Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ В ВУЗЕ 11
1.1. Творческая подготовка журналистов как педагогическая проблема 11
1.2. Сущность инновационной учебной деятельности будущих журналистов в вузе 31
1.3. Педагогические условия совершенствования творческой подготовки журналистов в вузе 55
Выводы по первой главе 81
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ В ВУЗЕ 86
2.1. Цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий совершенствования творческой подготовки будущих журналистов 86
2.2. Инновационные методики совершенствования творческой подготовки будущих журналистов 100
2.3. Анализ качества творческой подготовки журналистов в вузе 122
Выводы по второй главе 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 143
ПРИЛОЖЕНИЯ 165
- Творческая подготовка журналистов как педагогическая проблема
- Сущность инновационной учебной деятельности будущих журналистов в вузе
- Цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий совершенствования творческой подготовки будущих журналистов
Введение к работе
Социально-экономические преобразования последнего десятилетия изменили ценностные ориентиры российского общества, привели к его расслоению, что, естественно, повлекло за собой изменения целей и задач образования. Социальный заказ на форму, качество и содержание высшего образования стал определяться не только государственным заказом, но и спросом, возникающим в разных социальных группах, каждая из которых отличается собственным видением жизни, своими финансовыми возможностями для его воплощения.
Очевидно, в этих условиях продуктом профессионального образования должна быть не унифицированная личность, а специалист, обладающий творческой индивидуальностью, способный к і/ самосовершенствованию, к гибкому изменению методов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умеющий работать с другими и над собой не по стереотипу, а с учетом меняющихся обстановки, условий и требований.
Целью обучения в вузе становится развитие личности студента, его максимальная творческая подготовленность к будущей профессиональной деятельности.
Однако анализ существующей практики позволяет утверждать, что учебной деятельности в вузе не хватает творческой доминанты. Особенно это касается обучения творческим профессиям, к которым относится «Журналистика». В связи с этим возникает необходимость инновационного подхода к организации образовательного процесса таким образом, чтобы он был максимально наполнен творческим содержанием и носил креативный характер.
Следует отметить, что в отечественной науке к настоящему времени накоплен значительный потенциал знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы.
О творческой сущности человека и ее реализации в целостной жизнедеятельности писали Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн.
Идеи формирования творческих способностей личности раскрываются в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Щацкого и др.
Психологией и педагогикой творчества занимались - В.И. Андреев, Г.С. Батищев, С.А. Гильманов, Г.А. Глотова, Г.П. Зинченко, П.Ф. Кравчук, А.И. Крупное, A.M. Матюшкин, В.А. Моляко, К.К. Платонов, В.Г. Рындак, Я.А. Пономарев, Н.Ю. Посталюк.
Концепцию учебно-творческой деятельности школьников и студентов создавали В.И. Андреев, А.С. Белкин, А.А. Вербицкий, Г.А. Глотова, В.И. Загвязинский, П.Ф. Кравчук, А.П. Тряпицына.
Проблематика нововведений в области образования представлена в работах К. Ангеловски, И.А. Бочкарева, С.А. Гильманова, Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, Л.В. Мещеряковой, С.Д. Полякова, Н.Р. Юсуфбековой и др.
На актуальность проблемы профессиональной подготовки студентов университетов обращают внимание российские и зарубежные исследователи Э. Ф. Зеер, Г. Е. Даркевич, Л. М. Кустов, О. Т. Лебедев, Г. М. Сериков, Ж. Биало, Р. Галь, М. Дебесс, Б. Кауфман и др.
Проблемы журналистского творчества всегда находятся в поле зрения как теоретиков, так и практиков. Интерес к данной теме обусловлен рядом причин: во-первых, потребностями самих творцов, пытающихся осмыслить особенности индивидуального творчества, во-вторых, потребностями журналистской практики, ориентированной на выработку оптимальных моделей журналистской дея тельности, в-третьих, потребностями журналистской теории, стремящейся выявить общие закономерности творчества журналистов. Эти проблемы нашли отражение в целом ряде теоретических работ. Одни авторы особое внимание уделяли общеметодологическим основам журналистского творчествеа (В.М. Горохов, Г.С. Мельник, Е.П. Почкай, Д.М. Прилюк, В.В. Ученова, Л.Э. Варустин, Т.В. Шумилина), другие - психологическим основам данного вида деятельности (Р.Г. Бухарцев, Л.Г. Свитич, А.А.Ширяева), третьи - особенностям публицистического творчества (Г.В. Колосов, Е.П. Прохоров, Н.Н. Щудря), четвертые - индивидуальным и коллективным началам в творческом труде журналиста (Л.Н. Андриенеко, СМ. Гуревич, А.А. Грабельников, И.М. Дзялошинский), пятые - технологическим приемам журналистского труда (К.К. Барыкин, А.П. Горбунов, Г.В. Колосов, Э.А. Худякова).
Несмотря на определенную степень теоретической и практической разработанности данной проблемы, целенаправленная творческая подготовка студентов вузов, на наш взгляд, осуществляется недостаточно.
Наличие противоречия между результатами учебной деятельности в вузе и требованиями социально - педагогического заказа на творческую подготовку журналистов обуславливает проблему нашего исследования, которую можно сформулировать следующим образом: какие педагогические условия будут способствовать совершенствованию творческой подготовки будущих журналистов в вузе? Данная проблема позволила определить тему исследования: «Инновационная учебная деятельность в вузе как фактор совершенствования творческой подготовки журналистов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых инновационная учебная деятельность в вузе является фактором совершенствования творческой подготовки журналистов.
Объект исследования: образовательный процесс в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия инновационной учебной деятельности в вузе, обеспечивающие совершенствование творческой подготовки журналистов.
Гипотеза исследования: инновационная учебная деятельность в вузе становится реальным фактором совершенствования творческой подготовки журналистов в том случае, если:
- осуществление выдвинутых целей и задач достигается обновлением содержания, форм и методов образовательного процесса;
-ускоренная адаптация студентов к вузовской образовательной системе обеспечивается введением педагогической поддержки;
-творческая самореализация будущего специалиста осуществляется на основе усиления связи теоретического обучения с журналистской практикой.
Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:
- изучить в теории и практике состояние проблемы творческой подготовки специалистов.
- выявить педагогические условия совершенствования творческой подготовки журналистов в вузе.
- провести анализ качества творческой подготовки журналистов на основе инновационной учебной деятельности в вузе.
- разработать методические материалы по творческой подготовке журналистов в помощь педагогическим коллективам вузов.
Методологической основой исследования явились:
- научные подходы к изучению сущности творчества и выявлению способностей личности к творчеству (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, А.А. Мелик-Пашаев);
- теоретические положения о творческой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- концептуальные подходы к проблеме теории творческой учебной деятельности и саморазвития личности (В.И. Андреев, А.С. Белкин, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.Н. Ксенофонтова, В.Г. Рындак, Д.Б. Эльконин);
- теоретические положения о творческой журналистской деятельности (В.М. Горохов, Г.В. Лазутина, В.В. Ученова, Л.Г. Сви-тич, А.А. Грабельников, И.М. Дзялошинский);
- теоретические подходы в области инновационных процессов в образовании (К. Ангеловски, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич, З.И. Загвязинский, А.И. Пригожий, Н.Р. Юсуфбекова);
- теоретические и методические основы профессионального образования (С.Я. Батышев, Г.Е. Даркевич, Э.Ф. Зеер, В.П. Комаров, A.M. Новиков).
В процессе работы над диссертацией использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ личного опыта работы автора в аспекте рассматриваемой проблемы; анкетирование, интервьюирование, прямое и косвенное наблюдение; самоанализ и самооценка студентами своей деятельности, метод экспертных оценок; беседы, письменный и устный опрос, тестирование студентов: количественный и качественный анализ результатов эксперимента; включенное наблюдение, позволяющее фиксировать динамику отношений субъектов педагогического процесса и др.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Оренбургского государственного университета.
Этапы исследования.
На первом этапе - поисковом (1997-1998 гг.) осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы, анализ опыта творческой подготовки студентов в вузе. Выявлялись и теоретически обосно вывались условия развития инновационной учебной деятельности, определялись и уточнялись критерии, показатели и уровни творческой подготовки студентов. Определялась база опытно-экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе - опытно - экспериментальном (1998-2000 гг.) определялась и уточнялась гипотеза опытно-экспериментальной работы, разрабатывался и апробировался педагогический инструментарий на основе выполнения программы формирующего эксперимента. Проводилась проверка эффективности педагогических условий, обеспечивающих совершенствование творческой подготовки журналистов на основе инновационной учебной деятельности. Обобщался и систематизировался полученный материал.
На третьем этапе - обобщающем (2000 - 2001 гг.) подводились итоги работы, осуществлялась обработка полученных данных, формулировались результаты исследования, апробировались и уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались и внедрялись в практику образовательных учреждений методические рекомендации по успешной творческой подготовке журналистов. На защиту выносятся положения, раскрывающие:
творческую подготовку журналистов в вузе как процесс активного усвоения способов познания студентами теории и практики творческой журналистской деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной готовности выпускника высшего образовательного учреждения;
- комплекс педагогических условий, при которых инновационная учебная деятельность в вузе становится реальным фактором совершенствования творческой подготовки журналистов (обновление содержания, форм и методов образовательного процесса в соответствии с целями и задачами творческой подготовки студентов журналистов; введение педагогической поддержки как элемента ускоренной адаптации студентов к вузовской образовательной системе; усиление связи теоретического обучения с журналистской практикой в целях творческой самореализации будущего специалиста).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1. На основе анализа научной литературы конкретизировано понятие «творческая подготовка журналистов в вузе».
2. Раскрыта сущность инновационной учебной деятельности студентов - журналистов в вузе.
3.Определена взаимосвязь успешности инновационной учебной деятельности в вузе и эффективности творческой подготовки будущих журналистов.
4.Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена правильность выбора совокупности педагогических условий, при которых инновационная учебная деятельность становится реальным фактором совершенствования творческой подготовки будущих журналистов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при решении проблем творческой подготовки специалистов разного профиля на основе инновационной учебной деятельности в вузе; возможности транс-поляции разработанных содержания, форм и методов на общую и профессиональную подготовку специалистов; в разработке методических материалов (практикума «Развитие творческих способностей студентов-журналистов; программы сквозной учебно-производственной практики для студентов 1-5 курсов; методических рекомендаций по написанию студентами дипломной работы; программы спецкурса «Общение в деятельности журналиста», учебного пособия «Образовательные возможности общения в деятельности журналиста»), являющихся продуктом целевого обеспечения процесса подготовки специалистов к творческой журналистской деятельности.
Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованностью теоретических положений, лежащих в основе исследования; применением широкого круга теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету исследования; поэтапным проведением опытно-экспериментальной работы на основе выявленных педагогических условий; качественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Оренбургском государственном университете на гуманитарном факультете (кафедры «Журналистика» и «Теория и методика профессионального образования»), в Центре детского и юношеского творчества Северного округа г. Оренбурга, на научно-методических семинарах работников СМИ Оренбургской области.
Основные идеи диссертации докладывались и обсуждались на международных (гг. Стерлитамак, 2000 г.; Оренбург, 2000 г., 2001 г., Иркутск, 2001 г.); всероссийских (гг. Оренбург, 1999 г.; Екатеринбург, 2000 г.); региональных (гг. Орск, 1999 г.; Бузулук, 2000 г.); межвузовских (гг. Оренбург, 2000 г.; Самара, 2001 г.) научно-практических конференциях.
Разработанные методические материалы успешно внедряются в практику преподавателей вузов Оренбургской области.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Творческая подготовка журналистов как педагогическая проблема
Исследование данной проблемы, очевидно, вызывает необходимость рассмотрения творческой подготовки личности в ее эволюции на основе анализа существующих различных научных подходов в педагогике и психологии. Однако трудность решения данной задачи обусловлена ограниченным количеством научных разработок в педагогической теории и практике.
Конкретизация понятия «творческая подготовка» требует, по нашему мнению, рассмотрения, в первую очередь, понятий «подготовка» и «творчество».
Так, по определению Большого толкового словаря подготовка - это определенный запас каких-либо знаний, приобретенных в процессе обучения, занятий /46, 863/. При этом следует отметить, что в научных педагогических исследованиях различными авторами «подготовка» рассматривается в таких сочетаниях, как «подготовка специалиста» (И.В. Засидкевич), «подготовка инженера» (Р.Н. За-ринов), «подготовка преподавателя» (А.Л. Бусыгина), «подготовка учителя» (И.Р. Федулина), «профессионально-педагогическая подготовка» (С.А. Черницына) и т.д. Отдельные вопросы, связанные с профессионально-педагогической подготовкой, рассматриваются в работах С.Я. Батышева, В.А. Возчикова, Г.Е. Даркевича, Э.Ф. Зее-ра, И. Кузьмина, A.M. Новикова и др. Однако в указанных исследованиях не дается дефиниция понятия «подготовка».
На основе анализа научно-педагогической литературы и результатов констатирующего эксперимента нами предпринята попытка восполнения данного пробела. В нашем представлении, подготовка специалиста понимается как процесс активного усвоения системы знаний, умений и навыков, развития способностей, с учетом требований, предъявляемых к уровню профессиональной готовности выпускника образовательного учреждения.
Что касается понятия «творчество», то в научной литературе существует огромное количество его определений. Приведем некоторые из них.
Творчество:
- это то, что создано в результате деятельности, совокупность созданного, сотворенного кем-либо /46, 1309/;
- это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. /226/;
- это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. В широком смысле слова творчество есть активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей, а также преобразует самого себя /225/; - это деятельность, в результате которой создается оригинальный и вместе с тем социально значимый продукт. Поэтому главным показателем творчества считают новизну и социальную значимость конечного результата деятельности /202, 26-27/.
Таким образом, творчество рассматривается как а) высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека; б) потребность что-то изменить, усовершенствовать, ввести новое, оригинальное.
Следовательно, под творчеством понимается такая деятельность, в результате которой создается оригинальный, социально -значимый продукт.
Очевидно, творчество специфично именно для человека, субъекта творческой деятельности.
Психологи и педагоги отмечают, что сущность творчества целесообразно рассматривать через:
- личность, ее характеристики (B.C. Библер, Я.А. Пономарев и др-);
- процессы, имеющие место в творческой деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);
- включение в определение элементов, указывающих на роль факторов окружающей среды (И.П. Волков и др.);
Наряду с этим, в психолого-педагогической литературе творчество также рассматривается как:
а) свойство, качество отражения (отражательная концепция творчества - В.М. Русалов, Н.Д. Ряховских и др.);
б) особый вид становления (диалектическая трактовка творчества - С.Н. Семенов, А.Т. Шумилин и др.).
в) особый стохастический процесс (синергетическая интерпретация творчества - Н.Ю. Посталюк и др.);
г) основа развития, движения, изменения (В.Т. Кудрявцев, Я.А. Пономарев, А.П. Тряпицына и др.).
Творчество характеризуется также новизной и социальной значимостью результата деятельности (В.И. Андреев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин и др.).
По мнению ряда исследователей /26; 31; 32; 188/, творческая личность определяется высокой внутренней активностью, степенью социализации, характером своей деятельности. Черты творческой личности: коммуникабельность; результативность; умение «вживаться» в интеллектуальные потребности эпохи; соединить свои научные интересы с общечеловеческими проблемами; широта научных интересов, не замкнутость в узкой сфере знания; способность предвидеть тенденции его развития; «вписывать» его в контекст обще социального прогресса; умение мыслить аналогиями и даже «примысливать» себя к объекту; полная поглощенность идеей; энтузиазм; упорство и последовательность в работе /144/.
Таким образом, творческую личность отличают смелость, открытость новому опыту, оригинальность, не насыщаемая познавательная потребность, независимость, гибкость, предпочтение более трудного для себя. Отдельные авторы, рассматривая творчество в учебно-воспитательном процессе, акцентируют внимание на понятиях «субъект творчества», «структура творчества», «принципы творчества», «условия развития творческой деятельности» (В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова, Ю.А. Миславский).
Общеизвестно, что творчество неоднородно: многообразие творческих проявлений поддается классификации по разным основаниям. Поэтому, существуют разные виды творчества: производственно-технические; изобретательское; научное; политическое; организаторское; философское; художественное; мифологическое; религиозное; повседневно-бытовое и т.п. /224/.
Сущность инновационной учебной деятельности будущих журналистов в вузе
При обосновании состоятельности творческой подготовки журналистов в вузе на основе инновационной учебной деятельности нами учитывалось следующее.
Первое. На современном этапе развития общества в условиях кардинального изменения целей и задач образования, становления новых образовательных структур, нового содержания образования появляется необходимость в создании новых технологий обучения студентов, способных к личностному самоопределению, самоорганизации и самоуправлению. Это соответствует требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов нового типа, что особенно остро ощущается в системе профессионального образования. /12; 19; 47; 68/.
Второе. В настоящее время перед системой высшего профессионального образования поставлена задача удовлетворения потребности личности в получении профессии (специальности) с возможностью повышения общеобразовательного уровня. /79; 90; 91; 177; 153; 154/.
Исходя из этого, целью вуза на сегодняшнем этапе является формирование личности самостоятельной, творческой, способной к самореализации, личности с новым мышлением и мировоззрением, которые должны давать возможность активно и компетентно участвовать в разумном миросозерцании /91/. Основными свойствами такой личности должны быть адаптация и творчество, то есть способность осваиваться в окружающей действительности и творчески ее менять, меняя себя. /31/.
Третье. В связи с этим, актуализируется проблема, связанная с развитием педагогических инициатив, инновационного движения, решение которой обеспечит качественное преобразование педагогической деятельности, и, соответственно, совершенствование процесса подготовки специалиста. /8; 33; 34; 48; 67; 118; 164; 172; 213/.
Здесь педагогическая деятельность должна быть направлена на преобразование пассивного обучения в творческий процесс взаимодействия всех субъектов учебного процесса. Это вызывает необходимость обновления традиционного содержания, форм, методов обучения, образовательных ценностей. /242; 243/.
Логика изучения данного вопроса предполагает рассмотрение специфики журналистской деятельности, учет возрастных особенностей студентов вуза, определение инновационных элементов процесса подготовки студентов-журналистов, обеспечивающих развитие их творческих способностей.
В первую очередь следует принять во внимание то, что в английском языке слово деятельность переводится термином «aktivity» и любой вид практической и познавательной активности человека определяется этим понятием. Однако не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности, чему в большей степени соответствуют немецкие термины «Tatigekeit», «Hunglung». /185, 263/.
Однако использование понятия деятельности в психологии позволяет изучать сознание и личность человека в тесном единстве с исторически развивающейся деятельностью. От уровня ее развития и конкретных особенностей ее предметного содержания зависят состав и функционирование сознания и способностей человека (его восприятия и воображения, мышления и памяти, чувств и воли и т.д.), характер межличностных отношений, черты и качества личности. /185, 263/.
К тому же, деятельность - это процесс взаимодействия с миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый. Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна, это и труд, направленный на создание материальных ценностей и воспитание, и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность. /63, 83-97/.
Ряд ученых отмечает, что деятельность есть не только тот процесс, в ходе которого рождаются ценности. Она сама есть ценность, ибо это тот процесс, который только и создает социальную реальность как высший вид развития общества. /23; 107; 108/.
При этом деятельность как определенная ценность может рассматриваться двояко. Во-первых, как актуально реализуемый процесс. В этом случае она выступает средством рождения мира культуры, цивилизации, развития самого человека. Во-вторых, деятельность как ценность выступает в своем результате. Этот результат многолик. Он воплощается в вещно-предметной среде, в которой человек существует и развивается. Важнейший итог деятельности - это развитие и саморазвитие человека. /11; 15; 108/. Человеческая деятельность обладает сущностными свойствами, какие выделены современными науками: целеполаганием, предметностью и осознанностью, преобразующим характером. Этим свойствам, надо полагать, должна отвечать и деятельность, организуемая педагогическим процессом. /116, 10/.
Итак, включение в деятельность - основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции.
Одной из актуальных проблем педагогики является изучение особенностей развития личности в учебной деятельности. Затрагивая систему образования, мы предполагаем учебную деятельность как составную часть деятельности, преимущественно адаптивную по своей природе, загружающую интеллект человека. /14; 78/.
При этом следует помнить, что учебная деятельность как составная деятельность, включающая две подсистемы, или деятельности. Первая подсистема - основной функциональный ее компонент, который рассматривается как подсистема или деятельность, учения. Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности объединяются в другую подсистему - деятельность обучения. Деятельность учения - чистый акт познания, регулируемый учащимися через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения. /78/.
По мнению ряда ученых: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина учебная деятельность определяется как:
-деятельность, в которой обучаемый под руководством педагога систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания и умения действовать в соответствии с их требованием /78/;. -вид деятельности, в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность /169/;
-деятельность по освоению обобщенных результатов предшествующего труда человечества (С.Л. Рубинштейн) /186/.
Таким образом, сущностью учебной деятельности является процесс усвоения знаний и способов получения этих знаний. Результатом учебной деятельности, ее продуктом, по мысли Д.Б. Эльконина, являются изменения, произошедшие в ходе ее выполнения в самом субъекте. /240/.
Цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий совершенствования творческой подготовки будущих журналистов
В данном параграфе раскрывается содержание первого этапа проведения опытно-экспериментальной работы: дается краткая характеристика используемых в ходе эксперимента диагностик и методов исследования; анализируются результаты, характеризующие показатели готовности к творческой профессиональной деятельности на начало эксперимента (по характеристикам и уровням).
За основу организации научного контроля инновационной учебной деятельности в вузе, обеспечивающей объективный ход и результаты эксперимента, были взяты рекомендации ученых В. И. Загвязинского, В.В. Краевского, A.M. Новикова, А. В. Петровского, В.М. Полонского и др. /85; 151; 165; 171/.
На всех этапах педагогического эксперимента применялись методы педагогического исследования как совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. /179/. Это такие методы как анализ документов, беседа, изучение продуктов творчества, наблюдение, обобщение независимых характеристик, тестирование и моделирование и др.
Ведущим методом явился педагогический эксперимент, проводимый на кафедре журналистики гуманитарного факультета ОГУ (с 1999 по 2001 годы) на 1-4 курсах специальности «Журналистика» дневной формы обучения и на 1-4 курсах специальности «Журналистика» заочной формы обучения.
Задача получения необходимой информации о показателях готовности к творческой профессиональной деятельности студентов журналистов должна была решаться за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик проведения прямого и косвенного наблюдения, бесед, опросов, количественного и качественного анализа экспертных оценок, изучения и анализа продуктов творческой деятельности.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены исходные уровни готовности к творческой профессиональной деятельности студентов - журналистов. Были определены факторы, стимулирующие процесс развития журналистско-творческих способностей студентов. Проведены диагностические срезы, определяющие выбор методов учебной деятельности студентов, стимулирующих их творческую подготовку. Проведен отбор наиболее актуальных для журналистско-творческого развития студентов форм учебной деятельности. Выявлены индивидуальные предпочтения студентов в выборе жанров собственных печатных выступлений, что обнаружило их внутреннюю мотивацию к журналистской творческой деятельности, связанную с возрастными психологическими и индивидуальными склонностями.
В целом, в заданиях по повышению готовности к творческой профессиональной деятельности студентов-журналистов применялись разнообразные методы: стимулирования и мотивации (познавательная игра, создание ситуаций успеха, занимательности, эмоциональных переживаний); эвристические методы (метод коллективного генерирования идей, метод «мозговой атаки», эвристические вопросы); методы самостоятельной работы (написание творческих работ, издание газетных вкладок, полос, самостоятельных газет); проблемно-поисковые методы (создание проблемной ситуации); методы самопознания (методы самонаблюдения, самоанализа). В качестве стимулов творческой деятельности в условиях инновационной деятельности выступили механизмы: подражания, специализации в журналистской деятельности, переноса, компенсации, нравственного воспитательного воздействия публицистических выступлений известных журналистов. А также стимул «новизны содержания», стимул «обновления уже накопленных знаний», стимул многообразия форм самостоятельной работы, стимул творчества (творческие работы студентов), эмоциональный тонус деятельности (совместная увлеченность деятельностью), соревновательные элементы.
На развитие словесно-образного воображения студентов были направлены приемы: поиск новых фактов, устное и письменное рисование увиденных «картинок жизни», прием персонализации: рассказывание о событии от имени разных его участников, инсценировка сочиненного эпизода, перевод материала информационного жанра в художественно-публицистический и т.д.
Экспериментальная проверка целесообразности и эффективности выделенных в исследовании педагогических условий, обеспечивающих процесс творческой подготовки студентов-журналистов проводилась на базе кафедры журналистики Оренбургского государственного университета с использованием действующих программ дисциплин профессионального цикла: «Основы журналистики», «Техника и технология СМИ», «Жанры периодической печати» и др.