Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование индивидуализации обучения будущих режиссеров-педагогов на заочном отделении в вузе 14
1.1. Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации образования студентов-заочников 14
1.2. Теоретические основания индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов, обучающихся на заочной форме в вузе 39
1.3. Индивидуализация образовательных программ самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в вузе 69
Выводы по главе 1 99
Глава II. Экспериментальная работа по реализации индивидуальных образовательных программ самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в вузе 102
2.1. Общая характеристика осуществления экспериментальной работы 102
2.2. Реализация индивидуально ориентированных образовательных программ самостоятельной работы студентов как условие индивидуализации заочного обучения в вузе
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 148
Выводы по главе II 156
Заключение 158
Список использованной литературы 164
Приложения
- Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации образования студентов-заочников
- Теоретические основания индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов, обучающихся на заочной форме в вузе
- Общая характеристика осуществления экспериментальной работы
Введение к работе
Современный динамично изменяющийся мир характеризуется преобразованиями во всех сферах социально-экономической, научно-технической и культурной жизни, которые затрагивают сферу образования, обостряя проблемы и противоречия подготовки будущих специалистов. В условиях модернизации системы высшего образования особое значение придается подготовке специалиста без отрыва от производства и повышению качества заочного обучения. Такие возможности заложены в усилении индивидуализации процесса обучения.
Индивидуализация процесса вузовской подготовки будущих профессионалов на заочной форме обучения обусловлена потребностью общества в специалистах, способных к творческой деятельности, в том числе и в сфере культурно-просветительской работы режиссерских специальностей.
Открытым остается вопрос повышения эффективности и качества самостоятельной работы студентов-заочников путем реализации индивидуального подхода (А.В.Беляев, В.И.Горовая, И.А.Малашихина, Г.М.Соловьев, Е.Н.Шиянов).
В целях повышения качества подготовки будущих режиссеров любительского театра организация индивидуальных форм обучения с вариацией содержания и дозировки степени сложности самостоятельных учебных заданий и особых сочетаний организационных форм и методов обучения может стать педагогически целесообразной и эффективной на заочной форме обучения.
Индивидуальный подход позволяет реализовать не только задачи обучения по определенной специальности, но и восстанавливает функцию формирования культурного самосознания студента. Задача современного культурного образования не только в том, чтобы обогатить человека разнообразными сведениями о культурах, но и помочь ему сформировать свой собственный индивидуальный культурный облик и образ [98, С. 13-18]. Особая роль здесь принадлежит будущим специалистам художественно-педагогических
профессий: перед ними встает задача защиты нравственных, эстетических ценностей и идеалов, гуманистических принципов духовного мира, культивирования личностных взглядов и суждений, мировоззренческих позиций на ценностное богатство мира и реализации их в воспитании молодого поколения. Такие составляющие содержания образовательного процесса, преломляясь в призме творческого процесса, находят выражение в неповторимых произведениях современного искусства. Духовное развитие личности будущего режиссера-педагога определяет содержание индивидуального подхода к каждому студенту заочной формы обучения, его самостоятельной работе.
Индивидуализация самостоятельной работы студентов возможна на каждом этапе обучения в вузе в период сессий и в межсессионный период. Содержательной стороной процесса индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов является художественный материал, задания, режиссерские и педагогические задачи, подбираемые и реализуемые с учетом индивидуальных особенностей каждого студента-заочника. При проведении индивидуально-дифференцированной работы с обучающимися учитываются сложившийся опыт отношений, способы мышления, ценностные ориентации и их интересы.
Необходимо отметить взаимосвязь режиссуры и педагогики. Работа режиссера с актером есть всегда сотворение единого художественного целого, состоящего из множества различных автономных творческих процедур. Являясь разными областями творческой деятельности, режиссерская и педагогическая работа соединяются, образуя двуединый процесс режиссерского творчества.
