный аппарат, построена рабочая гипотеза, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала. Основные методы исследования: теоретический анализ и синтез при исследовании и обобщении литературных источников по изучаемой проблеме; констатирующий эксперимент; анкетирование, тестирование.

Второй этап (1999 - 2001 гг.) - экспериментально-аналитический -включал в себя экспериментальную работу по апробации комплекса педагогических условий эффективного развития художественного творчества студентов / в процессе изучения иностранных языков. В ходе формирующего эксперимента уточнялась гипотеза исследования, разрабатывались и совершенствовались методические средства, корректировались показатели оценки эффективности экспериментальной работы. Основными методами на данном этапе были формирующий эксперимент, диагностические (тестирование, анкетирование и др.), прогностические (экспертная оценка), математические методы обработки экспериментальных данных.

Третий этап (2001 — 2004 гг.) - контрольно-обобщающий - был посвящен обработке, анализу и систематизации данных экспериментальной работы, завершению разработки методики, ориентированной на достижение студентами более высокого уровня развития художественного творчества; осуществлялось внедрение результатов в практику высшей школы. Основными методами в этот период были контрольный эксперимент^ анализ ^интерпретация результатов исследования; методы обработки экспериментальных данных (статистические, графические, математические).

Экспериментальной базой научного исследования проблемы развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков выступали студенты факультета иностранных языков Магнитогорского государственного университета (МаГУ), а также студенты гуманитарного факультета Магнитогорского государственного технического университета им.

Г.И. Носова (МГТУ).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков;

разработана методика развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания признаков понятия художественного творчества, его структуры; обоснованы способы развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанное в ходе эксперимента учебно-методическое пособие по развитию художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков может быть использовано в практике работы преподавателей иностранных языков как вузов, так и других типов учебных заведений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются выбором методов исследования, адекватных целям и уровню решения проблемы: развитию художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков; положительными результатами экспериментальной работы на разных этапах исследования, статистической достоверностью полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

L Комплекс педагогических условий, способствующих эффективному развитию художественного творчества студентов. В него входят:

ориентация преподавателей на выработку у студентов факультета иностранных языков навыков художественного творчества в учебном процессе;

обеспечение преемственности и взаимодействия в преподавании дисциплин общепрофессионального, гуманитарного и художественно-эстетического циклов;

- целенаправленная и систематическая организация художественно-
эстетических мероприятий во внеучебное время с учетом профессиональной
подготовки студентов факультета иностранных языков;

- накопление художественных впечатлений у студентов в образователь
ном процессе вуза посредством дидактических средств.

2. Методика развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков, включающая в себя метод проекта, ролевые, деловые игры, интегрированные уроки, художественно-творческие задания.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в МаГУ и МГТУ, посредством публикаций в печати и выступлений с докладами на методическом семинаре в Гете-Институте (г. Штауфен, ФРГ, 1998 г.), на курсах повышения квалификации преподавателей немецкого языка (Динтерал, г. Москва, 1998 г.), на научно-практическом семинаре в Немецком культурном центре им. Гете (г. Москва, 1999 г.), на совещании методических Центров учебной литературы при Гете-Институте (г. Новосибирск, 2001 г.), на научно-практических конференциях: Международной (г. Самара, 2002 г.), Всероссийской (г. Тула, 2002 г.), региональной (г. Тюмень, 2002 г.), межвузовской (г. Магнитогорск: МГТУ, 2002 г.), городской (г. Магнитогорск, Правобережный Центр дополнительного образования для детей, 2004 г.) и др., на заседаниях кафедр немецкого языка МаГУ и иностранного языка МГТУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, включающего 237 источников, 6 рисунков, 16 таблиц, 5 приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются его цель, объект, предмет, формулируются гипотеза и задачи, обозначается теоретико-методологическая основа, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, характеризуются экспериментальная база и этапы исследования, представляются положения, выносимые на защиту, и приводятся сведения об апробации и внедрении результатов выполненной работы,

В первой главе «Теоретические аспекты развития художественного творчества студентов вузов» дается сравнительный анализ понятий «творчество» и «художественное творчество», определяются особенности художественного творчества, его структура и критерии. Оценено современное состояние

развития художественного творчества студентов в различных вузах Российской Федерации. Уточнена специфика иностранного языка на факультете иностранных языков, выявлены его возможности для развития художественного творчества. Обоснован комплекс педагогических условий, направленных на эффективное развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков.

Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков» определяются цель, задачи, этапы экспериментальной работы, раскрывается методика реализации педагогических условий развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков, показываются изменения уровней развития художественного творчества студентов на разных этапах эксперимента, анализируются и обобщаются его результаты.

В заключении диссертации изложены выводы и общие итоги экспериментальной работы.

Приложения содержат диагностические материалы, программы воспитательных мероприятий, образцы художественно-творческих заданий студентов.

Особенности художественного творчества, его структура и современное состояние проблемы

В начале третьего тысячелетия вопросы воспитания, в том числе и художественного, становятся для России чрезвычайно актуальными в силу происходящих в обществе демократических преобразований. Это требует основательной разработки теории эстетического воспитания, включая и художественное творчество. В данной главе предпринята попытка обобщить накопленный материал в области теории и практики художественного творчества и обозначить его специфические особенности.

Теоретическое исследование специфики художественного творчества целесообразно начать с выяснения того, чем оно отличается от творчества вообще. В связи с этим представляется необходимым-первоначально рассмотреть, какой смысл вкладывается в слово и понятие творчества.

Обращение к словарям В .И. Даля и СИ. Ожегова показало, что первый трактует слово «творчество» как деятельное свойство, созиданье, творение, а второй — как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей (55,139).

Иным образом обстоит дело с понятием творчества. В научной литературе оно трактуется далеко неоднозначно. Так, в философии творчество понимается как конструктивная деятельность по созданию нового. При этом его необходимыми признаками являются такие, которые, во-первых, отвечают идеалам, целям, потребностям человека и человечества. А, во-вторых, важными элементами творчества предстают иррациональные, непостижимые механизмы этого процесса, в соответствии с которыми осуществляется творческий акт.

Идея творчества, начиная с эпохи первобытного общества и вплоть до эпохи Возрождения, соотносилась исключительно со сверхчеловеческими существами, с богами. По мнению античных философов, человек в момент творчества не отдавал себе отчета в том, что творил. Поэтому Платон в диалоге «Ион» под субъектом творчества подразумевал не что-нибудь, а божественную одержимость, безумие (152), в то время как древнегреческий философ Аристотель вкладывал в понятие творчество стремление к подражанию (8).

В период средневековья человек также рассматривался как творец с функциями божества. Однако только в новоевропейскую эпоху идея творчества начинает рассматриваться уже применительно к самому человеку, где он впервые начинает осознавать творцом самого себя, а не только бога.

Немецкая классическая философия фокусирует внимание на когнитивном, т.е. познавательном, аспекте творчества. При этом Ф. Шеллинг трактует творчество как сферу соприкосновения творческой личности с Абсолютом Творца (210), а Ф. Шиллер определяет творчество как многообразное стремление к изменению (211). И. Кант обращает особое внимание в процессе творчества на продуктивную способность воображения (80).

В современной философии трактовка творчества предполагает, с одной стороны, как сугубо интеллектуальный феномен (Н. Гартман, Э. Гуссерль, А.Уайтхед и др.), а с другой стороны - как экзистенциальный, лежащий в основе самой личности (К. Маркс, Ж. Сартр и др.).

Следует отметить, что важнейшими видами и результатами творчества философы называют открытие и изобретение. Первое из них устанавливает ранее неизвестные науке объективные закономерности, явления, свойства, эффекты, а также вносит коренные изменения в существующие научные знания. Второе - изобретение - связано с применением открытий или уже известных законов для создания новых систем, их отдельных компонентов. Открытие касается того, что уже существовало или существует в реальном мире. Изобретение же творит то, чего на данный момент времени не существует. Таким образом, получается, что в процессе творчества не только возникают все новые и новые предметы, явления, но и происходит развитие сущностных сил человека, который преобразует как внешнюю среду, так и самого себя. Близким к философскому является толкование творчества в культурологии. Здесь оно понимается как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Исходные условия, цель и задачи экспериментальной работы

Целью эксперимента является проверка эффективности предлагаемой методики развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков.

