Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТА ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 13
1.1. Сущность основных понятий исследования . 15
1.2. Особенности профессиональных умений студентов, будущих учителей изобразительного искусства. 21
1.3. Формирование профессиональных умений в процессе непрерывной практики. 29
Выводы по первой главе. 59
Глава 2 ВЛИЯНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРАКТИКИ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ 63
2.1 Организация системы непрерывной практики студентов специальности «изобразительное искусство» 64
2.2 Динамика формирования профессиональных умений студентов в процессе практик (музейной, пленэрной, педагогической) . 85
Выводы по второй главе. 119
Заключение 122
Список литературы 127
Приложение 138
- Сущность основных понятий исследования
- Организация системы непрерывной практики студентов специальности «изобразительное искусство»
- Динамика формирования профессиональных умений студентов в процессе практик (музейной, пленэрной, педагогической)
Введение к работе
Актуальность исследования. На современном этапе развития образования перед педагогической наукой стоят проблемы модернизации и совершенствования методов и технологий обучения при подготовке квалифицированных профессионалов в высшей школе. Необходимо и обновление содержания с учетом региональных особенностей, социально-экономических, общественно-политических и культурных. Роль духовно-нравственного потенциала искусства в современном обществе возрастает, ощутима потребность в понимании искусства как языка международного общения, сближения и понимания культур и народов.
Особое значение в решении проблем современного общества отводится педагогу, преподавателю изобразительного искусства в школе, важной частью профессиональной подготовки которого является овладение им в процессе обучения в вузе педагогическими умениями, позволяющими своевременно осуществлять коррекцию и творческое преобразование педагогической реальности, прогнозировать результаты профессиональной деятельности.
Общетеоретический подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки педагога заложен в трудах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабан-ского, Б.С. Гершунского, В.А. Кан-Калика, М.М. Левиной, А. Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, В.А. Сухо-млинского, К.Д. Ушинского и др. Выполнен ряд исследований, посвященных формированию общепедагогических, дидактических умений и педагогическому творчеству учителя (В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, В. Оконь, Е.В. Романов и др.), в том числе, учителя изобразительного искусства (Б.М. Неменский), творческих умений в процессе профессионального обучения (Н.З. Никитина и В.Н. Романенко). Проблема непрерывного профессионального образования рассматривалась A.M. Новиковым, Н.М. Огарковым и А.Д. Савельевым и др. Вместе с тем, в научно-педагогической литературе до на-
4 стоящего времени не подвергалась исследованию проблема формирования
профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики.
Современное состояние данной проблемы в вузе выявляет следующие противоречия: во-первых, существует объективная необходимость в формировании профессиональных умений студентов, будущих преподавателей изобразительного искусства в процессе непрерывной педагогической практики, и нет системы проведения и реализации программы непрерывной практики (музейной, пленэрной, педагогической) с учетом новых требований развивающегося современного общества и образования и местных особенностей (геополитическое положение области, культурологический фон). Во-вторых, по отдельным предметам: рисунку, живописи, композиции, истории искусства и др. — существуют разработанные методики подготовки студентов в вузе, фрагментарно затрагивающие пути формирования профессиональных умений по изобразительному искусству, но проблема не рассматривалась в системе непрерывной практики как необходимом условии, на наш взгляд, взаимодействия художественного и психолого-педагогического в целом в профессиональной подготовке студентов специальности "изобразительное искусство" в вузе, что подтверждает актуальность темы исследования, ее теоретико-практическое значение. С учетом противоречий был сделан выбор темы исследования «Формирование профессиональных умений студентов специальности "изобразительное искусство" в процессе непрерывной практики», проблема которого формулируется следующим образом: каковы педагогические условия эффективного формирования профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики.
Проблема рассматривается на материале музейной, пленэрной и педагогической практик. Основная идея заключается в том, чтобы изучить динамику формирования профессиональных умений студентов и экспериментально проверить концептуально-теоретические основы системы непрерыв-
5
ной практики для создания качественно нового учебно-методического ком-
. плекса, обеспечивающего деятельностный, культурологический, гуманисти-
ческий подходы к становлению специалистов педагогов изобразительного искусства в образовательном процессе.
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически проверить педагогические условия формирования профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки учите
лей изобразительного искусства в системе высшего педагогического образо
вания.
* Предмет исследования - формирование профессиональных умений
студентов специальности «изобразительное искусство» в ходе непрерывной практики.
Задачи исследования:
Охарактеризовать особенности формирования профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики.
Разработать содержание и методику непрерывной практики студентов (музейной, пленэрной, педагогической), обеспечивающих формирование профессиональных умений.
Выявить и обосновать педагогические условия формирования профессиональных умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования профессиональных умений студентов вуза специальности «изобразительное искусство» будет эффективным, если:
- будет осуществлена система непрерывной практики от 1 до 5 курса, включающая музейную, пленэрную и педагогическую и будут выявлены
особенности формирования профессиональных умений в процессе непрерывной практики;
все виды практик будут организованы во взаимосвязи, единстве требований при обучении, воспитании и развитии с личностно-ориентированным и индивидуальным подходом к деятельности будущего педагога изобразительного искусства, и в основе обучения будут лежать принципы развития общей культуры студента;
непрерывная практика будет учитывать проблему регионального образования, особенности Калининградской области, ее геополитического положения, красоту и своеобразие природы, интеграционные процессы развития европейских и русской культур во взаимосвязи и соседстве, конкретные музейные исторические материалы.
Методологическую основу исследования составляют положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере; диалектика как теория развития и всеобщей связи явлений; философия прекрасного; системно-целостный, лич-ностно-деятельностный и культурологический подходы к познанию и преобразованию педагогической действительности.
Теоретической основой построения исследования стали фундаментальные разработки философских, социально-психологических наук в аспектах эстетической культуры личности, идеи об интегральных характеристиках личности, о единстве теоретического и практического мышления (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, И.А. Ильин, В.В. Кандинский, А.Н. Леонтьев, В.В. Розанов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Флоренский); концепция личности и ее развития, единство интеллектуальной, эмоциональной и творческой основ в формировании личности и индивидуальности (О.С. Гребе-нюк); теория воспитания эстетической культуры детей и подростков средствами отдельных видов искусства (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.А. Ходякова).
7 Методы исследования
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов взаимообогащающих и дополняющих друг друга: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта, педагогические наблюдения по специально разработанным программам; педагогический эксперимент; опрос, тестирование; анализ учебно-методической документации и продуктов творческой деятельности студентов; математическая обработка данных.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования, связанных с системно-целостным, личностно-деятельностным и культурологическим подходами, применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, сочетанием качественного и количественного анализа, длительным характером экспериментальной работы, сопоставимостью результата с массовым педагогическим опытом.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился Калининградский госуниверситет, факультет педагогики и психологии, специальность «изобразительное искусство».
Тематика, характер исследований были предопределены непрерывной педагогической деятельностью автора (с 1989 г. по настоящее время) в качестве педагога дополнительного образования по изобразительному искусству (КГДТ), преподавателя основ композиции и рисунка для дендродизайнеров и дизайнеров (Центр образования, г. Калининград), в качестве заведующего сектором выставок (Музей Мирового океана), преподавателя вуза (Калининградский госуниверситет), руководителя пленэрной практики, руководителя педагогической практики студентов, а также творческой работой по организации, проведению выставок и участию в выставочной работе, консультанта по музейному делу, члена фондово-закупочной комиссии Министерства
8 Культуры, авторской работе по оформлению и иллюстрации печатных изданий и художественному редактированию ("Янтарный сказ", г.Калининград, издательство "Просвещение", издательство "Глосса", г.Москва и другие).
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (1997 - 1998 г.) - поисково-аналитический. Анализировалось состояние вопроса в школьной, пленэрной, музейной практике; изучалась философская, психолого-педагогическая, учебная литература по искусству, а также нормативная, программно-методическая документация высшей школы. В результате были определены предмет, гипотеза, границы, методология и методы исследования.
Второй этап (1998 - 2001г.) - опытно-экспериментальный. Разрабатывалась и подвергалась эмпирической проверке программа проведения непрерывной практики с целью формирования профессиональных умений студентов в процессе обучения в вузе (учебная музейная, пленэрная и педагогическая практики), на спецкурсах и факультативах (штамп и экслибрис, компьютерная графика, основы дизайна, акварель аЧа prima, многообразие цветовой гаммы в живописи, методика построения шрифта и шрифтовой композиции).
Третий этап (2002 - 2003г.) - обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, их апробацией, внедрением и публикацией, литературным оформлением диссертации.
Рассмотрим следующие основные положения, выносимые на защиту.
Сущность основных понятий исследования
Умение - это способность делать что-либо, приобретенная обучением, опытом [118, с. 490]. В словаре Вл. Даля слово «умение» отсутствует [34], Это может свидетельствовать о том, что активным значением понятия «умение» стали пользоваться несколько позже.
Из истории известно, что вопрос о формировании умений человека уходит своими корнями в глубокую древность. Со времен возникновения человеческого сообщества появилась и необходимость обретать умения, требующиеся для жизни, для деятельности. Решающим фактором в образовании умений был труд, который сделал человека человеком. Трудовая деятельность первобытных людей была направлена на удовлетворение естественных потребностей, на выживание. В первобытном обществе человек постепенно включался в деятельность, приобретая трудовые умения, выполняя жизненно необходимые действия. Причем, как во время матриархата, так и во время патриархата умения различались по половому признаку: будущие мужчины получали от взрослых умения в изготовлении оружия, в охоте, в рыбной ловле, а будущие женщины готовили пищу, собирали и выращивали урожай, делали посуду и одежду. Вещественным доказательством тому служат археологические находки [61, с. 54]. В частности они подтверждают и раннее зарождение умений по декоративно-прикладному и изобразительному искусству у человека [62, с. 150]. С появлением родовой общины возникло скотоводство, земледелие и ремесла, которые требовали расширения трудового опыта и усложняли умения, приобретались новые специфические качества умений, возможно, в дальнейшем разделившие умения на профессиональные.
С развитием родовой общины появилась необходимость приобретения умений пользоваться копьем, стрелять из лука и другие умения, необходимые для вооруженных организаций. С появлением частной собственности, рабства, с появлением сначала моногамной семьи, а затем индивидуального брака, с появлением господствующей группы (жрецов, вождей, старейшин) возникла необходимость умственного образования и приобретение специальных умений, которые обретались на занятиях в школах, где получали необходимые зачатки знаний: обмер полей, расчет при строительстве сооружений, астрономические понятия, предсказание наводнений рек, приемы лечения людей и так далее. Дети знатных людей освобождались от физического труда и приобретали в школах умения пиктографического письма, расчета площадей, наблюдения за звездами и тому подобные.
В школах древнего Востока (Египет, Индия, Китай, Малая Азия) развивались зачатки наук (астрономии, геометрии, арифметики, медицины, философии), которые обеспечивали деятельность человека в постройке сооружений, простейших машин, в приемах земледелия, изготовления орудий.
Обучение приобретало целенаправленный характер в зависимости от потребностей общества. Так, в Древней Греции в Спарте больше внимания уделялось приобретению умений, связанных с состоянием боевой готовности, поэтому Спарта готовила будущих воинов, обращая внимание на фор-мирование умений метать диск, копьё, бороться, пользоваться приемами рукопашного боя, петь воинственные песни, переносить голод, холод, жажду; быть жестокими к врагам. Воспитывались выносливость, дисциплина и умения в «науке побеждать».
В другой области Лаконии, где больше занимались земледелием, внимание было сосредоточено на развитии ремесел, на прикладных и художественных умениях, на развитии ремесел, на земледельческих умениях.
В Афинах бурно развивалась культура, естественные науки, история и искусство, математика и литература, архитектура и скульптура. Придавалось ссобое значение формированию «идеального человека», красивого физически и нравственно; в школах обучали чтению, письму, счету, отводилась большая роль эстетическому воспитанию, обучали музыке, пению, деклама 17 ции, рисованию. Развивалась философия (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит), на которую опиралась государственная система.
В Древнем Риме в условиях рабовладельческого общества существовали элементарные школы для плебеев, где приобретались умения чтения, письма и счета. Дети богатых приобретали эти умения в условиях домашнего обучения. В грамматических школах обучались сыновья привилегированных родителей, которые приобретали знания латинского и греческого языка, обучались риторике, развивали умения, необходимые будущим политическим деятелям, позволявшие занимать выборные должности.
Во время республиканского Рима возникли особые школы риторов, где юноши из знатных семей обучались риторике, философии, правоведению, математике, греческому языку и музыке.
class2 ВЛИЯНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРАКТИКИ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ class2
Организация системы непрерывной практики студентов специальности «изобразительное искусство»
Психологи делают тот чрезвычайно важный для педагогики вывод, что соединение умственного и физического труда, которое считается основой трудовой педагогики, никак не следует понимать как одновременный синтез одного и другого
С психологической точки зрения соединение теории и практики в воспитании должно означать не что иное, как целесообразное и планомерное чередование тех и других видов труда, которое гармонически осуществляет ритмическую трату энергии то на одном, на другом полюсе нашего организма.
Рассуждая о мышлении как форме поведения Л. С. Выготский исследовал двигательную природу мыслительных процессов. С психофизиологической точки зрения «ритм, в сущности говоря, потому и означает высшую форму органической деятельности и жизни, что представляет собою как бы чередование движения и покоя и поэтому гарантирует совершенство и безос-тановочность движения. Ритм с психологической точки зрения есть не что иное, как самая совершенная форма синтеза и покоя» [22, с. 193].
Принцип взаимодействия системы непрерывных практик осуществляет связь составляющих частей: музейной практики, пленэра и педагогической практики. Профессиональные умения, формируемые на первой практике используются в последующих. Кроме того, в процессе пленэрной практики, например, занятия проводятся на базе музеев (в Музее Мирового океана - в городском пленэре, в музее Г. Брахерта - на выездном пленэре). Занятия, проводимые в музейной среде, обеспечивают воспитание культуры личности, коммуникативных качеств и умений, развитие эмоциональной, мотивацион- ной сфер, художественного мышления у студентов. В процессе педагогической практики студенты также посещают музей с классом, осуществляя внеклассную работу по предмету с целью расширения кругозора, эстетического воспитания подрастающего поколения. Овладев во время музейной практики вербальными навыками проведения дискуссий о предметах искусства, на практике педагогической студент готов поделиться своими профессиональными умениями с учащимися.
Принцип целостности подразумевает объединение частей на основе главной цели, основных задачи основан на правильной расстановке приоритетов в учебном процессе, состоит в подчинении второстепенного главному.
Не стареет древний тезис Аристотеля о том, что в истинном творении нет ничего лишнего, нет пустот, что к нему нечего добавить и нечего отнять. [8]. Частный аспект построения формы, организующего компонента, соотношения деталей и целого применим на наш взгляд к системе непрерывных практик как системе, имеющей структуру, то есть характерное построение целого из частей.
Проводя аналогию с композицией (лат. compositio), соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с единой идеей, обусловленное содержанием, характером, назначением, [45] можно утверждать, что существует принцип целостности системы непоерывных практик.
Понимание структуры образовательного процесса имеет важное практическое значение. Осуществление технологий обучения, воплощение единства и целостности технологий воспитания, обучения, развития
Правила целостности таковы, что:
ни одна часть целостной системы не может быть изъята или заменена без ущерба для целого,
части не могут меняться местами без ущерба для целого,
ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого. Принцип целостности включает также взаимосвязь между частями и в группами профессиональных умений.
Динамика формирования профессиональных умений студентов в процессе практик (музейной, пленэрной, педагогической)
XXI век — век развития новых технологий в обществе. Проблема формирования профессионала своего дела, в том числе и учителя изобразительного искусства, актуальна сегодня в процессе подготовки специалистов в высшей школе и имеет ряд особенностей. Наша цель рассмотреть методы в общей проблеме подготовки учителя изобразительного искусства в системе непрерывной практики в вузе.
Учитель изобразительного искусства призван сочетать в себе качества педагога и профессионала художника. Следовательно, необходимо развитие его как художественных профессиональных умений, так и психолого-педагогических. Система непрерывной практики студентов специальности ИЗО включает музейную практику, педагогическую и пленэрную, которые непрерывны от 1 до 5 курсов обучения и осуществляют на практике проект-но-созидательную модель обучения. Студенты в вузе проходят сложный системный путь в процессе обучения от постановки цели, задачи, плана к созданию собственного творческого итога работы и деятельности.
Одним из способов формирования профессиональных умений является концептуальный характер пленэра. В профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства большое значение имеет методика проведения пленэрной практики. Рассмотрим организацию процесса пленэра.
1. Пленэрная практика проводится на отделении изобразительного искусства с I по IV курс и построена поступательно от быстрого наброска, зарисовки к более длительному рисунку, от колористического упражнения, «нашлепки», до живописного цветового решения работы в целом, от простого объекта к сложному, человеку.
2. Перед началом практики студентам предлагается ряд контрольных вопросов по живописи, рисунку, технологии подготовки грунта и технике работы различными материалами, о роли зарисовок в работе художника, об анатомии и пропорциях и т.п. с целью самоподготовки и осознания роли базовых предметов по изобразительному искусству для теории и практики работы. Контрольные вопросы как и беседа о пленэризме и импрессионистах являются стимулирующим фактором в нашей модели обучения.
3. Проводится установочная конференция, определяющая цели, задачи, этапы практики и предполагаемый результат.
4. Учебная работа на пленэре проводится в контакте с преподавателями по рисунку и живописи и предусматривает стартовый и промежуточные просмотры работ с целью их анализа, критики, оценки или стимулирующего поощрения и постановки перспективных индивидуальных задач.
5. Рекомендуется самостоятельный выбор темы пленэра на местном материале, например, «Многообразие береговых ландшафтов», «Тема неба и воды», «Неодушевленные объекты природы», «Окна города», «Шпили Светлогорска» и др.
Наполнение серии работ по теме описано в методических рекомендациях по пленэрной практике.
6. Предлагается ряд маршрутов для более широкого наблюдения за природ ными особенностями края, учитывающие поступательное развитие любознательности, любви к природе и потребность в новых впечатлениях. 7. Заключительный просмотр проводится в ноябре после самостоятельной работы студентов над серией работ по колористическому многообразии осени. Работы оформляются, подписываются студентами и оцениваются преподавателями.
Полагаем,что значение проведения пленэрной практики велико для формирования профессиональных умений не только в узкоспециальном смысле, но и для подготовки широко образованного профессионала.
Профессор Ю. Азаров считает, что современный мир ставит принципиально новые задачи, диктуемые необходимостью преодолевать образовавшийся мировоззренческий вакуум, последствия духовного и социально-экономического кризиса, который поразил многие сферы жизнедеятельности.
Многие ученые отмечают некоторый парадокс деформированного современного образования. Так, Гельман 3. считает, что «нынешнее время можно охарактеризовать как опаснейшее для всей человеческой цивилизации. И одну из главных опасностей представляет собой невежество, замаскированное под "узкоспециальную образованность"» [24, с. 37].