Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ДЕКОРАТИВНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
1.1. Состояние проблемы развития интереса в психолого-педагогической литературе 13
1.2. Декоративно-композиционная деятельность как средство развития интереса студентов художественно-графического факультета 36
1.3. Комплекс педагогических условий развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета 56
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 78
ГЛАВА П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ДЕКОРАТИВНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО- ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
2.1. Этапы экспериментальной работы и критерии интереса к декоративно- композиционной деятельности 82
2.2. Методика реализации комплекса педагогических условий развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета 105
2.3. Результаты и выводы педагогического эксперимента 129
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 151
ПРИЛОЖЕНИЯ 169
- Состояние проблемы развития интереса в психолого-педагогической литературе
- Этапы экспериментальной работы и критерии интереса к декоративно- композиционной деятельности
- Методика реализации комплекса педагогических условий развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета
Введение к работе
Осуществляемая в настоящее время модернизация высшего образования ориентирована на развитие разносторонней, мобильной личности, в основу профессиональной направленности которой заложено, в первую очередь, стремление к самореализации своих природных способностей и задатков. Залогом активности, творчества, стремления быстрее и лучше овладеть специальностью служит широта и разносторонность интересов на фоне развитого основного, «стержневого» интереса студента к своей будущей профессии, без которого подготовка современного специалиста теряет всякий смысл. Поэтому важным условием успешного формирования личности в педагогике высшего образования называется «возникновение глубоких и устойчивых интересов студентов к учению, различным предметам» (213, с.325).
Цель нашего исследования состоит в решении актуальной проблемы развития интереса к декоративно-композиционной деятельности как одной из ведущих у студентов художественно-графического факультета. В качестве аргументов в обосновании актуальности выбранной проблемы исследования можно привести следующие положения.
В условиях университетского художественно-графического образования, выступающего как искусство воспитания творческой личности, основой для активного развития которой является категория прекрасного, выделился цикл специальных дисциплин как основопологающее звено в профессиональном обучении новой специализации «художник декоративно-прикладного искусства». Тогда как интерес к традиционным дисциплинам (рисунку, живописи, станковой композиции) у студентов художественно-графического факультета уже сформирован в достаточной степени, то к дисциплинам декоративная композиция, объемно-пространственная композиция, декоративной рисование, преподаваемым на новой специализации на иных
основах и в большем объеме, у студентов отмечен ситуативный уровень интереса.
В связи с этим возникла необходимость пересмотра профессиональной подготовки специалистов на художественно-графическом факультете, способных не только выполнить декоративно-прикладное изделие по устоявшимся канонам, но и через осознание развития изобразительного искусства, выработать свое декоративное видение, индивидуальный стиль и умение воплотить их в высокохудожественном произведении прикладного искусства. Успешное овладение основами теории, практическими умениями и навыками по композиции и декоративно-прикладному искусству невозможно без должного уровня развития интереса к этим художественным предметам.
В связи с переходом педагогического института в новый статус классического университета в 1999 году лицензируются такие непедагогические направления как специальность «художник ДЛИ» и «дизайнер». Таким образом, в условиях университетского художественно-педагогического образования, выступающего как «искусство воспитания творческой личности, основой для активного развития которой является категория прекрасного» (57, с. 18), выделился декоративный цикл как основополагающее звено в профессиональном обучении художника декоративно-прикладного искусства. Тогда как интерес к традиционным дисциплинам (рисунку, живописи, станковой композиции) у студентов художественно-графического факультета уже сформирован в достаточной степени, то к новым дисциплинам (декоративная композиция, объемно-пространственная композиция, декоративное рисование), преподаваемым на новой специализации на иных основах и в большем объеме, у студентов отмечен ситуативный уровень интереса. Подобное отношение к будущей профессиональной деятельности при частых неудачах может свести к нулю творческую активность студентов, надолго вселив неуверенность в собственных силах в области декоративно-прикладного искусства.
Своеобразие задач заключается в необходимости обучения специалистов, способных не только выполнить декоративно-прикладное изделие по устоявшимся канонам, но и через осознание необходимости развития профессионального искусства, выработать свое декоративное видение, индивидуальный стиль и умение воплотить их в высокохудожественном произведении прикладного искусства. Успешное овладение основами теории, практическими умениями и навыками по рисунку, живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству невозможно без должного уровня развития интереса к этим художественным предметам.
В ходе выполнения исследования нами конкретизировано понятие «декоративно-композиционная деятельность» как целенаправленный, осознанный процесс претворения художественных представлений в гармоничную, целостную форму языком декоративно-прикладного искусства.
Желание творческой самореализации студента в декоративно-композиционной деятельности сталкивается с недостаточной разработкой теоретической и методической литературы по этой проблеме. Иногда мотивы опережают способности, либо наоборот. Интерес к декоративно-композиционной деятельности часто угасает, поэтому многие выпускники художественно-графического факультета владеют недостаточным объемом и прочностью знаний основ композиции, умениями и навыками использования ее средств. В конечном счете, это выражается в снижении интереса и завершении творческого самосовершенствования после окончания учебы в вузе. При благоприятных условиях деятельности она перерастает в профессиональную направленность личности.
Таким образом, выявленные расхождения в теории и практике нового направления в высшем художественно-графическом образовании позволили сформулировать ряд противоречий между:
сформированным устойчивым интересом к специальным дисциплинам (рисунку, живописи, станковой композиции) в системе академического обучения на художественно-графическом факультете и ситуативным интересом к предметам декоративного цикла.
необходимостью профессиональной подготовки специалистов нового типа с особым декоративным видением и неразработанностью педагогических условий ее организации в процессе декоративно-композиционной деятельности студентов художественно-графического факультета.
Теоретико-методологической основой исследования выступают: На общенаучном уровне - принципы системного подхода (Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Э.Г. Юдин); личностно-ориентированного подхода (В.А. Беликов, П.Я. Гальперин, В.Я. Ляудис, Р.С. Немов, Л.А. Петровская, Н.Ф. Талызина); деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина); общенаучные принципы исследования социально-педагогических объектов (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, А.Я. Наин и др.).
На конкретно-научном уровне: общеметодический подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки в вузе (О.А. Абдуллина, Г.Г. Гранатов, М.Е. Дуранов, О.В. Лешер, В.А. Сластенин, В.П. Ушачев), в частности, положения теории интереса (И.Ф. Гербарт, П.Ф. Каптерев, А.К. Маркова, Г.И. Щукина), исследования роли эстетических и художественных интересов в развитии личности (А.Г. Асмолов, Е.В. Квятковский, В.И. Колякина, Ф.К. Савина, Ю.У. Фохт-Бабушкин, М. Хекхаузен, П.М. Якобсон) и исследования профессиональных интересов (Ю.П. Аверичев, СИ. Архангельский, С.Н. Чистякова, С.А. Черник).
Значительное влияние на наше исследование оказали работы ученых, в которых рассмотрены вопросы о роли изобразительного искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании (Ю.Б. Борев,
В.В. Ванслов, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачев); об актуальности полихудожественного подхода к воспитанию и развитию личности (Н.Г. Гриневич, Б.П. Юсов); о влиянии организации восприятия на формирование личности (А.В. Бакушинский, Н.Н. Волков, Н.Н. Ростовцев); о методах активизации творческого процесса на основе развития чувственной сферы личности в процессе занятий декоративной деятельностью (Р.А. Гильман, В.В. Корешков, Н.Г. Козлов, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, М.А. Некрасова, М.В. Соколов, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов и др.).
Опираясь на идеи авторов вышеобозначенных исследований, а также исследовательские работы В.Ф. Ахадуллина, Н.Р. Геворгян, Е.Н. Гузеватовой, В.Н. Есипова, Н.Н. Ломаевой, О.П. Науменко, Л.И. Панкратовой, А.А. Сурина, М.И. Сухарева, близкие теме настоящего изыскания, мы предприняли попытку разработки комплекса педагогических условий, способствующих развитию интереса студентов ХГФ к декоративно-композиционной деятельности.
Необходимость теоретического обоснования эффективных условий декоративно-композиционной деятельности и апробация их в системе высшего художественно-педагогического образования послужили основанием для избрания темы исследования: «Педагогические условия развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета».
Цель исследования. Выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить комплекс педагогических условий,
обеспечивающих эффективное развитие интереса студентов художественно-графического факультета к декоративно-композиционной деятельности.
Объект исследования. Декоративно-композиционная деятельность студентов художественно-графического факультета.
Предмет исследования. Процесс развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета.
Гипотеза исследования. Развитие интереса к декоративно-композиционной деятельности студентов художественно-графического факультета происходит наиболее эффективно в том случае, если процесс преподавания декоративной композиции будет реализован через комплекс педагогических условий:
- применение специальной диагностики и прогнозирование интереса к
декоративно-композиционной деятельности;
совершенствование содержания, методов и средств преподавания декоративной композиции в становления профессиональной направленности;
наличие мотивации к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета;
доминирование положительных эмоций и создание ситуации успеха в процессе декоративно-композиционной деятельности.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:
Проанализировать литературу по проблеме исследования для уточнения сущности процесса развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета.
Отобрать содержательные компоненты и выявить структуру декоративно-композиционной деятельности как средства развития интереса у студентов художественно-графического факультета.
3. Уточнить критерии и показатели для определения уровней развития
интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов
художественно-графического факультета.
4. Экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета и разработать методические рекомендации по исследуемой проблеме.
Опытно-экспериментальная база и этапы работы. Исследование осуществлялось в течение 1998-2002 гг. Всего исследованием на констатирующем и обучающем этапах эксперимента было охвачено 250 студентов второго и третьего курсов художественно-графического факультета (ХГФ) и студенты факультета индивидуальной специализации (ФИС). Базой проведения эксперимента была кафедра декоративно-прикладного искусства на ХГФ Магнитогорского государственного университета; ФИС при Магнитогорском государственном университете. Исследование проводилось в три этапа.
На первом, поисково-теоретическом, этапе (1998-1999 гг.) изучалась психолого-педагогическая, философская, эстетическая, методическая и искусствоведческая литература, диссертационные работы по проблеме исследования. Проводился констатирующий эксперимент с целью выявления уровня интереса студентов ХГФ к декоративно-композиционной деятельности и его взаимосвязи с формами и методами работы преподавателей. Были выявлены противоречия, определены объект и предмет исследования, сформулирована рабочая гипотеза.
Методы исследования: изучение литературы, анализ и обобщение данных по проблеме; тестирование, педагогическое наблюдение, анкетирование.
На втором, экспериментально-аналитическом, этапе (1999-2001гг.) разрабатывалась методика реализации комплекса педагогических условий, способствующих развитию интереса студентов художественно-графического факультета к декоративно-композиционной деятельности; проводился
обучающий эксперимент, в ходе которого апробировались предлагаемые условия.
Методы исследования: теоретическое моделирование, прогностические (экспертная оценка и самооценка) и диагностические (анкетирование и опрос) методы, поисковый педагогический эксперимент, изучение и анализ продуктов деятельности студентов.
На третьем, обобщающем, этапе (2001-2003 гг.) обрабатывались, анализировались и систематизировались полученные данные, корректировалась формулировка условий, проводились контрольные срезы и оформление работы.
Методы исследования: изучение и анализ продуктов деятельности студентов, методы математической статистики, компьютерная обработка данных и построение графиков результатов формирующего эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в: выявлении и теоретическом обосновании комплекса педагогических условий, применение которого обеспечивает развитие интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета;
отборе содержательных компонентов и выявлении структуры декоративно-композиционной деятельности как средства развития интереса у студентов художественно-графического факультета.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении признаков понятия «интерес к декоративно-композиционной деятельности» студентов художественно-графического факультета, а также в уточнении содержания декоративно-композиционной деятельности ' будущих художников декоративно-прикладного искусства как средства развития интереса студентов художественно-графического факультета.
Практическая значимость исследования обусловлена реализацией комплекса педагогических условий и разработкой содержательно-
методического обеспечения процесса развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета. Ведущие положения, сформулированные нами в ходе исследования, позволяют уточнить механизм развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета, совершенствовать содержание, формы и методы обучения, способствующие эффективности данного процесса. Уточнены критерии развитости интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета и способы их определения.
Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется: опорой на современные достижения психологических и педагогических наук, искусствознания и культуры; репрезентативностью методов исследования; обработкой результатов эксперимента методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены: в опытно-экспериментальной работе автора; публикациях в печати (1997-2002 гг.), отчетах на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства Магнитогорского государственного университета; выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей МГПИ, МаГУ (1998-2002 гг.); межвузовских научно-практических конференциях в г.Магнитогорске (1998-2000 гг), региональных и международных научно-практических конференциях (Магнитогорск, 1998, 1999 гг.; Аркаим Челябинская обл., 2000г.; Чебоксары, 2002г.). По теме исследования опубликовано 7 работ. Основные выводы и результаты исследования используются в учебном процессе на художественно-графическом факультете и факультете индивидуальной специализации при Магнитогорском государственном университете в целях активизации художественно-творческой деятельности студентов.
Основные положения, выносимые на защиту: г ^
1. Декоративно-композиционная деятельность как средство развития
интереса у студентов художественно-графического факультета.
2. Комплекс педагогических условий развития интереса к декоративно-
композиционной деятельности у студентов художественно-графического
факультета и экспериментальная проверка эффективности.
3. Критерии и показатели уровней развития интереса к декоративно-
композиционной деятельности у студентов художественно-графического
факультета.
Объем и структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (263 наименования) и приложения.
Состояние проблемы развития интереса в психолого-педагогической литературе
В ходе исследования по рассматриваемой проблеме мы опирались на богатый опыт теории интереса, которую разрабатывали психологи Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн; педагоги В.Б.Бондаревский, Л.С.Выготский, И.Ф. Гербарт, Б.И. Додонов, П.Ф. Каптерев, А.К. Маркова, А.С. Макаренко, Н.Г. Морозова, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина; философы А.Н. Буров, Ф.Ю. Гогоберидзе, А.Я. Зись, М.С. Каган, Н.Н. Киященко, Н.Л. Лейзеров, М.Ф.Овсянников.
В своих монографиях большинство психологов, педагогов в той или иной степени касаются проблемы интереса в обучении. Тем не менее, теорию интереса еще нельзя назвать как окончательно сформировавшуюся, так как существует много спорных моментов. Например, исследователи расходятся в определении родоначальника научного подхода к решению проблемы интереса. Один из создателей теории интереса в педагогике П.Ф. Каптерев признает: «Собственно отцом учения о воспитании как деятельности, основывающейся на интересах, следует считать И.Ф. Гербарта (1776-1841)» (101, с.497). Современный исследователь проблемы интереса к учению В.Б. Бондаревский утверждает: «Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса можно по праву считать великого чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670)» (23, с. 13). Действительно, в работе И.Ф. Гербарта «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806г.) ясно и достаточно полно для того времени прослеживается систематизация вопроса интереса в обучении. Однако ее существование стало возможно лишь после публикации «Великой дидактики», где Я.А. Коменский выстраивает первоначальную логику суждений по затрагиваемому вопросу.
Примечательно, что наравне с разработкой проблемы цели воспитания вообще вторую часть книги «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» И.Ф. Гербарт посвящает проблеме многосторонности интереса. Исследователь настаивает на необходимости развития многостороннего интереса у учащихся и призывает опасаться его односторонности. Действительно, и сегодня в числе негативных моментов в развитии устойчивых интересов называется «однобокость» личности с развитым интересом в какой-либо области. Однако накопленный опыт в теории и практике развития интереса доказывает, что развитый интерес к одной отрасли знаний влечет за собой возникновение ряда других, смежных интересов, которые развиваясь затрагивают все более и более обширные слои знаний. И.Ф. Гербарт одним из первых увидел два типа интереса в учебной деятельности - опосредованный, который создается искусственной мотивацией, и неопосредованный, вызываемый самим предметом. Не умаляя роль обоих типов интереса, обратимся к убеждению А.Н. Леонтьева, который имел в виду опосредованный интерес, говоря о том, что: «сделать что-нибудь интересным - это значит создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели». Тем самым ученый признает большое значение профессионализма педагога в целях развития опосредованного интереса, являющегося более длительным и имеющим большой потенциал для всего процесса обучения.
П.Ф. Каптерев справедливо утверждает, что учение И.Ф. Гербарта есть только постановка вопроса интереса, «легкий, неразработанный набросок, заслуживающий полного внимания, исторически очень важный как первый, но тем не менее только набросок», критикует его за узкое понимание интереса как только личностного качества человека. Изучив наследие И.Ф. Гербарта, автор развивает дальше теорию интереса, еще не выделяя взаимосвязи между потребностью и интересом. Термин «интерес» он относит не только к душевному состоянию человека, но и к предмету, которым интересуются.
В 1984 году авторский коллектив во главе с Г.И. Щукиной в учебном пособии «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении» раскрывает целый ряд вопросов теории интереса. В нем В.Н. Липник предлагает свой взгляд на развитие теории интереса в истории педагогической мысли и практике школы в России. Первые попытки психологического обоснования интереса к учению на российской земле В.Н. Липник прослеживает во взглядах Н.И. Новикова (1814). Недостаточная объективность позиции, на наш взгляд, существует вследствие узости географии и политической ситуации на момент исследования. Тем не менее ценен подход автора, который одним из первых пытается разобраться в истоках формирования теории интереса среди российских ученых и педагогов.
В контексте своей педагогической теории проблему интереса обстоятельно рассмотрел К.Д. Ушинский. Крупный ученый рассматривал интерес в целостном процессе нравственного становления личности, связывая его с потребностями личности в деятельности, «которая вызывает неосознанные стремления, опосредуемые чувствами и представлениями» (232, с. 176). Примечательно, что интерес у К.Д. Ушинского связан с вниманием ребенка (как свидетельство интереса), «которое особенно возбуждается тогда, когда предмет представляет новость, но новость интересную, изменяющую что-либо в следах, уже в нем укоренившихся» (232, с.306). Видный педагог описывает гармоничное сочетание произвольного и непроизвольного внимания в учении. Внимание, как наблюдаемая характеристика, выступает для нас важным показателем наличия интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов на занятиях. Выяснение сущности произвольного и непроизвольного внимания помогает глубже и эффективнее решать проблему развития интереса. Мы связываем проявление произвольного внимания с наличием неопосредованного интереса, а непроизвольного - с опосредованным интересом за счет волевых и нравственных чувств.Внутренний мир ребенка актуализирует великий русский писатель и педагог Л.Н. Толстой, справедливо считая, что интерес маленького человека может раскрыться лишь «в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей» (250, с.32). Большое значение в развитии интереса личности учителя, его методического мастерства придавал также А.С. Макаренко. Выдающийся педагог совместно с СТ. Шацким в 30-х годах XX века обобщил опыт по организации деятельности учащихся. Для удовлетворения и подкрепления разнообразных интересов разрабатывались чаще всего комплексные темы.
Этапы экспериментальной работы и критерии интереса к декоративно- композиционной деятельности
Основной целью опытно-экспериментальной работы является проверка гипотезы исследования, в которой выдвигается предположение, что развитие интереса к декоративно-композиционной деятельности студентов художественно-графического факультета происходит наиболее эффективно в том случае, если процесс преподавания декоративной композиции как одного из ведущих курсов в профессиональной подготовке будущего художника декоративно-прикладного искусства будет реализован через комплекс педагогических условий:
- проведение специальной диагностики и прогнозирование интереса к декоративно-композиционной деятельности студентов художественно-графического факультета; - совершенствование содержания, методов и средств преподавания декоративной композиции с учетом специфики декоративно-композиционной деятельности как средства развития интереса;
- наличие мотивации к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета;
- доминирование положительных эмоций и создание «ситуации успеха» в
процессе декоративно-композиционной деятельности.
Названная гипотеза сформировывалась и проверялась в ходе опытно-экспериментальной работы, в которой выделим констатирующий, формирующий и обобщающий этапы. Экспериментальная работа по выбранной теме исследования проводилась с 1998 по 2002 год в Магнитогорском государственном университете со студентами, обучающимися по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в рамках изучения курсов «Декоративная композиция», «Декоративное рисование», «Художественная роспись ткани» и преподавателями кафедры декоративно-прикладного искусства. Эксперимент проводился в естественных условиях учебного процесса.
Цель организации декоративно-композиционной деятельностизаключалась для нас в развитии интереса к ней и в целом к декоративно-прикладному искусству. Для этого в качестве основных задач определены: тщательная подготовка теоретической и технической сторон организации деятельности. Теоретическая часть задач освещает вопросы психолого-педагогического обоснования декоративно-композиционной деятельности, анализа существующей теории и практики развития интереса в педагогическом процессе, а также планирования деятельности, определения ее формы и содержания. Практическая часть задач относится непосредственно к процессам организации, стимулирования, материально-технического оснащения и обработки результатов. Раскроем подробнее содержание каждого этапа эксперимента. Первый, констатирующий, этап эксперимента осуществлялся в течение 1998-1999 годов, главной задачей которого ставилось определение объекта и предмета исследования и проверка состояния объекта, то есть определение начального уровня интереса студентов к предметам художественно-эстетического цикла и характера интереса к декоративно-композиционной деятельности, а также поиск условий улучшения такого состояния.
На этом этапе в качестве методов исследования нами применены сравнительно-исторический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение педагогического опыта, анкетирование, раздача экспериментальных заданий, проведение интервью и наблюдений. Анализ большого количества методик, направленных на изучение характера интереса, позволил выбрать наиболее адекватные возрастным и индивидуальным особенностям студентов первых-пятых курсов художественно-графического факультета. Использованные способы диагностики отличаются не только по содержанию, но и по трудоемкости, и в дальнейшем применялись на различных этапах развития интереса.
Второй, формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился с 1999 по 2001 год. На этом этапе осуществлялись пробный (проверочный), основной (преобразующий) и отсроченный (контролирующий) эксперименты.
В качестве методов исследования на этом этапе мы использовали: опрос студентов и преподавателей, анализ учебных и творческих работ студентов, наблюдения, беседы, тестирование и анкетирование, статистическую обработку результатов.
Методика реализации комплекса педагогических условий развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета
Целью данного параграфа является раскрытие процессуальной стороны реализации педагогических условий развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета. Методика в нашем случае выступает как механизм реализации условий предлагаемых в гипотезе исследования, которая осуществлялась нами в три этапа.
На первом, констатирующем этапе ставилась цель и задачи процесса; корректировалось методическое обеспечение рабочих программ по декоративной композиции.
Первое направление проведения констатирующего эксперимента связано с изучением вопроса о характере интересов студентов ХГФ и их понимании сути самого понятия «интерес». Так, на первоначальном этапе были применены сравнительно простые методики: опросник «Отношение к предметам» (прил. 5). Результаты близких диагностических методик подтвердили, что среди студентов первых-пятых курсов не все альтруистические интересы находят воплощение в учебной деятельности. Так, например, 5 % хотели бы удовлетворить интерес в области дизайна; 8 %- в области театра; 11 % - в компьютерной графике. Кроме того, выявлено, что художественно-эстетической деятельностью с высоким, устойчивым уровнем интереса занимаются лишь 15 % студентов, со средним - 65 %, низким - 20 %. Этим и объясняется сложившаяся ситуация, когда очень малое количество выпускников художественно-графического факультета работают по специальности, разуверившись в собственных силах и потеряв интерес искать себя и самовыражаться в любимом занятии.
Еще одно тестирование на характер знаний о понятии интереса и его роли в процессе обучения среди студентов очного и заочного отделения художественно-графического факультета показало, что их знания в этой области полны неточностей либо совсем неверны (прил. 3). Роль интереса признает большее количество учащихся. Однако студенты высказывают различные трактовки этого понятия:
- удовлетворение своей внутренней потребности узнавать, играть, импровизировать;
- увлечение, стремление к совершенствованию знаний, умений;
- занятие любимым делом;
- постоянное желание заниматься одной деятельностью и др.
Анализ и группировка ответов позволили сделать вывод о том, что
студенты под понятием интереса редко понимают его ситуативный уровень («отвлечение от проблем», «любопытство, стремление»). Как правило, ответы подразумевают не только познавательный («полнейшее, детальное знание того, к чему интерес», «стремление к пониманию, стремление узнать как можно больше»), но часто и профессиональный интерес («постоянное увлечение», «то, что захватывает человека на всю жизнь, и он собирает информацию об этом всегда и везде», «тяга к тому, чем ты хочешь заниматься в жизни», занятие любимым делом»). В связи с этим можно констатировать фиксацию определенного уровня осознанности интереса студентов в начале обучения на художественно-графическом факультете.
Среди студенчества была выявлена также актуальность рассматриваемой нами группы профессиональных интересов студентов ХГФ и, в частности, входящего в ее состав интереса к декоративно-прикладному искусству. Рост привлекательности ДЛИ отмечается как в обществе в целом в форме ежегодно увеличивающегося количества абитуриентов, желающих поступить на новую специальность, так и, в частности, у студентов ХГФ. Об этом свидетельствуют данные диагностикиинтереса на старших курсах, подтверждающие процесс развития интереса к декоративно-прикладному искусству, имеющий произвольный характер, то есть неосознанный, разнонаправленный и прослеживающийся не у всех студентов.
Американский ученый К.Э. Изард под процессуальной и продукционной группами критериев понимает причины и следствия интереса. Каждую из групп автор, в свою очередь, подразделяет по проявлениям в чувствах, мыслях, действиях и отношениях. Перечень причин и следствий интереса автор приводит в форме теста (прил. 9), который мы использовали в ходе проведения эксперимента. В данном тесте не приводятся показатели интереса как таковые. Тест помогает студенту проанализировать собственный интерес к декоративно-композиционной деятельности, ответом на два вопроса: «Каково основание моего интереса к ДКД?» и «В какой мере меня удовлетворяет ДКД?». Из ответов студенты выясняют характер противоречия между двумя важными вопросами самоопределения: «хочу» и «есть». После чего в силах компетентного и заинтересованного преподавателя помочь правильно мотивировать каждому студенту свою деятельность на занятии по декоративной композиции и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы.