Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна Саланкова Светлана Евгеньевна

Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна
<
Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Саланкова Светлана Евгеньевна. Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Брянск, 2002 249 c. РГБ ОД, 61:03-13/933-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование подготовки будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна

1.1. Сущность и содержание понятия «графический дизайн» 12

1.2. Обучение учащихся основам графического дизайна как составная часть технологического образования 28

1.3. Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна как психолого-педагогическая проблема.. 50

1.4. Теоретическая модель деятельности будущего учителя технологии по обучению учащихся основам графического дизайна 71

Выводы по 1-й главе 92

Глава 2. Содержание, формы и методы подготовки будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна

2.1. Подготовка будущих учителей технологии основам графического дизайна в учебном процессе высшего учебного заведения

2.2. Структурно-логическая схема курса «Основы графического дизайна».. 109

2.3. Современные формы и методы обучения будущих учителей технологии основам графического дизайна 133

2.4. Методика проведения эксперимента и результаты опытно- экспериментальной работы

Выводы по 2-й главе 190

Заключение 192

Литература 195

Приложения

Введение к работе

Актуальность проблемы. Социально-экономические условия конца XX — начала XXI веков привели к резким изменениям состояния общества и формированию новых экономических, политических, технологических сторон общества. Эти изменения повысили требования к деятельностным качествам личности любого специалиста, в том числе и педагога.

Основной задачей образовательного процесса становится подготовка компетентного, творчески развивающегося, духовно богатого и целенаправленно реализующего свои возможности в художественно-творческой и профессиональной деятельности педагога, что особенно актуально для учителя технологии, поскольку он работает с новыми учебными дисциплинами дизайнерского профиля.

На современном этапе обучения будущих учителей технологии необходим выход на дизайн через гуманитаризацию, повышение социокультурной и экономической функциональности профессионального труда. Поскольку дизайн является составной частью духовной и эстетической культуры, то это способствует его интеграции с другими видами художественной деятельности, слиянию их в виде синтеза искусств, обладающего большой культурной ценностью для формирования интеллектуального потенциала, развития творческой индивидуальности студента и умений личности перерабатывать большие объемы информации.

Одним из путей совершенствования системы образования может стать введение дисциплин дизайнерского профиля, цель которых - совершенствование обучения и воспитания личности на новых принципах живой связи учебного творчества, практической деятельности, эстетического воспитания и дизайнерского образования.

На сегодняшний день дизайн-образование является социально необходимой частью общего профессионального образования.

Исследованиями в области дизайн-образования занимались И.Я. Герасименко, Т.В. Костенко, Е.Н. Лазарев, Л.В. Левицкий, Л.Б. Переверзнев, В.М. Розин, В.Ф. Сидоренко, О.М. Солдатов, А.Г. Устинов, СО. Хан-Магомедов, Л.А. Шапошников.

Разработкой педагогических основ эстетического воспитания подрастающего поколения средствами изобразительного искусства и художественной деятельности занимались такие педагоги и ученые, как А.Д. Алехин, Н.Н. Бахтин, А. Дистерверг,

4 В. Кандинский, B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, К.Д. Ушинский, А.С. Хворостов, СТ. Шацкий, Е.В. Шорохов.

Исследованием проблемы основ теории и методики обучения дизайну занимались такие исследователи, как Л.Н. Безмоздин, И.Т. Волкотруб, Н.В. Воронов, И.В. Иконников, М.С. Каган, А.С. Квасов, Дж. Нельсон, В.Ф. Сидоренко, В.И. Толстых, З.Ю. Черная.

В настоящее время ведущей составляющей дизайн-образования является графический дизайн. Выполняя межпредметную функцию, он служит связующим звеном специальных и психолого-педагогических знаний и умений, а также является универсальной с психолого-педагогической и учебно-методической точек зрения формой освоения окружающего пространства с позиции эстетической и функциональной целесообразности.

Графический дизайн как специфический вид проектно-графической творческой деятельности всесторонне рассмотрен в исследованиях В. Акопова, Л.Н. Без-моздина, А.В. Богомолова, Г.М. Бреньковой, О.И. Генисаретского, В.Л. Глазычева, Е.В. Ладыгина, Р.Ф. Мухутдинова, Н.О. Постникова, СИ. Серова, В.Ф. Сидоренко, С Хан-Магомедова, Л.М. Холмянского, Е.В. Черневич, обозначивших его характерные особенности, структуру, теоретические и методические принципы.

Обучение основам графического дизайна предполагает разностороннее и гармоничное формирование личности, включающее творческое развитие. В настоящее время решение проблем, связанных с активизацией творческой деятельности и поиском новых методов и форм работы, приобретает особое значение в теории и практике высшего педагогического образования (В.И. Андреев, Д.В. Богоявленская, Дж. Гайес, Дж. Гилфорд, A.M. Дорошкевич, В.А. Кан-Калик, Л. Терстоун, Е. Торренс, М.Г. Ярошевский).

В процессе формирования творческих сторон личности обращается внимание на особую роль воображения, фантазии, гибкости ума и дивергентности мышления. Среди зарубежных исследований в области художественного восприятия визуального мышления наибольший интерес представляют, с нашей точки зрения, работы таких авторов, как Р. Арнхейм, Н. Джордж, Дж. Уолкер, У. Боумен, Г. Земпер, Н. Кларк, Э. Рудер, К. Кимура, Дж. Овинк, П. Рэдмонд.

Современное обучение графическому дизайну невозможно без внедрения информационных технологий в учебный процесс. Данной проблеме посвящены работы

5 Л.И. Долинера, С. Карнева, Э.И. Кузнецова, Г.А. Кручина, М.Н. Лапчик, В.Л. Рудник, Н.В. Сафронова.

Графический дизайн наиболее полно отражает возможности комплексного подхода к проблеме развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А. Дистерверг, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин), обучения основам художественно-графической и изобразительной деятельности как студентов, так и школьников и их эстетического развития в современных условиях. Этот вид дизайна ориентирован на проблемное (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, В. Оконь), проектное (П.П. Блонский, И.Я. Зимняя, М.В. Крупенина, А.С. Макаренко, Н.В. Матяш, В.В. Рубцов, В.Н. Руднев, В.Ф. Сидоренко, В.Д. Симоненко, СТ. Шацкий, В.Н. Шульгин) и личностно развивающее обучение (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Г.Л. Ильин, И.Б. Котова С.Н. Лысенко, Е.Б. Моргунов, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская).

Анализ современного состояния подготовки будущих учителей технологии графическому дизайну показал, что преподавание данной дисциплины в высших учебных заведениях не получило широкого внедрения. Это обусловлено рядом противоречий. Выделим важные из них:

  1. Существующая традиционная система обучения и возросшие требования к ее фактическим фундаментальным и профессиональным составляющим.

  2. Переход вузов на новые стандарты подготовки специалистов обнаруживает несоответствие целей профессионального образования практике учебного процесса.

  3. Объективно существующие требования к повышению уровня обученности будущих учителей технологии и отсутствие научно обоснованной системы эффективной подготовки педагогов-дизайнеров (будущих учителей технологии).

  4. Педагогические и дизайнерские требования к профессиональной деятельности будущего учителя технологии и специальная психолого-педагогическая, дизайнерская подготовка.

Все перечисленные противоречия возникают на основе объективных трудностей: обучение основам графического дизайна сдерживается неподготовленностью учителей (нет программ, учебников, методических пособий, как для студентов, так и для школьников, нет адаптации дизайна к системе высшего и среднего педагогического образования). И как следствие, снижается заинтересованность в обучении, на-

блюдается пассивность и отсутствие интереса к углублению знаний, проявляется несоответствие содержания образования индивидуально-психологическим возможностям, нарушение системы межпредметных связей.

В таких условиях природная активность личности не получает дальнейшего развития, студент изначально лишается самой возможности проявления творчества.

Необходимость разрешения вышеперечисленных противоречий и трудностей делает актуальной следующую проблему исследования: определение структуры и разработка содержания подготовки будущих педагогов-дизайнеров (учителей технологии) в соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования к личности будущего специалиста.

Недостаточная разработанность проблемы, ее важность и актуальность послужили основанием для выбора темы данного исследования: «Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна».

Цель исследования: теоретическое обоснование, определение и экспериментальная проверка комплекса дидактических условий процесса подготовки будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна.

Предмет исследования: содержание, формы и методы подготовки будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна.

Гипотеза исследования: подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна будет эффективной, если:

выявлены дидактические условия подготовки будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна;

подготовка будущих учителей технологии осуществляется на основе проблемного, проектного и личностно развивающего подходов к процессу обучения;

в основу отбора и разработки содержания, форм и методов стоновления специалиста положена научно обоснованная теоретическая модель деятельности будущих учителей технологии по обучению учащихся основам графического дизайна;

7 - используются возможности интеграции различных учебных дисциплин, информационных технологий и компьютерной техники для представления учебного материала, информационной поддержки учебного процесса для контроля уровня знаний, деловых игр, диагностики показателей в подготовке будущих учителей технологии к эффективному обучению учащихся основам графического дизайна. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

  1. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс дидактических условий процесса подготовки будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна.

  2. Изучить возможности проблемного, проектного и личностно развивающего подходов в аспекте процесса подготовки будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна.

  3. Определить систему критериев и показателей для выявления уровня готовности будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна и на их основе разработать теоретическую модель деятельности педагога-дизайнера.

  4. Разработать учебно-методический комплекс, обеспечивающий при помощи активных форм и методов эффективную подготовку будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна.

Методологическую основу исследования составили:

на общефилософском уровне: диалектико-материалистическое учение о личности, ее целостности и творческой самореализации (Л.Н. Коган, Д.С. Лихачев); теория развития ценностей (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган);

на общенаучном уровне: системный подход (М.С. Каган, Э.Г. Юдин); психологические, культурологические, эстетические, педагогические концепции (Е.В. Бондаревская, Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Я.А. Коменский, B.C. Кузин, Б.Т. Лихачев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, С.Л. Рубинштейн, СТ. Шацкий);

на научно-педагогическом уровне: личностный и деятельностный подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.Л. Ильин, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн); основные подходы в личностно развивающей педагогике (И.П. Волков, А.В. Запорожец, К.К. Пла-

8 тонов, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Шиянов); концепция личностно-ориентированной педагогики (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская); особенности возрастной психологии (B.C. Мухина, А.В. Петровский, П.М. Якобсон);

концептуальные положения о месте и роли технологического образования (П.Р. Атутов, Н.В. Матяш, В.А. Поляков, М.В. Ретивых, И.А. Сасова, В.Д. Симонен-ко); основы дизайн-образования (И.Я. Герасименко, Т.В. Костенко, Л.Б. Переверз-нев, В.М. Розин, В.Ф. Сидоренко, СО. Хан-Магомедов) и эстетического воспитания (А.Д. Алехин, Г.В. Беда, Я.И. Беккерман, В. Кандинский, В.А. Разумовский, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов) в целостном педагогическом процессе.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования.

  2. Изучение передового педагогического опыта с целью отбора современных форм, методов и приемов формирования основ графического дизайна.

  3. Наблюдение, психолого-педагогической эксперимент, метод независимых экспертных оценок, анкетирование школьников, студентов, учителей технологии, методы математической статистической обработки полученных результатов.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе средних общеобразовательных школ №№ 1, 8, 11 г. Брянска и на базе факультета технологии, экономики и психологии Брянского государственного университета. Всего исследованием было охвачено 635 человек. В эксперименте принимали участие учителя, учащиеся школ и студенты.

Исследование проводилось с 1997 по 2002 годы.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1997-1998 г.г.) — поисково-теоретический, в процессе которого проводился теоретический анализ исследуемой проблемы, который включал осмысление и переоценку современного состояния проблемы и анализа условий функционирования существующей системы подготовки педагогов в области графического дизайна. В этот период изучался и анализировался массовый и передовой педагогический опыт учителей по проблеме исследования. Анализировались проблемы ху-

9
дожественно-графического, эстетического, дизайнерского развития личности сту-
v дента. Было установлено, что несмотря на высокий дидактический потенциал, сред-

ства графического дизайна не используются в процессе подготовки будущих учите
лей технологии или применяются эпизодически в процессе обучения различным
дисциплинам. Анализировались и уточнялись позиции и ключевые понятия, важные
для получения объективных данных, формировалась экспериментально-опытная ба-
ч за, которую составили учащиеся брянских школ и студенты Брянского государст-

венного университета. Посредством констатирующего эксперимента и «срезовых» процедур выявлялось современное состояние проблемы.