Сопряжение понятий «режиссер» и «педагог» обусловлено театральной спецификой. По определению В.И. Немировича-Данченко, одна из составляющих сторон деятельности режиссера - «педагогическая» [122. — С. 57]. Если воспитательное воздействие на зрителя режиссер-педагог осуществляет опосредованно через спектакль, то работа над ролью возможна в
результате прямого педагогического взаимодействия с исполнителями. Содержание режиссуры становится воспитательным методом в работе режиссера с актерами, учениками, осуществляя себя в создаваемых совместными усилиями сценических образах.
Педагогические знания необходимы в режиссуре. По мнению театральных педагогов, режиссерская мысль остается бесплотной, если она не обрела органического педагогического осуществления в исполнителях. В развитие театральной педагогики огромный вклад внесли ученики и последователи К.С.Станиславского: Е.Б.Вахтангов [176, С. 28], И.М. Хорчаков, А.Д. Попов [146, С.95], В.О. Топорков [172, С. 34], М.А. Чехов [115, С. 47] и др.
Понимание сущности педагогического процесса и умение его организовать необходимо любому руководителю, работающему с людьми. Педагогическое руководство творческим коллективом любительского театра, или учебным коллективом на факультете искусств в вузе, предполагает способность педагога вуза как режиссера к генерации собственных идей, обогащающих художественную, эстетическую и учебную программу. Деятельность режиссера-педагога характеризуется постоянным поиском новых педагогических средств в осуществлении воспитательно-образовательного процесса со всеми участниками коллектива и с каждым актером или студентом индивидуально.
Знания индивидуального подхода нужны будущим режиссерам-педагогам, потому как они ведут актеров в творческом процессе создания спектакля к воплощению собственного художественного замысла.
Студентам-заочникам необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффективной самостоятельной учебной работы, которая включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными действиями самостоятельной образовательной деятельности, будущий режиссер-педагог приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и
исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.
В ходе самостоятельной работы студент-заочник овладевает приемами работы с учебной и научной литературой, развивает умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, вырабатывает привычки к систематическому самообразованию. Индивидуальный подход в данном случае стимулирует умения сочетать теоретические знания с обращением к практическим ситуациям, решать задачи, приближенные к актуальным профессиональным проблемам и '' вопросам, создает условия самосовершенствования, своевременного осознания своей индивидуальности -способностей и склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.
Таким образом, с первых семестров у студента-заочника с помощью
преподавателя формируется индивидуальный стиль работы, рождаемый
стремлением к самосовершенствованию, раскрытием своей индивидуальности,
своих ценностных установок — стиль непрерывного самообразования.
Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная
деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: уяснение
цели и поставленной учебной задачи; четкое и системное планирование
самостоятельной работы; поиск необходимой учебной и научной информации;
освоение собственной информации и ее логическая переработка; использование
методов исследовательской, научно-исследовательской работы для
решения поставленных задач; выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; представление, обоснование и защита полученного решения; проведение самоанализа и самоконтроля.
Развитие режиссерских способностей, методы индивидуальных педагогических воздействий в формировании личности режиссера-педагога,
особенности режиссерско-педагогической деятельности отражены в научных
трудах современных театральных педагогов: А.Г. Бурова, Н.А. Зверевой [66, С.
18.], И.Б. Малочевской [107, С. 48], A.M. Лоламишева, А.Л. Ремеза [154, С.161],
^ В.А. Сазоновой [163, С. 12] и др.
Вопросы воспитания индивидуальности режиссеров-педагогов получили глубокое развитие в работах Б.Е. Захавы [65, С. 33], М.О. Кнебеля [85, 86], Н.В. Петрова [136, 137], В.Г. Сахновского [166, 167], Г.А. Товстоногова [199 - 202] и
др.
Исследованию технологии актерского творчества и режиссуры как
'* практической психологии и педагогики посвящены труды М.М. Бахтина [22, С.
23], К.Н. Виноградской [40, С. 61], П.М. Ершова [60, 61], Е.Г. Нефедовой [124, 125], В.Я. Пансо [131, С.240].
Таким образом, необходимость данного исследования определяется следующими противоречиями между:
— потребностью индивидуализации процесса обучения на всех его ступенях и
# недостаточной разработанностью теоретических и методических положений
относительно заочной формы обучения;
нормативной заданностью образовательного процесса и личностными потребностями студента;
диалектической взаимосвязью педагогики и театрального искусства и недостаточным ее проявлением в профессиональной подготовке студентов в
4 вузах на заочном отделении;
новой гуманистической парадигмой образования и реальным состоянием практики, не реализующей еще в достаточной мере современные идеи личностно ориентированного образования;
необходимостью формирования индивидуализированной основы заочного обучения, нацеленной на совершенствование самостоятельной работы
^ обучающихся в образовательном процессе, и сложившимися способами
подготовки будущих режиссеров-педагогов в вузе.
Из противоречий вытекает проблема исследования: определение сущности процесса индивидуализации самостоятельной учебной работы студентов и особенностей ее реализации в обучении будущих режиссеров-педагогов заочной формы подготовки в вузе.
Цель исследования: определить педагогические условия реализации индивидуального подхода в самостоятельной работе студентов специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель» на заочной форме обучения в вузе.
Объект исследования: процесс заочной формы обучения в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, суть которой заключалась в том, что индивидуализация самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки режиссеров-педагогов заочной формы обучения будет более эффективной, если:
в основу заочного обучения будет положен индивидуальный подход, реализующийся через индивидуально ориентированные образовательные программы самостоятельной работы, в разработке которых будут принимать участие студенты-заочники как субъекты обучения;
реализация индивидуально ориентированных программ самостоятельной работы студентов-заочников будет проводиться на базе модульного подхода;
в реализации индивидуально ориентированных программ предпосылкой качественного индивидуального самообразования студентов будет выступать реализация активных методов обучения, развивающих творческий потенциал студентов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1) определить теоретические основы индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов, обучающихся на заочной форме в вузе;
2) раскрыть педагогические условия индивидуализации самостоятельной
работы студентов-заочников;
3) провести экспериментальное исследование по реализации
* индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов
заочной формы обучения;
4) проанализировать результаты исследовательской работы, проверяющие
эффективность разработанной экспериментальной программы.
Методологическую основу исследования составили: теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган и др.); теория развития личности в
щ деятельности и общении (С.Л. Рубинштейн [159, 160.], Б.М. Теплов [198,
С.182.], А.А. Леонтьев [100, 101]); теория творческой педагогической деятельности (В.И. Загвязинский [62, 63], С.А. Гильманов, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров [79, 80], А.А. Мелик-Пашаев [114, С. 28]); гуманистическая психология (Р. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс); гуманно-личностная педагогика (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский [190, С. 639], Е.А. Ямбург); теория
> личностно-ориентированного образования (Н.А. Алексеев, И.С. Якиманская);
теория учебной деятельности (В.В. Давыдов [55, 56], А.К. Маркова [108, С.192], Д.Б. Эльконин [217, С.55], Г.И. Щукина [216, С.351]); художественная дидактика (Б.М. Неменский, М.О. Кнебель [86, С. 487]); теория театральной педагогики (К.С. Станиславский [181, С. 685]).
Теоретической основой исследования являются: положения театральной
^ педагогики, посвященные воспитанию человека-творца (М.Чехов,
М.О.Кнебель); положения театральной педагогики, используемые в подготовке к педагогической деятельности (Ю.П.Азаров, П.М.Ершов, И.А.Зязюн, Ж.В.Ваганова, О.С.Булатова, М.В.Жабровец, Л.С.Майковская), историко-теоретические основы включения хоровой театрализации в исполнительскую деятельность (А.Т.Тевосян), основы индивидуального подхода (А.А.Аукум,
Л А.А.Бударный, А.М.Гельмонт, Г.А.Данилочкина, Е.П.Ильина, А.А.Кирсанов,
Е.А.Климова, Г.Н.Кондратенко, В.С.Мерлина, Е.И.Пассов, Н.В.Промоторова, Е.С.Рабунский, С.Р.Ривес, И.Э.Унт).
Методы исследования определялись целью, решением теоретических и практических задач, реализованных в ходе экспериментальной работы.
В исследовании были использованы методы теоретического уровня: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, театрально-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование.
Были использованы методы эмпирического уровня: изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальная работа.
Также мы использовали статистические методы количественной и качественной обработки данных, графическое представление результатов исследования.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые:
выявлены педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель»: применение модульного подхода в образовательном процессе; индивидуальные образовательные программы, составленные при участии студентов; использование методов активного обучения и создание предпосылок для самообразования студентов;
разработана программа изучения индивидуально-профессиональных качеств студентов-заочников как основы индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов;
определены уровни и критерии индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников (достаточный, высокий и творческий уровни).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что педагогические понятия, являющиеся основополагающими для нашей работы, рассмотрены и проанализированы в многоплановом аспекте с точки зрения различных психолого-педагогических, философских и антропологических подходов в различные исторические периоды. Теоретически обоснованы педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов-
заочников, будущих режиссеров-педагогов. На основе данных, полученных в ходе исследования индивидуализации самостоятельной работы, определены ее уровни: достаточный, высокий и творческий.
Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, представляют собой определенное пополнение теоретико-методических сведений в изучении индивидуальной работы как фактора успешности самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся в высшем учебном заведении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в диссертации идеи и положения могут способствовать успешному внедрению индивидуальных образовательных программ в общую практику самостоятельной работы студентов-заочников. Результаты исследования внедрены в практику Ставропольского государственного университета и могут использоваться в любом высшем учебном заведении при подготовке студентов-заочников режиссерско-педагогических специальностей. Совокупность положений и выводов по модульному обучению в процессе реализации индивидуально ориентированных программ позволяет расширить варианты содержательной обеспеченности образовательного процесса в вузе на специальности режиссерского профиля. Применение предложенных педагогических условий позволяет повысить уровень индивидуализации самостоятельной работы студентов, активизировать их познавательные потребности, развить профессиональные качества и расширить их субъектные функции. Направленность применяемых методов обучения на самостоятельную работу студентов способствует их профессиональному развитию. Выявленные в результате исследования уровни и индивидуализации самостоятельной работы студентов в рамках подготовки по специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель» могут учитываться в ходе организационно-педагогической работы очной формы обучения и экстерната.
Организация, база и этапы исследования.
Эксперимент проводился на базе Ставропольского государственного университета (факультет искусств). Исследованием были охвачены студенты заочного отделения I, II, III и IV курсов в период с 2002 по 2005 год. Всего
1^ участвовало 170 студентов. Наше исследование предусматривало три основных
этапа.
Первый этап работы (2002 г.) связан с изучением теоретических основ проблемы, анализом литературы и педагогического опыта, знакомством с опытом работы театральных коллективов. Была разработана основная концепция исследования, определены цели, задачи, методика исследования,
щ спланирован и проведен констатирующий этап эксперимента, направленный на
выяснение соответствия системы подготовки студентов-заочников характеру их будущей профессиональной деятельности. Осуществлялось наблюдение за деятельностью режиссеров-педагогов и студентов. Были проведены анкетирование студентов, сопоставление результатов констатирующего среза с результатами сессионной аттестации студентов.
Ы На втором этапе (2002-2003 тт.) разработана программа
индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов в процессе получения образования в заочной форме обучения в вузе, спроектирована и проведена опытная работа. Проверялась гипотеза, решались выдвинутые задачи, проводилась апробация результатов исследования.
Третий этап (2004-2005 тт.) включил проведение итогового контрольного
У среза, систематизацию, обобщение и анализ результатов исследования,
формулирование выводов.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель»: применение модульного подхода в
,а образовательном процессе; структура и содержание индивидуальных
образовательных программ, составленных совместно с обучающимися;
использование методов активного обучения и создание предпосылок для самообразования студентов.
2. Программа изучения индивидуально-профессиональных качеств
^ студентов-заочников как основы индивидуализации самостоятельной работы
будущих режиссеров-педагогов.
3. Уровни и критерии индивидуализации самостоятельной работы.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе учебного
процесса на заочном режиссерско-театральном отделении Ставропольского
государственного университета (2002-2005 гг.). Основные положения данного
щ исследования освещались на заседаниях и учебно-методических семинарах
кафедры сольного пения, режиссуры и актерского искусства СГУ (2002-2005 гг.), на учебно-методическом совете факультета искусств (2002 г.).
Материалы диссертационной работы нашли отражение в докладах,
обсуждавшихся на региональных научно-практических конференциях
«Эвристическое образование - 6» (Ставрополь, 2003), «Эвристическое
* образование - 7» (Ставрополь, 2004); X Годичном собрании Южного отделения
РАО и XXII региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на Дону, 2003), XI Годичном собрании Южного отделения РАО и XXIII региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на Дону, 2004); в периодическом издании «Научная мысль Кавказа» (Ростов-на Дону, 2005).
Публикации: по теме диссертации опубликовано 7 печатных работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация включает в себя введение, 2 главы, выводы, заключение и приложение. Работа изложена на 193 страницах машинописного текста, содержит 13 таблиц, 7 рисунков. Список литературы включает 233 наименования, в том числе 216 - отечественных, 17 - зарубежных авторов.
Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации образования студентов-заочников
Для российского миропонимания гораздо большее значение, чем для западного менталитета, имеют общинно-коллективистские детерминанты. И в этом смысле индивид всегда «вписан» во всеобще-бытийное и всеобще-значимое. Запад же интерпретирует человека как индивидуалиста-потребителя, противопоставленного своими внутренними структурами, силами и ин тенциями как окружающей среде (природной и социальной), так и другим людям. В силу этого мы будем придерживаться следующего определения понятия индивид.
Индивид (от лат. individuum - неделимое) - характеристика каждого из нас как представителя человеческого рода, одного из многих [174, С. 64].
Личность - порождение социокультурного контекста, особое качество человека, носителя социальных ролей, приобретаемое в ансамбле общественных отношений в процессе совместной деятельности и общения [210, С. 25].
В западной литературе считается, что сущность личности выходит за пределы социального бытия. Категория личности оформляется непосредственно через соотнесенность ее с Богом, с природой, с бытием как таковым [142, С. 43]. Для описания мира личности используются психологические характеристики, раскрывающие аспекты бытия личности, которые не подлежат социальному измерению. Общая методологическая направленность такого подхода подчеркивает самостоятельность категории личности, и ее прямую соотнесенность с имманентными качествами и характеристиками индивида как самодостаточного атома [228, С. 36].
В российской же литературе доминирует понимание личности, уходящее своими корнями в особенности исторического развития восточно-славянских народов и в православно-религиозную традицию, согласно которой определение личности вытекает из понимания человека как частичного элемента общества. В характеристике личности используются главным образом социальные критерии, такие, как классовые, этнические, профессиональные, общинные, соборные и т.д. Социальная обусловленность доминирует при рассмотрении личности как синтеза социальных и психических сторон индивидуума. Такое понимание ориентирует исследователя, прежде всего, на выявление тех характеристик личности, которые индивидуум обретает через включение в общественную систему. При этом вопросами потенциального и актуального бытия личности занимались И. Кон [90, С. 17], В. Ядов [224, С. 41], А. Москаленко, В. Сержантов [119, С. 26-29] и др.
Субъект (от лат. subjectus - находящийся у основания) - носитель предметно-практической деятельности и познания, «активный деятель», источник осознанной, целенаправленной активности [129, С. 62].
В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям, особенное - отличает отдельного человека.
Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным - индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.
Индивидуальность - отражение уникальности, неповторимости. конкретного человека в сочетании, соединении специфическим образом его индивидных, личностных, субъектных проявлений [97, С. 19].
Индивидуальность - это одно из главных качеств человека, которое характеризуется сознательным выбором действий и решительностью в его осуществлении. Она в той или иной степени присуща любому человеку [47, С. 35].
Расширение и углубление человеческой индивидуальности может быть рассмотрено как содержание самого процесса антропогенеза, а рефлексивное сознание - как бесконечно расширяющееся поле реализации индивидуальности человека.
Теоретические основания индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов, обучающихся на заочной форме в вузе
Для прошлого и настоящего мировой и отечественной педагогики характерно сближение педагогической и художественной деятельности. На общность педагогики и искусства указывали в своих работах педагоги-классики: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов; современные отечественные исследователи: Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров и др.; зарубежные исследователи: X. Бек, М. Медер, Ж.Ф. Лиотар, М. Фуко, Л. Улмер, Т. Мак Крекен.
В педагогических исследованиях отмечается как влияние искусства на педагогическую деятельность, так и влияние педагогики на искусство. Воздействие искусства на педагогику проявляется в рассмотрении педагогических явлений с художественно-эстетических позиций (Е.Н. Ильин, О.С. Булатова, А.Ф. Закирова). Влияние педагогики на искусство выражается в том, что осмысление особенностей преподавания искусства происходит с учетом закономерностей воспитания и развития личности (Б.М. Неменский, Э. Б. Абдуллин и др.).
Взаимовлияние педагогики и искусства отмечается исследователями на всех ступенях образования, в том числе и в процессе профессиональной подготовки студентов вузов, обучающихся на заочном отделении. На наш взгляд, изучение особенностей вузовской подготовки к профессии режиссера-педагога представляет особый интерес.
В соответствии с классификацией профессий, предложенной Е.А. Климовым [83, С. 62], профессия режиссера-педагога относится к типу «Человек - Художественный образ». Для представителей этого типа профессий особое значение имеют, явления, факты художественного отображения действительности и т.д.
Г.И. Ярлыков [226, С. 101], определяя ведущие способности, необходимые для режиссера-педагога, утверждает, что они в целом не расходятся со способностями, которые развиваются у поступивших в вуз на театральное отделение, при обучении их режиссуре. Среди них автор выделяет следующие: способность к перевоплощению, суггестивная способность (способность к внушению), экспрессивно-импрессивные способности и способность к адаптации.
1. Способность к перевоплощению. Перевоплощение - это способность одного человека жить и выступать в роли другого лица. В основе перевоплощения лежит способность к идентификации себя с другим человеком (или художественным образом), способность к эмпатии. Это воображаемое проникновение в мысли и чувства людей реальных и вымышленных, это способность погружения во внутренний мир другого человека.
Уметь проследить и уяснить индивидуальную психофизическую основу личности можно только сопереживая, входя в содержание эмоционального состояния другого, беря на себя его роль. Так, К.С. Станиславский [178, С. 86] писал: «Воображение артиста обладает свойством приближать к себе чужую жизнь, находить общее, родственные чувства и черты». Понимать душу другого человека необходимо и педагогу.
2. Суггестивная способность, или способность к внушению. Известно, что любой человек, который выступает перед аудиторией или имеет дело с управляемыми им людьми, должен уметь «заразить» их - зрителей, слушателей или коллектив - своей «идеей», увлечь замыслом, навязать свое волнение, подчинить своей логике, покорить темпераментом, внушить свою волю. В.И Немирович-Данченко [120, С. 131] писал: «Я все время употребляю слово «заразительно», потому что всякий талант - и писательский, и актерский заключается именно в способности заражать других людей своими ... переживаниями».
Общая характеристика осуществления экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Ставропольского государственного университета (факультет искусств). В выборочную совокупность вошло 170 испытуемых, обучающихся в вузе на заочном отделении специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель», после окончания среднего профессионального училища искусств и обучающихся по сокращенным образовательным программам. Они составили контингент экспериментальной группы.
Экспериментальное исследование состояло из нескольких этапов:
1. констатирующий;
2. формирующий;
3. контрольный.
На выборке испытуемых экспериментальной группы проводились констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
Для получения эмпирических данных и сравнения полученных результатов после проведения формирующего этапа эксперимента с участниками экспериментальной группы нами была взята контрольная группа испытуемых, которые участвовали только в констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Данное сравнение результатов проведения эксперимента необходимо для подтверждения эффективности формирующего этапа, в ходе которого были реализованы индивидуальные образовательные программы самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель». Количество студентов контрольной группы составляло 100 испытуемых, также обучающихся на заочном отделении вуза.
Вопрос об индивидуализации обучения является очень ответственным для педагога, т.к. в момент зачисления каждого человека на режиссерский курс решается не только его последующая судьба, но перспектива развития театрального искусства в целом. Первичное изучение индивидуальных особенностей студента-заочника, поступающего в вуз, проводится обычно методами собеседований с ним, изучения документов, а также во время вступительных экзаменов, где будущие студенты показывают свои творческие и профессиональные навыки и способности, по которым можно составить индивидуальную характеристику каждого.
Результаты первичного изучения являются основой для выработки педагогических аспектов взаимодействия со студентом-заочником. Изучение индивидуальности будущих режиссеров-педагогов - процесс непрерывный и развивающийся, т.к. выбранная ими профессия имеет творческую направленность. Исходя из этого, нами был разработан план индивидуального исследования будущих режиссеров-педагогов, составленный для более глубокого изучения индивидуально-профессиональных качеств студентов-заочников.
1. Мотивация выбора и освоения профессии режиссера-педагога, познавательные интересы.
2.Соответствие направленности индивидуально-личностных, педагогических и режиссерских качеств и способностей студентов требованиям избранной профессии.
3. Начальный уровень приобретенных знаний (обученности), успеваемости студентов-заочников: программные и внепрограммные знания и навыки.
4. Предпосылки к учению (степень обучаемости) студентов заочного отделения вуза: общие умственные способности и специальные способности.
5. Способность к творчеству.
Перед тем как проводить первичное диагностическое исследование испытуемых мы составили критерии, наиболее соответствующие уровням готовности студентов к самостоятельной работе в рамках специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель». Однако необходимо отметить, что мы допускаем некоторые незначительные отклонения от предложенных нами критериев. Таким образом, нами были выделены следующие уровни:
1 уровень - достаточный: характеризуется такими показателями, как преобладанием в выборе и освоении профессии личностной мотивации, обусловленной психологическими особенностями личности студента-режиссера; большинство режиссерских и педагогических качеств носят слабо выраженный характер и могут применяться при помощи преподавателя; объем программных знаний и навыков равен предусмотренному минимуму государственного образовательного стандарта; слабая сформированность умений самостоятельной учебной деятельности, выражающаяся степенью обучаемости; творческий потенциал низкий.
2 уровень - высокий: социальная мотивация; большинство режиссерских и педагогических качеств носят умеренно выраженный характер и используются в самостоятельной работе с применением консультации преподавателя по мере необходимости; объем программных и знаний и навыков полностью охватывает необходимый учебный материал государственного образовательного стандарта, а также имеются некоторые внепрограммные знания; умения самостоятельно заниматься профессионально-образовательной подготовкой соответствуют норме; творческий потенциал нормальный.
3 уровень - творческий: специфически-профессиональная; наиболее оптимальное использование всех необходимых режиссерских и педагогических качеств в самостоятельной работе без любой посторонней помощи и консультации; объем программных и внепрограммных знаний и навыков выходит за пределы государственного образовательного стандарта; умения самостоятельно заниматься профессионально-образовательной подготовкой соответствуют норме; творческий потенциал высокий.