Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы подготовки менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений 15
1.1. Сущность и содержание подготовки менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений 15
1.2. Теоретическая модель и технологии подготовки менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений
1.3. Критерии и показатели готовности менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений 68
ВЫВОДЫ 92
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная апробация модели подготовки менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений 94
2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по подготовке менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений 94
2.2. Диагностические исходные составляющие готовности менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений 120
2.3. Педагогические условия эффективности подготовки менеджеров сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений 133
ВЫВОДЫ 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 159
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
- Сущность и содержание подготовки менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений
- Теоретическая модель и технологии подготовки менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений
- Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по подготовке менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений
Введение к работе
Рубеж XX-XXI вв. изменил общественно-политический строй России. С каждым годом развития постиндустриального общества осознается нарастающая невозможность эффективного реформирования без соответствующей подготовки субъекта этих преобразований - специалиста, способного осуществлять свою профессиональную деятельность в новой экономической, социально-культурной и духовно-нравственной ситуации.
Господствующие в современной России рыночные отношения оказывают существенное влияние на все сферы жизнедеятельности общества, включая сферу культуры и искусств. Появились новые организации и учреждения, которые определили востребованность специалистов, обладающих как художественно-творческими способностями, так и предприимчивостью, инициативностью, инновационным и креативным мышлением, способных ориентироваться в сложившихся социально-экономических условиях, разбирающихся в продю-серской, промоутерскои, маркетинговой деятельности, виртуозно владеющих различными видами культурной, организаторской, управленческой деятельности, с высоким духовно-нравственным и личностным потенциалом.
Задачи, возникающие сегодня перед высшими учебными заведениями, требуют формирования у будущих специалистов новых компетенций, готовности к решению нестандартных ситуаций, осуществлению подготовки специалистов, способных реализовать профессиональную деятельность, адекватную времени. Действующий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства не в полной мере соответствует этим требованиям и, делая акцент на культуроохранных, культуротворческих, социопедагогических функциях будущего специалиста, не уделяет должного внимания его субъектной организационно-управленческой функции, специфической для менеджера. В связи с этим потребность в переосмыслении целей, содержания, организации, технологии профессиональной подготовки менеджеров сферы культуры и искусств является актуальной проблемой, что предопределяет необходимость коренного изменения профессиональной парадигмы, требующей разработки и внедрения новых подходов в образовательном процессе культурологических вузов.
Актуальные аспекты подготовки современных специалистов сферы культуры и искусств привлекают активное внимание таких ученых, как Н.К. Бакланова, Е.И. Григорьева, В.В. Туєва, Н.Н. Ярошенко.
Вопросы развития профессионализма специалистов-менеджеров сферы культуры и искусств как организаторов и управленцев отражены в исследованиях СИ. Курганского, Н.А. Паршикова, Е.А. Сергеева, В.М. Сеткова, В.И. Солодухиной, Г.Л. Тульчинского, Н.Р. Туровец, Г.М. Цыпина, В.М. Чижикова, А.Ф. Эсаулова.
Как показал проведенный в рамках диссертационного исследования ас-пектный анализ теоретико-методологических источников, на основе которых реализуется образовательная деятельность российских вузов культуры и искусств, до последнего времени в научно-педагогической литературе наименее разработанными являются проблемы подготовки менеджеров сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений; нет их точной профессионально-функциональной характеристики; недостаточно исследований, специально посвященных этой проблеме. При несомненной научной важности имеющихся в педагогической науке исследований разработка проблем обучения современного специалиста-менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений на теоретическом, методологическом и технологическом уровнях является недостаточной. Требуют осмысления новые подходы, технологии; нуждаются в уточнении структура подготовки специалиста к работе в условиях рыночных отношений, содержание подготовки; в определении - новые принципы, критерии и показатели сформированности профессиональных качеств личности будущих специалистов-менеджеров; необходим поиск эффективного инструментария для ее объективной оценки.
