Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей Барышева Наталья Александровна

Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей
<
Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Барышева Наталья Александровна. Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Челябинск, 2000 164 c. РГБ ОД, 61:01-13/455-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования умений педагогической режиссуры 12

1.1 Теория и практика формирования умений педагогической режиссуры: общая характеристика и анализ проблемы 13

1.2 Личностно-культурологический подход как основаформирования умений педагогической режиссуры 33

1 .Модель формирования умений педагогической режиссуры 48

Выводы по первой главе 76

Глава II. Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры 77

2.1 Режиссерская компетентность как условие формирования умений педагогической режиссуры 78

2.2 Выявление и снятие барьеров в учебной деятельности как условие формирования умений педагогической режиссуры 103

2.3 Построение педагогического процесса как процесса творческого (индивидуального и коллективного) 118

Выводы по второй главе 133

Заключение 136

Список использованной и цитированной литературы 139

Приложения 149

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная педагогическая теория акцентирует значение отношения человека к самому себе как к ценности. Осознание неповторимости, уникальности, значимости, которые должны сформироваться у личности, - новые ориентиры педагогики.

Личностно ориентированная педагогика представляет собой интеграцию на основе собственно педагогики и определенных научных положений и сфер человекознания: философии, психологии, искусствоведения и социологии.

Гуманистическая направленность воспитания и образования, берущая свое начало в утопических сочинениях Т. Мора, Ф. Рабле и других, а так же К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта, определяет ее сущность, содержание и систему знаний и практических умений, и подразумевает устремленность к свободной творческой реализации возможностей своего личностного потенциала, рост и развитие конструктивного начала в человеке. Основной задачей личностно ориентированной педагогики является оказание содействия человеку в определении и коррекции отношений к самому себе, окружаемому миру, другим людям, к профессиональной деятельности. В этом смысле сама педагогика должна пониматься достаточно широко: как система научных знаний о человеке, его развитие и формирование, а так же как часть жизнедеятельности, имеющая определенный педагогический аспект, - взаимоотношения с детьми, коллегами, друзьями, руководством, - везде, где требуется оказание воздействия на людей с целью их изменения.

Необходимость выработки новых культурологических и искусствоведческих технологий воспитания и образования, обеспечивающих развитие личности, потребность в которой продиктована изменениями в интеллектуальной и духовной жизни общества, и, соответственно, определения соответствующих умений, которые должны быть сформированы у будущих педагогов, существует уже сейчас.

Проблема педагогики как искусства воспитания в определенной
мере исследовалась и ранее. Уже в 20-30 годы 20-го века в ряде ра
бот, посвященных мастерству педагога, отмечались общие стороны
творчества педагога и актера. Исследования конца 80-х, начала 90-х
годов уже указывают на общность логики педагогической и творче
ской деятельности, этапов творческого и педагогического процессов.
На это совпадение указывают такие исследователи, как В.П. Бес-
палько, И.П. Волков, Г.Е. Жураковский, В.И.Загвязинский, И.А. Зязюн,
Н.Е. Ильин, В.А. Кан-Калик, Ю.Л. Львова, . В.А. Мудрик,

Ю.И. Турчанинова, М.Н. Щетинин и другие. Однако проблеме режиссуры и технологии творческой деятельности учителя уделяется недостаточно внимания. Попытка поставить проблему формирования умений педагогической режиссуры имеет серьезные основания и представляется нам особенно актуальным. Это обусловлено существующими противоречиями:

с одной стороны, общегосударственной тенденцией отказа от превалирования авторитарной системы формирования подрастающего поколения и необходимостью построения новой, более гуманной педагогической системы в новом социально-педагогическом контексте;

между требованиями к профессиональной деятельности преподавателей дополнительного образования в реализации ими полноценного воздействия на личность учащихся и отсутствием или слабой специальной педагогической подготовкой;

- между объективными потребностями в новой культуролого-
педагогической теории и технологии и отсутствием практиче
ских рекомендаций в этом направлении, обеспечивающих фор
мирование личности в соответствии с перестроечными задачами
общественного развития.

Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой проблемы, а так же ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей».

Раскрыть сущность, содержание и технологию формирования умений педагогической режиссуры - значит развить новую теорию и практику этого процесса. Нам представляется, что педагогическая режиссура должна наполнить принципиально иным содержанием педагогический процесс, педагогическое мастерство современного учителя, поэтому целью исследования является выявление, обоснование и проверка в опытно-экспериментальной работе педагогических условий, обеспечивающих формирование умений педагогической режиссуры современного учителя за счет использования модели и соответствующей технологии.

Объект исследования: Процесс педагогической подготовки студентов вузов культуры и искусства, получающих дополнительную квалификацию «преподаватель».

Предмет исследования: Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у студентов вуза.

Гипотеза исследования: Формирование современного учителя будет осуществляться более успешно при наличии:

- стратегически значимого в формировании умений педагогической
режиссуры личностно - культурологического подхода;

модели формирования умений педагогической режиссуры, основанной на интеграции положений психологии творчества, теат-ральной режиссуры, актерского мастерства, театральной педагогики, обеспечивающей в процессе педагогической подготовки формирование умений педагогической режиссуры будущих педагогов;

комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования умений педагогической режиссуры;

технологии, смысл которой заключается в разработке необходимых процедур, формирующих умения педагогической режиссуры.

Общий замысел и цель исследования определи задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояния проблемы формирования
умений педагогической режиссуры.

2. Разработать и обосновать использование личностно -
культурологического подхода к теории и практике формирования умений
педагогической режиссуры;

3. Используя достижения театральной и общей педагогики, раз
работать модель формирования умений педагогической режиссуры} ,

4. Определить педагогические условия формирования педагогиче
ской режиссуры. В опытно-экспериментальной работе проверить их
эффективность.

5. На основе выделенных условий разработать технологию
формирования умений педагогической режиссуры

6. Разработать, опираясь на результаты исследования, практические
рекомендации, обеспечивающие формирование умений педагогической
режиссуры.

Сложность постановки задач, обусловленных противоречивым характером развития педагогики на нынешнем этапе, побудила автора к междисциплинарному характеру исследования.

Теоретико-методологическая основа исследования - личностно-культурологический подход, семиотические педагогические технологии современного профессионального искусства, основные театральные и педагогические системы и направления 20-го века.

Разрабатывая теоретические аспекты, автор опирался на:

исследования в области философии образования (Б.С. Гершун-ский, В.Н. Днепров, Г.П. Щедровицкий), в которых рассмотрены основные категории и тенденции современного образования;

исследования в области педагогического творчества учителя (Ю.П.Азаров, Ш.А. Амонашвили, А.В. Белкин, В.А. Загвязинский, И.А. Зязюн, Ю.Л. Львова, В.А, Сластенин, Н.А. Томин, Н.М. Яковлева), в которых рассмотрены творческие аспекты педагогической деятельности;

исследования в области театральной педагогики, развития актерского и режиссерского мастерства (П.М. Ершов, Ю.А. Завадский, М.И. Кнебель, В.Э Мейерхольд, В.А. Петров, К.С. Станиславский, М.Н. Чехов, А.В. Эфрос), в которых прослеживается попытка раскрыть природу мастерства актера и режиссера;

исследования отечественных педагогов по вопросам общепедагогической подготовки будущего учителя (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин ), в которых рассматриваются пути и средства развития личности педагога. Научная новизна исследования заключается в том, что:

  1. Сформулирован личностно -' культурологический подход.

  2. Автором разработана модель формирования умений педагогической режиссуры, основанной на прохождении двух этапов:

- этап осуществления данного умения без опоры на источники информации о способах действия;

этап автоматизации операций, составляющих данное умение.

3) Выявлены и проанализированы условия формирования уме
ний педагогической режиссуры, обеспечивающие управление педаго
гическим процессом на всех этапах его осуществления.

4) Разработана технология формирования умений педагогиче
ской режиссуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1) Проанализированы концептуальные подходы к профессио
нальной подготовке будущих специалистов и на этой основе разрабо
тан личностно - культурологический подход, который рассмотрен с по
зиции культуры в условиях современной педагогической парадигмы.

2) С позиции личностно - культурологического подхода уточ
нено понятие «педагогическая режиссура», конкретизировано определе
ние «умения педагогической режиссуры».

Практическая значимость исследования состоит: 1) В разработке модели формирования умений педагогической режиссуры у будущих педагогов, которая оснащает будущих педагогов необходимыми умениями, способными связать имеющиеся способы и средства воздействия на личность с целью построить проект под конкретную педагогическую ситуацию, исходя из психических, энергетических, ценностных ресурсов самой личности. Данная модель позволяет перестроить мотивационную сферу в сторону направленности побуждений на более глубокое осмысление диады "учитель-ученик".

Внедрение данной модели в практику работы со студентами -будущими педагогами - показало ее педагогическую эффективность; существенно обогатило потенциал приспособлений, позволяющих обнаруживать эмоционально-смысловое ядро личности и выстраивать личностный ансамбль как основу саморазвития.

2) Логика педагогического процесса позволяет использовать тех
нологию, разработанную автором , для подготовки преподавателей любой
дисциплины.

3) Основные положения и выводы исследования рекомендова
ны и включены для использования в качестве практической части
лекционного курса "Педагогическое мастерство" в Челябинском госу
дарственном институте искусства и культуры.

На защиту выносятся:

  1. Положение о том, что педагогическая режиссура - искусство создания гармонически целостного, обладающего определенным художественным единством педагогического процесса, в масштабах законченного дидактического цикла или применяемой формы.

  2. Личностно - культурологический подход, опирающийся на ряд современных теорий и концепций, отражающих представления о методологии современной педагогики.

  3. Модель формирования умений педагогической режиссуры, применимая на любом этапе профессионального становления будущих педагогов.

4. Технология формирования умений педагогической режиссуры,
основанная на:

а) выявлении и учете личностных качеств будущих педагогов для
выбора наиболее эффективных методов и средств для наиболее про
дуктивной реализации педагогической режиссуры;

б) применении педагогических приемов (тренингов), основанных на
тренингах развития актерских и режиссерских способностей, позволяю
щих формировать умения педагогической режиссуры у будущих педа
гогов;

в) разработке практических рекомендаций, позволяющих самостоя
тельно совершенствовать умения педагогической режиссуры.

10 5. Комплекс условий, позволяющий наиболее эффективно осуществлять формирование умений педагогической режиссуры, включающий:

а) формирование умений режиссерской компетенции студентов в
осуществлении творческой, постановочно - репетиционной деятельности;

б) выявление и снятие возникающих барьеров в учебной деятель
ности : личностных, художественно-творческих, коммуникативных;

в) построение творческого процесса учебно-познавательной дея
тельности (индивидуального и коллективного).

Этапы исследования:

  1. (1996 -1997) Теоретическое обоснование проблемы, уточнение понятийного аппарата, формулировка гипотез, определение общей логики исследования, анализ литературы и диссертационных работ. В ходе этого этапа были изучены и привлечены материалы философии, педагогики, психологии, театральной педагогики, искусствознания, психологии личности, психотерапии, социологии.

  2. (1997-1998) Констатирующий этап исследования : формулировался и уточнялся характер умений педагогической режиссуры, а так же степень готовности овладеть определенными навыками педагогической режиссуры.

Использовались методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование

3. (1998-1999) На третьем, формирующем этапе исследования осу
ществлялись:

разработка и осуществление стратегически необходимой для данного исследования процедуры "20 минут импровизации", позволившей обеспечить студентов необходимой подготовкой для последующего формирования умений педагогической режиссуры у будущих педагогов;

разработка и организация тренингов, направленных на формирование умений педагогической режиссуры у будущих педагогов;

- сравнительный анализ изменений в уровне оснащения приемами педагогической режиссуры участников экспериментальных и контрольных групп с целью определения педагогической эффективности опытно-экспериментальной работы. В качестве базы исследования выступили:

Челябинский государственный институт культуры и искусства, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинский колледж культуры. В качестве экспериментальных были выбраны группы студентов 1-го, 2-го и 3-го курса культурологического и исполнительского факультетов Челябинского государственного института искусства и культуры.

В качестве контрольных были определены группы студентов 2-го и 3-го курса актерского и режиссерского отделения театрального факультета Челябинского государственного института искусства и культуры и 1-й, 2-й, 3-й курс факультета начальных классов Челябинского государственного педагогического университета.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются анализом современных достижений психолого-педагогической науки, выбором и реализацией комплекса методов, соответствующих цели исследования, и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы, количественным и качественным их анализом, подтверждением гипотезы исследования его результатами, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием вычислительной техники.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на научно-теоретических и научно - практических конференциях г. Челябинска и г. Екатеринбурга ("Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога", Екатеринбург, 25 марта 1998 г.; ежегодная конференция по итогам научно-

12 исследовательских работ профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов университета, 1998 - 1999 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Методология и методика формирований научных понятий у учащихся школ и студентов», Челябинск, 11-13 мая 1999 г.; научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы в современных условиях», Екатеринбург, 1999; научно-методическая конференция «Актуальные проблемы совершенствования учебного процесса в вузе искусства и культуры», Челябинск, 1999г.).

Материалы диссертации апробировались в ходе использования в практической деятельности в Челябинском государственном институте искусства и культуры и Челябинском колледже культуры, а так же в учебных учреждениях г. Екатеринбурга.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Теория и практика формирования умений педагогической режиссуры: общая характеристика и анализ проблемы

Профессиональный труд учителя всегда относился к числу сложных. Исторически в разные периоды при подготовке будущих учителей уделялось и обосновывалось внимание к разным компонентам их труда. Как отмечает В.А. Сластенин , рассмотрение исследований через призму средств профессиональной деятельности учителя показывает, что большинство из них посвящено внешним (выразительные средства поведения и речи, тело) и внутренним (умения и навыки, индивидуальный стиль деятельности, образ «Я») средствам педагогического труда. В отечественной педагогике исследовались качества учителя, способствующие успешному овладению приемами оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский); идейный облик, призвание, интересы, способности, чувства, волевые качества, особенности педагогической деятельности (Ф.Н.Гоноболин); темперамент учителя (А.Н.Когальняк, Л.П.Мельник), индивидуальный стиль деятельности (Н.И.Петров); проблемы педагогического общения (С.В.Кондратьева, А.А.Леонтьев); мотивы, педагогические способности, основные компоненты педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина); педагогическое творчество (В.И.Загвязинский, М.М.Поташник, И. Раченко); основы педагогического мастерства (И.А.Зязюн), педагогическая техника (В.А.Кан-Калик) и т.д. Большое количество исследований, посвященных совершенствованию учительского труда, обусловлено сложностью, интегративностью, творческим характером педагогического труда. Одним из признанных подходов в настоящее время считается рассмотрение педагогического труда через призму профессионально важных качеств личности. В этом случае исследователь чаще всего опирается на концепцию профессионально важных качеств личности (79,215 с).

В состав профессионально обусловленных свойств, профессионально важных качеств преподавателя современные исследователи включают общую направленность личности, некоторые специфические качества - организаторские, коммуникативные, перцептивно - гностические, экспрессивные, профессиональную работоспособность, физическое и психическое здоровье.

Вместе с тем сегодня нет единого понимания набора профессионально важных качеств личности учителя, тем не менее только с этой позиции возможно изучение и целенаправленное формирование конкретных свойств профессиональной педагогической деятельности (54, с; 55, с).

Под профессионально важными качествами обычно понимают индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Педагогические умения относятся к профессионально важным качествам учителя, хотя и не исчерпывают всего их многообразия (144с).

Обращение к проблеме формирования педагогических умений связано с наличием противоречия между теоретическими знаниями и их практическим применением. Проблема общепедагогических умений является чрезвычайно актуальной в теории и практике высшего педагогического образования. Современные представления о подготовке учителя приводит к выводу, что она должна быть функциональной, то есть в той или иной мере моделировать содержание и структуру педагогической деятельности. Основу этой деятельности составляют педагогические умения. Педагогические умения в совокупности и составляют основу профессионального педагогического мастерства. Исторически многочисленные исследования рассматривали вопросы формирования педагогического мастерства и педагогических умений учителя в тесной связи с раскрытием сущности и условий эффективности обучения и воспитания.

Понятие «умения» достаточно широко распространено в педагогической литературе, причем если раньше в его рассмотрении было много достаточно противоречивых точек зрения, то в последние десятилетия наметилось однозначное их рассмотрение как способности выполнять сложное комплексное действие или готовность к выполнению сложного комплексного действия на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта (88,148-159 с).

Среди других значимых определений умений можно назвать определения понятия «умения», выделяющие ту или другую черту, характерную для них. Так, определение, приведенное в Российской педагогической энциклопедии, обращает внимание на то, что умения - это освоенные способы действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков (РПЭ, с.465). А.В. Петровский во втором издании своего учебного пособия определяет умение как использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью. В основе умения находится перенос операций (89,175 с). В. Оконь считает, что умения уже навыка. По В.Оконю, умение - это способность пользоваться различными правилами при выполнении каких-либо заданий. Эти правила берут свое начало из предметных норм, а те, в свою очередь, - из научных утверждений, тем самым В.Оконь акцентирует внимание на том, что умения связывают педагогическую теорию и практику (90, 159с). И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин в своей концепции уходят от рассмотрения соотношения навыков и умений и рассматривают их в целом, как усвоенный опыт осуществления различных видов деятельности (36, 105 с). А.В.Петровский обращает внимание на то, что умения связаны с регуляцией деятельности: «Умения включают в себя комплекс знаний, приемов, навыков и различных элементов опыта чувственного и практического. Умение предполагает экстериоризацию - воплощение знаний в физическое или мыслительное действие. В соответствии с изложенным термин «умение» означает владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности с помощью имеющихся у субъекта знаний и навыков, перебрасывая, таким образом, «мостик» к самостоятельности» (88, 159с).

Личностно-культурологический подход как основаформирования умений педагогической режиссуры

В этом параграфе в соответствии с задачами нашего исследования мы рассматриваем и обосновываем теоретические позиции исследования, личностно-культурологический подход как наиболее адекватный проблеме исследования в изучении и формировании умений педагогической режиссуры.

Осознание современной педагогической действительности и определение параметров современной педагогической парадигмы побуждает исследователей к поиску философско-методологических основ образовательно-педагогической деятельности, созданию методологической базы и соответствующих форм для наиболее успешной организации учебно-воспитательного процесса подготовки педагогов. В современных исследованиях наряду с традиционными прескриптивны-ми методологическими конструкциями (построениями) стали использовать и новые, соответствующие плюрализму ориентации современной науки. Традиционная методология подвергается пересмотру, переориентации, для обоснования новых задач, поставленных обществом перед образованием, усиленно ищутся и новые методологические основания, среди которых можно выделить обращение к культуре, синергетике, различным философским теориям гуманистической направленности.

Проблема формирования умений педагогической режиссуры на основе интеграции профессиональной подготовки учителя и достижений педагогики искусства, выделенная в процессе нашей работы, потребовала при проведении исследования опоры на комплекс научно-исследовательских процедур, подходов, доминирующих в современной науке.

В качестве методологического при проведении исследования использовалось понятие «подход», так как это понятие характеризует современный стиль мышления, представляет собой исторически сложившуюся систему господствующих на данном этапе развития науки логических приемов, нормативов и принципов решения научно-теоретических проблем ( 2,340 с). Особенностями использования понятия подход является то, что подход к познанию в науке -это логико-гносеологическое и методологическое образование, предельно строго выражающее только направленность научного исследования, принципиально лишенное какого бы то ни было ограничения и даже четкой фиксации тех средств, которыми ведется исследование (31, 149 с.)- Тем самым использование понятия «подход» позволяет избежать необходимости анализа многочисленных трактовок понятий, научных процедур, извлекая при этом из них максимальную выгоду для исследования.

Сложность поставленных в исследовании задач побуждает к междисциплинарному исследованию проблемы. Отметим, что педагогическая режиссура не всегда укладывается в рамки традиционных исследовательских подходов, часто трудно анализируется, так как обладает интегративной целостностью, поэтому для ее изучения требуются особые подходы, связывающие воедино искусство и педагогику. Основанием таких подходов может стать культура. Обращение к понятию «культура», исследованиям, связанным с этим понятием, и привлечение их в качестве методологической основы нашего исследования связано с тем , что:

Во-первых, с позиции современных представлений культура -это синкретичное явление, динамичный творческий процесс, синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, гармоничных форм отношений человека к природе, обществу и самому себе, как результату его связи с миром и утверждения в нем.

Хотя само понятие «культура» чрезвычайно многообразно, оно дает основания для изучения и формирования умений педагогической режиссуры.

Во-вторых, в период перестройки педагогическая наука усиленно искала возможности нахождения новой методологии. Один из вариантов такой методологии стал вырисовываться благодаря тому, что специалисты в области культуры (ВНИИК) приняли участие и разработали ряд проектов, связанных с перестройкой образования в России, обратили внимание , и как оказалось не беспочвенно, на категорию «культура», позволяющую также как и другим категориям такого уровня абстракции (отношения, деятельность и т.д.) рассматривать сложные , интегративные виды деятельности, к которым мы относим и педагогическую. «Культура» как категория, имеющая высокий уровень абстрактности, позволила подвести большинство процессов, связанных с человеком, под различные свои компоненты. Благодаря этому культура стала базой, основой для разработки многих современных концепций педагогики, она позволила снять идеологические противопоставления, тем самым создав основу для построения воспитательных и обучающих моделей, интегрирующих самые разные направления, теории, концепции как методологического, так и прикладного характера, создала основу для интеграции дисциплин, для интеграции достижений всего многообразия достижений человечества, в создании условий для формирования типа личности профессионала, запрашиваемого современным обществом.

Режиссерская компетентность как условие формирования умений педагогической режиссуры

Исходя из логики исследования, рассмотрим компетентность как условие формирования умений педагогической режиссуры, проведем анализ компетентности студентов по отношению к педагогической режиссуре, охарактеризуем компетентность как условие формирования умений педагогической режиссуры, изменения которые при этом происходят в процессе форми- V рования умений. Другими словамнцс позиции взаимодействия обучающего и обучаемого мы должны рассмотреть, что реально введено в процесс педаго гической подготовки с целью формирования умений педагогической режиссуры.

На этапе диагностики умений педагогической режиссуры, в результате анкетирования, бесед, тестовых испытаний мы пришли (в результате качественного анализа, количественный при сопоставлении с формирующей частью опытно-экспериментальной работы будет осуществлен позже) к выводу, что умение анализировать материал и умение воплощать, те умения педагогической режиссуры, которые мы выделили в первой главе , развиты у студентов чрезвычайно слабо. Основными недостатками при этом выступают: непонимание или недостаточно конкретная постановка цели, которую необходимо достичь; стереотипность мышления, отсутствие неординарности; слабая образность; неспособность в обсуждении защитить свой «режиссерский» план урока, мероприятия, часто даже простейшего педагогического этюда. В целях диагностики компетентности, которую мы рассматриваем как знание и понимание педагогической режиссуры, мы ис- ,і I» пользовали тесты достижений. Тесты достижений выполняли в на шем исследовании две функции: контрольную и диагностическую.

Используя тесты достижений, мы стремились решить несколько задач: выявить исходные и конечные (после педагогической подго товки) знания студентов по педагогической режиссуре; обеспечить кор рекцию, при необходимости, знаний, полученных в результате прохождения / раздела курса «Педагогика», организовать достаточное количество выполне ния упражнений, повышающих компетентность студентов в педагогической режиссуре.

Умения формируются в процессе осознанного выполнения упражнений в изменяющихся условиях, поэтому используемые тесты по своему содержа нию представляют набор задач (упражнений), направленных на оценку и изучение уровня компетентности, определение отклонений по выбранным параметрам состава умений педагогической режиссуры (умение анализировать материал, умение воплощать полученный режиссерский проект), для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на коррекцию усвоения. Как считает С.Д.Смирнов,тесты достижений особенно пригодны для оценки эффективности профессионального обучения, сравнения разных методов и учебных программ путем сопоставления достижений групп, обучающихся разными способами, являются более объективным показателем обученности, чем оценка» ( 127, 221 - 226 с. ). Выявленные пробелы в овладении умениями педагогической режиссуры и соответствующая коррекция стали основой для повышения уровня компетентности выступающей как условие, повышающее эффективность педагогического процесса. Основой для построения тестов послужил состав выделенных нами умений (см. выше), которые выступили эмпирическими индикаторами педагогической режиссуры.

Для использования этой методики нами были подобраны из работ, содержащих разнообразные педагогические задачи, те из них, которые отвечали выделенным умениям. Студенты долж ны были выполнить несколько конкретных заданий различного содержания. По ходу выполнения заданий требовалось вслух сопоставлять свои действия, находить в них общие моменты, вырабатывая определенную последовательность действий. Ход решения задач предполагал выделение студентами общих моментов, опорных точек, по которым студенты выделяли состав требуемых действий. Самостоятельное «открытие» способа решения задачи, выделение опорных точек в их решении тем самым выступало как условие для самостоятельного открытия соответствующего алгоритма действия. Поощрялась совместная деятельность, коллективный разбор, обсуждение тех или других педагогических действий.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей