Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории Галкина Вера Львовна

Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории
<
Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Галкина Вера Львовна. Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Чебоксары, 2002 243 c. РГБ ОД, 61:03-13/329-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы создания творческой лаборатории учителя музыки

1.1. Сущность и содержание педагогического творчества современного учителя 13

1.2. Творческая лаборатория в системе совершенствования профессионального мастерства учителя 28

1.3. Научно-методические основы творческой лаборатории учителя музыки 69

ГЛАВА 2. Научно-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории

2.1. Опыт работы передовых учителей музыки по созданию творческой лаборатории 102

2.2. Современное состояние и система подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории 129

2.3. Педагогические условия подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории 159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172

БИБЛИОГРАФИЯ 179

ПРИЛОЖЕНИЕ 198

Введение к работе

Педагогический труд во все времена был творческим, ведь основное его назначение - сотворение, созидание личности, развитие, утверждение человеческого в человеке. Кроме того, деятельность педагога осуществляется в постоянно изменяющихся ситуациях, требует учета всех условий, всегда разных. В настоящее время педагогу особенно нужно быть готовым к переменам, которые становятся неотъемлемым признаком нашего времени. Изменчивость можно назвать характерной чертой всей современной общественной жизни. Стремительно меняющийся мир, глобализация экономики и политики, новые педагогические технологии - все это требует новых подходов к содержанию образования и подготовке педагогических кадров.

В настоящее время изменился взгляд на профессиональную квалификацию педагога, который на протяжении веков выступал перед учащимися в роли источника знаний. Знание своего предмета перестало быть основным признаком профессионализма педагога, его квалификации. Как отмечает Н. В. Кузьмина, в обществе появилось много образованных людей, которые владеют знаниями не хуже педагога. Знание учителем предмета является само собой разумеющимся, но еще не характеризует его профессиональную квалификацию. Функция информатора-передатчика содержательной стороны знаний в какой-то мере сохранилась и сейчас, однако ее нельзя считать основной. Ведь современный учащийся еще до поступления в школу, а впоследствии и помимо нее, может получать необходимую информацию из книг, журналов, газет, кино, радио- и телепередач. И все это педагог может использовать в своей деятельности, компенсируя ограниченность своих возможностей активностью и поисковыми возможностями самих учащихся. Современный учитель обязан не только передать новым поколениям опыт предыдущих, вооружить своих учеников знаниями, но и сформировать у них потребность в постоянном обновле-

нии, привить навыки самообразования, готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество еще не встречались. В Законах Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) подчеркивается, что современной школе нужен учитель, обладающий не только высокой профессиональной компетентностью и педагогическим мышлением, но и способный творчески решать сложнейшие педагогические задачи, оперативно принимать решения и находить оптимальные пути их реализации. Следовательно, очевидна необходимость творческого, новаторского характера образования, ключевой фигурой которого является учитель.

Обладая крепкой профессиональной базой, современный учитель должен иметь представление о творческом характере своего труда, быть подготовленным к педагогической деятельности как к творческому процессу, обладать значительным личностным, профессиональным и творческим потенциалом. Профессионализм педагога обнаруживается, как отмечает Н. В. Кузьмина, главным образом в том, что он знает, как учить и воспитывать, как переводить учащегося из одного состояния в другое, как решать педагогические задачи [116. С. 22]. Нестандартный подход к решению педагогических задач, их оригинальное и высокоэффективное решение учителем, обогащение теории и практики воспитания и обучения называют педагогическим творчеством.

Практика показывает, что каждый учитель имеет свой особый стиль профессиональной деятельности, а учитель-творец, исследователь - собственную лабораторию. На основе анализа, переосмысления имеющейся научной и методической информации он создает свою методику преподавания, творчески адаптируя имеющиеся технологии обучения к конкретным обстоятельствам, дополняя и обогащая собственными находками, собственным видением путей решения той или иной педагогической проблемы.

Но чтобы творить, создавать новое, учителю необходимо развивать и совершенствовать свои творческие способности, существенную роль в выявлении и развитии которых может сыграть высшая школа. Необходимость формирования творческой личности в стенах вуза была осознана достаточно давно. Творчество как компонент формирования личности учителя должно присутствовать на всех этапах ее становления, стать ведущим системообразующим компонентом учебно-воспитательного процесса. Сформировать творческую индивидуальность учителя музыки, готовность к осуществлению художественно-педагогического процесса как творчества, заложить основы создания творческой лаборатории педагога-музыканта - актуальная задача высшего музыкально-педагогического образования. И эту работу необходимо начинать как можно раньше, так как известно, что способности не только проявляются, но и формируются в соответствующей деятельности (Б.М. Теплов). Именно во время учебы в вузе у будущего учителя музыки имеются наиболее благоприятные условия для успешной интеграции теории и практики, анализа передового опыта и достижений науки, собственной профессиональной, включающей в себя кон-цертно-исполнительскую и исследовательскую, деятельности.

Вопросам совершенствования профессионально-творческой подготовки учителя в психолого-педагогической литературе посвящено значительное количество исследований.

Проблемам творчества в деятельности учителя уделяли внимание В.И. Андреев, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Ю. Л. Львова, Н.Д. Никандров, Н. Ю. Посталюк.

Подготовка будущих учителей к творческой деятельности была исследована Ю. К. Бабанским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, В. Г. Максимовым, Н. Д. Никандровым, Я. А. Пономаревым, М. М. Поташником, В. А. Сластениным и другими.

М. Я. Виленский, Е. А. Климов, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Г.С. Сухобская занимались исследованием закономерностей развития профессионально значимых качеств личности учителя.

Совершенствование педагогической техники и технологии как важнейшее направление педагогического творчества рассматривалось в работах В. П. Беспалько, М. В. Кларина, М. И. Махмутова, Г. К. Селевко, М. А. Чошанова, Н. Е. Щурковой и других.

Педагогические основы «художественной дидактики» раскрыты Д. Б. Кабалевским, Б. М. Неменским, Л. М. Предтеченской.

Вопросам совершенствования музыкально-педагогических технологий, урока музыки как художественно-педагогического произведения посвящены работы Л. В. Горюновой, А. Пиличяускаса, Н. А. Терентьевой, Е. С. Юдиной и других.

Теоретико-методические аспекты профессиональной подготовки, содержание, условия и пути формирования личности будущих учителей музыки исследовали Э. Б. Абдуллин, Ю Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Ар-чажникова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. В. Челышева, Л. В. Школяр и другие.

Вместе с тем недостаточная разработанность педагогических условий подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории приходит в противоречие с объективной логикой и реальными потребностями школьной практики.

Это и определило выбор темы исследования, проблема которого была сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, способствующие подготовке будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории?

Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования - система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета.

Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории.

Гипотеза исследования: повысить качество подготовки выпускников музыкально-педагогического факультета педвуза к созданию творческой лаборатории учителя музыки возможно, если обеспечить:

четкую профессионально-творческую ориентацию всех блоков дисциплин музыкально-педагогического факультета на подготовку будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории;

создание творческой атмосферы (через совместную учебную, концертную, практическую, досуговую деятельность, соучастие, сотрудничество, сотворчество преподавателей и студентов в процессе различных видов творческой деятельности), являющейся основой всей системы подготовки будущих учителей музыки к профессионально-творческой деятельности;

использование в учебном процессе и при организации самостоятельной работы студентов активных методов обучения, системы специально разработанных практических заданий творческого содержания;

внедрение спецкурсов и спецпрактикумов, способствующих вооружению будущих учителей музыки знаниями, умениями, навыками и опытом профессионально-творческой деятельности, современными педагогическими технологиями;

широкое использование возможностей педагогической практики по изучению студентами передового опыта создания творческой лаборатории учителя музыки, по формированию у них соответствующих умений и навыков, по организации творческой деятельности школьников;

создание оптимальных условий для развития творческого потен
циала студентов, накопления опыта творческой деятельности через при
влечение их к концертно-исполнительской, научно-исследовательской дея-

тельности, участию во внеаудиторных занятиях творческого характера (концерты, конкурсы, КВН, игры и т. п.).

С учетом объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность и содержание педагогического творчества учителя общеобразовательной школы как основы создания творческой лаборатории;

определить роль и место творческой лаборатории учителя в системе совершенствования его профессионального мастерства;

провести анализ современного состояния подготовки учителей музыки к созданию творческой лаборатории;

выявить, теоретически и экспериментально обосновать, практически реализовать педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории.

Методологическую основу исследования составили диалектическая теория познания, рассматривающая познание как активно-творческий процесс; теория личностно-деятельностного и системного подхода к процессу подготовки специалиста; теория творческого саморазвития личности; исследование проблемы развития творческого потенциала личности в процессе продуктивной (творческой) учебной деятельности; современные концепции образования.

Теоретическую основу исследования составили:

концепции формирования личности учителя (Л. Г. Арчажникова, Л. М. Лузина, В. Г. Максимов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. Ю. Поста-люк, В. А. Сластенин);

положения личностно ориентированного подхода в педагогическом процессе (В. И. Андреев, В. А. Сластенин, Н. Г. Осухова, Л. М. Лузина);

теория контекстного обучения в подготовке специалистов в высшей школе (А. А. Вербицкий);

технологический подход к обучению (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко);

концепции психологии и социологии музыкального искусства (Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. А. Школяр, А. Н. Сохор, Б. М. Теплов);

теории музыкально-эстетического развития личности (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. В. Горюнова, А. Пиличяускас, Н. А. Терентьева, Л. В. Школяр и другие);

идеи художественной дидактики (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научно-теоретической литературы по исследуемой проблеме; обобщение передового педагогического опыта; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта; анализ результатов творческой учебно-практической деятельности будущих учителей музыки; наблюдение; анкетирование; интервьюирование; беседа, педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.

Базой исследования являлись: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, опыт работы школьных учителей музыки и преподавателей педвуза, опыт работы соискателя в качестве учителя музыки (15 лет), преподавателя музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева (5 лет).

На различных этапах исследования в нём принимали участие 112 студентов, 37 преподавателей, 58 учителей музыки общеобразовательных школ Чувашской Республики.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1989-1999 гг.) - констатирующий, включал в себя изучение и анализ психолого-педагогической литературы, уточнение понятийного аппарата, определение степени разработанности исследуемой проблемы, разработку программы исследования, определение рабочей гипотезы, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, изучение общего состояния процесса подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории, изучение уровня готовности будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории при обычной системе подготовки; поиск возможностей музыкально-педагогического факультета для подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории.

Второй этап (1998-2002 гг.) - формирующий, связан с выявлением и реализацией педагогических условий, позволяющих повысить качество подготовки выпускников музыкально-педагогического факультета педвуза к созданию творческой лаборатории учителя музыки.

Третий этап опытно-экспериментальной работы (2001-2002 гг.) -аналитико-обобщающий, включил в себя работу по обобщению материала, собранного на формирующем этапе, его анализу и формулировке соответствующих выводов, оформлению диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

уточнено понятие «творческая лаборатория учителя» в контексте нашего исследования;

определено содержание подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории;

разработаны критерии оценки и показатели уровней готовности студентов музыкально-педагогического факультета к созданию творческой лаборатории учителя музыки;

выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, позволяющие повысить качество подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

разработана и апробирована программа спецкурса «Творческая лаборатория учителя музыки»;

разработан и апробирован учебно-методический комплекс - «профессионально-методический портфель» выпускника музыкально-педагогического факультета;

материалы исследования могут быть использованы преподавателями педагогических вузов, колледжей, училищ, учителями музыки.

Достоверность результатов исследования обеспечивается качественным и количественным анализом теоретического и практического материала; комплексным использованием методов научного исследования, адекватных его предмету; последовательным проведением этапов педагогического эксперимента; возможностью повторения эксперимента; математической обработкой полученных эмпирических данных.

На защиту выносятся:

  1. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории в системе высшего профессионального образования.

  2. Критерии оценки и уровни готовности будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем обсуждения на Всероссийской научно-практической конференции «Современный урок музыки» в 1989 г. (г. Чебоксары), республиканских научно-практических конференциях по вопросам музыкальной педагогики в 1992, 1995, 1999 гг., научных сессиях аспирантов и докторантов ЧПТУ им. И. Я. Яковлева, опубликования материалов исследования в

сборниках научных трудов, научного руководства работой методического объединения учителей музыки Ленинского района г. Чебоксары, практической деятельности в качестве учителя музыки и методиста школы-гимназии № 4 г. Чебоксары в течение 15 лет.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Сущность и содержание педагогического творчества современного учителя

Творчество, творческое преобразование действительности, творческий взгляд на мир, творческий процесс в человеческой деятельности - явления загадочные, не до конца познанные и вечно притягательные для сознания человека. Философы, психологи, социологи и педагоги изучают этот удивительный феномен, высказывая разные, порой весьма противоречивые точки зрения на природу и сущность творчества.

Под творчеством в философии и социологии понимают деятельность, посредством которой создаются новые, общественно значимые материальные и духовные ценности. Результатом творческой деятельности может быть появление нового продукта, внесение объективной новизны в технологию или организацию трудовой деятельности, конструкцию или предмет труда.

В определении сущности творчества прослеживаются две основные тенденции: первая - творчество есть создание чего-либо принципиально нового (результат творческой деятельности нов для всего общества в целом — изобретения и открытия - или же для отдельного учреждения, предприятия - рационализаторские предложения, усовершенствования). Согласно этой точке зрения, творческая деятельность - неуправляемый процесс, доступный исключительно одаренным, гениальным людям. В этом случае говорить о массовом творчестве, создании определенного метода, обучении творчеству не имеет смысла. Вторая тенденция предполагает возможность субъективного творчества (продукт творчества обладает субъективной новизной, является новым для личности самого творца, его создатель не встречал подобных решений в своей практической деятельности, в своем субъективном опыте, а пришел к ним на основе размышления, собственной идеи, догадки, интуиции, воображения). Принимая ее, можно утверждать, что метод творчества существует, ему можно и нужно обучать, создав для этого необходимые условия.

Этой позиции придерживаются многие ученые, занимающиеся проблемами творчества. Они считают, что творчество всегда связано с порождением чего-либо нового, пусть даже и субъективного: это может быть новое знание, открытие неизвестных связей между предметами и явлениями, изменение и расширение ранее сложившихся парадигм, решение профессиональных задач-ситуаций, умение связать несвязуемое, что является в свою очередь сущностью самого творчества. «Исходная точка всякого творчества - легкость образования неожиданных ассоциаций; именно в этом, кстати, и проявляется творческая фантазия. Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество приводит к созданию чего-то нового, поскольку оно представляет собой антипод шаблонной, стереотипной деятельности и не повторяет уже ранее известного», - пишет польский ученый Александр Матейко [135. С. 9].

«Довольно широко распространено мнение, что способность к творчеству, мол, - «дар божий», а потому и обучить ему невозможно. Однако изучение истории техники и изобретений, творчества выдающихся ученых и изобретателей показывает, что все они, наряду с высоким уровнем фундаментальных знаний, обладали еще и особым типом мышления, а также особыми знаниями - эвристическими методами и приемами. Причем, последние нередко и сами разрабатывали», - отмечает В. Попов [176. С.25].

Как считает А. Н. Лук, точку зрения которого мы полностью разделяем, задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Существует непрерывный «континуум талантливости» - от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости [125. С.5].

Возможность развития у человека способности к творческой деятельности подтверждается результатами исследования П. Е. Решетникова, который также отмечает, что ценность такого творчества в том, что по психологическому механизму оно не отличается от творчества высшего порядка. На основе решения творческих задач усваивается опыт творческой деятельности, в результате чего личность становится способной творчески решать профессиональные задачи с объективной новизной. Практика показывает, что все творческие личности проделывают один путь - от открытия истин, новых лишь для них самих, к открытию истин, известных немногим, и, наконец, к созданию истин, новых для всех [170].

Таким образом, способность к творчеству потенциально содержится во всех людях и может проявиться в самых разных ситуациях жизни [48. С. 16,17; 94. С. 7].

link2 Опыт работы передовых учителей музыки по созданию творческой лаборатории link2 .

Творчество, творческое преобразование действительности, творческий взгляд на мир, творческий процесс в человеческой деятельности - явления загадочные, не до конца познанные и вечно притягательные для сознания человека. Философы, психологи, социологи и педагоги изучают этот удивительный феномен, высказывая разные, порой весьма противоречивые точки зрения на природу и сущность творчества.

Под творчеством в философии и социологии понимают деятельность, посредством которой создаются новые, общественно значимые материальные и духовные ценности. Результатом творческой деятельности может быть появление нового продукта, внесение объективной новизны в технологию или организацию трудовой деятельности, конструкцию или предмет труда.

В определении сущности творчества прослеживаются две основные тенденции: первая - творчество есть создание чего-либо принципиально нового (результат творческой деятельности нов для всего общества в целом — изобретения и открытия - или же для отдельного учреждения, предприятия - рационализаторские предложения, усовершенствования). Согласно этой точке зрения, творческая деятельность - неуправляемый процесс, доступный исключительно одаренным, гениальным людям. В этом случае говорить о массовом творчестве, создании определенного метода, обучении творчеству не имеет смысла. Вторая тенденция предполагает возможность субъективного творчества (продукт творчества обладает субъективной новизной, является новым для личности самого творца, его создатель не встречал подобных решений в своей практической деятельности, в своем субъективном опыте, а пришел к ним на основе размышления, собственной идеи, догадки, интуиции, воображения). Принимая ее, можно утверждать, что метод творчества существует, ему можно и нужно обучать, создав для этого необходимые условия.

Этой позиции придерживаются многие ученые, занимающиеся проблемами творчества. Они считают, что творчество всегда связано с порождением чего-либо нового, пусть даже и субъективного: это может быть новое знание, открытие неизвестных связей между предметами и явлениями, изменение и расширение ранее сложившихся парадигм, решение профессиональных задач-ситуаций, умение связать несвязуемое, что является в свою очередь сущностью самого творчества. «Исходная точка всякого творчества - легкость образования неожиданных ассоциаций; именно в этом, кстати, и проявляется творческая фантазия. Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество приводит к созданию чего-то нового, поскольку оно представляет собой антипод шаблонной, стереотипной деятельности и не повторяет уже ранее известного», - пишет польский ученый Александр Матейко [135. С. 9].

«Довольно широко распространено мнение, что способность к творчеству, мол, - «дар божий», а потому и обучить ему невозможно. Однако изучение истории техники и изобретений, творчества выдающихся ученых и изобретателей показывает, что все они, наряду с высоким уровнем фундаментальных знаний, обладали еще и особым типом мышления, а также особыми знаниями - эвристическими методами и приемами. Причем, последние нередко и сами разрабатывали», - отмечает В. Попов [176. С.25].

Как считает А. Н. Лук, точку зрения которого мы полностью разделяем, задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Существует непрерывный «континуум талантливости» - от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости [125. С.5].

Возможность развития у человека способности к творческой деятельности подтверждается результатами исследования П. Е. Решетникова, который также отмечает, что ценность такого творчества в том, что по психологическому механизму оно не отличается от творчества высшего порядка. На основе решения творческих задач усваивается опыт творческой деятельности, в результате чего личность становится способной творчески решать профессиональные задачи с объективной новизной. Практика показывает, что все творческие личности проделывают один путь - от открытия истин, новых лишь для них самих, к открытию истин, известных немногим, и, наконец, к созданию истин, новых для всех [170].

Таким образом, способность к творчеству потенциально содержится во всех людях и может проявиться в самых разных ситуациях жизни [48. С. 16,17; 94. С. 7].

Понятие «условие» рассматривается как обстоятельство, от которого что-либо зависит, «условия» — обстановка, в которой происходит что-нибудь [160. С. 826].

Дидактические условия В. И. Андреев определяет как «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [11. С. 124]. Это дает основание согласно цели исследования рассмотреть педагогические условия, которые будут способствовать совершенствованию подготовки будущих учителей музыки к созданию творческой лаборатории.

Исследователи педагогического творчества и процесса профессиональной творческой подготовки учителя в высшей школе рассматривают комплекс педагогических условий формирования профессионально-творческой готовности будущих учителей, исходя из различных аспектов.

На первый план в системе приоритетов педагогического образования ученые выдвигают личностный потенциал учителя. Педагогическое образование рассматривается не только как производство и присвоение новых знаний, целей, ценностей, личностных смыслов, но и как раскрытие сущностных сил, деятельностных способностей человека, его возможностей компетентного и ответственного выполнения профессиональных и социальных ролей, продуцирования новых идей, решений, создание реальных предпосылок для саморазвития личности будущего специалиста [200]. И. П. Андриади одну из важнейших задач подготовки педагогических кадров видит в развитии их творческого потенциала. Ее решение заключается, по мнению ученого, не в навязчивом требовании творчества от всех студентов, а в предоставлении возможности для всех его проявлять и в целеустремленном стимулировании этого процесса. Для развития и реализации творческого потенциала личности существенными, по ее мнению, являются следующие условия организации учебного процесса: безоценочный климат отношений; устранение стрессовых факторов на занятиях; создание открытых обучающих ситуаций (работа над нерешенными проблемами будущего, развитие предвидения, организация общения с людьми альтернативных взглядов по одному и тому же вопросу); снятие конформизма [13. С. 11-17].

Условия формирования творческой индивидуальности студентов раскрывают М. А. Виленский, С. Н. Зайцева, В. И. Загвязинский, Л. М. Лузина, А. Матейко, Н. Г. Осухова, П. Е. Решетников, В. А. Сластенин [48, 66, 96, 123, 134, 163, 185, 199, 200]. Курс на развитие творческой индивидуальности специалиста является одним из основных направлений развития высшего образования.

«Научить творчеству» в традиционном смысле слова нельзя: в творческом процессе невозможны алгоритмизация, жесткая регламентация. Чтобы разрешить это противоречие, ученые предлагают:

- создавать условия, благоприятствующие проявлению творчества (ситуации общего поиска, стимулирование и поощрение самостоятельных подходов, оригинальных предложений, коллективные обсуждения, конкурсы, олимпиады, благожелательность при исправлении ошибок и т. д.);

- обучать умению использовать разные источники педагогического творчества: достижения психолого-педагогической науки (прежде всего ведущие закономерности и принципы воспитания и обучения), передовой педагогический опыт (особенно опыт новаторов), личную практику (прежде всего критическое осмысление сделанного, анализ и исправление ошибок);

- вводить в учебный процесс специальные элементы, ориентирующие в творческой деятельности (нежесткие правила, эвристические программы, рекомендации), то есть изучать и практически овладевать основами теории и методики творческой педагогической деятельности;

- использовать систему организации творческой деятельности, в том числе коллективной, во внеаудиторной работе студентов, прежде всего в рамках непрерывной педагогической практики.

Уже на этапе овладения типовыми образцами целесообразно включать в деятельность студента и собственно творческие элементы, ибо знаниє теории и методики оптимизирует у студента самостоятельность оценок, умение учитывать факторы и варианты, развивает гибкость мышления и инициативу. Специальная система творческих заданий и видов работ (в рамках учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов), в какой-то мере приближающих студентов к задачам и методам деятельности педагога на уровне мастерства и новаторства, побуждают студентов к прогнозированию, выдвижению и проверке гипотез, конструированию и мысленному «проигрыванию» результатов.

Вся система обучения должна формировать необходимые черты характера, способствовать продвижению студента на уровень готовности (пусть еще неполной, частичной) к творческому решению педагогических задач [66. С. 136-139].

Похожие диссертации на Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории