Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде 13
1.1 Развитие проблемы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде в педагогической теории и практике 13
1.2 Система этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде 39
1.3 Мониторинг этнокультурной направленности студентов 63
Выводы по главе 1 80
Глава.II. Опытно-поисковая работа по реализации системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической бразовательной среде 83
2.1 Цель и задачи опытно-поисковой работы 83
2.2 Реализация системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде 102
2.3 Результаты опытно-поисковой работы по реализации системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде 122
Выводы по главе II; 134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 144
- Развитие проблемы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде в педагогической теории и практике
- Цель и задачи опытно-поисковой работы
- Результаты опытно-поисковой работы по реализации системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде
Введение к работе
Актуальность исследования. Современная социальная ситуация в мире характеризуется ростом локальных этнических конфликтов даже в тех странах, где исторически вместе живут различные нации и народности. Задачи сохранения глобальной безопасности требуют постоянной работы по изучению природы и видов конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь, а также поиска эффективных путей их преодоления. Возникла социальная потребность в организации целенаправленной работы по этнокультурному воспитанию подрастающего поколения. .
Под этнокультурным воспитанием мы понимаем целенаправленное взаимодействие поколений, направленное на межэтническую интеграцию и способствующее уяснению общего и особенного в традициях рядом живущих народов, в результате которого происходит формирование этнокультурной направленности личности. Сегодня задача этнокультурного воспитания должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности. Это находит подтверждение в таких документах, как «Конвенция о правах ребенка», принятая ООН «Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и других.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблемам этнокультурного воспитания возрастает в связи с необходимостью обобщения и сохранения культурного наследия каждого народа, отражающего его многовековые традиции, обычаи и нравы, его национальное самосознание. Еще мало исследованы происхождение и последующий процесс развития этнокультурного воспитания, приведшие к современному
состоянию, определяющие сущность, содержание, средства в педагогической теории и практике. Не нашла отражение-в теоретических исследованиях идея значимости этнокультурной составляющей высшего образования, которая все еще значительно отстает от идущих в обществе и государстве социально-экономических процессов.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что с изменением государственных устоев произошло отвержение сложившихся теории и методики воспитания. Задачи воспитания в ряде учебных заведений были официально выведены за рамки педагогического процесса. Обращает на себя тот факт, что при исследовании эффективности этнокультурного воспитания студентов недостаточное внимание уделяется роли образовательной среды учреждения, тогда как именно образовательная среда при соблюдении требований к ее организации создает условия осуществления образовательного процесса в соответствии с поставленными целью и задачами.
Анализ опыта работы высшей школы и результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы позволяет определить, что недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде негативно сказывается на вопросах удовлетворения этнокультурных потребностей личности, нет четкого определения ценностей, идеалов и критериев, на формировании которых можно было бы строить воспитательную работу.
Под этнокультурным воспитанием студентов в полиэтнической образовательной среде мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и организационно-методического), необходимых для создания в учреждении высшего профессионального образования организованного и целенаправ-
ленного процесса воспитания студента в духе культуры мира, взаимопонимания, межэтнического согласия и прав человека.
Анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, изучение опыта работы высшей школы позволили выявить несоответствия, противоположности и противоречия между:
- возрастающей потребностью общества и государства в формирова
нии нового поколения с этнокультурной направленностью и достигнутым
уровнем разработанности научно-методических основ реализации соци
ального заказа в образовании;
практической востребованностью педагогических возможностей этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде и степенью их теоретической обоснованности;
педагогическими возможностями этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде и реальным уровнем развития образовательного процесса по их практическому воплощению.
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе педагогических возможностей этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде.
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования: «Этнокультурное воспитание студентов в полиэтнической образовательной среде».
Цель исследования: выявить, определить и обосновать педагогические возможности этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде.
Объект исследования: этнокультурное воспитание в высшем образовании.
Предмет исследования: этнокультурное воспитание в полиэтнической образовательной среде высшего учебного заведения.
Гипотеза исследования:
этнокультурное воспитание студентов в полиэтнической образовательной среде, вероятно, требует системной, целенаправленной организации данного процесса на основе личностно ориентированного подхода;
возможно, уровень этнокультурной направленности студентов повысится, если особенностью системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде будет являться последовательная реализация мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и организационно-методического ее компонентов;
результативность процесса этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, по всей вероятности, предполагает проведение педагогического мониторинга, направленного на отслеживание и корректировку этнокультурной направленности студентов, которая проявляется в интеллектуальной и мотивационной сферах.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:
Выявить сущность, структуру и содержание этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде и на этой основе уточнить основополагающие понятия - «этнокультурное воспитание» и «этнокультурная направленность студента», а также дать авторскую трактовку понятию «этнокультурное воспитание студентов в полиэтниче-* ской образовательной среде».
