Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям Власова Елена Львовна

Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям
<
Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Власова Елена Львовна. Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Власова Елена Львовна; [Место защиты: Российская международная академия туризма].- Сходня, 2004.- 146 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общечеловеческие ценности как основа развития межкультурных коммуникаций 11

1.1. Общечеловеческие ценности в эпоху глобализации ( философский и педагогический аспекты) 11

1.2. Приобщение к общечеловеческим ценностям как проблема профессионального образования и воспитания 27

1.3. Педагогические проблемы профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма в сфере межкулътурных коммуникаций 45

Глава 2. Содержание и методика обучения межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям 65

2.1 .Основные принципы, определяющие содержание процесса обучения межкультурным коммуникациям 65

2.2. Активные методы обучения межкультурным коммуникациям на основе приобщения к общечеловеческим ценностям 98

2.3. Процедура эксперимента, анализ результатов и рекомендации по реализации методики обучения 124

Заключение 131

Библиография 134

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное реформирующееся образование России становится органической частью мирового образовательного пространства, что происходит в результате интенсивных процессов глобализации и интеграции мирового сообщества. При этом, с одной стороны, наблюдается взаимовлияние различных культур и языков, а, с другой стороны, - стремление к сохранению языкового и культурного многообразия мира. В этих условиях особую значимость приобретает проблема приобщения молодежи к общечеловеческим ценностям.

Актуальность данной проблемы обусловлена духовно-нравственной перестройкой, которую переживает современное общество. Это связано с эпохой глобализации, для которой характерно экономическое объединение мира при взаимопроникновении культурных, языковых и этнических различий и доминировании прагматической ориентации на материальные ценности. Интеграция мирового сообщества, понимаемая как приобщение к иным культурным ценностям с сохранением языкового и культурного многообразия мира, может быть достигнута через приобщение к общечеловеческим ценностям, имеются в виду духовно-нравственные ценности, приобщение к которым приведет к истинному духовному единению разных культур и народов.

Развитие глобализации порождает множество проблем. Одна из важнейших — проблема деловой коммуникации в международном бизнесе. Для того чтобы быть сегодня успешным менеджером, необходимо быть готовым эффективно работать с людьми другой национальности, другой культуры. Чтобы преуспевать в международном бизнесе не только сегодня, но и завтра, каждый менеджер должен владеть межкультурной коммуникацией.

Проблеме общечеловеческих ценностей в контексте процессов глобализации уделяется внимание в работах современных зарубежных и отечественных философов и культурологов М.П. Бочарова, А.А. Гусейнова,

4 И.С. Кона, М.М. Бахтина, И.Э. Клкжанова, Ю.М. Лотмана, А. Зиновьева, М. Маклюэна и др.

Известно, что морально-нравственные ценности, их значимость рассматривались в трудах философов со времен античности до наших дней: Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Н.А. Бердяев («человек как верховная ценность»), Н.О. Лосский («абсолютные» ценности), И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев и др.

Общечеловеческие ценности, как одна из центральных педагогических проблем, находятся в поле зрения современной психолого-педагогической науки и практики.

Вхождение России в демократическое Европейское пространство означает для системы туристского образования решение глобальной задачи формирования нового мышления, способного к бесконфликтному взаимодействию, пониманию, осознанию своих действий и их последствий, и, прежде всего, определения приоритетов воспитания, исходя из общечеловеческих ценностей, в число которых входит:

1. Воспитание толерантного отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям; воспитания высоконравственных личностных качеств; чувства сострадания и готовности помочь другим людям.

Для туристской деятельности принцип толерантного воспитания актуален, так как сфера деятельности менеджеров непосредственно связана с международным сотрудничеством, в рамках которого должны уважаться как самобытные особенности народов, так и основные интересы государств.

Патриотическое воспитание, которое требует изучения и освоения культуры народов России.

Поликультурное воспитание, содержания которого основано на изучении культур и их взаимосвязи.

4. Экологическое воспитание, суть которого состоит в бережном отношении ко всему живому на Земле, к окружающему миру, природе, в желании сохранения и приумножения ее богатства.

Возникла необходимость пересмотра подходов к воспитанию в новых социальных условиях с учетом особенностей процессов глобализации.

В понимании сущности понятия «общечеловеческие ценности» мы опираемся на современных философов (М.П. Бочаров, В.А. Степин и др.) и понимаем общечеловеческие ценности как «совокупность жизненно важных ценностей и значений, связывающих индивида с миром и создающих единство человека и мира, которому человек в ходе своей практической деятельности придает ценностное содержание и наделяет значением». При этом общечеловеческое не предполагает отказ от национально-культурной принадлежности, так как в общечеловеческих ценностях гармонически объединены общечеловеческое и национальное, самобытное.

