Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические аспекты формирования этнопедагогической культуры учителя музыки.
1.1. Этнопедагогика: исторический, философский и методологический анализ 13
1.2. Этнопедагогическая культура учителя музыки в системе профессионально -педагогической культуры 36
1.3. Этнопедагогическая культура учителя музыки как система и целостность: структурные и функциональные составляющие 53
Выводы по первой главе 102
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнопедагогической культуры будущего учителя музыки.
2.1. Педагогические условия формирования этнопедагогической культуры учителей музыки в процессе профессиональной подготовки 105
2.2 Диагностика уровней сформированности этнопедагогической культуры будущих учителей музыки 118
2.3 Проверка педагогических условий формирования этнопедагогической культуры будущих учителей музыки 144
Выводы по второй главе 166
Заключение 169
Список литературы 176
Приложение 194
- Этнопедагогика: исторический, философский и методологический анализ
- Этнопедагогическая культура учителя музыки в системе профессионально -педагогической культуры
- Педагогические условия формирования этнопедагогической культуры учителей музыки в процессе профессиональной подготовки
Введение к работе
Актуальность исследования. Современные социокультурные и образовательные реалии заставляют по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как на факторы стабильности и духовно-нравственные «маяки», указывающие направление развития российского общества в целом, и образования в частности. Коренная ломка ценностных основ мировоззрения российского общества привела к образованию некоторого духовного вакуума. В такие переходные эпохи, характеризуемые сменами представлений о приоритетных ценностях и целях обучения и воспитания, особенно актуализируется свойственный российской педагогической традиции поиск идеала национального образования.
Опора образования на национальную культуру может явиться важнейшим условием сохранения и развития национального самосознания. Не случайно закон Российской Федерации «Об образовании» объявил приоритетным направлением государственной образовательной политики и всей системы образования защиту национальных культурных традиций в условиях многонационального государства [69, с.483-500]. Именно народная педагогика может выступать носителем константных основ, педагогических ориентиров современного российского образования.
Проблеме изучения педагогических воззрений народа и его
педагогического опыта много внимания уделяли выдающиеся педагоги
прошлого: П.Ф.Каптерев, В.В.Розанов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.
Вопросы этноса и этнокультуры разрабатывались в трудах русских
философов: И.С.Аксакова, Н.А.Бердяева, Л.Н.Гумилева, И.В.Киреевского,
В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, А.С.Хомякова и др. Феномены
существования этносов изучались этнографами: Д.Булгаковским,
Л.Н.Гумилевым, Г.Пинчук, Е.А.Покровским и др. Современная высшая
школа придает особенное значение сохранению и трансляции
национального наследия, народных традиций и культуры (Е.П.Белозерцев,
З.В.Видякова, Г.Н.Волков, Л.Н.Голубева, В.А.Николаев, И.Ф.Плетенева, Ю.А.Рудь, М.И.Стельмахович, М.Г.Харитонов и др.).
Передача духовного опыта поколений, сконцентрированного в народном музыкальном искусстве, и развитие на этой основе положительных качеств личности каждого ребенка - одна из главнейших задач учителя музыки. Вместе с тем, приходится констатировать низкий уровень знаний фольклорных традиций, обычаев, истории родного края будущими педагогами-музыкантами, что свидетельствует в первую очередь об их неподготовленности к работе в новых условиях, требующих учителя музыки с высоко развитой этнопедагогической культурой.
Несмотря на значительный интерес к народному творчеству,
появление работ, раскрывающих идеи и сущность традиций народного
художественно-эстетического и музыкально-эстетического воспитания
(М.А.Набиева, Н.П.Карпушина, Л.М.Кашапова, А.Г.Ларионова,
М.М.Михайлова, В.В.Васильева и др.), исследование народной музыкальной
педагогики большей частью ведется либо на основе разнонациональных
музыкально-фольклорных основ народов, населяющих Россию
(башкирский, мордовский, якутский, алтайский и др.), либо направлено на учащегося школы (преимущественно младшие классы) и дошкольника. Собственно педагогические аспекты - условия и средства использования культурно-исторических ценностей этноса в процессе подготовки учителя музыки - исследовались достаточно ограниченно. И пока еще не сложилось целостной концепции формирования этнопедагогической культуры будущего учителя музыки. Это и обусловило необходимость проведения теоретико-методологического анализа данной проблемы, разработки содержания и структуры, а также определения путей формирования этнопедагогической культуры будущего учителя музыки.
Таким образом, анализ научно-педагогических исследований этнопедагогики, а также наблюдения над современными образовательными процессами выявили ряд противоречий:
- между потребностями современного общества в учителе музыки с
высоко развитой этнопедагогической культурой и недостаточной
разработанностью этой проблемы в педагогике современной высшей школы;
- между стремлением современного образовательного процесса к
расширению национального компонента и отсутствием целостных
разработок условий и методов формирования этнопедагогической культуры
при подготовке учителей музыки в вузе.
Данные противоречия определили проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования этнопедагогической культуры учителя музыки в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования этнопедагогической культуры учителя музыки в процессе профессиональной подготовки.
Объект исследования - профессиональная подготовка учителя музыки в вузе.
Предмет исследования - формирование этнопедагогической культуры будущего учителя музыки в процессе профессионально-педагогической подготовки.
Гипотеза исследования: формирование этнопедагогической культуры будущего учителя музыки будет проходить наиболее успешно, если реализовать следующие педагогические условия:
осуществить опору на принцип межпредметной интеграции, который реализуется во взаимодействии общепрофессиональных и специально-музыкальных дисциплин;
- актуализировать личностные смыслы студентов в материале
этнопедагогического содержания при помощи создания в учебно-
воспитательном процессе личностно ориентированных педагогических ситуаций;
- осуществить взаимосвязь теоретической и практической подготовки
студентов, которая проявляется в активном применении студентами
этнопедагогических знаний, умений и навыков во время педагогических
практик в общеобразовательной школе и летних практик в детских
оздоровительных лагерях;
- учитывать региональную специфику народных музыкальных и
педагогических традиций, в процессе освоения которых студентами будет
вестись активная исследовательская деятельность, включающая в себя
изучение будущими педагогами-музыкантами региональных краеведческих
источников, собирание и записывание песен Воронежского края, знакомство
с особенностями быта, традициями и обрядами Воронежской области.
Задачи исследования: 1. Уточнить содержание и сущность понятия «этнопедагогическая культура учителя музыки».
Выявить основные структурные и функциональные составляющие этнопедагогической культуры.
Разработать критерии и показатели сформированности этнопедагогической культуры у будущих учителей музыки.
4. Разработать и экспериментально проверить педагогические условия,
способствующие формированию этнопедагогической культуры будущих
учителей музыки.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
аксиологический подход исследования культуры (А.И.Арнольдов, О.И.Джиоев, Н.З.Чавчавадзе, Л.Л.Челидзе и др.);
теоретические концепции диалога культур (А.И.Арнольдов, М.М.Бахтин, B.C. Библер, Б.М. Бим-Бад, СИ. Гессен, СВ. Кульневич и
др-);
психологические теории формирования и развития личности (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.);
концепции личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, И.Б.Котова, С.В.Кульневич, А.Маслоу, К.Роджерс, В.В.Сериков, И.СЯкиманская и др.);
концептуальные подходы этнопедагогики и этнопсихологии (Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, Л.Н.Гумилев, Л.М.Дробижева, В.Г.Крысько, В.С.Кукушин, ИЛ.Поздеев, Я.И.Ханбиков и др.);
исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в высшей школе (С.И.Архангельский, А.А.Вербицкий, В.З.Вульфов, А.А.Деркач, И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин и др.);
педагогические разработки в области музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Н.Л.Гродзенская, В.В.Медушевский, В.Г.Ражников, Л.В.Школяр и др.);
исследования отечественных музыковедов (Г.О.Головинский, В.Ф.Жданов, В.Д.Конен, Т.А.Курышева, Е.В.Назайкинский, В.Н.Холопова, М.Е.Шаманян и др.).
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической, этнографической литературы, обобщение передового педагогического опыта, выделение методологических аспектов по проблеме исследования, изучение и анализ нормативных документов федерального и регионального уровней, учебных планов и программ, педагогическое проектирование и теоретическое моделирование; опросно-диагностические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседа, самооценка); экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и диагностический педагогический эксперименты,
опытная и методическая работа); статистическая обработка полученных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись факультет
художественного образования Воронежского государственного
педагогического университета, общеобразовательные школы № 72, 88 г.Воронежа, где проходят практику студенты факультета художественного образования Воронежского государственного педагогического университета. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 320 человек, в том числе 24 будущих учителя музыки, 40 преподавателей факультета художественного образования Воронежского педагогического университета и учителей школ, 256 учащихся общеобразовательных школ.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа.
Первый этап - поисково-теоретический (1999-2001гг.) - включал первичные наблюдения, их анализ и обобщение, изучались теоретические аспекты и методологические основы проблемы формирования этнопедагогической культуры будущих учителей музыки, определялась цель, задачи и гипотеза исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2002-2003гг.). На этом этапе
осуществлялся сбор эмпирического материала по проблеме, разрабатывалась
программа исследования. Опытно-экспериментальная работа
сопровождалась уточнением и обобщением гипотезы, апробированием комплекса выделенных условий, как на уровне общего совершенствования образовательного процесса, так и на уровне индивидуальной работы со студентами.
На третьем этапе - обобщающем (2004-2005гг.) - проводился анализ, обобщение, систематизация и проверка полученных результатов исследования, уточнялись основные его положения, формулировались основные выводы и рекомендации, проводилось оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнено содержание понятия «этнопедагогическая культура учителя
музыки», расширены представления о сущности этнопедагогическои
культуры педагога-музыканта;
- выявлены структурные и функциональные составляющие
этнопедагогическои культуры педагога-музыканта;
определены критерии, показатели и уровни сформированности этнопедагогическои культуры будущих педагогов-музыкантов.
разработан, научно обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию этнопедагогическои культуры будущего учителя музыки;
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: определены цели, задачи и содержание формирования этнопедагогическои культуры будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки в вузе, теоретически обоснованы роль и место этнопедагогическои культуры в общей структуре профессионально-педагогической культуры учителя музыки, установлена связь с основными элементами профессионально-педагогической культуры учителя музыки - методологическим, эстетическим, этическим; выявлены и проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование этнопедагогическои культуры будущих педагогов-музыкантов.
Практическая значимость работы заключается в использовании теоретических положений и выводов в практике обучения будущих учителей музыки. Результаты исследования и сделанные на его основе рекомендации применяются при разработке и модернизации программно-методического обеспечения профессиональной подготовки студентов факультета художественного образования Воронежского государственного педагогического университета в предметах: «Основной музыкальный инструмент», «Концертмейстерский класс», «Дирижирование», «Вокал», «История русской музыки», «Сольфеджио», «Гармония» и др.; Воронежского
музыкального училища им.Ростроповичей, Воронежского музыкально-педагогического колледжа, на курсах повышения квалификации Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Материалы диссертации могут быть использованы системой среднего и высшего педагогического образования с целью совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки, а также в дальнейшей разработке подходов по повышению уровня этнопедагогической культуры педагогов-музыкантов.
Достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью исходных позиций, отвечающих современным достижениям философской, психолого-педагогической науки, организацией экспериментальной работы с использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, привлечением к анализу эксперимента большого фактического материала, апробацией выводов в студенческой аудитории, позитивными результатами опытной работы, репрезентативностью.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы на факультете художественного образования ВГПУ, школах города Воронежа в 1999 - 2005г.г. По мере проведения исследования его результаты докладывались на заседаниях кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов ВГПУ, в выступлениях на международных научно-практических конференциях: «Интеграция как методологический феномен художественного образования» (Воронеж, 23-24 апреля 2003г.), «Художественно-эстетическая подготовка будущих учителей в системе непрерывного педагогического образования» (Липецк, 25 апреля 2004г.), «Гуманизация современного образовательного процесса в системе «Дошкольное образовательное учреждение-начальная школа-средняя школа» (Воронеж, 5 января 2005г.); на межвузовской научно-практической конференции «Проектирование профессиональной подготовки
учителей творческих специальностей в условиях модернизации педагогического образования» (Воронеж, 15-16 апреля 2004г.). Реализация различных аспектов формирования этнопедагогической культуры будущих учителей музыки нашла отражение в статьях, тезисах межвузовских сборников. Результаты исследования по формированию этнопедагогической культуры будущих учителей музыки внедрены в практику работы художественного факультета Воронежского педагогического университета на кафедрах теории, истории музыки и музыкальных инструментов и хорового дирижирования и вокала, Воронежского музыкального училища им. Ростроповичей, Воронежского музыкально-педагогического колледжа, курсов повышения квалификации Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. На защиту выносятся следующие положения:
Этнопедагогическая культура учителя музыки - сложная, многомерная, динамическая система, специфику которой определяет постоянное органичное сочетание универсального, то есть этнопедагогической культуры педагога вообще и специфического, связанного с музыкальной стороной педагогической деятельности учителя музыки. Основные структурные компоненты этнопедагогической культуры педагога-музыканта - этнопедагогическое сознание, этнопедагогическое мышление и этнопедагогическая деятельность. Они развиваются благодаря гуманистическому, личностному, гносеологическому, практическому и оценочному функциональным компонентам.
Логика формирования этнопедагогической культуры будущего педагога-музыканта определяется тремя уровнями ее развития (высоким, средним, низким). Содержание каждого из этих уровней зависит от сформированности компонентов этнопедагогической культуры учителя музыки (этнопедагогическое сознание, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическая деятельность). Критериями сформированности этнопедагогической культуры будущих учителей музыки являются
интенциональность - характеристика, позволяющая говорить о наличии интереса к русской народной музыкальной педагогике, эмоциональной отзывчивости будущих учителей музыки на произведения русской народной музыки, потребности в изучении фольклорных источников; осознанность -характеристика степени осознания личностью своей этнической принадлежности, понимания воспитательной сущности русской народной педагогики; направленность мышления - характеристика уровня этнопедагогических знаний, способности сохранять и реализовывать свои личностные позиции, творческих способностей педагога-музыканта; активация — характеристика частоты обращений к произведениям региональной музыкальной культуры и русской народной педагогике в целом, а также уровень сформированности умений самостоятельной этнопедагогической деятельности.
3. Эффективность формирования этнопедагогической культуры будущего учителя музыки обеспечивается следующими условиями: реализацией принципа межпредметной интеграции; актуализацией личностных смыслов студентов в материале этнопедагогического содержания при помощи личностно ориентированных педагогических ситуаций; соблюдением взаимосвязи теоретической и практической подготовки будущих педагогов-музыкантов; использованием региональной специфики народных музыкальных и педагогических традиций.
Этнопедагогика: исторический, философский и методологический анализ
Проблема сохранения национальной самобытности и национальной культуры всегда была одной из важнейших на протяжении всего исторического развития России. Многовековой спор о том, каким путем идти России, воплотившийся в XIX веке в дискуссионную полемику между «славянофилами» и «западниками», продолжается и в современных социокультурных реалиях. Образование, как социальный институт, отражающий все проблемы общества, безусловно, не может не быть заинтересовано в обсуждении и разрешении этой проблемы.
Национальная доктрина образования Российской Федерации к основным целям и задачам образовательной деятельности относит историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры, формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития у них культуры межэтнических отношений [116].
Образование, как подчеркивает К.А.Строков, являет собой «пространство, соединяющее основания и ценности образовательной, социализирующей деятельности, с одной стороны, и парадоксы свойственные художественному творчеству, с другой» [164, с. 17]. Образование является одним из важнейших средств формирования национального самосознания, реализации культурно-творческих интересов. Именно через образование наиболее полно и эффективно достигается этнокультурная идентичность личности.
В связи с этим особое место в подготовке будущих учителей должны занимать направления, которые связаны с формированием этнопедагогической культуры.
Анализ проблем формирования этнопедагогической культуры будущего учителя музыки невозможен без рассмотрения основных категорий, а также философских, аксиологических и культурологических основ исследуемого нами явления. Основными категориями научного осмысления педагогической деятельности по формированию этнопедагогической культуры студентов музыкальных факультетов педагогических вузов как фактора их профессиональной подготовки являются такие понятия как «этнос», «этнокультура», «этнокультурное образование», «этнопедагогика». Понятие «этнос» рассматривается как «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований» (Краткий словарь по социологии) [91, с.461].
В этнологических исследованиях выделяется две основных точки зрения на этнос:
- этносы - это сложившиеся исторически группы людей (Ю.В.Бромлей) [31];
- этносы-это биологические популяции (Л.Н.Гумилев) [56].
Человеком как представителем этноса, занимается этнология. Этнология, отмечает Л.Н.Гумилев, наука рождающаяся, потребность в которой возникла лишь во второй половине XX века [56], когда огромный фактологический материал и наблюдения потребовали нового качественного осмысления. Этнологию как науку интересуют феномены существования (зарождение и функционирование) этносов, их развитие и самостроительство культуры.
В современной науке этнос все чаще становится предметом исследования социальной психологии, культурной антропологии, этнографии, культурологии, этнопсихологии и этнопедагогики.
Каждый этнос имеет целый ряд определенных специфических особенностей, совокупность которых образует его психологический склад, национальный характер, проявляющийся в национальной культуре.
Анализ этнопсихологической литературы позволяет утверждать, что понятие «психология народа» включает в свое определение специфические черты людей, их характер, самосознание, чувства, специфичность речевого и неречевого общения, привычки и т.д. Основу психологического склада народа составляет его характер. Характер народа представляет собой структурированное единство наиболее устойчивых черт поведения и психологии, присущих большинству представителей данного народа. Он выражается в специфических чертах индивидуального и духовного поведения, настроениях, мировосприятии и способах освоения мира, соблюдении традиционных норм существования, взаимоотношений и общений, и воплощает единство исторических, социально-культурных и биологических факторов, влияющих на жизнь и преемственность его поколений [73].
Этнопедагогическая культура учителя музыки в системе профессионально -педагогической культуры
Понятие «этнопедагогическая культура» впервые ввел в научный оборот В.А.Николаев, трактуя её как «социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности её ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания» [118, с.6].
Анализ этнопедагогической культуры учителя музыки невозможен без рассмотрения понятий «культура» и «профессионально-педагогическая культура», подвидом которой является изучаемый нами предмет.
Культура - сложное общеметодологическое понятие. Изучением культуры занимаются многие науки - история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология и другие. На сегодняшний день существует очень много определений культуры. В философском понимании культура есть «осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития» (Философский энциклопедический словарь) [176,с.350]. С точки зрения философии, культура есть весь мир, в котором человек находит себя. Российская педагогическая энциклопедия дает такое определение: «Культура -исторически определенный уровень развития человечества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Российская педагогическая энциклопедия) [144,с.202].
В психологии под культурой понимается «совокупность материальных, производственных, политических, эстетических и духовных достижений человечества, основа социализации личности, ее психологического становления и усовершенствования» (Психологический словарь) [141].
Анализируя историографию понятия «культура», можно выделить несколько доминирующих подходов к ее трактовке: культура как интегральный способ человеческой деятельности (В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов, Э.С.Маркарян и др.), культура как совокупность духовных и материальных ценностей (А.И.Арнольдов, О.И.Джиоев, Н.З.Чавчавадзе, Л.Л.Челидзе и др.), культура как творческая деятельность людей, как воплощение творческих сил общества (Э.А.Баллер, Л.Н.Коган, Н.С.Злобин и др.), культура как совокупность знаковых систем, которые используются человечеством (Ю.М.Лотман, И.Л.Савранский и др.).
В контексте исследования нам близка трактовка понятия «культура» как совокупности духовных и материальных ценностей данная А.И.Арнольдовым, О.И.Джиоевым, Н.З.Чавчавадзе, Л.Л.Челидзе и др., поскольку содержание этнопедагогической культуры учителя музыки определяется направленностью личности будущего педагога-музыканта на осмысление, познание и актуализацию ценностей народной педагогики.
Одним из первых к проблеме ценностей обратился В.П.Тугаринов. Он предложил систему основных категорий ценностного подхода и показал их связующую роль между теорией и практикой.
Проблема ценностей рассматривалась в работах многих отечественных философов, культурологов, психологов, педагогов. Особый интерес представляют исследования, раскрывающие психологический аспект категории «ценность»: А.Н.Леонтьев понимал под ценностью «личностный смысл» [101]; по мнению С.Л.Рубинштейна ценности «выражают то, что в мире значимо для человека» [145].
Опираясь на основные подходы к толкованию понятия «ценность», исходя из специфики исследования, под ценностями народной педагогики мы понимаем должный, желаемый идеал, который является основой этнопедагогической деятельности учителя музыки.
Педагогические условия формирования этнопедагогической культуры учителей музыки в процессе профессиональной подготовки
Эффективное формирование этнопедагогической культуры будущего учителя музыки возможно при создании в образовательном процессе ряда педагогических условий.
В соответствии с исследуемым процессом, были выделены условия, при которых формирование этнопедагогической культуры будущего учителя музыки будет проходить наиболее эффективно:
- обеспечение принципа межпредметной интеграции в процессе образовательной деятельности студентов;
- актуализация личностных смыслов студентов в материале этнопедагогического содержания;
- взаимосвязь теоретической и практической подготовки студентов;
- использование региональной специфики народных музыкальных и педагогических традиций, в процессе освоения которых студентами будет вестись активная исследовательская деятельность.
В специальной педагогике, как отмечает О.И.Спорыхина назрела необходимость смещения акцента с заучивания дисциплинарных сведений на овладение системными принципами изучаемой науки и универсальными подходами к ее познанию [159]. Одним из таких принципов является интегрированный подход, или принцип межпредметной интеграции.
Интеграция - от греч. integ - обозначает целостность. О.И.Спорыхина приводит в пример различные уровни интегративных процессов, выделенных Б.М.Кедровым: «цементация», «фундаментализация», «стержнезация» и «фундаментализация», «универсализация», «профессионализация» (М.А.Терентий) [159]. На основе выделенных Л.Г.Савинковой уровней интеграции в педагогике искусства, исходя из специфики изучаемого нами явления выявлены следующие уровни интеграции процесса формирования этнопедагогической культуры будущих учителей музыки:
- фундаментализация (знания в области педагогики, этнопедагогики, психологии, этнопсихологии, философии, культурологии, социологии, истории);
- универсализация (целостный взгляд на русскую народную музыкальную культуру, как на один из многочисленных элементов мировой культуры, включающий одновременно в себя все целое; осознание ценностей русской народной музыкальной педагогики как универсальных ценностей для различных национальных культур);
- профессионализация (интеграция профессионального образования педагога-музыканта).
Интеграция процесса формирования этнопедагогической культуры будущих учителей музыки невозможна без осуществления в образовательном процессе межпредметных связей. Взаимопроникновение знаний из одной дисциплины в другую создают необходимый синтез, целостность этнопедагогических знаний.
На современном этапе развития педагогической науки межпредметные связи находятся неизменно в поле зрения многих ученых-исследователей [168], [1], [2], [6]. Проблема взаимосвязи предметов в профессиональном музыкальном образовании была в центре внимания таких музыкантов-педагогов, как Б.В.Асафьев, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский и др. Б.В.Асафьев в статье «Музыка в единой трудовой школе» предопределил направление решений этой проблемы, подчеркнув, что нельзя ставить вопрос о музыке под углом зрения каких-либо музыкальных предметов (теория, история, пение, рояль и т.д.). Ученый-практик подчеркивал, что план должен строиться одновременно и шире предметности (внедрение в массы художественно-музыкального сознания и достаточной музыкальной культуры), и уже предметности, то есть ни один предмет не должен господствовать как единый и самостоятельный, но любой предмет может быть взят за основу, и от него должны идти пути, освещающие все области музыки [10].
Н.Л.Гродзенская, неоднократно обращавшаяся к этой проблеме также подчеркивала важность взаимосвязи всех видов работы представляющей собой «целостный единый процесс, идущий как будто на одном дыхании» [54, с.67].
В программе по музыке Д.Б. Кабалевский писал: «В системе массового музыкального обучения на первый план выходит не относительная самостоятельность разных граней музыки, а их внутренняя связь, то единство, в котором они обязательно должны обнаружить себя в сознании учащихся на уроках музыки в образовательной школе» [79, с.93].
Обеспечение единства различных учебных дисциплин, необходимого для формирования этнопедагогической культуры будущего учителя музыки должно, на наш взгляд, осуществляться не только по содержанию учебного материала, но и по преемственности, общности методов и приемов обучения, а также по конкретному применению приемов анализа музыкального произведения с учетом системности изложения учебного материала [172 ]. В этом случае процесс обучения и воспитания не распадается на изучение отдельных образов русского музыкального фольклора, а русская народная музыка мыслится в ее связи с историей народа, различными видами народного творчества, как часть художественной культуры народа, как явление мирового музыкального искусства.