Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Раскрытие творческого потенциала личности студентов как психолого-педагогическая проблема 17
1.1. Проблема творчества и творческого потенциала в теории и практике высшего педагогического образования 17
1.2. Особенности развития личности в ходе обучения в вузе в логике раскрытия творческого потенциала 44
1.3. Анализ возможностей дисциплины «иностранный язык» с точки зрения раскрытия творческого потенциала личности 61
ГЛАВА 2. Технология раскрытия творческого потенциала личности студентов в процессе изучения иностранного языка 80
2.1. Применение заданий, основанных на личностно-центрированном подходе, в процессе изучения иностранного языка для раскрытия творческого потенциала личности студентов 80
2.2. Психолого-педагогические условия раскрытия творческого потенциала личности студентов в процессе изучения иностранного языка 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124
ЛИТЕРАТУРА 128
- Проблема творчества и творческого потенциала в теории и практике высшего педагогического образования
- Особенности развития личности в ходе обучения в вузе в логике раскрытия творческого потенциала
- Применение заданий, основанных на личностно-центрированном подходе, в процессе изучения иностранного языка для раскрытия творческого потенциала личности студентов
Введение к работе
В условиях современного этапа развития российского общества самой востребованной фигурой становится специалист творческий, способный самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения. Современное общество требует от выпускника высшей педагогической школы умелого применения знаний на практике для решения разнообразных профессиональных проблем, независимого критического мышления, высокого общекультурного уровня, гибкой адаптации в быстро изменяющихся социально-политических условиях. Рост общественной потребности в творчестве приводит к изменению акцента в работе современных вузов, который переносится теперь с подготовки узкопрофильных специалистов на формирование высококультурных, творческих личностей, способных ориентироваться в новых условиях.
Задача воспитания специалиста нового типа требует целенаправленного формирования заданных интеллектуальных и личностных качеств, мотивации и познавательной самостоятельности студентов, развития творческих способностей и установок в учебно-воспитательном процессе. Сегодня перед системой образования стоят задачи максимального развития в человеке его самостоятельного, активного, деятельного начала, раскрытия индивидуально своеобразного творческого потенциала человека, воспитания творческой личности, являющейся субъектом социальной жизни, саморазвития, самоопределения и самореализации. Решение этих задач предполагает создание гибкой, открытой, вариативной системы образования, требует перехода на новые, личностно-центрированные педагогические технологии.
При усилившемся спросе на всестороннюю образованность и профессиональную компетентность процесс воспроизводства педагогических кадров не обеспечивает субъективного развития и саморазвития студентов. Подготовка концептуальных основ для обновления профессиональной подготовки будущих специалистов ориентирована на реализацию личностной, деятельностной, творческой парадигмы образования.
Увеличение эффективности и качества профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении возможно при условии преобладания творческого, поискового подхода в деятельности преподавателей и студентов на всех этапах учебного процесса над исполнительским и репродуктивным подходом; индивидуализации и дифференциации самой учебно-познавательной деятельности студентов; создания доверительной атмосферы на всех этапах процесса обучения.
Современные тенденции в образовании определяются и изменившейся в последние годы языковой ситуацией, которая, в связи с постепенным превращением России из закрытого в открытое общество, характеризуется осознанием необходимости овладения иностранным языком. Изучение иностранных языков, среди прочих дисциплин, играет важнейшую роль в реализации новой образовательной парадигмы, в связи с особенностями языка как важнейшего средства международного общения и доступа к компьютерным технологиям, к мировой культуре и самоосмыслению личности. Рост и укрепление международного сотрудничества в сфере образования способствуют созданию совместных российско-зарубежных учебных заведений, увеличению количества обменов, участию в различных международных форумах. Все эти современные виды деятельности специалиста немыслимы без хорошего знания иностранного языка. К тому же у молодежи появилась возможность продолжения образования за рубежом. В связи с этим резко возросли желание и потребность студентов изучать как можно глубже иностранные языки, в особенности англий-
ский, как язык международного, делового и культурного общения. На нынешнем этапе должен существенно измениться подход к изучению иностранных языков в вузе, который пока все еще зачастую носит профессионально ориентированный характер, без учета его роли в формировании личностных качеств будущего специалиста.