Анализ проблемы приобщения молодежи к общечеловеческим ценностям показывает, что современная ситуация обучения и воспитания в сложных социальных условиях интеграции и глобализации общества требует поиска новых подходов.

Проблема приобщения к общечеловеческим ценностям неразрывно связана с проблемой нравственного воспитания. Нравственное воспитание студентов коррелирует с выявлением их отношений к окружающему миру. Во избежание влияния негативных сторон процессов глобализации («западнизации», «американизации»), бездумного перенимания преимущественно западных ценностей, важно правильно организовать учебно-воспитательный процесс, направить его на активизацию духовного мира субъектов обучения. Однако, в настоящее время существует противоречие между современным обучением студентов межкультурным коммуникациям и опережающим уровнем глобализации, именно это и обусловило выбор темы данного исследования «Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям».

Цель исследования - разработка методики обучения студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям.

Объект исследования - обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям.

Предмет исследования - условия, критерии и методика обучения студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что обучение студентов межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям будет успешным, если: в качестве основных компонентов структуры процесса приобщения к общечеловеческим ценностям определены: процесс формирования отношений к Миру, выроботка моральных норм и перевод их в нравственные чувства и внутренние личностные качества (интериоризация общечеловеческих отношений); активизируется самостоятельная познавательная деятельность студентов на уровне личного интереса в современных условиях информационного общества. разработана методика обучения, формирующая у студентов единство профессиональных решений с научно обоснованными практическими действиями, понимание профессиональных задач образования на концептуальном, процедурном и реализующем уровнях.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние исследований проблемы общечеловеческих ценностей в эпоху глобализации и определить организационно-педагогические условия приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе профессионального образования.

Разработать основные принципы, раскрывающие процесс обучения межкультурным коммуникациям и их критерии.

Разработать и экспериментально проверить методику обучения межкультурным коммуникациям в процессе приобщения студентов к общечеловеческим ценностям (на примере освоения учебного материала )

Теоретико-методологическими основами решения поставленных задач явились общетеоретические положения о формировании отношений человека к Миру как нового подхода к образованию (И. А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозовой и др.); философско-психологические идеи о человеке как высшей ценности и субъекте общественного развития при реализации принципов самостоятельного обучения в современных концепциях образования (Е.С. Полат, А.А. Андреев, И.В. Роберт, В.А. Кальней, С.С. Кравцов, Г.А. Андрианова и др.); принцип трехфазности деятельности, в том числе учебной деятельности (В.А. Квартальное, И.В. Зорин, И.П. Селезнева, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретическое обобщение и анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, методы моделирования и статистической обработки данных и др.); педагогический эксперимент.

База исследования: Иркутский институт Международного туризма -филиала РМАТ.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (1999-2000 гг.) анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; определялись гипотеза, понятийный аппарат и программа исследования. Изучалось состояние проблемы в современных условиях, систематизировался опыт по формированию общечеловеческих ценностей.

На втором этапе (2001-2002 гг.) разрабатывалась и экспериментально апробировалась методика обучения студентов межкультурным коммуникациям в процессе приобщения студентов к общечеловеческим

8 ценностям ; определялись критерии сформированности профессиональных качеств, свидетельствующих об уровне приобщения студентов к общечеловеческим ценностям; анализировались и вносились дополнения.

На третьем этапе (2004 г.) велась обработка экспериментальных данных; систематизировались полученные результаты по уровням приобщения к общечеловеческим ценностям; осуществлялась корректировка основных положений и выводов исследования; разрабатывались практические рекомендации по реализации предложенной методики; оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Определены педагогические условия, которые обеспечивают эффективность обучения межкультурным коммуникациям в процессе приобщения студентов к общечеловеческим ценностям: наличие у студентов фиксированной личностной установки на формирование отношений человека к Миру, индивидуализация дистанционного обучения на основе учета психолого-возрастных особенностей студентов, ориентация на самостоятельную познавательную деятельность, на умения самостоятельно приобретать и перерабатывать информацию.

2. Разработана методика приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе обучения (на примере освоения учебного материала), которая представляет из себя систему самостоятельной познавательной деятельности, реализующуюся на трех уровнях. Целью первого рецептивно - репродуктивного уровня процесса приобщения к общечеловеческим ценностям явилось формирование представлений об общечеловеческих ценностях на основе формирования отношений человека к Миру. Целью второго репродуктивно - продуктивного уровня модели было выработка моральных норм симпатии, жалости, сострадания, сочувствия, стыда, совести, гордости, чувства достоинства и др. Основной упор при реализации этой цели делался на сличение ценностей своей и иноязычной культуры (межкультурное обучение). Цель завершающего продуктивно-творческого уровня нашей модели- обеспечить перевод сформированных чувств в устойчивые внутренние личностные качества студентов.

3. Обоснованы критерии сформированности межкультурных коммуникаций на уровне приобщения студентов к общечеловеческим ценностям: интеллектуальный, оценочно-эмоциональный и коммуникативно-поведенческий критерии, которые, в свою очередь, соответствуют трем уровням реализации методики обучения: рецептивно-репродуктивному, репродуктивно-продуктивному, продуктивно-творческому.

Теоретическая значимость исследования:

Раскрыты содержание и структура процесса приобщения к общечеловеческим ценностям, включающая в себя соответственно три уровня учебной деятельности, которые формируют во-первых, отношение к Миру, во-вторых, моральные нормы, в-третьих, личностные нравственные качества (интериоризация общечеловеческих ценностей).

Практическая значимость диссертации заключается в том, что была разработана и экспериментально проверена методика обучения студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, которые используются в процессе профессионального обучения студентов Иркутского института Международного туризма - филиала РМАТ

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений о формировании общечеловеческих ценностей, разнообразием применяемых методов исследования и их адекватностью целям и задачам; воспроизводимостью результатов на основе разработанной методики, подтверждением гипотезы исследования его положительными результатами, полученными в экспериментальной работе, их анализом и обобщением.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики профессионального туристского образования РМАТ и заседаниях научно-методического совета Иркутского филиала РМАТ (2001-2004гг.), научно-практических конференциях «Развитие туризма в Байкальском регионе и продвижение регионального турпродукта» (Иркутск 27.02.2004г.) «Туризм и социально-экономическое развитие территории» (Шушенское 7-8.07.2004г.) и в процессе обучения студентов Иркутского института Международного туризма - филиала РМАТ.

На защиту выносятся следующие положения: о Формирование у студентов туристского вуза межкультурных коммуникаций в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям

10 обеспечивается на основе современного подхода, рассматривающего образование как формирование отношений человека к Миру, которое включает в себя два аспекта: формирование отношения к самому себе и к окружающей среде. Формирование отношений выступает базисным механизмом приобщения к системе общечеловеческих ценностей. о Методика приобщения студентов к общечеловеческим ценностям в процессе обучения (на примере освоения учебного материала) представляет из себя систему самостоятельной познавательной деятельности, реализующуюся в трех уровнях: рецептивно - репродуктивный уровень, репродуктивно - продуктивный уровень, продуктивно-творческий уровень. о Критерии сформированности межкультурных коммуникаций на уровне приобщения студентов к общечеловеческим ценностям: интеллектуальный, оценочно-эмоциональный и коммуникативно-поведенческий соответствуют трем уровням реализации методики обучения: рецептивно-репродуктивному, репродуктивно-продуктивному, продуктивно-творческому.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Приобщение к общечеловеческим ценностям как проблема профессионального образования и воспитания

Общечеловеческие ценности выступают внутренним стержнем социального и духовного объединения общества. Под общечеловеческими ценностями, прежде всего, имеются в виду духовно-нравственные ценности, приобщение к которым приведет к истинному духовному единению разных культур и народов. Проблема ценностей как стержня всеобщего единения приобретает особую значимость в эпоху современной глобализации.

Различные стороны проблемы взаимодействия культур исследовались многими учеными, философами, историками и культурологами. Если рассматривать эти проблемы в историческом плане, то можно разделить эти исследования на два типа. Первый тип утверждает, что не существует единой истории человечества; история осуществляется в смене культур, каждая из которых живет своей собственной, самодостаточной, обособленной жизнью. (концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Э. Мейера, Э. Трельча и др.) Второй тип, напротив, придерживается универсальности и всемирности истории, в многообразии которой можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (концепции Вольтера, Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И.Г. Гердера, В. Соловьева, К. Ясперса и др.).

Глобализация охватила самые разные сферы жизни, особенно она повлияла на социальную жизнь. Некоторые исследователи уподобляют глобализацию понятиям «американизация» и «западнизация». Другие исследователи (И.Э. Клюканов, Б.Ю. Щербаков, Томлисон и др.) в связи с этим указывают на понятие «культурный империализм», что означает «односторонний поток информации из более развитых стран («центра») в менее развитые страны («периферию»)» [56. С. 7].

Б.Ю. Щербаков подчеркивает, что формирование глобальных и общечеловеческих ценностей не должно подменяться идеей американизации и вестернизации национальных культур. Подобный подход абсолютно не отвечает реалиям современного бытия и основывается скорее, на формоизмененной идее культурного империализма, европеизации мировой культуры, послужившей в свое время социокультурной основой для империалистического раздела мира в XIX в. [149. С. 64].

Современный философ и писатель А. Зиновьев рассматривает «западнизацию» как тревожное фатальное для общечеловеческой культуры явление, этот процесс ведет к тому, что в мире не остается никаких «точек роста», из которых могло бы вырасти что-то, способное к новой форме эволюции, отличной от эволюции на базе западнизма [49. С. 76].

И действительно, нельзя не согласиться с тем, что «в мире, где люди от Братиславы до Бангкока едят биг-маки, носят джинсы, работают на пиратских копиях Windows и смотрят MTV, культурному многообразию угрожает опасность» [153. С. 40].

Согласно другим взглядам, миру предстоит «фрагментизация культур и межкультурные конфликты» [153. С. 41]. Сегодня этнические и религиозные конфликты все больше имеют тенденцию к возрастанию. Это также предрекал американский географ, геополитик Э. Хантингтон, говоря о «столкновении цивилизаций».

Ясно понять глобализацию можно, только если рассматривать культурные явления в единстве с макроэкономическими и структурно-политическими процессами. Ведь, распространение по всему миру западных структур и потребление импортируемых с Запада благ уже само по себе ведет к унификации. Огромное воздействие в передаче западных культурных ценностей имеет сегодня также массмедиа.

В современной глобализации «люди пассивно воспринимают чуждое влияние, безмолвно покоряются мультинациональным концернам, бездумно перенимают представления о морали у героев американских сериалов» [153. С. 41]. Самый яркий пример глобализации - сеть «Макдональдс», которая является как бы посредником распространения мировой культуры еды. Благодаря доступности во всем мире идей, товаров локальные культуры трансформируются и вступают между собой в необычные комбинации. Границы между своим и чужим стираются. По мнению немецких специалистов, эта смесь культур наблюдается не только у индивидов, но все более характерна для целых обществ.

В результате перемен, происходящих в мире, даже географические пространства меняют свое значение. На это особенно повлияло поистине знаменательное открытие 20 века, интернет, которое является, всемирной информационной магистралью позволяющей осуществлять еще более интенсивный диалог культур. Еще в 1987-88 годах известный отечественный мыслитель, литературовед, культуролог . Ю.М. Лотман в статьях «Технический прогресс как культурологическая проблема», «Несколько мыслей о типологии культур» выделял четыре типа коммуникации, смена которых влечет за собой изменение глобальных культурных типов в истории. Четвертым типом выступает тот культурный тип, «к которому относят современные цивилизации: тип «новых информационных технологий. Последствия изменения типа культурной коммуникации приводят к невиданному ранее расширению информационного пространства, доводя его поистине до планетарных пределов, к диалогу, взаимопроникновению и взаимовлиянию различных культур... » [68. С. 81].

О наступлении электронной коммуникации в 60-е годы также писал М. Маклюэн. Он полагал, что только электронная коммуникация способна преодолеть разобщенность и агрессивность ... и превратить нашу планету в единую «глобальную деревню» высокой культуры. [149. С. 31].

В этой связи А.Н. Кулик говорит о «формировании глобальной информационной цивилизации на основе интернета в гипернет -гипермедийную, инфокоммуникационную инфраструктуру» [64. С. 10]. В качестве такой инфраструктуры некоторые специалисты в области дистанционного образования (Волова Н.Ю., 2000) выделяют киберпространство как особую среду, созданную процессами демократизации и интеграции общества вместе с бурным развитием информационных технологий и телекоммуникаций, обеспечивающих возможность свободного доступа к информации.

Таким образом, с открытием интернета и электронной коммуникации у людей появилась возможность постоянного непосредственного взаимодействия с другими языками, другими культурами, возможность приобщения к общечеловеческим ценностям в реальном временном, повседневном режиме.

Возвращаясь к тем положениям Данилевского и Шпенглера, в которых отрицается единство человечества, и вследствие чего диалог культур представлялся им невозможным, можно сказать, что глобализация доказала обратное. «Все действительно едино, но не все одинаково... И потому едино, что неодинаково. В древности и в средние века знали: в единообразии нет жизни и, естественно, не может быть единства» [31. С. 20].

Но что сплачивает воедино все это многообразие? Внутренним стержнем культуры общества, объединяющим в себе социальные и духовные стороны жизнедеятельности предстает как раз система ценностей.

Деятельное отношение человека к миру существует в различных формах: познавательное, практическое, художественно-эстетическое, нравственное и ценностное отношения. Что касается последнего, то это отношение предполагает восприятие мира с точки зрения его смысла для человека, раскрытие роли материальных и духовных явлений, предметов и процессов в жизнедеятельности человека. Бердяев в этом смысле говорил человек - «существо оценивающее» [29. С. 140-141].

Педагогические проблемы профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма в сфере межкулътурных коммуникаций

Проблема коммуникативного содержания современного педагогического процесса всегда была в поле зрения вузовского образования. Однако долгое время в практике и теории наблюдалось отчуждение этой задачи от культурологических задач образования. Аспект «менеджмент и культура» заменялся аспектом «менеджмент и образование», человек рассматривался исключительно в сфере совокупности социальных отношений, при этом упускались понимание личности как субъекта культуры, ее роль в развитии глобального общества и интернациональной культуры. Между тем социальная позиция человека, отрешенного от культурного наследия и собственных функций в развитии культуры, может привести к потере рефлексии и гуманистической ориентации.

Глобализация пришла в современный бизнес, но не стала неотъемлемой частью системы менеджмента большинства компаний. Зачастую отсутствие успеха на глобальном рынке связывают с ошибками в менеджменте, технологических, маркетинговых и других процессов, в то время как действительная причина неудач кроется в отсутствии глобального мышления у ведущих менеджеров компаний. Судя по исследовательским материалам и источникам, соискатель видит, что проблема подготовки глобальных менеджеров в мире решается по-разному, в зависимости от экономической культуры страны.

Как различны мотивы поведения в разных странах, так же неодинаковы принципы этичного (напомним, этичный — это «культурный» в узком смысле этого слова, т.е. включающий только духовные, нравственно-этические аспекты культуры) поведения в бизнесе, хотя можно отметить и общее: ожидание честности, порядочности, уважения к интересам партнера, компетентности.

По классификации Колета, все нации делятся на так называемые монохронные), представители рассматривают время линеарно, в виде бесконечной прямой) и полихронные (время представляется им в виде спирали). Те, кто воспринимает время линеарно (немцы, англичане, скандинавы), обычно демонстрируют большую пунктуальность и вообще придерживаются дисциплины. Полихронисы же (итальянцы, испанцы, французы, русские) воспринимают время хаотически, свободно переносят встречи, охотно опаздывают сами и прощают опоздания другими.

Некоторые особенности формирования и проявления национальной культуры целесообразно рассмотреть в контексте понятия «менталитет». Как определяют психологи (В. Леви, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев), менталитет — совокупность принятых и в основном одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает это общество от других человеческих общностей. В сознании отдельного человека менталитет общества представлен в степени, которая зависит от активной или пассивной позиции личности в общественной жизни.

Эта идея совпадает с концепцией информационного общества, когда создаются предпосылки нового уровня взаимодействия человечества в глобальном масштабе. Человечество объединяется в единую социокультурную целостность, однако, по мнению основателя «Римского клуба» А. Печчеи, человек показал свою неспособность в культурном отношении идти в ногу с изменениями, которые он сам внес в этот мир. Требуется адекватное изменение социальных установок личности и общества, переориентация человечества с идеологии изоляции и шовинизма к интеграции и глобализации.

Новые социально - экономические отношения обуславливают новые подходы к подготовке молодежи для работы в различных сферах деятельности. Повышенные требования к квалификации специалистов — основа создания современных образовательных систем. Квалифицированные кадры в глобальном бизнесе выступают сегодня одним из ключевых факторов успеха деловой активности. Последние изменения в учебных планах самых престижных бизнес школ США направлены на развитие у студентов навыков кросс культурного общения, необходимых для успеха на глобальном рынке.

На основе опроса своих выпускников в Карнеги - Меллон Университете принята 10-летняя программа обучения глобального менеджмента. Как результат, Карнеги - Меллон и другие бизнес школы, учитывая перспективы развития интернационального и глобального бизнеса, уделяют большое внимание человеческому фактору, как основной стратегической задаче. Уортонская Бизнес Школа с 1970 - 1990 ввела новую программу подготовки финансовых менеджеров, сместив акцент с технических навыков на психологические, кросс культурные. В ближайшее время планируется потратить 2 миллиона долларов на изменение учебного плана в соответствии со следующими требованиями : 1.Четкая ориентация всей системы обучения на формирование специалиста с творческим стилем мышления, широкой научной эрудицией, высокой профессиональной компетентностью; 2. Воспроизведение в учебном процессе всех современных особенностей кросс культурных отношений современного бизнеса : динамизма, многогранности и противоречивости глобализации; 3. Изучение реального опыта ведущих глобальных корпораций; 4. Развитие и поощрение творчества и инноваций. Таким образом, " МБА для 21 века "- это демонстрация нового мышления, которое необходимо для глобальных организаций уже в ближайшие 10 лет (Business Week, May 13 , 1991).

Необходимость глобализации признается во всех сферах бизнеса, начиная с финансов, технологии, новых материалов, людей, и до поиска новых рынков сбыта. Из этих положений и анализе уже существующих стандартов вытекают соответствующие требования к подготовке менеджеров для международного бизнеса, которые в настоящем исследовании формулируются следующем образом: - готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе международной корпорации, знаком с методами глобального менеджмента, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований мультикультур, знает основы педагогической деятельности; - методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами. - знаком с условиями формирования личности в разных культурах, ее свободы, природы, культуры, понимает роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; - понимает соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; - понимает и умеет объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, имеет представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей глобальной культуры; - знает формы и типы бизнесскультур; умеет оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, способен к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; - знает права и свободы человека и гражданина, умеет их реализовывать в различных сферах международного бизнеса.

Активные методы обучения межкультурным коммуникациям на основе приобщения к общечеловеческим ценностям

Проблемное обучение сегодня - одна из основных технологий обучения, претворяющих в жизнь гуманистическое направление менеджмента. В основе его лежит идея создания инновационной среды, в которой успешно проходит профессиональное становление менеджера. Студенты, имеющие дело с профессионально значимыми условиями, максимально приближенными к функциям управленческой деятельности, формируются профессионально и психологически. При освоении социальных задач проявляются функции на интерпсихическом и интрапсихическом уровнях. Концептуальные ориентиры действий и объективизация профессионально ценностных знаний и операционных умений создают благоприятные условия для обучения учащихся принятию решений. Проблемное обучение строится на концептуальных позициях, а не на эмпирическом учебном материале, лишенном методологического обоснования.

Имеющиеся в литературе расхождения в номенклатуре видов педагогической деятельности при обучению менеджменту вызваны пониманием ее функций (А. И. Китов, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, В. А. Якунин и др.). Согласно структуре деятельности целесообразно соотнести функциональные назначения деятельности с этапами педагогической деятельности. Тогда мы получаем следующие виды деятельности педагога в процессе подготовки менеджеров: целеполагающую, проектировочную, информационную, диагностическую, организационную и рефлексивную.

Целеполагающий и прогностический виды деятельности представляют собой проектировочную деятельность, включающую в себя понимание цели, анализ условий и концептуальное моделирование. Информационный, диагностический и организационный виды деятельности характеризуют исполнительские действия. Рефлексивной деятельности свойственна самооценка, самоанализ. Рефлексивные умения и самооценка собственных действий в условиях проблемного обучения имеют принципиальное значение. На их основе осуществляется оценочно - корректировочная деятельность, что очень важно привозрастании неопределенности учебно-проблемной ситуации и необходимости в связи с этим контроля.

Характеристика задачи дидактического проектирования обучению кросс культурной коммуникации основа на теории задач (Г. А. Балл, Г. В. Кудрявцев, Е. И. Машбиц, Д. Пойа, О. К. Тихомиров, В. Н. Соколов,Л. М. Фридман, А. Ф. Эсаулов и др.), на психологии проблемного обучения (А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, Ю. Н. Кулюткин, А. М. Матюшкин, В Оконь, А. Я. Пономарев, В. Д. Шадриков, А. В. Шевырев, В. Л. Якуние и др.).

В практике обучения менеджменту наиболее часто постановка проблемной задачи имеет локальный характер, касается одного из фрагментов обучения, а не целостного процесса. Управление познавательной деятельностью обучающихся производится одномерно, не предусматривается многоплановость и вариативность возможных решений.

При моделировании проблемного обучения следует исходить из требований педагогической технологии; должна проводиться единая система прогнозирования, проектирования и регуляции учебной деятельности; необходимо предусмотреть многоаспектность и полифункциональность проблемного обучения, строить проблемную логическую структуру познавательного поиска; систематически оценивать состояние педагогической системы, анализировать её функционирование и немедленно вводить поправки для устранения нежелательных отклонений; стимулировать интерес к решению проблемы и стремление добиться успеха.

Особенность проблемного обучения состоит в том, что управляемая педагогом учебная деятельность должна отражать поисковую деятельность учащихся и рефлексивное отношение к собственной деятельности. Главное состоит в том, что в условиях проблемного обучения цель приобретает характер цели-задания и цели -образа. Первая цель очевидна, а цель-образ имеет место, когда проблемное обучение является не эпизодическим явлением в системе обучения, а систематическим педагогическим управлением учебным процессом.

Дидактическую основу проблемного обучения составляет проблемная ситуация. Характерным для проблемной ситуации Ю. Н. Кулюткин считает : объективно возникающее рассогласование (противоречие) между целью, отвечающей некоторой актуально действующей практической потребности, и средствами её достижения; возникновение собственно познавательного отношения к ситуации; появление у субъекта ориентировочной реакции, возникновение потребности понять ситуацию, формирование позиции субъекта.

Таким образом, субъективная позиция студента в процессе обучения менеджменту складывается из двух условий: 1) субъективного понимания

целей, отношения к объекту изучения; 2) видения неопределенности, существующей в явном или скрытом виде, в ситуации имеющегося разрыва между тем, что известно, и тем, что неизвестно. Только при этих условиях возможны действия, направленные на устранение противоречия, решение проблемы. Следовательно проблемная ситуация должна быть объективизирована субъектом.

Согласно этой логике любая проблемная ситуация рассматривается с позиции субъекта. Это касается как учителя, так и ученика. Проблемное обучение состоит из проблемного преподавания и проблемного учения. В ходе исследования мы определили, что проблемное преподавание основано на проектировании учебной деятельности, системы познавательных ситуаций, а также психолого-педагогическом управлении их разрешением со стороны учащихся. Проблемное учение может быть рассмотрено как полная структура учебной деятельности по усвоению знаний и способов действий, в которой представлен анализ задачи-ситуации с позиции информационного состава, целей и условий для решения, заканчивающийся формулировкой проблемы, выдвижением гипотезы и её обоснованием, принятием решения и рабочей программы действий, исполнительской деятельностью и анализом полученных результатов.

Практическое применение проблемного обучения студентов кросс культурной коммуникации требует эффективной технологии обучения. В рамках исследования мы пришли к пониманию того, что в подготовки менеджеров не следует стремиться устанавливать единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение - чрезвычайно подвижный диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.

На основе исторического наследия, существующей педагогической практики, исследований отечественных и зарубежных исследователей выделяются следующие методы обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видео метод, упражнение, лабораторный метод, практический метод, познавательная игра, методы программированного обучения, обучающий контроль, ситуационный метод. Систему сравнительных характеристик перечисленных методов обучения дает в своих исследованиях И. П. Подласый. Сравнивая эффективность методов обучения относительно формирования знаний и умений можно сделать вывод, что: кругозор и мировоззрение лучше всего формируют рассказ, беседа, лекция и ситуационный метод, теоретические знания — беседа, лекция, работа с книгой, упражнения, познавательная игра, практические трудовые умения лучше формируются при использовании познавательных игр и программированного обучения, умение добывать, систематизировать и применять знания лучше всего формируют упражнения, лабораторный и практические методы и метод программированного обучения, умение учиться и навыки самообразования лучше формируются при использовании упражнений и практического метода, навыки упрочения знаний и умений наиболее эффективно прививаются при помощи работы с книгой, видео метода, упражнений и лабораторного метода, а также познавательной игры и программированного обучения.

Наряду с формирующими, перечисленные методы выполняют также и развивающие функции. Выбор методов в процессе обучения менеджменту зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач профессиональной подготовки специалиста, времени, которым располагает преподаватель, особенностей состава обучающихся.

Процедура эксперимента, анализ результатов и рекомендации по реализации методики обучения

Исходя из цели исследования была проведена трехэтапная экспериментальная работа по апробации методики обучения межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, в частности иноязычному чтению как главному способу самостоятельной познавательной деятельности, которая в свою очередь является основой успешного приобщения студентов к общечеловеческим ценностям.

Целью опытно-экспериментальной работы является проверка эффективности методики обучения. Эксперимент проводился на базе Иркутского института Международного туризма - филиала РМАТ. Общее количество испытуемых составило 120 человек, по 60 студентов третьего курса в экспериментальных и контрольных группах. С целью обеспечения однородности контрольных и экспериментальных групп были учтены равность: 1) количества испытуемых в экспериментальных и контрольных группах, 2) стартового уровня владения иностранным языком.

Три этапа опытно-экспериментальной работы соответствовали трем уровням реализации методики обучения, т.е. уровнями процесса приобщения студентов к общечеловеческим ценностям: рецептивно-репродуктивный, репродуктивно-продуктивный и продуктивно-творческий, а также с тремя этапами экспериментальной работы: констатирующим, формирующим и итоговым. Обобщив обзор выдвигаемых различными авторами критериев сформированности качеств студентов, которые являются, показателями эффективности методики обучения, нами были в качестве таковых определены интеллектуальный, оценочно-эмоциональный и поведенческий критерии, которые в свою очередь соответствуют трем уровням реализации методики.

В ходе констатирующего этапа эксперимента нами были выявлены следующие показатели проявления этих личностных качеств по двум основным аспектам формирования нравственных отношений к миру: а) отношения к самому себе - дисциплинированность (35%), целеустремленность (18%), трудолюбие (46 %), стремление к самообучению (15%), умение работать в коллективе (11%); б) отношения к окружающему миру - толерантность (41%), честность (35%), доброта (48%), милосердие (31%) и.т.д. На констатирующем этапе по качественным критериям достижения поставленной цели были выявлены уровни владения студентами основными видами чтения: просмотровым, ознакомительным и изучающим. В ходе анализа было установлено, что большинство испытуемых владеют тремя видами чтения на довольно низком уровне: просмотровым (26% студентов), ознакомительным (18%), изучающим (12%).

Задачами первого этапа эксперимента были наблюдение за установкой студентов в аспекте формирования их отношений к Миру, а также обучения языковой форме и просмотровому виду чтения.

Эффективность обучения языковой форме и просмотровому иноязычному чтению выявлена по качественным критериям достижения поставленной цели: Положительные изменения показателей данного этапа свидетельствуют о сформированности у студентов понятия «общечеловеческие ценности», что является необходимым условием дальнейшей реализации модели, в частности формирования на основе этих знаний нравственных чувств и служит подтверждением эффективности реализации поставленных задач рецептивно-репродуктивного уровня.

Задачами второго этапа опытно-экспериментальной работы (ОЭР) было выявление уровня сформированности навыков ознакомительного вида чтения (на материале межкультурных текстов и лингвокультуроведческого анализа). От успеха этого этапа непосредственно зависела вторая не менее сложная задача педагогической модели - формирование нравственных чувств, в которых находят свое выражение отношения человека.

Как видно из таблицы процентные соотношения при формировании умений и навыков ознакомительного чтения на иностранном языке отражают результативность обучения этому виду чтения на втором этапе эксперимента. На наш взгляд, этому росту способствовали прежде всего уже сформированные на первом этапе навыки и умения просмотрового чтения. Исходя из цели второго уровня реализации методики, формирования у студентов умений и навыков сравнительного анализа культур, на основе которых они приобщаются к общечеловеческим ценностям, были выявлены показатели сформированности этих навыков( Таблица 4 ).

Для проверки этих данных были применены тексты, тесты и опросные листы в начале и в конце опытно-экспериментальной работы (ОЭР). Согласно данным результатам в экспериментальных группах наблюдается повышение уровней умений и навыков сравнительного анализа культур в сравнении с началом и концом эксперимента (разница в экспериментальных v группах в среднем составила 41 %, в контрольных группах - 17 %).

Задачами завершающего третьего этапа ОЭР явились обучение изучающему виду чтения, обучение на основе новейших педагогических технологий: (проектная методика, ролевые игры, творческие проекты), способствующих интериоризации общечеловеческих ценностей, т.е. переходу сформированных чувств в устойчивые внутренние личностные качества студентов.

Как видно из таблицы 47,4,% испытуемых контрольной группы не вошли в группу качественных критериев достижения цели, что объясняется сложностью этого вида чтения. В экспериментальной группе процентные соотношения по умениям и навыкам ознакомительного чтения на иностранном языке свидетельствуют о результативности обучения. Педагогическое наблюдение показало, что в качестве главного фактора роста данных показателей явилось применение новейших педагогических технологий, имеющих положительное воздействие на мотивационно-потребностную сферу студентов.

Похожие диссертации на Обучение студентов туристского вуза межкультурным коммуникациям в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям