Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретике методологические основы исследования 14
1.1 Историография вопроса 14
1.2 Методологические основы формирования акмеологическои направленности личности будущих учителей 23
1 2 Содержание, структура акмеологическои направленности личности будущего учителя 47
1.3 Модель формирования акмеологическои направленности
личности будущего учителя 67
Резюме 82
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию акмеологическои направленности личности будущего учителя 84
2.1 Психолого-педагогические условия, формирования акмеологическои направленности личности 84
2.2 Акмеологические механизмы профессионально-творческого развития личности будущего учителя 91
2.3 Критерии и уровни сформированности акмеологическои направленности личности 107
2.4 Формирование акмеологическои направленности личности на теоретических занятиях
2.5 Формирование акмеологическои направленности личности на педагогической практике
Резюме 146
Заключение 148
Список использованной литературы 158
Приложения
- Историография вопроса
- Методологические основы формирования акмеологическои направленности личности будущих учителей
- Психолого-педагогические условия, формирования акмеологическои направленности личности
Введение к работе
Актуальность исследования.
На современном этапе развития общества перед высшей школой ста-
вится задача вести подготовку кадров, готовых к активной творческой дея
тельности и быстрой адаптации к новым, часто меняющимся условиям.
Представляется очевидным, что лишь достаточно высокий уровень теоре-
| тических разработок в педагогике и связанных с нею науках позволяют
намечать стратегию развития и разрабатывать модели желаемого состояния системы образования, осуществлять планомерное управление ею. О
Необходимо осознать, что педагогика, как и другие науки, входящие
в область гуманитарного знания, испытала на себе негативное влияние ко
мандно-административной системы. В педагогике в силу объективных об
стоятельств, как и в социальном развитии в целом произошел «застой»,
охвативший все стороны общественной жизни.
iv. В последние десятилетия четко обозначилось противоречие между
потребностями общества в формировании самостоятельного, ответствен
ного и высоконравственного человека — деятеля, который способен к само
развитию, с одной стороны, и к преобразованию окружающей действи-
( тельности, и, в частности, устаревшей системы подготовки кадров, с дру-
I гой. Это диалектическое противоречие между развитием общества и уров-
I нем образования на современном этапе привело к необходимости измене-
Q ния высшего и, прежде всего педагогического образования. Изменения,
которые принесли перестроечные процессы в общество и школу, заставили по-новому посмотреть на фигуру преподавателя, и понять: современной школе нужен учитель — творческая индивидуальность.
В исследованиях педагогов и психологов, посвященных проблеме влияния личности педагога на учащихся (Н.Ф.Талызина, В.А.Сластенин, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик), подчеркивается, что лишь учителя, достигшие в своем развитии творческой индивидуальности, способны вносить
4 наибольшие «вклады» в развитие личности своих питомцев, оказывать
влияние на их жизненные смыслы и ценности, стимулировать развитие творческих сил и способностей детей. Многие исследователи, изучающие развитие личности современного учителя (В.А.Сластенин, В.И.Рогов, Л.М.Митина, М.Я.Виленский, С.Н.Бегидова), подчеркивают важность перевода учителя из объектной в субъектную позицию, то есть позицию активного профессионального самовоспитания.
Подготовка такого педагога может быть осуществлена только в условиях кардинально перестроенного высшего педагогического образования.
В основе новых подходов к совершенствованию высшего образования лежит идея личностно-ориентированного обучения, сущность которого заключается в гуманизации педагогического процесса, уважительном отношении к личности студента как субъекту познания, общения, социального творчества, что требует выявления и развития потенциальных возможностей каждого студента, создания условий для проявления его самобытности, увеличения меры свободы участников педагогического процесса.
Новые потребности подготовки учителя в системе высшего педагогического образования поставили на повестку дня изучение механизмов саморазвития учителя, его самоактуализации, поскольку развитие, образование личности не оканчивается при получении диплома о высшем образовании, а возможно только начинается. В связи с этим, перед вузом стоит задача дать установку будущему специалисту на самореализацию, самосовершенствование, достижение вершин профессионализма, то есть сформи-ровать акмеологическую направленность личности.
В современном российском обществе после длительного периода недооценки роли личности, ее существование как единицы общества не только признается, но и воспринимается как противовес кризисным и стихийным процессам, как условие прогресса общества. Социальная ситуация из жестко заданной превратилась в неопределенную, неупорядоченную. Перед личностью в жизни и профессии встали проблемы, для которых нет
5 готовых решений. Соответствовать этому состоянию общества может
только высококвалифицированный профессионал, человек способный действовать в условиях высокой неопределенности, трудностей, риска, способный думать, сохраняя свое лицо, позицию, т.е. тип противоположный исполнителю. Именно в столь острой социальной ситуации возникла ак-меология как наука о ценности личности, о ее совершенствовании и способности оптимально, конструктивно осуществлять свою профессиональную деятельность, социальную роль, жить полноценной жизнью.
Акмеология, как новая область интегративного человекознания и челове-
. коведения, рассматривает человека, как целостный феномен и исследует при-
чины его самодвижения к высшим достижениям. Формирование акмеологиче-
ской направленности личности будущего специалиста позволяет рассматривать
подготовку будущих учителей под новым углом зрения.
Осознание этой проблемы нашло отражение в работах А.А.Бодалева,
А.А.Деркача, Н.В.Кузьминой, Л.Г.Лаптева, А.Е.Саркисян, А.К.Марковой, и др.
Ф Междисциплинарная интеграция достижений естественных и обществен-
ных наук позволяет вскрыть творческий потенциал многогранного сотворчества в решении вопросов, связанных с развитием и продуктивным задействованием творческих возможностей человека.
Осознание необходимости овладения акмеологической культурой откры
вает перед специалистом неограниченные возможности в духовно-
нравственном совершенстве, стремлении к профессиональной компетентности,
'& готовности к риску, поиску индивидуального стиля деятельности. Акмеологи-
ческая культура синтезирует все востребованные составляющие общей культуры. Сущность такой культуры проявляется в целостной гармоничности конкретного человека, а целостность личности выступает критерием ее сущности.
Одним из продуктивных и перспективных аспектов профессионализации специалиста является практическое использование рефлексивной психологии решения творческих задач. Концепцию разработали Н.Г.Алексеев, В.В.Давыдов, И.С.Ладенко, Я.А.Пономарев, И.Н.Семенов и др. Главный ее
смысл состоит в культивировании неразрушительных способов взаимодействия, воздействия, развития, саморазвития. В таком подходе проявляются способности специалистов раскрыться как целостной индивидуальности, которая культивирует и генерирует творческие основания в профессии.
Стратегии решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельности рассмотрены в работах Д.Б.Богоявленской, В.А.Моляко, О.А. Крив-цуна, Р.Стернберга, Е.Григоренко и др. Социально-психологические особенности творческой активности личности раскрыты в трудах К.А.Абульхановой-Славской, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, И.О.Джидарьяна, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Э.С.Чугуновой и др.
Несмотря на то, что творчество является высшим проявлением феномена человека, оно менее всего изучено. Спонтанность творческого процесса делает его неуловимым для естественнонаучных методов.
Творчество - это широкомасштабная проблема, изучение которой важно
для понимания механизмов развития, как личности, так и общества. На лично-
0 стном уровне творчество необходимо при решении профессиональных и повсе-
дневных задач. На общественном уровне творчество инициирует появление научных открытий, новых направлений в искусстве, новых изобретений и новых социальных программ.
Молодой специалист, выходящий из стен вуза, должен не только овла
деть основами профессиональной деятельности, но и быть ориентированным
всей системой вузовской подготовки к достижению вершин профессионального
О мастерства, т.е. своего акме.
Однако, как показывают исследования, на практике общепедагогическая подготовка будущих учителей ведется по-прежнему на подличностном уровне. Обучение направлено на профессиональную ситуацию и цели, но не учитывает индивидуальные качества и потенциальные возможности студентов.
Такое абстрактное обращение к личности порождает достаточно галичную ситуацию: студенты усваивают некоторые знания, умения, навыки, кото-
7 рые часто остаются невостребованными в реальной педагогической практике,
т.к. даются в отчужденной от профессии и личности форме.
Как показывают исследования, многие учителя имеют слабо выраженную установку на самореализацию, значительная доля педагогов проявляет устойчивые стереотипы педагогического мышления, не имеет субъектной позиции в педагогической деятельности.
Анализ внутренних ограничений, мешающих учителю выразить себя, самореализоваться в педагогической деятельности выявляет достаточно слабые рефлексивные умения, отсутствие крупных профессиональных целей, неадекватность самооценки, неумение творчески подходить к решению педагогических задач, слабое представление о профессионально-значимых качествах личности и механизмах их развития.
Личностно профессиональному развитию посвящено достаточно большое количество работ (В.Н. Дьячков, Ю.Н. Гончаров, Г.П. Филиппова, Е,А. Моги-левкина и др.). Авторы исследуют влияние личностных факторов на процесс и результат личностно профессионального развития, различные аспекты профессиональной компетентности, концептуально описана стратегия достижения профессионализма (В.А. Храпик), рассмотрена роль самооценки в формировании мотивации достижения и саморазвития (Е.В. Казиевская) и т.д. В то же время нам не удалось обнаружить специальных работ, посвященных проблеме формирования направленности личности на послевузовское самосовершенствование. Специально не рассматривались вопросы, касающиеся сущностных характеристик данного феномена и его роли в формировании целостной личности будущего учителя в процессе обучения в вузе.
