Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей Кузьмина, Виолетта Юрьевна

Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей
<
Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузьмина, Виолетта Юрьевна. Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кузьмина Виолетта Юрьевна; [Место защиты: Ульян. гос. ун-т].- Ульяновск, 2011.- 261 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/364

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная система профессионального образования определяет новые требования к подготовке специалистов. Согласно национальной доктрине образования Российской Федерации, система профессионального образования призвана готовить высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

От современного специалиста требуется способность адаптироваться в быстро меняющемся мире, которая позволяет осваивать новые виды деятельности, новые формы поведения и развивает коммуникативную гибкость. Способности и художественные качества студентов творческих специальностей должны быть сформированы с учетом специфических особенностей творческо-исполнительской деятельности. Творческо-исполнительская деятельность – практическая отрасль профессиональной деятельности, поэтому самое важное для исполнителя – уметь реализовывать весь свой профессиональный комплекс способностей, качеств мышления, знаний и умений на практике в процессе данного вида деятельности. Творческо-исполнительская деятельность – это сложный психофизический процесс, который рассматривается в двух аспектах: во-первых, публичность; во-вторых, условность. Необходимо, чтобы будущий специалист в условиях публичности смог реализовывать, проявлять и контролировать свои эмоции.

Необходимым условием роста и совершенствования исполнительского мастерства будущего специалиста является знание закономерностей процесса, глубокое понимание их сущности и умение применить их к своей исполнительской индивидуальности.

Интенсивная творческо-исполнительская деятельность студентов творческих специальностей – прообраз их профессиональной деятельности. Именно обилие концертных выступлений, «обыгрывание» программы на публике, участие в публичных выступлениях, выставках дают возможность будущему специалисту приобрести необходимые навыки, справиться с эмоциональным волнением.

Ранняя самореализация и социальная адаптация молодого исполнителя наблюдаются еще в процессе обучения в вузе, что позволяет студентам творческих специальностей еще в период обучения работать в профессиональных оркестрах, в качестве солистов филармонии, вести собственную гастрольную и выставочную деятельность.

Огромное значение имеет участие будущих специалистов в профессиональных творческих конкурсах (внутривузовских, межвузовских, российских, международных). Авторитетная внешняя оценка состояния их профессиональной подготовки, ее критическое осмысление студентом дают огромный стимул для творческого роста.

В процессе обучения студенту творческих специальностей часто приходится действовать в условиях эмоционального напряжения. Высокие нагрузки, обусловленные спецификой учебной и творческо-исполнительской деятельности, вызывают хроническое перенапряжение психической сферы, которое проявляется в сдвигах гормонального фона, изменениях дыхания, системы кровообращения и т.д. (Н.А. Агаджанян, И.С. Дронов, К.С. Жижик). Все эти факторы могут усиливаться при необходимости усвоения большого количества информации в условиях дефицита времени. При этом напряженность нервных механизмов резко возрастает и приводит к снижению эффективности учебной деятельности будущих специалистов (С.А. Никитин, А.А. Рогов, Е.А. Умрюхин). Ряд особенностей труда специалистов в области искусства обуславливает значительные психофизические нагрузки: необходимость длительной и одновременной фиксации внимания на нескольких объектах, как внутренних, так и внешних; высокие требования к памяти (точность и быстрота запоминания и воспроизведения обширной информации); умение выразить свои чувства и представления посредством жестов, мимики, большой нагрузки на голосовой аппарат (Ф.Д. Забугин, А.С. Шафранова).

Одним из современных направлений коррекции и профилактики эмоционального стресса и напряжения является обращение к проблеме использования методов и приемов релаксации в работе с будущими специалистами творческих специальностей: музыкальное искусство, дирижирование, актерское искусство, вокальное искусство, дизайн, хореографическое исполнительство и др. Особенности творческо-исполнительской деятельности студентов творческих специальностей, характер их профессиональной деятельности требуют разработки специальной методики обучения, которая своим содержанием, методами и формами организации учебного процесса была бы направлена на умение регулировать эмоциональные состояния, совершенствование профессиональных качеств личности.

Проблема использования методов и приемов релаксации в работе с буду-щими специалистами – не новая научная проблема. Анализ теоретического ма-териала показывает, что данная проблема рассматривается в общем контексте реформирования современной системы профессионального образования и позволяет выделить следующие направления исследований в данной области: исследования педагогического характера, в которых рассматриваются общие вопросы использования методов и приемов регуляции эмоционально-психического состояния педагога (О.С. Булатова, А.Б. Вескер, В.А. Ильев, В.А. Кан-Калик, Е.А. Умрюхин и др.); теория и практика релаксопедии (И.Е. Шварц, А.С. Новоселова и др), теория педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк и др.), исследования психологии творчества, раскрывающие роль саморегуляции в творчестве (Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, С.О. Грузенберг, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева-Томина, Н.С. Лейтес, К.С. Станиславский, Н.А. Энгельгардт, К.А. Эрберг и др.); исследования психологии, рассматривающие теоретические и практические аспекты релаксационных процессов, позволяющих понять сущность таких основополагающих феноменов человеческой психики, как стресс, эмоциональная неустойчивость, психомышечное напряжение и другие (А.В. Алексеев, М. Белокурова, Г. Бойсен, М. Браун, Е.И. Зуев, Дж. Келли, Р. Курц, Д. Пьерракос, Г. Селье и др.).

Однако анализ научной литературы показывает, что проблема формирования релаксационных умений личности в полной мере не осмыслена. Отсутствуют исследования, предметом которых является формирование релаксационных умений у будущих специалистов. К тому же существует противоречие между потребностью общества в специалисте, способном к совершенствованию своего профессионального мастерства в условиях психоэмоционального самоконтроля и активной творческо-исполнительской деятельности, и отсутствием научно обоснованного инструментария по формированию релаксационных умений у студентов творческих специальностей, что обуславливает актуальность темы исследования. Обозначенное противоречие порождает научную проблему данного исследования. В теоретическом плане это проблема создания модели формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей. В практическом плане – проблема определения дидактических условий, соблюдение которых позволяет формировать релаксационные умения у будущего специалиста.

Исходя из проблемы, мы сформулировали тему диссертационного исследования: «Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей».

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в области культуры и искусства.

Предмет исследования – дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей.

Цель исследования теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Гипотеза исследования. Релаксационные умения студентов творческих специальностей должны рассматриваться как составная часть общей готовности студента к творческо-исполнительской деятельности. В рамках профессиональной подготовки в вузе происходит не только формирование комплекса знаний, умений, навыков студентов, но и их личностное и общекультурное развитие. Формирование релаксационных умений у студентов осуществляется при личностно-ориентированном, психологически комфортном характере обучения. Данный процесс становится успешным, если:

- обоснование содержания понятия «релаксационные умения студентов творческих специальностей» становится основой для разработки содержания процесса их формирования;

- разработана и реализована модель формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей;

- выявлены подходы к формированию релаксационных умений у студентов и принципы такого формирования;

- определены направления деятельности преподавателя по формированию релаксационных умений у будущих специалистов, реализация которых обеспечивается с помощью использования дидактических условий в учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть научное представление о содержании понятия «релаксационные умения студентов творческих специальностей».

2. Определить подходы к формированию релаксационных умений у студентов творческих специальностей.

3. Разработать модель формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей в процессе обучения в вузе.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить дидактические условия, обеспечивающие формирование релаксационных умений у студентов творческих специальностей.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения философии, физиологии, психологии и педагогики, раскрывающие природу релаксации; современные теории, исследующие проблему психоэмоциональной саморегуляции.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

- о единстве личности и деятельности, теории общения (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Л.П. Буев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов и др.);

- о творческом и духовном потенциале личности, оптимизации профессиональной деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, Н.И. Калаков, Е.А. Климов, Э.А. Манущин, А.М. Матюшкин, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский, Я.А. Пономарев, А.А. Реан, И.Н. Семенов, А.П. Ситников, В.В. Столин, О.К. Тихомиров, И.В. Юстус и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют современные подходы к проблемам гуманизации и гуманитаризации образования (А.Г. Асмолов, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, М.В. Бугуславский, А.В. Кирьякова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); к проблемам педагогики и психологии искусства (Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Л.А. Баренбойм, С.Н. Бирюков, Ф.М. Блуменфельд, Л.С. Выготский, П.М. Ершов, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Ротенберг, Б.М. Рунин, К.С. Станиславский, Г.А. Товстоногов и др.); к проблемам исследования релаксационных процессов (А.В. Алексеев, Г. Бенсон, Ж. Джекобсон, К.В. Динейка, Х. Линдеман, В.С. Лобзин, А. Лоуэн, Е.А. Умрюхин, И.Г. Шульц, Э. Якобсон и др.); к проблемам использования основ релаксопедии и педагогики индивидуальности в обучении (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, А.С. Новоселова, Н.В. Самоукина, Г.Н. Сытин, И.Е. Шварц и др.)

Исследование базируется на концепции формирования личности специалиста (С.И. Архангельский, Н.Ш. Валеева, Э.А. Гришин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, Л.В. Спирин, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Н.Б. Шмелева, А.И. Щербаков и др.).

Психолого-педагогические основания исследования составили: принципы личностно-ориентированного подхода в образовании (Э.Г. Азимов, В.И. Андреев, Л.П. Буев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, А.Н. Щукин и др.), психотерапевтического подхода (Д.В. Александрович, С.С. Белкин, А.Б. Добрович, Н.В. Жутикова, А.Е Личко, С.Н. Митин, М. Раттер, К. Роджерс и др.); физиологического подхода (А.А. Андрущакевич, Н.А. Бернштейн, И.П. Павлов, М. Франкенхойзер и др.), акмеодраматического подхода (И.В. Юстус).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов, адекватных предмету исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической литературы, изучение нормативной документации); диагностические (анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, метод анализа продуктов учебной деятельности студентов); педагогический эксперимент; методы математической обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Работа выполнялась на базе факультета культуры и искусства Ульяновского государственного университета. Исследованием было охвачено 90 студентов.

Исследование проводилось с 2007 г. по 2011 г. в три этапа.

Первый этап (2007-2008 уч. г.). Изучалась психолого-педагогическая, философская, социологическая и искусствоведческая литература по проблеме саморегуляции личности; анализировались нормативные и программные документы федерального и местного значения; изучался и анализировался опыт работы по проблемам профессионального образования творческих специальностей в различных учебных заведениях Ульяновска и других городов России. Проведенный анализ научной литературы и исследований, тематически близких нашему, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать задачи. Результатом этого этапа явились формулировка гипотезы, выбор методологии и методов исследования, обоснование его программы, разработка методики проведения констатирующего эксперимента.

Второй этап (2009-2010 уч. г.). В ходе проведения опытно-эксперимен-тальной работы проверялась гипотеза исследования, конкретизировались методы, уточнялись дидактические условия формирования релаксационных умений у будущего специалиста, апробировалась модель формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей, анализировались полученные данные.

Третий этап (2010-2011 уч. г.). В результате теоретического осмысления, систематизации и обобщения полученных данных осуществлялась их научная интерпретация, оформлялись результаты исследования, уточнялись теоретические выводы.

Научная новизна результатов исследования:

- раскрыто научное представление о содержании понятия «релаксационные умения студентов творческих специальностей» (релаксационные умения студентов творческих специальностей это освоенные субъектом способы самоосвобождения от избыточного психомышечного напряжения, влияющего на эмоциональные состояния, на основе усвоенных знаний о релаксации и приобретенных навыков);

- определены подходы к формированию релаксационных умений у студентов творческих специальностей (личностно-ориентированный и физиологический подходы обеспечивают формирование индивидуального способа применения методов и приемов релаксации, помогающих снять психомышечное напряжение; психотерапевтический и акмеодраматический подходы обеспечивают формирование умений верно оценивать собственное психофизическое состояние);

- разработана и реализована модель процесса формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей, которая отражает стратегию действий преподавателя, актуализирующего индивидуальный релаксационный опыт будущего специалиста и его потребность в релаксационных умениях (модель включает целевой блок (формирование релаксационных умений у студентов творческих специальностей), процессуальный (основные подходы, принципы, дидактические условия); содержательный (основные направления содержания учебных спецкурсов и программ специальных дисциплин, методы и формы обучения и этапы формирования); критериальный (основные показатели и уровни сформированности релаксационных умений) и результативный в их единстве и взаимосвязи);

- определены дидактические условия, соблюдение которых позволяет формировать релаксационные умения у студентов творческих специальностей (направленность содержания учебных дисциплин специального цикла на формирование релаксационных умений у студентов; использование определенных методов, форм и средств обучения, формирующих у будущих специалистов систему знаний о релаксации и обеспечивающих овладение совокупностью релаксационных умений; создание благоприятной психоэмоциональной среды; поэтапная диагностика уровней сформированности релаксационных умений).

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что в нем обоснована роль релаксационных умений в профессиональной подготовке будущих специалистов. Результаты исследования позволяют шире взглянуть на возможности развивающего обучения в вузе. Раскрытие содержания понятия «релаксационные умения студентов творческих специальностей» составит основу для новых представлений об учебных умениях будущего специалиста. Разработанная модель формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей позволяет дополнить научные представления о содержательных и процессуальных аспектах педагогической деятельности преподавателя по формированию учебных умений. Изложенные в исследовании подходы направлены против стереотипного представления о регламентированности и заданности учебного процесса, раскрывают потенциал обучения через получение релаксационного опыта, практической деятельности. Данная научная работа в контексте личностно-ориентированного подхода к обучению углубляет понимание роли педагога, его индивидуальности и творческого потенциала как основы для саморазвития студентов. Обоснование сущности и содержания процесса формирования релаксационных умений у студентов составит основу для широких теоретических представлений о содержательных и процессуальных подходах подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в аспекте осознания ими механизмов снятия психомышечного напряжения, способствует разработке вопросов личностно-ориентированного содержания профессиональной подготовки будущего специалиста в области культуры и искусства. Проведенное исследование способствует развитию категориального аппарата педагогической науки: обоснована необходимость и целесообразность построения понятия «релаксационные умения студентов творческих специальностей» и раскрыто его содержание.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его результаты способствуют совершенствованию педагогической деятельности в аспекте развития профессиональных умений у будущего специалиста. Разработка и реализация содержания профессиональной подготовки в вузе через личностно-ориентированные технологии являются фактором обновления содержания образования и гуманизации образования. Методические рекомендации и выводы исследования могут быть использованы в практике школьного обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного образования, а также при повышении квалификации и при профессиональной переподготовке специалистов. Разработанные и апробированные релаксационные упражнения и задания спецкурса «Техника релаксации», являются реальной предпосылкой обновления содержания профессионального образования.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблеме и современному состоянию педагогической науки; полнотой рассмотрения объекта исследования на теоретическом и практическом уровне; применением комплекса методов изучения; длительностью и возможностью воспроизведения экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование релаксационных умений является составной частью профессиональной подготовки будущего специалиста в области культуры и искусства. Релаксационные умения студентов творческих специальностей рассматриваются как освоенные субъектом способы самоосвобождения от избыточного психомышечного напряжения, влияющего на эмоциональные состояния, на основе усвоенных знаний о релаксации и приобретенных навыков. Определены следующие релаксационные умения: умение рассчитывать и обдуманно распределять свои психофизические нагрузки; использовать методы и приемы релаксации, помогающие снять психомышечное напряжение; снимать напряжение в условиях стрессовых ситуаций; контролировать эмоциональное состояние; переносить регулярные эмоциональные перегрузки. Формирование релаксационных умений у студентов творческих специальностей выступает как процесс, включающий в себя несколько направлений: психофизическая тренировка, саморегуляция, мышечная, дыхательная и эмоциональная гимнастики. Данный процесс позволяет способствовать: осознанию своего человеческого и профессионального предназначения; определению требований, предъявляемых к творческо-исполнительской деятельности; ознакомлению с методами релаксации в условиях постоянного нервно-психического напряжения; нахождению творческих ощущений самоосвобождения, превращая их в необходимые навыки.

2. Процесс формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей обеспечивается реализацией личностно-ориентирован-ного, психотерапевтического, акмеодраматического и физиологического подходов. Личностно-ориентированный подход позволяет реализовать в процессе формирования релаксационных умений, следующие принципы: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, права выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки. Психотерапевтический подход позволяет реализовать принцип ценностного отношения к своему здоровью, а также способствует развитию способности быть собой в процессе обучения; стремлению к профессиональному росту; созданию элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного). Сущность акмеодраматического подхода заключается в том, что овладение профессиональной культурой действий позволяет будущему специалисту органично, целесообразно, продуктивно действовать и верно оценивать свое психофизическое самочувствие и партнера по общению. Действия помогают развитию мышечной свободы, внимания, воображения, внутреннего видения и внутреннего текста, эмоциональной памяти, внутреннего темпо-ритма, интуиции, способности к отождествлению, когда они объединены в одном волевом усилии, направленном на то, чтобы добиться поставленной цели. Физиологический подход позволяет на основе глубокого теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека с использованием разработанных методов их регистрации, понимать целевую детерминацию человеческого поведения, механизмы формирования двигательных навыков, уровни построения движений.

3. Стратегию деятельности преподавателя по формированию релаксационных умений у студентов творческих специальностей представляет разработанная модель данного процесса. Модель включает в себя следующие компоненты: цель (формирование релаксационных умений у студентов творческих специальностей); подходы (личностно-ориентированный, психотерапевтический, акмеодраматический, физиологический), принципы (поэтапности, релаксационной направленности, диалогичности); содержание (спецкурс «Техника релаксации», дисциплина «Вокальный ансамбль», «Практика работы с хором», «Дирижирование»,); методы обучения (учебного диалога, учебной дискуссии, игровые); формы обучения (лекции, практические занятия, релаксационный тренинг, самостоятельная работа); средства обучения (релаксационные упражнения и задания, аудио-видеосредства, научно-методические материалы); дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей; показатели и уровни сформированности релаксационных умений у студентов творческих специальностей.

4. Обоснование содержания процесса формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей должно быть осуществлено в особом методологическом ракурсе – сквозь призму понятий «релаксация», «умения». Источником такого содержания являются знания о релаксации, о ее методах, имеющих теоретический смысл, и особенности умений, имеющих практический смысл. Деятельность преподавателя по формированию релаксационных умений у студентов творческих специальностей становится эффективной тогда, когда осуществляется направленность содержания учебных дисциплин специального цикла на формирование релаксационных умений у студентов, которая позволяет создать программы комплексной саморегуляции, снизить уровень напряженности и восстановить нарушенный стрессом организм студента; когда используются различные методы, формы и средства обучения, формирующие у будущих специалистов систему знаний о релаксации и обеспечивающие овладение совокупностью релаксационных умений через систему определенных заданий и упражнений; когда организация общения осуществляется через создание для этого благоприятной психоэмоциональной среды; когда осуществляется поэтапная диагностика уровней сформированности релаксационных умений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты, полученные в ходе исследования, докладывались и обсуждались на научных семинарах кафедры хорового дирижирования и вокала факультета культуры и искусства Ульяновского государственного университета, а также осуществлялись посредством участия в научно-практических конференциях международного, всероссийского, зонального, республиканского, межвузовского уровней. Основные результаты исследования были обсуждены и одобрены на Международной научно-практической конференции «Роль звуковой среды в формировании ментальности молодежи» (г. Липецк, 2008 г.), на III Всероссийской научно-практической конференции «Человек, культура, образование» (г. Ульяновск, 2008, 2009 гг.), на региональных научно-практических конференциях «Истоки, развитие и перспективы хорового искусства» (г. Ульяновск, 2008г.), «Формирование педагогической культуры молодого специалиста» (г. Ульяновск, 2008г.), г. Москва (2010, 2011гг..), г. Тамбов (2011г.). Основные результаты диссертации опубликованы в 9 научных работах, в том числе 3 – из списка изданий, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертационной работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 248 наименований, из них 5 наименований на иностранном языке, 3 приложения. Общий объем диссертации составляет 261 страница, из них 197 страниц основного текста, 64 страницы приложения. Работа содержит 2 рисунка, 46 диаграмм.

Похожие диссертации на Дидактические условия формирования релаксационных умений у студентов творческих специальностей