Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПАРИКМАХЕРОВ 10
1.1. Творческий компонент в профессиональной деятельности парикмахеров 10
1.2. Профессиональная деятельность парикмахера как творческий процесс 26
1.3. Творческие профессиональные умения, их содержание и ступени формирования 41
1.4. Педагогические условия формирования творческих умений в профессиональном образовании 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 65
ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ИНТЕГРАТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ 67
2.1. Цели и содержание учебно-методического комплекса формирования творческих умений будущих парикмахеров 70
2.2. Методы и формы организации обучения как педагогическая модель усвоения приемов творческого решения профессиональных задач 77
2.3. Учебно-методический комплекс, его функции и структура 88
2.4. Оценка эффективности учебно-методического комплекса формирования творческих умений в процессе профессионального обучения парикмахеров 99
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 118
- Творческий компонент в профессиональной деятельности парикмахеров
- Профессиональная деятельность парикмахера как творческий процесс
- Цели и содержание учебно-методического комплекса формирования творческих умений будущих парикмахеров
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена становлением рыночных отношений в сфере производства и услуг, формированием рынка труда и различных форм собственности, в том числе образовательных учреждений начального профессионального образования. Данные социально-экономические условия повысили требования к подготовке и деятельности работников вообще и представителей сферы услуг - парикмахеров, в частности. Требование высокой квалификации и исполнительности этих специалистов дополняются такими качествами, как творческое профессиональное мышление, инициативность, предприимчивость.
Умение творчески решать профессиональные задачи, связанные с преобразованием предмета труда, обеспечивают профессиональный рост и востребованность работника на рынке труда. Одним из факторов формирования творческой личности является система начального профессионального образования. Однако решить все задачи творческого развития личности в данных условиях невозможно, так как творчество является результатом различных воздействий, которые находятся и вне сферы образования.
Вместе с тем, в обширной и многоплановой проблеме развития творческого потенциала будущего работника можно выделить ряд задач, решение которых можно было бы осуществить в системе начального профессионального образования, создав определенные педагогические условия.
Одной из таких задач является формирование определенных профессиональных умений как основы творческой деятельности. К их числу относятся умения, связанные с продуктивным профессиональным мышлением, становление которых осуществляется в процессе профессионального обучения поиску новых способов и средств профессиональной деятельности на основе ее нормативных технологий. Овладение обобщенными приемами, лежащими в основе этих умений, складывается из двух этапов: усвоение ориентировочной основы нормативной деятельности; конкретизация этой ориентировочной основы в проблемной профессиональной ситуации. Данные умения относятся к
творческим и представляют собой совокупность профессиональных мыслительных операций, обеспечивающих получение необходимой информации для выявления и разрешения проблемной ситуации в преобразовании предмета деятельности.
В профессиональном блоке стандарта начального профессионального образования выделены учебные элементы и уровни их усвоения от репродуктивных до продуктивных действий. Этим подчеркивается ориентация образования на творческое развитие личности, для чего необходимо создавать педагогические условия. Создание условий следует рассматривать как совершенствование содержания и технологии профессионального обучения: во-первых, вычленения умений, которые должны обеспечить творческую реализацию деятельности в профессиональной области; во-вторых, выявление круга учебных профессиональных задач, требующих творческих умений; в-третьих, создание педагогического обеспечения формирования творческих умений. Такой комплекс педагогических условий позволяет целенаправленно формировать творческие умения в профессиональном образовательном процессе.
Проблема творческого развития личности рассматривается:
- в контексте психологической теории деятельности (Б.Г. Ананьев, П.Я.
Гальперин, Л.С. Выготский, Г.В. Суходольский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев
и др.);
- в исследованиях психологии творчества (В.В. Давыдов, Я.И. Пономарев,
В.К. Зарицкий, СЮ. Степанов, Е.А. Климов, Д.Б. Богоявленская, М.М.
Луковников, В.М. Петров, А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, В.М. Пушкин,
СМ. Бернштейн и др.).
Различные аспекты педагогических условий творчества учащейся молодежи содержатся в работах B.C. Безруковой, В.Н. Романенко, Г.В. Никитиной, А.В. Усовой, Н.Ф. Талызиной, СИ. Половинкина, М.И. Махмутова, Г.Д. Кирилловой, И.П. Калошиной, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, В.И. Качнева, Г.И. Шамовой, В.В. Шапкина.
6 Вместе с тем, в названных трудах не в полной мере рассмотрены такие аспекты обучения творчеству, как содержание, технология, этапы. Недостаточная теоретическая разработанность этих вопросов порождает следующие противоречия в профессиональной подготовке между:
творческим характером профессиональных задач и отсутствием творческих умений у учащихся;
потребностью подготовки творческого работника и отсутствием комплексного учебно-методического обеспечения этого процесса.
Данные противоречия позволяют выделить проблему обучения парикмахеров творческому решению профессиональных задач в процессе начального профессионального образования. В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования - педагогические условия формирования творческих умений в процессе начального профессионального образования (на примере профессионального образования парикмахеров).
Цель исследования - разработать и обосновать учебно-методический комплекс как совокупность педагогических условий формирования творческих умений парикмахеров.
Объект исследования - методика обучения будущих парикмахеров творческому решению профессиональных задач.
Предмет исследования - комплекс педагогических условий формирования творческих умений парикмахеров в начальном профессиональном образовании.
Гипотеза исследования состоит в том, что педагогические условия профессиональной подготовки парикмахеров обеспечат формирование у них творческих умений, если:
- выделен творческий компонент в деятельности парикмахеров,
определены его сущность и характеристика;
- процесс решения профессиональных задач ориентирован на творчество
и соответствует этапам творческого процесса;
>
структура содержания профессионального обучения выстраивается в логике от абстрактного к конкретному и отражает нормативную творческую деятельность;
процесс профессионального обучения основывается на рефлексии деятельности и обеспечивается единством интериоризации и экстериоризации действий.
Цель и гипотеза позволили выделить следующие задачи исследования:
Выявить творческий компонент, его сущность и функционирование с позиций обобщенной концепции деятельности парикмахера на основе ее филогенеза и онтогенеза.
Определить сущность понятий «нормативное творчество», «творческие умения», их признаки, взаимосвязь, этапы формирования в процессе решения профессиональных задач парикмахеров.
3. Определить педагогические условия формирования творческих умений
( и способы их реализации в процессе профессионального обучения
парикмахеров.
4. Апробировать учебно-методический комплекс формирования
творческих умений у парикмахеров.
Методологической основой исследования является общая теория
деятельности (К.А. Абульханова, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и ее обобщенная концепция
* (Г.В.Суходольский). Психолого-педагогические концепции творческого
процесса (В.В. Давыдов, Я.И. Пономарев, А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, И.П. Калошина и др.) интегративно-модульный подход (А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Е.С. Полат и др.). Фундаментальные работы в области профессиональной педагогики (А.П. Беляева, И.П. Смирнов, З.А. Решетова и др.).
Методы исследования: анализ научных концепций, синтез научных подходов к выявлению способов преобразования объекта и предмета исследования на основе общей психологии, педагогической психологии и
профессиональной педагогики; анализ и обобщение способов организации творческой деятельности учащейся молодежи, наблюдение занятий профессиональной подготовки; экспертные оценки результатов профессиональной подготовки парикмахеров, педагогический эксперимент. Исследование осуществлялось в три этапа:
на первом (1995-1998) осуществлялась разработка учебно-методического комплекса подготовки парикмахеров нового типа в рамках стандарта профессионального образования;
- на втором (1999-2003) осуществлено научное обоснование содержания и
процесса развития творческого потенциала будущих парикмахеров и опытно-
экспериментальная проверка качества их подготовки;
- на третьем (2003-2006) проведено обогащение учебно-методического
комплекса, обобщение и оценка результатов профессионального обучения
парикмахеров.
Экспериментальная база: исследование осуществлялось на базе «Института парикмахерского искусства и эстетики «ВЛАДА» -образовательного учреждения начального профессионального образования городов Санкт-Петербурга и Великого Новгорода.
На защиту выносятся следующие положения:
Парикмахерская деятельность - это творческая деятельность с нормативным интеллектуальным компонентом, осуществляемая как трехпорядковое обобщение ориентировочной основы действий третьего типа.
Творческое умение - сознательное и успешное осуществление обобщенных приемов творческой деятельности в условиях решения разноуровневых профессиональных задач.
Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения носит ступенчатый характер. Каждой ступени соответствуют одноименные типы творческих умений: базовые, профессиональные, профессионально-творческие.
4. Учебно-методический комплекс как совокупность педагогических условий содержит учебные элементы, в которых воплощается интерактивная технология профессионального обучения парикмахеров.
Научная новизна:
- обосновано формирование творческих умений в целостном процессе
профессионального и творческого обучения;
дано содержание понятия «творческие умения»;
обоснованы типы творческих умений. Теоретическая значимость:
- определена структура и содержание учебно-методического комплекса
как совокупность педагогических условий формирования творческих умений;
- установлены причинно-следственные связи между содержанием
профессионального обучения и средствами формирования творческих умений.
Практическая значимость:
- разработан учебно-методический комплекс формирования творческих
умений (цели, содержание, технология, диагностика).
Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры педагогики ЛГУ им. А.С. Пушкина, на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Проблемы и перспективы непрерывного профессионального образования» (2005 г.), «Царскосельские чтения» (2006 г.).
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Творческий компонент в профессиональной деятельности парикмахеров
История развития прически как предмета парикмахерского искусства дает основание сделать вывод о развитии профессиональной деятельности парикмахеров, с одной стороны. С другой - выяснить, в какой мере развивается творческий потенциал и каково его содержание в этой деятельности. Рассмотрим интересующий нас вопрос в историческом аспекте.
Прическа во все времена занимала одно из важных мест не только в деятельности парикмахеров, но и в жизни общества. Более того, именно с прически ведет свою историю профессиональная деятельность парикмахеров.
» «Прическа - это форма, придаваемая волосам завивкой, стрижкой, укладкой» [90]. Она появилась в первобытной общине значительно раньше, чем одежда, и изменялась вместе с эволюцией человеческого общества под влиянием исторических событий, климатических условий, религиозных убеждений, эстетических взглядов, личных вкусов и случайностей.
С развитием классового общества прическа становится символом сословной принадлежности, отражает не только национальные черты и расовую принадлежность, но и личное отношение, индивидуальный вкус человека.
Во времена античности свободные граждане носили прически из завитых волос, «скульптурные», лепные локоны которых поражают чистотой исполнения, наличием профессиональных навыков исполнителей.
В эпоху средневековья - времена инквизиции и религиозных войн, возникают первые ремесленные цеха профессиональных парикмахеров и брадобреев.
Глубокий интерес к человеческой личности эпохи Возрождения, который положил начало возвеличиванию человека через красоту, превращает ремесло парикмахера в искусство. В этот период развиваются (изобретаются) средства создания прически и ее украшения, особенно во Франции XVII-XIX вв. К ним относятся парики, ленты, кружева, драгоценности. Парики придавали величественность их обладателям, их форма, сложность изготовления (куафюры) отражали стремление отличаться от других.
Понятие красоты в разных слоях общества было различным и с течением времени неоднократно менялось, так появилось понятие «мода -непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни и культуры» [112].
Мода характеризуется кратковременной и поверхностной изменчивостью внешних форм единого содержания, в котором отражается общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленных общей идеей. Это то, что называют стилем. Можно сделать вывод, что взаимосвязь понятий «мода и стиль» рассматривается как часть и целое. Например, если стиль барокко (XVI-XVIII в.) отражался в моде прически как величавость, помпезность, утяжеленность, то стиль рококо (XVIII в.) определяет направление моды прически на изящество и легкость, хрупкость и изнеженность. Модные мужчины и женщины в этих стилях напоминают красивых кукол без возраста и индивидуальности.
Упрощение форм и видов причесок в XIX веке связывается с французской революцией 1789 года, которая оказала влияние на все сферы общественного развития европейских стран. Развитие капитализма породило социальный слой буржуа, который определял моду внешне упраздняющую различия сословий. Капиталистические отношения XIX века определяют перемены в мире моды вообще и прически, в частности.
Стилевые художественные направления того времени - ампир, романтизм, бидермайер, модерн и другие характеризуют моду как массовую, демократическую. Она ориентировала мужчин на эталон делового человека, а тенденцией моды женской прически являлось стремление встать вровень с мужчиной. Прическа конца XIX века характеризуется простотой и элегантностью укладки длинных волос, подчеркивающей женственность и одновременно деловитость.
Центральным звеном в моде причесок XX века становится стрижка волос, и соответственно развиваются приемы, способы, инструменты, косметические средства для укладки волос. Короткая стрижка в начале XX века была олицетворением нового образа жизни, отказ от пассивности и изнеженности. Прически со стрижкой широко распространились во Франции, Германии, России. При этом сохранялись прически из длинных волос, интерес к которым ослабевает к концу XX века. Во второй половине XX века английский парикмахер-модельер Видал Сэссун разработал геометрический подход к процессу стрижки, что обусловило разнообразие причесок на ее основе и усиление индивидуализации личности. Мы кратко рассмотрели основные тенденции исторического развития прически, подчеркивая ее зависимость от представлений человека о красоте, социальных и экономических условий и отношений его бытия. Это дает нам основание сделать следующие выводы:
1. Прическа неотделима от образа человека. Она отражает его ценностно эмоциональный мир, время, место и образ жизни, воспитанность вкуса, т.е.
выступает его своеобразным «паспортом».
2. Развитие профессиональной деятельности парикмахеров в области прически обусловлено объективными факторами: понятие красоты, художественные стили и вкусы, социально-экономический уклад жизни в конкретно-историческое время. Субъективным фактором является выделение центральной функции в деятельности.
3. Парикмахерская деятельность рассматривается как искусство. Тогда в соответствии с широким смыслом этого понятия, деятельность парикмахера можно отнести к декоративно-прикладному творчеству, «созидающему художественно-образные формы отражения действительности» [112]. Вместе с тем, это понятие «имеет узкое значение, как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности» [там же, с.507]. Эти два значения характеризуют качественные состояния профессиональной деятельности парикмахера. Например, вплоть до второй половины XIX века качество профессиональной деятельности парикмахера оценивалось по исполнительскому мастерству, и не важно, что искусная прическа обезличивала человека. В конце XIX, XX и особенно в начале XXI века качественная оценка связана с умением создать с помощью прически образ адекватный личности, передать ее индивидуальность.
Это свидетельствует об усилении значимости творческого компонента в деятельности парикмахера.
Мы находим этому подтверждение в закономерностях существования предметной среды человека, выявленные социологом А.Б. Гофманом. Он отмечает, что функционирование и развитие предметной среды человека,
соответствие его внешности этой среде определяется множеством социальных и культурных факторов. Особое место среди них занимает мода. Ее воздействие распространяется как на самого человека, так и на его предметно-пространственную среду, вызывая развитие техники и технологии ее реализации. Автор дополняет понятие «мода» ее функцией в социуме, как один из постоянных регуляторов создания и потребления услуг и предметов жизни [19, с.679].
Смена моды порождается двумя причинами, «действующими либо порознь, либо совместно:
1) инновациями (научными, техническими, стилевыми и т.д.) в образцах той или иной области культуры, причем новшества либо сами становятся модными стандартами и объектами, либо стимулируют их создание;
2) знаковым износом модных стандартов и объектов, своеобразным «стиранием» этих знаков атрибутивных и денотативных ценностей моды. В то время как эти ценности продолжают функционировать в обществе, «изношенные стандарты и объекты перестают служить их знаковым выражением» [19, с.378].
Профессиональная деятельность парикмахера как творческий процесс
Нами установлено, что профессиональная деятельность парикмахера относится к декоративно-прикладному творчеству, созидающему художественно-образные формы отражения действительности. Кроме того, выявлен системообразующий фактор любой деятельности, в том числе и парикмахеров, - это профессиональное мышление, свойствами которого являются активность, нормативность и вариативность, анализ и синтез, планирование осуществления деятельности.
С позиций педагогической психологии И.П. Калошина [30, с.6] определяет творческую деятельность через следующую систему ее признаков:
1) направленность на решение задач, для которых характерно отсутствие в предметной области или лишь у субъекта не только способа решения, но и предметно-специфических знаний;
2) создание субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровне новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способа решения задачи;
3) неопределенность возможности разработки новых знаний и на их основе способа решения задачи. Неопределенность обусловлена отсутствием знаний, строго детерминирующих указанную разработку. Данные признаки выявлены на основе анализа классификаций творческих задач. Ею с позиций деятельностного подхода выделены виды творческих задач, связанные с разработкой неизвестных компонентов деятельности [30, с.99]: предмета; орудий (средств); операций (способов); характеристик продукта; всех указанных компонентов в комплексе.
Синонимами понятия «творческая деятельность» выступают: творчество, продуктивная деятельность, эвристическая деятельность, творческое (продуктивное) мышление [В.М. Пушкин, 1967; И.Я. Лернер, 1974; Я.А. Пономарев, 1976; Д.Б. Богоявленская, 1981 и др.].
В нашем исследовании творческое (или продуктивное) мышление мы рассматриваем как часть профессионального мышления и как творческий (вариативный)компонент профессиональной деятельности, направленный на решение задач творческого преобразования ее предмета. Развитие творческого мышления будущих парикмахеров мы предполагаем осуществить в процессе их профессионального образования на основе обучения решению творческих задач.
Проведенные ранее научные исследования творческой деятельности опираются на представления о труде и его компонентах (К. Маркс): цель, предмет, средства, способ действия, результат. Эти представления дополняются психологическими исследованиями. В работе А.Н. Леонтьева [43] данная система компонентов дополнена введением мотива, а способ действий обозначен как операции деятельности. П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и З.А. Решетова достроили структуру творческой деятельности ориентировочной основой действий, в которой отражаются компоненты деятельности [17].
A.M. Матюшкин распространил выявленные компоненты на творческую деятельность и выделил ее компоненты и их взаимосвязь. К ним он относит: цель действия, способы действия, условия действия в процессе решения проблемных задач [52].
В работах O.K. Тихомирова и его сотрудников установлена динамика целей, их развитие в творческой деятельности [96, 97]. Закономерность смены целей является важной характеристикой структуры творческой деятельности, связанная с возникновением противоречий и их разрешением.
Приведенное свидетельствует о том, что больших различий в компонентах любой деятельности, в том числе творческой, нет. По сути психологи уточняют, дополняют сущность и назначение того или иного компонента деятельности в решении творческих задач. Конструктивным для решения профессиональных творческих задач, вообще, и для обучения их решению, в частности, является выделение ориентировочной основы действий как компонента мышления. Наиболее ценным представляется выявление операционального состава, а также отдельных приемов и операций, которые имеют место в этом составе при решении творческих задач.
Классической проблемой исследования творческого процесса в психологии (как утверждает Я.И. Пономарев [75]), является выделение и обоснование его фаз (стадий, ступеней, этапов, актов, моментов). Им выделена классификация фаз, которая является следствием обобщения подходов различных авторов к этой проблеме. В основе классификации лежит понятие «сознательное, бессознательное» в четырехфазном творческом решении проблемы. При этом автор отмечает, что главная трудность интерпретации совокупности фаз творчества связывалась с бессознательной работой. Это привело к тому, что «одни исследователи ... относили работу подсознания к числу «мировых загадок», другие придавали ей фантастические либо мифологические оттенки, третьи ... отвергали существование факта бессознательной работы» [75, с.З].
Цели и содержание учебно-методического комплекса формирования творческих умений будущих парикмахеров
Начальное профессиональное образование парикмахера осуществляется в процессе производственного и теоретического обучения в следующей последовательности трех этапов:
- формирование обобщенных общетрудовых знаний и умений;
- формирование обобщенных профессиональных знаний, навыков и умений, выполнения основных технологических операций;
- формирование специальных знаний, навыков и умений выполнения основных технологий.
При этом методика формирования профессиональных навыков и умений соответствует операционно-комплексной системе производственного обучения, где содержательной единицей выступает технологическая операция. В связи с этим обобщенные профессиональные навыки и умения стрижки волос включают основные технологические операции (приемы), необходимые для мужских, женских и детских стрижек: сведение волос «на нет», снятие волос на «пальцах», окантовка, филировка, тушевка, градуировка. Данные операции составляют основу парикмахерской деятельности в выполнении причесок на
основе стрижек, и их усвоение характеризуется как процесс формирования обобщенных навыков.
Далее на основе обобщенных навыков в процессе освоения базовых форм стрижек формируются специальные профессиональные умения. В этот период совершенствуются обобщенные навыки и усваиваются нормативные технологии. С нашей точки зрения, именно этот период наиболее благоприятен для формирования творческих умений. В связи с тем, что обобщенные специальные навыки и умения составляют инвариантную основу профессиональной деятельности парикмахера, их качество, мобильность, осознанность зависят от методики формирования. Нами установлено, что в любой деятельности профессиональные задачи могут решаться либо репродуктивно, либо продуктивно, поэтому обучение целесообразно ориентировать на последнее. При этом методика формирования профессиональных навыков и умений направлена на активизацию мышления через постановку задач, методы и формы обучения. Это позволит учащимся одновременно усваивать нормативные технологии и обобщенные приемы творческой деятельности.
В соответствии со ступенями формирования творческих умений (см. 1.3), третий этап процесса обучения парикмахеров следует рассматривать как становление в единстве профессионального и творческого мышления. То есть процесс усвоения нормативных технологий стрижки осуществляется как активный и сознательный поиск решения ряда профессиональных задач из их (41 составляющих элементов для определенной формы прически.
Нами приняты следующие характеристики:
- профессиональное мышление - «практико-ориентированное мышление, отражающее предметное содержание объекта преобразования и технологию действия» [60, с.72];
- творческое мышление - «активный и сознательный поиск, осуществляемый на основе сознательного отображения данных (условий) задачи, сознательного построения из составляющих ее элементов некоторой целостной системы, как сознательное преобразование условий задачи, формирование нового ряда других, творческих, продуктивных мыслительных операций, осуществляемых в условиях, когда область выбора решающему задачу заранее не задана, когда полный «список средств» решения задачи и способы их применения ему неизвестны [36, с.52].