Второй этап (1998-2001 г.г.) - экспериментально-опытный, в ходе которого
был разработан учебный курс «Основы графического дизайна»; определена ориен
тация в поиске эффективных средств практического внедрения основ графического
дизайна в учебно-воспитательный процесс; отработаны методы обучения основам
графического дизайна, определены цели и задачи процесса обучения будущих учи-
ь телей технологии основам графического дизайна. Была разработана программа фор-

мирующего эксперимента. В ходе экспериментально-опытной работы проверялась гипотеза исследования. С этой целью проводилось включенное наблюдение, беседы, интервьюирование, тестирование и анкетирование учащихся, студентов и учителей, анализ творческих письменных и практических работ, разрабатывалась теоретическая модель деятельности будущих учителей технологии по обучению учащихся основам графического дизайна.

Полученные данные подвергались теоретическому анализу.

Третий этап (2001-2002 г.г.) - проведены апробация и реализация разработанной учебно-программной документации в практике подготовки будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна; анализ, обобщение, систематизация и статистическая обработка полученных результатов; определены и сформулированы результаты исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании и конкретизации сущности, содержания, структуры понятия «графический дизайн» и «дизайн-образование» в системе подготовки будущих учителей технологии; определении роли и места курса «Основы графического ди-О зайна» в подготовке будущих учителей технологии; выявлении содержания и психо-

10 лого-педагогических особенностей развития и формирования эстетически целесообразного, художественно-графического обучения и воспитания студентов средствами графического дизайна; разработке научно обоснованной системы преподавания основ графического дизайна, включающая структуру и содержание педагогического и дизайнерского образования, а также формы и методы обучения основам графического дизайна; разработке дидактической модели подготовки будущих учителей технологии и ее учебно-программное обеспечение.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и опытном внедрении системы подготовки будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна на междисциплинарном, интегративном уровне—в области технической, проектной, прикладной и компьютерной графики, дизайна, эстетики и других дисциплин; авторских программ курса «Основы графического дизайна»; во внедрении активных форм и методов обучения основам графического дизайна, оказывающих позитивное влияние на развитие психологических качеств студентов, способствующих совершенствованию их эстетической, художественно-графической, информационной, визуальной культуры.

Результаты и основные положения исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий, программ для школ и высших педагогических учебных заведений с целью эффективного практического внедрения основ графического дизайна в процесс обучения.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Обоснование целесообразности включения курса «Основы графического дизайна» в учебные планы факультетов подготовки учителей технологии в соответствии с программой технологического образования школьников.

  2. Теоретическая модель деятельности будущего учителя технологии по обучению учащихся основам графического дизайна.

  3. Программы курсов «Основы графического дизайна» для учащихся 6-7-х классов и будущих учителей технологии.

  4. Критерии подготовки будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна.

  5. Комплекс активных форм и методов обучения будущих учителей технологии основам графического дизайна.

Достоверность исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью его исходных данных, опорой на современные достижения педагогики, использованием программно-целевой и методической обоснованности дизайн-деятельности, применением методов, адекватных решаемой проблеме.

Апробация исследования реализовывалась путем внедрения программ и учебно-методического комплекса «Основы графического дизайна» (далее ОГД) в средних общеобразовательных школах №№ 1, 8, 11 г. Брянска и на базе факультета технологии, экономики и психологии Брянского государственного университета. Основные положения диссертации и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях (в Брянске, 1998, 2000, 2002; Армавире, 2002; Сыктывкаре, 2002), всероссийских семинарах, международных научно-практических конференциях (Брянск, 2002; Новозыбков Брянской области, 2002; Курск, 2002), на заседаниях кафедры технологии и предпринимательства Брянского государственного университета, на педагогических советах брянских школ, а также отражены в тезисах и статьях межвузовских сборников, в учебно-методическом пособии для студентов, преподавателей и учителей технологии «Методика обучения будущих учителей технологии основам графического дизайна», объемом 6,5 п.л.

Апробация работы и внедрение результатов исследования проведены путем личного участия автора в экспериментальном исследовании в качестве преподавателя основ графического дизайна в школе № 11 г. Брянска и на факультете технологии, экономики и психологии Брянского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы - 249 страниц машинописного текста, включающий 17 таблиц, 21 рисунок, 5 гистограмм, 10 приложений. Библиография насчитывает 215 наименований.

Сущность и содержание понятия «графический дизайн»

Общество целенаправленно создает условия для полноценного нормального и здорового развития человека. В течение всей своей жизни человек постигает, приобретает знания и преобразует их в дела, в предметы. Предметы имеют какое-либо жизненно-важное предназначение, функцию. Но почти у каждого человека есть потребность в том, чтобы окружить себя красивыми предметами. Поэтому ценность предмета охватывает два начала - пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда постоянное и исторически сменяемое.

В настоящее время происходят радикальные изменения не только в политической, социальной и экономических сферах жизнедеятельности Российского общества, но и в сфере образования и эстетического воспитания. Необходимость в эстетическом окружении все острее ощущается среди россиян, которые из-за большого потока низкопробной визуальной информации, средней и ниже среднего уровня ценностей культуры не верят в единство экономики, технологии, дизайна и нравственности (духовности).

Рассматривая эстетическое начало, необходимо остановиться на эстетике, так как ни в одной области общественной деятельности нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством.

Вопросами эстетики занимались Аристотель, В.Г. Белинский, Ю.Б. Борев, Г.Ф. Гегель, А.И. Герцен, A.M. Горький, Д. Дидро, А. Дюрер, И. Кант, К.М. Кантор, Леонардо да Винчи, Д. Локк, Ю.А. Лукин, М.Ф. Овсянников, Платон, В.А. Разумный, Сократ, В.И. Толстых, Н.Г. Чернышевский, Е.Г. Яковлев. История эстетики насчитывает много веков, и в ходе развития общества менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ею вопросов, сам ее предмет и задачи.

Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким философом-рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 г. Эстетика (от греч. aisthetikos -имеющий отношение к чувственному восприятию) - наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, в обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы эстетического сознания (чувство, восприятие, воображение, потребность вкуса, оценки, идеалы, категории), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы появления эстетического [64, С.200].

В словаре [86, С.443] термин эстетика (от греч. Aisthetikos - имеющий отношение к чувственному восприятию) рассматривается как наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы эстетического отражения действительности.

Предметом изучения эстетики оказывается не одно только искусство, а некая коммуникативная система, первым звеном которой является художник-человек, вторым - художественное произведение и третьим - воспринимающие искусство люди [73, С. 18].

Эстетика как наука изучает следующие вопросы:

1. Закономерности возникновения и существования у человека и общества определенного эстетического отношения к действительности, причины эстетических переживаний, выяснение объективного содержания предметов и явлений, «заставляющих» человека занять по отношению к ним положительную или отрицательную позицию.

2. Закономерности деятельности людей, эстетическое сознание человека, побуждающего его к действию на создание прекрасного во всех сферах человеческой деятельности.

3. Общие законы искусства и художественного творчества (законы гносеологии, идеологии, истории, морфологии, искусства).

4. Познание общих закономерностей и разработка методических основ общей теории эстетического и художественного воспитания [22, С.25].

Обучение учащихся основам графического дизайна как составная часть технологического образования

Перед всеми людьми, работниками образования, которые заинтересованы в благополучном развитии своей страны, стоит основная задача — углубления и дальнейшего развития технологического, эстетического и дизайнерского воспитания подрастающего поколения, так как только человек с высокой внутренней культурой, развитыми эстетическими чувствами способен активным образом преобразовывать окружающий мир.

Сегодня школа должна заложить основы гуманитарной, естественнонаучной и технологической культуры молодежи. Общепризнанным стало положение о том, что общеобразовательная школа определяет интеллектуальный потенциал страны, и ответственность общества перед будущим проявляется в ее ответственности за судьбы и воспитание подрастающего поколения.

Именно со школьной скамьи начинают осваивать нелегкую науку достижения художественной, эстетической сущности окружающего мира. «А где, как не в школе может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству?» [191, С.5-6].

Беря в руки карандаш, перо, кисть, «мышь» и создавая свои неповторимые вещи, предметы, визуальные носители (визитки, открытки, объемные новогодние газеты, макеты городов, компьютерные композиции, коллажи) учащийся испытывает радостное возбуждение от того, что он может создать что-то сам, и это отвечает эстетическим, эргономическим, экономическим, технологическим, графическим требованиям, предъявляемым к изготовлению того или иного предмета.

Как известно, в формировании личности, в ее становлении огромное значение имеет современная система образования, которая по своей сути - есть особая форма практики.

Система образования - инновационное творческое обучение, которое означает ориентированность всего процесса обучения к проективной детерминации будущего, в основе чего лежит творчество [79, С.41].

Система образования должна быть трансформатором знаний и опыта прошлого в способность человека к поиску новых знаний, в способность увеличивать возможности человека удовлетворять свои потребности.

Перед образованием ставится цель — давать человеку знания не только о мире и его законах, но и методологию преобразования этого мира, в том числе, например, через создание соответствующей культурно-творческой среды [95; 147].

Академик П.Р. Атутов справедливо отмечал: «Такой системой образования сегодня является технологическое образование, которое, несомненно, откроет школьникам путь в будущее, подготовит к будущей интеграции в общество, к реалиям XXI века» [47, С.21].

В.Д. Симоненко в своей монографии [165, С.102] дает следующее определение технологическому образованию: «технологическое образование - это процесс и результат активного приобретения человеком технологических знаний, умений и навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к творческой и гармоничной преобразовательной деятельности на научной основе».

Технологическое образование подготавливает подрастающее поколение к успешному и гармоничному функционированию в информационном и технологически насыщенном мире, способствует гуманизации педагогического процесса и осуществляется в личностно-ориентированной парадигме.

Основными задачами общеобразовательной школы в области дизайн-образования являются:

1. Воспитание творчески, не стандартно мыслящей личности.

2. Развитие интуиции, гибкого ассоциативного образного мышления, воображения, а не просто обучение изобразительной и графической грамоте.

3. Выявление характера индивидуального развития способностей и творчества.

Как известно формирование человека начинается с раннего детства. Исходя из этого, по мнению японских специалистов, вся образовательная система должна закладывать основы формирования человека на принципах дизайна.

Дизайнерская подготовка заключается в формировании технологических, художественно-конструкторских и дизайнерских качеств учащихся, способностей и потребностей действовать по законам технологической целесообразности, что в свою очередь является фундаментом дизайнерской деятельности, предполагающей достаточно высокий уровень культуры и подготовки.

Дизайнерская подготовка, в общем виде, сводится к решению двух проблем:

1. Формирование дизайнерской культуры, под которой подразумевается: отношение личности к материальным и эстетическим (созданным творческим трудом человека) ценностям предметно-пространственной среды, определяемое ее потребностью и способностью осваивать и преобразовывать окружающую действительность по «законам красоты» и технологической целесообразности.

2. Передачу учащимся знаний и методов работы, которые способствовали бы проявлению их способностей, а так же удовлетворяли различные потребности, в том числе и потребительские. Причем речь должна идти так же о прогнозировании этих способностей и потребностей, и охватывать все сферы жизни и деятельности учащегося - труд, быт, отдых, общественно-полезную работу [22, С. 12].

Подготовка будущих учителей технологии основам графического дизайна в учебном процессе высшего учебного заведения

Высшая педагогическая школа является основной формой подготовки профессиональных кадров - будущих учителей. Основная роль в подготовке кадров отводится обновлению содержания образования, так как в нем должен найти свое воплощение и быть реализован социальный заказ общества - будущий педагог, то есть необходимо удовлетворить потребность общества в передаче молодому поколению социального опыта с учетом развития научно технического прогресса.