В этой связи достаточно актуальной и перспективной является проблема разработки акмеологического подхода подготовки будущего учителя, который позволил бы сформировать его акмеологическую направленность.
В настоящее время данная проблема остается недостаточно изученной. Таким образом, констатируется противоречие между объективной потребностью в подготовке специалистов со сформированной акмеологической направ-
8 ленностью и недостатком наличных знаний о сущности, содержании и организации педагогического процесса, обеспечивающего ее реализацию. Очевидно, что процесс формирования акмеологической направленности личности будущего учителя носит комплексный характер, предполагающий создание специальной системы психолого-педагогических условий, разработка которой и составляет проблему нашего исследования.
Таким образом, учитывая актуальность и теоретическую неразработанность проблемы формирования акмеологической направленности личности будущего учителя, тема нашего исследования была определена как «Формирование акмеологической направленности личности будущего учителя (на примере подготовки учителя музыки)».
Объект исследования — профессионально личностное развитие будущих учителей в системе высшего педагогического образования.
Предмет исследования — процесс формирования акмеологической направленности личности будущего учителя (на примере подготовки учителя музыки).
Цель исследования — разработать теоретические основы процесса формирования акмеологической направленности личности будущих учителей в системе высшего профессионально-педагогического образования.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование акмеологической направленности личности будущего учителя будет протекать успешно, если:
акмеологическая направленность личности будет рассматриваться как одна из приоритетных целей профессиональной подготовки будущих учителей;
будет обоснована совокупность положений, определяющих теоретико-методологические основы процесса формирования акмеологической направленности личности будущих учителей;
в содержание подготовки будущих учителей музыки будет включён интегрирующий спецкурс «Основы профессионально личностного развития будущего учителя музыки», усиливающий межпредметные связи и играющий
системообразующую роль, вследствие чего, использованные и интегрированные в содержание спецкурса знания о принципах, условиях и механизмах профессионально—творческого развития личности будущего учителя, будут способствовать процессу самопознания и самосовершенствования;
- будут разработаны психолого-педагогические условия, выявлены и ак
туализированы механизмы формирования акмеологической направленности
личности будущих учителей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
выявить содержание, структуру и критерии акмеологической направленности личности будущих учителей;
разработать теоретическую модель процесса формирования акмеологической направленности личности будущих учителей;
обосновать систему психолого-педагогических условий и механизмов, обеспечивающих эффективность формирования акмеологической направленности личности будущих учителей;
проверить и экспериментально обосновать эффективность теоретической модели процесса формирования акмеологической направленности личности будущих учителей.
Методология исследования базируется на философской, психологической и педагогической антропологии о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере, взаимосвязи объективных и субъективных факторов в развитии личности.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам деятельностно-творческой сущности человека, его творческой активности (А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский,
A. М. Коршунов, Г. С. Батищев, Я. А. Пономарев, J. P. Guilford и др.); системно-
целостный подход к личности и процессу её формирования (В. С. Ильин,
B. В. Краевский, А. М. Саранов, Н. К. Сергеев и др.), гуманистические идеи лич-
ностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова,
10 Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов и др.), идеи об интегральных характеристиках личности, положения теорий личности, деятельности, общения (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л.И.Божович, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.); об общении и отношениях личности (А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, Б.Ф.Ломов, А.В.Мудрик и др.); об индивидуальности и ее развитии в деятельности (А.Г.Асмолов, Е.А.Климов, Б.М.Теплов и др.); об установке на деятельность (А.ГАсмолов, А..Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе и др.); о ведущей роли обучения в развитии личности (Л.С.Выготский, В.В.Давьщов, Д.Н.Богоявленская, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин и др.).
Важную роль сыграли теоретические положения акмеологии о личности как движущей силе развития и его механизме — саморегуляции, самоорганизации (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, А.А.Деркач, Г.С.Михайлов и др.); о единстве профессионального и личностного развития в деятельности (Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, Н.В.Кузьмина, Е.А.Климов, Л.М.Митина, А.К.Маркова, М.И.Станкин, Е.И.Рогов, А.Маслоу, К.Роджерс и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов взаимообогащаю-щих и дополняющих друг друга: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование), опросные (беседа, анкетирование, интервьюирование), обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение), квалиметрические методы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; длительным характером и возможностью коррекции опытно-экспериментальной работы; сочетанием количественного и качественного анализа; учетом текущего и отставленного эффекта педагогических воздействий, корректным использованием методов математической статистики.
Научная новизна результатов исследования заключается в определении сущности, структуры и критериев акмеологической направленности личности будущего учителя; разработке модели формирования акмеологической направленности личности; выявлении совокупности психолого-педагогических условий и механизмов, обеспечивших эффективное формирование акмеологической направленности личности.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в
расширении диапазона знаний о системной организации подготовки учителей
музыки с акмеологической направленностью; в использовании акмеологиче-
л ского подхода к повышению качества профессиональной подготовки, позво-
ляющего обогатить теоретическую базу музыкального образования положениями организационного, содержательного и технологического плана.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что
выявленные и экспериментально проверенные психолого-педагогические усло
вия и механизмы обеспечивают существенное повышение эффективности про-
Сі цесса формирования акмеологической направленности личности и оказывают
непосредственное влияние на качество профессиональной подготовки будуще
го учителя музыки. Разработанный и апробированный спецкурс «Основы про
фессионально-личностного развития будущих учителей музыки» способствует
усилению акмеологической направленности личности будущих специалистов и
может использоваться в практике профессиональной подготовки учителей му-
^. зыки.
На основе исследования разработаны и активно используются практические рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в институте искусств Адыгейского государственного университета, в конкретных методиках, внедренных в работу кафедры фортепиано, теории и истории музыки и музыкального воспитания, реализуются в системе педагогических практик студентов.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования использовались в материалах проблемных семинаров, научных статьях и тезисах, в докладах и выступлениях на ежегодных собраниях Южного отделения РАО (г. Майкоп, 2000 г., Ставрополь, 2001 г., Нальчик, 2002 г.) на V Республиканской научно-теоретической конференции (г. Карачаевск 1999 г.), на международной научно-методической конференции (г. Рязань 1999 г.), на международной научно-практической конференции (г. Чебоксары 1999 г.), на научно-теоретической конференции (г. Санкт-Петербург 2001 г.), на международной научной конференции (г. Майкоп, 1995 г.). По итогам исследования опубликовано 12 работ.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе преподавания дисциплин музыкально-педагогического цикла. Были разработаны методические рекомендации по курсам фортепиано, сольфеджио, гармонии, анализу музыкальных форм. На основании полученных результатов исследования подвергнуты корректировке содержание, организация педагогического процесса в соответствии с целями исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
акмеологическая направленность личности — сложное многокомпонентное образование, выступающее качественной особенностью личности, ориентированной на творческое саморазвитие, достижение определённых высот в профессиональной деятельности. В нём выражена направленность личности к идеальному профессиональному «Я», обусловливающая стратегию её профессионального мышления, деятельности;
структура акмеологической направленности личности отражает диалектическое единство объективных и субъективных сторон, общего и особенного, и представлена совокупностью таких компонентов как педагогическое творчество, профессиональная рефлексия, целеполагание;
теоретическая модель формирования акмеологической направленности личности будущего учителя представляет собой описательный аналог подго-
13 товки специалиста и отображает формализованные и аналитические конструкции ее важнейших характеристик, включающих: методологическое обоснование, организацию и технологическое обеспечение процесса;
— эффективность формирования акмеологической направленности лич
ности обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий, сре
ди которых приоритетное значение имеют: гуманизация процесса образова
ния и воспитания; создание инновационной среды; развитие субъектной по
зиции и личностного смысла; использование методов проблемного обучения;
актуализация «самости» и актуализацией ведущих механизмов развития и
саморазвития личности будущего учителя таких как: стремление к самоутвер
ждению; профессиональная компетентность; обретение личностного смысла в
деятельности; субъектность позиции; наличие «Я — концепции»; притязания
личности; профессиональное честолюбие, чувство профессионального долга и
ответственности.
Исследование проводилось в период с 1993 по 2001 годы на базе института искусств при Адыгейском государственном университете и организационно включало три этапа:
на первом этапе (1993-1995 гг.) определились проблема, цель, задачи исследования. Осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической и другой специальной литературы. Был выполнен констатирующий эксперимент, позволивший получить первичный материал, выявить наличие акмеологической направленности будущих учителей музыки.
на втором этапе (1995-1996 гг.) продолжалось теоретическое исследование, изучались сущность, содержание акмеологической направленности, были определены структурные компоненты, выявлены критерии и уровни их сформированности. Разработана теоретическая модель формирования акмеологической направленности личности, определены и обоснованы психолого-педагогические условия, выявлены механизмы, обеспечивающие эффективность формирования акмеологической направленности личности.
14 — на третьем этапе (1996-2001 гг.) в ходе опытно-экспериментальной
работы проверялась гипотеза исследования, осуществлялась экспериментальная проверка эффективности предложенной модели формирования акмеологиче-ской направленности личности. Также проводилась обработка результатов исследования, их обобщение, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций, оформление диссертации.
Историография вопроса
Акмеология - наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершины профессионализма, творческого долголетия человека (161, с.54). Акмеология возникла не на пустом месте. Ее мировоззренческие идеи о совершенствовании человека, полноте его самореализации в жизни и деятельности, его творческой сущности исторически древни. Еще Сократ, философ Древней Греции, своим умением вести диалоги с учениками, давал прекрасный образец стимулирования работы мысли, включения в дискуссию, тем самым формируя умение производить самокоррекцию. Продуманными вопросами Сократ инициировал в своем собеседнике интеллектуальную активность, заставлял за внешней легкостью вопроса увидеть его глубинную суть и подвести к самостоятельному решению о правоте своих суждений (167).
Самореализация творческого потенциала предполагает самопознание ими рефлексию. Как особая проблема рефлексия стала предметом обсуждения еще в древнегреческой философии. У Платона и Аристотеля мышление и рефлексия толкуются как атрибуты, изначально присущие демиургу, божественному разуму, в котором обнаруживается единство мыслящего и мысли.
Подобная трактовка рефлексии перешла через неоплатонизм в средневековую философию, где рефлексия трактовалась как отраженная в логос миротворческая активность божества (66).
Понятие самореализации творческого потенциала, центральное в ак-меологии, тесно связано с понятием самодвижения, вернее включает в себя последнее. Оно введено еще Платоном в «Федре». Разработку трехчастно-го строения души Платон дополняет учением о самодвижении души. Три начала единой души рассмотрены им в динамике. Показана возможность преобладания того или иного начала, дана иерархия различных типов души (души богов; девять градаций человеческой души (мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта или художника, ремесленника, софиста, тирана); души животных).
Идеи древнегреческих философов оказали большое влияние на развитие философской и педагогической мысли в последующие века, а также широко использовались в психологии.
Чешский мыслитель-гуманист, педагог Я.А.Коменский, занимаясь проблемой личностного становления учащихся, говорил об особой роли учителя, продуктивности его труда, постоянном самосовершенствовании: «Только тогда работа каждого учителя будет высокорезультативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем, когда он будет неустанно трудиться над собой» (102, с. 199).
Швейцарский педагог И.Г.Песталоцци, мечтавший о социальном преобразовании общества путем развития истинно человеческих сил, пропагандировал идею разностороннего и гармоничного воспитания, согласующегося с природой самого учащегося. Настаивая на неразрывности обучения и воспитания, он ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», совмещающее умственное образование с воспитанием определенных качеств личности, способствующих дальнейшему нравственному и профессиональному становлению человека (104).
Идеи воспитания готовности к самосовершенствованию, творческой самореализации, высказанные в античности, в средневековье и в эпоху Просвещения, получают свое дальнейшее развитие в трудах педагогов и психологов более позднего периода.
В концепции воспитания К.Н.Вентцеля системообразующим элементом выступает принцип самоценности личности. Он полагает, что воспитательно-образовательный процесс должен быть направлен во благо личности. В качестве фактора самореализации личности К.Н.Вентцель определя 17 ет свободу. При этом он отмечает, что каждый человек имеет право на свободу выбора, достижение личных жизненных целей. Свобода, по его мнению, является уникальным критерием в создании образовательной системы, способом проверки ее истинности (52).
В период с 20-х по 60-е гг. XX в. зарубежными исследователями (Л.Термин, К.Кокс, Д.Гилфорд, Р.Уайсберг, Б.Рассел, Г.Стенберг, Е.Торранс, В.Вильчек, Н.Коган и др.) был опубликован ряд интересных работ, посвященных творчеству. Авторы в своих работах обосновывают психолого-педагогические механизмы творческого саморазвития, способные привести в действие скрытые резервы человека, заставить поверить в свои силы, подняться над обыденностью. Разработаны оригинальные технологии по развитию интеллекта, активизации умственной деятельности, воспитания потребности в творческой деятельности (228, 229, 232).
По мнению П.П.Блонского, основной целью учебного заведения должно стать воспитание автономной самоопределившейся личности, и поэтому вся деятельность педагогического учреждения направляется на ее достижение. Потому-то так важно создание оптимальной для учащегося окружающей среды, включающей и самого учителя. Автор утверждает, что только Личность может воспитать Личность. В связи с этим он также пишет: «Педагогике можно научить... лекциями, книгами. Они необходимы, но также необходима еще в стенах педагогического вуза практика, но не копирующая, а творческая и осознающая» (38, с.299). Т.о., П.П.Блонский первым из советских педагогов обратил внимание на необходимость развития творческости будущего специалиста уже в студенческие годы.
Проблемы человека, его самодвижение, самосовершенствование, самореализация глубоко исследуются в трудах представителей русской идеалистической философии А.Ф.Лосева, Н.О.Лосского, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского и др.
Особое место среди них занимают работы В.С.Соловьева. В центре его поисков стремление сделать жизнь каждого человека на Земле духовно выше, осмысленнее, лучше, как бы ближе к божественному началу. Вся его философская система — обоснование пути к вершинам духовности. Он связывал философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса «быть или не быть правде на земле», понимая правду как реализацию христианского идеала, В.С.Соловьев полагал, что человек есть высшая ступень творения. Возрождение мира, с его точки зрения, совершается Богом, в сочетании с человеком, точно выражавшим Божественную идею человечности. Такой идеально совершенный человек есть высшее выражение Софии — Премудрости Божьей. Но совершенный человек явился во Христе. Следовательно, богочеловек Иисус Христос есть сочетание Логоса и Софии. Таким образом, по В.С.Соловьеву, с помощью Софии, мудрости в человеческом начале, человек может приблизиться к божественному началу, чтобы вместе с Богом преобразовать мир (200).
П.А.Флоренский в некоторых своих работах анализирует феномен «акме» - вершину в связи с рассмотрением понятия формы в четырехмерном пространстве, т.е. наличие еще и временной характеристики каждого объекта действительности, он расширил понятие «акме»: «Не только человек имеет акме, и притом каждой из координат, но и животные и растения. Всякая вещь имеет свое цветение, время наибольшего пышного своего развития, свое «акме», когда оно особенно полно и особенно цельно представительствует за себя, в ее четырехмерной деятельности» (214, с. 109).
Методологические основы формирования акмеологическои направленности личности будущих учителей
Акмеология использует общеметодологические принципы и подходы, выработанные человечеством на рубеже XXI века и одновременно раскрывает их объяснительное для своего предмета значение. Как указывает А.А.Деркач акмеология заимствует уже сложившиеся определенные принципы из современного гуманитарного антропологического знания. Поэтому методологические принципы, посредством которых определяется ее предмет, оказываются уже более аксиоматичными и менее проблемными.
В этих принципах воплощен методологический опыт и результат развития других наук, их знаний о мире (67).
Остановимся на рассмотрении некоторых общих методологических принципов акмеологии: системном, аксиологическом, культурологическом, личностно-деятельностном.
Системный подход как средство познания многокачественных целостных явлений природы и общества надежно зарекомендовал себя во многих науках. Поскольку он позволяет синтезировать различные знания об объекте, разрабатывать новые принципы для изучения объекта, создавать целостную картину этого объекта.
Н.В.Садовский дает определение «системы» как совокупности эле ментов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые обра зуют определенную целостность, единство. В качестве общих характеристик «системы» в самых различных системных исследованиях фигурируют следующие: целостность, структурность, взаимосвязь системы со средой, иерархичность, множественность описания (26).
Личность и ее характеристики являются базисными для исследования поставленной проблемы. Обладая многообразием свойств и их проявлений (интересы, мотивы, склонности, способности, идеалы, ценностные ориен 24 тации и др.) личность вместе с тем представляет собой единое целое, а отмеченное многообразие характеризует богатство ее отношений с миром.
Понятие «личность» имеет множество вариантов как в историческом, так и в логическом плане. Известно, что в Древнем Риме этот термин означал ритуальную маску, снятую с лица умершего. В дальнейшем, с развитием собственнических отношений это понятие приобрело известную нравственную нагрузку: в межличностных связях действовали нормы морали, по отношению же к «неличностям» — рабам, господствовал произвол. В нравственном значении понятием «личность» подчеркивались моменты сознательности, ответственности и свободы поведения. Современное понимание проблемы личности и ее становление рассматривается как с точки зрения исторического, так и индивидуального развития человека.
Однако отметим, что ни в отечественной, ни в зарубежной философии, социологии, психологии единого, общепризнанного понятия личности не существует, что является закономерным следствием неразработанности в первую очередь общепсихологической личностной теории. В отечественной психологии имеется множество различных личностных концепций и теорий: культурно-историческая Л.С.Выготского (57), концепция подхода к личности с позиций принципа единства сознания и деятельности С.Л.Рубинштейна (189), деятельностного подхода А.Н.Леонтьева (123, 124), психологии отношений В.Н.Мясищева (149), теория установки Д.Н.Узнадзе, концепция основной жизненной направленности Б.Г.Ананьева (8), деятельностного опосредования А.В.Петровского (164), развития личности в процессе общения и жизнедеятельности А.А.Бодалева (43), К.А.Абульхановой-Славской (4, 5), Б.Ф.Ломова (128), диспозиционная концепция В.Ядова и др.
Многообразие направлений, в которых психологические свойства индивида как личности исследуются в разных аспектах, ведет к выделению различных ведущих системообразующих характеристик личности: направленность (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев и др.), активность (В.А.Петровский, К.А.Абульханова-Славская и др.). Для нашего исследования интерес представляет концепция персонализации, предложенная
В.А.Петровским, в которой личность выступает как субъект активности идеальной представленности в жизнедеятельности других людей. При таком подходе личность раскрывается как системное (социальное) качество индивида, как его способность обусловливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей, быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою представленность в них. Предложенный подход к пониманию психологии личности строится на гипотезе о наличии у индивида особой потребности - быть личностью. Данная потребность (потребность в персонализации) обеспечивает активное включение индивида в систему социальных связей, в то же время она и детерминирована связями, складывающимися объективно, вне зависимости от воли индивида, общественными отношениями (179, с. 8-18).
Личность, как системное явление привлекается внимание ученых с начала XX века. Большинство исследователей личности солидарны в том, что адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности. Привлекает, также, внимание теория взаимодействия индивида с внешней средой. В психоанализе З.Фрейда выдвинуто положение об иерархической уровневой структуре личности.
Исходное положение, на которое опирается философское понимание изучения человека лежит не в нем самом как некотором телесном объекте, а в тех различных системах, в которых осуществляет его жизнь. Наиболее полное осуществление этой идеи нашло отражение в исследованиях В.И.Вернадского (26).
Если рассматривать личность как «элемент» более широких порождающих его систем, то открывается возможность использования тех приемов и средств, которыми располагает методология системного подхода. А именно, при системном подходе личность рассматривается как «элемент» различных систем (физических, биологических и социальных), в которых человек проявляет и приобретает присущие этим системам качества. Ис 26 пользование системного подхода позволяет выделить такие системообразующие основания, которые бы обеспечивали приобщение человека к миру природы и культуры, его саморазвитие. Ответ на вопрос о человеке как «элементе» разных систем может быть получен только тогда, когда указана система, в которой рассматривается человек, и задачи, для разрешения которых ставятся подобные вопросы. Человек как «элемент» одновременно принадлежит к разным системам, взаимодействуя с которыми он проявляет или приобретает различные качества.
Системное видение человека как биоэнергетического существа в биосфере приводит не только к рождению новых наук, но и изменению «технологии» обращения с человеком. Т.о., работая со студентом мы не можем не учитывать его возрастных особенностей, физических возможностей, его здоровья. Нужно отметить, что акмеология, одна из первых наук, исследующих личность, заговорила о формировании культуры должного отношения к себе (активном отдыхе, сбалансированном питании, отсутствии вредных привычек, физических упражнениях), поскольку отсутствие определенных физических данных не позволяет человеку овладеть определенной профессией или продлить свое долголетие в ней. И наоборот, волевые усилия по преодолению физических недостатков позволяют человеку реализоваться в любимом виде деятельности.
Психолого-педагогические условия, формирования акмеологическои направленности личности
Целью аналитического этапа опытно-экспериментальной работы является выделение и обоснование совокупности педагогических условий формирования акмеологической направленности личности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки.
По определению, данному в философском энциклопедическом словаре, «условие - то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое), существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует осуществление данного явления» (199).
Современная дидактика трактует «условия» как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения.
В теории воспитания принято рассматривать условия как среду, в которой протекают те или иные педагогические процессы.
С точки зрения акмеологической направленности личности нам представляется неправомерным сводить условия только к обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, так как формирование акмеологической на 2 правленности личности является процессом, представляющим собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и влияния, возможного и должного.
Поэтому условие — это не только то, что влияет на вещь, но и то, без чего не может быть вещи как таковой, что служит предпосылкой, основанием ее возникновения (146). В частности, С.Л.Рубинштейн рассматривает личность как целостную
систему внутренних условий, через которую преломляются все внешние воздействия (189).
Следовательно, исходя из того, что акмеологическая направленность личности - многокомпонентное образование, выступающее важной качественной особенностью личности, при разработке педагогических условий ее формирования мы учитывали закономерности развития личности будущего учителя музыки, организацию деятельности, направленную на саморазвитие личности, организацию целостного процесса формирования акмеологической направленности личности в структуре профессионально-педагогической подготовки.
Одним из основных психолого-педагогических условий мы считаем гуманизацию процесса образования и воспитания, поскольку именно идеи гуманистической психологии и педагогики положены в основу акмеологии, где центральное место занимает личность, ее развитие, самоактуализация: стремление к максимальной реализации всего потенциала способностей.
«Целью гуманистического воспитания является формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей» (92). Важнейшие функции личности, которые, как полагает И.С.Колесникова, проектируются воспитанием, призваны увязать два полюса ее бытия - самореализацию и социализацию.
Гуманистические идеи приобретают особое значение, когда мы говорим о подготовке будущих учителей, а, следовательно, и будущих воспитателей.
Как справедливо отмечает С.В.Кульневич, нельзя прослушать курс и стать «воспитателем». Для этого необходима определенная профессиональная и личностная самоорганизация носителя этой деятельности, связанная с овладением им концептуальным и технологическим аппаратом «педагогики личности» (118).
Гуманизацию педагогического процесса мы видим в наличии образовательной и воспитательной цели, формирующейся как представление педагога о том виде опыта, который должен приобрести студент, чтобы состоялась его
«личностная адаптация» к окружающему миру, к будущей профессии. Эта цель предстает многообразно: и как перспектива, и как ситуационная; и как абстрактная и как конкретная. Цель развития личности студента выступает в качестве механизма профессионального мышления педагога. Педагог, имеющий такую цель, осознает себя в качестве субъекта личностно-развивающей ситуации, рефлексирует себя в роли специфического носителя личностного опыта, предлагает этот опыт студенту в качестве средства поддержки и решения его жизненных проблем (197).
В этой связи большой вес приобретает роль личности преподавателя высшей школы, его ценностные ориентации, духовный и нравственный облик, его профессиональная компетентность, творческое отношение к делу, умение сотрудничать с коллегами, педагогическое мастерство. То есть, от уровня сформированности его акмеологической направленности зависит возможность создания педагогически целесообразных отношений, которые подчинены достижению гуманистической цели педагогического образования.
Таким образом, гуманизацию педагогического процесса мы видим в применении личностно-ориентированного подхода, назначение которого состоит в создании условий для самореализации личности будущего педагога, в выявлении и развитии его творческих возможностей, собственных педагогических взглядов, неповторимой технологии деятельности.
Одним из таких условий является создание учебной инновационной среды, которая обеспечивает включение ее субъектов в процесс созидания и творческой самореализации. Инновационность может проявляться в освоении новых эффективных алгоритмов и способов выполнения деятельности, в нетривиальном решении учебных задач. Педагог ставится в условия непрерывного совершенствования методов обучения и воспитания, что возможно только при наличии современного научного знания, продуктивного опыта и творческого поиска. Инновационность возникает тогда, когда субъекты, вовлеченные в процесс созидания, обладают активностью, готовностью к риску, сформированно 87 стью ценностных отношений к той деятельности, которой они заняты. Создание
в группе атмосферы творческого поиска, престижности знаний, поощрения поиска дополнительной информации, уважения к труду является мощным импульсом, ведущим к самосовершенствованию.
Следующим условием, необходимым для формирования акмеологиче-ской направленности личности, является развитие субъектной позиции и личностного смысла. Принцип субъектности — парадигма в акмеологии. Еще в 20-х годах С.Л.Рубинштейн раскрыл способности субъекта к саморазвитию, самосовершенствованию, способности человека достигать высшего оптимального уровня своего развития, идеала. Для личности достижения субъектности это не только достижение заранее отмеченной планки, но и непрерывное движение к самосовершенствованию.
С этой точки зрения «акме» является той вершиной, с которой открываются новые горизонты дальнейшего движения. С точки зрения акмеологии субъект — это автономия, самостоятельность, инициатива и ответственность.
По мнению К.А.Абульхановой основным критерием субъектности является способность личности к разрешению различного рода противоречий. Это противоречия между способностями, индивидуальностью и требованиями общества и жизни, обращенные к данной личности. Это противоречие между притязаниями и усилиями личности и их результатами и т.д. (4).
Следующий фактор, который определяет субъектность личности — это наличие «Я»-концепции. Личностно-профессиональное развитие до уровня профессионала возможно при наличии продуктивной «Я»-концепции, то есть устойчивой осознанной и переживаемой как неповторимая система представлений субъекта о самом себе, на основе чего он строит свои отношения и взаимоотношения (40). Адекватные представления позволяют выстроить реалистичные программы развития и саморазвития, выстроить гармоничную систему взаимоотношений.
Основу «Я»-концепции составляют представления о самом себе в настоящем времени; идеальное «Я» (каким субъект должен быть, ориентируясь на моральные нормы); динамическое «Я» (каким намерен стать в будущем). В ак меологических исследованиях показано, что только при гармоничности составляющих «Я»-идеального, «Я»-настоящего и «Я»-будущего возможно полноценное развитие профессионализма личности. Явное доминирование какого-либо компонента является тормозом для становления профессионализма.
Для формирования продуктивной «Я»-концепции необходимо развивать у студентов умения анализировать ситуацию, характеристики субъектов и объектов деятельности; адекватно представлять существующие причинно-следственные связи (проектировочные умения); реагировать в соответствии с ситуацией (рефлексивные умения); выбирать соответствующую ролевую позицию, осуществлять сотрудничество (социально-перцептивные умения); устанавливать эмоционально положительные контакты, регулировать отношения внутри группы (коммуникативные умения).
Особенно важными для формирования «Я»-концепции являются контакты со значимыми людьми, которые, в сущности и определяют представления индивида о самом себе, а они в свою очередь предопределяют отношения к другим людям. Человек с позитивной «Я»-концепцией способен организовать позитивные отношения с другими людьми.