В современной психолого-педагогической литературе комплексная проблема формирования творческих качеств личности будущего специалиста в вузовском учебно-воспитательном процессе отражена в различных исследованиях. Тему творчества активно разрабатывали и разрабатывают ведущие ученые нашей страны и других стран мирового сообщества (СИ. Архангельский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюш-кин, А.В. Мудрик, Е.И. Пассов, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Э.Д. Телегина, Е.Л. Яковлева, Г.Ю. Айзенк, А. Анастази, Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, В.Дж. Гордон, Г. Лозанов, А. Маслоу, С. Медник, Н. Роджерс, Р. Стернберг, Л. Терстоун, Е.П. Торренс и др.). Существует ряд теоретических предположений и концепций, которые составляют фундамент теории обучения творчеству. К ним относятся: учение о структуре деятельности (А.Н. Леонтьев и др.), теоретические и экспериментальные разработки проблем мышления, умственного развития и выявления познавательных возможностей человека (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Д.Б. Богоявленская, Б.Д. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.Н. Пушкин и др.), теория о роли ориентировочной деятельности в формировании умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.В. Запорожец, И.Л. Калошина, З.А. Решетова и др.)
Общие вопросы повышения эффективности и качества обучения представлены в работах СИ. Архангельского, В.А. Сластенина, В.П. Бес-палько, СП. Баранова, СИ. Зиновьева, И.А. Кабалацкого, Н.В. Кузьминой, Л.СПодымовой и др. Дидактические основы активизации учебно-познавательной деятельности студентов разработаны В.М. Вергасовым,
В.И. Загвязинским, Р.А. Низамовым и др. Пути и средства целенаправленного формирования интеллектуальных качеств и развития творческих способностей студентов представлены в работах Г.А. Александрова, A.M. Дорошкевич, В.И. Андреева, В.Т. Кудрявцева, А.Ф. Эсаулова и др. В современной дидактике разработаны различные пути и средства формирования познавательной самостоятельности и творческого потенциала личности. Процесс развития творческой личности рассматривается сегодня в различных аспектах: изучаются интеллектуальные способности и творческие качества индивида (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев и др.), выявляются признаки креативности как важнейшего качества личности (Д.Б. Богоявленская, Е.Л. Яковлева, А.Ф. Эсаулов, Р. Мэй,) исследуются творческие способности в процессе обучения (Н.И. Ильясов, Ю.Н. Кулюткин и др.), рассматриваются закономерности развития творческого потенциала личности (В.Т. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, И.Н. Семенов и др.), широко и многоаспектно изучается творческая природа педагогической деятельности и пути формирования творческой личности педагога (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, М.М. Поташник, В.А. Сластенин).
В этом плане весьма перспективным направлением является разработка научных основ личностно-ориентированного образования, сущность которого состоит в создании условий для целостного проявления, саморазвития и самореализации личности субъектов образовательного процесса, для становления духовно развитой культурной личности педагога, активно реализующего свои творческие силы и способности в профессионально-педагогической деятельности (Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.).
Обширно исследованы психологические аспекты творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубин-
штейн и др.). Исследована сущность творческой деятельности как условие готовности к творчеству (М.Г. Гарунов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), раскрыты аспекты сущности и структуры творческого потенциала личности (Т.Г. Браже, СР. Евинзон, П.Ф. Кравчук, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Моляко, В.Г. Рындак, Е.Л. Яковлева и др.). Активно рассматривается проблема развития творческого потенциала личности обучаемого в отечественных исследованиях (Г.С. Альтшуллер, В.В. Давыдов, Е.А. Леванова и др.), а также за рубежом (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, П. Торренс, Д. Льюис). Дж. Ломпшер разработал парадигму обучения, нацеленного на «свободное раскрытие личности».
В американской педагогике в настоящее время большое внимание уделяется воспитанию творческой, самостоятельно мыслящей личности (П.Л. Дрессель, М.М. Томсон, Г. Гейтс, Р. Бонтиус), выявлению признаков готовности студента к самообразованию и творчеству (X. Лонг, С. Эджикум).
Одним из центральных положений современной педагогической психологии является то, что обучение становится не только условием, но и основой и средством личностного развития обучаемого. В частности, Л.С. Выготский, утверждал, что обучение играет ведущую роль в развитии личности (34 с.231) Л.С. Рубинштейн в своих трудах указывал, что личность развивается, воспитываясь и обучаясь. (142 с. 192) Много внимания в психолого-педагогической науке уделяется проблеме развития личности путем организации ее учебно-познавательной деятельности (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.А. Черкасова, Г.И. Щукина и др.); исследуются вопросы творческого начала в учебно-познавательной деятельности (В.И. Андреев, М.Г. Гарунов, В.Б. Бондаревский, П.И. Пидкасистый и др.). В Федеральной программе развития образования подчеркнута актуальность разработки технологического компонента гуманистической парадигмы: «Задача состоит в том, чтобы придать необходимую технологич-
ность сложнейшему многоаспектному механизму гуманизации образовательной деятельности» (174. С.24). Отдельные вопросы, связанные с творчеством и развитием творческого потенциала, в частности, рассматриваются в целом ряде научных исследований по управлению образовательными процессами (М.И. Виноградов, С.Г. Глухова, С.Р. Евинзон, В.П. Пархоменко, М.М. Поташник и др.).
Реализация личностного подхода в практике преподавания иностранного языка разработана в исследованиях И.Л. Бим, Г.А. Китайгородской, Е.Н. Пассова, Г.В. Роговой и др. И.И. Халеева выдвинула положение о формировании «вторичной языковой личности» при изучении языка.
Исходным для педагогической науки всегда являлось положение о языке как сложном системном образовании, посредством которого формируется понятийное мышление и опосредствуется развитие всех его высших психических функций и которое является основным средством человеческого общения (В. Гумбольдт, Ф. де Соссюр, А.А. Потебня, Л.С. Выготский, Л.В. Щерба, С.Л. Рубинштейн и др.). Л.В. Щерба утверждал, что изучение иностранного языка есть средство «развития диалектического мышления», что, несомненно, содействует формированию личности. Р.П. Мильруд, рассматривая проблемы развития в процессе овладения иностранным языком, указывал, что в процессе обучения происходит развитие познавательных функций, развитие психики, совершенствуется культура умственного труда, формируются черты характера. По И.А. Зимней, язык также является средством обобщения, дифференциации, рефлексии и саморегуляции, но только при условии длительного направленного обучения и систематической работы.
Ряд исследований посвящен функциональным возможностям иностранного языка в гуманитаризации образования: работы Е.М. Верещагина, О.В. Немирович, Е.И. Пассова, М.Д. Рыбакова, В.В. Сафоновой и др. И.А. Зимняя разработала тематику развивающего обучения средствами
иностранного языка. И.Л. Бим рекомендовала «иностранный язык рассматривать как средство всестороннего комплексного развития личности» (21).
Однако следует отметить, что проблема управления раскрытием творческого потенциала личности обучаемого в условиях высшеобразова-тельного учреждения в теории и практике педагогической науки раскрыты еще в неполной мере. Анализ опыта педагогов-новаторов и изучение психолого-педагогической литературы привели нас к выводу о том, что умелое построение процесса изучения иностранных языков способно серьезно содействовать раскрытию творческого потенциала личности студентов.
В настоящее время в теории обучения иностранным языкам разработано достаточно много методов и приемов, помогающих устранить несоответствие между возросшими требованиями к личностным качествам будущих специалистов и недостаточным использованием дисциплины «иностранный язык» в формировании их личностного творческого потенциала.
Вместе с тем практически отсутствуют исследования, посвященные влиянию, которое оказывает изучение иностранного языка на творческий потенциал личности, независимость ее мышления, креативность. Имеющиеся исследования не рассматривают возможностей раскрытия творческого потенциала в процессе изучения иностранного языка.
Мы полагаем, что именно личностно-центрированный подход к изучению иностранного языка может выступать важнейшим фактором становления свободной творческой личности благодаря значительному созидающему потенциалу иностранного языка как дисциплины, основанной на общении и развивающей рефлексивность мышления, профессиональную культуру и самосознание, общую компетентность будущих специалистов.
Возможности влияния иностранного языка как учебного предмета на раскрытие творческих качеств личности вытекают из специфики самого предмета: ведь путь к овладению иностранным языком лежит через творческое общение, освоение новой лексики, преодоление речевых и национальных барьеров, анализ культурных особенностей и менталитета страны изучаемого языка. Специфика иностранного языка как учебного предмета позволяет оказывать непосредственное влияние на личностные качества студентов, развитие их творчества, формирование системы знаний и понятий.
Этим обусловлена актуальность настоящего исследования и выбор темы: «Раскрытие творческого потенциала личности студентов в процессе изучения иностранного языка».
Научный аппарат выполненного исследования характеризуется следующим:
Проблема исследования состоит в обосновании психолого-педагогических условий эффективности раскрытия творческого потенциала личности студентов в процессе изучения иностранного языка.
Решение этой проблемы и составляет цель исследования: определение психолого-педагогических условий раскрытия творческого потенциала студентов и разработка технологий по их практической реализации в процессе изучения иностранного языка.
Объект исследования: система профессиональной подготовки студентов-педагогов.
Предмет исследования: процесс раскрытия творческого потенциала личности студентов в ходе изучения иностранного языка.
Проблема, объект и цель исследования потребовали решения следующих задач:
1. Выявить теоретические основы творчества и творческого потенциала личности.
Обосновать специфику раскрытия творческого потенциала в процессе подготовки студентов.
Определить возможности иностранного языка как фактора раскрытия творческого потенциала личности студентов.
Выявить и обосновать психолого-педагогические условия эффективности раскрытия творческого потенциала личности студентов в процессе обучения иностранному языку.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: Процесс раскрытия творческого потенциала студентов будет успешен при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
содержание, характер и методы обучения иностранному языку ориентированы на развитие и саморазвитие личности;
обучение будет носить личностно-центрированный характер и проходить в благоприятной атмосфере сотрудничества с постепенным переходом от выполнения заданий с преобладанием репродуктивной деятельности к заданиям с преобладанием продуктивной деятельности;
будет реализован деятельностный подход, предполагающий включение студентов в различные виды творческой деятельности;
процесс изучения иностранного языка будет переведен на технологический уровень и будет предполагать:
четкое формулирование проблемы;
интерпретацию фактов;
критическое восприятие информации;
сопоставление различных точек зрения, анализа мнений;
выявление аналогий, подобия;
поиск и создание нового, необычного;
гибкое реагирование на изменение ситуации;
домысливание и придумывание ситуации, прогнозирование смыслового содержания;
привлечение знаний из других областей;
установление межпредметных связей;
создание самостоятельных проектов на основе изученного. Методологическую основу исследования составляют важнейшие
философские положения о единстве теоретического и эмпирического, о творческой и деятельностной сущности личности, психологические теории обучения иностранному языку, современные труды по лингводидак-тике и лингвострановедению, а также основные положения гуманистической парадигмы образования, философии культуры, взаимосвязи личности, языка и культуры.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, педагогической, психологиче
ской, лингвистической, методической литературы, педагогического
опыта;
педагогическое наблюдение;
метод моделирования, позволяющий выделить систему заданий, направленных на раскрытие творческого потенциала студентов;
анализ продуктов творческой деятельности студентов;
методы диагностики: психодиагностическое тестирование, анкетирование, беседа;
экспериментальные методы, позволяющие оценить эффективность разработанной системы заданий.
Базой исследования явился Московский Педагогический Государственный Университет. Опытно-экспериментальными исследованиями и педагогическим наблюдением были охвачены 200 студентов I - II курсов.
Этапы исследования:
Первый этап (2002 - 2003 г.г.) - знакомство с проблемой и анализ философской, психолого-педагогической, лингвистической литературы, накопление эмпирического материала, определение объекта и предмета исследования. Проведение констатирующего эксперимента по изучению и реализации условий раскрытия творческого потенциала студентов и разработка программы последующей экспериментальной работы.
Второй этап (2003 - 2004 г.г.) - осмысление и апробация теоретических положений исследования; подготовка и проведение опытно-экспериментальных работ по установлению зависимости творческого потенциала личности студентов от личностно-центрированнои направленности обучения иностранному языку.
Третий этап (2005 - 2006 г.г.) - завершение экспериментального исследования; проверка достоверности выдвинутой гипотезы; интерпретация, рефлексивный анализ, оформление результатов и выводов теоретического и экспериментального исследования.
Научная новизна и теоретическое значение исследования:
- выявлены теоретические основы творческого потенциала личности;
обоснована специфика раскрытия творческого потенциала личности студентов в процессе профессиональной подготовки;
дана характеристика основных компонентов творческого потенциала, обеспечивающих эффективность его раскрытия в процессе обучения иностранному языку;
показаны возможности изучения иностранного языка в контексте раскрытия творческого потенциала студентов неязыкового факультета;
выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия успешного раскрытия творческого потенциала личности студентов в процессе изучения иностранного языка.
Практическая значимость исследования:
разработана и внедрена в учебный процесс программа и методика раскрытия творческого потенциала в процессе изучения иностранного языка;
разработана система практических приемов, способствующих раскрытию творческого потенциала студентов неязыкового факультета;
результаты исследования могут быть использованы в работе преподавателей различных учебных заведений с целью конструирования творческих заданий по иностранному языку;
разработанная технология раскрытия творческого потенциала будущих специалистов может быть использована при разработке учебно-методических комплексов по иностранному языку и другим гуманитарным дисциплинам.
Обоснованность и достоверность полученных научных результатов обеспечивается системным и междисциплинарным подходами к изучению проблемы, разнообразием привлеченных педагогических, философских, психологических и лингвистических работ, соотносимостью результатов теоретического анализа с общими положениями современных концепций развития личности, использованием комплекса методов, соответствующих цели и задачам диссертационного исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в публикациях автора в педагогических сборниках МПГУ, КГУ и МОСПИ, на ежегодных научно-практических конференциях МПГУ и в практике преподавания на факультете педагогики и психологии МПГУ.
Основные положения, выносимые на защиту:
- творческий потенциал представляет собой личностную способность к
творению нового, которая проявляется в особенности мышления (бег
лость, гибкость, оригинальность, умение четко сформулировать про
блему), особенности перцепции (впечатлительность, фантазия, интуи-
ция), особенности характера (стремление к риску, упорство, уверенность) и в способности к самостоятельному проектированию;
специфика раскрытия творческого потенциала в процессе профессиональной подготовки в вузе определяется личностными и возрастными особенностями студентов, к которым относятся: творческая активность, заинтересованность в деятельности, склонность к саморазвитию и поиску, желание участвовать в исследовательской деятельности, эмоциональность, стремление к привлечению знаний из других областей, готовность к юмору;
особенностями преподавания дисциплины «иностранный язык», которые способствуют раскрытию творческого потенциала личности студентов, являются: малочисленность учебных групп; личностно-обращенный характер материала и занятий; естественность включения в задания личностно-центрированных элементов и обращения к субъектному опыту студента; регулярный контроль личностных трансформаций и выявление трудностей; глобальность и междисциплинарность тем и проблем; насыщенность заданиями открытого типа; направленность на развитие рефлексии;
раскрытие творческого потенциала личности будет успешным, если будут соблюдены следующие условия: содержание, характер и методы обучения будут ориентированы на творческое развитие и саморазвитие личности; обучение будет носить личностно-центрированный характер и проходить в благоприятной атмосфере сотрудничества с постепенным переходом от заданий с преобладанием репродуктивной деятельности к заданиям с преобладанием продуктивной деятельности; будет реализован деятельностный подход, предполагающий включение студентов в различные виды творческой деятельности.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Теории творчества разрабатывались во все эпохи. Уже в античном мире Сократ (8), Платон (127) и Аристотель (9), считая творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия, пытались создать «теорию творчества». В этико-эстетической концепции И. Канта приведено философское осмысление сущности творческого саморазвития, в ходе которого «человек делает себя сам» (69).
По определению Л.С. Выготского, творческой деятельностью следует называть такую, «которая создает нечто новое, все равно - будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума и чувств, живущем и обнаруживающимся только в самом человеке» (34).
Большинство отечественных исследований характеризует целостный подход к пониманию творчества, мышления и личности. Так, согласно С.Л. Рубинштейну, «мышление обычно начинается с проблемы или противоречия» (143). В разработанной ЯЛ. Пономаревым концепции способность к творчеству сопряжена с интенсивностью поисковой мотивации и чувствительностью к «побочным» продуктам деятельности (129).
В исследованиях Д.Б. Богоявленской (23) разрабатываются новые представления о процессе творчества и о диагностике творческих способностей, в которых в качестве единицы анализа выступает интеллектуальная активность, или «инициатива».
Важнейшая способность творца - гениальность, которая выражается в особой концентрации, внимании и восприимчивости, в умении видеть сущность вещей и интуитивно предвидеть их развитие. Таким образом, творчество предполагает наличие у творческой личности оригинального, нестандартного мышления. Это свойство личности получило особое изучение в науке.
Зарубежные исследователи Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Е. Торренс рассматривают творчество, как процесс логического развития идей и мыс-
Проблема творчества и творческого потенциала в теории и практике высшего педагогического образования
Происходящие в последнее время изменения в системе образования, а именно: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого обучаемого - дают возможность по-новому поставить проблему творчества, открывают новые аспекты ее изучения.
Для решения проблем современной действительности объективно закономерно возрастание самоценности творческой личности. В связи с этим проблемы творчества, творческой деятельности, развития творческой личности, раскрытия творческого потенциала личности приобретают особую актуальность и становятся важнейшими направлениями современных научных исследований как отечественных (В.И. Андреев, С.И.Архангельский, Б.Г. Богоявленская, В.Т. Кудрявцев, А.М.Матюшкин, Я.А. Пономарев, М.М.Поташник, В.А. Сластенин, Э.Д.Телегина и др.) (3; 6; 11; 25;79;102;129;131;155;168 ), так и крупнейших зарубежных (Г.С. Альтшуллер, Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Торренс и др.) (195;37;100;139;215) теоретиков и практиков. Однако до сих пор содержание творчества остается недостаточно выясненным и представленным.
В философском словаре творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимо стью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. (176) Теории творчества разрабатывались во все эпохи. Уже в античном мире Сократ (8), Платон (127) и Аристотель (9), считая творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия, пытались создать «теорию творчества». В этико-эстетической концепции И. Канта приведено философское осмысление сущности творческого саморазвития, в ходе которого «человек делает себя сам» (69).
По определению Л.С. Выготского, творческой деятельностью следует называть такую, «которая создает нечто новое, все равно - будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума и чувств, живущем и обнаруживающимся только в самом человеке» (34).
Большинство отечественных исследований характеризует целостный подход к пониманию творчества, мышления и личности. Так, согласно С.Л. Рубинштейну, «мышление обычно начинается с проблемы или противоречия» (143). В разработанной ЯЛ. Пономаревым концепции способность к творчеству сопряжена с интенсивностью поисковой мотивации и чувствительностью к «побочным» продуктам деятельности (129).
В исследованиях Д.Б. Богоявленской (23) разрабатываются новые представления о процессе творчества и о диагностике творческих способностей, в которых в качестве единицы анализа выступает интеллектуальная активность, или «инициатива».
Важнейшая способность творца - гениальность, которая выражается в особой концентрации, внимании и восприимчивости, в умении видеть сущность вещей и интуитивно предвидеть их развитие. Таким образом, творчество предполагает наличие у творческой личности оригинального, нестандартного мышления. Это свойство личности получило особое изучение в науке.
Зарубежные исследователи Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Е. Торренс рассматривают творчество, как процесс логического развития идей и мысленных образов, которые преобразовывают элементы реальности во что-то новое. (37; 100; 215) Многие американские и британские психологи рассматривают творчество как синоним таких понятий, как «вооб ражение», «дивергентное мышление», «склонность к исследованию», «интуиция», «авантюрность», «изобретательность», «одаренность» и т.д. Д. Чайлд (196) признает, что пока не создано ясного и общепризнанного определения творчества, выделяя, однако, новизну творческого продукта как новую, уникальную комбинацию моделей знания, оригинальность высшего уровня, гибкость, разнообразие идей. Западные исследователи считают перспективными направлениями изучение творческих личностей, продуктов их творчества, но в меньшей мере - изучение процесса творчества. Дивергентные способности это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.
Особенности развития личности в ходе обучения в вузе в логике раскрытия творческого потенциала
При усилившемся спросе на всесторонне образованных и профессио нально компетентных выпускников высшей школы процесс воспроизвод ства подготовленных кадров тормозится тем, что он не обеспечивает в должной мере развития и саморазвития студентов. Создание концептуальных основ для усовершенствования профессиональной подготовки направлено на реализацию личностной, деятельностной, творческой парадигмы образования.
Повышение эффективности и качества профессиональной подготовки студентов в высшей школе, по мнению исследователе 155,139,191), возможно только в условиях преобладания творческого подхода в деятельности преподавателей и студентов над исполнительским и репродуктивным подходом; совершенствования содержания, средств, форм и методов обучения; индивидуализации и дифференциации самой учебно-познавательной деятельности студентов; создания свободной, демократической, подлинно творческой атмосферы на всех этапах обучения.
Мы согласны с мнением С.Д. Смирнова (160) и других ученых, что при обучении студентов в системе высшего образования особое внимание следует уделять:
активным формам овладения предметом;
включению элементов проблемности, научного поиска;
широкому использованию резервов самостоятельной работы;
коммуникативной направленности всего процесса обучения;
созданию эмоционально окрашенной и свободной атмосферы творчества на всех этапах обучения;
внедрению интенсивных образовательных технологий для обеспечения лично-центрированного процесса обучения; широкому использованию аудио и видеосредств обучения, актуальной наглядности;
мотивации студентов на создание подлинно новых продуктов творчества.
На наш взгляд, раскрытие творческого потенциала студентов является важным элементом общей системы профессиональной подготовки. Следовательно, взаимодействие данного процесса с целостностью на основе системообразующих связей: целей, содержания и технологии подготовки специалиста - является одним из главных условий эффективности процесса обучения.
Для осуществления воздействия на каждый компонент творческого потенциала личности студента и далее на раскрытие творческого потенциала нам представляется необходимым определить особенности этапа обучения в высшем учебном заведении, где решаются задачи раскрытия творческого потенциала студентов.
Особенностью социально-педагогической системы, в рамках которой раскрывается творческий потенциал личности студента, является наличие определенных социально-педагогических условий, стимулирующих раскрытие творческого потенциала личности студента.
Обобщая представления философов, лингвистов, педагогов, психологов, мы понимаем под условиями систему специально создаваемых ситуаций, являющихся внешним воздействием по отношению к творческому потенциалу личности студента, обеспечивающих продвижение творческого потенциала личности.
Мы уже определили, что раскрытие творческого потенциала личности осуществляется через различные формы активности в процессе его развития, в том числе обучения, а также в процессе мобилизации потенциальных возможностей для решения возникающих важных задач, то есть в процессе деятельности.
Своеобразие учебной деятельности в вузе заключается в том, что студент усваивает теоретические знания. Учебные задачи решаются посредством системы учебных действий: преобразования ситуации задачи, поиск отношений, моделирование, выделение частного, контроль и оценка решения.
Таким образом, в ходе обучения в вузе, организация учебного материала, предоставляющая студенту возможность выбора содержания и способов проработки учебных знаний, стимулирует раскрытие компонентов творческого потенциала личности студентов, в первую очередь, особенности мышления и способность к самостоятельному проектированию.
Изучая деятельность преподавателя, В.А. Сластенин (155) и другие исследователи утверждают, что она по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества педагогических задач различных типов и уровней.
Исследователи подчеркивают важность создания условий для проявления индивидуальности студентов в решении задач, предоставлении возможности позитивно общаться и удовлетворять познавательные потребности.
Применение заданий, основанных на личностно-центрированном подходе, в процессе изучения иностранного языка для раскрытия творческого потенциала личности студентов
Идея раскрытия творческого потенциала в обучении связана с развитием личности, с раскрытием своего «Я», становлением индивидуальности.
Школа творческого развития как воплощение идеи творчества в обучении требует такого взаимодействия субъектов образования, в результате которого будут созданы условия для становления и развития личности с ее индивидуальным и неповторимым восприятием мира и способностью творчески реализовать себя в этом мире.
Реализация идеи творческого развития требует активного применения коммуникативных и диалогических приемов обучения, обращенных к личности и ее опыту, стимулирующих к рассуждению, сравнению, анализу, интерпретации, выражению личностного отношения. Для раскрытия творческого потенциала важно столкновение позиций, ценностей, смыслов. Говоря об обучении иностранному языку в логике творчества, мы в качестве стратегических целей выделяем общие гуманитарные требования формирования и развития личности студента, являющегося активным субъектом педагогического общения, характеризующегося собственной познавательной и коммуникативной позицией и активностью, обладающего определенными интересами и особенностями. Для иностранного языка это значит, что в результате прохождения курса по данной дисциплине в рамках общей профессиональной подготовки у студентов-педагогов формируются прочные навыки познавательного чтения иноязычных текстов по специальности, а также внутренняя мотивация обращения к текстам по иностранной литературе в целях своего профессионального развития.
Специфика предмета «иностранный язык», как мы выявили, определяет его влияние на личностные качества студентов. Эти возможности складываются в процессе творческого общения, освоения речи, анализа особенностей менталитета страны изучаемого языка. Развитие личности студента, находящегося в соизмерении разных лингвокультур, осуществляется на основе собственного мировидения и предполагает восприятие и рефлексию собственных ценностей и общественных взаимосвязей. Именно это позволит относиться к иному образу мира с симпатией, терпимостью и в то же время с некоторой долей критичности, воспринимать его как равноценный и достойный рассмотрения. Поскольку культурное становление человека, по А.Н.Леонтьеву, связано с его мозгом, можно ожидать в качестве результата обучения положительные изменения в общей структуре поведения студентов и порождение новых форм деятельности.
Научно-теоретический анализ идеи раскрытия творческого потенциала в современном образовательном процессе и исследование технологии личностных приемов подводит нас к попытке установить пути раскрытия творческого потенциала студентов через разработку личностно-центрированных приемов и учебных заданий по иностранному языку в логике творчества.
Программа неязыкового факультета по иностранному языку не направлена непосредственно на раскрытие творческого потенциала, несмотря на то, что слова «творчество», «творческая деятельность», «творческий потенциал» активно употребляются в академической среде.
Представляется возможным в качестве экспериментальной программы выделить задания, основанные на личностно-центрированном подходе, в процессе изучения иностранного языка, и проанализировать их педагогические возможности в свете раскрытия творческого потенциала.
Творческие задания, основанные на личностно-центрированном подходе, основываются на использовании личностного опыта студентов и нацелены на развитие личности.
Следуя логике противопоставления творческих и традиционных приемов обучения, применение творческих заданий не исключает таких заданий, которые требуют запоминания фактов и усвоения знаний. Однако без заданий, направленных непосредственно на раскрытие творческого потенциала невозможно, по нашему мнению, воплощение на практике идеи творчества.
В отличие от традиционных заданий, основанных на запоминании поступающей извне информации, творческие задания развивают умения формулирования и отстаивания своей точки зрения, критического восприятия, логического анализа, сопоставления точек зрения и информации, генерирования необычных идей, привлечения знаний из других областей, сведения сложного к совокупности простых компонентов, восприятия юмора.
Педагогические возможности разработанных учебных заданий, основанных на личностно-центрированном подходе, в программе профессиональной подготовки мы определяем как ориентиры обновления. Для создания условий раскрытия творческого потенциала технологии обучения, как уже отмечалось, должны быть не просто личностно ориентированными, а личностно-центрированными. Этот подход, как мы считаем, в большей мере отражает парадигму современного высшего образования в отношении предмета «иностранный язык».