Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-педагогические основы поликультурного образования 15
1.1. Поликультурное образование в многонациональном обществе 15
1.2. Сущность и содержание поликультурного образования 47
1.3. Система поликультурного образования как основа возрождения и развития национального самопознания учащихся 78
1.4. Целостный педагогический процесс - основа реализации поликультурного образования 91
Выводы по первой главе 104
ГЛАВА II. Организационно-педагогические условия реализации поликультурного образования учащихся учреждений начального профессионального образования 107
2.1. Основные принципы поликультурного образования учащихся учреждений НПО 107
2.2. Модель поликультурного образования учащихся учреждения начального профессионального образования 127
2.3. Изучение влияния поликультурного образования на повышение профессионального развития учащихся учреждения начального профессионального образования 150
Выводы по второй главе 177
Заключение 179
Список литературы
- Сущность и содержание поликультурного образования
- Целостный педагогический процесс - основа реализации поликультурного образования
- Модель поликультурного образования учащихся учреждения начального профессионального образования
- Изучение влияния поликультурного образования на повышение профессионального развития учащихся учреждения начального профессионального образования
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. В последние десятилетия проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях растущей интернационализации мира, многонациональности и поликультурности окружающей человека среды находится в центре внимания международных правительственных организаций, общественных и педагогических движений. Организации ООН и ЮНЕСКО в своих основополагающих документах рассматривают воспитание детей и молодежи в духе толерантности, ненасилия, мира и уважения к другим народам как ведущую задачу современного образования.
Эту задачу выполняет поликультурное образование, которое оформилось в отдельную область педагогической теории и практики в последней четверти XX века. Оно возникло на фоне резко обострившихся глобальных социальных, экономических, этических и духовно-нравственных проблем, среди которых экономическое и социальное неравенство, конфликты на национальной и религиозной почве, распад гуманистической системы духовно-нравственных ценностей, идеалов и др.
Социально-политической детерминантой развития поликультурного образования является интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составляющей развития современного мира, а также стремление России и других стран интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом собственное национальное своеобразие.
В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность в 90-е годы XX века после распада СССР. В это время в условиях социально-экономических и политических реформ возникла новая образовательная ситуация, в которой появились следующие черты:
введение национально-регионального компонента в базовый учебный план общеобразовательной школы;
возрастание роли обучения на родном языке;
актуализация идей традиционной народной педагогики;
повышение влияния религии на педагогический процесс в учебном заведении и др.
Таким образом, поликультурное образование стало, с одной стороны, способствовать этнической идентификации и формированию национального самосознания учащихся, а с другой стороны – формированию у них умений и навыков межнационального общения; осуществлять их социализацию и социокультурную адаптацию к условиям жизни в поликультурном и полиэтническом современном российском обществе.
Важным фактором развития поликультурного образования является существенное повышение внимания нашего государства к сохранению и развитию культурного наследия различных народов России, открытость многонациональной российской культуры по отношению к другим странам, народам и культурам.
Во многих российских школах и учреждениях начального профессионального образования проблемам национальной культуры в целом и в частности уделяется мало внимания. Полное отсутствие необходимых знаний и убеждений нередко порождает у учащихся негативное отношение к представителям других национальностей, вызывает напряженность в общении детей, культурный нигилизм и другие негативные явления.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена прежде всего следующими факторами:
обострением проблем межнационального общения учащихся в поликультурном и полиэтническом пространстве современной России;
необходимостью признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания достойных условий для их изучения и развития;
потребностью в восстановлении традиционной отечественной ценностно-нормативной системы общественной жизни;
ростом национального самосознания народов России и возникшим интересам к своим культурно-историческим и национально-культурным традициям;
недостаточным уровнем реализации в учреждениях начального профессионального образования задач приобщения учащихся к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.
Поликультурное, в том числе этнокультурное образование, обладает большим воспитательным потенциалом. Оно может развивать у учащихся такие качества, как патриотизм, толерантность, интерес к культурам народов своей страны и других стран мира, культура межнационального общения и др. Такое образование способно также активизировать творческий потенциал личности, создать педагогические условия для участия учащихся в различных формах деятельности по изучению, сохранению и творческому развитию традиций различных этнических культур.
В современной литературе ведутся научно-теоретические и опытно-практические исследования становления и развития национального образования. В работах Е.П. Белозерцева, А.Л. Бугаевой, Г.Н. Волкова, И.Ф. Гончарова, Е.П. Жиркова, Л.Н. Мукаевой, А.Я. Найн, В.Д. Шадрикова, В.К. Шаповалова, А.И. Шорова и др. обосновывается необходимость этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, ориентации на развитие, саморазвитие и социализацию личности как части этноса и гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях. Важное значение для развития национального образования имеет совместный проект ЮНЕСКО и Министерства образования и науки Российской Федерации «Развитие национальной школы», которая включает в себя такие программы, как «Образование как фактор обеспечения стабильности общества путем воспитания детей в духе ненасилия, согласия и мира» и другие.
Таким образом, анализ названных источников позволяет сделать выводы о том, что, с одной стороны, в науке имеются существенные предпосылки для исследования общих теоретико-методических проблем формирования личности учащегося в поликультурной среде, а с другой – существует разрозненность теоретических идей, связанных с сущностью, содержанием и структурой поликультурного образовательного пространства, с обоснованием содержания, личностно-ориентированных технологий и организационно-педагогических условий продуктивного взаимодействия учащихся с межэтнической средой.
Вышеизложенное стало основанием для выявления следующих противоречий:
между достаточно высоким уровнем разработанности общей теории гуманистического воспитания, современных концепций личностно ориенти-рованного образования и недостаточной разработанностью теории поли-культурного образования, обеспечивающей формирование личности учащегося в этнически разнообразном окружении;
между потребностью в индивидуально-личностной поддержке, адаптации учащегося к условиям поликультурного образования и разобщенностью знаний в сфере межкультурного диалога, обеспечивающего толерантное принятие личностью целостной общечеловеческой культуры и ее этнического содержания.
между потребностью подготовки квалифицированного специалиста, имеющего навыки работы в поликультурной трудовой среде, и неразра-ботанностью системы поликультурного образования учащихся учреждений начального профессионального образования.
Необходимость разрешения выше означенных противоречий определила тему настоящего исследования: «Педагогические условия поликультурного образования учащихся учреждений начального профессионального образо-вания».
Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальная проверка совокупности педагогических условий поликультурного образования и его влияние на профессиональное развитие учащихся учреждений начального профессио-нального образования.
Объект исследования: система поликультурного образования учащихся учреждений начального профессионального образования.
Предмет исследования: влияние совокупности педагогических условий поликультурного образования на процесс учебно-производственной практики учреждений начального профессионального образования и его влияние на повышение профессионального развития учащихся.
Гипотезой исследования послужило следующее предположение: поли-культурное образование будет способствовать повышению профессионального развития учащихся профессионально-технических училищ, их дальнейшей адаптации в условиях поликультурной трудовой среды, развитию ключевых компетенций, профессиональной мобильности, если:
используется системный подход к построению цели, задач, структуры, содержания и форм организации поликультурного образования на базе учреждения начального профессионального образования;
реализованы организационно-педагогические условия формирования толерантности личности учащегося на основе инновационных личностно-ориентированных технологий межкультурного взаимодействия учащихся в поли-этнической среде;
отработана и реализуется модель социально-педагогического сотрудни-чества образовательного учреждения с социумом;
обеспечена целенаправленная работа по подготовке и повышению квалификации кадров, работающих с учащимися в поликультурной среде.
В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвигаемой гипотезой исследования сформулированы его задачи:
раскрыть сущность и содержание поликультурного образования и его потенциал для профессионального развития учащихся учреждений начального профессионального образования;
разработать и внедрить в учебный процесс организационно-педагогические условия поликультурного образования на базе учреждения начального профессио-нального образования;
раскрыть поликультурное содержание учебных программ гуманитарных и специальных дисциплин стандарта начального профессионального образования, а также факультативных курсов и дополнительного образования;
определить содержание и технологии подготовки педагога к организации и осуществлению образовательного процесса в полиэтнической профессиональной школе.
Методологической основой исследования являются: философское обоснование поликультурного состояния современной социокультурной среды как фактора обеспечения коммуникации различных культур; теория личностно-деятельностного подхода; концепции развития и повышения уровня профессионального развития учащегося; учение об этнической культуре и ее развивающих и воспитывающих возможностях, а также философские и психолого-педагогические положения о природной, социальной и культурно-исторической обусловленности развития личности и активной роли самоопределяющейся личности.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные положения о единстве личности и деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин); о формировании личности в контексте национальной культуры (Г.И.Батурина, Е.Б.Бондаревская, В.М.Григорьев, А.Э.Измайлов, Т.Ф.Кряклина, А.А.Шадрин); теории ценностей, разработанных в философских исследованиях (Б.С.Батищев, В.А.Дмитриенко, М.С.Каган, Г.И.Петрова, Л.И.Титаренко, Е.Г.Юдин); концепции личностно-ориентированного обучения (Л.Ф.Алексеева, Д.А.Белугин, И.С.Якиманская); исследования сравнительной педагогики, способствовавшие определению инновационных подходов к разработке теории формирования личности в поликультурной среде (В.П.Борисенков, Б.Л.Вульфсон, Л.Н.Гончаров, З.А.Малькова, Н.Д.Никандров. К.И.Салимова и др.); теоретико-методические основы этнопедагогической подготовки учителя ( Г.Н. Волков, А.Г. Гмырин, И.Ф. Гончаров, А.П. Орлова, М.Г. Харитонов и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования применялись методы, адекватные предмету исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; междисциплинарное изучение исследуемой проблемы в философии, этике, культурологии, этнологии, этнографии, социологии, правоведении; изучение педагогического опыта; моделирование, лонгитюдное наблюдение; тестирование; формирующий эксперимент; праксиметрические методы (сочинение, анкети-рование, анализ результатов учебной деятельности); диагностические методы (анкетирование, опросы, беседы, интервьюирование, тестирование, обобщение независимых характеристик, самооценка, экспертные оценки; моделирование); математическая обработка экспериментальных данных.
Исследование проводилось в 3 этапа:
I этап (2000 – 2003 гг.) – проблемно-поисковый – связан с изучением, основ народного воспитания в мировой историко-педагогической мысли, выявлением тенденций развития поликультурного образования в отечественном и зарубежном опыте, анализом состояния проблемы в философии, культурологии, социологии, педагогике, психологии. Было определено проблемное поле исследования, его категориальный аппарат, что позволило определить теоретические и прогно-стические ориентиры формирования личности учащегося начального профессионального образования в поликультурном образовательном пространстве.
II этап (2003 – 2005 гг.) – теоретико-методологический – связан с разработкой теоретических аспектов поликультурного образования и поликультурной среды. На данном этапе было осуществлено методологическое обоснование сущности и содержательных характеристик работы с учащимися, обеспечивающей реализацию личностно-ориентированных технологий взаимо-действия личности с межэтнической средой; проведен констатирующий эксперимент. Проводилось частичное пилотажное введение авторских идей в педагогическую деятельность и содержание инновационной работы в учреждении начального профессионального образования.
III этап (2006 – 2009 гг.) – теоретико-практический – включает в себя проведение формирующего эксперимента по организации поликультурного образования на базе учреждения начального профессионального образования и выявление его эффективности для повышения профессионального развития учащихся. Выявлены методы и формы работы по организации поликультурной образовательной среды в профессионально-техническом училище. Разработаны методические рекомендации, проведен анализ, обобщение и оформление результатов исследования и текста диссертации.
База исследования: Исследование осуществлялось на базе профессионально-технического училища № 32 г. Северска Томской области, политехнического лицея № 20 г. Томска, Технико-экономического лицея №11, училищ № 12 и №27.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
раскрыто влияние поликультурного образования как важнейшей сферы педагогической теории и практики, направленной на приобщение учащихся к многообразному национально-культурному наследию человечества: среды форми-рования социально-толерантной личности учащихся;
разработана и реализована образовательная программа «Этнопедагогика образования»;
определена совокупность педагогических условий поликультурного образования учащихся учреждения начального профессионального образования и доказана эффективность для повышения профессионального развития обучающихся: отбор содержания поликультурного образования на основе возможностей базовых и дополнительных гуманитарных и специальных дисциплин; дополнение и развитие поликультурного содержания базовых дисциплин в условиях дифференцированного, углубленного и ориентированного на творческую самореализацию личности педагогического процесса в различных формах урочной и внеурочной деятельности; участие учащихся в овладении народными промыслами как часть профессионального обучения и др.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
обобщены теоретические и эмпирические исследования в области поли- культурного образования и его роль в воспитании личностных качеств в профессиональном развитии учащихся;
расширены представления о роли этнических традиций в понимании культуры другого народа в структуре поликультурного образования обучающихся профессионально-технических училищ;
установлена и доказана взаимосвязь между повышением профессионального развития учащихся учреждений начального профессио-нального образования и формированием у них поликультурных компетенций, необходимых для успешного функционирования в современной трудовой среде.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
внедрены педагогические условия поликультурного образования, обеспе-чивающие повышение профессионального развития учащихся учреждения начального профессионального образования;
разработаны методические рекомендации по организации поликультурной образовательной среды на базе учреждения начального профессионального образования, которые могут быть использованы в практике работы учреждений начального профессионального образования, в процессе повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения;
разработаны и внедрены в учебный процесс интегративные курсы этнокультурного содержания, которые способствуют формированию поликуль-турной компетенции учащихся;
разработана и реализована система дополнительного образования с поликультурной направленностью на базе ПУ-32.
Достоверность результатов исследования обеспечена соответствием методологии поставленной проблеме; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов исследования, адекватных его предмету; репрезентативностью объема выборки и экспериментальных данных; целенаправленным анализом реальной педагогической практики; подтверждением положений гипотезы результатами исследования; внедрение полученных результатов в практику деятельности учреждений научно профессионального образования.
На защиту выносятся следующие положения:
Поликультурное образование представляет собой целенаправленный педагогический процесс приобщения личности к культурному наследию и современным достижениям культуры разных народов.
Потенциал поликультурного образования для повышения профессионального развития учащихся учреждений начального профессио-нального образования заключается в его направленности на решение актуальных задач формирования и развития толерантности, патриотизма, нравственных ценностей, культуры межнационального общения и других важнейших качеств личности в современном многонациональном мире труда.
Реализация совокупности педагогических условий поликультурного образования учащихся учреждения начального профессионального образования, способствует их профессиональному развитию, адаптации в мире труда, что проявляется в овладении народными промыслами; формированию поликультурной и иных ключевых компетенций; обучению на основе реальных культур; реабилитации и поддержке учащихся и их семей в иноязычной поликультурной среде; формированию толерантности личности учащихся в процессе обучения и др.
Подготовка педагогов к работе в полиэтнической образовательной среде предполагает комплексный и интегрированный подход к личности учащегося, его адаптации и реабилитации в новых социокультурных условиях; анализ социально-педагогической деятельности как многоуровневой и многофункциональной системы, выступающей компонентом теории педагогики и элементом региональной и государственной социальной политики в реализации прав и интересов учащихся, системообразующим фактором обеспечения социально-педагогической поддержки, средством повышения культуры учащихся в условиях поликультурного социума.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования нашли отражение в 16 статьях, двух учебных пособиях, опубликованных соискателем, они обсуждались и были одобрены на заседаниях лаборатории сравнительного анализа образовательных систем и международных программ Института развития образовательных систем в 2000-2009 гг.
Основные положения исследования докладывались на международных, российских и региональных научно-практических конференциях (гг. Барнаул, Москва, Новосибирск, Томск). Материалы исследования внедрены в учебный процесс профессионально-технического училища № 32 г. Северска, Томского государственного педагогического университета, Томского педагогического колледжа, используются в профессионально-технических учреждениях и образовательных комплексах городов Абакан (Красноярский край), Барнаул, Новосибирск, Юрга, Новокузнецк.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Сущность и содержание поликультурного образования
В современных условиях многонационального государства социальная стабильность общества зависит от того, насколько приоритетной является педагогика многокультурности и толерантности. Формирование национального самосознания в соответствии с ценностными ориентациями должно основываться на изучении исторической истины и роли других, совместно проживающих и сопредельных народов как спутников исторического пути коренных народов. Реализация такого подхода должна опираться на педагогический принцип сочетания и последовательности изучения культур и содержании образования.
Известно, что общество и составляющие его люди многообразны в своих культурных, этнопсихологических проявлениях. Хотя человечество едино, но оно многообразно, и поэтому не может быть единой культуры, как на региональном, так и на местном уровнях. Опыт развития государства показывает, что наиболее жизнеспособными оказываются те страны, в которых существует этнокультурное многообразие и осуществляется плюрализм различных культур.
Глобальная задача педагогической науки на современном этапе развития мирового сообщества состоит как раз в том, чтобы оказать содействие обществу и конкретному человеку в утверждении гуманистической культуры человеческих взаимоотношений в формировании граждан с высокой ответственностью, особенно в таком многонациональном обществе, как Россия. Таким образом, миссия современного образования и педагогической науки — это воспитание ответственного гражданина на принципах гуманизма и демократии, толерантности, на идеалах свободы, равноправия человека и самоактуализации личности.
Человеческая цивилизация на современном этапе вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества. Интеграционные процессы способствуют тому, что социальная среда подчас кардинально модифицируется уже при жизни одного поколения. Обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как рост миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнических смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического общения. Это означает, что идет сложный процесс взаимной адаптации людей, корреляции собственного поведения личности в соответствии с традициями и привычками инонационального окружения [3]. Взаимоизменение характера взаимоотношений между народами обусловливает и преобразование социальной среды.
Современное человечество составляет около 3000 этнических сообществ. Обеспечение сожительства различных этносов в рамках единого социума и стабильность общественного развития в нем представляют серьезную проблему для каждого полиэтнического государства, а таковые в мире составляют подавляющие большинство: из более 200 государств, существующих сегодня, лишь 20 считаются этнически гомогенными (этнические меньшинства составляют в них менее 5% населения). Поэтому на сегодняшний день единственно разумной идеологией и политикой современных государств, которые все больше становятся полиэтническими, является соблюдение принципа толерантности, что означает позитивное отношение к присутствию в социуме всевозможных этнических сообществ, и добровольная адаптация социальных и политических институтов к потребностям и интересам разных социокультурных групп. В связи с этим многие правовые акты и законодательные положения, появившиеся в последнее время (например, документы Европейской комиссии «Защита этнических групп в Европе», принятая ООН Декларация прав лиц, ;. . принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым
Очевидно, что-целостность и будущность России связаны с ее полиэтничностью. В России проживают представители 147 национальностей, которые относятся к различным этнолингвистическим семьям и группам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, сложную и особую историю; Все это обусловливает вовлечение представителей разных национальностей в непрерывное взаимодействие и непосредственный обмен информацией между ними.
В настоящее время стоит вопрос о сохранении целостности Российского государства, нахождении стержня, объединяющего всех россиян. Русский философ Б-Федотов еще в 1929 г. писал: «Россия не Русь, но союз народов, объединяющихся вокруг Руси. И народы эти не безгласны, но стремятся за глушить друг друга гулом нестройных голосов. Для многих из нас это все еще непривычно, мыс этим не можем примириться. Если не примиримся - то есть с многоголрсностью, а не с нестройностью, то и останемся в одной Великороссий, то есть Россия существовать не будет» [22]. Проблема состоит в поддержании этого многоголосия, чтобы в итоге вышла мощная симфония, не какофония нестройно звучащих голосов. В стратегической перспективе оптимальным. : .представляется путь создания дружественной среды межэтнического4-общения без изменения полиэтничности социума [9].
Целостный педагогический процесс - основа реализации поликультурного образования
Т.Г. Стефаненко указывает на то, что в полиэтнической среде наиболее благоприятна для человека биэтническая идентичность, так как она позволяет органично сочетать разные ракурсы восприятия мира, овладевать богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.
Полиэтническую среду не следует рассматривать как плавильный котел, так как человек не только в большинстве случаев неизменно сохраняет приверженность к своей базовой этнической культуре, но и может соединять в себе принадлежность к нескольким культурам. Культурные изменения, являющиеся следствием полиэтничности, ведут только к универсализации, но никак к однообразию.
Межэтнические взаимодействия следует рассматривать как совокупность разнообразных, то есть конструктивных и деструктивных форм отношений между этническими группами и их представителями. В результате многочисленных научных исследований установлено, что адаптация к новым социальным реалиям, вхождение в новую культуру могут сопровождаться негативными явлениями: ностальгией и депрессией; общей тревожностью, раздражительностью; недостатком уверенности в себе; дискомфортом и стрессами; путаницей в ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности; потерей друзей и статуса; отверженностью и т.д.
Все вышеперечисленное может привести к невротическим и психосоматическим расстройствам, отклоняющемуся и преступному поведению.
Помимо этого, для людей, пребывающих в полиэтнической среде, свойственна большая интернациональная активность, у них больше друзей -других национальностей, возрастает интерес к международным акциям, развиваются общительность и доброжелательность по отношению к окружающим независимо от их национальной принадлежности [3].
Все это в совокупности может обеспечить условия для личностного развития индивида. Члены полиэтнических обществ должны понимать и знать, что разнообразие культур как отражение многообразия путей человеческого развития уже ценно само по себе, так как это обогащает существование человечества, предоставляет ему вариативность жизни и деятельности-(многообразие внешности, средств и форм общения, способа ведения хозяйства, удовлетворения творческих потребностей, государственного устройства и т.д.). Кроме того, в нем заключен позитивный потенциал - повышенная способность общества к адаптации; наличие здоровой конкуренции, необходимой для динамично развивающегося общества; широкие возможности для выбора разнообразных путей в жизни.
На продолжительность адаптации к новой культурной среде и степень выраженности культурного шока влияют многие факторы, среди них: демографические и личностные характеристики людей; обстоятельства жизненного опыта человека; степень сходства и различия культур; особенности историко-социального развития народов, включенных в контакт; специфика формы государственного устройства и типа национальной политики; уровень просвещения и образования и др.
Особый интерес представляют та составляющая межэтнического взаимодействия и тот фактор, влияющий на нее, которые позволят стать взаимодействию эффективным. При этом эффективное межэтническое взаимодействие способствует этнокультурной адаптации человека, которая предполагает «достижение социальной и психологической интеграции с еще одной культурой без потери богатств собственной» (ТТ. Стефаненко).
Одним из феноменов, проявляющихся во взаимодействии, является взагшопонимание, которое, на наш взгляд, является ключевым в эффективности данного процесса. В Толковом словаре русского языка «взаимопонимание» трактуется как «взаимное понимание и согласие», «понимание» - «способность осмысливать, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь».
Межэтническое взаимопонимание — это состояние и результат совместимости и взаимного познания образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения, позволяющие достичь согласования норм-требований и ожиданий участников межэтнического взаимодействия. Межэтническое взаимопонимание позволяет добиться такой совместимости, когда между представителями разных этносов нет авторитарного преобладания, напряженности и недоверия в ходе достижения целей деятельности. Межэтническое взаимопонимание как элемент межэтнического взаимодействия проявляется на межгрупповом и межличностном уровнях. При этом взаимопонимание между этническими общностями и их представителями может осуществляться как на основе необходимости контакта для достижения целей, так и на основе культурной близости, комплиментарности. Различаются механизмы (уровни) понимания понимание в силу таких индивидуальных особенностей человека, как умение стать на место другого (идентификация) и сочувственное отношение к нему (эмпатия), и понимание в силу постижения истины, приобретения объективного знания и составления правильного понятия.
Без взаимопонимания между этнофорами невозможно эффективное взаимодействие. Следовательно, важно знать причины непонимания людьми друг друга. Одной из причин выступают межкультурные вариации систем коммуникации, то есть обмена информацией между этнофорами. Даже если два человека общаются, это не всегда означает, что они понимают друг друга. Понимание появляется тогда, когда они одинаково истолковывают символы, применяемые в процессе общения, будь то вербальная или невербальная коммуникация [1].
Модель поликультурного образования учащихся учреждения начального профессионального образования
Материальный или пространственно-предметный компонент полиэтнической образовательной среды - это, прежде всего здание, оборудование, пособия, участок образовательного учреждения и т.д. Специфика данного компонента состоит в том, что он направлен на удовлетворение и развитие познавательных потребностей субъектов, и развитие их творческого потенциала в области интересов, связанных с этнокультурами. Содержательно пространственно-предметный компонент полиэтнической образовательной среды предусматривает: создание краеведческих и этнографических музеев, выставок и «уголков» по этнопедагогике; в функционирование кружков, клубов, секций, в основе деятельности которых лежит этнический аспект (например, секция по национальным видам спорта или кружок по народным ремеслам и декоративно-прикладным видам искусства); наличие в библиотеках достаточного информационно-познавательного материала этнокультурной направленности (например, национальная художественная литература; разнообразный этнографический материал; медиатеки, позволяющие «посетить» всемирные выставки, галереи, театры различных народов и стран, познакомиться с их культурой и т.д.); в насыщение среды символическими артефактами этнокультурной направленности (например, украшение рекреаций декоративной росписью, атрибутами народных праздников или произведениями искусств, отражающих своеобразие и колорит культуры народов; выпуск школьных газет, посвященных историческим событиям или культуре той или иной этнической общности, и др.); дизайн помещений и участков образовательных учреждений в различном этническом стиле и др.
Важно также наладить тесные связи с учреждениями культуры и искусства (музеями, выставочными залами, театрами, библиотеками, филармониями и др.), с общественными организациями (диаспорами, культурными центрами), с профессиональными и любительскими коллективами (хорами, ансамблями), принимать участие в разнообразных акциях и мероприятиях, способствующих консолидации общества, воспитанию личности в духе мира и взаимопомощи.
Методологическим инструментом построения полиэтнической образовательной среды выступают концепции диалога культур и культурного плюрализма.
Диалог означает множество смыслов или разные смыслы, множество значений. По мнению М.М. Бахтина, диалог предполагает уникальность каждого партнера и принципиальное равенство друг с другом; различие и оригинальность точек зрения, ориентацию на понимание и на активную интерпретацию точки зрения партнера; взаимное дополнение позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога [4]. Диалогичность рождается в поиске нового без разрушения старого, в сопряжении с иным, в стремлении к взаимопониманию и признанию за обеими культурами относительной истинности. Диалогичность позволяет принять чужие аргументы, чужой опыт, всегда ищет баланса, компромисса. Итак, целью участников диалога является достижение.
Этническая толерантность предполагает наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной. Как отмечает Н.М. Лебедева, опираясь на положения концепции Дж. Берри, М. Плизента и свои собственные исследования психологической природы этнической толерантности, позитивная этническая идентичность является основной этнической толерантности [23]. Рассмотрение в рамках исследования проблемы этнической идентичности и этнического самосознания приобретает особую важность.
Вопросы этнического самосознания рассматривались отечественными и зарубежными писателями и философами начиная с XVIII века. К проблеме этнического самосознания обращался русский историк Н.М. Карамзин. Гегель отмечал, что сущность «самосознания народов» состоит в том, чтобы «созерцать себя в других народах». Он считал, что самосознание народа — важнейшее качество в характеристике национальной общности, каждый народ осознает себя таким, каким его видят и воспринимают другие народы.
Л.Н. Гумилев выделил в качестве ведущего признака этнической общности этническое самосознание, характеристика которого основана на своеобразном стереотипе поведения, содержащем тезис-противопоставление «свои» и «чужие» («мы такие-то, а все прочие — другие») [12].
Одна из формулировок категории «этнос», предложенная русским этнографом СМ. Широкогоровым в начале XX столетия, содержит в себе группу «наиболее существенных» признаков, среди которых «общее коллективное сознание», иначе - осознание представителями того или иного народа факта их этнического единства. Данный признак к концу 1940-х годов в отечественной научной литературе выделился в самостоятельный и получил формулировку — «этническое самосознание» [13].
Изучение влияния поликультурного образования на повышение профессионального развития учащихся учреждения начального профессионального образования
В этой связи в качестве основных нами определены принципы гуманистической ориентации и непрерывности образования, а таюке целостности процесса повышения профессионального развития учащихся учреждений начального профессионального образования.
Первым принципом является гуманистическая ориентация. Традиционная образовательная стратегия в значительной степени утратила актуальность и .не отвечает требованиям изменяющегося общества. В традиционной образовательной практике реализуется в основном технократический тип обучения, основанный на подчинении всех участников образовательного процесса единым внешним стандартам, формирующим личность по каким-либо заранее определенным критериям, что ведет к отсутствию свободы личностного выбора. Наиболее простым и распространенным способом воздействия является авторитарный, при котором учащийся становится объектом педагогического процесса. При этом у учащегося нет никаких степеней свободы ни в выборе содержания образования, ни ввыборе методики обучения.
Традиционная система профессионального обучения основана на социо-центрическом походе, в рамках которого цель повышения профессионального развития учащегося - это его формирование с позиции максимальной общественной полезности. В рамках данной модели реализуется идея о том, что основной целью обучения является овладение определенными знаниями, умениями и навыками, чем и исчерпывается (с позиции данного подхода) представление о профессионально развитой личности. В основе этого лежит иллюзия, что внешние структуры (в том числе воспитательные и образовательные) способны эффективно формировать профессиональный уровень человека. При этом, качество усвоения знаний определяется главным образом по тому, что учащийся запомнил, воспроизвел и сделал по образцу. Такое обучение игнорирует внутренние механизмы профессионального развития и не ориентированно на саморазвитие личности учащегося.
В процессе проектирования опытной экспериментальной работы в качестве альтернативы социоцентрическои личности в условиях отчужденной образовательной парадигмы нами разработана образовательная программа поликультурного образования профессионально-технического училища №32, в основе которой лежит личностно-ориентированный гуманистический подход.
Этот подход, основанный на идее, что профессиональное образование -это развитие личности (в которой изначально заложено стремление к полной профессиональной самореализации), является, на наш взгляд, наиболее прогрессивным и наиболее соответствует условиям демократизации общества и образования. «Учащийся - центр, начало и конец всего. Аспект его личности и характера много важнее содержания учебного предмета. Знания не внедряются извне, учение есть процесс активный, основывающийся на органической ассимиляции, исходящей изнутри. Не программа, а учащийся должен определять количество и качество обучения» [Д. Дьюи].
С нашей точки зрения, гуманистический подход предполагает создание психологических условий для целостного развития внутренних задатков учащегося, его духовных и познавательных потребностей, приобщения к универсальным ценностям культуры. Кроме того, гуманистический подход меняет традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится личность учащегося как целостная система, которая сама способна обучаться.
Сущность гуманизации образовательного процесса поликультурного образования в профессионально-техническом училище №32 г. Северска состоит в следующем: отбор и использование такого содержания, таких форм и методов обучения, которые обеспечивают эффективное повышение профессионального развития учащегося - развитие его познавательных процессов, личностных, духовно-нравственных качеств, а также создание условий, при которых учащийся лично заинтересован в том, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее воздействие педагогов.
Нами также определено, что целостность процесса повышения професій сионального развития учащихся в профессионально-техническом училище № 32 реализуется при создании следующих условий: — переориентация педагогических кадров с традиционного авторитарного на гуманистический личностно-ориентированный подход; личностно-ориентированнукз ситуативную деятельность; — пересмотр содержания профессионального образования (при сохранении необходимого минимума, определенного государственными стандартами); — построение образовательного взаимодействия на основе принципа диалогичности.
В процессе проектирования ОЭР мы предположили, что на базе профессионально-технического училища № 32 будет создан культурный центр, где осуществляется общее и профессиональное развитие учащегося, с учетом его способностей и склонностей. Реализация этого направления предполагает, что воспитание, понимаемое в широком смысле слова как передача учащемуся культурного опыта, накопленного человечеством, является приоритетным по отношению к самому процессу обучения, передаче учащемуся знаний из различных наук.
Принцип непрерывности образования - второй принцип, на который мы опирались при проектировании опытно-экспериментальной работы. Демографические изменения в российском обществе в 1990-х годах привели к серьезным изменениям в системе профессионального образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной его стороны.
Кроме того, существенные изменения произошли и в содержании начального профессионального образования, в общем характере и стиле педагогического процесса: наметился отказ от жестко регламетрированных форм обучения и принятие педагогической общественностью гуманистической педагогики. Все большее распространение приобретает вариантность программ, учебных планов, средств обучения, что значительно обогащает содержание профессионального образования.