Разработать на основе личностно ориентированного подхода систему этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде и реализовать ее на основе мониторинга этнокультурной направленности студентов.
3. Опытно-поисковым путем обосновать результативность и
эффективность реализации системы этнокультурного воспитания
студентов в полиэтнической образовательной среде.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория системного подхода В.Г. Афанасьева, КВ. Блауберга, Ю.А. Конар-жевского, В.П. Садовского, Э.Г. Юдина и др., теория культурологического подхода Е.В. Бондаревской, М.М. Бахтина, B.C. Библера, Н.Б. Крыловой и др., теория личностно ориентированного подхода А.С. Белкина, Д.А. Белу-хина, Э.Ф. Зеера, Е.С. Полата, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др., теория целостного педагогического процесса Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Ю.А. Конаржевского и др., теория педагогических систем С.А. Архангельского, В.П. Беспалько, B.C. Безруковой, Т.А. Ильиной и др., теория межкультурной коммуникации В.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, Е.И. Пассова, В.В. Сафоновой и др.
Исследование существенным образом опирается на психологическую теорию личности К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и концепцию целостного формирования личности Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Ю.А. Конаржевского и др. Определение критериев этнокультурной направленности студентов разрабатывалось на основе работ Г.Н. Волкова, Е.В. Бондаревской, К.Ж. Кожахметовой, Ж.Ж. Наурызбая, Т.Н. Петрова, Н.Е. Щурковой и др.
Значительное влияние на наше исследование оказали работы ученых, занимающихся исследованием актуальных проблем образования А.Ф. Аменда, С.А. Днепрова, М.Н. Дудиной, Л.В. Моисеевой, Е.В. Ткачен-ко и др., сущности этнокультурного воспитания Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, Н.Н. Верницкой, В.Е. Турина, А.И. Кочетова, А.Э. Измайлова, Н.С. Кирабаева, К.Ж. Кожахметовой, О.Д. Мукаевой, Ж.Ж. Наурыз-байя, Ю.С. Тюнникова, Е.Н. Шиянова и др., сущности образовательной среды А.С. Белкина, B.C. Библера, В.В. Давыдова, М.С. Кагана, М.К. Ма-мардашвили, Л.И. Новиковой, В.И. Слободчикова, В.А. Левина и др.).
Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Республики Казахстан «Об образовании» (2004 г.), Закон Российской Федера-
ции «Об образовании» (1996 г.), Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (2002 г.),-Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан (1996 г.), Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан (2000 г.).
Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе, в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретические - теоретический анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, систематизация, синтез, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, периодизация, теоретическое моделирование; эмпирические - опытная работа, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, опрос, экспертное оценивание результатов деятельности студентов, методы математической статистики.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе Костанайского инженерно-экономического университета Республики Казахстан, в ней приняли участие 315 студентов и 16 педагогов.
Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе (2000-2001 гг.) - поисково-констатирующем - изучалась философская, психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по проблемам этнокультурного воспитания, проводился анализ существующих концепций по данной теме, что позволило сформулировать исходные позиции настоящей работы; разрабатывалась система этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде и эвристико-алгоритмическое предписание проведения мониторинга этнокультурной направленности студентов. Экспериментальная часть включала в себя подготовку и проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы.
Основные методы исследования на данном этапе: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, анализ образовательных про-
грамм, теоретическое моделирование, анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование.
На втором этапе (2001-2003 гг.) - опытно-поисковом - проводился формирующий этап опытно-поисковой работы, в ходе которого апробировалась система этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде при осуществлении мониторинга данного процесса.
Основные методы исследования на данном этапе: опытная работа, научно-исследовательский поиск, наблюдение, тестирование.
На третьем этапе (2003-2004 гг.) - обобщающем - проводились анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования, уточнялись теоретико-экспериментальные выводы, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы высшей школы.
Основные методы исследования на данном этапе: анализ результатов, методы математической статистики, беседа.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
на основе личностно ориентированного подхода выявлена и определена важнейшая характеристика системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, заключающаяся в совокупности взаимосвязанных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и организационно-методического), необходимых для создания в учреждении высшего профессионального образования организованного и целенаправленного процесса воспитания студента в духе культуры мира, взаимопонимания, межэтнического согласия и прав человека;
разработан педагогический мониторинг этнокультурной направленности студентов, включающий следующие этапы: определение педагогической таксономии, организационно-подготовительную работу, педагогическую диагностику, анализ результатов диагностики, прогнозирование
дальнейших действий, коррекцию содержания системы, итоговую диагностику.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
дано авторское определение сущности и значения понятия «этнокультурное воспитание студентов в полиэтнической образовательной среде», под которым понимается система взаимосвязанных компонентов (мо-тивационно-целевого, содержательно-процессуального и организационно-методического), необходимых для создания в учреждении высшего профессионального образования организованного и целенаправленного процесса воспитания студента в духе культуры мира, взаимопонимания, межэтнического согласия и прав человека;
уточнено понятие «этнокультурное воспитание», понимаемое как целенаправленное взаимодействие поколений, направленное на межэтническую интеграцию и способствующее уяснению общего и особенного в традициях рядом живущих народов, в результате которого происходит формирование этнокультурной направленности личности;
уточнено понятие «этнокультурная направленность студента», под которой понимается интегративное качество личности, представляющее собой совокупность психических новообразований интеллектуальной и мотивационной сферы, в обобщенной форме отражающих систему этнокультурных отношений в полиэтнической среде.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированы критерии и показатели, характеризующие уровень этнокультурной направленности студента; определено содержание этнокультурного воспитания, формы, методы и средства его организации в курсе казахского языка, разработаны методические рекомендации по внедрению результатов исследования в учебный процесс высшей школы. Методические рекомендации могут быть использованы учителями общеобразовательных учреждений, преподавателями и студентами педагогических и других вузов.
Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются анализом современных достижений психолого-педагогической науки; методической обоснованностью исходных теоретических положений; выбором методов, адекватных цели и задачам исследования; воспроизводимостью и репрезентативностью полученных данных; систематической проверкой результатов исследования на различных этапах опытно-поисковой работы; обработкой результатов опытно-поисковой работы методами математической статистики; реализацией методических материалов и рекомендаций исследования в педагогической практике и их положительной оценкой.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
участия в работе республиканских зональных семинаров, гранто-вого проекта Фонда Сорос-Казахстан «Поликультурное образование в условиях многоэтнического Казахстана», Международной научно-практической конференции «Этнопедагогический потенциал воспитания поликультурной образовательной среды» (2001 г.), Международной научно-практической конференции «Роль приграничных регионов в развитии Евразийского пространства» (2004 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (2004 г.), ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и студентов КГУ, КИнЭУ, ЧГПУ и т.д.;
участия в Ассамблее народов Казахстана в городе Костанай, в общественно-педагогическом движении «Педагоги в защиту жизни и достоинства ребенка», а также знакомством с работой национально-культурных центров и объединений;
публикаций результатов исследования в научных вестниках, сборниках и журналах.
На защиту выносятся следующие положения:
В отличие от традиционного подхода, в основе которого лежала идея воспитания личности вне национальной культуры, что было необходимым условием единства и идеологической интеграции общества, мы сосредоточили внимание на этнокультурном воспитании студентов в полиэтнической образовательной среде, которое повлияет на уровень их этнокультурной направленности, под которой понимается интегративное качество личности, представляющее собой совокупность психических новообразований интеллектуальной и мотивационной сферы, в обобщенной форме отражающих систему этнокультурных отношений в полиэтнической среде.
В сравнении с другими воспитательными системами, особенностью системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, основанной на личностно ориентированном подходе, является последовательная реализация взаимосвязанных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и организационно-методического), необходимых для создания в учреждении высшего профессионального образования организованного и целенаправленного процесса воспитания студента в духе культуры мира, взаимопонимания, межэтнического согласия и прав человека.
В отличие от существующего опыта воспитательной работы в вузе, эффективность реализации разработанной системы обеспечивается проведением мониторинга этнокультурной направленности студентов, включающего следующие этапы: определение педагогической таксономии, организационно-педагогическую работу, педагогическую диагностику, анализ результатов диагностики, прогнозирование дальнейших действий, коррекцию содержания системы, итоговую диагностику.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Текст изложен на 163 страницах, включает 11 таблиц и 7 рисунков. Библиография содержит 230 источников.
Развитие проблемы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде в педагогической теории и практике
Исторически в Республике Казахстан сложилась особая этнокультурная ситуация в связи с ее полиэтничностью. По своему этнодемографи-ческому составу и многообразию культур Казахстан является уникальным государством, где проживает более 130 национальностей. Полиэтнический состав населения выступает фактором, определяющим базовые характеристики его воспитательной системы. С точки зрения этногенеза, казахстанские этносы принадлежат:
- к различным расовым и этническим группам;
- к нескольким большим языковым семьям;
- к различным религиозным и культурным зонам и традициям, обладая в рамках этих традиций разным культурным потенциалом.
Сложность и мозаичность реальной языковой и этнокультурной ситуации в Республике Казахстан предопределяет объективные трудности в организации общей, единой для всей республики воспитательной системы. В последнее время становится все более очевидной необходимость этнокультурного воспитания молодых людей в духе дружбы и взаимопонимания.
В данном параграфе мы ставим целью исследовать сущность, причины возникновения проблемы этнокультурного воспитания в педагогической теории и практике. Исходя из цели, в этом параграфе нами решались следующие задачи:
1) исследовать сущность этнокультурного воспитания и полиэтнической образовательной среды в философском и психолого-педагогическом аспектах;
2) на основе историко-логического анализа установить тенденции возникновения и развития проблемы этнокультурного воспитания;
3) определить современное состояние проблемы осуществления этнокультурного воспитания в высшей школе.
Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы показывает, что понятие «этнокультурное воспитание» возникает в самых разнообразных контекстах и понимается по-разному различными исследователями. Принимая во внимание предмет нашего исследования, считаем целесообразным раскрыть сущность понятия «этнокультурное воспитание» применительно к высшей школе и выразить собственную точку зрения по данному вопросу.
Этнос является одним из факторов социализации. До настоящего времени не сложилось общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса. Некоторые исследователи берут за основу «объективные данные» - язык, территорию, религию, образ жизни и др. [4], другие - поведение [5], третьи - ощущение принадлежности к определенной группе [6], четвертые - информационные связи [14].
Согласно теоретическим взглядам российского географа и историка Л.Н. Гумилева, этнос - это «группы, которые возникают, функционируют, взаимодействуют между собой и, наконец, умирают» [56].
Академик Ю.В. Бромлей рассматривал этносы как «социальные сообщества, связанные с социально-историческим контекстом» [40]. Согласно его представлениям, свойства этноса (язык, культура, этническое самосознание) формируются лишь в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых. Словарь СИ. Ожегова [155] трактует первую часть сложного слова «этнокультурный» («этнос») как «исторически сложившуюся устойчивую группировку людей — племя, народность, нацию». Вторая часть этого термина соотносится с более широким и неоднозначным понятием «культура» (от латинского cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание), которое впервые появилось в глубокой древности и означает «целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека» [155]. Принимая во внимание вышесказанное, рассмотрим более подробно сущность данного понятия.
Цель и задачи опытно-поисковой работы
В первой главе настоящего диссертационного исследования, опираясь на основные положения личностно ориентированного подхода, мы теоретически обосновали систему этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде. Нами также было сделано предположение, что данный процесс должен реализовываться при проведении его мониторинга. Для подтверждения данного теоретического положения в соответствии с проблемой, предметом, гипотезой и задачами нашего исследования потребовалось проведение опытно-поисковой работы.
Прежде чем перейти к описанию опытно-поисковой работы по реализации системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, рассмотрим основополагающие вопросы, на которые мы опирались при ее подготовке и проведении.
В психолого-педагогической литературе существует такое понятие, как «опытная работа». A.M. Новиков определяет опытную работу как «метод внесения преднамеренных изменений, инноваций в образовательный процесс в расчете на получение более высоких его результатов с последующей их проверкой и оценкой» [153]. Поиск трактуется как «стремление добиться чего-либо, попытка найти новые пути осуществления чего-либо» [153].
Опираясь на эти два понятия, отметим ряд характерных особенностей проведения опытно-поисковой работы:
а) организация педагогического процесса, позволяющая видеть связи между изучаемыми явлениями без нарушения его целостного характера; б) преднамеренное внесение в педагогический процесс принципиально важных изменений согласно цели, задачам и гипотезе исследования;
в) отсутствие контрольной группы, динамика и сравнение результатов отслеживаются только по опытным группам;
г) глубокий качественный анализ введенных в педагогический процесс новых или видоизмененных компонентов и возможно более точное
количественное измерение результатов всего процесса.
В процессе организации опытно-поисковой работы нами особо учитывались условия, повышающие надежность и объективность результатов педагогического поиска, к числу которых А.Я. Наин относит:
- точный критический анализ полученных результатов и их творческого значения;
- проведение повторных исследований по той же методике, но в измененных условиях;
- организация поискового исследования проблемы представителями других теоретических концепций там, где это возможно;
- проверка полученных данных опытным путем [147].
Таким образом, в настоящей главе мы считаем правомерным говорить об опытно-поисковой работе, поскольку логика организации проводимого исследования удовлетворяет предъявляемым требованиям.
При проведении опытно-поисковой работы мы опирались на предмет нашего исследования и требования, необходимые для её эффективного осуществления, которые сводятся к следующим факторам:
1) предварительному анализу исследуемой проблемы;
2) конкретизации гипотезы, её уточнению в ходе исследования;
3) обстоятельному анализу теории и практики исследуемой проблемы;
4) чёткой формулировкой задач исследования; 5) разработке критериев, позволяющих объективно оценить результаты исследования.
Основными методами опытно-поисковой работы при проведении нашего исследования являлись опытная работа и научно-исследовательский поиск, вспомогательными - наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ и другие.
В соответствии с проблемой, предметом, гипотезой и задачами нашего исследования, опираясь на теоретико-методологическую базу исследования (системный, культурологический и личностно ориентированный подходы), а также учитывая общие требования к проведению опытно-поисковой работы, мы разработали программу опытно-поисковой работы по реализации системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде.
Цель опытно-поисковой работы: осуществление этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде при проведении мониторинга данного процесса.
Нами была выдвинута гипотеза исследования:
этнокультурное воспитание студентов в полиэтнической образовательной среде, вероятно, требует системной, целенаправленной организации данного процесса на основе личностно ориентированного подхода;
возможно, уровень этнокультурной направленности студентов повысится, если особенностью системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде будет являться последовательная реализация мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и организационно-методического ее компонентов;
результативность процесса этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, по всей вероятности, предполагает проведение педагогического мониторинга, направленного на отслежива ниє и корректировку этнокультурной направленности сознания студентов, которая проявляется в интеллектуальной и мотивационной сферах. Задачи опытно-поисковой работы:
Результаты опытно-поисковой работы по реализации системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде
В соответствии с программой проведения опытно-поисковой работы по этнокультурному воспитанию студентов в полиэтнической образовательной среде нами был проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы, который показал в целом низкий уровень этнокультурной направленности студентов, поэтому формирующий этап был направлен на реализацию системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде при проведении поэтапного мониторинга данного процесса.
В результате проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы, основываясь на концептуальных положениях нашего исследования, была разработана система этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, определено оптимальное сочетание форм, методов и средств его организации в естественных условиях в рамках образовательного процесса вуза.
Обобщающий этап опытно-поисковой работы был направлен на уточнение и конкретизацию основных положений гипотезы, обобщение и оформление результатов педагогического исследования, разработку методических рекомендаций по проблеме исследования.
Основными задачами на данном этапе опытно-поисковой работы являлись:
- анализ проводимой работы по реализации этнокультурного воспитания студентов в системе высшего образования;
- внесение соответствующих корректировок в процессе реализации системы этнокультурного воспитания студентов;
- проведение анализа результатов опытно-поисковой работы.
С целью определения начального уровня этнокультурной направленности студентов были выбраны группы, имеющие практически одинаковые параметры. В первой (ОГ-1) и второй (ОГ-2) опытных группах реа-лизовывалась система этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде с последующей диагностикой результатов. В третьей (ОГ-3) и четвертой (ОГ-4) опытных группах реализовывалась система этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде при проведении поэтапного мониторинга этнокультурной направленности студентов.
В ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы были проведены два промежуточных среза для выявления динамики уровня этнокультурной направленности студентов и определения эффективности реализации системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, а также контрольный срез для установления уровня этнокультурной направленности студентов по окончании опытно-поисковой работы.
Определение уровня этнокультурной направленности студентов по данным промежуточных и контрольного срезов осуществлялось на основе той же диагностики, что и на констатирующем этапе опытно-поисковой работы. Данные, полученные в результате проведения первого промежуточного среза