Таким образом, основными противоречиями, предопределившими актуальность исследования, явились несоответствия между состоянием, уровнем образования и требованиями современной социально-экономической ситуации; узкопрофильной направленностью профессиональной подготовки менеджеров сферы культуры и искусств и многообразием, многоаспектностью, творческим характером их современных профессиональных функций; все возрастающей конкуренцией на рынке труда, потребностью в специалисте, умеющем эффективно осуществлять организационно-управленческую деятельность в условиях современных рыночных отношений, и отсутствием в вузах культуры и искусств системной подготовки таких специалистов.
Выявленные противоречия определили актуальность и позволили сформулировать проблему исследования: каковы ведущие подходы, принципы, критерии, педагогические условия моделирования и технологизации эффективной подготовки менеджеров сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях современных рыночных отношений?
Цель исследования - разработка и внедрение в образовательный процесс вуза структурно-функциональной модели и соответствующих ей образовательных технологий подготовки менеджеров сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях современных рыночных отношений.
Объект исследования - система образования специалистов-менеджеров в вузах культуры и искусств.
Предмет исследования — процесс подготовки менеджеров сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях современных рыночных отношений.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание подготовки менеджеров сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях современных рыночных отношений на основе субъектно-деятельностного и задачно-проектного подходов; - разработать и экспериментально апробировать структурно-функциональную модель подготовки менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений;
- обосновать педагогические принципы построения учебно-образовательного процесса в вузе;
- разработать и опытно-экспериментально апробировать субъектно-развивающие технологии подготовки менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений;
- определить критерии и показатели готовности специалиста-менеджера к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений;
- выявить педагогические условия, обеспечивающие качественное функционирование разработанной структурно-функциональной модели и технологии подготовки менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений.
Гипотеза исследования. Подготовка менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений будет эффективной, если:
- содержание учебного процесса будет осуществляться в соответствии со структурно-функциональной моделью, субъектно-деятельностным и задачно-проектным подходами на основе приоритета духовно-нравственных начал в развитии специалиста;
- субъектно-ориентированные технологии будут реализованы в условиях непрерывной производственной практики студентов во внешней среде с различными категориями населения, при условии, что эта практика будет выполнять роль интегрирующего фактора в приобретении профессионального опыта будущими специалистами;
- становление и развитие студентов как субъектов организационно-управленческой деятельности будет основываться на их активном практическом участии в органах самоуправления факультета и вуза;
- усложнение, расширение, углубление опыта организационно управленческой деятельности будущих специалистов - реализовываться в соответствии с обоснованными принципами, главными из которых являются принципы духовно-нравственной доминанты и развития профессионального опыта будущих специалистов в соответствии с кумулятивным принципом;
— образовательный процесс ориентироваться на реализацию субъектное развивающей технологии, сопровождаться групповой и индивидуальной рефлексией.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили важнейшие положения о научных методах познания, сущности деятельности; теории системного, акмеологического, субъектно-деятельностного и задачно-проектного подходов к изучению педагогических процессов; концепции содержания образования, развития педагогической теории и практики в контексте технологизации учебного процесса.
В исследовании мы опирались на концепции моделирования и конструирования педагогического процесса, на теорию формирования содержания образования, историко-педагогические аспекты теории и практики педагогических технологий, нашедшие отражение в работах К.А. Абульхановой, П.К. Анохина, СИ. Архангельского, Е.П. Белозерцева, В.П. Беспалько, И.Ф. Исаева, В.В. Кра-евского, Н.В. Кузьминой, B.C. Леднева, И.Я. Лернера, Л.И. Мищенко, А.П. Тряпициной; на исследования в области психологической теории Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, З.А. Решетовой, Н.Ф. Талызиной; на теорию систем и системного анализа В.Г. Афанасьева, А.И. Берга; философские, социальные и психологические концепции образовательных систем А.Г. Асмолова, Б.М. Бим-Бада, Б.С. Гершунского, СИ. Гессена, В.И: Єлобод-чикова; теорию управления Ф.Б. Аунапу, В.Г. Афанасьева, В.И. Коваленко, СИ. Курганского, Т.И. Шамовой; положения о деятельности как об активном, целенаправленном преобразовании субъектом действительности и самого себя Б.Г. Ананьева, Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова; идеи про фессионального становления, самоопределения и развития личности в профес- ; сиональной деятельности М.Ф. Забродина, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.В. Репринцева, В.А. Сластенина; идеи личностно-деятельностного подхода В.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Г. Пашкова, Л.С. Подымовой; идеи рефлексивного подхода к организации профессиональной подготовки и переподготовки специалистов Т.М. Давыденко, П.И. Третьякова; современные концепции профессиональной подготовки управленческих кадров в системе образования И.Ю.Алексашина, B.C. Леднева, Л.В. Ильиной, И.М. Подушкиной, Г.Н. Подчалимовой, П.Е. Решетникова, В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой; на исследования по развитию профессионального образования в области социально-культурной деятельности А.А. Ариар-ского, Н.К. Баклановой, А.П. Беляевой, И.Н. Бесамыгиной, Г.М. Бирженюка, Е.Н. Вороновой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Н. Дулатовой, А.Д. Жаркова, Н.Б. Зиновьевой, В.Г. Иванова, И.И. Маркеловой, В.Г. Мозгот, Г.Я. Никитиной, Н.А. Паршикова, Е.А. Сергеева, Ю.С. Стрельцова, В.В. Туева, Н.Р. Туровец, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка, Н.Н. Ярошенко.
Инновационные преобразования в стране обострили проблему развития и совершенствования профессионализма менеджеров - ведущих субъектов, решения организационно-управленческих задач по модернизации деятельности учреждений сферы культуры и искусств и прогнозирования их успеха. В связи с этим в методологическом ракурсе наше исследование представлено как фундаментально-прикладное, обусловившее направленное изучение философских, социологических, культурологических, психолого-педагогических, профессионально-педагогических, основ экономических теорий и концепций с целью теоретической, экспериментальной и практической разработки структурно-функциональной модели подготовки современного специалиста-менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений.
Методы исследования. Для решения исследовательских задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов, адекватных природе изучаемых процессов: теоретического анализа и синтеза, педагогического моделирования и прогнозирования, аспектный анализ образовательной деятельности, прогностические методы (экспертные оценки, независимые характеристики), опытно-экспериментальная работа.
Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования выступили: Белгородский государственный институт культуры и искусств, курсы повышения квалификации и переподготовки работников культуры Белгородского региона. Участниками опытно-экспериментальной работы являлись студенты дневного отделения, преподаватели факультета социально-культурной деятельности Белгородского государственного института культуры и искусств и слушатели курсов повышения квалификации работников культуры Белгородского региона.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (2000-2001) - изучение и анализ философской, психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; осмысление теоретических и методологических положений исследования; обобщение опыта образовательной деятельности по подготовке специалистов сферы культуры и искусств; накопление опыта в процессе практики; разработка концепции развития факультета на период проведения научного исследования; разработка и проведение констатирующего эксперимента; выявление трудностей в процессе инновационной подготовки менеджеров; определение критериев и показателей оценки и диагностирования личностных и профессиональных качеств будущих специалистов; разработка цели, гипотезы и конкретизация задач исследования.
Второй этап (2002-2003) — разработка содержания и основных путей опытно-экспериментального исследования; подбор экспериментальных групп; изучение особенностей подготовки менеджеров сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рынка; организация и проведение непрерывной производственной практики студентов на основе субъектно развивающих технологий; уточнение цели и задач исследования с последующей локальной диагностикой и осмыслением полученных результатов.
Третий этап (2004-2005) - внедрение разработанной технологии подготовки менеджеров сферы культуры и искусств; фиксирование, обоснование и практическая проверка совокупности педагогических условий эффективной реализации модели подготовки специалистов; комплексная проверка эффективности экспериментальной технологии; контрольная диагностика и коррекция полученных данных.
Четвертый этап (2006-2007) — анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных результатов, оформление проведенного исследования в виде кандидатской диссертации.
Основные результаты исследования, полученные соискателем, их научная новизна состоят в следующем:
- уточнены подходы к проектированию содержания образовательного процесса по подготовке современного менеджера сферы культуры и искусств (субъект-но-деятельностный и задачно-проектный);
- разработана структурно-функциональная модель подготовки менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений;
- разработана и внедрена субъектно-развивающая педагогическая технология подготовки менеджеров сферы культуры и искусств к работе в условиях рыночных отношений, основанная на осуществлении в комплексе субъектно-деятельностного и задачно-проектного подходов, включающая нормативный, организационно-целевой, содержательный, социально-творческий, рефлексивный компоненты;
- сформулированы принципы организации и структурирования содержания подготовки менеджеров сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений, основными из которых являются принцип духовно-нравственной доминанты в образовательном процессе и раз вития опыта организационно-управленческой, профессиональной деятельности на основе кумулятивного принципа;
- выявлены критерии и показатели подготовленности специалиста-менеджера к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений: духовно нравственная направленность профессиональной деятельности, организаторские способности, управленческая компетентность, предприимчивость;
- определены педагогические условия успешной реализации структурно функциональной модели и субъектно-развивающей педагогической технологии подготовки менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений, предполагающие изменение парадигмы мышления, нацеленность образовательной деятельности на поддержку саморазвития субъектов и изменение характера их взаимоотношений.
Теоретическая значимость исследования определяется обоснованием совокупности положений, уточняющих и дополняющих сущность, содержание и определение путей совершенствования подготовки менеджеров сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях современных рыночных отношений, основанных на субъектно-деятельностном и задачно-проектном подходах.
Результаты и выводы исследования вносят вклад в развитие теории культурологического образования. В работе уточняются и содержательно раскрываются такие научные понятия, как «содержание подготовки специалиста-менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений», «готовность специалиста-менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений».
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке педагогического инструментария, ориентированного на овладение организационно-управленческими, субъектными позициями студентов в процессе обучения, обусловливающего эффективную профессиональную подготовку будущего специалиста-менеджера сферы культуры и искусств; в обосновании критериев и показателей, обеспечивающих комплексный контроль и оценку качества подготовки специалиста-менеджера сферы культуры и искусств на основе субъектно-развивающей технологии; в разработке и внедрении в образовательный процесс программы непрерывной производственной практики студентов как интегрирующего фактора приобретения профессионального опыта, которая рекомендуется для вузов, ведущих подготовку специалистов:в данной области.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются доказательностью методологических позиций; применением комплекса взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, объекту, предмету незадачам; длительным, характером исследования; и его тесной связью с практикой образовательной деятельности; сочетанием количественного и качественного анализа процессов и использованием: статистической обработки результатов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Содержание подготовки менеджера сферы культурыи искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений направлено на решение стратегических, тактических и оперативных социально-культурных задач-,, на реализацию организационно-управленческой, экономико-маркетинговой, духовно-творческой, рекреационно-просветительской и рекреационно-воспитательной деятельности, структурировано на основе субъектно-деятельностного и задачно-проектного подходов, реализующихся в соответствии с логикой приобретения профессионального опыта по кумулятивному принципу, сопровождающихся рефлексивными действиями всех субъектов образовательного процесса и включающих субъектно-развивающую, задачно-проектную, проблемную, субъектно-управленческую направленность образовательных программ.
2. Структурно-функциональная модель подготовки менеджеров сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений представляет собой взаимосвязанную, взаимодополняющую совокуп ность компонентов субъектно-деятельностной и задачно-проектной направленности, включает современные принципы организации образовательного процесса; педагогические технологии; критерии и показатели - оценочные категории качества подготовки специалиста к осуществлению профессиональных функций и ролей; педагогические условия, обеспечивающие эффективную подготовку менеджера сферы культуры и искусств к работе в условиях современных рыночных отношений.
3. Субъектно-развивающая технология, обеспечивающая наиболее эффективное развитие специалиста-менеджера в сфере культуры и искусств, включает нормативный, организационно-целевой, содержательный, социально-творческий, рефлексивный компоненты, ориентирующие: студентов на овладение субъектным опытом их будущей профессиональной деятельности в процессе аудиторных занятий и непрерывной производственной практики.
4. Педагогическими принципами, определяющими организацию и содержание образовательного процесса по подготовке менеджеров сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений, являются духовно-нравственная доминанта в образовательном процессе; субъектная ориентация содержания и технологий подготовки специалистов-менеджеров; взаимосвязь фундаментальных наук и практической деятельности в развитии субъектного управленческого опыта; рефлексия профессионально-социального и индивидуально-личностного развития специалиста; мотиваци-онно-смысловое и культурное самоопределение в процессе подготовки специалиста-менеджера; взаимодействие субъектно-педагогического и социокультурного опыта в процессе обучения; развитие опыта обучения- профессиональной деятельности по кумулятивному принципу.
5. Критерии и показатели, определяющие готовность специалиста-менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений: духовно-нравственная направленность, организаторские способности, управленческая компетентность, предприимчивость. 6. Эффективную подготовку менеджера сферы культуры и искусств обеспечивают педагогические условия: формирование специалиста на основе приоритета духовно-нравственных начал; структурирование содержания образовательной деятельности в соответствии со структурно-функциональной моделью, субъектно-деятельностным и задачно-проектным подходами; включение студентов с первого курса обучения в непрерывную производственную практику, организаторскую и управленческую деятельность; обеспечение субъектной позиции студентов в практической деятельности; формирование профессионального сознания будущих специалистов, специфического для менеджера этой сферы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем представления автором материалов на международных, всероссийских, региональных конференциях. По итогам исследования опубликовано 15 работ, включая две статьи в журналах, входящих в перечень ВАК.
Результаты исследования используются в образовательном процессе Белгородского государственного института культуры и искусств, на курсах повышения квалификации работников культуры Белгородского региона.
Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Сущность и содержание подготовки менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений
Одной из важных задач современного профессионального образования является создание в образовательном учреждении таких условий, которые в максимальной мере будут способствовать становлению квалифицированного специалиста, позволят студентам достичь вершин в личностном и профессиональном развитии, соответствуя требованиям времени [75]. Специалист сферы культуры и искусств сегодня должен обладать готовностью, обеспечивать полноценную реализацию функций сферы культуры и искусств: изучать, восстанавливать, сохранять и использовать культурное наследие в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения; создавать и обогащать культурные ценности, осуществлять рекреационно-воспитательную, рекреационно-просветительскую деятельность; обладать способностью создавать культурную среду, стимулировать инновационные движения в сфере культуры и искусств, активно участвовать в развитии народного художественного творчества, разрабатывать и осуществлять федеральные, региональные, муниципальные социально-культурные программы, проявляя такие качества, как организационно-управленческие, предпринимательские, культуротворческие, в которых доминирующим началом является духовно-нравственная направленность.
Содержание процесса профессионального образования должно быть нацелено на формирование у обучающихся системы знаний, умений, навыков, отношений к окружающей среде. Это процесс, представляющий собой изменение, развитие, совершенствование, овладение личностью новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями на каждом конкретном-историческом этапе развития общества.
Обозначенные тенденции в наши дни, безусловно, актуальны в образовательной деятельности вузов сферы культуры и искусств, осуществляющих обучение современных специалистов-менеджеров, которые направлены на достижение главной цели - подготовка специалиста-менеджера к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений, прежде всего как человека, имеющего широкие разносторонние устойчивые знания, умения и навыки, гармонически развитого, активного общественного деятеля, владеющего высокими духовно-нравственными качествами, с развитым эстетическим вкусом, способного осуществлять производство и трансляцию духовных благ для общества.
Классическими компонентами сущности и содержания являются: приобретение знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, овладение системой интеллектуальных и практических навыков и умений, освоение опыта эмоционально-волевого отношения к миру, другим людям [70]. Ученые определяют эти компоненты содержания образовательного процесса как социализацию и воспитание личности. Например, Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимодействующих компонента, которые были в значительной степени актуальны в советский период: конструктивный, организаторский, коммуникативный [74]. Наиболее эффективным будет результат подготовки современного специалиста сферы культуры и искусств, если учесть и функциональные, взаимодействующие компоненты профессионально-личностного развития, такие как: духовный уровень, интеллигентность, компетентность, оперативно-технологическая готовность к деятельности, творческий потенциал, профессиональное самосознание.
Теоретическая модель и технологии подготовки менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений
Модель - это «знаковый образ какого-либо объекта или системы объектов, используемых в качестве их «заместителя», и средство оперирования [26]. Естественно научное понимание модели - это описание объекта средствами теории. Модель - это копия реального объекта или процесса, которая воспроизводит не все явления целиком, а лишь те наиболее существенные его черты, характеристики и свойства, которые являются определяющими по отношению к результатам. В основе моделирования лежит теория подобия, а модель выступает в качестве приближенного аналога явления [62].
Под моделированием мы понимаем познание каких-либо явлений, процессов или систем путем изучения и построения.
Моделирование в обучении представлено в двух аспектах:
- моделирование в содержании образования, т.е. моделирование как способ познания, которым должны овладеть обучаемые.
- моделирование как одно из основных учебных действий, являющееся составным элементов образовательной деятельности.
При разработке структурно-функциональной модели подготовки менеджера сферы культуры и искусств мы, в основном, руководствовались вторым аспектом. Он состоит в исследовании места и видов использования моделирования как высшей особой наглядности для выявления и фиксации особенностей и отношений профессионально-образовательных явлений, а также в формировании, построении и фиксации общих схем действий, которые должны осуществляться в процессе обучения.
Необходимость моделирования процесса подготовки менеджера вызвана тем, что в практике вузов культуры и искусств она не существует в целостном виде. Поэтому в ходе исследования основная цель — разработать модель, проверить принципиальную возможность ее реализации на основе экспериментальной апробации ее элементов, таких как принципы, критерии, средства, условия взаимодействия субъектов деятельности, наметить пути осуществления образовательного процесса в режиме эксперимента.
Моделирование процесса подготовки специалиста-менеджера осуществлялось на основе субъектно-деятельностного и задачно-проектного подходов. Важнейшими составляющими частями структурно-функциональной модели подготовки специалиста-менеджера сферы культуры и искусств являются взаимосвязь и взаимодействие основных концептуальных идей, в соответствии с которыми она строится, которые определяют эффективность процесса подготовки и содержание технологических этапов.
Разработка модели подготовки менеджера сферы культуры и искусств началась с формулирования цели «готовность специалиста-менеджера к эффективному осуществлению организационно-управленческих задач в сфере культуры и искусств в условиях современной рыночной экономики». На основе разработанных в первом параграфе теоретико-методологических подходов построения образовательного процесса определены основные направления, где доминирующими являются субъектные позиции. Одним из основных компонентов структурно-функциональной модели профессиональной подготовки специалиста сферы культуры и искусств являются педагогические принципы, раскрывающие основные положения, определяющие организацию и содержание этой подготовки.
Нельзя не согласиться с С.Д. Смирновым в том, что сегодня нужно пересмотреть исходные представления о принципах, целях, условиях обучения и воспитания и в качестве доминирующих вывести: во-первых, создание необходимых условий для максимально полного освоения материальной культуры и духовных ценностей; во-вторых, ориентацию на раскрытие в процессе обучения и самореализации в будущем специалисте его внутреннего потенциала; в-третьих, обеспечение условий и механизмов стимулирования самопознания, значительного внимания в учебно-образовательной деятельности индивидуальным стилям [129].
Принципы учебного процесса — это проверенные практикой его закономерные связи и зависимости. Они должны формироваться в тесной связи с социально-экономическим развитием общества, реализуя его (общества) потребности. По мере осуществления социально-экономических реформ, демократизации общественных отношений возрастает роль профессионального образования, в ходе которого происходит развитие личности — главного субъекта, участвующего в совершенствовании всей общественной жизни.
Методологической основой разработанных нами принципов подготовки менеджеров сферы культуры и искусств является методологическая идея, выдвинутая П.Е. Решетниковым о том, что их совокупность должна представлять системно-целостное единство [116]; каждый из принципов должен обеспечивать регуляцию определенных отношений и функций образовательного процесса, соответствовать критерию необходимости, а их количество — критерию достаточности. По своему содержанию принципы должны отражать специфику авторской педагогической концепции [57].
Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по подготовке менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений
Разработанная теоретическая структурно-функциональная модель образовательного процесса, обеспечивающая эффективную подготовку специалиста-менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений требует ее экспериментальной проверки.
Экспериментальная работа по своей сути представляла собой профессио-нально-образовательн деятельность с заранее негарантированным» результатами. [96]. Определенная непредсказуемость результатов объяснялась:
— во-первых, тем, что часть задуманного не всегда удается осуществить из-за непредвиденных неблагоприятных условий (кадровых, материальных, временных, морально-психологических);
— во-вторых, из-за того, что на каком-то этапе поиска объективно не удается найти подходящие способы работы, позволяющие заметно повысить эффективность, выявить условия, при которых используемые средства дают необходимый эффект;
— в-третьих, из-за того, что некоторые предположения оказываются ошибочными;
— в-четвертых, потому, что в реальной практике возникает масса трудностей, для преодоления которых необходимо найти новые решения, а они возникают далеко не сразу.
Назначение экспериментальной работы состояло в том, чтобы испытать на деле новые подходы, принципы, используя критерии и показатели готовности менеджера к осуществлению профессиональных функций и ролей; выявить трудности, возникающие при их использовании, найти пути преодоления; определить условия, обеспечивающие наибольшую их эффективность; превратить новую идею организации профессиональной подготовки специалистов в средство образовательной деятельности с гарантированными результатами.
В ходе подготовительного (констатирующего) этапа исследования (2003-2004) проводились изучение философской и психолого-педагогической литературы, посвященной профессиональной подготовке специалистов; анализ уровня и состояния процессов подготовки специалистов в вузах сферы культуры и искусств; разрабатывались концептуальные основы содержания и педагогические технологии; проводилась опытная работа по реализации новых теоретических и методологических идей в образовательном процессе.
Изучение содержания и характера обучения в вузах культуры и искусств показало, что оно не всегда было ориентировано» на субъектно-деятельностные и субъектно-ориентированные технологии, зачастую носило узкопрофильный характер. Поэтому встал вопрос о создании такой модели подготовки специалистов-менеджеров сферы культуры и искусств, котораяпозволила бы:
1. Устранить несоответствие состояния и уровня профессиональной подготовки в вузах требованиям социально-экономической жизнедеятельности.
2. Повысить уровень общей культуры, обеспечить объем и качество профессиональных знаний и умений специалистов, адекватных потребностям сферы культуры и искусств, вовлеченных в рыночные отношения постиндустриального общества.
2. Уйти от узкопрофильной направленности в профессиональной подготовке специалистов сферы культуры и искусств, что обусловлено многообразием, многоаспектностью, творческим- характером профессиональных функций менеджеров в современных условиях.
3. Внедрить инновационные технологии профессионально-образовательной деятельности, ориентированные на развитие субъектно-деятельностного- подхода.