В связи с изменениями социально-экономической обстановки в стране перед всеми образовательными учреждениями, в том числе и педвузами встает задача не просто обновления содержательной части изучаемых дисциплин, а целенаправленного его отбора, составления оптимальной структуры всего учебного плана данной специальности и каждой дисциплины этого плана на основе системного анализа междисциплинарных связей, преемственности изучаемых предметов и тем. При этом важно чтобы преподаватель, определяя содержание конкретного предмета, в котором должны найти место все компоненты культуры - знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, нормы эмоциональной воспитанности [50, С. 123], исходил не из частного фрагмента содержания, а из комплексной модели будущей профессиональной деятельности специалиста и целостной же модели его подготовки.

Следует помнить о необходимости адаптации содержания образования к интересам и потребностям личности студентов с учетом их индивидуальных особенностей, мотивов и ценностных ориентацией каждого из них [196, С.25].

Нововведения образовательного процесса, включающие разработку и утверждение программ и учебных планов, оказали большое влияние на развитие образовательной системы. Но расширение правовой базы предусматривает усиление ответственности за качество выпускаемых специалистов, что отражается на необходимости существенной переработки содержания образования и совершенствования системы управления учебным процессом.

В ходе исследования установлено, что построение оптимального процесса подготовки будущих учителей технологии к организации и руководству художественно 95 графической, эстетической, дизайнерской деятельностью учащихся основывается на отборе содержания учебного материала и эффективности его усвоения студентами в различных формах познавательно-профессиональной творческой деятельности.

Практическое решение этой задачи требует раскрытия механизма реализации разработанного дидактического комплекса, каждого аналитически выявленного и отобранного его компонента: учебных курсов, программных разделов и тем учебных дисциплин, в которых раскрывается подготовка будущего учителя технологии к организации и руководству дизайнерской, художественно-графической, эстетической, графической деятельности учащихся.

В нашей работе мы считаем необходимым проанализировать учебный план подготовки студентов по специальности «030600 - Технология и предпринимательство», чтобы определить в нем роль и место, структуру и содержание подготовки будущих учителей технологии основам графического дизайна.

Данная дисциплина является междисциплинарной, имеет интегративное научное направление на стыке наук (графика, эстетика, техническая эстетика, информатика - компьютерная графика, психология, педагогика, экономика, дизайн, эргономика, технология, ИЗО - цветоведение) и опирается на их основополагающие научные понятия и категории, представленные на рис. 14.

Это значит, что законам, закономерностям и принципам графического дизайна присущи все свойства законов общественных наук, особенность которых состоит в том, что они необходимы и предполагают целенаправленную сознательную деятельность личности. Целостность дизайнерской, художественно-графической, технологической, эстетической подготовки будущих учителей технологии предполагает такой уровень организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе, при котором: обеспечивается осознание студентами социальных функций; целесообразность дизайнерского, технологического и художественно-эстетического воспитания студентов при изучении конкретного вида дисциплин;

- овладение способами его осуществления;

- формирования познавательной активности, направленной на подготовку к этому виду деятельности;

- овладение умением оценивать результаты своей деятельности;

- формирование системы необходимых знаний и умений.

Для анализа содержания подготовки будущего учителя технологии мы произвели классификацию и группировку всех учебных дисциплин, которые включались в учебные планы за два года. Данные анализа представлены в таблице 3.

Анализ данных, представленных в таблице свидетельствует, что формирование профессиональной готовности будущих учителей технологии обеспечивается функционированием в учебно-воспитательном процессе вуза целостной системы подготовки, включающей в качестве основных компонентов следующие блоки: общекультурный, гуманитарный, медицинско-биологический, естественно-научный, психолого-педагогический, общепрофессиональный, технический, технологический, предметный, блок специальной подготовки, блок предметной подготовки и дополнительные дисциплины.

Похожие диссертации на Подготовка будущих учителей технологии к обучению учащихся основам графического дизайна