Задачами эксперимента выступают развитие как отдельных компонентов художественного творчества студентов, включая воображение, вымысел, ассоциативность, интуицию, эмоциональность, так и художественного творчества в целом в различных видах художественной самодеятельности в процессе изучения иностранных языков.

Экспериментальное исследование проводилось в естественных условиях обучения на. L курсах-факультета иностранных, языков Магнитогорского, государственного университета и гуманитарного- факультета Магнитогорского государственного технического университета в 1999-2004 гг. В эксперименте участвовало 360 студентов МаГУ и 128 студентов Ml "ГУ. На каждом курсе одна группа была экспериментальной (ЭГ), другая - контрольной (КГ).

Неварьируемыми условиями экспериментальной работы (ЭР) были:

- время проведения и длительность проведения эксперимента;

- учебный материал, подлежащий усвоению (материал базовых учебников «Kunst» А.Д. Райхштейн, «Практический курс немецкого языка. Страноведение» А.А. Попова, Н.Д. Диановой, методические рекомендации);

- квалификация преподавателя;

- общеобразовательный уровень студентов.

Варьируемыми условиями выступали:

- применение новейших технологических средств обучения на лекционных и семинарских занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла; - активное участие студентов в организации и проведении вечеров культуры, праздников, концертов;

- материал для домашнего чтения («Kleine Prosa» Г. Гессе, «Drei

Kameraden» Е. Ремарка, «Der Tod in Venedig» Т. Манна);

- специальные задания творческого характера на развитие художествен

ного творчества студентов, использование метода проекта, ролевой, деловой

игр, интегрированных уроков, инсценировка школьных уроков и т.д.

Цель нашего исследования позволила определить целый ряд конкретных задач, которые решались в ходе экспериментальной работы:

- выявить: а) степень участия студентов факультета иностранных языков в самодеятельном художественном творчестве в период довузовского обучения; б) наличие у студентов способностей и талантов (согласно их представления о себе); в) потребности студенческой молодежи в продолжении своего художественно-творческого развития;

- определить уровни сформированности художественного творчества;

- разработать и внедрить в учебный процеса вуза методику развития-художественного творчества студентов средствами иностранного языка;

- экспериментально проверить разработанную нами методику реализации комплекса педагогических условий развития художественного творчества в процессе языковой подготовки.

Постановка проблемы, целей и задач диссертационного исследования обусловили тщательную подготовительную работу, которая состояла в теоретической и методической подготовке, в определении, отборе критериев и уровней развития художественного творчества, в разработке его форм и методов средствами иностранного языка.

В целях изучения и творческого использования достижений передового педагогического опыта учителей-практиков, мы посетили и проанализировали с точки зрения возможности развития художественного творчества студентов на факультете иностранных языков лекции и семинарские занятия по мировой художественной литературе, мировой художественной культуре, истории литера 90

туры стран изучаемого языка, истории и культуре стран изучаемого языка, практические занятия по практике речи, домашнему чтению, интерпретации текста, по методике преподавания иностранного языка, по переводу и интерпретации текста, спецкурсы «Страноведение», «Фольклор Германии», «Кукольный театр», «Драматический театр», «Музееведение», «Эстетика».

Экспериментальная работа проводилась в аудиторное и внеаудиторное время непосредственно как самим диссертантом, так и преподавателями-экспериментаторами, которые были привлечены к данному исследованию. Среди них профессоры Г.И. Васина, А.А. Кузина, доценты кафедры немецкого языка СИ. Антонова, Т.В. Скиба, О.В. Синяева, преподаватели кафедры эстетики, этики и культурологии В.А. Чернобровкин, Н.А. Шеметова, М.А. Недосе-кина, Л.В. Матвиенко, Т.А. Безенкова, хормейстер Магнитогорского театра оперы и балета Л.Ф. Левченко.

Методика реализации педагогических условий развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков

Определив исходный результат уровня развития художественного творчества студентов факультета иностранных языков, мы приступили к осуществлению формирующего (обучающего) этапа ЭР, который проходил с 2000 г. по 2004 г. в тех же группах факультета иностранных языков, что и на констатирующем этапе. Одновременно в учебно-воспитательный процесс факультета иностранных языков нами внедрялся комплекс педагогических условий, который включал в себя:

1) ориентацию преподавателей на выработку у студентов факультета иностранных языков навыков художественного творчества в учебном процессе;

2) обеспечение преемственности и взаимодействия в преподавании дисциплин общепрофессионального, гуманитарного и художественно-эстетического циклов;

3) целенаправленную и систематическую организацию художественно-эстетических мероприятий во внеучебное время с учетом профессиональной подготовки студентов факультета иностранных языков;

4) накопление художественных впечатлений у студентов в образовательном процессе вуза посредством дидактических средств.

Теоретическое обоснование этих условий дано нами в п. 1.3. настоящей диссертации.

Для внедрения комплекса педагогических условий развития художественного творчества студентов факультета иностранных языков Магнитогорского государственного университета были использованы следующие методы:

- сравнительный анализ типовых и рабочих программ дисциплин общепрофессионального и гуманитарного циклов, спецкурсов и спецсеминаров;

- анализ содержания лекционных, практических и семинарских занятий, спецкурсов и спецсеминаров, художественно-эстетических мероприятий в учебное и внеучебное время;

- педагогическое наблюдение во время посещения практических-занятий, семинаров, спецкурсов, тематических вечеров, творческих встреч с деятелями культуры и искусства, праздников национальных культур и др.;

- опрос преподавателей, студентов вуза;

- экспертная оценка творческих работ студентов;

- контент-анализ планов учебно-воспитательной работы вузов, факультетов;

- анкетирование и интервьюирование преподавателей и студентов факультетов иностранных языков различных российских вузов (прил. 3-4);

- отзывы, рецензии студентов и преподавателей.

Охарактеризуем проведенную работу по методике реализации и экспериментальной проверке выделенного нами комплекса педагогических условий.

Первым условием выступает сознательная ориентация преподавателей иностранного языка на выработку у студентов навыков художественного творчества в учебном процессе.

Реализации данного условия способствовала целенаправленная и систематическая организация метода проекта, ролевых, деловых игр, интегрированных уроков, а также выполнение студентами специально разработанных художественно-творческих заданий Относительно метода проекта следует отметить, что на немецком отделении факультета иностранных языков МаГУ к настоящему времени накоплен немалый опыт организации проектов. Так, например, уже на 1 курсе студенты готовят и защищают перед группой мини-проекты по теме «Die Familie» (семья) в виде коллажей и альбомов с рисунками, на 2 курсе организуются проекты по темам «Das Hotel» (гостиница) и «Im Restaurant» (в ресторане).

Примерами могут служить, и открытые проектные занятия на старших курсах немецкого отделения, в частности, по теме «Искусство Германии (живопись, литература, музыка». Это открытое проектное занятие традиционно проводится в конце VIII семестра под руководством доцента кафедры немецкого языка Г.П. Яковенко и автора данного исследования. Это занятие представляет собой итоговую презентацию проекта. Сюда приглашаются как преподаватели кафедры немецкого языка, так и студенты, изучающие немецкий язык. Содержание занятия включает в себя темы всего курса обучения. Причем проекты студенты готовят на протяжении двух семестров, в течение которых ими же планируется ход занятия, распределяются роли и задания. Эти занятия включают в себя различные формы работы, в том числе:

- сообщения о художниках, композиторах, музыкантах, праздниках Германии;

- составление и решение кроссвордов, викторин по музыкальным произведениям, фрагментам произведений поэзии и прозы, живописи и скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

- демонстрацию портретов мастеров искусства, картин, слайдов с элементами, отражающими традиции и обычаи Германии, и их комментарий;

- прослушивание музыкальных произведений в исполнении ведущих исполнителей Магнитогорской государственной консерватории;

- просмотр видеофильма «Der unermudliche Wanderer» (неутомимый путник) о творчестве И.В. Гете и ответы на вопросы по его содержанию и т.д.

Похожие диссертации на Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков